Краткая история создания рассказа «Судьба человека» Шолохова


История создания

Рассказ «Судьба человека» Шолохов написал очень быстро, буквально за несколько дней. В его основу лёг рассказ случайного знакомого Михаила Александровича. Писатель впоследствии очень сожалел, что не узнал имени человека, рассказавшего ему эту историю.

Возможно, история неизвестного путника так и не стала бы литературным произведением: с момента встречи до написания «Судьбы человека» прошло десять лет.

Итак, прошли годы, Шолохов читал Ремарка и Хемингуэя. И писателя очень смущал тот сквозной образ человека, который он мог наблюдать у зарубежных писателей, — человека обречённого, слабого. Писателю хотелось как-то оспорить это суждение — и его ответом стала «Судьба человека».

Рассказ был опубликован и прочитан по радио. И отзыв, который «Судьба человека» нашла у слушателей, нельзя сравнить ни с чем. Шолохову приходили сотни тысяч писем. Люди рассказывали писателю о своей судьбе — судьбе человека. И хотя не было никакой физической возможности ответить на все эти письма, такая беспрецедентная отзывчивость народа произвела огромное впечатления на писателя.

Проблематика:

  • человек и война;
  • судьба и Родина;
  • нравственный выбор (убийство во избежание предательства; поведение в плену: не пойти на сговор с врагом, не предать товарищей, пережить все муки, чтобы остаться человеком).

Смысл названия: название рассказа позволяет выйти на уровень максимального, почти космического, обобщения. Андрей Соколов — обычный русский человек, и в то же время — Человек с большой буквы.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: к сожалению, стандартные определения не дают нам возможности назвать «Судьбу человека» рассказом-эпопеей, хотя такое определение как нельзя лучше подошло бы для рассказа, вмещающего всю жизнь человека и открывающего панорамную картину жизни русского народа. Исследователи называют «Судьбу человека» панорамным рассказом.

Необходимо также обратить внимание на то, что Шолохов использует композицию рассказ в рассказе: лирический герой — автор — появляется лишь в начале и в конце рассказа. Основное повествование принадлежит Андрею Соколову.

Время и место действия: Андрей Соколов рассказывает свою историю автору в первую послевоенную весну. Сама же его история описывает времена Великой Отечественной войны.

Как создавалась «Судьба человека»

В этом году исполнилось 60 лет одному из самых лучших фильмов о Великой Отечественной войне

Подарок народу к Новому году

Сегодня трудно назвать такое издание, такое СМИ, которое приберегло бы к Новому году серьезный рассказ. Да и не факт, что читатели обрадовались бы такому подарку.

Но вряд ли у миллионов советских людей, раскрывших 31 декабря 1956 года газету «Правда», вызвала недоумение публикация первой части нового рассказа Шолохова «Судьба человека», а назавтра – 1 января 1957 года – его окончания. Может, само прочтение и откладывали до «после праздника», но уже то, что появилось новое творение Шолохова, было радостным событием и для людей, далеких от литературоведения.

На экскурсии по дому-усадьбе Шолохова вам расскажут о том, как весной 1946 года писатель, собравшись на охоту, встретил на берегу Еланки мужчину с мальчонкой. Разговорились. история случайного знакомого зацепила Шолохова. Через десять лет Шолохов написал на ее основе свой знаменитый рассказ.

Федор Шахмагонов в то время работал у Шолохова помощником. Годы спустя он вспоминал, что толчком к работе стало знакомство Михаила Александровича с рассказом Хемингуэя «Старик и море», опубликованным в том же 1956 году в журнале «Иностранная литература».На примере жизни простого советского человека Андрея Соколова, который прошел через ад немецкого плена, потерял на войне всю семью, Шолохов словно давал свой ответ на поставленный заокеанским коллегой вопрос о том, что помогает человеку переносить самые тяжелые испытания, ради чего стоит жить.

Прочитав «Судьбу человека», Сергей Бондарчук, который никогда прежде не снимал фильмы, загорелся желанием экранизировать этот рассказ и сыграть в нем главную роль. Федор Шахмагонов стал одним из соавторов сценария.

