- Сочинения
- По картинам
- Герасимов
- Дары осени
На переднем плане картины мы видим зелёные яблоки, лежащие в тарелке. Их шесть штук. У одного, повёрнутого к нам, один бочок красный. Или это отражается красный цвет от букета рябины. Яблоки начинают собирать после Яблочного спаса. Рядом лежит наполовину съеденный большой диск подсолнуха. Под ним початый второй подсолнух. Семечки чёрные крупные, так и просятся в рот. Они резко контрастируют с желтым огромным цветоложем.
Рядом с ними одиноко, ножкой вверх, лежит грибочек. Судя по форме и цвету — маслёнок. Тарелка с яблоками, подсолнухи и зелёная ваза с веточкой спелой рябины стоят на деревянном столе без скатерти. Стол вплотную подвинут к деревянному некрашеному подоконнику. По высоте он чуть выше его. Наступила осень, она всегда щедра на урожай ягод, грибов, яблок.
На подоконнике стоит стеклянный кувшин или ваза. В нём стоит роскошный букет рябины. Он такой большой, что полностью загораживает окно и сразу бросается в глаза. Ветки наклонились под тяжестью гроздьев рябины. В ёмкость налита холодная колодезная вода. За счёт эффекта преломления света стебли кажутся толще, чем есть на самом деле. Большая гроздь рябины оторвалась от ветки и упала на подоконник. И алеет ярким пятном в лучах солнца. Ягоды как — будто горят маленькими яркими искорками на фоне зелёных листьев и некрашеного окна. Они отблёскивают и меняют цвет находящимся рядом предметам. Свет от окна пробивается сквозь гроздья и листья рябины, подает на подоконник и стол, создаёт там игру теней и света.
Картина написана в ярких осенних тонах — красный, зелёный, черный, жёлтый, цвет дерева. Она символизирует богатство и достаток. Вспоминаются слова поэта Есенина «…Горит костёр рябины красной…». И пусть он не может согреть в буквальном смысле слова, но он радует глаз и греет душу своей красотой.
Происхождение и детство
Герасимов родом из Тамбовской губернии, уездного города Козлов (сегодня Мичуринск). Родился 12 августа 1881 года в семье выходца из крестьян, теперь же купца-скототорговца, как тогда говорили, прасола. С юга страны отец будущего художника пригонял скот и продавал его на базаре. Особого богатства не нажил, но 2-этажный дом у семьи был. Жили просто, соблюдая старые обычаи. Когда родился сын Александр, в семье уже была дочь, тоже Александра (забавная родительская прихоть – дать разнополым детям одинаковые имена).
После церковно-приходской школы Александр поступает в уездное училище. Параллельно отец начинает посвящать «наследника» в дела торговли.
У Александра Герасимова в детстве открылись наклонности к рисованию – друзья и родные поражались сходству изображённых людей и животных с оригиналами. Поворот в судьбе случился после приезда в Козлов в 1890-х художника С.И. Криволуцкого, земляка-просветителя из Кирсановского уезда Тамбовской губернии, закончившего Академию художеств в Петербурге. Криволуцкий открыл в Козлове школу рисования, Герасимов начал посещать занятия и втянулся в мир творчества. Вскоре учитель «задал вектор» ученику, уже юноше, рекомендовав тому ехать в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Учёба
Родители были против, но 22-летний сын уезжает и с блеском сдаёт вступительные экзамены в Московское училище. Начав обучение в 1903 году, Герасимов задержится здесь до 1915-го – ему хотелось учиться новому.
Сначала живописное отделение, затем архитектурное. Учителями были Серов, Васнецов, Милорадович, Клодт, Корин, Касаткин, Горский, Архипов, Пастернак.
Константин Коровин, часто бывающий в Париже, повлиял на становление Герасимова как живописца особенным образом. «Больше жизни!» – требовал он от своих учеников. Рассказы мастера о французском импрессионизме будоражили умы студентов, и ранние картины Герасимова демонстрируют это влияние.
Первые успехи и цели
С 1909 года Герасимов уже постоянный участник выставок, проводимых в Училище. Появились первые покупатели и заказчики. Так, известный московский писатель В.А. Гиляровский не пропускал ни одной ученической выставки – любил живопись и дружил с художниками. Оценить величину таланта студента он мог с первого взгляда, как и определить, откуда тот родом.
