Путь Раскольникова в романе «Преступление и наказание»


Путь Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Действие развертывается в предельно сжатые сроки (в течение девяти с половиной суток, не считая эпилога, где повествуется о событиях, происходящих спустя полтора года).

Главный герой романа – бывший студент юридического факультета Петербургского университета Родион Романович Раскольников. Он около трех лет в Петербурге, куда приехал из провинциального городка, где живут его мать и сестра. Отец умер. Мать и сестра, во всем себе отказывая, регулярно посылают ему деньги, чтобы он смог учиться в университете.

Еще в детстве Раскольников узнал о жестокости мира, испытал острое сострадание к «униженным и оскорбленным». Раскольников пошел на юридический не потому, что хотел стать юристом, как Лужин, а потому что хотел разобраться в проблеме преступления. Мать и сестра не понимают его, думая, что он сможет работать помощником Лужина. И ушел он из университета, скорей всего, не потому, что не мог себя содержать. Он – автор статьи «О преступлении». В статье он доказывал, что гений иногда, в случае необходимости, может совершить преступление. Раскольников считал себя гением. Свое преступление он потом «загладит тысячью добрых дел». Он и потом, после преступления, не находит ошибок в своих логических построениях и злится, что нервы не выдержали.

Мать полагает, что он оставил университет, так как не мог себя содержать из-за того, что она перестала ему помогать, а он потерял уроки. Последний раз она посылала ему деньги четыре месяца назад. Два месяца назад Раскольников узнал об унизительном положении сестры в доме помещика Свидригайлова, писал об этом матери, но ответа не получил.

Месяца полтора до преступления Раскольников познакомился с процентщицей Аленой Ивановной, отнес ей в заклад колечко сестры. Во время первого посещения старухи у него возникло отвращение к ней. Он решил, что если убить старуху и ограбить, а затем на ее деньги совершить тысячу добрых дел, то это было бы справедливо. Более месяца созревало его решение убить старуху, а после письма матери он понял, что медлить больше нельзя. Чтобы спасти сестру от Лужина, Раскольников окончательно решается на преступление. Раскольников давно, еще в своей статье, дал себе нравственное разрешение на это преступление. Он полагал, что все сможет сделать хладнокровно, не оставив улик, потому что задуманное убийство «зловредной вши», которая «чужой век заедает», – «не преступление». Он считает, что «все в руках человека». Больше всего он мучается вопросом, способен ли он на этот шаг. Уже целый месяц он вынашивает эту идею. Он полагает, что ради счастливого будущего человек может разрешить себе «перешагнуть через кровь». Главная мысль статьи Раскольникова – «разрешение крови по совести». Он называет свое преступление «новым шагом, новым собственным словом». На самом деле теория Раскольникова о «праве» сильного, о двух разрядах людей, условности моральных запретов не была «новым словом». Близкие идеи высказывались Максом Штирнером в его трактате «Единственный и его собственность» (1844), в книге Наполеона III «История Юлия Цезаря» (1865).

После письма матери он решил, что лучше он пожертвует собой ради своих близких. Но он лишь потом поймет, что они не примут такой жертвы.

Раскольников и до преступления был страшно одинок. Автор изображает трагизм одиночества героя. У Родиона глубокий конфликт с миром, но этого не понимают его близкие. Вместе с тем Раскольников не противопоставлен обществу, в котором живет. Он впитал его «яды и начала». Его душа – отражение этого мира. Поэтому так больна его душа.

Идея убить старуху охватывает Раскольникова, как страсть, от которой он не в силах освободиться. Достоевский показывает, что в подсознании человека глубоко скрыта страсть к преступлению, даже такому страшному, как убийство. В этой страсти все: стремление отомстить, восстановить справедливость, помочь себе и близким.

