Конспект заключительного урока по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» на тему «Преступление и раскаяние Родиона Раскольникова»

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Достоевский

Творчество выдающегося писателя Достоевского «Преступление и наказание» показывает, как человек может выдержать все моральные волнения, а у Раскольникова было много мечтаний.

Заключительная глава считается основным действием в произведении, в ней раскольников признаётся в преступлении. Такие события наблюдаем в главе раскаяние. Раскольников был уверен, что люди делятся на два сорта, одни преодолевают себя и идут на бунт, а окружающие люди согласятся с плохими условиями жизни. Эту теорию он хотел доказать себе, тварь ли я дрожащая или человек, который право имеет. Поэтому он решил убить старушку. Он думал, что сможет жить, не задумываясь о последствиях, совершённого преступления. Но в итоге он уничтожил свою жизнь, а постоянное чувство вины не даёт ему спасение. Огромную поддержку в его жизни оказывает Соня Мармеладова. Эта девушка стала для него спасительным кругом.

У Раскольникова возникли тёплые чувства к девушке. Но истерзанный чудовищным поступком, парень решает рассказать ей все приключения, которые с ним произошли. Оказавшись у Сони, он рассказывает о преступлении, но по его лицу было понятно, что необходимо ответить за совершённое преступление. Это вселило в Раскольникова надежду на избавление от мучений. Соня говорила о том, что он обязан отправиться на Сенную площадь и попросить прощения у земли, ведь он совершил грех перед ней, а не перед народом, заявив об убийстве. Оказавшись на площади, он испытал новое чувство, тогда он был уверен, что обязан ответить за своё преступление. Но из-за внутренних сомнений он не смог рассказать о минувших событиях. Вдруг он осознал, что все мысли, в которые он верил, ничего не значат. Они не имеют смысла, а парень такими действиями уничтожил свою жизнь.

Возле конторы у юноши онемели ноги, но он продолжал идти, понимая правильность поступка. Неожиданно он встретил Прохора, который вел это дело. Раскольникова взял страх, что он догадался о его причастности к преступлению. Войдя в контору, он не смог признаться в убийстве. Неожиданно Раскольников увидел Соню, которая пряталась во дворе. Парень подумал, что она поддержит его в любой ситуации, поэтому он зашёл в контору и рассказал о преступлении. Такое признание означало ничтожное существование его натуры. В действительности раскаяние к нему пришло на каторжных работах после разговора с Соней и обращению к Богу. В сложной жизненной ситуации его душу спасла любовь и человечность.

Другие темы: ← Интерьеры в романе Преступление и наказание↑ ДостоевскийЧисла в романе Преступление и наказание →

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Письмо Васютке из произведения Васюткино озеро Астафьева
    В письме к Васютке я хотел бы подчеркнуть многие черты его характера, ведь когда человек занимается каким-либо делом, и даже во времена своего бездействия, человек показывает свой характер.
  • Что такое Целеустремленность сочинение
    Что такое целеустремленность? Это такое качество человека, которая характеризуется способностью ставить цели, составлять план их достижения и осуществления их.
  • Анализ произведения Мертвые души Гоголя
    Мёртвые души» – грандиозное произведение Николая Васильевича Гоголя, над которым писатель трудился очень долго и кропотливо.

Раскаяние Родиона Раскольникова в романе Ф. М

— работа, где автор поднимает тему бедных и униженных людей. При этом данный роман посвящается анализу природы преступления, его социальной и нравственной стороне, а также анализу наказания, которое последует незамедлительно.

Идея убийства возникла у героя романа Раскольникова, который возомнил себя сверхчеловеком и хотел проверить свою теорию. Однако ошибся в себе. Совершив преступление, герой потерял покой, его стала мучить совесть и он сделал вывод, что относится не к сверхлюдям, что могут решать чужие судьбы, а всего лишь тварь дрожащая.

Раскаяние и наказание Раскольникова

И вот, преступление совершено, но будет ли исповедь и раскаяние Раскольникова? Изучая произведение, мы видим, что путь Раскольникова к раскаянию длинный. Только после встречи с Соней, он решает раскаяться признаться в содеянном. Только эта девушка, которой смог открыть свою душу герой, смогла повлиять на его решение и раскаяться в романе Преступление и наказание. Это произошло в самом конце.

