Краткое содержание, суть и главная тема повести «Портрет»


В своей книге Гоголь поднимает многогранную и глубокую тематику искусства — основного предназначения художника, а также избранности и подлинности таланта. Суть и главная тема повести «Портрет» заключается в том, что граница между истинным мастерством и погоней за ним — довольно тонкая. Настоящий дар нужно отделить от общества, человек должен жить отшельнической жизнью, в противном случае потеряет себя.

История написания

Идея написания появилась у Гоголя в 1832 г. История создания «Портрета» — реальные факты из творческой жизни писателя, которые заслуживают отдельного внимания:

  1. Повесть являлась одним из первых произведений автора. Идея появилась после проживания в Петербурге в 20 гг. XIX столетия. В это время у писателя не получилось поступить в театральное училище, он жил в бедности и ему требовались средства к существованию, поэтому Северную столицу он воспринимал как холодный и мрачный город, в котором не находится места для доброты и тепла.
  2. В качестве прообраза художника, который рисовал портрет, читатели угадывали Александра Иванова, трудившегося над религиозной картиной «Явление мессии».
  3. Первый вариант «Портрета» Гоголя пришелся не по душе критикам, в том числе Белинскому, потому писатель существенно переделал произведение и опубликовал обновленную версию в издательстве «Современник» в 1843 г. Сегодня ее можно назвать основной.

Краткий анализ

Год написания – первая редакция – 1833–1834 гг., вторая редакция – 1841–1842 гг.
История создания – в 1832 г. возникает замысел «Портрета», лишь в 1842 г. Н. В. Гоголь полностью оканчивает работу над повестью.

Тема – искусства, творчества.

Композиция – повесть делится на две части: первая часть, включающая экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, повествует о судьбе художника Чарткова, вторая часть, которая написана с помощью приема рассказа в рассказе, повествует о происхождении зловещего портрета.

Жанр – повесть.

Направление – реализм, есть черты романтизма.

Жанр и композиция

Жанр «Портрет» относится к фантастическому реализму. Писатель стремился к реальному отображению действительности. Непосредственно характеры главных героев, их цитаты и поступки выглядят органичными и настоящими.

Повесть охватывает короткий временной промежуток, включает небольшое количество персонажей, причем повесть насыщена множеством уточнений и деталей, которые подчеркивают атмосферу того времени.

Само произведение состоит из нескольких частей: первая рассказывает о Чарткове, вторая — об истории покупки им картины.

Композиция повествования классическая:

  • экспозиция, где читателю описывают главного персонажа;
  • завязка, в которой возникает картина;
  • кульминация — здесь описан внутренний конфликт героя;
  • развязка, где Чартков умирает;
  • финал, когда сюжет логично заканчивается.

Философский смысл повести «Портрет» заключается в конфликте и противостоянии личности с обществом и непосредственно с собой. Непростой выбор художника между признанием других людей и настоящим искусством.

Композиция

Повесть «Портрет» делится на 2 части. Части являются завершёнными, но взаимосвязанными между собой. Связующим элементом является портрет ростовщика, приносящий несчастья.

В первой части рассказывается о жизни Чарткова, начинающего художника. Повествование строится от эпизода покупки Чартковым картины до страшной гибели главного героя. То есть в данной части есть экспозиция, связанная с прежней жизнью Чарткова, завязка, связанная с покупкой портрета, развитие действия, связанное с обогащением Чарткова, кульминация, связанная с душевным расстройством главного героя, и развязка, связанная со смертью Чарткова.

Вторая часть рассказывает о зловещем портрете, который так стремятся купить люди. Сын художника, написавшего портрет, повествует о том, какие несчастья принесло это произведение искусства. Композиционно такой приём можно оценивать как рассказ в рассказе.

Композиционной особенностью повести также является то, что образы и части противопоставлены друг другу. Чартков выбирает коммерческий путь и славу, теряя талант и жизнь, отец художника Б. выбирает истинное искусство, отказавшись от мирской жизни.

Содержание и смысл названия

В название «Портрет» выносится предмет, запустивший все сюжетные линии произведения, повлиявших на судьбу главного персонажа. Писатель сразу выделил основную деталь в повествовании, объединившем в себе 2 части.

Смысл произведения «Портрет» — описание общества и всех его пороков. Книга рассказывает о бедном художнике. В один из дней в магазине он увидел портрет старого человека. Картина его заворожила, и он приобретает ее за последние деньги.

После возвращения домой он не может отделаться от чувства тревоги. Он уверен — картина следит за ним. Ночью Чарткову приснилось, как она оживает, и старик начинает считать деньги.

С утра хозяин жилья требует оплату за проживание. Герою нечем распалиться, но неожиданно в рамке портрета он находит сверток, где находится 1000 рублей. У Чарткова началась светлая полоса. Он рассчитался с долгами, купил квартиру, хвалебное объявление в одном из журналов, и скоро получает заказ.

Он пишет портрет богатой женщины, пытается сделать работу качественно. Однако заказчица потребовала другого, так Чартков нарисовал красивую, но бездушную картину. Все сомнения улетучились после получения гонорара.

