Сходства
В начале встречи героев кажется, что образы их не сопоставимы. Но уже к концу разговора в каморке Раскольникова, становится видно, что между идеями нищего студента и богатого дельца наблюдается некая схожесть. Главная черта, которая объединяет героев – стремление возвыситься над другими. Это видит и сам Раскольников, несмотря на то, что Лужин ненавистен ему. Родион Романович, опираясь на свою теорию, считает, что ему можно вершить преступления, так как он решил, что он избранный. Лужин откровенных преступлений не совершает, но сама суть его личности – прогнившая и чрезмерно эгоистичная. Преступления Лужина – моральные, в то время как преступление Раскольникова – физическое.
Раскольников и лужин сравнительная характеристика. В чем смысл сопоставления лужина и раскольникова
Повествовательная структура романа Достоевского «Преступление и наказание» достаточно сложна. В центре произведения — образ главного героя, Родиона Раскольникова с его идеей разрешить «кровь по совести». Все остальные персонажи так или иначе связаны с ним. Главный герой окружен в романе «двойниками», в сознании которых по-разному преломляется его идея.
Один из двойников Раскольникова в романе — Петр Петрович Лужин. Это деловой человек, который более всего на свете ценит деньги, добытые «трудом и всякими средствами». Он уважает себя, считает себя умным, прогрессивным человеком, трудящимся на благо всего общества. У Лужина даже есть своя теория, которую он развивает перед Раскольниковым. Эта «теория разумного эгоизма» гласит: «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете наличном интересе основано». Лужин считает: если каждый будет действовать, руководствуясь лишь собственным интересом, то в обществе будет больше преуспевающих граждан, «устроенных частных дел». Следовательно, «приобретая единственно и исключительно себе», человек трудится на благо «всеобщего преуспеяния», на благо экономического прогресса.
В жизни Петр Петрович последовательно руководствуется своей теорией. Женитьба на Дунечке тешит его болезненное самолюбие, к тому же она может способствовать его карьере. Раскольников выступает против этого брака, и Лужин быстро находит способ исправить ситуацию. Чтобы очернить Родиона в глазах родных и вернуть расположение Дуни, он обвиняет Соню в воровстве, подложив ей ассигнацию. Таким образом, он способен на любую подлость, беспринципен.
Анализируя теорию Лужина, мы замечаем ее поразительное сходство с теорией Раскольникова, в которой также преобладает личный интерес. «Наполеонам все дозволено» — безапелляционно утверждает он. В убийстве старухи-процентщицы, безусловно, присутствует личный интерес героя. Один из мотивов этого убийства — желание Раскольникова проверить свою теорию, выяснить, к какому же типу людей относится он сам: «…тварь ли я дрожащая или право имею?». Теория Раскольникова, по его мнению, тоже призвана спасти человечество от мирового зла, направлена на развитие прогресса. Магометы, Наполеоны, Ликурги — люди будущего, которые «двигают мир и ведут его к цели». Они «разрушают настоящее во имя будущего».
Характерно, что теория Лужина крайне не нравилась Раскольникову. Возможно, интуитивно он чувствовал в ней сходство со своими собственными идеями. Недаром же он замечает Петру Петровичу, что по его, лужинской, теории выходит, что и «людей можно резать». Этим сходством, вероятно, и объясняется безотчетная ненависть Раскольникова к Лужину. Ну и ситуация с Соней, планируемая женитьба на Дунечке — все это, безусловно, наложило свой отпечаток на отношения героев.
Таким образом, Лужин опошляет теорию главного героя, предлагая «экономический» вариант этой теории. Лужин — «двойник» Раскольникова в жизненно-бытовом плане. Кроме того, это беспринципный, подлый человек. Всем этим определяется отношение к нему автора и главного героя.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» рассказывает о бедном студенте Родионе Раскольникове, который стал приверженцем теории о двух разрядах людей («власть имущие» и «твари дрожащие»). Это учение полностью изменило жизнь героя, заставило совершить преступление, обрекло его на страдания и муки совести. Основной проблематикой произведения является опасность жизненных теорий, которые предполагают власть одних людей над другими. По мнению автора, все они в корне не верны, а следование их законам неминуемо приведёт к трагическим последствиям. И он доказывает это на примере судьбы главного героя Родиона Раскольникова, который убил старуху-процентщицу и её сестру Лизавету (чтобы проверить, к какому разряду людей он относится) и в конце концов попал за это преступление на каторгу.
