Аргументы из литературы и жизни для сочинения 15.3 на тему: «Добро и зло» (ЕГЭ по русскому языку)

Для раскрытия темы «Добро и зло» в сочинении 15.3 необходимы аргументы из художественной литературы и жизненные примеры, только таким образом можно добиться высоких результатов на ЕГЭ по русскому языку. Рассуждения о нравственных вопросах ведутся уже на протяжении очень долгого времени, поэтому эти проблемы часто поднимаются в экзаменационных работах. Задача учащего состоит в том, чтобы максимально развёрнуто высказать свою точку зрения, опираясь на литературный опыт талантливых писателей и истории жизни реальных людей.

Противостояние добра и зла началось со времён зарождения человечества и продолжается по нынешний день. Вся суть вопроса заключается в том, что порой эти понятия чересчур тесно переплетаются в человеке и становится слишком трудно определить, какое же из них является главным.

Аргументы

  1. Один и тот же поступок может быть для кого-то добрым, а для кого-то злым.
  2. Доброта – это проявление внутренней силы.
  3. В мире поддерживается равновесие между добром и злом.
  4. Добро нужно хранить не только внутри себя, но и делиться ним с окружающими.
  5. В современном мире слишком много зла и жестокости.
  6. В сказках добро всегда побеждает зло.
  7. Зло зарождается в негативных эмоциях.
  8. Хорошие поступки – это поступки по чести и совести.
  9. Доброта может проявляться по-разному: в словах, мыслях, действиях, а иногда и в бездействии.
  10. Художественная литература полна примерами, подтверждающими проявление искренней доброты.

↑ Что делает человека добрым? Как человек учится доброте? Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме».

Сочувствию и доброте можно и нужно учиться. Главный герой романа Дж. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» Бруно является ярким примером, подтверждающим мою позицию. Его папа ,немецкий военный офицер, нанимает для детей репетитора, который должен научить их разбираться в современной истории, понимать, что правильно, а что нет. Но Бруно совершенно неинтересно, что рассказывает учитель, он любит приключения и совершенно не понимает, чем одни люди отличаются от других. В поиске друзей мальчик отправляется «исследовать» территорию недалеко от дома и натыкается на концентрационный лагерь, где встречает своего ровесника, еврейского мальчика Шмуэля. Бруно знает, что не должен дружить с Шмуэлем, поэтому встречи тщательно скрывает. Он носит еду узнику, играет с ним и разговаривает через колючую проволоку. Ни пропаганда, ни отец не могут заставить его ненавидеть узников лагеря. В день своего отъезда Бруно вновь отправляется к новому другу, он решает помочь ему найти отца, надевает полосатую робу и пробирается в лагерь. Финал этой истории печален, детей отправляют в газовую камеру, и только по остаткам одежды родители Бруно понимают, что случилось. Эта история учит на тому, что сочувствие нужно в себе воспитывать. Возможно, нужно научиться смотреть на мир так, как это делает главный герой, тогда люди не будут повторять чудовищных ошибок.

Эпитеты к слову «добро»

Великое, абсолютное, воплощённое, ценное, нравственное, бескорыстное, душевное, совершенное, вечное, истинное, настоящее, всеобщее, мировое, удивительное, человеческое, бесценное, единственное, главное, ангельское, безмерное, беспредельное, неисчерпаемое, бескорыстное, редкостное, необычайное, неподдельное, необыкновенное, вселенское, изначальное, подлинное, христианское, естественное, простое, особое, собственное, внутреннее, чистое, проявившееся, сделанное, величайшее, ответное, побеждённое, торжествующее, отвергнутое, сохранившееся, ненужное, проявившееся, предназначенное.

↑ Безусловная доброта к людям, жалость и милосердие, прощение. Ф.М. Достоевский «Идиот».