Через время он уже был популярным художником, стал умелым, но ограниченным мастером, который обслуживал богатых людей. Однажды Чартков посещает выставку и видит картину ангела, написанную его старым приятелем, посвятившим искусству всю жизнь, Чартков осознал, что его произведения чудовищны.

Он постоянно работает, желая вернуть потерянный дар, но у него уже не получается сделать что-то действительно красивое. Чартков теряет рассудок, покупает различные шедевры и уничтожает их. В результате он умирает. Через время на аукцион выставляют злополучный портрет старика, и читатель узнает, что на полотне нарисован ростовщик.

Сюда пришел сын автора картины и рассказал историю отца. Художник работал с ростовщиком, разорившим множество людей. По мере написания он чувствовал, как дьявольская сила начинает крепнуть в картине. Он ссорится с родными, почему-то испытывает ко всем ненависть. Определив причину, он бросает работу и хочет уничтожить творение, однако ему это не дал сделать друг, который унес полотно. Все владельцы картины после этого умирали.

Н.В. Гоголь. «Портрет». Пересказ содержания с цитатами из текста.

Проснувшись, Чартков вспомнил сон, подумав, вот если бы у него была хотя бы часть этих денег. В его воображении «свертки разворачивались, золото блестело, заворачивалось вновь».Пришли хозяин с квартальным, требуя заплатить за квартиру. Хозяин не был согласен, чтобы долг вернул Чартков картинами, как предлагал квартальный, так как картины художника ему не нравились. Вдруг все услышали звон монет, квартальный слишком сильно надавил на картину, в рамке которой был свёрток с деньгами. Чартков пообещал заплатить.
Он начал рассматривать 1000 золотых червонцев, радостный, подумал, что теперь он может спокойно работать три года. Но сначала надо «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в… и прочее, — и он, схвативши деньги, был уже на улице».

Чартков приоделся, снял богатую квартиру, прокатился в карете .Встретил старого профессора, но сделал вид, что не заметил его. Он хотел показать свой талант всему миру, ему уже слышались слова : «Какой сильный талант у Чарткова!» Он заказал статью в газете, которая появилась под названием «О необыкновенных талантах Чарткова», в ней писалось: «Прославляйте себя и нас. Мы умеем ценить вас».

Буквально на другой день пришла дама заказывать портрет своей дочери. Художник уже предчувствовал, как он создаст портрет. Однако дама стала навязывать условия: в чём её дочь должна быть изображена, в какой обстановке. На другой день он продолжил работу, дама снова почти указывал ему, что не нужно изображать на картине. «С грустью принялся он изглаживать то, что кисть его заставила выступить на полотно. Исчезло много почти незаметных черт, а вместе с ними исчезло отчасти и сходство.»

В конце концов он создал портрет, какой хотела дама. «Художник был награжден всем: улыбкой, деньгами, комплиментом, искренним пожатьем руки, приглашеньем на обеды; словом, получил тысячу лестных наград».

Посыпались заказы. Художник исполнял все желания клиентов. «Сначала художника бросали в пот такие требованья: все это нужно было сообразить, обдумать, а между тем сроку давалось очень немного. Наконец он добрался, в чем было дело, и уж не затруднялся нисколько».

Чартков сделался модным живописцем, его приглашали в самые богатые дома. «О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства».

« Нет, я… я, признаюсь, не признаю художеством того, что лепится строчка за строчкой; это уж ремесло, а не художество».

Со временем ему уже надоело писать, он делал лишь наброски головы, а остальное дописывали его ученики. Работа стала для него скучной. «Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы». Со временем даже обыкновенных достоинств не было видно на его полотнах. Кто знал его прежде, удивлялся, куда исчез его талант.

Чартков начал толстеть, в газетах его называли «почтенный наш Андрей Петрович», «заслуженный наш Андрей Петрович».

«Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью».

Но однажды Чарткова пригласили на выставку Академии Художеств оценить работу одного русского художника, который усовершенствовал своё мастерство в Италии, всё отдав искусству.

Чартков увидел: «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло пред ним произведение художника». Слёзы навернулись на глаза, рыдание вырвалось в ответ на вопрос об оценке произведения. Чартков выбежал из зала. Прибежав в мастерскую. Он с отчаянием понял, что растратил свой талант. « Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть, теплившегося в груди, может быть, развившегося бы теперь в величии и красоте, может быть, также исторгнувшего бы слезы изумления и благодарности! И погубить все это, погубить без всякой жалости!»

Он попытался создать что-то, но уже не мог. «…как беспощадно-неблагодарно было все то, что выходило из-под его кисти!» Чартков стал рассматривать свои произведения, написанные в молодости, и понял, что у него был талант.

Он начал скупать все талантливые картины, развязывал свои мешки с деньгами, тратил деньги на покупку картин. В конце концов герой сошёл с ума и умер.

