Иван Флягин — характеристика образа повести «Очарованный странник»


Портрет: описание внешности, характеристика речи и манер

Когда читатель знакомится с главным героем повести, тому идёт 53-й год. Иван Северьяныч Флягин напоминает простодушного и доброго русского богатыря, «дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого». Он огромного роста, лицо его смуглое, с густыми седыми усами, закрученными по-гусарски вверх. Волосы волнистые, густые, с проседью, которая придаёт им свинцовый цвет. Одет он в послушничий подрясник и высокий чёрный колпачок.

Держится Флягин с другими людьми смело, самоуверенно, но без развязности, говорит приятным басом, неторопливо, мягко. Речь его простая, плавная, говорит он интересно и доходчиво, на возражения слушателей не обижается, а объясняет свою точку зрения.

Жизненный путь

Ивана Флягина прозвали «Голованом», потому что родился он с очень большой головой. Он был «молитвенный сын» — мать вымолила его у Бога и умерла при родах. Отец его, Северьян Иваныч, был кучером, крепостным графа К., поэтому мальчик с детства любил и понимал лошадей. В 11 лет он стал форейтором (ездил на лошади впереди лошадей, запряжённых в коляску). В дороге он нечаянно он стал виновником гибели монаха. Во сне Иван увидел этого монаха, и тот предсказал, что много будет ему испытаний, а когда будет совсем погибать, то пойдёт в монахи, так как он «обещанный сын» (мать обещала, что он будет служить Богу). Затем в жизни Флягина начались странствия и испытания:

Главный герой повести «Очарованный странник», совершив на своём жизненном пути немало ошибок, осмыслил содеянные поступки и вступил на путь покаяния. Он чувствует себя «странником», исполняющим волю Бога. Герой очарован жизнью, а под конец её оказался очарован идеей самопожертвования во имя спасения России от угрожающих ей бед.

Черты характера

Образ Ивана Флягина вобрал в себя многие черты характера русского народа. В повести «Очарованный странник» показана «история роста души» главного героя. В начале своей жизни он порой проявлял жестокость, совершал необдуманные поступки, но постепенно пришёл на путь покаяния. При, казалось бы, простоте и незатейливости образ Ивана Флягина сложен и неоднозначен. Например, у него душевная глухота по отношению к своим некрещёным детям, которые родились, когда был в плену, но он полюбил свою маленькую воспитанницу, когда служил в няньках.

Ивану Флягину присущи следующие черты характера:

Образ и характеристика Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»

В произведении образ главного героя при внешней незатейливости и простоте неоднозначен и сложен. Автор, изучая глубинные слои русской души, ищет святость в поступках грешника, показывает нетерпеливого правдолюбца, который совершает немало ошибок, но, страдая и осмысливая содеянное, приходит на путь покаяния и истинной веры.

Ключевые слова, раскрывающие образ Ивана Флягина: глубоко верующий человек, некорыстная и простодушная натура, независимость и открытость, чувство собственного достоинства, исключительная физическая и духовная сила, знаток своего дела.

Анализ повести Лескова Очарованный странник

Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, жизненный путь которого описывается писателем в повести, рассказывающей о его бесконечных странствиях.

Структурную композицию повести составляют двадцать глав, каждая из которых представляет собой самостоятельный фрагмент жизненного пути Ивана Флягина, небольшой логично оформленный рассказ, имеющий смысловое окончание, тем самым давая развитие сюжетной линии.

В изображении ключевых героев произведения писатель использует некоторые особенности в виде противоречий во внешности, характере и поступках. Внешний вид Флягина, ставшего в конце жизни монахом, имеет богатырское телосложение, широкие формы, высокий рост, а характерными чертами героя автор называет его мудрость, способность логически мыслить, но при этом совершать крайне глупые, безрассудные поступки, влекущие непоправимые последствия. Тем самым писатель подчеркивает

В образе возлюбленной главного героя, цыганки Груши, писатель описывает девушку, обладающую страстную, импульсивную натуру, сочетающуюся с добродетельной личностью.

