Образ Василия Теркина в поэме Твардовского: сочинение, описание по стиху

Образ Василия Теркина в одноименной поэме Твардовского — это веселый бравый солдат, который защищает свою Родину от немцев. Подробнее читайте в статье.

Василий Теркин из одноименного произведения, которое написал Александр Твардовский, является бравым солдатом и настоящим патриотом. Он смелый и всегда пойдет в бой за Родину. Но кроме этого, в произведении солдат живет своей жизнью. В этой статье вы найдете описание образов Василия Теркина, а также других персонажей Твардовского. Такая информация подходит для написания сочинений, выполнения докладов и презентаций.

В русской литературе существует и много других образов, связанных с военными действиями, подвигами. К примеру, персонаж произведения «Капитанская дочка» Петр Гринев или образ Наполеона Бонапарта из эпопеи «Война и мир».

«Василий Теркин» Александр Твардовский — образ автора в поэме: сочинение кратко по стиху


Образ автора в поэме
В данном произведении даже прослеживается образ автора. Без этого поэма была бы не такая интересная. Образ автора в поэме «Василий Теркин» Александра Твардовского — сочинение кратко по стиху:

Повествователь в произведении занимает важное место. Такое же, как и образ самого главного героя. Твардовский несколько автобиографичен. Писатель выступает как посредник между Теркиным и читателем. Мало того, существуют главы «О себе» и «От автора». Их задача – дополнить композицию, структурировать стих, связать между собою главы.

Стоит отметить, что речь автора достаточно душевная и лиричная. Она словно сглаживает реалии военного времени. Порой Твардовский обращается как к одушевленным, так и к неодушевленным предметам:

  • Шинель
  • Родная земля
  • Снаряд
  • Сердце
  • Враг
  • Боевые подруги

В чем-то автор является и двойником героя, это видно по следующим строкам:

  • «И скажу тебе, не скрою»
  • «В этой книге, там ли, сям, то, что молвить бы герою, говорю я лично сам»

Уже во второй части произведения слова автора написаны от первого лица. Повествователь выполняет главную роль. Он сопровождает главного героя до конца поэмы.

Анализ поэмы «Василий Теркин»

История произведения

Имя главного персонажа поэмы родилось в редколлегии ленинградской газеты «На страже Родины». Василий Теркин придумывался центральным героем небольших фельетонов. Однако спустя некоторое время, герой «вырос» из размера небольших стихов, и Твардовский задумал создать произведение, своим масштабом более подходящее персонажу — поэму.
Первые главы произведения были созданы и напечатаны в 1942 году. Автор создавал поэму на протяжении трёх лет, поэтому произведение публиковалось в газете частями. История Теркина настолько полюбилась читателям, что, когда поэма была окончена, Твардовскому стало приходить множество писем с просьбой создать продолжение произведения.

Замысел истории солдата Великой Отечественной войны пришёл Твардовскому в то время, когда автор сам участвовал в военных действиях — был военным корреспондентом в русско-финской войне. Настоящие военные события легли в основу поэмы: битва на Волге, переправа через реку Днепр, взятие Берлина.

Тема и жанр

Анализ стихотворения «Василий Теркин» можно начать с разбора темы поэмы. Автор сделал свой выбор в пользу жизни солдат, где есть место не только страшным событиям войны, но и юмору, и оптимизму. Примечательно, что в поэме отсутствует идеологическая подоплёка. Со стороны власти на Твардовского оказывалось немалое давление — автору следовало затронуть в повествовании тему политической партийной значимости, её вклад в победу. Но политика бы разрушила общий тон произведения, и автору удалось отстоять свою позицию и не включать «идеологические строки» в поэму.

Даже без «политических строк» поэма успешно публиковалась во всех главных изданиях, таких как «Правда», «Известия» и «Знамя». Известность стихотворного героя росла, строки декламировали по радио, зачитывали фронтовикам, даже дарили подарочные издания в качестве награды за боевые отличия.