Да, главный персонаж произведения долго не хотел смириться с тем, что по законам людей он является преступником. Он бунтует до последнего, но все же момент раскаяния Раскольникова, что подтверждают цитаты из романа, произошел. Персонаж отправляется сначала на площадь, где произошло всенародное покаяние. Там Раскольников преклонил колени и поцеловал землю, как бы прося прощения за содеянное. Однако перед самим народом не смог раскрыться, да и не было у него желания, ведь все его посчитали пьяным.

Раскольников думал, что если он признается в убийстве перед тварями дрожащими, то он приравняет себя к ним, но к этому он еще не пришел окончательно.

Не сразу признался он и в полицейском участке. Только после известия о самоубийстве Свидригайлова, и после видения Сони, на чьем лице отпечаталось что-то измученное и больное. Все это вместе натолкнуло Раскольникова на шаг признания. Но и в этот момент не произошло настоящего раскаяния. Оно пришло позже, на каторге. И только после этого герой облегчил душу, он ощутил единство со всем живым и со всем миром.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» изначально был определен как «психологический отчет одного преступления». Главное в книге — не само преступление, а вопросы о нравственном законе. Существует ли он для всех людей? Или же «завершителям человечества» все дозволено? Эти вопросы встают перед Раскольниковым, терзают его сердце. Убийца сомневается в правильности своей идеи преступить старый закон, предрассудок (ибо, как «сверхчеловек», он «право имеет»).

Героя мучает чувство разъединенности с миром, которое ощущает после злодеяния.

Одна из главных причин, заставивших Раскольникова сознаться — крах его теории. Герой понимает, что, переступив черту, он не стал «сверхчеловеком», а остался таким же, как и все: «Повинуйся, дрожащая тварь — и не желай, потому — не твое дело». Большое влияние на преступника оказала Соня Мармеладова. Она совершает преступление над собой, страдает ради блага семьи, идет по дороге самопожертвования:»…и тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты…» Девушка не понимает, как можно преступить нравственный закон, запрещающий убивать людей, и предлагает Родиону сознаться:»Стань на перекрестк, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух:»Я убил!»

В конце концов Раскольников идет по пути Сони — решает страдать во искупление своего греха и является с повинной.

Внимание!

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Достоевский в своем романе раскрывает образ, доведенного до отчаяния человека, совершившего преступление, стремиться передать нам его мысли, переживания, чувства, муки совести, показать психологию убийцы, и, прежде всего, размышляет на тему раскаяния и искупления греха.

Раскольников Родион Романович – бывший студент, живущий в Петербурге, университет покинул из-за недостатка средств. Причин, заставивших его совершить убийство старухи-процентщицы, не мало: нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят героя до изнеможения, он вынужден скрываться от хозяйки дома, так как нечем платить за жилье, сестра Дуня, чтобы помочь брату и матери, решившаяся выйти замуж за развратного Лужина. Проходя по окраинам Петербурга, ему взору предстают картины нищеты и унижения, кто-то пытаемся совершить самоубийство, кто-то торгует своим телом, как дочь его друга Мармеладова Соня, а кто-то наживается на других людях, как, ненавидимая им, старуха. Все эти события проходят через душу Раскольникова, влияют на его психику. В его душе созревает бунт против всей этой несправедливости. Он решает совершить малое зло ради большого добра. Считает что, убив старушонку, он принесёт больше добра и справедливости этому миру, чем зла. Так же у него давно есть теория о двух видах людей. Убийством он решает проверить, кто он, «необыкновенный человек», которому позволено вершить зло ради благой цели, или же просто «тварь дрожащая» и «материал». С этими мыслями он решается на убийство.

Обстоятельства заставили Раскольникова убить не только процентщицу, он и её безобидную беременную сестру Лизавету. Совершив преступление, герой сомневается в том, что сможет хладнокровно выдержать тяжесть этого поступка, его начинают посещать тревожные сны мысли о самоубийстве, мучает совесть. Иногда же герою кажется, что он сможет жить с «черным пятном на совести». В нем пробуждаются гордость и самоуверенность. Не выдерживая, он рассказывает об убийстве Соне, которая, как он чувствует, может понять его, так как сама увязла в грехе. Она хочет спасти его душу, уговаривая раскаяться и сдаться властям. Через некоторое время он сдается полиции, он даже тогда он не расценивает это как покаяние, а лишь считает слабостью, он до сих пор не видит в содеянном большой вины. Первое время пребывания на каторге сильно укололи его гордость. Однако тягу с жизни ему вернула Соня, поехавшая за ним Сибирь.