Ключевой идеей повести автор рассматривает взаимосвязь человеческой жизни в разрезе его отношения к родине и религиозным понятиям, подчеркнутыми особенностями русской духовной ментальности и выражающимися в встречающихся жизненными разочарованиями, несправедливыми поступками, при этом не теряющими надежду на лучшее будущее и стойкого загадочного оптимизма.

Кроме этой идеи, в повести затрагивается иная многообразная проблематика в виде влияния религии на судьбу человека, истинности любовных отношений, социального неравенства, образования, сопоставления монашества и мирской жизни, а также понятия справедливости.

По своей направленности повесть представляет собой аллюзию на евангельское писание, рассказывающее жизнь блудного сына, в образе Ивана Флягина, первоначально ушедшего от божьего предназначения, окунувшись в водоворот мирской жизни, но в результате вернувшись к богу в виде принятия монашеского сана.

Таким образом, писатель в произведении раскрывает перед читателем образ праведника, затрагивая насущные человеческие проблемы современности.

Вариант 2

Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, представленный писателем в образе простого мужика.

Иван описывается в повести как огромного роста мужчина лет пятидесяти с открытым смуглым лицом, имеющего необычный оттенок седых волос, сложенных в густую волнистую шевелюру, одетого в рясу монастырского послушника.

Характерной чертой Флягина становится его очарование таинства жизни, окружающего мира, который он воспринимает как чудо. Скитаясь по миру, Иван ощущает каждый новый приют как необыкновенное событие в своей судьбе.

Странствия Флягина по миру обусловлены его жаждой познания мира, а не столько легкомысленностью и непостоянством Ивана, полагающегося на собственную интуицию и доверяя мудрости жизни.

Флягин придерживается в своих поступках своей морали и веры, оставаясь и для себя, и для окружающих честным человеком, не боящимся открыть потаенные уголки своей души и случайным попутчикам, и богу. Он понимает, что не всегда совершает добрые поступки и в будущем ему придется отвечать за все грехи своей долгой жизни. Это осознание начинает тяготить Ивана, но сила духа и воли не позволяют ему поддаваться тоскливым настроениям.

Иван Флягин обладает огромной физической природной силой, которая становится причиной его поступков, порой неприглядных и неблаговидных, но не основанных на чувствах ненависти, лжи и личной наживы, а, наоборот, демонстрирующих смелость, отвагу героя, а иногда его простоту и наивность. В некоторых моментах Флягин проявляет беспощадность и тут же становится добрейшим человеком, где-то Иван хитроумен, а затем выражает примитивность. С одной стороны, Флягин может быть дерзким, а с другой стороны — восторженно поэтичным. Часто Флягин не способен дать отчет в совершаемых им действиях. Данные черты характера героя отражают противоречивость его натуры.

Писатель изображает Ивана Флягина как мужчину, для которого не существует невозможного, Иван Северьяныч наполнен духовной силой, перекликающейся с безудержным оптимизмом и неуязвимостью. Иван постоянно вне зависимости от обстоятельств чувствует гармонию с окружающим миром.

Писатель на примере Ивана Флягина создает нового литературного героя, олицетворяющего собирательный образ русского национального характера, органично сливающегося с жизненной миром, не боясь в нем затеряться.

Повествуя о скитаниях героя повести и его встречах автор отождествляет Флягина с былинным русским богатырем, отличающимся добрым и простодушным характером, а также необычайной одаренностью и обладающим удивительным даром ощущения жизненной радости и счастья от каждого прожитого дня.

Анализ 2

Путники встретились на водном судне, один из них был монах, вот именно он и решил рассказать попутчикам о своей жизни. На примере данного монаха Ивана, автор показывает изменчивость и нестабильность общества, отношения людей внутри него.

Вот именно монах и рассказывает о том, где он рос, какая у него судьба. Главный герой произведения обычный крестьянин, он рос в поместье графа, работал на него. Он настолько весел и безрассуден, что его просто не унять, он бегает резвиться, совершает всякие поступки. Но один заставил его задуматься и остался с ним до конца дней.