После преступления Раскольников пытается жить, как будто ничего не произошло, но у него не получается, он волнуется, у него дрожат руки, он срывается, выдает себя, боится, что его арестуют. С другой стороны, ему все время хочется признаться, кому-то рассказать о своем преступлении. В полицейской конторе ему вдруг захотелось признаться квартальному надзирателю Никодиму Фомичу, который произвел на него впечатление порядочного человека. После посещения Лужина, напомнившего ему о его бессмысленной жертве, он выходит на улицу в поисках хоть какого-нибудь выхода. Заходит в трактир «Хрустальный дворец», где встречает Заметова из полицейской конторы и фактически признается ему в убийстве. Постепенно крепнет решение пойти в контору и признаться. Но в это время гибнет чиновник Мармеладов, с которым он познакомился в распивочной еще до преступления. Раскольников понимает, что нужен семье Мармеладова, особенно его дочери Соне, и решает еще побороться.

Затем приезжают в Петербург мать и сестра. Приезжает Свидригайлов. Раскольникову необходимо продолжать бороться за себя, не сдаваться, потому что надо спасти Дуню от Лужина и Свидригайлова. Поэтому он ведет настоящий поединок со следователем Порфирием Петровичем, который подозревает Раскольникова. В конце концов Порфирий Петрович предлагает ему сделать явку с повинной, в противном случае он арестует его. Раскольникову ничего другого не остается, но даже на каторге он не раскаивается.

В романах Достоевского сюжет не главное. То, что Раскольников убил старуху и Лизавету, не главное. Главное – это те вопросы, которые ставит Достоевский. Вопрос о несправедливости мира, безусловно, основной. Суть не в том, что Раскольников убил. Суть в том, что у него не было другого выхода из его ситуации. Но и это тоже не выход. Суть не в том, что Катерина Ивановна послала Соню на панель. А суть в том, что другого выхода не было. Преступление – это поиски «исхода» из безысходного положения. Но потом, после убийства, выясняется, что мир – это не только «юдоль слез», страданий, с ним можно вполне примириться. После преступления он начинает ценить жизнь, готов жить «на аршине пространства».

Другая проблема романа: можно ли построить счастливое будущее, если для этого надо убить никому не нужную и вредную старушонку? Об этом говорят в трактире офицер и студент. Раскольников и ставит такой эксперимент.

Раскольников уже прошел разные пути. Например, путь альтруизма, когда еще учась в университете, помогал своему больному товарищу, а затем, когда тот умер, его отцу. Потом он стал искать другие пути борьбы со злом. Разные герои романа представляют разные пути: путь Свидригайлова, Лужина, Сони.

Перед Раскольниковым в его ситуации открываются разные возможности в российской действительности того времени. С большим трудом закончив университет, стать юристом и работать в лучшем случае в адвокатской конторе под началом Лужина. Такой путь видят для него мать и сестра. Но читателю трудно представить Раскольникова в этой роли. Или есть другая возможность существования: переводить пустые статьи с немецкого, которые закажет издатель, например, «Человек ли женщина», как это делает энергичный, предприимчивый Разумихин. Можно спиться, как Мармеладов. Можно погрузиться в разврат, как Свидригайлов. Можно убить и ограбить старуху-процентщицу. Ни один из этих путей для Раскольникова неприемлем. В конце романа автор предлагает Раскольникову утопический выход. Но на самом деле у Раскольникова нет выхода.

Для того, чтобы вынести преступление, надо быть подлецом, надо лгать, надо согласиться на то, чтобы вместо тебя засудили Миколку, чтобы за тобой, преступником, ухаживал Разумихин и покрывал тебя, обманывать мать и сестру – всего этого и не выдерживает Родион.

После преступления перед Раскольниковым тоже открываются разные пути: забыться в вине и разврате; покончить с собой, стать подлецом, как Лужин; пойти признаться в контору. В конце концов он склоняется к последнему решению, но его осуществлению помешала сначала гибель Мармеладова, затем приезд матери и сестры.

Достоевский так построил роман, что все виноваты в преступлении Раскольникова, даже его мать и сестра. И Соня косвенно. Ведь рассказ Мармеладова тоже подтолкнул его к убийству.

