История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского – сочинение о романтических отношениях

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Любовь в романе Дубровский

Роман «Дубровский» написан в 1833 году великим русским писателем: Александром Сергеевичем Пушкиным. Издание вышло уже после смерти автора в 1841 году. Мотивом повествования служит несчастливая романтическая любовь двух молодых людей, наперекор сложившимся обстоятельствам и воле родителей. Александр Пушкин описал любовь с неравноправном положением влюбленных в обществе.

Прототипами героев этого произведения были настоящие персонажи.

Вся эта история начинается с того, что поссорились помещики Троекуров и Дубровский, жившие недалеко друг от друга. Богатый Кирилла Троекуров отобрал у отца Владимира Дубровского имение и деревню. Он просто подкупил судью. К тому же купчая крепость на имение Дубровских сгорела при пожаре.

У обоих помещиков росли дети. У Троекурова дочь Маша, а у Андрея Гавриловича сын Владимир. Детство Марии прошло в деревне. Мама её рано умерла. Девочка росла с отцом без подруг. Она не любила развлечения и пиры, которые «закатывал» отец. Девушка была начитанной и романтичной к тому же «обещавшей быть красавицей».

Владимир сначала жил в деревне. Он тоже рано лишился матери. Я думаю, что подросток рос хулиганистым мальчиком, но имел острое чувство по отношению к несправедливости. Потом парень воспитывался в военном пансионе, корнетской школе и служил в столичной гвардии.

Так и проживал бы юный корнет в Петербурге, если бы не смерть отца и захват его деревни Троекуровым. Приехал он на похороны, увидел беду и зло, услышал жалобы «крестьян. Не выдержало его сердце несправедливости. Не было возможности уладить всё мирным путем. Поэтому поджег свой дом. Вместе с крестьянами ушел в шайку, став главарём разбойников. Но налёт на деревню ненавистного врага был отложен. Ещё на похоронах отца увидел Владимир Машу и влюбился в неё без памяти. Месть принесла бы девушке горе.

Случай отомстить за отца появился, когда Дубровский узнал о французском учителе. Кирилла Петрович выписал гувернанта. Под его видом и попадает герой в семью Троекуровых.

Такой воспитанной аристократке, как Мария, не было дела до слуги Дефоржа. Она не замечала, как «смотрит на неё слуга». Только когда «учитель» хладнокровно вышел из «шутки» с медведем она поняла, что гордым и храбрым может быть человек простого звания.

«И с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось заметнее…» Ответная любовь захватила Дубровского. В порыве чувств Владимир признаётся, что он не тот за кого выдавал себя. Что любит её и готов простить Троекурова. Маша боится «разбойника» но от любви к нему не может отказаться.

Преградой к их счастью становится воля Кирилла Петровича, который хочет посватать Варию Кирилловну за богатого князя по фамилии Верейский. Для влюблённых это большое горе. Но, Маша получила записку от Владимира. Они должны бежать, но не судьба. Случай с кольцом в дупле разрушает их планы. Просьба Владимира бороться за счастье не находит ответа у Маши. Она не может принять такую «защиту» от него.

Дубровский, не зная о венчании останавливает свадебную карету. Но, Марья Кирилловна верная данному слову не нарушает клятвы. Владимир уезжает ни с чем. Отчаявшись он уходит из шайки.

Мне думается, что ни Мария, ни Владимир не нарушили бы своих обещаний ради любви.

Честь дорога, и её надо «беречь смолоду»!

Любовь этих молодых людей, в моём представлении, __ образец возвышенного, нежного чувства. Печальное завершение этих необыкновенных отношений заставила меня глубоко переживать и сочувствовать героям романа «Дубровский»!

А.С.Пушкин. Дубровский. История любви

Конспект урока по литературе в 6 классе

«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви

Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».

Цель урока:

помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа.

Задачи урока:

1) образовательные:

формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизация познавательной деятельности.

2) воспитательные:

воспитывать художественное чутьё, наблюдательность, умение составлять художественные характеристики по тексту произведения. Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову,

3) развивающие:

развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета.

Оборудование:

компьютер, проектор, видеозапись фрагмента фильма (сцена в беседке), аудиозапись песни «У церкви стояла карета» в исполнении Н.Кадышевой.

Методы

: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.

1. Организационный момент.

Приветственное слово учителя.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучение произведения А.С.Пушкина «Дубровский». В начале урока мы проверим ваше домашнее задание.

2. Проверка
домашнего задания.
План основных событий глав VIII—ХI

1) Француз-учитель прибыл в Покровское. 2) Разговор Кирилы Петровича с французом. 3) «Благородные увеселения русского барина». 4) Дефорж убивает медведя. 5) «…Гости начали съезжаться». 6) Праздничный обед в Покровском. 7) Рассказы Спицына и Глобовой. 8) Приметы Дубровского. 9) Окончание праздника. 10) Антон Пафнутьич ложится спать в комнате Дубровского. 11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына. 12) Учитель-француз ждет лошадей в доме смотрителя. 13) Дубровский покупает у француза документы. 14) Дубровский с бумагами француза является к Троекурову и становится учителем Саши. 15) Утренний отъезд ограбленного Спицына.

