Образ крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

  • Сочинения
  • По литературе
  • Некрасов
  • Образ крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо

Образ крестьян в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» очень двоякий, сам автор как будто бы делит всех крестьян на тех, кто готов к свободной жизни после отмены крепостного права и на тех, кто настолько привык пресмыкаться перед своими хозяевами, что по-другому и жить не могут.

С самого начала читатель встречает семь главных героев, освободившихся после отмены крепостного права крестьян, которые решили поспорить, кому же на Руси жить хорошо. Отдельно о каждом из них говорить попросту нет смысла, потому что Некрасов вкладывал в их образы частичку истинного русского крестьянина, совокупность их характеров — это и есть один большой образ русского крестьянства.

Мужики эти были рослые, здоровые, богатырские. Исходя из того, что они очень интересуются, как же другим людям живётся, можно сделать вывод об их любознательности. Они добродушные и искренние, неподкупные и ценящие свободу, уставшие от постоянного гнёта.

Однако не стоит преувеличивать положительность образа крестьян, ведь они вовсе не такие уж идеальные: они любят приложиться к стакану, видят счастье в достатке, а не в духовных вещах, они постоянно спорят, а споры их доходят до рукоприкладства. Главные герои также не наделены умением грамотно писать, один лишь из них Демьян способен читать по слогам. Самым упрямым из крестьян является Лука, который был глуп и раньше служил у попа.

Некрасов с помощью других людей, которых главные герои встречают по дороге, рассказывает нам о том, как действительно жилось крестьянам того времени. Например, Яким, который все свои силы и душу вкладывал в землю, жил очень бедно и не имел за душой ни копейки, хотя был очень трудолюбивым крестьянином. Яким потерял последние деньги, когда судился в Питере с купцом и суд проиграл. Некрасов говорит, что в то время таких судов была масса.

Положительные стороны крестьян проявляются также и в двух других повстречавшихся героях — Трофиме и Агапе. Агап не хочет преклоняться перед барином Утятиным и не хочет устраивать для него представление, а когда его всё-таки заставляют это делать, то на следующий день он умирает. Это показывает, что русскому крестьянину легче умереть, чем покориться.

Трофим же выступает квинтэссенцией терпимости и выдержки, он смог перенести четырнадцать пудов, после чего еле живой дополз до дома.

Абсолютной честностью наделен другой герой поэмы, крестьянин Гирин, которого народ избирает бургомистром, но за свою честность и идейность Гирин отплачивает свободой — попадает в тюрьму.

Сочинение Крестьяне в произведении Кому на Руси жить хорошо

Произведение Некрасова стало заключительным этапом в его творчестве. Данную поэму можно по праву назвать романом о жизни народа. Поэт четко и правдиво изобразил картину России до и после реформы 1861 года и произошедшие перемены. Автор создавал поэму в то время, когда перемены были неизбежны, и все понимали, что крестьян ждало разорение и кабала.

В самом начале видно, как мужики начали спорить о том, кому же живется хорошо. Это наводит на мысль, что именно у них, то несладкая судьба. Они же, чтобы еще раз найти ответ на свой вопрос отправляются по деревням. Они хотят посмотреть, где же живется счастливо. Мужики пройдут через Испуганную губернию, поговорят с крестьянами многих деревень, где узнают о том, что тяжело русскому народу. По дороге они встретят батюшку и барина. Именно здесь автор дает противопоставление двух миров — народа и господ. Беспощадность помещиков и их деспотизм, превративших села в «Нееловы» и «Разутовы» дает четкий контраст с широтой и высокой нравственностью крестьян. Клим Лавин, Матрена Тимофеевна, Яким Нагой -эти и другие крестьяне изображены более подробно. Поэт показывает красоту их души и благородство. Но в то же время Некрасов подмечает у них и недостатки.