«Василий Теркин» повествует о простых и важных военных моментах: вера в торжество справедливости и победы, героизм простых солдат, сила русского духа. Обычный солдат Василий настолько полюбился читателям, что почти стал настоящим человеком. Люди верили, что где-то действительно живёт такой парень и когда-нибудь можно будет увидеть его и пожать ему руку. Тёркин стал не только воином, но и другом для читателя, его боевым товарищем. Весёлый нрав, оптимизм, подвиги — всё это стало настоящей моральной опорой для бойцов. Главная мысль поэмы — верить в победу и не переставать бороться — была актуальна для настоящих воинов. Твардовскому не удалось бы выразить эту мысль так живо и правдиво, если бы автор сам не прошёл через войну.

Литература. 8 класс. Методическое пособие

Данное пособие предназначено учителям, работающим по программе Т. Ф. Курдюмовой для школ (5—9 классы); соответствует ФГОС основного общего образования. В книге даны новые подходы к изучению традиционных тем.

Купить

Для полного анализа произведения «Василий Теркин» важно определить жанр. Твардовский оценивал жанр своего труда как «книга про бойца», потому что в классические каноны поэмы его работа не вписывалась. Тем не менее «Василий Теркин» — это поэма. Да, поэма особая, затрагивающая проблемы колоссальных масштабов, исключительно самобытная и бессмертная.

Герои и композиция

Структурно произведение состоит из 30 глав, пролога и эпилога. Повествование не «привязано» ни к каким конкретным датам в истории, ни к каким-то конкретным географическим координатам. Описываемые действия происходят во время Великой Отечественной войны на фронтовых дорогах. Именно такая общность времени, места сделали образ Теркина универсальным — такой солдат мог служить в любой части страны, в любой миг военного времени. Говоря словами автора: «У войны сюжета нету», зато есть полюбившийся бессмертный герой.

Композиция поэмы особенна тем, что она вобрала в себя истории, связавшиеся друг с другом образом центрального персонажа. Отличительным композиционным моментом является и присутствие диалогов между автором и героем.

Каждая глава произведения закончена и может считаться отдельным от всей поэмы стихотворением. Такая необычность сцепления частей между собой объясняется очень просто — главы выходили в печать отдельно, и читатели могли пропустить предыдущую или последующую часть.

При анализе поэмы «Василий Теркин» необходимо уделить время центральному персонажу произведения. Кто же этот Теркин? Василий — обычный крестьянин из-под Смоленска, служащий рядовым в пехоте, но благодаря своим героическим подвигам получивший военный орден. Теркин — не конкретный солдат-герой, он — образ русского человека, твёрдого характера, оптимистического воина, сумевшего среди военных баталий отыскать и проявить, где нужно, и сентиментальность, и крепкость духа, и волю к победе, и умение смотреть жизнь позитивно. Это солдат-балагур, однако, в первую очередь, он воин, а значит, борется за людскую жизнь и свободу своей Родины. Как любой живой человек, Василий имеет недостатки и даже боится смерти. Но именно такая «человечность» и делает образ Теркина бессмертным.

При первом же знакомстве с героем мы узнаем про то, что Василий — «парень обыкновенный». Его внешние характеристики скупы: не наделен «отменной красотой», «не высок, не то чтоб мал». Такая «размытость» внешности также способствует обобщению Теркина с простым русским солдатом. Однако у него есть и уникальные черты — герой практически не уязвим, он невредим «под огнём косым, трёхслойным, под навесным и прямым». Конечно, воин получает ранения, но он быстро исцеляется. А в битве ему помогают его верные боевые товарищи. Теркин получал ранение в руку, но от верной гибели его спасли танкисты. А получив ранение в ногу, воин нашел спасение в лице похоронной команды.

Вторая глава «От автора» интересна тем, что Теркин в ней предстает сразу в двух ипостасях: и как реальный солдат, повидавший немало на своём веку, и как литературный персонаж, судьба которого — пережить самого автора.

