Статья «Анализ списка действующих лиц на материале пьесы А.Н.Островского «Гроза» «

Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес.

Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других представителей поколения молодого.

Рассмотрим подробнее характеристики основных действующих героев.

Действующие лицаХарактеристикаПримеры из текста
«Старшее» поколение.
Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна)Богатая купеческая вдова, проникнутая староверческими убеждениями. «Всё под видом благочестия», по словам Кудряша. Заставляет чтить обряды, слепо во всём следовать старым обычаям. Домашний тиран, глава семьи. Понимает в то же время, что рушится патриархальный уклад, заветы не соблюдаются — и потому ещё жестче насаждает свой авторитет в семье. «Ханжа», по словам Кулигина. Считает, что перед людьми надо изображать пристойность во что бы то ни стало. Её деспотизм является главной причиной развала семьи.Действие 1, явление 5; Действие 2, явление 3, 5; Действие 2, явление 6; Действие 2, явление 7.
Дикой Савел ПрокофьевичКупец, самодур. Привык всех запугивать, брать нахрапом. Брань — вот что приносит ему истинное наслаждение, нет для него большей радости, чем унижение людей. Попирая человеческое достоинство, испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие. Если же этот «ругатель» сталкивается с кем-то, кого не смеет обругать, то срывается на домашних. Грубость — неотъемлемая часть его натуры: «дышать не может, чтоб кого-нибудь не отругать». Брань же является у него и своеобразной защитой, как только речь заходит о деньгах. Скуп, несправедлив, о чём говорит его поведение по отношению к племяннику и племяннице.Действие 1, явление 1 — разговор Кулигина с Кудряшом; Действие 1, явление 2 — разговор Дикого с Борисом; Действие 1, явление 3 — слова о нём Кудряша и Бориса; Действие 3, явление 2;Действие 3, явление 2.
Молодое поколение.
КатеринаЖена Тихона, не перечит мужу, относится к нему ласково. Первоначально в ней живы традиционная покорность и послушание мужу и старшим в семье, но острое чувство несправедливости позволяет шагнуть навстречу «греху». Она говорит о себе, что «неизменна по характеру и на людях, и без них». В девушках Катерина жила вольно, маменька её баловала. Истово верит в Бога, потому тяжело переживает из-за грешной любви вне брака к Борису. Мечтательна, но мироощущение у неё трагическое: она предчувствует свою гибель. «Горячая», бесстрашная с детства, она бросает вызов домостроевским нравам и своей любовью, и своей гибелью. Страстная, полюбив, отдаёт сердце без остатка. Живёт скорее эмоциями, а не разумом. Не может жить во грехе, скрываясь и таясь, как Варвара. Потому и признается в связи с Борисом мужу. Она проявляет мужество, на которое не всякий способен, одерживая победу над собой и бросаясь в омут.Действие 1, явление 6; Действие 1, явление 5; Действие 1, явление 7; Действие 2, явление 3, 8; Действие 4, явление 5; Действие 2, явление 2; Действие 3, сцена 2, явление 3; Действие 4, явление 6; Действие 5, явление 4, 6.
Тихон Иванович Кабанов.Сын Кабанихи, муж Катерины. Тихий, робкий, покорный во всём матери. Из-за этого часто несправедлив к жене. Рад хоть ненадолго выйти из-под пяты матери, избавиться от постоянно снедающего страха, для чего едет в город, чтоб напиться. По-своему, он любит Катерину, но ни в чём не может противостоять матери. Как слабая натура, лишённая всякой воли, он завидует решительности Катерины, оставаясь «жить да мучиться», но при этом проявляет своеобразный протест, обвиняя мать в гибели Катерины.Действие 1, явление 6; Действие 2, явление 4; Действие 2, явление 2, 3; Действие 5, явление 1; Действие 5, явление 7.
Борис Григорьевич.Племянник Дикого, возлюбленный Катерины. Воспитанный молодой человек, сирота. Ради наследства, оставленного бабушкой ему и сестре, поневоле терпит брань Дикого. «Хороший человек», по словам Кулигина, он не способен на решительные действия.Действие 1, явление 2; Действие 5, явление 1, 3.
Варвара.Сестра Тихона. Характер более бойкий, чем у брата. Но, так же, как и он, открыто не протестует против произвола. Предпочитает осуждать мать втихую. Практична, приземлена, не витает в облаках. Втайне встречается с Кудряшом и не видит ничего дурного в том, чтоб свести вместе и Бориса с Катериной: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Но и она не терпит произвола над собой и убегает с любимым из дома, несмотря на всю наружную покорность.Действие 1, явление 5; Действие 2, явление 2; Действие 5, явление 1.
Кудряш Ваня.Конторщик Дикого, имеет репутация грубияна, по его же словам. Ради Варвары готов на всё, но считает, что мужние бабы должны дома сидеть.Действие 1, явление 1; Действие 3, сцена 2, явление 2.
Прочие герои.