Он пишет о том, что русскому мужику нравится пить, а потом и погулять с размахом. Так, Яким Нагой говорит про себя, что он работает из последних сил, но пьет потом до одурения. Но не все крестьяне терпят издевательства господ. Так, например, Агап Петрову надоело слушать речи барина за каждое его недовольство и он высказывает ему прямо все то, что думает. В итоге он погибает, не перенеся надругательств над его человеческими чувствами. Еще один правдолюбец изображен в поэме особенно четко — это Яким Нагой. Тот живет такой же ничтожной жизнью, как и все крестьяне. Но он намерен вступиться за свои права. Тяжко живет и Матрена Тимофеевна. С малолетства она работала, как проклятая. В браке у нее ничего не изменилось, только стало хуже. Каторжный труд, издевательства мужа и смерть младенца выпали на ее участь. И хотя ее жизнь была полна лишений и невзгод, женщина осталась доброй и великодушной.

Показывая мужика неграмотным и грубоватым, автор отметил, что он не утратил своей сообразительности и находчивости. Одним из таких персонажей является Клим Лавин, сумевший хитростью добиться расположение помещика и занять должность бурмистра, чтобы помочь своим сельчанам. Борцами за права униженных можно с достоинством назвать разбойника Кудеяра и Ермила Гирина, которые оказались в тюрьме, защищая интересы крестьян. В поэме Некрасова показано не только время, когда крестьянам жилось особенно тяжело, но и пути борьбы за народное счастье.

Сочинение: Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)

(347 слов) Народ в поэме-эпопее Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – положительный герой. С ним автор связывал надежды на будущее, хотя и осознавал всю слабость крестьянского протеста и незрелость масс для борьбы, революционных действий.

Крестьянство в произведении неоднородно, оно представлено некоторыми группами. Большинство – пассивно, но на их фоне выделяются те, кто осознает ценность свободы, собственную необходимость, кто уважает себя. Такими являются народные заступники: Ермил, который становится на сторону восстающих крестьян, староста Влас и другие герои. Особенно выделяется среди них Еким Нагой — представитель трудящихся крестьян. Он не похож на забитого темного крестьянина патриархальной деревни. Он горячо защищает свою честь, произносит пламенную речь в защиту народа. Не менее важным образом является Савелий, которого называют богатырем свято-русским. Он олицетворяет стойкость народа. Когда Матрена рассказывает о Савелии, она иронически говорит: «Счастливец тоже был», — так как знает, что этот человек прожил горькую и полную страданий жизнь, но не зря, ведь он был вольнолюбив, боролся за то, что многие еще не осознали. Савелий вместе с товарищами убил угнетателя Фогеля, который превратил крестьян в истерзанных и загнанных рабов. За это он отправился на каторгу, но и оттуда несколько раз бежал, не смирившись с несправедливостью. Неслучайно он заканчивает свой путь в монастыре: глубокая духовность героя заставляет его отправиться на поиски истины, которую народ находит в христианской вере. Так, крестьяне в поэме предстают не невежественными бунтарями, а трагическими героями на уровне Гамлета или Фауста: они не только бросают вызов судьбе, но и ищут правду, благообразие, смысл бытия в жизни, исполненной страданиями.

Наряду с положительными крестьянскими персонажами есть и другие типы, преимущество дворовые – барские подхалимы и предатели. Например, таков Яков, холоп примерный, раб в душе, способный только на то, чтобы убить себя, отомстить помещику, или же Шутов, шпион из своих, или староста Глеб, согласившийся уничтожить завещание помещика об освобождении восьми тысяч людей ради вознаграждения (глава “Крестьянский грех”). Образы этих крестьян рисуются в тонах сатирического обличения. Автор осуждает рабскую униженность, холопство, духовную нищету подневольных людей.

Поэтический мир данной поэмы – мир резких социальных контрастов и острых противоречий. Некрасов подчеркивает временный характер темных сторон крестьянского быта, надеется на духовный «рост» людей. Именно в народе он видит достаточную силу, чтобы развить Россию.

Автор: Алика Латинская

Сочинение Крестьяне (Кому на Руси жить хорошо)

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов поднимает и рассматривает одну из главных проблем Российского государства, которая актуальна и по сей день. Образы крестьян, как главных героев этой проблемы и соответственно поэмы раскрывает всю ее суть.

