Система персонажей
Главным героем романа является студент Родион Раскольников, который находится в поиске себя. Он придумал абсурдную, с точки зрения Достоевского, теорию о подразделении людей на две группы:
- «Тварь дрожащая» — простые скромные люди со своими проблемами.
- «Право имеющие» — сильные личности, которым сама судьба дарует шанс добиться чего-то в жизни.
По идее писателя, все герои романа так или иначе относятся к одной из этих категорий, иллюстрируя теорию Родиона. И читатель начинает испытывать невольное сочувствие именно к первой группе персонажей, униженным и оскорбленным, но готовым к самопожертвованию, лишенным подлости и презрения к окружающим. Именно эти лица полны сочувствия, сострадания, доброты и порядочности. Это семейство Мармеладовых, Дуня, мать Родиона, сестра старухи процентщицы.
Антитеза в произведении
Достоевский активно использует прием антитезы, сопоставляя своего главного героя с другими людьми из его мира. Практически можно говорить о том, что Раскольников сопоставляется со всеми персонажами произведения, как положительными, так и отрицательными, или противопоставляется им, но не все становятся его двойниками. Сравнение с подлецами и безнравственными преступниками показывает, до каких глубин мог бы опуститься главный герой, останься он верен своей теории. Напротив, при сопоставлении его с положительными персонажами Достоевский показывает чистую и светлую душу.
Развенчание теории
Двойники Раскольникова есть как с одной, так и с другой стороны, они помогают герою разобраться в несостоятельности своей теории, в ее ошибочности. Продуманные положения, основывающиеся на мировой практике, на деле оказываются лишь фикцией, самообманом, иллюзией. Кто является двойником Раскольникова? Прежде всего это Лужин и Свидригайлов — личности, которые сумели переступить через других, двигаются к намеченной цели, невзирая на боль и страдания, причиняемые своим вольным и невольным жертвам.
Но можно ли назвать их сильными, сравнить с Наполеоном или другими великими историческими деятелями? Нет, их смерть останется незаметной, общество не изменится (что и произошло после самоубийства Свидригайлова), жизнь продолжит идти своим чередом. Поэтому сама суть теории главного героя развенчивается через образы его двойников – эти люди «переступили», но великими от этого не стали. Преступление как способ доказать прежде всего самому себе принадлежность к «настоящим людям» теряет свою значимость, поскольку этими двойниками Раскольникова воспринимается как нечто обыденное.
Литературоведческое понятие
В науке о литературных произведениях есть специальный термин — «черный двойник», суть которого состоит в следующем. Автор намеренно вводит в сюжетную канву текста некоего героя, в котором определенные качества максимально преувеличены. Он помогает подчеркнуть основные характеристики ключевого персонажа, наглядно продемонстрировать его слабые стороны, развенчать основные идеи. Этот прием активно использовался Ф. М. Достоевским в его великом произведении «Преступление и наказание». Своеобразные «клоны» Родиона Раскольникова, в которых черты героя гиперболизированы, помогают не только читателю понять несостоятельность теории, но даже убедить в этом главное действующее лицо.
То есть во многом благодаря своим отвратительным «двойникам» у Достоевского Раскольников приходит к долгожданному раскаянию, за которым следует прощение. Конечно, герою предстоит отправиться на каторгу за совершенное злодеяние, но от душевных мук он освобожден.
Урок 10-11. Двойники Раскольникова и их роль в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Занятие № 10-11
Двойники Раскольникова и их роль в романе
«Преступление и наказание».
Цели:
- воспитательные:
- воспитание чувства толерантности, сострадания, милосердия, непримиримого отношения к насилию, жестокости;
- создание условий для вовлечения студентов в активную практическую деятельность;
- образовательные:
- осмысление роли и места “двойников” Родиона Раскольникова;
- осуществление поисковой работы по исследованию характера Раскольникова;
- развивающие:
- формирование умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
- развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли.
Тип урока:
урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока:
урок-исследование
Методические приёмы:
беседа по вопросам, анализ художественного текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, чтение по ролям, пересказ эпизодов.
Прогнозируемый результат:
- знать двойников Раскольникова, понимать их роль в романе Достоевского;
- уметь излагать мысли, сопоставлять и сравнивать; выделять основное в тексте.
Оборудование
: тетради, тексты романа «Преступление и наказание», компьютер, мультимедиа, художественный фильм.
Ход урока
I. Организационный этап.
II.
Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
- Слово преподавателя.
— Не убий.
— Возлюби ближнего своего, как самого себя.
— Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. — Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Это отрывки из Нагорной проповеди Иисуса Христа, которую он произнёс близ города Капернаум. Словам этим две тысячи лет, но они живы и актуальны, так как говорят о вечном – любви и милосердии.
Время Достоевского, как и наше, достаточно резко делит мир на две части: мир души и мир денег. Совместить их почти невозможно. Если руководствоваться душой и верой, любовью и состраданием, как учил Достоевский, то мы будем испытывать вечные муки совести. Напротив, если взять за основу деньги, то все становится проще, ощутимей.
- Обсуждение темы и целей урока.
III. Актуализация знаний.
- В чем заключалась теория Родиона Раскольникова?
Уже с первых страниц романа главный герой его, студент Петербургского университета Родион Раскольников, погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей-страстью, допускающей «кровь по совести». Наблюдая русскую жизнь, размышляя над отечественной и мировой историей, Раскольников приходит к мысли, что исторический прогресс и всякое развитие осуществляется за счет страданий, жертв и даже крови, что человечество извечно делится на две категории. Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, — «твари дрожащие», и есть люди, нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятым большинством, — «сильные мира сего». Великие личности – Наполеон – не останавливается перед жертвами ради осуществления своих идей. Развитие общества совершается за счет попрания «тварей дрожащих» наполеонами.