Не случайна и фамилия героя, ставшая «говорящей». Теркин острый на язык, как терка, но он еще буквально перемалывает все трудности у себя на пути. «Перетерпим, перетрем» — девиз героя и всего русского народа в целом.

Теркин является не единственным героем на страницах поэмы. Подвиги и героические поступки совершают многие, пусть и безымянные персонажи. Так, спасателями являются танкисты, командир, рубивший дрова для своей семьи в свою свободную, для отдыха, минуту, дед и баба, провожающие и встречающие русские войска.

Сильным характером обладает и русская женщина в тылу. Она не только встречает своего мужа, но и его боевых товарищей, провожает на бой родного сына, пишет мужу на фронт оптимистичные письма, чтобы поддержать его в трудную минуту. Эта женщина, как и Теркин, не конкретный персонаж, но образ каждой русской матери и жены. Она получает за свою любовь и трудности награды — это не орден, нет, это лошадь, перина, корова, овечка. Для женщины, что во время войны взвалила на себя все тяготы семейного быта, эти награды стали намного ценнее и полезнее, что любая медаль.

Особого упоминания достойны и обычные девушки — подруги бойцов. С началом войны солдаты покинули своих девушек, а ведь быть с ними рядом — лучшая награда для молодого военного человека. Так, Теркин, которого спасла шапка, данная ему неизвестной санитаркой, хочет ей продемонстрировать свою воображаемую медаль.

Что ещё почитать?

Устное собеседование в 9 классе: практика подготовки

Сочинение-рассуждение: алгоритм написания

ЭОР по русскому языку

Набор карточек «Верные ударения»

Отдельным мотивом выступают и враги наших войск. Они показаны не так подробно, как главный персонаж или русские простые люди, но некоторых Твардовский описывает более конкретно. Например, мы узнаем подробнее о немце, борющемся с Василием врукопашную. Этот неизвестный немец также становится образом всех немцев на войне: он сытый, холеный, заботящийся о себе. Но в данном случае, все эти, по сути своей, неплохие человеческие качества, вызывают омерзение, чувство брезгливости и негодование. Прочие враги достойны лишь жалости и смеха, но никак не страха или почтения.

Особыми героями поэмы становятся и неодушевленные предметы. Это вещи, которые всегда сопутствуют или встречаются на пути герою: шинель, гармонь и кисет, баня, пища и вода.

Основная мысль

Выполняя анализ «Василия Теркина», нельзя забыть упомянуть и об основной мысли произведения. Главным лейтмотивом поэмы становятся праведность сражений за жизнь и свободу своей Родины, святость этой борьбы. В такой непрекращающейся борьбе нужны именно такие люди, как Теркин. Это воины, способные не только дать отпор коварному врагу, но и неунывающие перед сложными жизненными ситуациями, бойцы, преисполненные патриотизмом и верой в победу.

Соблюдая принцип реальности, автор не всегда делает Теркина центральным персонажем, иногда Василий отходит на второй план. Есть в поэме и лирические отступления, и внутренние монологи, и рассуждения автора и персонажей.

Поскольку Твардовский создавал своё произведение в военной обстановке, то и развитие событий в поэме соответствует ходу войны: сначала отступление, затем наступление на врага и, наконец, движение наших войск на Запад.

В это же время показан и «ход» жизни центрального персонажа:

  • часть «На привале» повествует о том, как герой очутился в своей части;
  • глава «Перед боем» рассказывает о выходе Василия из окружения;
  • анализ «Василий Теркин» «Переправа» сообщает о героическом, но незасчитанном подвиге героя,
  • часть «Теркин ранен» — о ранении воина и его спасении,
  • глава «Поединок» показывает сцену рукопашной драки с врагом,
  • » Кто стрелял?» раскрывает подвиг героя, сумевшего сбить из винтовки самолет,
  • часть «Генерал» рассказывает о вручении награды бойцу,
  • «Бой в болоте» повествует о взятии пункта «Борки», длившемся долгие дни,
  • глава «В наступлении» — о командовании Теркина взводом во время наступления после гибели командира,
  • часть «Смерть и воин» сообщает об опасном ранении Василия в ногу,
  • и, наконец, глава «По дороге на Берлин» рассказывает о продвижении Теркина от границы до Германии.