Я считаю, Раскольников искупил свой грех тем, что раскаялся и впустил в свою душу любовь и Бога.

Другой путь искупления греха выбрал Свидригайлов. Он совершил за свою жизнь много грехов: Из-за его домогательств сестра Раскольникова потеряла место работы, он загубил несколько своих крепостных и жену. Осознав это, он пытается искупить вину перед Дуней, предлагая ей деньги и пытаясь предотвратить свадьбу с Луженым. Но, не получив прощения, накладывает на себя руки.

(6,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

I. Образовательная

Обучающая:

  • Дать представление о понятии “тайна человека” в художественном мире писателя.
  • Анализируя эпизоды художественного произведения, дополнить, обобщить представление учащихся о психологическом портрете героя Достоевского.
  • Проанализировать путь обретения Раскольниковым человеческих ценностей через страдание.
  • Путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме.
  • Анализируя фрагменты текста и эпизод, создать у учащихся целостное представление о характере героя Достоевского.

Развивающая:

  • Продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений.

Аналитические умения:

  • аргументировать свою точку зрения;
  • делать выводы и участвовать в дискуссии;
  • выражать свое отношение к прочитанному.

Речевые умения:

  • создать устный ответ;
  • выразительно читать текст художественного произведения (в данном случае фрагменты).

II. Воспитательная:

  • создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека;
  • помочь учащимся сформировать понятие о гуманистических позициях современного человека.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.

Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагмента из фильма режиссера Л. Кулиджанова “Преступление и наказание”); раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. (Презентация, слайд № 1.)

Задача сегодняшнего урока — проследить путь воскрешения человека в Раскольникове, обобщить знания о психологическом портрете героя Достоевского и еще раз всмотреться в человека Достоевского, поразмышлять над великой тайной.

Обратите внимание на эпиграф к уроку: “Достоевский исследует и обнаруживает муки совести и покаяние на такой глубине, на какой они до сих пор не были видимы”. Это слова русского философа Н. Бердяева. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.

Действия учащихся: учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетради.

2. Учитель. Итак, мы начинаем исследовательскую деятельность. Что, по вашему мнению, помогает Раскольникову, вступить на путь раскаяния?

Примерные ответы учащихся: Раскольников не одинок, его окружают любящие люди, готовые поддержать его духовно.

3. Презентация, слайд № 2

Учитель. Перед вами на экране слова Раскольникова. Учитель читает вслух цитату: “О, если бы я был один и никто не любил меня и сам бы я никого не любил! Не было бы всего этого”. Вспомните, при каких обстоятельствах Раскольников произносит эти слова и что они означают для героя?

Примерные ответы учащихся: это внутренний монолог Раскольникова после прощания с матерью и разговора с сестрой. Разговор с Дуней приводит Раскольникова в смятение. Он не признает себя виновным, но в тоже время просит у сестры прощение.

Эти слова – условие, при которых преступник может не считать себя преступником. Если человек одинок – он отвечает только за себя, так думает Раскольников. Одинокий человек ни перед кем не отвечает за свои поступки. Это мнение героя.

4. Учитель. Мы должны воссоздать психологический портрет Раскольникова. Вопросы:
(Презентация, слайд № 3.)
Каково же самое главное условие для Раскольникова, при котором преступник может не считать себя преступником?

Разорвал ли Раскольников все связи с внешним миром?

Обладает ли Раскольников чувством, которое мешает стать ему закоренелым преступником?

Действия учащихся: учащиеся записывают вывод в тетрадь, затем читают вслух.

Примерные ответы учащихся:

Раскольников считает, что свобода, одиночество – это те условия, которые позволяют преступнику идти на преступление. Никого не любить, ни от кого не зависеть, разорвать все личные и родственные связи.

