Революционные волнения начала ХХ века в России вызвали отклики многих литераторов. События 1917 года и Гражданской войны побуждали к созданию произведений как современников, так и писателей поздних периодов, вплоть до сегодняшнего дня. Среди поэтов, вдохновившихся этим периодом отечественной истории, был и А.А. Блок. Поэма «Двенадцать» отобразила неоднозначное авторское восприятие переворота, о смысле которого гадают до сих пор. Богатая символика произведения имеет большое количество интерпретаций.
Символы: роль и их значение
Что значит символ для поэта? Это всё равно, что термин для ученого, то есть при помощи него можно более ёмко, без лишних слов, выразить мысль. И Блок в своём творчестве активно пользовался такой возможностью.
- Цвета. Первое, чем встречает поэма читателя, – антитеза цветов – чёрного и белого. В мировой культуре у этих оттенков существуют десятки значений, но именно для этой поэмы белый – обновление, стремление к будущему, чёрный – мрак старого мира, страдание души, вызванное грехом. Кроме того, в тексте присутствует красный, выражающий сопротивление, желание перемен.
- Ветер – знак бури и революции. Он пытается взвихрить снег, чтобы занести всё старое, пережитое.
- 12 – число, наделённое особым значением. Количество красноармейцев в поэме соотносимо с множеством апостолов на Тайной вечере. Существует масса гипотез, какая авторская позиция скрывается за евангельской символикой. Возможно, для Блока события 17-го года сопоставимы по значимости в истории человечества со Страстной неделей.
Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
Сочинение.
Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом.” (Из статьи Блока “Интеллигенция и революция”) Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “12” -лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я- гений!” В “12” Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый “мировой пожар”, в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир. Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну “музыку” — музыку разрушения. Беспощадно , “со святой злобой” он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барышнями, попами. Но разумное, организованное, созидательное начало социалистической революции не получило в “12” такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях поэмы- красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира пожалуй больше от анархической “вольницы”(активно действовавшей в октябрьские дни), нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под руководством партии большевиков обеспечил победу революции. Ветер, вьюга, метель, снег- это образы ,символизирующие стихию очистительной революционной бури, силу и мощь народного выступления. В основе произведения — конфликт старого и нового. Их непримиримость подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”. Образ Христа Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных( и самому ему до конца ясных) представлений о раннем христианстве как “религии рабов”, проникнутой бунтарскими настроениями и приведших к распаду старого, языческого мира. В этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России. Но отдельные недоговоренности и противоречия в “12” искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-историческим значением Октября. “Вдаль идут державным шагом” -сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение “12” как величественного памятника Октябрьской эпохи. Поэма “12” сделала имя А. Блока поистине всенародно-известным. Строки ее перешли в плакаты, газетные столбцы , на знамена первых воинских частей Красной Армии. “Всем телом, всем сердцем слушайте Революцию”, -призывал поэт. Чистый и сильный голос Блока приветствовал революцию как новый день мира.
Образы
- Важно подчеркнуть роль и образ автора в «Двенадцати». Блок осознавал, что присутствует при эпохальном событии, он интуитивно ощущал грядущие в стране перемены, потому в этом произведении «Писатель – вития», а сама поэма ассоциируется скорее с летописью. Здесь поэт выступает в роли Пимена или Нестора, цель которого – запечатлеть происходящее.
- Обратимся к образу двенадцати красногвардейцев. По именам названы не все, но названные в поэме герои не случайно совпадают с апостолами. Такое упоминание позволяет закрепить за героями наибольшее число ассоциаций, вызываемых у читателя. Иван, Андрей, Петр – эти имена и сакральны, и социальны одновременно.
- Например, Петруха раскаивается в убийстве из ревности, но этот герой не был бы столь значимым для поэмы, не вызывай его имя аллюзию на Петра, что отрёкся от Христа. Преступление в обоих случаях не является поводом сойти с пути, но стимулирует с ещё большим рвением двигаться дальше. И для Петра блоковского, и для евангельского не было времени сожалеть о содеянном: нужно двигаться вперед, для воплощения общей идеи.