Писатель создает групповой портрет семерых крестьян, которые путешествуют по Руси и ищут счастливых людей, среди которых, они уверенны, нет крестьян, солдат и прочих более низких классов. Автор обозначает черты странников: бедность, любознательность, независимость. Некрасов четко указывает на неприязнь крестьян к тем, кто живет и богатеет за их труд, в то время как бедные крестьяне чистые сердцем, честные трудом, добрые душой. Это можно увидеть в описываемом случае с Матреной Тимофеевной, когда на помощь с урожаем к ней пришли обычные мужики.

Образ Якима Нагой олицетворяет всех крестьян, которые работают не покладая рук а живут в голодной бедности. ОН настолько много работает, что уже сливается с землей, которую опахивает день и ночь.

И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо…

Миф о том, что все крестьяне бедны из-за пьянства не подтверждается, на самом деле причина в судьбе работать на хозяина.

Ермила Гирин располагает к себе читателя своей честностью и великим умом. После того, как он подставил в солдаты соседского паренька, вместо своего брата его мучает совесть. Его посещает мысль о самоубийстве, но все же он идет покаяться к народу. Образ Савелия автор вводит для демонстрации мысли о том, что народ — это богатыри. Несмотря на свою болезнь он умеет сопереживать другим. Некрасов дает ему роль философа.

Женскую долю модно увидеть в Матрене Тимофеевне. Она сильная духом и стойкая. Ее внутреннему стержню может позавидовать любой успешный купец. Ее судьба настолько типична для всех русских женщин, что она не советует среди них искать счастливую. Она как кормилица семьи обязана работать и не жалеть себя и своих сил.

Такие образы крестьян возникают как последствие реформы 1861 года. Крестьяне пытаются не смотреть на жестокую действительность и живут в своем религиозном и человечном мире, который все равно жестоко к ним относится.

Образы крестьян в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Знаменитая поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» открывает и описывает читателям образы крестьян, которым довелось испытывать на себе тяготы и трудности послереформенного времени в России. Некрасов знакомит нас с обычными, крестьянскими мужиками, которые решили узнать, кто же на самом деле счастлив в России – помещик, купец, поп или сам царь? Семь странников совершают обход земель русских в поисках истины. Они встречают на пути своем разных персонажей, однако никогда и никому не отказывают в помощи. Путешественники выручают Матрену Тимофеевну, узнав о том, что ее урожай погибает. Помощь мужиков ощутила и Безграмотная губерния.

Благодаря странствиям героев, Николай Алексеевич знакомит читателей с различными особами, которые занимают совершенно разное положение в обществе. Это и духовенство, и купечество, и дворянство. И на фоне них автор может контрастно выделить представителей крестьянства – самих путешественников, с их отличительными чертами характера и поведением.

В ходе прочтения поэмы, мы знакомимся с бедным крестьянином по имени Яким Нагой. Он, работая всю свою жизнь, так и остался в лавах самых обедневших слоев населения. На него походит большинство жителей деревни Босово.

Анализируя портрет данного героя, в котором Некрасов сравнивает его с самой матушкой землей, называя шею бурою, а лицо кирпичным, можно догадываться, какой труд он ежедневно проделывает и выполняет на пользу других. Однако Яким не расстраивается из-за своего положения, ведь он верит в крестьян, в то, что у них есть светлое и достойное будущее.

Другой некрасовский персонаж – Ермила Гирин отличался своей неподкупностью и честностью. К тому же, он был необычайно умен.

На примере этого героя, Некрасов показывает, насколько солидарны были крестьяне. Народ доверился Ермиле во время покупки мельницы, за что он принимает сторону крестьян и поддерживает их бунт.

Неоднократно, при описании образа настоящего крестьянина, Некрасов упоминает о богатырях, на которых походили многие из них. Образ Савелия яркое тому подтверждение. Он высокий, мощный сильный. И не смотря на такие мужицкие черты, Савелий необычайно искренний, добрый и чистый человек. Он с трепетом и любовью относится в Матрене Тимофеевне. Савелий часто впадает в философские раздумья над тем, должен ли простой народ терпеть все те унижения и тягости, которые свалились на трудящие плечи.