Видя потенциал Герасимова, Гиляровский покупал его выставочные работы, а также заказывал портреты членов своей семьи. Такое участие влиятельного и известного человека для молодого художника было хорошей моральной и материальной поддержкой.
Критика также высоко оценивала работы студента Герасимова – Александра в московской прессе упоминали как достойного пейзажиста. «Рожь покосили», «Большак. Зной», «Праздник весны», «Тёплый чернозём» и другие – ученические картины Герасимова, за которые молодой художник был назван в прессе «поэтом весны, поэтом молодой пробуждающейся природы».
Сам художник «любил жизнь и реальное в искусстве», поэтому в творчестве придерживался традиций русского реализма. Его привлекали краски Архипова, приёмы Цорна и свет Клода Моне – их он считал искренними, поэтичными и цельными. На эти качества в искусстве был нацелен и сам.
Окончание Училища
В 1915 году учёба завершена. В результате у Герасимова 2 диплома: он теперь художник I степени (имеет большую золотую медаль) и архитектор.
По второй специальности единственным результатом осталось здание театра, построенное в 1913 году на родине художника (взамен сгоревшего в 1909 году). Ещё студентом Герасимов принял участие в проектировании фасада и убранства внутри нового театрального здания в стиле модернизированного ампира (стоит Козлове по сей день и является гордостью города).
Другим архитектурным проектам не суждено было воплотиться в жизнь – стремление к живописи оказалось сильнее. Ей художник намеревался посвятить свою жизнь.
Сочинение дары осени по картине герасимова
Описание темы: Осенний натюрморт в картине Герасимова “Дары осени”. Яблоки в тарелке, два наполовину опустошенных подсолнечника, ваза с кустами рябины – все это подарки, которые преподносит нам осень.
Роскошный рябиновый акцент в картине Герасимова “Дары осени”.
Картина Александра Герасимова “Дары осени” – типичный натюрморт. Один из популярных мотивов натюрморта – букет возле окна. Окно позволяет художнику передать на картине особое освещение, игру света и тени.
Если для букета взять прозрачную вазу или банку, то есть возможность понаблюдать и за тем, как преломляются в воде стебли и лучи света. Герасимов не раз прибегал к такой композиции, но особенно удалась ему эта картина. На столе разложены плоды, характерные для этого времени года.
Скорее всего, художник не собирал их специально, а взял то, что оказалось под рукой. Иначе он мог бы сделать более богатую и разнообразную композицию.
На переднем плане бросаются в глаза два наполовину опустошенных подсолнечника. Может быть, их выклевали птицы, а может, пока художник собрался писать картину и подготавливал кисти и холст, часть семечек съел кто-то из домашних.
В любом случае, художник очень умело использует контраст в цветках подсолнечника, который всегда был символом богатства. Довольно одиноко рядом с ними выглядит небольшой грибочек. Видимо, вырос случайно где-то у порога и художник добавил его в натюрморт.
С левой стороны он поставил миску с яблоками зеленого цвета.
А над всем этим возвышается главный образ натюрморта, его сердце, его главный цветовой и смысловой акцент – букет рябины. Алые ягоды выглядят наряднее, чем цветы. Тяжелые рябиновые кисти согнули ветки.
Необычный осенний букет почти полностью загораживает окно и доминирует в картине, задает в ней тон. Красный цвет обильных рябиновых гроздьев дает отблеск на все вокруг и меняет цвет предметов: все отдает спелой осенней краснотой, на всем вокруг лежат красноватые блики.
Этот оттенок красного и создает впечатление роскоши – простые привычные осенние дары выглядят настоящим сокровищем.
Мы в Фейсбуке
“Сезоны года” – это журнал о природе, культуре и окружающем мире.
Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.
Герасимова “Дары осени”
Исторические события в стране и творчество Герасимова
В год окончания учёбы художника призывают в армию – шла Первая Мировая. Служба прошла в санитарном поезде, который курсировал на фронте Галиции (Восточная Европа, запад современной Украины). По окончании военных действий (1918) был демобилизован и отправился на родину.