- Слово преподавателя.
Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду принадлежит он сам: «Вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею?». Убийство старухи-процентщицы – это самопроверка героя. «Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…»
- Соотносится ли теория с проповедью?
Нет.
- В чем разница?
В заповедях говорится о том, что запрещено делать то, что греховно. Они удерживают людей от зла. Заповеди даны, чтобы показать людям, какие душевные расположения должны иметь, чтобы приблизиться к Богу.
А Раскольникова увлекает антихристианская идея «сверхчеловека», которому «все позволено». Раскольников впадает в грех самообожествления. Он полагает, что законодателем нравственности является не Бог, а человек. Раскольников берет на себя право определить границы добра и зла, дозволенного и недозволенного и менять их по своему усмотрению.
IV. Совершенствование знаний, умений и навыков.
- Слово преподавателя.
Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его “теории” отражают так называемые “двойники”, а положительные – антиподы.
- Как вы понимаете слово «двойники»?
В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «двойник» — это человек, имеющий полное сходство с другим.
- Кто является двойниками Раскольникова в романе?
( Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов)
- Постановка проблемного вопроса: «Какова роль «двойников» в романе?
- Исследование «двойников».
Анализ образа Лужина.
- Слово преподавателя.
«Они сами миллионами людей изводят, да ещё за добродетель почитают. Плуты и подлецы они», — говорит Родион Раскольников, пытаясь убедить себя в правильности своей теории.
Теория Раскольникова, доказывающая «тварь ли» он или «право» имеет, предполагала следующие практические восприятия:
— убить старуху- процентщицу, жизнь которой значит не больше, чем жизнь «вши»; взять её деньги, на эти деньги сделать много хороших дел.
В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом. Обратимся к нашему читательскому опыту и вспомним Павла Ивановича Чичикова из поэмы «мертвые души» Н.В. Гоголя, который не создает теории, но он живет по принципу: «главное в жизни – копейка. Эта вещь надёжнее всего на свете».
- Кто из персонажей романа живет по этому принципу?
Петр Петрович Лужин
- Кто такой Лужин? Что мы знаем о нем? (Пересказ письма матери о Лужине)
- Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?
(“Умный и, кажется, добрый”, “положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение”, и “муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля”).
- Слово преподавателя.
Рассуждения Раскольникова о «доброте» Лужина, допускающей что «невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст…», усиливают складывающееся о Лужине впечатление, как о человеке черством, сухом, равнодушном, расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою.
- Зачитайте эпизод первой встречи Раскольникова и Лужина.
- Каким мы видим Лужина? Какие эпитеты использует автор, описывая Лужина?
Лужин блестит, как начищенный медный грош, и не только потому, что был «женихом». А почему? Лужин только начал выходить из грязи в князи и внешним блеском пытался подчеркнуть своё новое богатство, своё впервые приобретаемое значение. Поэтому Достоевский главное внимание уделяет одежде и тому, что явилось предметом парикмахерского искусства. В Лужине всё аккуратно, складно, солидно, моложаво, и всё в нём неприятно и отталкивающе. В портрете его есть деталь, подчеркивающая пристрастие к вещам – «бакенбарды в виде двух котлет». Кажется, что Достоевскому доставляет удовольствие рисовать портрет Лужина, но, вчитавшись, замечаем явный сарказм автора. И, описав все детали портрета и наряда Лужина, Достоевский подытоживает: «если же и было что-нибудь…действительно неприятное, то происходило это от других причин».
- Какова теория Лужина?
«Возлюби прежде всего самого себя»
- Что будет, если кто-то посмеет встать на пути Лужина к достижению цели, если кто-то посмеет помешать ему?
( Он спокойно перешагнет, не испытывая угрызения совести)
- Просмотр эпизода из художественного фильма «Сцены объяснения между Лужиным и Дуней».
- Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения.
Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсутствие искренности, истинной любви и уважения к своей невесте, готовность оскорбить и унизить Дуню. В поведении Дуни – искренность, большое чувстве такта, благородство, желание рассудить беспристрастно: «если брат виноват, то он должен и будет просить у вас прощения», уважение к человеку, которому дано «великое обещание», гордость и чувство собственного достоинства.
- Что превыше всего ценил Лужин в жизни?
«Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. Лужина раздражал разрыв.
- Почему Лужина раздражал разрыв с Дуней?
Это разрушало его мечту о существе, которое «будет рабски благодарно ему всю жизнь, а он-то будет безгранично владычествовать». Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню.
- Как осуществил Лужин свое решение? Рассказать «Сцену с Соней на поминках у Мармеладовых»
Лужин для достижения своей эгоистической цели, “для себя одного”, готов “преступить все препятствия”, живет по принципу “все позволено”. В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина – деньги. Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других.
- Почему Лужина мы называем «двойником» Раскольникова?
У обоих в теории главное — Я. Но если для Раскольникова преступление – способ добывания средств, необходимых для служения человечеству, то мотивы Лужина более приземленные и пошлые: им движет исключительно корысть. Эгоизм Лужина не менее опасен, чем эгоизм Раскольникова. Он рождает равнодушие, оправдывает подлость и жестокость
Но есть существенное различие: у Лужина испорчено сердце, а у Раскольникова – разум, поэтому Раскольников может возродиться, а Лужин – никогда. Не зря Достоевский этому герою не позволяет (причем единственному) совершить ни одного положительного поступка. Про Лужина мы можем сказать, что он мертвая душа, потому что мир духовных ценностей для него не существует
- Анализ образа Свидригайлова.
- Слово преподавателя.