Как то он ехал на лошади и не успел свернуть, врезался в монаха, тот умер на месте. С тех пор постоянно приходит ему во сне и требует, чтоб главный герой искупил свои грехи. Вскоре Иван встречает свою первую любовь Грушу, это девушка из цыганской семьи.

Но его любви не суждено было быть ответной, его возлюбленная была влюблена в графа. Граф же к цыганке серьезно не относился, в результате очередной ссоры Груша погибла из-за неразделенной любви. Иван огорчился, не знал, что делать и решил идти воевать.

После того как он поучаствовал в нескольких боях, был приставлен к награде за храбрость. Вскоре ему дали звание офицера, но Иван не желает себе такой судьбы, он всем говорит, что у него очень много грехов.

Соответственно чтобы искупить данные грехи главный й герой собирается стать монахом и служить Господу богу. После того как Иван стал монахом он немного получил душевного спокойствия и умиротворения. Но в момент разговора с соседями по лодке, он им рассказывает о том, что готов идти воевать.

Характер главного героя сложный и многогранный постоянно изменчивый и неуверенный, после одних событий происходят другие, монах хочет все изменить, но не знает как.

У него просто нет достаточного убеждения в своих силах и в уверенности в своих поступках, поэтому он постоянно прибегает от одного берега к другому. Главному герою не хватает серьезности и уверенности в себе.

Но одновременно, будучи хулиганом в молодости, Иван смог подавить свои плохие черты характера и стать служителем церкви. Смог убрать свои дерзкие замашки и разгульный образ жизни, это свидетельствует о твердости характера главного героя.

Можно ли назвать Ивана Флягина праведником

Сам Иван считает себя страшным грешником, кается за погубленные им жизни. Но смерти, которые он причинил, были без злого умысла: монах погиб случайно, по своей же неосторожности, татарин умер в честном поединке, Грушеньку спас от страшной доли по ее просьбе. Дано ли будет покаяние князю, искалечившему чужие судьбы, отцу Грушеньки, продавшему дочь, татарам, убивших миссионеров?

Иван силен своей верой в нравственные устои, но ему не дано христианское смирение, трудно мириться с несправедливостью. Он очаровывается жизнью, но устояв перед искушениями, выдержав испытания судьбы, находит успокоение в праведной вере и служении. Искупая свои грехи, становится праведником.

Вариант 3

Повесть «Очарованный странник» является одним из самых странных, но в то же время завораживающих произведений из классической прозы XX века.

Обратимся к образу главного героя. Иван Северьяныч Флягин является человеком с исключительной судьбой и необычным мировоззрением. Для неподготовленного читателя станут настоящей экзотикой приключения Флягина. Они захватывают тебя и не отпускают до самых последних страниц. Многие знают, что прообразом для своего героя Лесков взял небезызвестного Чичикова из «Мертвых душ» Гоголя. Однако, в отличии от Чичикова, Флягин, пройдя огромное количество испытаний, не теряет доброту в сердце и искренность своих чувств.

Детская наивность персонажа идет несколько вразрез с его могучим телосложением. И это притягивает читателя, заставляет его провялить к Флягину симпатию. Особый интерес вызывает отношение Флягина к своей совести – он согласовывает с ней все свои дела. Из-за своей совести герою Лескова приходится часто поступаться с общепринятой моралью и ценностями. Из двух зол Флягину приходится выбирать меньшее. Именно из-за него умирает монах, именно он забивает татарского князя плеткой до смерти. И это он сталкивает свою любимую с обрыва. Но Лесков утверждает, что Флягин – лучший и честный актер, с чем, конечно, можно и поспорить.

В какой-то момент Флягин оказывается в монастыре. Деться ему, по его же словам, было решительно некуда. Вот тут на него и обрушиваются мысли о своей родине и народе. Он становится готов «помереть» за простых людей. Но герой видит только внешних врагов, решительно не замечая врагов внутренних. Но, моментами, все же в нем что-то просыпается, и Флягин начинает журить дворян. Но не злобно, а будто бы отец ругает своих капризных детей, мол, что с них взять!

В конечном итоге он собирается и едет на войну с врагами своей земли. Он готов отдать жизнь, ведь как же родина без него обойдется? Пока в самом государстве ругаются умные, образованные люди с их прогрессивными идеями, должен же кто-то это самое государство защищать!

