арт-тимбилдинг в москве Он понравится вам изысканными напитками, веселой атмосферой и практическим обучением рисованию. Словом, дружелюбная атмосфера, отличная компания и удовольствия для всех органов чувств – вот то, что делает Арт-Корпоративное мероприятие приятным форматом отдыха, развития и проведения времени в кругу коллег и друзей.

2 сочинения по теме «Город Калинов в пьесе Островского «Гроза»


Описание города Калинова в пьесе Гроза – цитаты

Действие драмы “Гроза” происходит в уездном городе Калинове, в прекрасной местности на берегу Волги:

“Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. <�…> Восторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.”

О нравах жителей города Калинов мы узнаем из слов мещанина Кулигина, одного из героев “Грозы”. По его мнению, в городе царят “жестокие нравы”, “грубость и бедность”:

“Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите.”

Главными представителями дикости, невежества и жестокости в городе Калинов являются две яркие личности: купец Дикой и Кабаниха. Купец Дикой – богатый и влиятельный, но невежественный и жестокий человек. Так например, Дикой убежден, что гроза посылается людям в наказание и что громоотводы не нужен. Это более чем невежественный подход:

“Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться.” (слова Дикого)

Очевидно, что купец Дикой успешно ведет свое хозяйство и хорошо считает деньги, но этим его кругозор и ограничивается. Нет сомнений, что остальные купцы в городе похожи на Дикого. Малограмотный Дикой, например, называет электричество “елистричеством”. Судя по всему, он, как и большинство обитателей города, не знает об открытии электричества: Кулигин . Электричество. Дикой (топнув ногой) . Какое еще там елестричество! Обитатели Калинова в своем большинстве – это малообразованные купцы, мещане и крестьяне. Даже богатые обитатели Калинова, которым доступны книги и газеты, не отличаются образованностью. В Калинове влиятельные, богатые люди не уважают представителей власти. Так например, купец Дикой обращается с городничим как со своим приятелем:

“Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!”

Бедные слои населения в Калинове спят по 3 часа в сутки, потому что работают “день и ночь”:

“Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки.”

В городе Калинов люди с деньгами стараются “закабалить” бедных и еще больше разбогатеть за счет дешевой рабочей силы. Именно так поступает купец Дикой, который еще никому не платит жалованье без ругани:

“А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет…”

Купцы города Калинов враждуют между собой, строят козни и судятся, подкупая чиновников:

“А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям…”

Очевидно, высокое искусство не в почете у жителей города Калинова. Самоучка Кулигин не решается писать стихи, так как боится, что его “проглотят живым”:

“Борис . А вы умеете стихами? Вы бы и написали. Это было бы интересно. Кулигин . Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят.”

Город Калинов живет своей скучной и однообразной жизнью. Малограмотные жители Калинова получают сведения о мире не из газет и книг, а от странниц, таких, как, например, Феклуша. Она сообщает о том, что есть неведомые страны, где живут люди с собачьими головами и т.д.:

“Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать – много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.”

Невежественные обитатели Калинова охотно верят подобным “просветителям”. Жители городка, например, верят, что Литва упала с неба:

1-й . А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала. Женщина . Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны. 1-й . А что, братец ты мой! Ведь это так точно!

Богатые обитатели города не гуляют по вечерам по бульвару, а рано запираются дома и спускают собак в страхе, что их обворуют:

“А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены…”

Богатые жители Калинова “поедом едят” своих домашних и тиранят их, но делают это за своими заборами, чтобы никто не узнал. Конечно, речь идет, в первую очередь, о семьях Кабановых и Дикого:

“…Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет.”

К счастью, во всей этой мрачной картине есть и светлые штрихи, например, влюбленные парочки, гуляющие ночью по городу:

“А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часок-другой, ну и гуляют парочками.”

Из опыта работы Урок. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели.

Урок 33. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

Цель урока:

— дать характеристику городу Калинову, выяснить, как живут здесь люди,

— ответить на вопрос: «Прав ли Добролюбов, называя этот город „темным царством“»?