Произведение не имеет окончательного завершенного сюжета, каждая часть сюжетно и композиционно оформлена и завершена. Каждая глава несёт в себе свою мысль, раскрывает мораль, ведь читатели могут не прочитать продолжение поэмы. К тому же, некоторые главы выделяются меж остальных: одни из них представляют собой сюжетные стихи, другие — лирические стихотворения, третьи — героическую балладу.

Русский язык. Приложение к учебнику. 8 класс. Приложение

Вкладка «Приложение» включает правила орфографии и пунктуации, изученные в 5-8 классах; учебные словари, учебные инструкции (алгоритмы различных видов лингвистического анализа, рекомендации по подготовке к диктантам, изложениям) и проектные задания.

Купить

Твардовский «Василий Теркин»: анализ. Строфы, размер и рифмовка

Особенность построения «языка» поэмы восходит к желанию автора приблизить речь героев к живой разговорной. Почти всё произведение написано четырехстопным хореем. Строфы же имеют различное количество строк (от 2 до 10). Каждая строфа выражает отдельную законченную мысль. Рифмовка чередуется со смежной на перекрестную. Более того, отдельные строки не имеют рифмы вообще или рифмуются по три строки.

Лексика в поэме используется бытовая, изобилует просторечиями. Даже когда мысли героя восходят с серьезным темам, порой кажущимися пафосными, речь Теркина остается простой и понятной.
#ADVERTISING_INSERT#

История создания

Главный персонаж поэмы – вымышленный герой – был придуман и назван редколлегией ленинградской газеты “На страже Родины”, в которую входили помимо самого автора, художники и поэты. Василий должен был стать главным персонажем небольших стихов-фельетонов. Однако персонаж стал настолько популярен, что Александр Твардовский решил написать более масштабное произведение.

В 1942 году были написаны и опубликованы первые главы легендарной поэмы. До 1945 года она печаталась в газетах частями, в 1942 году было опубликовано первое издание поэмы, ещё неполное. Таким образом, Твардовский работал над поэмой в течение трёх лет. Она оказалась настолько востребованной, что известия о том, что работа над ней закончена, вызвало множество писем с просьбой написать продолжение истории о Василии Тёркине.

Замысел поэмы пришёл к Твардовскому ещё во время русско-финской войны в 1939 году, когда он участвовал в боевых событиях в качестве военного корреспондента. Великая отечественная война, в которой принимал участие сам автор, стала толчком к написанию произведения, в котором угадываются реальные события: битва на Волге, переправа через реку Днепр, взятие Берлина. В 1942 году после участия в самых горячих сражениях автор возвращается в Москву и начинает работу над поэмой.

Тема, которую выбрал Твардовский многогранна и разнопланова, в его произведении всё держится на юморе и оптимизме – так же, как и в реальной жизни бойцов в военно-полевых условиях. Несмотря на давление со стороны власти за отсутствие в поэме упоминаний о значимости партии, её вклада в победу и борьбу, писатель не стал включать в повествование идеологические моменты. Они, по словам автора, были совершенно несовместимы с общим тоном произведения, его идеей и целями. Несмотря на то, что цензура требовала правки сочинений, “Василий Тёркин” переиздавался всеми известными изданиями (“Знамя”, “Правда”, “Известия”), его популярность росла. Каждый школьник знал наизусть строки из стихотворения, его декламировали на радио, читали бойцам на фронте, дарили издания в знак особых боевых заслуг.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тему бессмертной поэмы Твардовского можно обозначить следующим образом: вера в победу, сила русского характера, подвиг простого солдата. Поэма повествует о простом парне, который живёт, смеясь, не унывает, верит в победу и держится за жизнь. Его характер, юмор и подвиги – стали настоящей легендой для бойцов на фронте. Люди верили, что Василий – реальный человек, ровнялись на него, мечтали увидеть героя и пожать ему руку.

