Смысл названия романа «Преступление и наказание»: объяснение названия

Смысл названия романа «Преступление и наказание» заключается в выражении авторской мысли о преступнике, который требует нравственного наказания за совершенный грех. В заголовок автор вывел ключевые понятия. На них основана вся суть произведения. Достоевский старался показать, что нравственный выбор сказывается на дальнейшей жизни человека. В романе он поднимает тему зла, добра, моральных ценностей, размышлений о жизни.

С самого начала пьесы автор наполняет атмосферу жизни главного героя безысходностью, нищетой. Раскольников живет один, в тесной комнатушке, в бедности. Его преследует чувство одиночества, обреченности. Персонаж ненавидит старуху, замышляет преступление. Смысл заглавия романа «Преступление и наказание» в благих намерениях человека, утратившего духовные качества.

Главный герой уверен – он поможет людям, убив процентщицу. В его мировоззрении пропадает человечность, у героя развивается комплекс величия. Он сравнивает себя с Наполеоном, проникается идеей убийства. Родион не может остановиться в своих фантазиях, для него не имеют значения Бог, жизнь человека. После совершения преступления идеал, созданный в иллюзорном мире, разрушается. Герой осознает, что убил невинную женщину.

Смысл названия произведения «Преступление и наказание»

Под преступлением автор подразумевает не юридическое злодеяние. Он говорит о способности человека перешагнуть через определенную грань. Персонаж романа стремился доказать себе, что сможет преодолеть пределы нравственности.

Писатель – истинно верующий человек. Он осуждает Родиона не только за нарушение закона юридически, но и в религиозном аспекте. Человек самостоятельно уничтожает в себе духовность, лишая другого жизни. После этого Раскольников – грешник.

Наказание – второе широкое понятие произведения. Речь идет не только о юридической каре. Смысл заглавия «Преступление и наказание» заключается в жизненном уроке, который получает персонаж. Он должен столкнуться с тяжелейшими душевными страданиями, одиночеством, отчуждением:

  • Герой борется с кошмарами;
  • Он впадает в полубезумные состояния;
  • Душу Родиона терзают муки, вызывающие фактически физическую боль;
  • Персонаж изолируется от людей, пребывает в уединении;
  • Его преследует мрачное, тяжелое ощущение.

Писатель специально использовал соединяющий союз в заглавии – «Преступление и наказание», смысл названия заключается в зависимости между двумя понятиями. Автор размышляет, что в момент, когда совершается преступное действо, наступает расплата. После убийства персонаж мучается чувством отвращения, не столкнувшись с уголовной карой. Он не испытывает ожидаемой радости, удовольствия, не чувствует себя великим героем.

Смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

1. «Тварь или право имею». 2. Большой драдедамовый зеленый платок. 3. Душа, не обретшая успокоения. История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа. М. Ю. Лермонтов Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — очень сложное философское произведение. В нем автор рассуждает не только о важных проблемах бытия, но и о значимости каждой жизни в этом мире. Поэтому главным героем романа становится Родион Раскольников, студент на практике проверяющий правдоподобность своей теории: «Тварь ли я дрожащая или право имею…». Именно желание это проверить на практике приводит его к преступлению и в дальнейшем к наказанию. Но если к преступлению его подталкивают собственные сочинения, то к наказанию люди, для которых такая теория просто неприемлема. Нельзя сказать, что роман Ф. М. Достоевского строго разделен на две части, в одной из которых представлено преступление, а во второй — наказание. Раскольникову постоянно сопутствует наказание. Оно преследует его с самого начала, только имеет немного другой способ. Родион сам себя наказывает тем, что пытается разобраться в этой жизни. Он решает, что выход из создавшегося положения — убийство процентщицы Алены Ивановны. Ведь она все равно приносит всем только несчастья. Но Раскольников совершенно не учитывает тот факт, что, поднимая руку на человека, он в первую очередь убивает не ее, а свою душу. Она у героя словно раскалывается на две половинки. Одна старается убедить Раскольникова в том, что он поступил верно. Но другая, основанная на моральных принципах, заставляет его задумываться, что вместе с тем человеком он теряет и часть своей души. И самое печальное во всем этом — назад вернуть ничего нельзя. Нельзя воскресить человека, нельзя заставить себя не думать о том, что было совершено. У Раскольникова не получилось победно шествовать по миру, подобно Наполеону, втаптывая множество людей в грязь, только для того, чтобы овладеть всей Европой и стать ее полновластным властелином. Петербургский студент вслед за французским императором не смог себя, а главное окружающих, убедить в том, что цель оправдывает средства. Такое правило не может быть законом жизни. Все люди наделены душой, но никто не вправе их лишать жизни только потому, что кто-то начал разделять людей на две категории. И самой яркой фигурой в истории, которая считала, что имеет такое право, являлся Наполеон. «Наполеон его ужасно увлек, то есть, собственно, увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь. Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, — то есть был в том некоторое время уверен», — рассказывал Свидиригайлов о Родионе его сестре. Она же не хотела верить в то, что брат смог поднять руку на другого человека. Но Свидиригайлов не считает, что это большое преступление, ведь Раскольников сделал очень много хороших дел, которые ему непременно зачтутся. В этом диалоге важен еще один момент. Дуня не совершает никакого преступления, она пытается в какой-то степени помочь брату. Но Родион, сам того не желая, тоже наказывает ее. Так Авдотье приходится хранить в своем сердце преступление другого человека. Заметим, что те, кто соприкасается с Раскольниковым, тоже непременно получают наказание.
Но только один человек — Соня — смог помочь ему, возможно, потому, что также грешен как он. Но сама девушка совершает не менее страшное преступление — это преступление против себя самой. «Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла… и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила… взяла только… большой драдедамовый зеленый платок… накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают…». Она убивает в себе душу ради того, чтобы прокормить свою семью. Она никому не способна причинить вреда, поэтому именно ей писатель доверяет самое дорогое на свете — жизнь. Ей удается не только вырвать Раскольникова из лап страшной теории, но и воскресить его душу для новой и окружения. «Да и что такое эти все, все муки прошлого! Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом… Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое». Но, такой шанс автор предоставляет только Раскольникову. В конце произведения мы узнаем о том, что «преступник Раскольников, в бытность свою в университете, из последних средств помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода». Это говорит о том, что в его душе нет черствости и корысти. Ведь он так и не смог воспользоваться деньгами, что украл у процентщицы. Он просто хотел проверить свою теорию на деле. Поэтому Соня приходит на помощь именно к нему и помогает открыть душу для нового мира. Но такая возможность предоставляется не всем героям. Например, по вине Свидригайлова погиб ни один человек в прямом и переносном смысле. Он тоже губит души людей, но исходя не из теории, а основываясь на своих жизненных убеждениях. В конце произведения он получает шанс понести наказание, чтобы избавиться от столь тяжкого бремени. Но Свидригайлов так и не принимает его до конца. Он дарит своей невесте деньги: «…прямо сообщил ей, что на время должен по одному весьма важному обстоятельству уехать из Петербурга, а потому и принес ей пятнадцать тысяч рублей серебром, в разных билетах, прося принять их от него в виде подарка, так как он и давно собирался подарить ей эту безделку перед свадьбой». Но деньги это не то, что может спасти душу. Для этого нужен духовно богатый человек, такой как Сонечка. Но со Свидригайловым не было рядом подобного существа, способного привнести в его душу искру божественного огня. Поэтому в таком мраке душа его гибнет. ЕгЪ наказание очень жестоко: он стреляется. Самоубийство же считается самым страшным грехом. Поэтому его душе никогда не будет успокоения. Не менее тяжкий грех совершила в произведении и сама Сонечка. Она, несмотря на то что старалась помочь своим близким, а не действовала по велению какой-то теории, все равно губит свою душу. Но она единственная, кто сам в себе находит силы для спасения. Значит, она не разрушила свой богатый душевный мир, она просто спряталась в свой платок и доверяла только ему все свои горести. При этом Сонечка понесла самое суровое наказание, так как пошла против собственной природы. У нее умирает отец, потом теряет рассудок и в скором времени погибает Екатерина Ивановна. Она остается одна с детьми. Писатель и ей после долгого и мучительного наказания дает шанс на спасение. И получает она его тогда, когда помогает другой заблудшей душе — Родиону Раскольникову. Они оба стараются поддержать друг друга. «Разве ты не то же сделала? Говорит Соне Раскольников. — Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной… Но ты выдержать не можешь, и если останешься одна, сойдешь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!» Так именно эти две души проходят через огонь наказания, очищаются и обретают спасение. Роман Ф. М. Достоевского, наверное, можно было бы назвать и «Спасение душ», но оно говорило бы только о двух личностях Соне и Родионе. Однако круг преступления и наказание, проходят многие герои. У каждого из них своя трагедия, каждый стремится жить по своим, можно сказать, волчьим законам. Может, для кого-то подобные преступления являются на первый взгляд и незначительными. Например, тщеславие Лужина. Но и он получает заслуженное наказание. Писатель дал своему бессмертному произведению очень правильно название, которое не только обозначает главную проблему, но и заставляет задуматься над тем, есть ли в нашей жизни преступления, какое за ними последует наказание, и что можно сделать, чтобы освободить душу от этого страшного гнета. Ф. М. Достоевский показывает нам один из вариантов решения проблемы: ни через силу, а через веру. А нам остается только выбирать по какому пути идти дальше, сворачивая или нет в темные закоулки страшного мира, губящего не только жизнь, но и душу.