Результаты проведенного над собой эксперимента, разрушившего иллюзии Раскольникова в отношении самого себя как человека “необыкновенного”, не расшатали тем не менее мощные стены теории, толкнувшей его на преступление. Разочаровавшись в себе, он не отрекается от нее. Но в сознании читателя прочно выстроенные Раскольниковым башни- идеи превращаются в руины, благодаря мрачной тени следующего двойника — Свидригайлова.
“Свидригайлов – загадка”,– думает о нем Раскольников.
- Кто такой Свидригайлов?
Как характеризуют его первые сведения в романе
?
Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его как злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу “душегубства”, повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу Петровну, что он шулер, что нет такого порока, который бы не гнездился в его душе.
- Чтение по ролям эпизода «Встреча Свидригайлова и Раскольникова» (ч. 4, гл. 1)
Бога в душе нет у обоих, есть – одиночество и пустота душевная
- Чем её заполняет каждый?
У Раскольникова рождается идея сильной личности.
Свидригайлов погружен в разврат. Для него нет никаких запретов, даже нравственных. «Я человек развратный и праздный», — говорит он.
- Какова теория Свидригайлова?
«Мне всё позволено»
- Просмотр отрывка из видеофильма «Последняя встреча Свидригайлова и Дуни».
- Любит ли её Свидригайлов?
Дуня – это, наверное, единственный человек, которого очень глубоко понял и оценил Свидригайлов. Идя на последнюю встречу с Дуней, Свидригайлов еще надеется на взаимность любви, на свое духовное воскрешение. Однако эти надежды оказались неосуществимы. Свидригайлов на вопрос, любит ли его Дуня, получил отрицательный ответ. И вот тут герой понимает, что его жизнь зашла в тупик и обновление, восстановление попранной человечности для него невозможно.
- Почему Свидригайлов застрелился?
Свидригайлов, несмотря ни на что, желает добиться любви Дуни. Ему нужна её любовь, нужны ее живые чистые отношения. «Воздуху, воздуху надобно», — говорит он. Похоже на слова Мармеладова: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда – нибудь можно было пойти». Человек не может быть один. Теория «мне все позволено» отделяет от людей. Отпустить Дуню – значит смириться с тем, что тебе не все позволено, что ты такой же как все. Теория вседозволенности рухнула, поэтому Свидригайлов идет на самоубийство.
- Прав ли Свидригайлов, угверждая, что они с Раскольниковым “одного поля ягоды”, что между ними есть “точка общая”?
Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу “все позволено”.
Раскольников, разрешая себе “кровь по совести” тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению, существуют только для низшей категории людей – “тварей дрожащих”.
- В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Ваши версии.
— Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов живуг, в общем-то, по теории Раскольникова. Он же, общаясь с “сильными мира сего”, не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к “сильным мира сего”; ему неприятны люди, живущие по его “теории”. Этим сопоставлением ниспровергается в герое теоретик и возвышается в нем человек.
– У всех – у Раскольникова, Лужина, Свидригайлова – бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоутверждение за счет других. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает ее антигуманную, бесчеловечную суть. В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к “сильным мира сего, не может принять мир людей, которые не живут по его теории. В этом сила Раскольникова и то, что возвышает его над “сильными мира сего”)
- Вывод.
Слово преподавателя.
Свидригайлов, переступая через чужие жизни, переступает и через собственную совесть, т. е. полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи она терпит полное крушение. “Арифметика”, согласно которой можно убить одну “вредную” старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается “опытами” Свидригайлова. На счету Свидригайлова добрых поступков больше, чем у всех других героев романа: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых. Но, во-первых, добро, совершенное им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возродить его больную душу. Свидригайлов – это тот избранный, который “переступил” не единожды, без нравственных мучений (вот он, идеал Раскольникова!), но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя.
V. Информация о домашнем задании.
- Чтение эпизодов «Раскольников и Порфирий Петрович», «Эпилог»
- Пересказ эпизода «Разговор с Дуней о преступлении»
- Ответить на вопросы:
- Раскаивается ли герой в своем преступлении?
- Почему герой сделал «явку с повинной»?
V. Подведение итогов. Рефлексия.
- С какой целью автор показывает нам «двойников « Раскольникова?
«Двойники» Раскольникова выведены в романе не случайно: автор показывает, что может произойти с человеком, если он переживет спокойно свое преступление. Муки совести Раскольникова- это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. «Двойники» помогают увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь.
- Прослушивание песни Сергея Никитина «Каждый выбирает для себя»
- Слово преподавателя.
Вот и вы должны сделать в своей жизни правильный выбор, не ошибиться в нем. Вы должны помнить, что слепое желание иметь материальные блага может привести к преступлению. Это актуально во все времена.
Образ Лужина
Петр Петрович Лужин – ярчайшая демонстрация того, куда может завести увлечение эгоистичными теориями. Этот надворный советник живет по следующему принципу:
Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано.
Почему Лужин – двойник Раскольникова? Можно выделить несколько причин:
- Легко и без раздумий переступает через моральные и нравственные нормы.
- Движим исключительно личной выгодой.
- Наслаждается своей властью над людьми. Так, именно этот герой хочет «облагодетельствовать» бедную девушку, женившись на ней, чтобы потом унижать и издеваться.
Вот почему Лужин – двойник Раскольникова. Он, конечно, не виновен в убийстве, ему даже в голову не придет запачкать руки кровью, но, по мнению Достоевского, вина его гораздо хуже. Этот человек убил в себе человека.
При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов. Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя. Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение.
Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей. У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя.
В романе персонажи, которые по-своему воплотили теория «права имеющих» в жизнь. Это и есть так называемые психологические двойники Раскольникова.