Добрым человеком можно назвать того, что думает о других больше, чем о себе, всегда готов прийти на помощь нуждающимся, а также принимает близко к сердцу переживания других людей. По-настоящему добрым можно назвать героя романа Ф.М. Достоевского «Идиот» князя Льва Николаевича Мышкина. Князь Мышкин – представитель знатного рода, рано осиротевший, пробывший 4 года за границей по причине нервной болезни. Окружающим он кажется странным, но интересным человеком. Он поражает людей глубиной своих мыслей, но в то же время шокирует своей прямолинейностью. Однако все отмечают в нем открытость и доброту. Его доброта начинает проявляться вскоре после знакомства с основными действующими лицами. Он оказывается в эпицентре семейного скандала: сестра Гани Иволгина в знак протеста против его женитьбы плюет ему в лицо. Князь Мышкин заступается за нее, за что и получает пощечину от Гани. Только вместо того, чтобы разозлиться, он жалеет Иволгина. Мышкин понимает, что Гане будет очень стыдно за свое поведение. Еще Лев Николаевич верит в лучшее в людях, потому обращается к Настасье Филипповне, утверждая, что она лучше, чем пытается казаться. Способность к состраданию, словно магнит, притягивает к Мышкину окружающих людей. В него влюбляется Настасья Филипповна и ,позднее, Аглая.. Отличительная черта Мышкина – это жалость к людям Он не одобряет их плохих поступков, но всегда сопереживает, понимает их боль. Влюбившись в Аглаю, он не может на ней жениться, потому что жалеет Настасью Флипповну и не может ее бросить. Ему жаль даже разбойника Рогожкина, который впоследствии убивает Настасью. Сострадание Льва Мышкина не разделяет людей на хороших и плохих, достойных и недостойных. Оно направлено на все человечество, оно безусловно.

Эпитеты к слову «зло»

Воплощённое, вселенское, непоправимое, неизбежное, абсолютное, торжествующее, мировое, изначальное, безусловное, потустороннее, древнее, неведомое, необходимое, неизвестное, чудовищное, леденящее, сущее, очевидное, совершенное, великое, неудержимое, главное, чистое, невидимое, задуманное, бессмысленное, настоящее, немыслимое, сплошное, земное, истинное, реальное, грядущее, подлинное, пугающее, явное, старое, бесконечное, старое, человеческое, внутреннее, всеобщее, особое, прежнее, сильное, первородное, неисправимое.

↑ О доброте души. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, в сердце которого нет места жестокости, душа которого полна добром к ближнему. Автор считает, что именно сострадание, свойственное доброй душе, определяет человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать своим телом ради того, чтобы прокормить детей своей мачехи, своего пьяницу отца, так она проявляет сострадание. Несмотря на то, что приходится переживать, Сонечка сохраняет доброту души, не ожесточается. А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством сострадания к ближнему. «Преступление и наказание» Кратко

Примеры из художественной литературы

  1. А.С. Пушкин «Моцарт и Сольери».

Основу сюжета трагедии А.С. Пушкина составляет противостояние двух известных композиторов одного и того же времени. И хотя Моцарт занимал лидирующую позицию, основное внимание в произведении писатель уделил именно Сальери. Моцарт нужен был всего лишь для раскрытия эмоций другого персонажа. Можно провести аналогию между противостоянием композиторов и борьбой добра и зла, один герой символизирует светлую сторону, другой – воплощение тёмной.

Моцарт был человеком, одарённым талантом. Он создавал музыку не ради славы и денег, а делал это, потому что в творчестве заключался смысл всей его жизни. Сальери тоже жил музыкой и посвятил ей всю свою жизнь, но для того, что давалось Моцарту с такой лёгкостью, менее талантливому композитору приходилось прилагать большие усилия. Сальери полностью посвящал себя процессу творения, уделив этому всё своё время и лишая себя многочисленных благ мирской жизни. Эта несправедливость сводит его с ума, талант конкурента не даёт ему покоя. Почему Моцарт получил свой дар, а ему досталась только возможность понимать музыку? Помутившийся от зависти рассудок, приводит Сальери к мысли, что раз ему не удалось прославиться как композитору, он может получить известность злого гения, отобравшего жизнь у талантливейшего из людей. Только в смерти оппонента видит он единственно возможный выход.

Трагедия в произведении заключается не только в преждевременной смерти Моцарта, но и в судьбе самого Сальери. Он был не готов признать, что кто-то может быть лучше и поэтому решился на преступление.

  1. И. Гёте «Фауст».

В драме И. Гёте воплощением зла и добра является сам главный герой Фауст, учёный, который мечтает познать Вселенную. Автор представляет человеческую душу как поле битвы между добром и злом. Бог и Рафаэль спорят о том, чью сторону выберет Фауст. Бог верит в доброту, сокрытую в душе даже самого порочного человека, а Рафаэль является воплощением самого зла. Он всеми способами пытается соблазнить Фауста, для того чтобы заставить доктора продать свою душу. Ни пьянство, ни деньги, ни любовь не прельстили главного героя настолько, чтобы он был готов расстаться с душой. Коварство Рафаэль подействовало противоположным образом, Фауст смог увидеть главные ориентиры в жизни и теперь его душа стала недоступной для зла. Для двух противостоящих сторон он был всего лишь подопытным материалом, в итоге Рафаэль потерпел поражение, так и не добившись своего. Фаусту удалось выиграть эту битву, но добро и зло бессмертны, значит, их борьба будет длиться вечно и проблема выбора человека останется навсегда открытой.