Раскольников не разорвал все связи с внешним миром. Он пытается, но родственные связи и личные удерживают его. Иначе он не произнес бы слова: “О, если бы я был один…”.

Да, обладает. Ведь он просит прощение у матери и сестры, встает на колени перед Соней. Он не может вырваться от окружающих его людей, в этом, возможно, и есть залог его спасения.

5. Учитель. Сегодня в СМИ часто звучит такое слово как преступление

. Но совсем забыто слово
совесть
. Вам, людям XXI века, предлагается сейчас подумать над значением этих слов.
Какой смысл вы вкладываете в слова “преступление” и “совесть”?
Действия учащихся: устно отвечают на вопрос. Примерные ответы учащихся:

преступление – зло, нанесенное другому человеку или обществу. Совесть – внутренний голос, чувство ответственности, осознание своей вины.

6. Учитель. Посмотрите внимательно на свои ответы и поразмышляйте над вопросами:

  • Можно назвать Раскольникова преступником?
  • Испытывает ли Раскольников муки совести?

Действия учащихся: ответы записывают в тетрадь, затем комментируют свою точку зрения. Примерные ответы.

Преступник – человек, нарушивший закон, порядок. Это тот, кто переступает через нравственный и юридический закон. Нарушает волю Бога. Живет только для себя.

  • Раскольников – преступник. Он совершает убийство, нарушает христианскую заповедь “не убий”. То, что он преступник, указывает не только само убийство старухи-процентщицы и Лизаветы, но и создание Раскольниковым теории о праве сильной личности на преступление, теории о двух разрядах людей. В своих поступках Раскольников руководствуется только своим желанием, забывая о высшей правде.
  • Кажется, на первый взгляд, что понятие совесть для него не существует. Он живет только по принципу “я хочу”, “моя воля”. Понятие совесть для Раскольникова появляется лишь в эпилоге романа. Хотя осознание своей причастности к матери, сестре, Соне мучает и тяготит его. Возможно, это залог его будущего раскаяния. Разговор с Дуней, прощание с матерью, признание Соне – это свидетельства присутствия в Раскольникове совести, загнанной внутрь.

7. Презентация, слайд № 4. Учитель. На экране вы можете увидеть значения слов преступление и совесть (значения взяты из МАС). Что же происходит в душе Раскольникова?

Действия учащихся. Один учащийся вслух читает значение слов преступление и совесть, затем учащиеся устно отвечают на вопрос. Примерный ответ:

Смятение и суд совести.

8. Учитель. Достоевский показывает, насколько сложен путь Раскольникова к раскаянию. Он не может раскаяться даже перед самыми близкими ему людьми. Вспомните, кто направляет Раскольникова на путь раскаяния?

Ответ: Соня Мармеладова.

9. Учитель. Один из героев Достоевского в романе “Братья Карамазовы” говорит: “Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей”. Кто из героев романа “Преступление и наказание” это состояние переживает с особой силой?

Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ:

в каждом человеке живет доброе и злое начало. Это состояние с особой силой переживает Родион Раскольников.

10. Презентация, слайд № 5

Учитель. Совершенно верно, но все же Бог его не оставил, иначе не было бы следующих эпизодов. Задание учащимся:
разбейтесь на две группы. Прочитайте выразительно эпизоды и выполните задание (вопросы на экране).
Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами. (См. Приложение № 1 , эпизод № 1, 2.)

В каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизоды. Эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней” (ч. IV, гл. 4), эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении” (ч. V, гл. 4).

Примерные ответы (эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней”): 1. Основная мысль эпизода заключается в возможности Раскольникова на спасение своей души. 2. Этому эпизоду предшествует уход Раскольникова от матери и сестры. Завершается разговор практически признанием Раскольникова в преступлении. 3. Соня испытывает сильнейшие переживания. Волнение перемешивается с чувством тревоги. А когда она читает эпизод о воскрешении Лазаря, то величайшее волнение охватывает ее, ведь она приближается к слову о великом чуде. 4. Раскольников испытывает чувство неприязни к Соне. В тоже время он пытается понять ее. Охватившее ее волнение и выбранный путь смирения Раскольников еще не воспринимает. Для него она юродивая. 5. В данном эпизоде между Раскольников и Соней лежит пропасть непонимания. Они говорят не просто на разных языках, они находятся на разных уровнях близости к истине. Сцена чтения Евангелия – залог будущего воскрешения в Раскольникове человека.