Флягин один из тех, кто не получал образования, он многого не понимает, это человек наивный, работящий, истинный сын своей страны. Таких много и в настоящие дни, и именно поэтому Флягин является собирательным образом простого русского человека.

Поиски правды и справедливости в жизни (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)

в то же время, рискуя жизнью, спасает жизнь своему барину.

Ключевое слово повести — «дурак», являющееся определеннойсмысловой скрепой, обнаруживает почти детскую наивность героя, когда в благодарность за спасение граф готов выполнить любую просьбу спасителя, тот после долгого раздумья просит гармонь. Поэтому засмеявшийся граф произнес: «Ну ты и взаправду дурак…» Удивленный неразумным желанием беглого крепостного «объявиться», сокрушается впоследствии писарь: «Дурак ты, дурак: на что тебе объявляться…» Сомнение в уме Флягина выражает и князь: «У меня есть человек — Иван Голован, из полковых конэсеров, очень не умен, а золотойчеловек — честный и рачитель…»Мягкость, доброта и правдивость, полное отсутствие корыстных расчетов и выглядит в меркантильный век как глупость и являются причиной многих поворотов в судьбе героя.

Когда Иван Северьянович служил в должности няньки, которая совсем была несообразной с его полом и физическим обликом, он делает первые шаги в освоении мира чужой души. Впервые герой испытывает сострадание и привязанность, впервые глубоко проникает в чувства матери доверенного ему ребенка: «Страшно я стал к ней привыкать, я то дитя любил». Эта привязанность определяет поступок: ему понятны страдания матери, что «пополам рвется» между ремонтером и дочерью. И невольно оказавшись замешанным в сложную человеческую судьбу, принимает решение не в свою пользу, а в пользу страдающего человека. Иван Северьянович Флягин — человек непредсказуемых человеческих реакций. Воспитание чувств героя идет через испытание привязанности к беззащитному ребенку. Было и тягостное испытание пленом, где развилось всепоглощающее чувство тоски по Родине, пришло осознание себя русским человеком: «..дождешься ночи, выползешь потихонечку на ставку, чтобы никто тебя из поганых не видел… так молишься, что…где слезы падали, — утром травку увидишь». Святая Русь, к которой стремился рассказчик отмечает возвращение блудного сына своеобразно — плетьми: «Высекли в полиции и в свое имение доставили», граф «велел…еще раз дома высечь».

Испытание женской красотой вызывает у героя не только наслаждение, восторг и страсть, а нечто большее — потрясенность. Возникшее чувство слишком велико, чтобы низводить его к земному обладанию; оно сопоставимо лишь с наслаждением созерцания божественного совершенства, той спасительной красоты, которая являет особую, высшую духовную ценность. Писатель верит в преображающую силу добра и красоты, перекликаясь с убеждением Ф.М. Достоевского, что «красота спасет мир». Автор открывает в простом мужике удивительную душевную тонкость и отстаивает ее с той же горячностью и страстью, с какой защищает способность русского человека постигать тайны высокого искусства. Видя обиду господ в том, что Груша угощает мужика, Флягин думает: «Ах вы, волк вас заешь! Неужели с того, что вы меня богатее, то у вас и чувств больше?..» Красота и талант обладают, по мысли автора, подлинно магической силой воздействия. Чужие деньги, о которых еще недавно так заботился и ни на минуту не забывал Иван Северьяныч, приобретают вдруг другое качество: они теперь ценятся только

Популярные сегодня темы

Данное произведение повествует о страшнейшей судьбе одного бойца по имени Андрей. Действие происходит во времена Великой Отечественной войны, в которой герой потерял всю семью.

В основе произведения Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» положен общественный конфликт. Это основной конфликт комедии, происходящий между Александром Андреевичем Чацким и московским, «фамусовским» обществом.

Проблема чинопочитания — главная проблема русского общества. Эта проблема не определённой эпохи. Эта проблема всегда была и есть до сих пор. Множество литературных произведений посвящено осмеянию чинопоклонства

Образ Степана Астахова – донского казака – является одним из ключевых в произведении Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Он является соседом главного героя Григория Мелехова и невольным свидетелем всей его жизни.