- Студент в распивочной
Озвучивает мысли Раскольникова после первой встречи со старухой – процентщицей, но, в отличие от Раскольникова, относится к идее как к абстракции. Сам он за это никогда бы не взялся.
- Пётр Петрович Лужин
Поступки.
Негодяй Лужин – это сладострастное ничтожество, которое стремится властвовать. Пытается опорочить Соню (подсовывает ей сторублевую купюру, чтобы поссорить Родиона с семьей). Он хочет жениться на сестре Родиона Дуне и получать удовольствие от ее зависимости. Дуня готова выйти за этого преуспевающего дельца без любви. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, — чтобы вытащить семью из нищеты и помочь брату завершить образование.
Общее с теорией Раскольникова.
“Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”. Лужин спокойно переступает через все преграды на своем пути.
- Аркадий Иванович Свидригайлов
Поступки.
Азартный игрок, имеет весьма противоречивый характер: он совершает ряд добрых и благородных поступков (дает деньги Катерине Ивановне на содержание сирот и Соне, чтобы она могла сопровождать Родиона на каторгу). Но на его совести оскорбленная честь Дуни и смерть жены, доведение до самоубийства слуги Филиппа. Подслушав признание Раскольникова в совершении преступления, пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на брата. В его душе, как и в душе главного героя, идет борьба добра со злом (верх берет зло: Свидригайлов кончает жизнь самоубийством).
Общее с теорией Раскольникова.
“Мы одного поля ягоды” – говорит Свидригайлов Родиону. И Раскольников понимает, что это так, потому что оба они, хоть и по разным причинам, “перешли через кровь”.
- Порфирий Петрович
Дальний родственник Разумихина. Человек холостой, лет 35, «несветский и неизвестный». Лицо «пухлое, круглое, немного курносое…». При знакомстве с Раскольниковым замечает: «Я уже давно вас здесь поджидаю» -и обещает его «провести». Раскольников теряется в догадке, знает ли Порфирий Петрович, что он – убийца. Обнаруживает большой интерес к статье Раскольникова. Главное для Порфирия при раскрытии преступления – правильный психологический расчет. Окончательно убедившись в правильности своих подозрений и выждав нужное, по его расчетам, время, Порфирий Петрович сам приходит к Раскольникову, с тем чтобы «учинить явку с повинной». Прощаясь с Раскольниковым, он « на всякий случай» просит его, если «придет охота…ручки на себя поднять», оставить «записочку» с упоминанием «об камне».
В эпилоге сообщается, что Порфирий Петрович «вполне сдержал слово», данное Раскольникову, и это способствовало смягчению участи обвиняемого.
Психологические поединки Раскольникова со следователем:
1.Открыто говорит Раскольникову, что убийца – он, дает ему погулять «денька полтора или два». Уверен, что тот не убежит, так как «теории» своей больше не верит.
2. После целого ряда мытарств, Раскольников и в самом деле отдает себя в руки правосудия.
3.Судебный процесс по делу Раскольникова завершается осуждением его на 8 лет «к каторжной работе второго разряда». Несмотря на чистосердечное раскаяние на суде, в первый год своего пребывания в Сибири, Раскольников признавал свое преступление единственно « в том, что не вынес его и сделал явку с повинною».
Только после тяжелой болезни, сопровождавшейся страшными снами, его «воскресила любовь» к Соне. Но «новую жизнь» нужно было «еще дорого купить, заплатить за нее великим будущим подвигом».
Сходство психологии следователя и Раскольникова: обвинителем Раскольникова выступает человек, который его понимает.
- Соня Мармеладова пожертвовала собой ради спасения семьи;
- доведена до такой степени отчаяния, когда даже самоубийство кажется недостижимой роскошью;
- заботится о других, а не о себе (“ненасытимое сострадание”);
- кроткая, безответная;
- силы, помогающие выжить и не сойти с ума, дает ей вера в Бога.
Соня тоже преступница – она переступила через свою жизнь ради спасения родных. Именно ей Раскольников открывает свою тайну и ждет от девушки спасения. Соню удерживает от помешательства и самоубийства вера. Выбор пути Сони, а не пути Свидригайлова выводит героя на путь внутреннего воскрешения.
Итак, как мы видим, на страницах романа «Преступление и наказание» очень много личностей, так или иначе похожих на Раскольникова. И это не случайно. Теория Раскольникова настолько ужасна, что не достаточно просто описать нам его судьбу и крах этой теории, иначе повествование сведется просто к обычной криминальной истории полупомешанного студента. Достоевский хочет показать нам, читателям, что оказывается теория эта не так уж и нова и не так уж и нереализуема. Мы видим ее развитие и преломление через жизни и судьбы этих героев-близнецов и понимаем, что необходимо бороться с этим злом. Средства борьбы каждый находит свои, единственное, важно помнить, что с этим врагом нельзя бороться его же оружием, иначе мы рискуем оказаться в затхлом Петербурге того времени, в клоаке, перемалывающей людей и мысли.
Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского помогают разобраться в сложном характере главного героя, рассмотреть отдельно взятые черты характера, будто через увеличительное стекло. Благодаря этому приёму, мы понимаем мотивы поступков и осознаём неотвратимость наказания за совершённое преступление.
Знакомство со Свидригайловым
Этот герой живет по следующему принципу:
Единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша.
Эта идея очень похожа на главную мысль ключевого персонажа романа, вот почему можно с полной уверенностью сказать, что Свидригайлов – двойник Раскольникова. Отличительные черты характера этого человека таковы:
- Высшая степень безнравственности.
- Способен на преступление, что и совершает (убийство слуги). Нарушение закона делает его равным главному герою, но самому Раскольникову такое сравнение противно.