Примерные ответы (эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении”): 1. Это второе посещение Раскольниковым Сони. Именно в это посещение происходит признание Раскольникова в преступлении. Он готов сбросить с себя груз, он не в состоянии выдержать в одиночку тяжесть преступления. Но признание в преступлении – еще не раскаяние. 2. В первое посещение Сони Раскольников был почти готов признаться в содеянном. Этот эпизод – прямое продолжение предыдущей встречи героев. 3. Раскольников в первый момент испытывает чувство ненависти к Соне. Но потом понимает, что “он принял одно чувство за другое”. Чувство любви заполняет сердце Раскольникова, в этот момент становится возможным признание в преступлении. 4. Соня страдание от слов Раскольникова. Ведь его слова звучат как отказ принять Божий промысел. 5. В конце эпизода чувство ужаса охватывает Раскольникова и Соню. Для нее ужас в том, что он убил человека, осмелился взять на себя роль судьи. Для него ужас в понимании, что он не только другого убил, а убил в себе человека. В данном эпизоде герои испытывают страдание. Через боль и муку Раскольников признается Соне в преступлении, через ненависть к нему приходит чувство любви.

11. Учитель. Достоевский показывает, что в страдании заключена возможность будущего воскрешения человека. Для Достоевского путь Раскольникова к Богу – это попытка героя открыть в себе Христа. Ведь для самого Достоевского образ Христа станет самой высокой мерой человечности в ее чистоте и правде, в ее красоте и совершенстве.

12. Презентация, слайд № 6. Учитель.

Обратимся к фрагменту фильма “Преступление и наказание” режиссера Льва Кулиджанова.

13. Приложение № 1 , эпизод № 3. Учитель

. После просмотра эпизода из фильма обратимся к тексту романа.Следующий эпизод – Раскольников на Сенной площади – позволит нам разобраться, как Раскольников шел к раскаянию.

Прочитайте выразительно эпизод и выполните задание.

Перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами.

Вопросы к эпизоду:

1. Как можно назвать данный эпизод?

2. Происходит ли в этом эпизоде признание героя в преступлении? Почему не происходит?

3. Как этот эпизод связан с предшествующими событиями романа?

4. Что привело Раскольникова на Сенную площадь

5. Найдите в тексте слова, передающие эмоциональное состояние Раскольникова в начале эпизода? Подчеркните их одной чертой.

6. Найдите и прочитайте слова, характеризующие отношение окружающих к Раскольникову.

7. Как прохожие реагируют на его поведение?

8. Найдите в тексте слова, передающие внутреннее состояние героя после неудавшегося признания. Подчеркните их двумя чертами.

9. Как меняется внутреннее состояние Раскольникова после неудавшегося признания?

10. Почему сцена всенародного покаяния не получилась?

11. Используя подчеркнутые слова, ответьте на вопрос: какие переживания испытывает Раскольников на протяжении эпизода? Письменно 2-3 предложения. 5-6 эпитетов.

12. Вспомните, что для Раскольникова означает быть человеком?

13. Изменилось ли для Раскольникова понятие человек после сцены на Сенной площади? Что добавило это к его жизненному опыту?

14. Что означает для героя данная сцена?

Действия учащихся: в каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизод. Затем письменно отвечают на вопросы.

Начало эпизода: “Он вошел на Сенную…”. Конец эпизода: “Он спокойно, однако ж, вынес все эти крики и, не озираясь, пошел прямо чрез переулок по направлению к конторе”.

Примерные ответы.

1. Раскаяние Раскольникова, признание, покаяние, преклонение.

2. Нет, не происходит. Раскольников еще не готов к раскаянию.

3. Сцене на Сенной площади предшествует прощание Раскольникова с матерью, разговор с сестрой Дуней. “Преступление? Какое преступление? – вскричал он в бешенстве. – Не думаю я о нем и смывать его не думаю”.

Затем он идет к Соне. Происходит обмен крестами. И отправляется с повинной к Порфирию Петровичу.