Почему роман называется «Преступление и наказание»

Социальный результат в действии Родиона отсутствует. Он не сделал добра людям, убив процентщицу, не реализовал свои мечты. Награбленное имущество он не забрал с собой, оставив под камнем. Единственный итог – полная социальная изоляция, чувство безнадежности, вины. Суть заглавия можно выделить следующую:

  • Уголовное наказание, нравственные мучения. Для преступника менее страшна юридическая ответственность, чем терзания души;
  • Неизбежность кары. Убийца всегда будет наказан. На примере Раскольникова Достоевский показывает, что моральное угнетение наступает значительно раньше законной кары. Герой испортил жизнь себе, обрек свою семью на позор, страдания.

Смысл названия романа «Преступление и наказание» кратко – это нигилистическая идея Родиона, основанная на безнравственности; душевное, уголовное наказание за воплощение этой идеи. Автор полностью описывает процесс разрушения персонажа как личности, деформацию его мировоззрения, ценностей.

Смотри также: Символика чисел в романе «Преступление и наказание» и ее истоки

Не убийство и не каторга

Вот об этом написан роман «Преступление и наказание». Смысл названия намного глубже обычной связки убийство-каторга. В своих идеях Раскольников отвергал моральные нормы, опровергал само понятие нравственности. Тем самым отделял себя от человечества, претендуя на место бога. В этом было его преступление. В самолюбии и самолюбовании, в гордыне. Убийство – всего лишь следствие.

И наказание – вовсе не тюремный срок. Это – муки совести, это – крах жизненных идеалов, это – осознание бессмысленности, бесполезности преступления. Для этого и нужен был момент с не потраченными деньгами. Не просто убил, а зря убил. Мечтал совершить великое, помочь нуждающимся – и не смог, потому что оказался слишком слаб. Герой понимает, он – вовсе не тот, кем себя считал. Просто обычный человек, такой же, как все остальные. Дрожащая тварь. И жить с этим дальше Раскольникову невыносимо.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]