- Угрызения совести ему не присущи.
Себя злым человеком не считает; способен на совершение благородных поступков, на помощь ближнему. Этот двойник Раскольникова в «Преступлении и наказании» является демонстрацией того, к чему может привести еще одна интерпретация его теории: сильная личность, готовая помогать слабым, в итоге совершает страшные деяния, неблагородно поступает с девушкой-сиротой, занимается шулерством. Виновен этот герой и в смерти собственной жены.
Он понимает и Лужина, и Раскольникова, видит обоих насквозь, поскольку в чем-то близок и тому и другому.
Двойники Раскольникова
Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” — это психологический, философский и криминальный роман, в основе которого лежит преступление. Но в этом произведении автор также затрагивает такие темы, как милосердие, самопожертвование, пьянство и его причины, говорит о влиянии условий жизни на человека. Перед нами возникает Петербург, недавно вступивший в эпоху капиталистических отношений. Мы видим жизнь и быт разночинцев, мелких чиновников, разорившихся дворян и бывших студентов.
В основе романа “Преступление и наказание” лежит теория главного героя Родиона Раскольникова и ее постепенное развенчание. Бывший студент юридического факультета создал свою собственную теорию, согласно которой все люди от природы делятся на два разряда: “на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных” и “собственно на людей”. Ради великой цели “настоящий человек” имеет право разрешить себе переступить через закон и совершить преступление. Раскольников решается проверить эту теорию на практике. Он убивает “вредную старушонку”, чтобы, воспользовавшись ее деньгами, облегчить жизнь “униженных и оскорбленных”. Нужно отметить, что он совершает преступление не только потому, что голоден, но и потому, что хотел проверить, “тварь ли он дрожащая” или “право имеющий”.
Для развенчания теории Раскольникова Достоевский сталкивает своего героя с различными персонажами, общение с которыми постепенно разрушает бесчеловечную теорию.
Для этой цели он вводит двойников. Таковым является Петр Петрович Лужин, “надворный советник”, служащий в двух местах и составивший свой капитал. Он живет, руководствуясь принципом: “возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”. Конечно, он никого не убьет, ему и в голову это не может прийти, но тем не менее он с легкостью переступает через моральные и нравственные законы. Он решил взять себе в жены бедную девушку, чтобы она полностью зависела от него, а он мог бы ее унижать и наслаждаться своей силой. Он никогда не помогает людям, не видя в этом личной выгоды. Он обвиняет Сонечку Мармеладову в воровстве, чтобы очернить Раскольникова в глазах своей невесты. Лужин и ему подобные — это люди, не имеющие совести, главной целью в жизни которых является нажива.
Таким образом, на примере Лужина Достоевский показывает, что теория Раскольникова, изначально появившаяся как протест против общества, унижающего и уничтожающего слабых и бедных, оборачивается пренебрежением жизнями именно этих “униженных и оскорбленных”.
Свидригайлов — другой идейный двойник Раскольникова. Его теория состоит в том, что “единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша”. Но это чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой ни поставил. Он изнасиловал глухонемую сироту, убил слугу, был карточным шулером, сидел в тюрьме, повинен в смерти собственной жены. Но в то же время он не считает себя злодеем и способен совершать добрые поступки. И действительно, благодаря письму Дунечки, которое он отдал жене, девушка смогла восстановить свою репутацию. Свидригайлов готов обеспечить Авдотью Романовну, не требуя от нее, чтобы она вышла за него замуж, желает спасти ее от брака с Лужиным, потому что видит, что последний из себя представляет. Свидригайлов быстро разгадывает Раскольникова, суть его теории и его мучения. “Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Затем, что еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое браться”, — говорит Свидригайлов. Да, в том-то и состоит различие между Раскольниковым и Свидригайловым, что преступление Раскольников совершил, но “черту” не переступил, “на этой стороне остался”, а Свидригайлов переступил и никакими угрызениями совести не мучается. Но принцип вседозволенности привел его к повседневной скуке, ради избавления от которой он готов и полететь на воздушном шаре, и поехать в Америку. К тому же его терзают видения из других миров: привидения и пауки. Свидригайлов утверждает, что он и Раскольников — “одного поля ягоды”. По дороге в полицию, куда он шел с намерением сделать признание в убийстве старухи-процентщицы, Раскольников узнает о самоубийстве Свидригайлова. Тем самым автор показывает окончательный крах бесчеловечной теории главного героя, лишает ее права на существование.
Итак, при помощи образов Лужина и Свидригайлова Ф. М. Достоевский показал, к чему может привести бесчеловечная теория. Писатель утверждает, что счастье невозможно построить на несчастье других, тем более на преступлении; что человек — это личность, а не “тварь дрожащая”.
Сравнение ключевых персонажей
Мы рассмотрели, почему Лужин – двойник Раскольникова. Этот герой специально используется автором, чтобы наглядно показать, до какой глубины нравственного падения может довести увлечение антигуманными идеями, положенными в основу постулатов теории. Этот человек только на первый взгляд чист, поскольку руки его не запачканы кровью, но на самом же деле мысли его черны.
Второй двойник Раскольникова, Свидригайлов, – человек преступный, он знаком с тяжестями тюремного быта, познал обе стороны жизни – и роскошь, и нищету, в ходе своих исканий пришел к выводу, что может позволить себе все. Даже сама внешность его отталкивает, а взгляд голубых глаз кажется тяжелым и мрачным. Вспомним, что несчастная Соня, воплощение жертвенности и духовности, также является обладательницей голубых глаз, но ее взгляд легок и светел. Свидригайлов с первого своего появления предстает некой загадочной фигурой, в прошлом его очень много темных пятен.