Для того чтобы и читатель, и сам герой задумался над проблемой лжеучений, Достоевский создаёт целую систему образов, в которой персонажи являются «двойниками» Родиона. Их имена – Пётр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов. Как и у Раскольникова, у этих людей есть собственные убеждения о вседозволенности. Знакомясь с каждым из своих «двойников», главный герой выносил важные уроки. И, конечно, он не мог не чувствовать неприязнь к столь отталкивающим (но в то же время похожим на него) личностям. Однако отношение Раскольникова к Лужину было более враждебным, чем к Свидригайлову, хотя и тот и другой персонаж были крайне неприятными людьми.
В основном, Раскольников испытывал антипатию к Лужину из-за его теории «разумного эгоизма»; по ней каждый человек должен руководствоваться только личными интересами, и тогда мир будет процветать.
Это учение во многом близко теории Родиона, в которой «сверхлюди» тоже могут совершать то, что хотят (или что считают выгодным), и не считаться с мнением «тварей дрожащих». Раскольников чувствовал сходство своих взглядов со взглядами Лужина, но не хотел этого признавать, потому что считал Петра Петровича жалким и пошлым человеком. Своей теорией этот герой оправдывал безнравственные поступки; он позволял себе называть Пульхерию Александровну «мамашей». Он подложил Соне в карман сторублёвую купюру, чтобы подставить героиню. Кроме того, чтобы улучшить своё положение в обществе, Лужин хотел жениться на Дуне и сделать её своей рабыней. В отличие от Петра Петровича, Раскольников был нравственным человеком (однажды он хотел жениться на убогой, потому что пожалел её). И даже несмотря на то что герой переступал через свои нравственные установки, совершая преступление, читатель всё равно понимает, что у него есть моральные ценности и совесть (мы помним, как Раскольников страдает после совершенных убийств). Так что, будучи добродетельным человеком, главный герой ненавидел Петра Петровича за его безнравственность. Однако он, опять же, не мог не видеть сходств их теорий. Ему не хотелось быть похожим на столь неприятную личность; это послужило ещё одной причиной неприязни.
Однако, рассуждая о безнравственности Лужина, нельзя не вспомнить второго «двойника» Раскольникова, Свидригайлова, который грешил всю жизнь. Если Лужин совершал злые поступки, чтобы обрести власть, которой он никогда не имел (так как был «маленьким человеком»), то Свидригайлов получал удовольствие от самих злодеяний. По его теории совершить злой поступок можно, если он нужен для достижения благой цели, и если ты совершаешь много добрых дел, то одно злодеяние можно простить. Потому герой грешил «бесстыдно и беспробудно», не испытывая мук совести. Этот человек, как я думаю, был гораздо более безнравственен, чем Лужин; он был карточным шулером, сидел в тюрьме, убил слугу; есть подозрения, что он убил и свою жену, Марфу Петровну. Несмотря на то что Раскольников чувствует отвращение при разговоре с героем, называет его подлецом, он в какой-то степени сочувствует ему. Свидригайлов испытывает естественные человеческие чувства: страх перед смертью (представляет жизнь после смерти как баню с пауками), любовь (в отличие от Лужина, онпо-настоящему любил Авдотью Романовну и желал ей счастья), жалость. Однако Аркадий Иванович совершил слишком много грехов в своей жизни и, как он говорил, «перешёл черту»; обратного пути уже нет. Этот герой явился своеобразным «предупреждением» Раскольникову, ведь с ним может произойти то же самое, если он не оставит свою теорию. Потому Родион не мог испытывать к Свидригайлову сильную антипатию; герой помог ему сделать правильный выбор и сознаться в преступлении. Конечно, Лужин отнюдь не играл для него столь важную роль.