- Самым обсуждаемым образом в поэме является Христос (сочинение о его роли в произведении доступно по ссылке). Интересно проследить, как он возникает в поэме. В начале поэмы присутствует ветер, в 12-й главе у этой стихии появляется красный флаг, этот же атрибут и в руках Христа. Можно предположить, что Спаситель присутствует в поэме с первых строк, но в виде духа, дуновения, а находит своё воплощение лишь в конце произведения. Что значит этот образ для поэмы? Несправедливо считать, что это знак авторского одобрения событиям 1917 года. Блок осознавал неизбежность революции, невозможность вернуться к старому порядку. Мир стал другим, старый свет остался в прошлом, страна на пороге новой эры. Предыдущая – началась с Христа и апостолов. И они никуда не исчезли: сменились декорации, но главные герои остались.
Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Красный цвет в поэме Блока
У Блока белому всегда сопутствует красный. Существует мнение, что первым замеченным людьми цветом был красный. Древние мифы сотворение человека связывали с красным цветом. У русских крестьян 19-начала 20 веков свадебный наряд был красным. Традиционно красный цвет обозначает любовь, тепло, радость, страсть, мощь. В народной культуре красное противопоставлено белому как не белое, окрашенное. Красный – цвет здоровья, жизни, плодородия, солнца. Одновременно красный – цвет потустороннего мира. В древности он использовался как символ жизни, здоровья, как оберег. Считалось, что красный цвет способен защитить от волка, змей, мышей, а также от непогоды и злых духов. Этот цвет связан с кровью и огнем. Значение красного проявляется в таких словах, как ценный, красивый, парадный, прекрасный. По народным поверьям, «женщины в красном» являются вестницами несчастья.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Символика цвета в поэме А.Блока «Двенадцать» 440 ₽ Реферат Символика цвета в поэме А.Блока «Двенадцать» 230 ₽ Контрольная работа Символика цвета в поэме А.Блока «Двенадцать» 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В противопоставлении цветов белый с красным означают здоровье, свет, а черный с желтым – тьму, смерть, болезнь.
Красный цвет имеет и отрицательные, негативные значения, являясь символом греха, насилия, убийства, возмездия, демонических сил.
Замечание 2
Красный цвет в творчестве Блока – это цвет горения, он символизирует пожар революции.
По мнению критиков, «красное» и «белое» в поэме А. Блока «Двенадцать» — это дуализм Хаоса и Космоса, Бога и Дьявола, Пути и Беспутства, Христа и Антихриста. Эти символы уравновешены в призрачной, таинственной фигуре Иисуса Христа, который идет впереди отряда «в белом венчике из роз» по кровавому снегу.
Поэма, длительное время воспринимавшаяся как революционная, имеет гораздо более глубокое значение. Читатель видит Христа, ведущего за собой двенадцать апостолов под красным кровавым флагом. Однако это не означает, что Христос освящает террор. «Двенадцать» — поэма больше религиозная, чем революционная, а символический белый венчик из роз является мистической белой розой, святой кровью. Поэт соединяет в одно красное и белое, кощунство и святость. Неудержимая стихия, которая выражается и в карнавальной стилистике произведения – именно это выражает красный цвет. А красный флаг является символом кровавого настоящего и победного конца.
«Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать”»
Поэма “Двенадцать” является одним из лучших произведений А. Блока. В основу поэмы Блок положил события русской революции 1917 года. Автор показывает нам крах старого и наступление нового мира. Вся поэма насквозь проникнута символикой, и, хотя, символику А. Блок использовал во многих своих произведениях, перед нами предстает совсем новый тип художественного произведения. Принцип диссонанса присутствует непосредственно во всей поэме. Образы поэмы сложны и противоречивы. Революцию А. Блок изображает в виде неуправляемой стихии. Например, образы метели, ветра: Черный вечер, Теплый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всем божьем свете!