Кажется сперва, что этот герой гораздо хуже другого двойника Раскольникова, Лужина, но постепенно читателю открывается идея Достоевского – этот страшный человек, преступник, сумел найти в своей душе искорку доброты, он способен на благородные поступки. Но увы, бездуховность его зашла слишком далеко, ему уже нет места среди живых.
Эти два героя помогают понять суть идеи главного персонажа более глубоко и явственно, они оба переступили черту, но не производят впечатления сильных личностей, которыми можно было бы восхититься.
Значение системы двойников
Зачем же Достоевский вводит в сюжетную канву сразу двух ярких двойников Раскольникова? Они помогают развенчать его теорию, показать несостоятельность постулатов:
- Лужин презирает общество и не испытывает никакого сочувствия к обездоленным. Не помогает им, хотя мог бы сделать это.
- Принцип вседозволенности Свидригайлова приводит лишь к тому, что герою становится нечем себя занять. Его пустая душа оказывается не в силах радоваться прелестям мира, поэтому для героя остается лишь единственный выход – самоубийство. Вот почему Свидригайлов — двойник Раскольникова, ему тоже предстоит пройти через душевные муки.
Интересно, что о суициде своего оппонента Раскольников узнает по пути в полицейский участок с признанием. Этот прием используется автором, чтобы наглядно продемонстрировать абсурдность теории своего персонажа, окончательно развенчать ее.
Муки совести в романе
Мы рассмотрели, почему Свидригайлов – двойник Раскольникова, но между этими персонажами есть не только общее, но и отличия. Так, Аркадий Иванович не терзается муками совести, он совершает неблаговидные поступки, порой – даже преступления, но себя виноватым не считает, живет по принципу вседозволенности. Раскольников же совершил серьезное деяние, лишил жизни старуху, пусть вредную и «бесполезную», поэтому Достоевский мастерски демонстрирует его моральные страдания.
А Лужин? Он также не знает, что такое совесть, искренне доволен собой, полагая, что все делает правильно. Правильно с точки зрения Лужина, ведь в его интерпретации весь мир вращается вокруг его персоны, а интересы иных людей, будь то Дуня или ее брат, или кто-то иной, совершенно не волнуют этого человека. Он пропитан эгоизмом и себялюбием до мозга костей и не может не вызывать отвращения.
Этим герои отличаются друг от друга: черные «двойники» делают то, что хотят, и не испытывают раскаяния, а вот главный персонаж не смог так поступить, этим он и ценен и автору, и читателям – очень хорошо для души Родиона то, что он остался «за чертой». Его болезнь и дальнейшая каторга символизируют духовное очищение через страдание.
Сочинение: Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
(445 слов) Одним из главных приёмов, которыми пользуется Ф. М. Достоевский для развенчания идей Раскольникова, выступает система двойников, состоящая из Петра Лужина и Аркадия Свидригайлова. Чтобы осознать неправоту главного героя, достаточно взглянуть на тех персонажей, которые олицетворяют воплощение его теории.
Первый двойник Раскольникова – Лужин. На первый взгляд перед нами предстаёт невероятно благородный человек, который согласен взять в жёны бедную сестру Родиона — Дуню, помочь деньгами бедствующей семье. Однако уже тогда Родион чувствовал подвох и не видел в этой новости ничего хорошего. При личной встрече его опасения только укрепились, перед ним предстал высокомерный, вульгарный человек, свысока смотрящий на окружающих. Однако вместе с тем нам открывается и нечто общее между персонажами в тот момент, когда Пётр Петрович делится своей теорией «целого кафтана». Приводя в пример слова о том, что ради помощи нуждающемуся человек должен отдать половину рубашки, Лужин приходит к выводу, что, действуя таким образом, он не поможет нуждающемуся, а сделает хуже самому себе, ведь в этом случае мёрзнуть будут оба. Пётр Петрович заключает, что для того, чтобы действительно помочь нуждающимся, надо прежде всего «возлюбить самого себя» и, используя свои способности и деньги, повышать благосостояние всего общества в целом. Этим теория Лужина крайне схожа с теорией Раскольникова, ведь она также ставит превыше всего и всех выдающегося индивида, призванного вести за собой людей и улучшать мир вокруг себя. Однако писатель показывает, что за этим рациональным мировоззрением персонаж просто прячет эгоизм и высокомерие. На протяжении всего романа действия Лужина так и не принесли никому счастья. Таким образом, Лужин представляет собой Раскольникова, освободившегося от юношеского идеализма. Его теория приземлённая и более мягкая, нежели принципиальное деление Родиона. Можно предположить, что именно таким стал бы главный герой, если бы вовремя не свернул со своего пути.
Другой двойник — Свидригайлов, представляет собой полную противоположность, как Раскольникова, так и Лужина. Аркадий Иванович, не таясь, совершает злодеяния, просто потому что хочет и может их совершать. Он прожил слишком долгую и порочную жизнь, чтобы верить в высокие идеи, которыми одержим Раскольников, и узнал людей достаточно хорошо, чтобы перестать беспокоиться об их отношении к себе, в отличие от Лужина. На протяжении всей своей жизни Свидригайлов пил, кутил, развратничал и вредил окружающим. Он избивал жену, которая спасла его от долгов, и едва не разрушил жизнь Дуни. Однако парадоксальность этого персонажа заключается в том, что, беспричинно творя зло, он также беспричинно творит и добро. Погубив репутацию Дуни, он вскоре помог её восстановить, он мягко подтолкнул Соню Мармеладову к мысли о необходимости спасения Раскольникова и взял на себя заботу о её семье. Свидригайлов — это следующая ступень развития «того, кто право имеет», окончательно освободившаяся от оков морали.