Сначала Шолохова смутили руки Бондарчука

Добро на съемки фильма «Судьба человека» худсовет «Мосфильма» дал в самом конце 1957 года.

Был ли риск, что худсовет усомнится в целесообразности доверить экранизацию рассказа живого классика режиссеру-дебютанту?

Едва ли. Бывший фронтовик Сергей Бондарчук к тому времени был известным артистом, лауреатом Сталинской премии и, больше того, самым молодым народным артистом СССР! (Это звание он получил в 32 года, и никто за всю историю советского кино не побил его возрастной рекорд).

Бондарчук вспоминал, что его кандидатура как режиссера «Судьбы человека» у самого Шолохова не вызвала вопросов или сомнений. Но вот Сергея Бондарчука как исполнителя роли Андрея Соколова Шолохов, похоже, воспринял не сразу. Он долго, по словам Бондарчука, рассматривал его руки и сказал, что руки-то у Соколова, который полжизни провел за баранкой, другие…

Однако когда Бондарчук уже в одежде Соколова, в образе вновь пришел к Шолохову, это было такое перевоплощение, что писатель даже не сразу узнал своего недавнего собеседника.

Большинство литературоведов все же склоняются к тому, что образ Андрея Соколова у Шолохова все-таки собирательный, а в число прототипов включают Героя Советского Союза летчика Дольникова. В плену он назвался… Соколовым! Как и Соколов у Шолохова, выпил в присутствии решивших посмеяться над ним немцев три стакана водки «За победу!», а от вражеской закуски отказался. Так же, как Соколов, Дольников из плена бежал.

Роль Андрея Соколова стала не только вехой в творчестве Сергея Бондарчука, но и одной из самых больших удач советского кино в изображении простого человека на войне.

Без Натальи не было бы Ирины

Роль Ирины – жены Андрея Соколова, которую он крепко любил, сыграла в этой экранизации Зинаида Кириенко.

На эту роль выбрал Кириенко сам Шолохов. Произошло это неожиданно и для нее самой, и для режиссера, и, может быть, для самого автора рассказа.

А вышло так, что в тот момент в Вёшенскую, не сговариваясь, приехали представители двух съемочных групп. Режиссер Сергей Герасимов (а с ним и Кириенко) прибыл, чтобы показать третью серию «Тихого Дона». В этой экранизации актриса играла Наталью, нелюбимую жену Григория Мелехова. А режиссер Бондарчук вместе со своим оператором присматривал в окрестностях станицы натуру для съемок «Судьбы человека».

Шолохов их всех позвал в гости, а во время застолья поинтересовался у Бондарчука, нашел ли тот Ирину. Бондарчук ответил, что есть у него одна актриса на примете, но окончательно в своем решении он не утвердился, поскольку найти такую женщину, которая бы подошла под описание Ирины в рассказе, непросто.

– Так чего тебе искать-то, – сказал Шолохов. – Вот она сидит.

И – показал на Зинаиду Кириенко. Это оказалось равносильным утверждению на роль худсоветом «Мосфильма». Причем без проб.

Зинаида Кириенко вспоминала, что большое смущение у нее, режиссера и оператора вызвала та сцена, где Ирина впервые кормит грудью ребенка. Причем у мужчин едва ли не большее, чем у нее. Советское кино было в те годы целомудренным, обнаженное тело появлялось в кадре только в каких-то исключительных случаях.

Режиссер и оператор во время этих съемок вели себя настолько деликатно, что Кириенко в какой-то момент почувствовала себя… Мадонной с младенцем!

А перед той сценой, когда Андрей уходил на войну и Ирина прощалась с ним на вокзале, не хотела его отпускать, предчувствуя, что никогда уже не увидит, Бондарчук неожиданно посоветовал актрисе разбудить в себе… Наталью из «Тихого Дона»: «Вспомни, как ты Григория неистово проклинала, давай в той же степени».