  1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

В романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков показал вечное противостояние добра и зла, причём сделал это своеобразно: он соединил под одним переплётом две совершенно разные истории. Автор описал события, происходившие в 30-е годы 20 века и события древних времён. Получился некий роман в романе, объединенный общей идеей – поиском добра и борьбы за него. Сразу мы попадаем в далёкий Ершалаим во дворец прокуратора Понтия Пилата, там решается судьба человека по имени Иешуа, который побуждал народ к разрушению храма. По мнению Понтия Пилата, весь мир устроен таким образом: есть люди имеющие власть, а остальные им подчиняются. Поэтому прокуратор сильно удивлён, что существует те, у кого иная точка зрения, а Иешуа ещё и не боялся ему возражать. Страх лишиться уважения нужных людей побеждает жизненные принципы Понтия Пилата, и он казнит невиновного. После этого прокуратора начинают преследовать кошмары и мучить совесть, с этих пор ему стало неведомо, что такое покой.

Все пороки мира, окружающие Иешуа и Мастера, обличает Воланд. Воланд – это переосмысленный автором образ дьявола. Он явился в Москву с целью выявить все тёмные стороны человечества и выставить их на всеобщее обозрение. В итоге он смирился с тем, что люди во все времена остаются одинаковыми. В их жизни много зла, но есть и такие, в чьём сердце до сих пор живёт вера в Бога. Предназначение Мастера заключался в том, чтобы он раскрыл открывшуюся ему истину в своём романе об Иисусе Христе. Но общество не было готово к такой правде и Мастеру пришлось уйти, оставив после себя ученика и свой труд, который напоминал о том, что людям самим предстоит разбираться в своих проблемах, а противостояние добра и зла будет продолжаться вечно.

↑ А. Платонов «Юшка»

Еще одним героем русской литературы, которому приходится терпеть жестокость окружающих, является помощник кузнеца Ефим Дмитриевич, прозванный в народе Юшкой. Очень часто дети и взрослые обижают Юшку, бьют, кидают в него камни, песок и землю, но он всё терпит, не обижается и не сердится на них. Порой ребята пытаются разозлить Юшку, но у них ничего не выходит, и иногда они даже не верят в то, что он живой. Сам герой считает, что окружающие так проявляют к нему «слепую любовь». Заработанные деньги Юшка не тратит, пьёт только пустую воду. Каждое лето он куда-то уезжает, но никто не знает, куда именно, а Юшка не признаётся, называет разные места. С каждым годом Юшка от чахотки становится всё слабее. Однажды летом, вместо того, чтобы уехать, он остаётся дома. А вечером, возвращаясь из кузницы, впервые в жизни, отвечает на жестокие нападки потешающегося над ним прохожего. Ефим Дмитриевич заявляет, что, если он родился, значит, для чего-то на этой земле нужен. Не ожидавший отпора обидчик, толкает Юшку в больную грудь, тот падает и умирает. Особое внимание в повествовании уделено приемной дочери героя, к которой он и ездил все эти годы, отвозя заработанный деньги для ее содержания в пансионе. Зная о болезни Юшки, девушка выучилась на врача и хотела его вылечить. Ей никто не сообщил, что Юшка умер — он просто не приехал к ней, и девушка отправилась его искать. Героиня остаётся работать в городе, бескорыстно помогает людям, и все называют её «Юшкиной дочерью», вот так добро порождает добро. ЧИТАТЬ РАССКАЗ «ЮШКА»