Таким образом, двойники Раскольникова – это разные отражения одной теории, развращающей человеческую душу. С их помощью автор романа «Преступление и наказание» показал все стадии развития вредоносной идеи своего героя.
Многомудрый Литреокон будет рад получить от Вас конструктивную критику данной работы в комментариях.
Автор: Михаил Щепин
Бедные люди
Среди двойников Раскольникова есть не только отрицательные персонажи, воплощение безнравственности, нечестия и крайнего эгоизма. К их числу относятся и добрые люди, которые, согласно абсурдной теории главного героя, и есть «твари дрожащие». Но именно они наделены такими качествами, которых не отыскать в «право имеющих». Таков, например, несчастный красильщик Миколка, готовый взять на себя чужую вину и понести незаслуженное наказание, дабы очистить свою душу.
Такова Соня, глубоко верующая девушка, вынужденная переступить через себя, торговать своим телом, что ей более чем противно, но только так она может содержать семью. Эти люди также входят в систему двойников Раскольникова, они иллюстрируют лучшие стороны его души, не затронутые тлетворным влиянием абсурдной и бесчеловечной теории. Отдельные исследователи творчества Достоевского Соню называют «божественным двойником», поскольку она показана волевой и сильной личностью, жертвует собой, не ждет помощи, а готова оказать ее. Однако в героях имеется и существенное отличие – если несчастная девушка живет исключительно сердцем, то Родион движим вперед разумом и силой мысли.
Таковы двойники главного героя в романе «Преступление и наказание», они помогают более глубоко проникнуть в авторский замысел и убедиться в жестокости, бессмысленности и бесчеловечности теории Раскольникова.
«Ангелы» и «демоны» Родиона Раскольникова. Двойники Раскольникова
Сегодня на уроке мы:
– Поговорим о противоречиях в душе Родиона Раскольникова.
– Узнаем, кого и почему можно назвать двойниками Раскольникова.
– Выясним, согласно каким теориям, живут двойники Раскольникова.
В 1865 году Фёдор Михайлович Достоевский
написал письмо издателю Михаилу Каткову.
В этом письме он рассказывал о повести, над которой работал. Как мы уже знаем, эта повесть потом разрослась в роман «Преступление и наказание». В письме к издателю Достоевский обрисовал фабулу будущего произведения и портрет главного героя.
«Молодой человек, исключённый из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения».
Так Достоевский описывает Родиона Раскольникова.
Дальше писатель объясняет намерения преступника: обеспечить мать, спасти сестру, закончить обучение и уехать за границу, чтобы «потом всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», чем, уже конечно, «загладится преступление».
Вместе с тем, в рабочих записях Достоевского о Раскольникове можно прочитать следующее: «В его образе выражается… мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу. Его идея: взять во власть это общество… Деспотизм ‒ его черта. Он хочет властвовать ‒ и не знает никаких средств».
Раскольников – персонаж очень сложный и противоречивый. По мере прочтения романа отношение к нему не раз меняется. Можно сочувствовать его бедности, разделять его негодование несправедливостью общества. Можно восхищаться его благородством и готовностью помогать совершенно незнакомым людям. В характере Раскольникова сочетаются мрачность, высокомерие, вспыльчивость и доброта, великодушие, благородство.
Что мы знаем об этом персонаже? Родион Раскольников вырос в любящей религиозной семье. «Вспомни, милый, как ещё в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!»,
‒ пишет ему в письме мать. Раскольников любящий сын и брат.
Важные черты его характера раскрывает первый сон Раскольникова. В нём он видит, как Миколка забивает насмерть тощую клячу. «Бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, охватывает её мёртвую, окровавленную морду, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку».
Доброта, сочувствие к несчастным, обострённое чувство справедливости и готовность бороться против несправедливости – это всё нравственные качества Раскольникова.
Заметим, что Раскольников учился на юриста. А как юрист он должен был бороться с нарушениями законов общества.
О доброте и благородстве Раскольникова говорят его близкие. Проявление этих качеств мы часто видим на страницах романа. Например, когда он пытается спасти от преследования девочку на бульваре или отдаёт последние деньги Мармеладовым.
В эпилоге мы узнаём о множестве благородных поступков Родиона Раскольникова. О том, как он спас из пожара двоих детей и при этом сам обжёгся. О том, как Раскольников заботился об умирающем от чахотки товарище и его старике-отце. Несмотря на свою бедность, он содержал их, а потом оплатил похороны.
Как такой человек мог решиться на убийство? На прошлых уроках мы говорили о социальных и философских причинах преступления Раскольникова.
«… точно в нём два противоположные характера поочередно сменяются», ‒
говорит о своём друге Разумихин. Сестра Раскольникова Дуня знает за братом такие качества, как
«тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие
».
Доктор Зосимов говорит о Раскольникове как об «исступлённом ипохондрике» с «бешеным, исключительном тщеславием»
. Ипохондрией называют болезненную мнительность, подавленность, угнетенное состояние. То есть Раскольников болен не только физически – у него расшатана психика.
Стоит обратить внимание ещё на один момент. Родион Раскольников отрезан от людей. Он сам по себе довольно нелюдим и мрачен. Даже в университете Раскольников держался в стороне от однокурсников и не обзавёлся друзьями. Разумихин отмечает даже, что иногда Раскольников бывает «холоден и бесчувствен до бесчеловечия».
Именно отстранённость от людей позволяет ему делить людей на разряды, оправдывать преступления во благо и называть человека бесполезной вошью. Это до глубины души возмущает Соню Мармеладову.