Таким образом, из двух «двойников» Раскольникова ему наиболее антипатичен Лужин. Этот герой был безнравственен и бессовестен, чего не терпел Родион. Помимо того, Пётр Петрович унижал близких людей главного героя (Дуню, Соню, маму). И если Свидригайлову Раскольников сочувствовал, то к Лужину он испытывал лишь ненависть.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) —
Произведение Преступление и наказание стало классикой русской литературы. Это психологический роман, где в главной роли выступает бывший студент Раскольников, однако в работе автора раскрываются и другие образы. Так в романе мы встречаем Лужина, что представлял собой человека, глубоко противного самому автору. Но такой тип людей существовал. К тому же данный персонаж позволил глубже изучить и познать самого Раскольника, чьим моральным двойником и являлся Лужин. На первый взгляд, это совершенно разные образы, но у них было очень важное сходство. У обоих была своя теория и каждый из них ей следовал. Так теория Лужина заключалась в разумном эгоизме, и согласно ей люди должны учитывать свои лишь интересы. Согласно теории Раскольникова, великим людям позволялось все, поэтому он и захотел узнать, кем он является — тварью дрожащей или право имеет.
Изучив роман мы понимаем, что образ Лужина является худшим проявлением человека, а чтобы поближе познакомиться с Раскольниковым и Лужиным сделаем сравнительную , отмечая их сходства и различия.
Раскольников — герой романа, который бросил учебу из-за своей бедности и невозможности платить. Он привык делить людей на ничтожных и наполеонов, и захотел узнать, кто он, поэтому и пошел на преступление. Однако в своей теории, согласно которой великим людям позволено все, он ошибается. Считая, что он вправе карать и миловать, в дальнейшем приходит к осознанию того, что расчет его неверный. Раскольников понимает, что его разделение людей на определенные категории ошибочно. Понимает и то, что он обычный человек и в содеянном. В этом большая . Правда, к ней поначалу Раскольников холоден, но любовь девушки сумела разбудить в герое человечность. Он потянулся к девушке, полюбил ее, и принял ее отношение к жизни.
Второй персонаж Преступления и наказания, чью характеристику рассмотрим в нашем , был Лужин. Лужин юрист и советник, на чьем лице вечно читалась брюзгливость. Он никогда не поддавался эмоциям, был преуспевающим, рациональным и практичным человеком. Лужин подлый, аморальный, ничем не брезгует, лишь бы достичь своих целей. Лужин любит сплетни, для него неизвестно понятие благородства, а его стремлением в жизни была карьера и обогащение. При этом на жизнь он смотрит через призму своей теории, считая, что только эгоисты смогут в дальнейшем помогать другим.
Раскольников и Лужин имеют и общие черты. Оба умные, но при этом тщеславные, высокомерные и подлые. Причем Раскольников подлецом называет себя сам, а вот о том, что Лужин подлец из подлецов говорит Катерина Ивановна.
Рассматриваемые нами Раскольников и Лужин испытывают неприязнь друг к другу, не понимая, что они очень похожи, и их можно назвать даже моральными двойниками. Скорее всего неприязнь между Раскольниковым и Лужиным появилась оттого, что каждый из них в противоположном персонаже увидел свои самые худшие черты, что их сильно раздражало.
Раскольников и Лужин: сравнительная характеристика
А какую оценку поставите вы?
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия Сравнительная характеристика Жилина и Костылина «Кавказский пленник»
В романах Достоевского почти все ведущие герои являются идеологами. А потому героя своего романа “Преступление и наказание” Родиона Раскольникова Достоевский наделил духовными двойниками, которыми являются Свидригайлов и Лужин. Эти образы олицетворяют “темную” сторону личности главного героя, концентрируют в себе его пороки, что позволяет читателю получить максимально верное представление о личности и характере Раскольникова.