Такой “живой образ” получился у писателя благодаря его фронтовому опыту, художественным средствам и силе таланта. Основная мысль произведения в том, чтобы верить в победу, продолжать жить и бороться в любой ситуации, даже перед лицом смерти (как это делает Тёркин в одной из глав). Критика и цензура была недовольна тем, чему учит читателя поэма, необходимо было подчеркнуть роль партии в победе над врагом. Но общая направленность повествования, его стиль и характер были чужды идеологии, поэтому проблемы, поднятые в поэме лишены партийности и идеологической окраски.

Главный герой становится близким и родным читателю, он друг, боевой товарищ, парень из соседней роты, но ни харизматичный лидер, ни наставник, ни правительственный угодник. Из-за споров и давления со стороны цензуры Твардовский пережил серьёзный творческий кризис в 1942-43 гг., но смог обойти запреты и воплотить первоначальную идею произведения.

Вариант 3

Подвиг – это бескорыстный самоотверженный поступок во имя жизни людей. На войне ни дня нельзя вычеркнуть из жизни, посчитать неважным, незначительным. На войне каждый день является подвигом. Героизм вызван любовью к Родине, стремлением защитить своих родных и близких. Достичь этого можно, только сплотившись всем вместе. Все вместе и каждый по отдельности люди приближают победу в схватке с врагом.

В готовности совершать невозможное, жертвовать жизнью ради жизни других людей, не прятаться за чужие спины, сознавать свою личную ответственность заключается подвиг простого русского солдата. Эту мысль я могу подтвердить примерами из художественных произведений.

Повесть В. Кондратьева «Сашка» рассказывает о буднях простых солдат в годы Великой Отечественной войны. Главный герой молодой солдат воюет на передовой под Ржевом. Несколько дней из его жизни показывают ежедневный героизм, трудности быта, нравственные проблемы бойцов. Сашка не сразу, но привык к свисту пуль, ракетам в небе, трассирующим пулям. Он привык постоянно рисковать жизнью. Мы видим, что война не убила в герое нормальных человеческих чувств. Он заботится о своем командире, с риском для жизни пытается добыть для него валенки. Он не хочет убивать пленного немца, даже после того как комбат приказал его расстрелять. Не может он убивать безоружного еще и потому, что в листовках командование обещало, что пленным будет сохранена жизнь. Герой не может обманывать людей, пусть даже это пленный враг. Понимая, что комбат сейчас не в себе из-за смерти любимой женщины, Сашка нарушает приказ и ведет немца в штаб бригады. Он понимает, что нарушает приказ командира, но не может нарушить свой нравственный закон. Одумавшийся командир отменяет приказ, иначе Сашка мог бы попасть под трибунал. Доброта, сострадание, спасение людей определяют суть подвига Сашки. Он сумел сохранить человеческое лицо в нечеловеческих условиях.

О таком же бойце, как Сашка, идет речь в стихотворении А. Т. Твардовского, которое называется «Я убит подо Ржевом». Героев объединяет возраст, эпоха, возможно, они воевали в одном полку. Стихотворение представляет собой монолог лирического героя. Он погиб в бою и обращается к своим однополчанам, оставшимся в живых. Мы узнаем, что он очень переживает за исход битвы. Это высоконравственный человек. Его характер воплотил лучшие черты русского человека: гордость, ответственность, любовь к Родине, самопожертвование, мужество. В голосе героя звучат тысячи голосов, мы чувствуем великое народное единство и равенство в этом монологе. Это собирательный образ всех русских солдат, погибших в боях под Ржевом. Каждый из них мог бы сказать слова, с которыми герой обращается к однополчанам, потомкам. Необходимо, чтобы их смерть не была напрасной. Русские должны отбить Ржев, они должны одержать победу в этой войне, «а иначе даже мертвому – как?». Герой даже мысли не допускает, что его товарищи отступают. Он предполагает, что они уже на границе, заставляют врага идти вспять. Подвиг солдата в том, что он своей жизнью и смертью обеспечил потомкам жизнь и счастье. Его подвиг, как и подвиг миллионов солдат, стал трагической и героической частью истории одновременно. Живым остается священная обязанность – хранить память о погибших.