4. Он шел в контору к следователю. Вспомнил слова Сони: “Пойди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: “Я убийца!”.

5. Учащиеся подчеркивают следующие слова: задрожал, тоска безвыходная задавила, ринулся, все разом в нем размягчилось, хлынули слезы, поцеловал землю с наслаждением и счастьем.

6. Учащиеся находят слова и читают их вслух: нахлестался, в Иерусалим идет, грунт лобызает, парнишка еще молодой, из благородных, ноне их не разберешь, кто благородный, а кто нет.

7. Прохожие проявляют иронию и насмешку. Происходит всенародное осмеяние Раскольникова. Народ смеется над ним.

8. Отклики и разговоры сдержали Раскольникова, слова замерли, спокойно вынес крики, не озираясь, пошел к конторе.

9. Раскольников закрылся от людей, ушел в подполье, не испытывает потребности раскаяться в содеянном.

10. Преклонение Раскольникова происходит больше от тоски, чем от раскаяния, оно от безысходности и от нечеловеческой усталости, хотя в преклонении и заложена возможность будущего раскаяния.

11. Раскольников испытывает желание освободиться от безысходной тоски, сбросить с себя тяжесть преступления, очиститься. Но этого не происходит. Толпа не принимает его преклонения. Да и сам герой не готов к раскаянию. Хочет ношу сбросить, но не понимает, что нельзя этого сделать без сострадания к людям. К людям он испытывает презрение, это “муравейник”, пред ним он встает на колени. Но муравейник не принимает его раскаяния. Он получает то, что заслужил – всенародное осмеяние.

12. Человек для Раскольникова – это власть над всей дрожащей тварью, над всем муравейников, все позволено, кровь по совести.

отвечают на листе с эпизодом.

13. Еще не изменилось. Он не осознает себя в неразрывной связи с людьми. Он пытается порвать эту связь. Ниточкой для него является Соня.

14. Это робкая попытка Раскольникова найти в себе нового человека, ведь он встал на колени перед “муравейником”. Он хочет себя спасти, ношу сбросить. Это шаг героя к раскаянию, поиск в себе человека, способного раскаяться в будущем. Осмеяние толпы – воздаяние по заслугам. Это начало пути Раскольникова к Богу.

14. Презентация, слайд № 7. Учитель. Обратимся еще раз к значению слова “совесть”. Сам Достоевский совесть рассматривал в единстве со словом Бог. Достоевский говорил, что “совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного”.

В христианской этике совесть рассматривается как окно, через которое проникает божественная воля. Совершив преступление, Раскольников как бы закрывает это окно, становится глух к божественной воле.

15. Презентация, слайд № 8. Учитель. Вспомним, что сказала Соня Раскольникову в последнюю их встречу после его признания в преступлении:

  • “Что вы, что вы над собой сделали!”
  • “Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!”.
  • “От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!”.

Как вы понимаете слова Сони?

Действия учащихся. После обсуждения отвечают на вопрос. Примерный ответ:

не только убийство Раскольникова – преступление, но и рассуждение его, что человека можно убить – вот отречение от Бога.

16. Презентация, слайд № 9. Учитель. М. Дунаев, один из исследователей творчества Достоевского, сказал о Раскольникове: “Он как будто вмерз в свой грех, в свою гордыню, в свое преступление, в свое четверодневное небытие – и не может отмерзнуть”.

Но Достоевский дает своему герою возможность пройти путь от преступления к раскаянию.

17. Презентация, слайд № 10. Учитель. “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”. Так писал Достоевский в 1839 г. в письме своему брату Михаилу.

Достоевский на открытии памятника А. С. Пушкину сказал, что Пушкин умер и оставил нам тайну, которую мы пытаемся разгадать. Мне думается, что такую же тайну нам оставил Достоевский. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.

18. Презентация, слайд № 11. Учитель. На уроке мы проследили путь Раскольникова к раскаянию.

Домашнее задание: используя фрагменты текста, воссоздайте духовный путь Раскольникова к раскаянию.

Список литературы

  1. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т. – Л. 1988. – Т. 5.
  2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: 1963.
  3. Дунаев М. М. Православие и русская литература. – М.: Духовная литература, 1997. – Ч. 3.
  4. Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. – М.: 1989.