Описание героев

В каждой части повествования находится свой главный герой. В первой им является Чартков, а во второй — ростовщик. Система образов в произведении:

  1. Чартков. Беззаботный и талантливый молодой человек, проходящий путь от одаренного, но бедного живописца, который служит искусству, до знаменитого, но бездарного художника, заботящегося лишь о деньгах. Портрет развил в герое все негативные качества: духовную слабость, жадность и честолюбие. Он стал «маленьким человеком», у которого не хватает силы развить талант. Он становится жертвой мрачного города.
  2. Старик. Нелюбимый многими людьми ростовщик, который умер перед началом действия произведения. Это алчный и умный человек. Деньги, которые он давал, приносили только горе. Является символом всех пороков людей.
  3. Описание Санкт-Петербурга. Город жадных людей, в котором все живут за счет обмана. Здесь всем требуются лишь деньги, потому каждый готов продаться за финансовое благополучие и популярность в обществе.
  4. Автор полотна. Талантливый художник, верующий человек, который отдал жизнь искусству. Согласился написать портрет, чтобы затем нарисовать библейского героя. Когда он понял влияние картины, тут же бросил работу, невзирая на деньги. Затем жил в монастыре, моля о прощении греха. Лишь так у него получилось вернуть чистоту души.
  5. Образ портрета. Картина имела гипнотическое влияние и наводила ужас на ее владельцев. Особенно ярко описываются глаза нарисованного ростовщика, следящего за своими жертвами. В них заключается таинственная сила полотна.

Тематика произведения

Темы «Портрета» близки всем людям, которые имеют отношение к искусству. Они затрагивают все сферы жизни, и актуальны по сей день:

  1. Ремесло — в образе главного персонажа писатель показывает ремесленника, он работает ради денег и славы, а не чтобы поменять мир в лучшую сторону. Он бросил настоящее искусство ради материального благополучия, получил богатство и популярность, однако он никогда не сможет стать действительно счастливым. Этот человек обрек себя на духовную смерть и разочарование. Взгляд писателя на искусство обусловлен личной биографией: он так и не смог завести семью, а всю жизнь посвятил творчеству.
  2. Искусство. Как считает Гоголь, творческая личность, которая выбрала путь служения творчеству, берет на себя огромную ношу. Этот человек владеет большой силой, способной менять души людей. Часто непосредственно творец так и не обретает для себя счастья.
  3. Петербург изображается писателем как угрюмый город, где нет места жалости, а общество подвергается разным порокам.
  4. Судьба художника — писатель показал, что у творца может быть несколько путей: погоня за деньгами либо служение искусству. Автор выбрал путь настоящего художника, невзирая на несчастья, ожидающие людей на нем.
  5. Вера. Религия позволяет творцу очистить душу для создания шедевров.
  6. Маленький человек. Главный герой является жертвой города, а не хозяином своей жизни. Он слабый и зависит от мнения общества, даже теряет рассудок в конце произведения. Его путь к мечте заканчивается разочарованием, поскольку ложные ценности завели его в бездну, из которой он не может отыскать выхода.

Проблематика повести

Проблемы в произведении также значимы для понимания книги. Они показывают читателю общество России XIX столетия глазами писателя:

  1. Алчность. Как считает Гоголь, деньги — основная причина происходящего зла. Погнавшись за финансовым благополучием, поддавшись различным соблазнам, люди уже не могут отыскать пути назад. Они обречены на постепенное погружение в пропасть.
  2. Добро и зло — зло в произведении описано в образе портрета старика. По убеждению писателя, жадность — страшнейший грех человека. Именно это одолело Чарткова, убило в нем светлое чувство и в результате привело к такому печальному финалу. В конце портрет пропадает, писатель пытается донести, что борьба добра и зла еще не окончена.
  3. Талант и его потеря — писатель пытается показать, что его можно с большим трудом отыскать, но стоит лишь немного оступиться, и он потеряется навсегда.
  4. Тщеславие — Чартков, добившись славы, возгордился, почувствовал себя настоящим художником.

Главная идея

Гоголь показывает бездушность, а также все пороки людей того времени, общее разложение, которое писатель почувствовал, проживая в Питере. Этому он противопоставляет чистоту настоящего искусства и силу христианской веры. Это основная мысль произведения.

Также повествование является рефлексией автора на то, каким действительно должен быть художник. Он показывает, что служение искусству — сложный и тернистый путь, но лишь идя по нему, можно действительно поменять мир.

Произведение учит презирать алчность. Говорит о том, что нужно подумать не только о теле, но и о душевном состоянии. Это и есть нравственные уроки повести. Автор показал искусство, способное оказывать большое влияние на людей, и рассказывает о цене, которую нужно заплатить художнику, чтобы получить эту силу.

История создания

В 1832 году Н. В. Гоголю пришла идея создания «Портрета», в 1833 году писатель начал работать над произведением, а уже в 1834 году его закончил. Впервые повесть была опубликована в составе сборника «Арабески» в 1835 году.

После многочисленных негативных критических статей Н. В. Гоголь решает изменить свою повесть: сюжет, имя главного героя, стиль изложения, многие диалоги. Переработка занимает у писателя год: с 1841 по 1842 годы. Отредактированное произведение было опубликовано в известном журнале «Современник» с примечанием о том, что данная повесть не является первоначальной.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Портрет»

для самых занятых —

Читательский дневник «Портрет»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]