Подводя итог, можно сказать, что роль простых солдат на войне велика. Благодаря их храбрости, мужеству, стойкости достигалась победа. Каждый день они находились вдали от дома, от семьи. Каждый день они стояли под пулями, жертвовали жизнями, чтобы враг не захватил родную землю, чтобы могли жить их дети и внуки. В этой самоотверженности и заключается подвиг простого русского солдата.

Тема, основная мысль и композиция

Поэма об обычном бойце Василии Тёркине, пехотинце, прошедшем всю войну и дошедшем до Берлина. Тёркин пережил все военные тяготы, трижды был ранен и однажды чуть не умер, мёрз и голодал, отступал и шёл в атаку, но не проявлял малодушия и был душой своего взвода, роты, батальона. Твардовскому недаром писали письма воины-бойцы, рассказывая, что Тёркин был именно в их взводе. Тема Великой Отечественной – жизнь на войне простого бойца, народа и всей Родины.

Основная мысль стихотворения в святости и праведности боя за жизнь и свободу родной земли. Эта идея многократно повторяется рефреном в нескольких главах. В этой праведной борьбе на фронте и в тылу, в тяжёлое время, очень нужен такой неунывающий Тёркин, а каждый боец должен искать в себе этот источник оптимизма и надежды, а также героизма.

В поэме отдельные главы слабо связаны между собой по сюжету, даже не во всех есть главный герой, а в некоторых Василий Тёркин играет эпизодическую роль. Как говорил сам Твардовский, это «стихи, а всё понятно». Таки образом, эпичность достигается благодаря широкому изображению жизни человека на войне, повествованию простым и доступным языком. Лирические элементы поэмы традиционны. Это главы «От автора», в которых автор описывает своё отношение к войне, к герою и к произведению. Есть в поэме и пейзажи, и лирические отступления, и внутренние монологи, раскрывающие душу героев, и рассуждения героев и автора.

Предмет изображения в каждой главе свой. Поскольку Твардовский писал свои главы прямо в военной обстановке, то они хронологически соответствуют течению войны (отступление – наступление – победное движение на Запад). В то же время главы раскрывают хронику жизни на войне главного героя. «На привале» — о том, как Тёркин попал в свою часть. «Перед боем» — о выходе Тёркина из окружения. «Переправа» — о неучтённом подвиге героя, переплывшего реку. «Тёркин ранен» — о ранении Тёркина в руку и спасении его танкистами. «Поединок» — о рукопашной с немцем. «Кто стрелял?» — о подвиге Тёркина, сбившего из винтовки самолёт. «Генерал» — о вручении Тёркину награды. «Бой в болоте» — о многодневном взятии населённого пункта «Борки». «В наступлении» — о том, как Тёркин повёл в наступление взвод после смерти командира. «Смерть и воин» — о тяжёлом ранении Тёркина в ногу. «По дороге на Берлин» — о движении Тёркина от западной границы до Германии.

Хотя поэма в целом не имеет завершённого сюжета, каждая из 30 глав закончена сюжетно и композиционно. Твардовский стремился в каждой высказаться до конца и заботился о тех читателях, которые не доживут до следующей главы. Отдельные главы близки то к героической балладе, то к лирическим стихам, то к сюжетным стихотворениям.

Анализ главы «Кто стрелял?»