В поэме Блок противопоставляет старому миру новый, черному – белое. На смену обломкам старого мира: буржую, товарищу попу, барыне в каракуле – приходит коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей мира нового. Двенадцать – ключевое число поэмы. С этим числом можно связать много ассоциаций. Прежде всего, это двенадцать часов – полночь, двенадцать месяцев – конец года. В итоге получается какое-то пограничное число, так как конец старого года, или дня, и начало нового – это предопределение своеобразного рубежа. У Блока таким рубежом стало падение старого мира. Другая числовая ассоциация – это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них – Андрюхи и Петрухи. В революции А. Блок видел не только положительные, но и отрицательные черты. Революционеры шли на все, даже на грабежи и убийства:
Зажигайте этажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба – Гуляет нынче голытьба!
Единственное событие поэмы – убийство Катьки – говорит о том же. Все происходит как стихийный акт. В финале поэмы сквозь метель идут двенадцать красногвардейцев. Позади них плетется “голодный пес”, олицетворяющий старый мир, а впереди – Иисус Христос с “кровавым флагом”. “Кровавый флаг” ассоциируется не только со цветом революционных знамен, но и с пролитой в поэме кровью Катьки. Очень сложным является образ Иисуса Христа. Этот образ практически невозможно раскрыть. Даже сам Блок не смог объяснить, почему он поместил в конце поэмы этот образ. Благодаря символике, небольшая поэма получилась весьма емкой. Блок уместил сущность революции в своей поэме и сделал это с большим мастерством. Он тонко изобразил революционную эпоху. Я не могу сказать однозначно, поддерживал ли Блок революцию, но считаю, что критики, которые говорили о том, что Блок прославлял революцию, были не правы.
Сочинения
Сразу после революционных событий Александр Александрович Блок пишет свою знаменитую поэму «Двенадцать». Как так произошло, что писатель выбрал столь кровавую тему? А ведь выбрал он ее неспроста. Блок по-настоящему верил, что революция способна в корне изменить жизнь людей к лучшему. Он так сильно в нее верил, верил в то, что революция способна выжечь всю окружающую людей дрянь, которая мешает им жить в прекрасном новом мире. Вот и появляется поэма Двенадцать, где мы можем наблюдать образы старого и нового мира, где старый мир — это старушка, писатель-вития, проститутки, буржуй, бродяга и пес безродный.
Образ красноармейцев в поэме
Далее в поэме появляются образы красноармейцев. Это коллективный образ из двенадцати человек, что ассоциируется у нас с двенадцатью апостолами. Они появляются в поэме не просто так. Этим Блок показывает, что к изменению старого мира стремятся многие. Показывает коллективную волю народа, а не чье-то индивидуальное мнение. Именно с образом красногвардейцев в поэме 12 и связано представление о новом мире, который мы видим в созданном образе героев. Это ремни винтовок, во рту цигарка, картуз на голове, а вокруг призрак свободы без креста.
Двенадцать апостолов нового мира готовы биться с врагами, выполняя свой революционный долг, они представители народной стихии, на которых возложена миссия защищать революцию, несмотря ни на что. Даже на то, что их путь пролегает через смерть и жестокость. В этой свободе они видят анархическую вольницу, воплощение их мечты, против старых устоев, против установленных правил. Мы видим, как красноармейцы пробираются сквозь вьюгу, поддаваясь инстинктам, при этом толком не представляя, что же ждет их там впереди. Создавая образ красноармейцев, автор раскрывает вседозволенность и показывает насилие без которого невозможны перемены. При этом сам Блок считает, что без хаоса нельзя достичь гармонии в будущем.
За красноармейцами увязался старый пес, от которого они отмахиваются, ведь этот пес наследие старого мира. Зато их волнует то, что прячется там впереди. А там появляется образ Христа, как символ духовно-нравственного идеала людей. Мы видим, как красноармейцы по-дружески зовут незнакомца товарищем, но при этом, сами стреляют в него.
О таком ли мире мечтал А. Блок? Ведь, в итоге революция просто разрушила порядок, веру в бога и не изменила самих людей. Может быть поэтому поэт перед смертью пожелал, чтобы это произведение было уничтожено?
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!