Кулигин.Мещанин, самоучка-механик, разыскивает перпетуум-мобиле. Самобытен, искренен. Проповедует здравый смысл, просвещенность, разум. Разносторонне развит. Как художник, наслаждается естественной красотой природы, глядя на Волгу. Сочиняет стихи, по его собственным словам. Ратует за прогресс на благо обществу.Действие 1, явление 4; Действие 1, явление 1; Действие 3, явление 3; Действие 1, явление 3; Действие 4, явление 2, 4.
ФеклушаСтранница, которая подлаживается под понятия Кабанихи и стремится испугать окружающих описанием неправедного образа жизни за пределами города, внушая, что жить счастливо и в добродетели они могут только «в земле обетованной» Калинова. Приживалка и сплетница.Действие 1, явление 3; Действие 3, явление 1.
  • Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
  • В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
  • В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная […]
  • «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно. «Их жизнь […]
  • Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге». Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют. Я уверен, […]
  • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе «Гроза» эта дама — главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика — это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
  • Конфликт — это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
  • Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », — восторгается местный механик самоучка Кулигин. Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской […]
  • Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о […]
  • Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]
  • В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой а купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и […]
  • Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
  • Критическая история «Грозы» начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о «луче света в темном царстве», необходимо было открыть «Темное царство». Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах «Современника» за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова — Н. — бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. «Мы считаем за самое […]
  • Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая». Катерина — натура поэтическая. В […]
  • Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов и детей». Проблема эта многоплановая. 1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети — это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и […]
  • Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора.Роман разделил читателей на два противоположных лагеря. Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности. Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы: 1. Социально-политическая проблема […]
  • Как я мою полы Для того, чтобы вымыть полы чисто, а не налить воды и размазать грязь, я делаю так: Беру в кладовке ведро, которым для этого пользуется мама, а также швабру. Наливаю в таз горячей воды, добавляю в неё столовую ложку соли (для истребления микробов). Полощу швабру в тазу и хорошенько отжимаю. Мою полы в каждой комнате, начиная от дальней стены по направлению к двери. Заглядываю во все уголки, под кровати и столы, там скапливается больше всего крошек, пыли и прочей нечисти. Домыв каждое […]
  • На балу После бала Чувства героя Он «очень сильно» влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина — пьян — любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, «парит». Восторг и благодарность (за перо от веера), «весел и доволен», счастлив, «блажен», добр, «неземное существо». С […]
  • У меня никогда не было собственной собаки. Живем в городе, квартира невелика, бюджет ограничен и лень менять свои привычки, подстраиваясь под собачий «прогулочный» режим… В детстве я о собаке мечтала. Просила купить щеночка или взять хоть с улицы, любого. Готова была ухаживать, дарить любовь и время. Родители все обещали: «Вот подрастешь…», «Вот пойдешь в пятый класс…». Прошел и 5-й, и 6-й, потом уже я подросла и поняла, что собаку в дом никто никогда не пустит. Договорились на кошках. С тех пор […]
  • История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, […]

Островский не зря дал название своему произведению «Гроза», ведь раньше люди боялись стихии, ассоциировали ее с наказанием небес. Гром и молния вселяли суеверный страх и первобытный ужас. Писатель рассказал в своей пьесе о жителях провинциального городка, которые условно разделены на две группы: «темное царство» — богатые купцы, эксплуатирующие бедняков, и «жертвы» — те, кто терпит произвол самодуров. Более детально о жизни людей расскажет характеристика героев. Гроза раскрывает истинные чувства персонажей пьесы.