Раскольников – центральный персонаж романа. Все сюжетные линии сосредоточены на нём. И система образов выстроена так, что все персонажи связаны с Раскольниковым и его теорией. Образы униженных и оскорблённых подтверждают несправедливость общества. Разумихин, Порфирий Петрович и Дуня опровергают теорию Раскольникова
Есть ещё два очень важных персонажа. Это двойники Раскольникова, Лужин и Свидригайлов.
Почему их называют двойниками?
На первый взгляд они совершенно не похожи. Нищий студент Раскольников, деловой человек Лужин и развратный барин Свидригайлов.
Лужин – сухой делец, который сколотил капитал собственным трудом. Высокомерный Лужин выбился из низов и больше всего на свете любит деньги. Он расчётлив и скуп. Лужин тщеславен, самолюбив и абсолютно холоден. Он равнодушен к своей невесте, Дуне Раскольниковой.
Женится Лужин для того, чтобы повысить свой статус за счёт красивой и образованной жены. Кроме того, для него важно, что Дуня бедна. По его мысли, «такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет безгранично и всецело владычествовать!».
Почему он двойник Раскольникова? Дело не только в высокомерии, угрюмости и тщеславии, которые характерны для обоих. У Лужина тоже есть своя теория. «Теория о “целом кафтане”». Её суть заключается в том, что каждый человек должен заботиться только о собственном благе. Других людей нужно просто использовать для достижения своего благополучия. Лужин верит, что эгоцентризм поможет создать идеальное общество.
Раскольникова взгляды Лужина возмущают: «…доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…»
. И хотя Лужин уверяет, что «
экономическая идея ещё не есть приглашение к убийству»
, Раскольников прав. Эгоист думает о людях только как о средстве достижения комфорта. То есть, как о вещи или инструменте, а не как о личности.
В своей теории Лужин расчеловечивает всех окружающих его людей так же, как Раскольников расчеловечивает людей «первого разряда», которых он называет материалом для воспроизводства общества.
Теория Лужина не приносит ему счастья. Мечта о покорной красивой жене Дунечке разбивается в прах.
Несколько сложнее образ Свидригайлова. Это дворянин и помещик, отставной офицер и бывший карточный шулер. Влюблённая помещица Марфа Петровна вытащила его из тюрьмы, где Свидригайлов сидел за долги. Свидригайлов порочен, привык потакать своим желаниям и идти на поводу у страстей. Он прямо заявляет, что разум служит страсти.
В отличие от Лужина, он преступник. Свидригайлова обвиняют в смерти жены, Марфы Петровны. Его вина не доказана, но Дуня Раскольникова говорит, что Свидригайлов намеревался отравить жену. Лужин рассказывает о том, что Свидригайлов издевался над одним из своих крестьян. Эти издевательства довели крестьянина до смерти. Виновен Свидригайлов и в самоубийстве девочки подростка, над которой он надругался. Эти преступления прикрыли деньги Марфы Петровны.
Свидригайлов не скрывает своей порочности. К примеру, он с цинично рассказывает о своей невесте, девочке шестнадцати лет. И при этом Дуню он пытается заполучить при помощи шантажа. Кажется, для него не существует нравственных границ.
Теория Свидригайлова похожа на теорию Раскольникова. Он тоже говорит о допустимости преступления во имя какой-нибудь цели. «…единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!..»
Но Свидригайлов совершает преступления вовсе не ради благой цели.
«Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть…», –
цинично говорит Свидригайлов.
В конце романа он делает много добрых дел, буквально спасая других героев. Он оплатил похороны Катерине Ивановне Мармеладовой, обеспечил будущее её детей, дал денег своей юной невесте и Соне Мармеладовой. У девочки появился шанс не стать жертвой очередного развратника. А Соня Мармеладова смогла поехать на каторгу вслед за Раскольниковым.
Значит ли это, что Свидригайлов раскаялся и смог переродиться? Вовсе нет. Свидригайлов говорил о том, что не верит в Бога, вечность. Его добрые дела не искупают его преступлений. Он совершает самоубийство, закрывая себе путь к духовному возрождению.
Получается, что и теория Свидригайлова оборачивается крахом всей его жизни.
В романе «Преступление и наказание» Достоевский вступает в полемику с теорией «разумного эгоизма» Чернышевского, показывая, что эта теория выгодна Лужиным и Свидригайловым, а гармоничное общество на сухом расчёте не построить.
Терпит крах и теория Раскольникова. Не только потому, что она сама по себе абсурдна. Теория Раскольникова не соответствует его душе. Совершив убийство, он испытывает тяжкие душевные муки. Но раскаивается ли он в преступлении?
Можно ли считать покаянием признание вины у следователя? Нет. Признать вину не значит раскаяться. Покаяние Раскольникова на Сенной площади тоже было формальным. Оно стало скорее результатом нервного срыва.
Во второй части эпилога мы читаем: «ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху».
На каторге Раскольников продолжает обдумывать свою теорию, не понимая, чем она хуже других. И не видит смысла и цели в дальнейшей жизни.
Переворот в его душе происходит, когда он на время лишается постоянной поддержки Сони Мармеладовой. Он раскаивается, что мучил её своей холодностью, и намерен искупить эти страдания. Но самое главное, он открывает Евангелие с такой мыслью: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?»
В последних строках романа Достоевский пишет о перерождении Раскольникова
.
Но не о мгновенном и полном, а о постепенном движении к новой жизни. Поэтому логично предположить, что Раскольников в будущем раскается в преступлении.
«Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что он дошёл до конца, до края той дороги, на которую его завёл заблудший ум. Эта черта русских людей, черта чрезвычайной серьёзности, как бы религиозности, с которой они предаются своим идеям, есть причина многих наших бед», –
писал критик Николай Страхов.