— Как называется построение художественного произведения? (Композиция – построение художественного произведения. Композиция

— это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.)

-Что мы узнаём из 11 главы?

— Почему автор не раскрыл нам тайну Дефоржа сразу?

— С какой целью Дубровский проник в дом Троекурова? (Дубровский хотел отомстить Троекурову.)

— Только ли чувство мести двигало В. Дубровским? (стр. 113 Учитель обращает внимание учащихся на фрагмент в главе 12: «… я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме»).

3. Основная часть. Работа по теме урока.

Предварительный вопрос учащимся: «Почему девушка не обратила внимания на молодого учителя?» (стр.93)

Какое событие изменило отношение Маши к учителю?

(стр. 94, чтение эпизода «Дефорж в медвежьей комнате»).

Предварительный вопрос классу перед чтением эпизода: «Какие качества характера проявил Дефорж, находясь в «медвежьей» комнате?»

(Решительность, мужество, хладнокровие, умение постоять за себя.)

Зачем Дефорж назначает свидание Маше в саду?

(Ему необходимо уйти, т. к. он отомстил Спицыну, отобрав у него деньги. Теперь ему важно объясниться с Машей.)

— Выразительно прочитайте монолог-признание Дубровского. (Гл. 12, стр. 113) Почему Владимир решился на это признание?

Просмотр фрагмента из фильма «Дубровский» (1936г.) «Сцена в беседке».

Предварительный вопрос классу: «Как повлияла любовь к Маше на Владимира Дубровского? Почему Владимир отказался от мести?»

(стр.113 «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое чувство, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства». Любовь рождает в человеке самые лучшие чувства. Она, Маша, его любимая, одним своим существованием заставила Владимира отказаться от мести.)

— Как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому?

(Зарождающее чувство её пугает, особенно теперь, когда она узнала, что Дефорж – это Дубровский.)

Какое событие послужило причиной второго свидания героев

? (Сватовство князя Верейского.)

— Каким вы представляете себе князя Верейского? Нарисуйте его словесный портрет.

(Выступление ученика – по желанию.)

Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой

?

Маша убеждает, плачет, грозит отцу, но свадьба неминуема. Почему она обращается к Дубровскому

? (Маша решается выйти замуж за Дубровского от отчаяния: «Главное было для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготованным».)

Звучит рус. народная песня «У церкви стояла карета

»

— Что вы представили, слушая эту песню? Как можно озаглавить этот эпизод?

(Эпизод « День венчания Марии Кириловны», глава 18, стр.131)

Вот представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет

? Радость, ожидание чуда

А как вела себя Мария Кириловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда благословлял папенька

? Давайте найдем и прочитаем (с. 131).

Как можно прокомментировать этот отрывок?

Ей безразличен ее наряд. Она все еще надеется, что свадьба не состоится.

Какой увидел свою невесту князь Верейский в церкви? Как он к этому отнесся и почему?

Он был поражен бледностью невесты и странным видом. Он знал, какая она может быть веселая, знал, что она любит другого, но отказываться от красивой, молодой и богатой жены не желал, он нисколько не был тронут искренним признанием Марии Кириловны, и это выдает в нем человека черствого и бесчувственного.

О чем Машенька могла в этот момент думать?

— Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви, она не теряет надежды…

Найдем, как про это пишет Пушкин. (с.132)

Какие слова говорят об отношении Машеньки к Верейскому?

Ответ ученика: «немилый супруг».

Почему Пушкин подчеркнул бесчувственность ее взгляда, когда они вышли из церкви?

Ответ ученика: Ей теперь все безразлично, ничто не может теперь ее развеселить.

— Где же Дубровский? Так сильно ждала его и надеялась на свое спасение Мария Кириловна?

Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал.

Прокомментируйте эпизод нападения на свадебный поезд (

с. 133) (Мария Кириловна отказывается бежать с Владимиром, она дала клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини “Дубровского”, и жизненная драма.)

Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?

(Дубровский — разбойник. Обратиться к нему за помощью — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. Брак с Верейским — личная трагедия, но доброе имя сохранится.)

— Читаем последние строки этой главы (читает учитель).

Как они характеризуют Дубровского?

( Он сильно любит Марию Кириловну, но против ее воли он ничего не сделает и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь, даже если эти люди являются его врагами. В нем опять на первом месте благородство. )

4. Подведение итогов. Выводы.

Вот мы и разобрали эту главу. Какой же вывод можно сделать после всего сказанного?

Выводы:

1) Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми

2) Дубровский – благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову.

3) Он отказался от мести ради любви.

4) Под воздействием любви он смог позабыть обиду, нанесенную Троекуровым, не причинил ни одному из тех людей, кто как-то был связан с Марией Кириловной. Вот она настоящая любовь, когда человек становится выше обид, мести и готов все простить.

— Тема, поднятая Пушкиным в этом эпизоде, была характерна для 19 века. Она раскрывалась и в других видах искусства, песню мы уже прослушали, а теперь рассмотрим картину Василия Пукирева «Неравный брак».

— Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

— Что помешало счастью Владимира и Маши?

5. Выставление отметок за урок.
6.Домашнее задание
. Написать ответ на вопрос: «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?»

Литература. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1/ [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]