В произведении Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» описываются события, которые происходили в России с 1917 по 1923 годы. Из-за обстановки гражданской тяжелой войны и происходящей революции

Источник

Пересказ повести «Очарованный странник» Лескова Н.С.

План пересказа

1. Встреча путников. Иван Северьяныч начинает рассказ о своей жизни. 2. Флягин узнает свое будущее. 3. Он убегает из дома и попадает в няньки к дочери одного барина. 4. Иван Северьяныч оказывается на торгах коней, а потом в Рынь-Песках в плену у татар.

5. Освобождение из плена и возвращение в родной город.

6. Исскуство обращения с лошадьми помогает герою устроится у князя.

7. Знакомство Флягина с циганкой Грушенькой.

8. Быстротечная любовь князя к грушеньке. Он хочет избавиться от циганки.

10. Служба героя в армии, в адресном столе, в театре.

11. Жизнь Ивана Северьяныча в монастыре. 12. Герой открывает в себе дар пророчества.

Пересказ

На Ладожском озере по дороге на остров Валаам на корабле встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь» — господин Флягин Иван Северьяныч. Он постепенно втягивается в разговор пассажиров о самоубийцах и по просьбам спутников начинает рассказ о своей жизни: имея Божий дар к приручению лошадей, всю жизнь «погибал и никак не мог погибнуть».

Иван Северьяныч продолжает рассказ. Происходил он из рода дворовых людей графа К. из Орловской губернии. «Родитель» его кучер Северьян, «родительница» Ивана умерла после родов оттого, что он «произошел на свет с необыкновенно большою головою», за что и получил прозвище Голован. От отца и других кучеров Флягин «постиг тайну познания в животном», с детства пристрастился он к лошадям. Скоро он так освоился, что стал «форейторское озорство выказывать: какого-нибудь встречного мужика кнутом по рубахе вытянуть». Это озорство довело до беды: однажды, возвращаясь из города, он нечаянно убивает ударом кнута уснувшего на возу монаха. Следующей ночью монах является ему во сне и корит за лишение жизни без покаяния. Потом он открывает, что Иван — сын, «обещанный Богу». «А вот, — говорит, тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая «погибель», и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». Вскоре Иван с хозяевами отправляется в Воронеж и по дороге спасает их от гибели в страшной пропасти, и впадает в милость.

По возвращении в имение через некоторое время Голован заводит под крышей голубей. Потом обнаруживает, что хозяйская кошка таскает птенцов, он ее ловит и отрубает ей кончик хвоста. В наказание за это его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание «домучило» Голована и он решает покончить с собой. От этой участи его спасает цыган, который обрезает уготовленную для смерти веревку и уговаривает Ивана бежать с ним, прихватив с собой лошадей.

Но, продав лошадей, они не сошлись при дележе денег и расстались. Голован отдает чиновнику свой целковый и серебряный крест и получает отпускной вид (свидетельство), что он свободный человек, и отправляется по миру. Вскоре, пытаясь наняться на работу, он попадает к одному барину, которому и рассказывает свою историю, и тот начинает его шантажировать: или он все расскажет властям, или Голован идет служить «нянькой» к его маленькой дочери. Этот барин, поляк, убеждает Ивана фразой: «Ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится». Головану приходится согласиться. О матери девочки, грудного ребенка, он ничего не знает, с детьми обращаться не умеет. Ему приходится кормить ее козьим молоком. Постепенно Иван учится ухаживать за младенцем, даже лечить его. Так он незаметно привязывается к девочке. Как-то, когда он гулял с ней у реки, к ним подошла женщина, оказавшаяся матерью девочки. Она умоляла Ивана Северьяныча отдать ей ребенка, предлагала ему денег, но он был неумолим и даже подрался с нынешним мужем барыни, офицером-уланом.