Павлика Борискина принимали за беспризорника

Самый пронзительный эпизод этого фильма – обретение сиротой Ванюшкой отца. Когда Андрей Соколов, крутя свою вечную баранку, решает назваться его отцом, а Ванюшка бросается ему на шею с криком:

– Папка, родненький, я знал, что ты меня найдешь!

Роль Ванюшки сыграл пятилетний Павлик Борискин (после развода родителей у него поменялась фамилия, и он стал Полуниным).

На съемках рядом с Павликом была мама. Он играл оборвыша, однако одним из самых ярких его воспоминаний того времени был буфет «Мосфильма», где можно было почти задаром купить бутерброд с черной икрой и торт «Прага». Никогда потом труд Павла Борискина-Полунина не оценивался так высоко, как на съемках «Судьбы человека».

В памяти мальчика осталась тогдашняя обида на режиссера за то, что тот отдал местным пацанам красивую фуражку, выданную Павлику реквизитором, а ему на голову водрузил их засаленную. Ванька ведь бегал в лохмотьях!

Впрочем, обида быстро забылась. К тому же из поездки в Японию Бондарчук привез своему юному актеру заводного мишку.

Павел рассказывал годы спустя, что в отношении к нему Бондарчука чувствовалось что-то отеческое.

Был интересный эпизод уже не в кино, а в жизни, когда местные женщины, пожалев босоногого Ванюшку, приняли его за реального беспризорника, прошли по дворам, собрали для мальца одежду, напекли пирогов.

Павлику Борискину прочили большое кинематографическое будущее, но роль Ванюшки оказалась единственной его удачей. Она состоялась благодаря таланту Бондарчука-режиссера.

Кинематографический период завершились для Павлика вместе с его детством.

Награды

По версии журнала «Советский экран», экранизация «Судьбы человека» стала лучшим фильмом 1959 года. В прокате она заняла пятое место, собрав 39 миллионов зрителей.

«Судьба человека» получила Гран-при Московского международного кинофестиваля, завоевала призы на нескольких фестивалях за рубежом.

Но, наверно, самой большой наградой для создателей картины стала реакция на фильм Шолохова. Перед всесоюзной премьерой «Судьбу человека» повезли в Вёшенскую. Шолохов смотрел и, смущаясь своих эмоций, смахивал с глаз слезы.

Действующие лица

  • Андрей Соколов — главный герой рассказа, который рассказывает историю своей жизни. Во время войны был шофёром. Попал в плен к немцам. В плену был 2 года. Звали его тогда «номер 331».
  • Анатолий Соколов — сын Андрея. Воевал; погиб от немецкой пули в День Победы.
  • Настя и Оля — дочери Андрея Соколова.
  • Ваня — приёмыш Андрея Соколова.
  • Ирина Соколова — жена Андрея.
  • Иван Тимофеевич — сосед Соколова.
  • Крыжнев — предатель.

Краткое содержание

Наступила первая послевоенная весна. Дороги размыла оттепель. Рассказчику нужно было перебраться на другой берег. Лодку обещали прислать через два часа. В это время к переправе подошёл мужчина с маленьким мальчиком. Мужчина (это был Андрей Соколов) и рассказчик разговорились.

До войны

Ещё юным Андрей уехал на Кубань на заработки. А в это время в Воронеже был голод, и все родные Андрея умерли.

Вернувшись в Воронеж, Андрей продал дом родителей и женился на Ирине, сироте. У них родился сын Анатолий, потом две дочки — Оля и Настя. Жили хорошо: Андрей перестал пить с друзьями, всё стремился домой, к жене и детям. Так прошло десять лет. И тут — война. Соколову приходит повестка, и он едет на фронт.

Война

Семья провожает Андрея. У Ирины плохое предчувствие.

На фронте Андрей становится шофёром, поставляет боеприпасы. Через некоторое время он попадает в плен к немцам. Пленных осматривает врач. Он вправляет Соколову вывихнутую руку. На ночь пленных запирают в храме. По нужде их не выпускают, а тех, кто из религиозных соображений не может справить естественные потребности в церкви, расстреливают.