Достоевский показывает нам Свидригайлова как человека без совести и чести. Это человек равнодушный, скучающий. Он хочет найти в жизни “нечто всегдашним рожденным угольком в крови пребывающее”. Образ Свидригайлова – своеобразное предостережение Раскольникову: Свидригайлов – это существо, в которое превратится Раскольников, если не послушается голоса собственной совести и будет жить, имея на душе преступление, которое не было искуплено страданием.
В образе Свидригайлова раскрывается вся сущность нравственного падения человека, пошедшего по пути преступлений. Он все время тревожит Раскольникова, убеждая его, что они “одного поля ягоды”: “Ну, не сказал ли я, что между нами сеть какая-то общая точка?” Свидригайлов не видит человека ни в ком, он убежден, что ни в прелюбодеянии, ни в развращении малолетней девочки, ни в подслушивании чужих разговоров с целью извлечения из них выгоды при помощи шантажа нет ничего дурного. Свидригайлов для Раскольникова становится воплощением чего-то низкого, омерзительного, но, тем не менее, Родиона Раскольникова влечет к этому темному началу. Ведь Раскольников решил реально, а не фантастически стать “властелином”, а значит решил пойти по дороге Свидригайлова. Внутреннее сходство Раскольникова и Свидригайлова состоит также в грехе безбожия, гордости и праздности. Кроме того, они оба страдают от сознания подобной праздности. Но Раскольников в конце романа смог преодолеть в себе свидригайловскую гордость и праздность, свидригайловский демонизм, нашел любовь и жизнь, а значит – себя. Ему стала невыносима мысль, что его теория сходна с теориями Свидригайлова и Лужина, он стал ненавидеть их, хотя в сущности не имел на это никакого права.
В контексте темы моего сочинения внимания заслуживает еще один персонаж романа – Лужин – предприниматель, сделавший себя сам, который хочет, будучи человеком “маленьким”, стать человеком “большим”, превратиться из никого в хозяина жизни. Здесь можно провести параллель между Раскольниковым и Лужиным. Раскольников – бедный студент, которому очень хочется выкарабкаться из того нищего состояния, в котором он находится. Но не просто перерасти себя на этом этапе! Он хочет видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении. Так появляется теория о разделении людей на два разряда. Причем и Лужин, и Раскольников хотят видеть свою принадлежность к высшей категории. Это стремление приводит к тому, что Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню.
Оба этих героя – Раскольников и Лужин – неверно воспринимают собственное положение, их точка зрения относительно своего места в обществе сводится к тому, что они считают себя лучше других людей, по крайней мере тех, которые становятся их жертвами. Единственная разница между Лужиным и Раскольниковым – в том, что у первого понимание самой проблемы и методы, которые он использует, более пошлые, чем у второго. Лужин опошляет и тем самым дискредитирует теорию “разумного эгоизма”.
Мотивы же Раскольникова благородны, он действует не из расчета, а из заблуждения.
Однако нельзя давать одинаковую оценку этим трем персонажам – Раскольникову, Лужину и Свидригайлову. Достоевский показал нам внутренний мир Раскольникова через взаимодействие героя с персонажами, которые его окружают, через постоянную борьбу между сознанием и подсознанием, его душевные переживания. Писатель показывает нам, какую власть может иметь над человеком идея и какой страшной может быть эта идея, если она способна толкнуть человека на преступление.
Достоевский подверг анализу сознание и подсознание главного героя, он полностью раскрыл перед читателем характер Раскольникова. Писатель показал нам внутренний мир героя с помощью контраста – через сравнение черт, присущих Раскольникову, с личностными характеристиками Свидригайлова и Лужина.