Вдруг Голован видит приближающегося разгневанного хозяина, ему становится жаль женщину, он отдает ребенка матери и бежит вместе с ними. В другом городе офицер вскоре отсылает беспаспортного Голована прочь, и он идет в степь, где попадает на татарские торги коней. Хан Джангар продает своих лошадей, а татары назначают цены и борются за коней: садятся друг напротив друга и стегают друг друга плетьми.

Сочинение Характеристика и образ Ивана Флягина

Повесть создана в 1873 году и вначале имела другое название. Н. С. Лесков взял образ человека из народа и похожего на Илью Муромца.

В повести пишется о добродушном и очень добром человеке, который приспосабливается к любым условиям и жизненным ситуациям. Лесков пишет, что Флягин родился крепостным и должен был стать служителем Бога. Еще, будучи ребенком, он часто совершал необдуманные поступки. Часто ошибался, но продолжал всегда любить жизнь, что бы она ему не приготовила. Он ко всему и ко всем относится искренне и, делая что-то, всегда надеется, что это во благо. Совершая какие-то ошибки, он искренне раскаивается и хочет их исправить.

С самого детства Иван обладает неким даром, который заключается в том, что он неуязвим к смерти. Даже он сам говорит о себе, что он много раз умирал, но не как не умер. Работая на графа, он спасает его семью, чуть не погибая сам. В нем очень много силы и энергии, которую он не может направить в нужное русло. Он очень справедлив, ведь даже когда кошка съела птенца он отрубил коту хвост для того чтобы наказать его. За это он, конечно, получил наказание, но он не огорчился, а принял покорно.

Флягин всегда и везде мог приспособиться к жизни, он жил с татарами, монахами, скитался по всему свету, но всегда его душа очень скучала о родной земле. Каждый эпизод его жизни это очередное приключение яркое и взрывное. Иван очень грешный человек, он убывает монаха случайно, потом цыганку Грушу, которая сама его об этом попросила. Он пошел на это осознано и понимал, что лишает человека жизни, но очень хотел помочь обманутой девушке. Ему стало ее жалко, и он взял на себя этот грех. Монах был убит случайно, но со временем Флягин очень корит себя за столь необдуманный поступок лихачества. Ивану приснился умерший монах и предупредил что пока он не станет служителем Господа, то никогда не умрет и не найдет покой. Флягин не берет это за основу, а снова пускается в путешествие.

Жизнь его заносит к татарам, они относятся к нему с уважением, ведь он показал себя в бою. Он очень хорошо живет у него две жены дети и вроде бы он должен быть счастлив, но его натура человека народного тянет его в родные края. Он хочет быть полезным своему народу и хочет вернуться домой к родителям, по которым очень скучает.

Он пытается найти свое место среди людей и каждый раз не находит. Он так часто менял место и образ жизни, что можно сказать он на себя примерил много разных масок.

Флягин помогает старикам, которые очень хотят, чтобы их сына не забирали на войну. Он решает идти вместо него под его именем и хочет умереть за родину. Ему совсем себя не жалко, он хочет помочь своему народу и защитить его. Так он прослужил целых пятнадцать лет и дослужился до офицера. Его очень уважали и ценили, к его мнению много прислушивались. Флягин всегда поступает по сердцу и приспосабливается к обстоятельствам. Когда на Кавказе они с солдатами попали в засаду, то Иван выжил, и путь ему подсказала та самая Груша, которая стала его ангелом-хранителем после своей смерти.

После долгих скитаний и приключений Иван решается идти в монастырь. Ему там понравилось и несмотря что ему все лето пришлось сидеть в погребе, он и здесь нашел для себя радость. Ведь он будет слышать звон колокола церкви. Флягин никогда не унывал и не опускал рук. Монахи ему помогли избавиться от бесов, живущих у него внутри. Иван обретает душевный покой и смирение. Он очень долго боролся с бесами.

Флягин даже предсказал войну и очень хотел попасть на нее, чтобы в очередной раз стать на защиту великой Руси и его народа. В монастыре ему пытались помочь разобраться провиденье это или лишь сумасшествие. Так он целую зиму находился наедине с самим собой целую зиму.

Иван отправляется на пароходе в очередное увлекательное путешествие и верит, что все у него получится

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]