Пленные переговариваются между собой. Соколов случайно слышит, как один человек (потом выясняется, что это Крыжнев) угрожает донести немцам, что его товарищ — не просто рядовой, а коммунист. Андрей Соколов преисполняется ненависти к предателю и убивает его.

Плен

Попав в лагерь, Андрей Соколов сразу же замыслил побег. Когда он всё-таки бежал, по его следам пустили служебных собак. Собаки искусали Соколова, а немцы отправили его на месяц в карцер.

После отбывания наказания Соколова направили на тяжёлые работы в каменный карьер. Однажды Андрей в сердцах сказал, что такие работы хуже могилы. В лагере тоже был предатель, и он донёс немцам. Соколова должны были расстрелять.

Издеваясь над ним, герр Мюллер предложил Андрею выпить перед смертью за победу немцев и закусить как следует (понятно, что пленные постоянно были голодны и измучены). Соколов отверг это предложение. Тогда Мюллер предложил Андрею выпить за свою смерть. Андрей Соколов выпил, но к закуске не прикоснулся. Ему налили второй стакан. Соколов выпил снова, но закусывать не стал: сказал, что и после второй рюмки не привык закусывать. Немцев это очень позабавило. Соколова оставили в живых — и даже дали ему буханку хлеба и кусок сала. Едой он впоследствии поделился с другими пленными.

Бегство

1944 год. Германия понемногу сдаёт позиции. Андрей Соколов всё ещё в плену.

Немцы узнали, что Соколов был шофёром. Его сделали личным водителем одного майора. Соколов стал готовиться к побегу: как-то снял форму с пьяного немца, потом припрятал гирьку. И когда унтер-офицер пожелал поехать за город, Соколов осуществил задуманное: оглушил немца гирей, высадил, а сам переоделся в немецкое и рванул на автомобиле на фронт.

Его встретили радостно и даже дали месяц отдыха — с родными повидаться. Соколов написал жене. Ответ пришёл через две недели, но не от Ирины, а от соседа. Страшная весть: жена и обе дочери погибли, дом их разрушен, и вместо него — яма с ржавой водой.

Сын

Соколов очень тосковал по жене и дочерям. Весь его мир составил сын Анатолий. Они с Анатолием стали переписываться, и Андрей узнал, что сын — командир дивизии. Старший Соколов представлял, как война окончится, и они заживут с Анатолием — Андрей внуков будет нянчить…

9 мая война окончилась. Но Победа принесла Андрею Соколову не только радость: 9 мая немецкий снайпер убил его сына Толю. Мир рухнул.

Жизнь после войны

Соколов не смог вернуться в Воронеж — поехал к другу в Урюпинск. Там устроился работать шофёром. Подобрал и усыновил пятилетнего беспризорника Ванюшку. Мальчик очень полюбил Андрея, ни за что не соглашался оставаться дома без него, поэтому они ездили вдвоём в каждый рейс.

Недавно, правда, произошла неприятность: машину занесло, и Андрей сбил корову. Корова не пострадала, но Соколова лишили водительских прав. Он нашёл новую работу в Кашарах и теперь едет с сыном туда. Всё бы хорошо, только сердце шалит и мучают воспоминания о жене, о дочерях, о сыне.

Пришла лодка, и Андрей Соколов попрощался. Ванюшка тоже помахал лирическому герою на прощанье.

Другие персонажи «Судьбы человека» М.А. Шолохова

Об остальных действующих лицах мы узнаем из воспоминаний главного героя.

Он с теплом говорит о своих родных: о жене Ирине и детях – Анатолии, Настеньке и Олюшке.

В эпизодах встречаются герои, которым симпатизирует рассказчик – это военврач, помогавший русским солдатам в плену, командир роты, спасенный Соколовым от доносчика, и урюпинский приятель, который приютил героя у себя дома после войны.

Есть и отрицательные персонажи: предатель Крыжнев, комиссар лагеря Мюллер, немецкий майор-инженер.

Единственный персонаж, которого мы видим в настоящем героя – это его приемный сын Ванюша, маленький мальчик, свято верящий, что Соколов его настоящий отец.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]