Что же касается женских образов, которым Некрасов уделял немаловажное внимание, их описание слилось воедино в персоне Матрены Тимофеевны. Это женщина, которая всеми силами стремилась к борьбе за счастье, за свободу. Она была сильной, обладала необычайной выдержкой и стойкостью. Судьба ее не была легкой. Она, выйдя замуж, терпела на себе испытания несчастьями и, в конечном итоге, принялась за тяжелую работу наравне с мужиками.

Матрена Тимофеевна

очень часто выплескивала свои эмоции с помощью песен. Песню Некрасов называет душой народа, ведь в ней крестьяне изливали всю свою боль, всю горечь, которая тяготила их нелегкие жизни.

К тому же, есть в тексте поэмы и персонажи помещицких слуг, которые тяжело восприняли отмену крепостного права. Они настолько привыкли прислуживать и выполнять поручения, что совершенно потеряли чувство собственного достоинства и стали безликими.

Это и Яков, который расправляется с собой на глазах барина, чтобы отомстить ему. Это и Клим, и Ипат. Этих людей обычные крестьяне презирают, ненавидят еще больше помещиков. Ведь они продались, стали бесхребетными и низкими существами.

На этом поприще, Николай Некрасов описывает то сильнейшее расслоение, которое произошло в среде крестьян. И причиной всему стала реформа 1861 года.

Некрасов, в тексте своей поэмы не забыл упомянуть и о том, что крестьяне были необычайно религиозными. Их вера в Бога, во Всевышнего была сильней всего. Они обращались к нему за помощью, искали защиты и поддержки. Только с надеждой и верой представители крестьян могли идти вперед, к счастливой жизни.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич раскрыл образы типичных представителей класса крестьян. Писатель пытается сказать, что крестьяне – это не просто рабы, это сила, которая, в конечном итоге, может проявить и показать себя. Поэтому, с ней обязательно нужно считаться и наделять своими собственными правами и свободами.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Образ Матрены Тимофеевны в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Образ Ермила Гирина в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Образы крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

В основном замысле поэмы Некрасова легло отображение русских крестьян со времени, когда было отменено крепостное право. В течении всей поэмы герои путешествуют по всей Руси в целях ответа на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?», кто находится в полном достатке, счастлив, а кто нет.
Мужики, ищущие правды

Вперёд выходят главные герои произведения, семеро мужиков, странствующие по русским посёлкам и деревням, ища ответа на весьма трудный вопрос. В образе крестьян находятся основные черты бедности простых русских мужиков, такие как: нищета, любопытство неприхотливость. Эти мужики задают один и тот же вопрос всем, кто встречается у них на пути. В их представлении счастливчиками выдвигаются поп, купец, помещик, дворянин и сам царь батюшка. Однако основное место в творчестве автора уделено крестьянскому сословию.

Яким Нагой

Он работает до самой смерти, но живет бедно и постоянно голодает, как и основная масса жильцов Босово. Яким понимает, что крестьяне великая сила и он гордится, что принадлежит к ним, он знает слабые и сильные места характера крестьян. Предполагает, что главная враг мужиков — алкоголь, губящий их.

Ермила Гирин

Ермила получил от Некрасова честность и ум. Живет он для населения, справедливый, не оставит в горе никого. Было одно нечестное дело, сберег он племянника она набора в рекруты. Но это сделал не ради себя, а ради семьи. Отправил вместо племянника сына от вдовы. Его так замучила собственная ложь, что чуть не довела его до повешения. Потом он поправил ошибку и выступил вместе с бунтарями, после этого его посадили в острог.

Савелий-богатырь

Автор допускает замысел, как то, что обычные мужики сроду богатырям русским. Здесь появляется образ Савелия — святорусского богатыря. Савелий от всего сердца сопереживает Матрене, тяжело переносит смерть Демушки. Данный герой содержит в себе доброту, искренность, подмога другим людям в трудной ситуации.

Матрена Тимофеевна

Все женщины-крестьянки показаны в облике этой женщины. Она имеет мощную душу и силы воли. На протяжении все своей жизни борется за свободу и радость женщины. Жизнь её подобна множеству тогдашним крестьянкам. Учитывая то, что после брака попадает в семейство, презирающее её. Муж однажды побил её, первого ребенка сожрали поросята, а оставшуюся жизнь она работает в поле.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]