Февральский, а затем Октябрьский переворот в Козлове прошёл относительно спокойно: заседания, собрания, демонстрации, манифестации. Герасимов включается в новую жизнь – организует «Коммуну творчества козловских художников». С коллегами из Коммуны декорирует театральные постановки, устраивает выставки, оформляет к праздникам городские улицы.
В конце августа 1919 года конница Мамантова (с ударением на втором слоге), белого генерала, захватила город Козлов на 40 дней. За время налёта погибло многое, созданное Герасимовым на это время.
В 1925 году, когда политическая жизнь в стране более-менее стабилизировалась, Герасимов отправляется в Москву. Здесь он устраивается декоратором сразу в два театра, Малый и оперетты, а также вступает в АХРР (Ассоциацию художников революционной России), которая стала заменой Товариществу передвижников.
АХРР в 1920-е годы обеспечила себе спокойное существование верностью линии партии. Картины Герасимова этого периода посвящены образу Ленина и командирам-красноармейцам – Александр Михайлович является одним из активистов организации. Но отдельные объединения художников продолжали множиться, и в 1932 году АХРР была распущена.
Активные 1930-е годы
Главным в государстве профессиональным объединением стал созданный в 1931 году Союз советских художников. В 1932-м Герасимов был избран в его правление.
В 1934 году живописец побывал в Германии, Италии, Турции и Франции – из творческих командировок он привёз множество зарисовок и набросков.
В 1936 году в Москве прошла первая персональная выставка А.М. Герасимова – так художник «отметил» 25-ю годовщину своей творческой деятельности. Было представлено более 100 работ, акварельных, живописных и графических.
В 1930-е художник в основном занимался портретной живописью. Писал как индивидуальные портреты, так и групповые. Среди них выделяются образы: актрисы Тарасовой, балерины Лепешинской, полярника Папанина, артиста Москвина. Картина «Первая Конная армия», крупномасштабная и многофигурная, на Всемирной выставке во Франции в 1937 году получила Гран-при.
Тяготение к импрессионизму, свойственное художнику в начале творческого пути, к пятому десятку окончательно сменилось соцреализмом.
С 1939 года (по 1954-й) Герасимов занял пост председателя оргкомитета (руководителя) Союза художников СССР.
Заслуженные 1940-е и 1950-е
С началом Великой Отечественной войны Александр Михайлович уехал из Москвы в эвакуацию, но через год вернулся. Теперь персонажи его картин – герои войны, труженики тыла, соратники и товарищи по работе. Вкладом в будущую Победу стало и пожертвование солидной суммы личных средств в Фонд обороны.
В конце июля 1943 года Герасимова и троих его коллег (Иогансона, Мухину, Меркурова) о. Они стали первыми кавалерами почётного звания, несколько дней назад утверждённого законодательно на высшем государственном уровне.
После войны по Европе с огромным успехом прокатилась выставка, в которой были и работы Герасимова. В 1947 году художник находился в Югославии, когда до него дошла новость, что он избран президентом Всесоюзной Академии художеств. Всероссийская Академия, основанная в 1932 году, была преобразована в Академию художеств СССР. Герасимов стал первым её главой. Руководил по 1957 год: неустанно совершенствовал структуру учебного заведения, превращая его в творческий центр страны, обеспечивая созидательному процессу организационный фундамент.
В 1951 году стал доктором искусствоведения. Успевал всё: в Москве к заботам добавлялся институт им. Сурикова, в Ленинграде институт им. Репина и Академия, везде был главой госкомиссии по присуждению дипломов.
Побывал в Китае, Индии, Египте. Создал серию иллюстраций к «Тарасу Бульба» Гоголя. На 80-летие отмечен орденом Трудового Красного Знамени.
И при этом много писал – он был влюблён в жизнь и людей. Художника интересовала личность, интеллектуальная и значительная. Сам живописец так объяснял свои, как он говорил, неудержимые желания запечатлеть красочные образы: «Я люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке…».
Сочинение по картине Герасимова «Дары осени»
Живописные полотна Александра Герасимова украшают многие музеи. В его полотнах отражена российская действительность: портреты современников, русские пейзажи и удивительные натюрморты. Все они вызывают у зрителя лишь только восхищение.