Еще до убийства он решил, что пойдет к Соне, расскажет ей обо всем, она поймет, она такая же грешница. А она требует, чтобы он сознался в преступлении и, следовательно, пошел на каторгу.

Если бы теория Раскольникова восторжествовала, она бы привела к разобщению людей, к войне всех против всех, которая снится ему в эпилоге. Только после этого сна он окончательно отказывается от своей теории.

Раскольников полюбил Соню в остроге, и это в какой-то степени напоминает то, как Онегин влюбился в Татьяну именно на балу, где она была первой, все ей улыбались и кланялись. Арестанты тоже полюбили Соню, она была для них идеалом.

Человек спасается только любовью, то есть если он любил кого-нибудь в жизни. В этом смысле любовь спасла Раскольникова. Онегина тоже спасает любовь. Если Раскольников смог полюбить Соню, то он спасен. Пьяница Мармеладов, который перед смертью нес сахарного петушка детям, тоже спасен.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Сцены подготовки к убийству — Преступление и наказание -назовите мне главы.

Внутренние движущие силы личности Раскольникова .

Первоначальный замысел (письмо к Каткову): мотивы преступления Раскольникова вполне определенны: убить одно ничтожное, вредное существо с целью осчастливить на его деньги обездоленных, в круг которых входят и родные героя.

Вторая редакция романа: идея убийства как прямого способа перераспределить материальные блага в пользу обездоленных разрастается до идеи убийства ради обретения ощущения власти над людьми: это ощущение власти, силы необходимо Раскольникову , чтобы совершать добрые дела. В процессе дальнейшей работы над романом Достоевский трансформирует идею убийства ради власти, необходимой для добрых дел, в идею убийства ради достижения превосходства над людьми.

Но при этом не отказывается и от первоначальной трактовки героя как заблуждающегося доброго сердца. В личности главного героя романа «Преступление и наказание» выведены две прямо противоположные идеи: идея любви к людям и идея безграничного презрения к людям — идея Наполеона. (Разумихин: в Раскольникове

«два противоположных характера поочередно сменяются»

).

Противоборство двух составляющих личности Раскольникова является той пружиной, которая определяет развитие сюжетной интриги произведения. В начале эпизода описание двух пространственных ориентиров: кабака и церкви.

Кабак, «всегда производивший.

пренеприятнейшее впечатление и даже страх».

Церковь, «которую он любил», со старинными образами, большею частью без окладов, со старым священником с дрожащею головой. Очевидно: в сознании семилетнего героя сна эти пространственные ориентиры противопоставлены друг другу. Кабак как место, наполненное отвратительными звуками: хохотом, руганью, безобразным и сиплым пением; посетители кабака — «толпа», «пьяные рожи».

Церковь, напротив, ассоциируется с чем-то безмолвным, величественным; в связи с ней вспоминаются конкретные дорогие, близкие люди: бабушка, маленький брат. Церковь и кабак — это своеобразные символы, олицетворяющие два противоположные начала: духовное, христианское начало и начало порочное, злое, темное («Возле кабака дорога.

и пыль на ней всегда такая черная»). Сцена бессмысленного убийства лошади («кобыленки»; сравним: «старушонки»).

Обращает на себя внимание возраст героя сна — семь лет.

Известно, что числа играют в романе Достоевского исключительно важную роль. Число 7 в теологии — истинно святое число, т.к.

оно соединяет числа 3 (божественное совершенство) и 4 (мировой порядок).

Указывая на возраст героя, Достоевский тем самым дает читателю сигнал об истинности его взгляда на мир, о гармоничности системы ценностей: они совпадают с христианским мировоззрением самого автора.

Совершенно очевидно, что Раскольников-мальчик противопоставлен Миколке, убившему лошадь. Противопоставление двух пространственных ориентиров-символов оттеняется в эпизоде не менее очевидным противопоставлением двух героев, являющихся носителями праведного и неправедного жизненных начал. Цветовые сигналы в центральной сцене эпизода.

Рисуя портрет Миколки, автор использует определение «красный».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]