Характеристика Дикого

Савел Прокофьич Дикой является типичным самодуром. Это богатый купец, на которого нет управы. Он замучил своих родных, от его оскорблений домашние разбегаются по чердакам да чуланам. К слугам купец относится грубо, угодить ему невозможно, обязательно найдет, к чему прицепиться. Жалования у Дикого не выпросишь, поскольку он очень жаден. Савел Прокофьич невежественный человек, сторонник патриархального строя, не желает познавать современный мир. О глупости купца свидетельствует его разговор с Кулигиным, из которого становится ясно, что Дикой не знает, гроза. Характеристика героев «темного царства», к сожалению, на нем не заканчивается.

Подробная характеристика героев «Гроза»

Главные герои:

  1. Кабаниха. Марфа Игнатьевна Кабанова – один из ярких центральных образов произведения. Это властная, грубая женщина, которая терроризирует все семейство. Будучи воспитанной по старинным обычаям, она тщательно придерживается их списка. По ее глубокому убеждению весь мир держится на страхе, и любые отношения построены на тирании. Так, муж должен непременно бить жену и детей, а хозяин – своих подчиненных. Это типичный образчик закостеневшего патриархального купечества, погрязшего в хамстве и невежестве.
  2. Тихон Кабанов. Сын Кабанихи – человек мягкий, добрый и безвольный, с ранних лет находящийся под полным влиянием жестокой матери. Обладая слабым характером, он не предпринимает никаких попыток избавиться от ненавистных оков материнской власти, несмотря на то, что они доставляют ему душевные муки. Не отыскав иного решения проблемы, Тихон с молчаливого одобрения Кабанихи с головой уходит в пьянство. В обществе этих людей разврат, чревоугодие и пьянство являются своеобразными привилегиями.
  3. Катерина. Супруга Тихона – молодая женщина с покладистым характером, воспитанная в строгих патриархальных правилах. Она искренне пытается полюбить своего слабовольного супруга, однако ничего, кроме жалости, к нему не испытывает. Катерина, привыкшая к совершенно иному укладу в семье, становится главной жертвой тирании свекрови, которая боится, что сын окажется под ее влиянием. Пытаясь вырваться из этого царства лжи и насилия, Катерина заводит роман на стороне, о чем впоследствии раскаивается и кончает жизнь самоубийством.

Второстепенные персонажи:

  1. Варвара. Дочь Кабанихи и полная противоположность своему братцу Тихону. Вынужденная приспособиться к непростой жизни в собственном доме, она все же остается смелым и свободным человеком. Кабаниха не является для нее авторитетом, и она живет по собственным убеждениям. Варвара совершенно не печется о нравственности, и не переживает по поводу рассказов и сплетен окружающих.
  2. Кудряш. Дружок Варвары, с которым она состоит в отношениях. Типичный представитель «темного царства»: отличается дерзостью, развязностью, хамством. Это честолюбивый молодой человек, все стремления которого связаны с богатством и властью над людьми. Повесть его незамысловатой жизни мало чем отличается от большинства жителей провинциального городка.
  3. Кулигин. Механик-самоучка, человек с пытливым живым умом. Это один из немногих персонажей пьесы, чье имя вызывает лишь положительные эмоции. Человек с благородным и добрым сердцем, он отказывается жить согласно устоявшимся канонам. Он страстно мечтает о всеобщем благе, честном труде, знаниях. Однако многим мечтам Кулигина так и не суждено сбыться.
  4. Савел Прокофьевич Дикой. Купец, обладающий большим весом в местном обществе. Это полная противоположность Кулигина: он всем сердцем ненавидит и осуждает людей, игнорирует знания и прогресс, душа его черства, словно камень. И речи быть не может о том, чтобы Дикой оказал кому-либо безвозмездную помощь. Истинным удовольствием для него является унижение и запугивание людей.
  5. Борис. Молодой, прилично образованный человек, родной племянник Дикого. Поначалу создает впечатление справедливого и честного юноши, однако на поверку оказывается насквозь прогнившим пошлым лицемером. Не оправдав надежд влюбленной в него Катерины не желая брать на себя ответственность за отношения, он трусливо сбегает, оставляя девушку в одиночестве.
  6. Феклуша. Приживалка Кабанихи, способная с завидной легкостью втереться в доверие к любому человеку. Ловко используя лесть и невежество местных жителей, она обеспечивает себе довольно обеспеченную и спокойную жизнь. Любые перемены и новизна пугают хитрую невежественную старуху, поскольку несут угрозу ее привычному обывательскому мирку, в котором нет места культуре, образованию, вежливости.
  7. Глаша. Девка в доме Кабанихи, поражающая своей темнотой и необразованностью. Это отличная напарница Феклуши, которая, несмотря на молодость, обладает столь же узким кругозором и примитивным мышлением. Ей гораздо проще жить в своем ограниченном мире, где автомобиль называют «огненным змием», нежели впитывать в себя новые знания.