Примеры из жизни

  1. Крайне остро поднимаются понятия добра и зла на войне, где очень сложно совершать добрые поступки, так как там нет места для жалости и сочувствия. Любое проявление доброты резко выделялось на фоне военной жестокости. Моему прадеду на момент начала Войны было 19 лет. Он сразу же отправился на фронт и попал в дорожно-строительный батальон. Спустя два года он стал командиром взвода и помощником штаба дорожного полка. Вместе с солдатами мой прадедушка строил дороги и возводил мосты для транспортировки военной техники. Работа была трудной, иногда приходилось не спать сутками, трудиться днём и ночью, в жару, дождь и снег. Немцы, понимая, важность наличия дорог для переправы техники, всячески старались уничтожить строительные батальоны. Моему прадеду пришлось пережить большое количество обстрелов и нападений. Однажды, в период временного затишья, он с однополчанами выбрался к небольшому озеру покупаться. Находясь в воде, он заметил кудрявую головку в траве, неподалеку от берега. Выбравшись на сушу, прадедушка обнаружил мальчика лет трёх, прячущегося в зарослях орешника. Оказалось, это сын немецкого офицера, потерявшийся в лесу во время их отступления. Одни солдаты предлагали использовать ребёнка для обретения полезной информации в качестве выкупа, другие проявили невероятную жестокость, высказав своё предложение отдать его в плен, но мой прадед принял собственное решение оставить малыша при себе. Война войной, а ребёнок ни в чём не был виноват. Это было настоящим проявление доброты в условиях зла. Немецкий мальчишка стал приёмным сыном моего прадедушки и моим вторым дедушкой. Никто не знает, как сложилась бы его судьба, если не этот случай.
  2. Часто родители при воспитании детей совершают большие ошибки. Они хотят только хорошего для своего чада, но необдуманные действия способны навредить ребенку. Знакомые нашей семьи долго не могли обзавестись детьми, что только они не делали. Очень много сил и средств было потрачено на обследования и лечения, поэтому, когда подруге моей мамы удалось, наконец, забеременеть их радости не было предела. Поздний долгожданный ребенок стал смыслом всего существования своих родителей. Они чрезмерно его оберегали и лелеяли. В раннем детстве мальчика ограждали от общения с другими детьми, потому что они могут его обидеть или заразить. Когда пришло время идти в детский сад, родители нашли тысячу отговорок, чтобы не отпускать своё чадо от себя ни на шаг. Но ребёнок не может находиться всю жизнь у маминой юбки и наступил тот момент, когда мальчику пора было идти в первый класс. Тут уже выбора у его родителей не было. Вот тогда-то и появились первые признаки неприспособленности ребенка для взаимодействия с социумом. Мальчик просто не знал, как контактировать с другими детьми, как вообще нужно вести себя в обществе. В дальнейшем его проблемы усугубились, и былое непонимание превратилось в жестокость и озлобленность по отношению к окружающему миру. Его родители хотели только добра для своего ребенка, а оказалось, что своими же руками нанесли непоправимый вред. На примере этой семьи можно прийти к выводу, что воспитание ребенка – это очень ответственный процесс, к которому нужно подходить с умом, взвешивая все за и против.

↑ Что делает человека жестоким, злым? А.И. Солженицын «Матренин двор»

В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» есть герой, жестокость которого просто поражает читателя. Фаддей когда-то очень любил Матрену, но его призвали в армию, и на войне он потерялся без вести. За это время семья юноши потеряла всякую надежду на его возвращение и взяла в дом Матрену в качестве жены младшего сына. Девушка хоть и любила Фаддея, но не могла перечить, ведь времена были сложные, и людям нужна была работница в доме. Вернувшийся Фадей не смог понять случившегося, его жестокости не было предела, он во всем винил бывшую невесту и брата. Прошло время, но обида не забылась. Матрене и так не везло: все дети умерли, муж тоже. Именно тогда Фадей и отдает Матрене на воспитание Киру, и именно он настаивает на том, чтобы героиня отдала горницу. Даже на похоронах некогда любимой женщины Фаддей не прощает ей того замужества. Герой цинично делит скудное имущество погибшей. Его жестокость поражает и не находит никакого оправдания, ведь героиня помогала его семье в трудное время, и это единственная причина ее измены.

Народная мудрость

  1. «Добро творить – себя веселить». Наши мудрые предки считали, что добрые дела, исходящие от чистого сердца, приносят человеку радость. Поэтому тот, кто творит добро – находится в хорошем расположении духа.
  2. «Кто добро творит, тому Бог отплатит». В данной пословице идёт речь о том, что все добрые поступки будут вознаграждены по заслугам. Не нужно ждать награды сразу, когда придёт время – Бог поможет.
  3. «Кто добро творит, тому зло не навредит». В этой пословице говорится о том, доброму человеку можно зла не бояться. Зло не способно поселиться в душе того, чьи помыслы заняты добрыми делами.
  4. «Добрые люди правду скажут, да путь верный покажут». Данная пословица призывает прислушиваться к добрым людям. У добрых людей чистые помыслы, они честны и способны дать нужный совет.
  5. «Доброе слово доходит до сердца». Наши предки уже давно заметили могущественную силу слова. Словом можно обидеть, ранить, даже убить. А доброе слово способно поддержать в трудную минуту, дать надежду, спасти душу.
  6. «Добро, сделанное втайне, вознаграждается явно». Данная народная мудрость гласит: истинно добрые поступки делаются бескорыстно, поэтому люди ими не хвастаются. Если же человек рассказывает на каждом углу о своём хорошем поступке, его доброе дело теряет свою ценность.
  7. «Добро не лихо: бродит по миру тихо». Смысл этой пословицы заключается в том, что не каждый человек способен заметить добро в своей жизни. Иногда оно совсем рядом, просто нужно внимательнее присмотреться.
  8. «Злоба лишает человека силы». Все негативные эмоции слишком изнурительно действуют на человека, а злость и вовсе выпивает все соки. Поэтому в данной пословице и говорится о том, что злоба способна лишить человека всяческой силы.
  9. «Кто гнев свой одолевает, крепок бывает». С древних времён больше всего ценилось в человеке его умение контролировать свои эмоции. Тот, кто способен подавить в себе проявление злости – обладает крепким характером.
  10. «Сделав зло, на добро не надейся». В жизни всем воздаётся по заслугам. Если человек сделал кому-нибудь зло, это же зло ему со временем и вернётся. Добро присутствует в жизни того, кто сам творит добрые дела.