Глава «Кто стрелял?» начинается с описания пейзажа, «вечера дивного», который принадлежит не войне, а мирной жизни, и этот вечер «растревожил» солдат, привыкших к войне и сейчас как бы вернувшихся в ту мирную жизнь, ради которой они воюют. Они как бы переносятся в эту мирную жизнь, но «со страшным ревом» появляется немецкий самолет, который несет с собой смерть, и картины мирной жизни отступают перед страхом смерти: «Вот сейчас тебе и крышка, Вот тебя уже и нет». Однако автор, понимая причины этого страха, все же не может согласиться с тем, что русскому солдату пристало бояться смерти: «Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу…». И на его слова откликается один из солдат, который «бьет с колена Из винтовки в самолет», и этот «бой неравный, бой короткий» заканчивается тем, что немецкий самолет «штопором» врезается в землю! Великолепна деталь: «Сам стрелок глядит с испугом: Что наделал невзначай»! Глава заканчивается словами Теркина, обращенными к сержанту, сказавшему, что «парню счастье, Глядь — и орден, как с куста»: «- Не горюй, у немца этот — Не последний самолет…», и юмор автора помогает избежать ненужных рассуждений о героизме, о подвиге, который и в самом деле совершил Тёркин, причем автор показывает, что подвиг героя не в том, что он сбил самолёт (это как раз и могло быть случайностью), а в том, что он сумел преодолеть свой страх, бросить вызов смерти и победить ее.

Вариант 4

Подвиг можно понимать по-разному. Это может быть единичный самоотверженный поступок, а может жизнь человеческая стать подвигом. Самоотверженность, мужество, сильная воля, проявленные бойцами, сделали каждого из них героем. Мудрость генералов, командующих войсками, имеет значение. И все же победа на войне зависит от простого русского солдата, от духа всего войска. Годы, проведенные на войне, также можно приравнять к подвигу. Это можно подтвердить примерами из художественных произведений.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» рассказывается о великой битве, решившей исход Отечественной войны 1812 года. Бывалый солдат рассказывает молодому о подвиге, совершенном простыми солдатами ради независимости Отечества. Лермонтов не наделяет рассказчика именем, этим он подчеркивает его типичность. Таких людей, как он, в российской армии большинство. Сам рассказчик гордится своими товарищами. Он сравнивает русского солдата с богатырем. Его устами выражены мысли и чувства всего поколения. Они долго отступали под натиском французов, но он считает, что «на то была господня воля». В битве под Бородино русское войско проявило небывалое мужество. Русские солдаты пошли стеной на французов, они обещали умереть, но не отступить. «И клятву верности сдержали», – говорит старый солдат. Русские воины показали врагам свою удаль, бесстрашие, мужество. Любовь к родине и ненависть к врагу в этот день достигли апогея. Простые русские солдаты заставили отступить французскую победоносную армию. Это событие вызывает гордость за наш народ, за российскую армию. Готовность пожертвовать жизнью, мужество русских солдат по праву можно считать подвигом, который помнит вся Россия. Лермонтовский герой ошибался, думая, что новое поколение уступает старому. Великая Отечественная война показала непобедимость русского оружия.

В рассказе А. Н. Толстого «Русский характер» говорится о подвиге простого русского воина Егора Дремова. Толстой описывает его внешность, сравнивая с русскими былинными богатырями. Когда же он был на танке, то рассказчик видел в нем бога войны, такая у него была величественная внешность. Воевал он также под стать богатырю. За свои подвиги получил он звание Героя Советского Союза, медали и ордена. На фронт его призвали из небольшого села Саратовской области. Егор попал в танковые войска. Во время боя танк загорелся, герой получил тяжелые ожоги. Его спасает водитель танка. Внешность Дремова после операции изменилась до неузнаваемости, внешность стала отталкивающей, уродливой. Ему дали отпуск, чтобы съездить домой. Он вошел в дом, родители его не узнали. Герой так и не смог сказать старикам, что он их сын. Только материнское сердце не обманешь. В письме мать попросила его признаться. Великие человеческие качества Егора проявляются не только на фронте, но и в его отношении к родителям, любимой девушке. Его скромность не позволяет ему рассказывать о том, как он воевал, за что получил награды. Все эти поступки, вся жизнь героя являются подвигом, беззаветным служением людям.