(No Ratings Yet)
- КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ КАК ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” широко использован прием антитезы,…
- Ближе всего к Раскольникову стоит Свидригайлов, который сам это признает, отмечая: “Мы одного поля ягоды”, “…между нами стоит какая-то общая точка”. У Свидригайлова практически есть все то, к чему так…
- Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” раскрывается ряд общечеловеческих проблем:…
- Раскольников и Свидригайлов – герои одного из лучших романов Достоевского “Преступление и наказание”. Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов. На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова…
- План I. Двойственность – характерный прием изображения у Достоевского. II. “Двойники” Раскольникова. 1. Лужин – носитель “теории разумного эгоизма”. 2. Образ Свидригайлова. III. Значение “двойников” для отображения противоречивого характера Раскольникова….
- РОЛЬ “ДВОЙНИКОВ” РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский стремился решить важную психологическую и нравственную задачу – показать людям…
- Достоевский в романе “Преступление и наказание” задумывается над вечными вопросами^ “В чем смысл жизни? Какова сущность добра и истины? Где грань между добром и злом?” Ответы на эти вопросы и…
- В “Преступлении и наказании” почти 90 различных персонажей, каждый из которых является самостоятельным, значимым для развития и осознания идеи романа. Многие исследователи выделяют несколько вариантов в распределении и группировки действующих…
- Основным смыслом содержания романа является полная невозможность найти выход из жизненных тупиков, из капканов, расставленных человеку капиталистическим обществом. Главный герой романа Достоевского Родион Раскольников задавлен бедностью, вынужден оставить университет из-за…
- КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ МИРОВОЗЗРЕНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. Это было время реформ, когда на смену старым “хозяевам жизни” стали приходить…
- Образ Сони Мармеладовой во многом противопоставлен Раскольникову. Она и жертва, и преступница одновременно. Именно Соню Раскольников выбирает мерилом своего поступка, перед ней герой хочет сознаться в убийстве, потому что она…
- Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” считается одним из наиболее “проблемных” произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью. Роман был написан в конце 60-х гг. XIX в. и…
- Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. А. Ахматова План I. Трагическая…
- В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” находится характер героя 60-х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную,…
- Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” очень важным является анализ композиции произведения, в частности таких ее элементов, как сны. Первый сон главного героя романа Родиона…
- Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Говоря о неоспоримой гениальности Достоевского, М. Горький сравнивал его по силе изобразительности…
- Свидригайлов – самый загадочный герой в романе “Преступление и наказание”, его характер не сразу раскрывается перед читателем. С одной стороны, он обычный человек и действует в романе как простой смертный….
- В современном прочтении романа мне кажется особенно важным подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности. Георгий Тараторкин План I. Достоевский – создатель социально-психологического романа. II. Теория…
- Роман Ф. М. Достоевского назван “Преступление и наказание”. Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи-процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд…
- Герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых…
- МОТИВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Открываем роман великого русского писателя Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. И с первых же страниц попадаем в атмосферу…
- Родион Раскольников – недоучившийся студент юрист. Он знает жизнь с самой худшей стороны: раздавлен бедностью, живет в ужасных условиях, всем должен, вынужден прятаться от хозяйки, ушел из университета. Это типичный…
- Петр Петрович Лужин, новоявленный приобретатель, “осовремененный” Чичиков, является олицетворением “разумного эгоизма”, который внедрен в основу “арифметики” Раскольникова. Лужин – юрист, желает открыть в Петербурге контору по оказанию адвокатских услуг, считая,…
- В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь описания неисчерпаемости и многомерности человеческой души. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, подлого и благородного. Человек – это тайна, в…
- Идейно-художественное своеобразие романа Центральный образ романа – Родион Раскольников. Его преступление – индивидуалистический бунт против порядков окружающей его жизни. Его теория основывается на том, что общество и человек по сути…
- К числу величайших творений Ф. М. Достоевского относится роман “Преступление и наказание” – идеологическое произведение, в основу сюжета которого положена бредовая идея Родиона Раскольникова о праве человека на убийство, “если…
- План I. Преступление, совершенное Родионом Раскольниковым. II. Мотивы преступления Раскольникова. 1. Характеристика главного героя. 2. Идея защитить “униженных и оскорбленных”. 3. Теория “сильной личности”. III. Наказание Раскольникова. В центре романа…
КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ТЕОРИЯ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА, ЕЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И КРУШЕНИЕ Идея Раскольникова с самого ее зарождения была обречена на провал. Не потому, что она не верна, ведь на самом…
Свидригайлов и Лужин как отражение “темной” стороны личности Раскольникова
Лужин и Раскольников — герои романа Ф.М. Достоевского «Преступление и Наказание». Эти образы особо интересны для сравнения, так как, несмотря на многочисленные различия, они крайне схожи.