Родион Раскольников – главный герой произведение Ф. М. Достоевского «Преступнее и наказание», по названию которого сразу же становится понятно, что нам нужно ждать некое преступление и последующее за ним наказание. И если с первым всё относительно легко: студент совершает убийство; то над вторым придётся призадуматься, ведь наказание здесь вовсе не обычное.

Раскольников – бедный студент, которому нечем оплачивать учёбу.

Живёт он в маленькой каморке, ест когда и что придётся. Будучи старшим ребёнком в семье, он горячо любим матерью, но она не в силах обеспечить его материальной поддержкой. И только сестра Дуня зарабатывает хоть какие-то деньги, которые отправляет Родиону, потому что неимоверно любит его. Раскольников страдает сам и понимает, что его сестра страдает ради него. Он часто посещает разные закусочные и забегаловки, где узнаёт, что его семья не одинока в своих страданиях. Осознание этого служит основой его теории, которая до сих пор является достаточно спорной.

Главный герой часто думал насчёт всеобщей нищеты, насчёт своего горя. Со временем он приходит к выводу, что всё это задумано с той целью, чтобы показать разницу между людьми.

Родион считает, что есть люди «обыкновенные», которыми можно и нужно управлять, ведь они живут просто для продолжения рода, а есть люди «необыкновенные». Таких особенных людей существует крайне мало, но они есть в каждой эпохе, они строят новый мир, последнее слово всегда за ними. Раскольников даже написал статью, что некоторым людям дозволено идти на преступление ради высшей цели, которая изменит весь мир к лучшему. Он и себя причислял в этот список, считал себя человеком, а не «вошью». Из-за этого он и противопоставлял себя остальным людям, и хотел доказать это себе. Так что после долгих раздумий он решился на убийство старухи-процентщицы, которая была для Родиона «дрожащей тварью». Он не видел ничего предосудительного в своём замысле, ведь считал это добрым делом, потому что Алёна Ивановна разживалась на горе и нищете остальных, а за счёт её богатств можно было помочь многим беднякам. Раскольников совершает множество ошибок до, во время и после преступления, которые доставляют ему ещё большие трудности. Так, например, ему приходится убить ещё и Лизавету Ивановну, сестру процентщицы, которая вернулась домой слишком рано. Кроме того, он оставляет множество улик и даже несколько возможных свидетелей. Да и свою «благородную» цель так и не достигает, Родион даже не оставляет себе никаких денег или дорогостоящих украшений, которые изначально были предлогом для преступления. Раскольников совершенно падает в глазах читателя после ряда таких оплошностей.

Но нельзя забывать и про положительные черты главного героя. Он опустился так низко только из-за своего плохого экономического положения, а в душе он всё равно остался достаточно добрым и отзывчивым человеком. Родион всегда был готов помочь нуждающимся: семья Мармеладовых, попрошайки на улице. Он всё равно остался человеком, хотя на него плохо повлияли его отчаяние, болезнь и переживания. После преступления Раскольникову предстоит долгая и упорная борьба с самим собой, что и будет являться главным наказанием. Многие настроены против него, но большинство близких поддерживают Родиона и не верят в его виновность. Он долго находится в болезненном состоянии и не может принять чью-либо сторону. Но в конечном итоге любовь друзей и родственников пробуждает в душе Раскольникова чувство вины, хоть он и отрицает это до последнего. Лишь через полтора года каторги он раскаивается в своём преступлении, Родион искупает свой грех долгими страданиями и мучениями, он очищает душу от страшного бремени убийства и становится по-настоящему счастливым человеком, запуская любовь Сони в своё сердце. Эта девушка и направила Раскольникова на правильный путь, поддерживала его своей любовью и заботой, и всё это нашло отклик в сохранившем свою чистоту сердце Родиона. Теперь-то он понимает, что «необыкновенные» — это не те, кто стоит выше других, а те, кто готов пожертвовать всем ради остальных.

Мы наблюдаем преступление и наказание, путь Раскольникова от замысла убийства и его свершения до страданий и раскаяния. Мы ненавидим, жалеем и любим главного героя, но всё это ведёт к одному – мы проникаемся им и самим произведением. Ф. М. Достоевский показывает, что людей нужно не судить, а любить.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) —

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]