Подводя итог сказанному, хочется еще раз подчеркнуть заслуги солдат в исходе любой войны. На их долю выпадали основные трудности. Они всегда находились под огнем противника. Солдаты стойко переносили все капризы погоды. На них лежала огромная ответственность за исход любой операции, любого боя. От них зависела победа и жизнь последующих поколений. Они справились со своей задачей, совершив свой главный в жизни подвиг. Это заслуживает вечной памяти потомков.

Вариант 2

О подвигах русских солдат сложено немало песен, написано немало художественных произведений, снято много фильмов. Каждый раз, открывая книгу о войне или с замиранием сердца вглядываясь в кадры военного фильма, мы восторгаемся и гордимся героизмом наших предков, русских солдат, вынесших немало лишений в той страшной войне, совершивших настоящий подвиг. В чем же он заключается? Попытаемся найти ответы на страницах любимых книг.

Произведения К.Д. Воробьева рассказывают всю правду о войне. Его герои – простые русские солдаты, совершенно разные, настоящие. Есть среди них и те, кто отличается трусостью, но больше всего тех, кто был способен на подвиги во имя Родины. По-моему, для писателя подвиг заключается прежде всего в умении побеждать свой страх. Автор рассказывает о подвиге молодых кремлевских курсантов, безусых, не оперившихся юнцов, которых готовили для парадов, праздничных церемоний и охраны важных кремлевских объектов, а отправили защищать столицу от фашистской армии. Выполнять приказ пришлось в нечеловеческих условиях: не хватало продовольствия, не было боеприпасов, оружия. В руках вчерашних мальчишек были только бутылки с зажигательной смесью, пара гранат и винтовка против сильнейшего танкового батальона противника. Отступать было нельзя: позади Москва, сдать которую означало потерпеть поражение. Двести тридцать девять кремлевских солдат положили головы на подступах к Москве в течение пяти суток. Умирать было страшно, но эти молодые ребята были настоящими русскими солдатами, героями, которые сумели победить свой страх и умирали, твердо уверенные в том, что совершили благое дело, не подпустив врага к столице.

О великом подвиге русского солдата, летчика-истребителя М.П. Девятаева рассказывается в повести «Побег из ада». Эта книга о невероятном мужестве и отчаянной смелости, о реальном случае из жизни автора. Во время одного из вылетов он попадает в немецкий плен, и его увозят в концлагерь, расположенный на острове Узедом в Балтийском море. Выживать приходилось в тяжелейших условиях: девятьсот человек в бараке, адский голод, холод, изнурительная работа. Но даже в таких страшных условиях шла антифашистская работа, пленные продолжали поддерживать друг друга, как могли. Девятаев, благодаря лагерному парикмахеру, который срезал нашивной номер с умершего пленника и заменил номер рассказчика, остался жив. Он попал на службу в аэродром, где тайно изучал устройство немецких самолетов, панельные приборы, конструкции бомбардировщика. Уже тогда он задумал побег на одном из истребителей, чтобы добраться до родины. Эта мысль не давала ему покоя ни днем, ни ночью, он готовился к ней и наконец смог осуществить свой план. На немецком бомбардировщике «Хейнкель» десять русских военнопленных смогли добраться до родины, совершив невероятный подвиг, который стал возможен только благодаря мужеству и смелости.

Почитав произведения этих известных писателей, знающих о войне не понаслышке, еще больше утверждаешься в мысли, что любой подвиг начинается с внутреннего содержания русского солдата, с его внутренней силы, умения побеждать страх, сохранять самообладание, оптимизм и чувство юмора в критической ситуации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]