Достоевский сделал Лужина столь похожим на Раскольникова (и не только его, но и нескольких других персонажей) для того, чтобы показать разносторонность личности Раскольникова на примере выделения различных черт у разных людей его положительных и отрицательных сторон характера.
Я хочу поподробнее рассмотреть Раскольникова и Лужина для того чтобы понять, с какой целью автор ввел такую их схожесть и что он этим пытался показать.
Прежде всего, бросаются в глаза внешние различия между персонажами: бедный студент Раскольников и зажиточный Лужин кажутся антиподами друг к другу. Несомненно, Лужин — «темная сторона» Раскольникова, но, в отличие от главного героя романа, Лужин — более часто встречающийся характер, намного меньший, чем «Наполеоновский тип», он не лучше от этого.
Наиболее яркий пример сопоставления описываемых героев — их диалог в каморке Раскольникова. Вначале контраст между ними несомненен, но позже можно заметить, что их мировоззрения поразительно схожи.
Раскольников — бедный студент, «живущий в долг»; Лужин же — преуспевающий делец. Раскольников мечется в поисках себя; Лужин — спокоен и рассудителен.
Но идеи «Право имеющего» и «Мелкого эгоиста» — практически идентичны, и разница между ними — только в масштабе.
Встать над другими. Это — то общее, что объединяет принципы Раскольникова и Лужина. Стать ли Судией с карающим мечом, или же ставить себя на первое место, считая уделом остальных «кафтан с барского плеча» — суть одна. Раскольников видит в этом свою схожесть с человеком, которого ненавидит, и ничего не может поделать.
Я хочу составить сравнительную таблицу Лужина и Раскольникова чтобы полнее понять героев и авторский замысел.
Раскольников | ||
Зажиточный делец | ||
Равнодушен к окружающим: напр. Поселил свою невесту и будущую тещу в «месте с клопами и дурной репутацией» | Считает себя альтруистом, и подтверждает это делами: отдал все свои деньги вдове | Ф.М. показывает настоящую разницу между героями. |
Считают себя вправе распоряжаться судьбами других людей | Достоевский показывает идейную слабость мировоззрения Раскольникова. | |
Не гнушается лгать и лицемерить | Отклонение от истины для Родиона — тяжкое испытание. | В случае Раскольникова сокрытие преступления — еще один грех на его совести, не менее тяжелый для него; Лужин же — «подлец по убеждению» |
Любовь — не важна, если можно привязать к себе человека: финансово или юридически. Это — еще одна сделка. | Любовь — добровольный союз любящих друг друга и не требующих ничего. | Показывается моральное превосходство Раскольникова. |
Итак, мы можем видеть, что общее в Лужине и Раскольникове — стремление поставить себя выше других. Если вдуматься, то позиция Лужина более обоснованна, и он более честен перед собой. Лужин сознательно «возлюбил, прежде всех, одного себя», и не отклонялся позже от этой линии поведения. Родион же в своих метаниях по сумрачному лесу своей души кидался из крайности в крайность, не зная покоя. В конце Раскольников таки нашел себя, и кто знает, кто был счастливее — он или Лужин.
Лужин не является «воплощением зла» в романе, он является собирательным образом того общества, которое было противно писателю, общества, где каждый сам за себя, где нет места любви, дружбе и пониманию. Раскольников же — несовершенный, сотворивший много зла, но добрый по своей природе, он не сразу смог найти понимание с миром.