↑ Какова роль добра в жизни человека? Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Делая доброе дело другим, даже ущемляя свои собственные права и возможности, человек становится счастлив от того, что счастливы близкие люди. Эту теорию персонажи проверяют своей жизнью. Когда Лопухов увидел, что Верочку Розальскую необходимо спасти от ее собственной матери, которая намеревается выдать ее замуж за богатого и безнравственного Сторешникова, он решает жениться на ней, хотя для этого приходится бросить учебу и искать работу. Данные своих научных изысканий он передает совершенно бескорыстно своему другу Кирсанову, облегчая ему путь к получению диплома. Вера Павловна заводит мастерские для бедных девушек, спасая их от панели и чахотки, а прибыль делит поровну. В случае замужества дает за девушкой солидное приданое. Когда Вера Павловна полюбила Кирсанова, она сообщает об этом своему мужу, безгранично ему доверяя, а он инсценирует собственное самоубийство, освобождая Верочку от брачных уз. В результате эта всеобщая самоотверженность приводит к всеобщему счастью: Лопухов, разбогатев честным путем где-то в Америке, находит любовь и взаимопонимание с подругой Веры Павловны Катей Полозовой.

Афоризмы

  1. «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней». Оноре де Бальзак сравнивает жизнь с куском ткани, сотканной из двух нитей: одна нить – это добро, вторая – зло. В любом материи нити очень тесно переплетаются, так и в жизни: добро и зло всегда граничат друг с другом.
  2. «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой». Американский писатель Марк Твен даёт собственное определение доброте: это то, что может почувствовать каждый человек в мире. Даже те, кто не сталкивался с добротой, сразу её узнает.
  3. «Добро – есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы не понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру». Лев Николаевич Толстой считал добро – главной целью человеческой жизни. Вся жизнь, по его мнению, заключалась в том, чтобы стремиться к абсолютному добру.
  4. «Мы добры к другим, чтобы больше нравится себе». Французская писательница Жорж Санд не верила в человеческую доброту, поэтому считала, что люди совершают добрые дела только для того, чтобы превозноситься в собственных глазах.
  5. «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты». Людвиг ван Бетховен считал доброту наивысшим достоинством человека. Добрый человек, по его мнению, находился выше всех остальных людей.
  6. «Безумна до того любовь моя, что зла в тебе не замечаю я». Уильям Шекспир хотел сказать то, что любовь слепа. Когда сильно любишь человека, не обращаешь внимания на его недостатки.
  7. «Человек зол по своей природе». Родоначальник немецкой философии Иммануил Кант всю свою жизнь пытался раскрыть проблему человеческой сущности. Он пришёл к выводу, что человек – самое жестокое и злое создание в нашей природе. Только люди охотясь, могут убивать ради своего удовольствия, а не из чувства голода.
  8. «Все дурные дела порождались благими намерениями». Великий римский император Гай Юлий Цезарь говорил о том, что часто человек хочет сделать доброе дело, но по неопытности или незнанию не может. А затем каждое событие тянет за собой следующее. Так и выходит, что изначально благие намерения в итоге приводят к дурным делам.
  9. «Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил». Английский философ Джон Локк был ещё и педагогом, поэтому он не понаслышке знал о том, что для воспитания в ребёнке доброты важнее всего личный пример. Можно создавать сколько угодно правил, но если родители сами им не следуют, то и ребёнок тоже не будет.
  10. «Живут лишь те, кто творит добро». Лев Николаевич Толстой много думал о смысле жизни и пришёл к выводу, что он заключается в доброте. Люди, которые творят добро – живут по-настоящему, остальные – просто существуют.

↑ Доброта как свойство человеческой личности. М. Зусак «Книжный вор»

В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель — девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности. Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]