Ход урока

1.Проверка д/з: наизусть отрывок.

2. Образ города Калинова.

Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким же показан город Калинов? Задания для анализа двух монологов Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3) 1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе. «Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и др. — это принципы жизни в городе. 2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье. «Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и др. — это принципы жизни в семье. Вывод. Если в Калинове так плохо, то почему вначале изображен чудесный вид, Волга? Почему такая же прекрасная природа показана и в сцене свидания Катерины и Бориса? Оказывается, город Калинов противоречив. С одной стороны, это чудесное место, с другой — жизнь в этом городе ужасна. Красота сохраняется лишь в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе прекрасную природу. Ее видят только поэтические люди, способные на искренние чувства. Безобразны отношения людей, их жизнь «за запорами и воротами». Вопросы для обсуждения 1. Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? (Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.) 2. Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? (Прием контраста.) 3. Каковы жители, обитающие здесь? (Жители невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (действие 3, явл. 1); о других странах (действие 2, явл. 1). Калиновцы верят, что Литва упала с неба (действие 4, явл. 1), боятся грозы (действие 4, явл. 4).) 4. Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума.) 5. Кого мы можем считать «хозяевами города»? Как появляются эти герои на сцене? (Драматург использует сценический прием подготовленного появления — вначале о героях говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.) 6. Кто подготавливает их появление? (Кудряш вводит Дикого, Феклуша — Кабаниху.) 7. Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?

Дикой Кабаниха
О нем: «ругатель»; «как с цепи сорвался» О ней: «все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»
Он сам: «дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе — ровный, что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др. Она сама: «вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.
Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми Вывод. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей. Результаты действий этих героев: — талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»; — добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь»; он полностью подчинен матери; — Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»; — образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство. Так ломает «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.

3. Готовимся к ЕГЭ

Почему, если судить по рассказам Катерины, мир, в котором она выросла, так непохож на калиновский? Какие варианты ответа кажутся вам предпочтительнее?

1) Как это обычно свойственно человеку, Катерина идеализирует прошлое и родительский дом. 2) Островский вводит рассказ о детстве Катерины для того, чтобы еще более оттенить тягостную атмосферу ее теперешней жизни, жизни в Калинове вообще.

3) Островский хочет показать, что Россия переживает времена исторического слома; патриархальные бесконфликтные отношения остались в прошлом; пришло время, когда человеческая личность стремится к свободе.

Итог урока. Город Калинов — это типичный город России второй половины XIX в. Подобное, скорее всего, А. Н. Островский видел во время своего путешествия по Волге. Жизнь в городе — это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают «хозяевам жизни» право диктовать свою волю «жертвам». В правдивом показе такой жизни — позиция автора, призывающего изменить ее.

Домашнее задание

Охарактеризовать Катерину;

ответить на вопрос: против чего протестует героиня и как выражается её протест?

Собирательный образ

Образ женщины не вымышленный. Такие странники действительно существовали и были любимы жителями маленьких городов. Их ждали здесь, поскольку жизнь казалась людям скучной и однообразной. Кроме своего города они не знали ничего. Необразованное население Калинова в пьесе представлено «тёмным царством», в котором жизнь замкнута сама на себя.

Народу хотелось зрелищ, чего-то эффектного, потрясающего. И они получали это в лице таких людей, как Феклуша. Странники приходили и рассказывали о своих похождениях, слухах, сплетнях, нередко врали. Смысл их существования заключался в отпущении грехов, воровстве и постоянной лжи, к которой им приходилось прибегать от невежества и отсутствия моральных принципов.

Именно в этом заключается функция недалёкой странницы в произведении Островского «Гроза». Она заставляет читателя отрицательно относиться к непросвещённости и вранью, обличая новую грань «тёмного царства».

Недаром имя героини стало нарицательным после публикации пьесы и вошло в обиход со значением «человек, распространяющий откровенный бред под видом правильных рассуждений».

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]