Одна из картин Александра Михайловича носит название «Дары осени». В этом натюрморте живописец показал осеннюю природу в момент ее нового проявления.
Небольшой, но яркий букет возле окна, в котором отражается игра света и тени, стало основой картины Александра Герасимова.
Центральная часть картины — это большая стеклянная и прозрачная банка с водой. Верх этой банки не виден, поэтому это может быть и высоким графином. В нее художник поместил высокие красные цветы с крупными и крепкими стеблями. Это ягоды рябины, словно цветы. Цветы высокие, на них весело играют последние солнечные лучи.
Но притягивает внимание сама банка, в которое живописец решил использовать для того, чтобы показать зрителю, как действуют лучи солнца. Они не освещают всю банку целиком, а лишь только выбирают для освещения места, на которые проще всего попасть.
Толстые стебли словно преломляются, попадая в банку.
Стоит заметить, что живописец Александр Герасимов уже и раньше в своих великолепных полотнах прибегал к подобному изображению. Но в этом осеннем натюрморте ему удалось это сделать наиболее удачно. Рядышком с банком художник поместил небольшую вазу темного цвета. Она не прозрачная, стебли цветов не видны.
Она является явной противоположностью стеклянной банке: темная и неяркая. В нее также поместили цветы ярко-красного цвета.
И банка, и ваза стоят на небольшом подоконнике. Видно, что окошко не очень широкое, скорее всего, и домик, где расположили этот осенний натюрморт, небольшой. Может быть, он даже дачный, так как за окном видна листва деревьев и кустов, и темный день.
На подоконнике слева играют небольшие яркие оттенки солнечного света. Рядом с вазами художник поместил два небольших подсолнуха. Первый подсолнух не целый, а его половинка отломлена. А второй, хотя и целый, но семечек в нем нет, всего лишь половина.
Это такой легкий намек автора картины на то, что лето прошло и вот остается человеку довольствоваться остатками летнего урожая.
Художник смог использовать контраст в цветовых гаммах изображения подсолнуха, показывая насколько богат был этот урожайный год. Желтый, красный и черный — это прекрасное сочетание цветов, которые отражают осеннее настроение.
Рядом с этими небольшими подсолнухами лежит маленький темный гриб, который, наверное, вырос где-то совсем недалеко от этого места.
И поэтому художник, создавая необычный натюрморт, понимая, что этот грибок тоже является подарком осени, решил его тоже включить.
Слева на картине Александра Герасимова стоит небольшая плоская тарелка, куда автор полотна поместил небольшие зеленые яблоки. Получился необычный, но очаровательный осенний букет.
Красные ягоды оттеняют все остальные предметы натюрморта, они словно притягивают внимание зрителям. Поэтому основной смысл картины заключается именно в них. Красный цвет — это основной цвет живописного полотна Александра Михайловича.
Маленькая кисть рябины лежит на подоконнике, словно янтарные бусы, которые радуют каждую девушку.
Картина Герасимова напоминает каждому зрителю о том, как прекрасна осенняя пора, и сколько ярких красок, впечатлений она может подарить человеку. А сколько подарков эта пора приготовила для людей! И этими дарами пользуется каждый человек, но совсем не замечает ее прелесть и очарование. И осень — это не грустная пора, но сочная и насыщенная, если оглянуться и увидеть красоту вокруг себя.
Личная жизнь
В галерее Герасимова немало живописных подтверждений его счастливой семейной жизни. Он очень любил старшую сестру, которую называл Саней, жену Лидию Николаевну, единственную дочь Галину. Их портреты излучают теплоту и свет. Пышные цветочные букеты, игра солнечных лучей на многих полотнах мастера также говорят о восторженности и душевной чуткости мастера.
Лидия Николаевна, супруга художника, была интересным человеком: в юности училась с дочерями Столыпина, когда Пётр Аркадьевич был саратовским губернатором, в годы Гражданской войны работала в Козлове, в штабе Южного фронта, приходилось ей встречаться с влиятельными революционерами, с Троцким, например. Она стала верной подругой художника, сделавшей его дом уютным и гостеприимным – своими руками вышивала занавески, скатерти, салфетки.
Герасимов бывал во многих странах, но по возвращении в Россию на следующий же день стремился в родной Мичуринск. Он признавался сестре, что любые камни в родном доме ему милее самых шикарных заграничных отелей.