Различия
Различия социального статуса, внешнего вида героев не так важны, как то, что основным отличием все же является мотивация. Если Лужин открыто любит только себя и «зло» в его примере проявляется в виде эгоизма, то Раскольников уверен, что зло он вершит ради добра и правосудия, ради блага другим людям. Лужин уверен в себе, его линия поведения и чрезмерная любовь к себе сохраняются от начала и до конца. Раскольников сомневается, бродит в дебрях своей души и все-таки стремится к свету. Ему не чужды человеческие качества, такие как доброта и сострадание, альтруизм и даже любовь. Лужин же не признает никаких чувств, кроме любви к себе. Девушку в жены он готов взять жалкую, но не из жалости, а чтобы повысить свой статус перед ней, чтобы она была безотказной и считала его благодетелем. Так или иначе, к финалу романа Лужин остается таким, каким был, а Раскольников находит путь к свету, искуплению и добродетельной жизни.
Значение персонажей в произведении
Двойники Раскольникова близки ему по духу, но имеют разное назначение. Каждый из них по-своему воплощает теорию Родиона. Своим собственным внутренним обликом двойники Раскольникова в романе дискредитируют его идеи. Образ Петра Петровича представляется примитивным воплощением теории на житейско-бытовом уровне. Аркадий Иванович — персонаж более глубокий. Применение Свидригайловым «раскольниковской» теории отличается большей глубиной. Он воплощает ее на философском уровне. Когда проводишь анализ образа и поступков Аркадия Ивановича, в некотором роде обнажается дно пропасти, куда приводит «идивидуалистическая» идея главного героя.
Сочинение 2
Читающие «Преступление и наказание» впервые, не замечают всех тонкостей произведения. Казалось бы, зачем автор создал того или иного героя, ведь его история никак не связана с судьбой Раскольникова? Но каждый персонаж по-своему важен. Все действующие лица со своими характерами и особенностями помогают раскрыть личность главного героя – Родиона Раскольникова.
Образ мрачного Раскольникова является центром произведения. Неслучайно у героя столь говорящая фамилия – молодой человек весьма противоречив, его личностные качества словно разрозненные кусочки мозаики. Каждый персонаж в романе олицетворяет какой-то из этих кусочков. Кого можно назвать двойниками главного героя?
Дмитрий Разумихин – активный, жизнерадостный, стойко сносящий любые испытания, единственный друг главного героя. Родион же – полная противоположность. Он апатичен и не умеет справляться с проблемами. Оптимизм Разумихина остро контрастирует с мрачностью Раскольникова. У друзей есть и сходства. Молодые и благородные, они мечтают о светлом будущем. Но у героев разные пути достижения цели. Разумихин трудится, пытаясь выбраться из нищеты, а Раскольников ради идеи совершает убийство.
Петр Петрович Лужин – подлый лицемер под маской благородства. Сходство его с главным героем в том, что на пути к цели оба не брезгуют ничем. Образ Лужина оттеняет эгоистичность Раскольникова.
Свидригайлов – человек, лишенный нравственности, способный на все, на любые ужасные поступки, вплоть до убийства. Родион совершает преступление и нисколько не раскаивается. Оба героя полны противоречий, каждый из них способен на благородные поступки, но это не умаляет их вины за совершенные деяния.
Лебезятников Андрей Семёнович – глупый, но добрый безобидный человек, не выносит подлостей и словно становится карикатурой на Раскольникова, который одержим своей теорией.
Следователь Порфирий Петрович – в какой-то мере относится к двойникам Раскольникова. Он тоже был молод и одержим модными тогда теориями, но вовремя остановился, и теперь понимает студента, сошедшего с пути, сочувствует ему и старается помочь.
Среди женских образов романа тоже есть двойники Раскольникова. Например, его сестра, внешне похожа на него, родственная душа главного героя. Автор в описании Авдотьи Романовны обращает внимание на ее ум, гордость и независимость. Но, в отличие от Раскольникова, девушка становится на правильный путь и не совершает ужасных ошибок.
И, конечно, Соня Мармеладова. Она добрая, верующая, но, как и Раскольников, она является преступницей, отверженной. Но, в отличие от Родиона, Соня раскаивается и жаждет искупить вину. Образ Сони развенчивает ужасную теорию Раскольникова.
Двойники позволяют раскрыть сложную личность Родиона Раскольникова, каждая черта характера раскрывается в ком-то из героев. Благодаря такому приему приходит понимание совершенных поступков и неизбежного наказания за совершенное преступление.
Вариант 4
Главный герой Достоевского в романе «Преступление и наказание» не единственный, кем овладела мысль о возможности использовать других людей для достижения своих целей. Лучше или хуже они Раскольникова, можно проследить по тому, как они пришли к этой идее и как осуществляют её своих действиях.
Явными двойниками Родиона Раскольникова являются Лужин и Свидригайлов. А следователь Порфирий Петрович признаётся, что идеей сверхчеловека, которому всё дозволено, переболел и он в юности, но отрёкся от неё и встал на путь прямо противоположный – борьбы с преступниками.
Ведь за каждым преступлением стоит человек, решивший, что он имеет право поступать как ему заблагорассудится и не ограничивать себя рамками выработанных человечеством законов и нравственных устоев.
При этом Раскольников, как умный и наблюдательный человек, видит себя со своей «умственной теорией» отражённым и в Лужине, и в Свидригайлове, как в кривых зеркалах.
Лужин представляет, образно говоря, выпуклое зеркало. Он как человек во сто крат хуже главного героя и является законченным подлецом и нравственным уродом.
Те выводы, к которым Родион Раскольников пришёл ценой изматывающих душу размышлений о судьбах человечества и его вождей, сочинив при этом целую теорию о крови по совести, Лужин имел готовыми, как паук, не сомневающийся в том, что имеет право заполучить жертву в хитро сплетённую паутину.
Как он распорядится ею – всё зависит от ближайших задач. Например, Дуню, сестру Родиона, он рассчитывал использовать как средство для вхождения в общество. Такая жена из бедного сословия ничего не будет ему стоить, но её красота и образованность принесут дивиденды. А ещё слаще Лужину было представлять, как безраздельно он будет владычествовать над беззащитной женщиной.
Соню Мармеладову он планировал сделать средством для мщения Раскольникову за несостоявшееся сватовство. Цинично подбросив ей деньги и объявив воровкой, он готов был походя растоптать человеческое достоинство невинной девушки.
Ни на секунду в душе Петра Лужина не возникло сомнений, сожалений по поводу личного права выбирать жертвы для своих целей. Это ли не теория Раскольникова в действии?
В Аркадия Свидригайлова главный герой может смотреться как в своё отражение в зеркале с вогнутой, уходящей вглубь перспективой. На его дне отражено то, что уже состоялось.
Если Раскольников только размышляет, имеет ли он право убить человека и после этого нормально существовать, то Свидригайлов «проверил» это на деле, и не один раз. На его совести забитый до смерти работник, повесившаяся девочка, смерть жены Марфы Петровны. Главному герою Аркадий Иванович внушает, что они одного поля ягоды. Только моральные страдания Раскольникова ему не ведомы.
Казалось бы, безнаказанный господин продолжает наслаждаться жизнью, посещает рестораны. Но что стало с его душой? Ему мерещатся призраки его жертв, за ним с того света «приходит» Марфа Петровна. Он боится оставаться один и по сути психически болен.
Его надежда на спасение – соединить жизнь с чистым существом, у которого душа не затуманена греховными помыслами. Такую душу он нашёл в Дуне Раскольниковой. Но ответить на его чувство девушка не может. Глубина нравственного падения так безнадёжна, что возврата в мир нормальных человеческих отношений у Свидригайлова нет. Остаётся только пустить пулю в лоб.
Таким образом, Раскольников и его двойники убеждают, что к жизни нужно относиться очень ответственно. Стремление вложить её в рамки какой-то теории несостоятельны и неразумны. За заблуждения и ошибки человек несёт ответственность и получает уроки ценой не только личных испытаний и наказаний, но страданий близких ему людей.