Сочинение по картине Герасимова Дары осени 6 класс
На переднем плане картины мы видим зелёные яблоки, лежащие в тарелке. Их шесть штук. У одного, повёрнутого к нам, один бочок красный. Или это отражается красный цвет от букета рябины.
Яблоки начинают собирать после Яблочного спаса. Рядом лежит наполовину съеденный большой диск подсолнуха. Под ним початый второй подсолнух. Семечки чёрные крупные, так и просятся в рот.
Они резко контрастируют с желтым огромным цветоложем.
Рядом с ними одиноко, ножкой вверх, лежит грибочек. Судя по форме и цвету – маслёнок. Тарелка с яблоками, подсолнухи и зелёная ваза с веточкой спелой рябины стоят на деревянном столе без скатерти. Стол вплотную подвинут к деревянному некрашеному подоконнику. По высоте он чуть выше его. Наступила осень, она всегда щедра на урожай ягод, грибов, яблок.
На подоконнике стоит стеклянный кувшин или ваза. В нём стоит роскошный букет рябины. Он такой большой, что полностью загораживает окно и сразу бросается в глаза. Ветки наклонились под тяжестью гроздьев рябины. В ёмкость налита холодная колодезная вода. За счёт эффекта преломления света стебли кажутся толще, чем есть на самом деле.
Большая гроздь рябины оторвалась от ветки и упала на подоконник. И алеет ярким пятном в лучах солнца. Ягоды как – будто горят маленькими яркими искорками на фоне зелёных листьев и некрашеного окна. Они отблёскивают и меняют цвет находящимся рядом предметам.
Свет от окна пробивается сквозь гроздья и листья рябины, подает на подоконник и стол, создаёт там игру теней и света.
Картина написана в ярких осенних тонах – красный, зелёный, черный, жёлтый, цвет дерева. Она символизирует богатство и достаток. Вспоминаются слова поэта Есенина «…Горит костёр рябины красной…». И пусть он не может согреть в буквальном смысле слова, но он радует глаз и греет душу своей красотой.
Сочинение описание картины Дары осени Герасимова
Александр Михайлович Герасимов написал около трех тысяч картин. Он был разносторонним художником, писал натюрморты, портреты, пейзажи. Его полотна знает весь мир, они украшают массу музеев.
Одним из таких полотен является картина «Дары осени».
Сама картина наталкивает на мысль, что ее создание было спонтанным. Ведь если присмотреться, то можно увидеть, что художник использовал все, что было рядом с ним в момент посещения художественной музы. Главным же вдохновителем все же была рябина.
Скорее всего, она росла, прям возле дома художника. Она была настолько красива, что ее захотелось запечатлеть в этот дивный момент.
Александр Михайлович срезал так много веток, что получился букет, усеянный пышными гроздьями рябины, который не помещался в один сосуд.
Ягодки и листья приобретают насыщенный цвет от ярких солнечных лучей, пробивающихся через окно. Герасимов смог сыграть этими лучами так, что на полотне хорошо проглядывается игра тени и света.
Листья рябины напоминают об ушедшем теплом лете своим еще зеленым цветом. А вот гроздья говорили о том, что пришла осень, ягоды крупные, огненно-красные, словно украшение данного дерева, которое свойственно данному чуду только с наступлением осени. Красные тени, которые упали на стол, придавали гармонию всему изображенному.
У вазы стоит блюдо с яблоками зеленого цвета. Они словно дополнение к зеленым листьям принадлежащим рябине. В самом центе аккуратно легли друг на друга пара цветов напоминающих летнее солнышко – да, это пара подсолнухов.
Один из них сломан пополам, а второй где-то потерял часть своих черных домиков из семечек. Возможно, эти домики выклевали птенчики или же взяла местная ребятня.
В правом углу у самого солнечного цветка лежит перевернуто гриб, который совсем не кажется одиноким, а наоборот вносит некую дополненость всему натюрморту.
Видя данную работу художника, даешься диву и не пониманию, как же он смог так живо передать все то, что на ней изображено. Постоянно возникает желание потрогать рябину и взять в руки вкусное яблоко.
6 класс