В «Грозе» герои представлены таким образом, чтобы наиболее ярко показать противостояние патриархальных устоев и прогресса. Приведенную таблицу с кратким описанием характеристик героев можно использовать при написании сочинений или детальном анализе произведения.

Описание Кабанихи

Марфа Игнатьевна Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама неукоснительно им следует. Кабаниха довела всех до отчаяния — именно это показывает характеристика героев. «Гроза» — это пьеса, раскрывающая нравы патриархального общества. Женщина раздает милостыню нищим, ходит в церковь, но жизни не дает и своим детям, и невестке. Героиня хотела сохранить прежний уклад жизни, поэтому держала домашних в страхе, поучала сына, дочь, невестку.

Краткое содержание пьесы «Гроза»

Действие первое

Автор переносит читателя в начало XIX столетия, в город Калинов, построенный на берегах Волги. В тихом и уютном саду Кудряш, Шапкин и Кулигин обсуждают ханжество и самодурство Дикого. К компании присоединяется племянник помещика Борис, приехавший в местные края недавно.

Поведав собеседникам свою историю о детстве, учебе и смерти родителей, юноша сообщает, что приехал за наследством покойной бабушки. По условиям завещания, если Борис будет почтителен к дяде, то барин обязан дать ему часть наследства. Мещане же, услышав об условиях, заверяют, что не видать ему денег от жадного помещика.

Напоследок Борис жалуется на невыносимую жизнь в помещичьем жилище. Кулигин же в ответ делится историей города и сетует на жестокие нравы города, после чего компания расходится.

Появляется Феклуша, восхищенная семейством Кабановых, щедро одаряющем пришлых и бедных людей. Механик-самоучка её мнения не разделяет и на любопытство Бориса описывает вдову Кабанову как домашнего тирана.

Вскоре появляется сама Кабаниха вместе с домочадцами: дочерью и сыном с его женой. После длительного ворчания вдова оставляет детей, желаюших прогуляться по улице. Тихон отправляется в гости выпить.

Девушки обсуждают домашние хлопоты и мужа Катерины. Попутно супруга Тихона делится своими мечтаниями, рассказывает о молитвах в церкви, жалуется, что с ней происходит необычное. Поняв, что наивная рассказчица влюбилась, Варвара обещает ей помочь встретиться с возлюбленным после отъезда Тихона, отчего мечтательница сразу пугается.

Внезапно раздаются угрозы душевно больной горожанки о том, что красота ведет к порочности и адским мукам, обстановку нагнетает гроза. В ужасе и страхе Катерина торопится с Варварой домой – молиться иконам.

Действие второе

Действие происходит внутри дома Кабанихи. Феклуша ведает горничной Глаше небылицы об обычаях далеких стран, о наказаниях за супружескую измену, попутно интересуясь жизнью купеческой семьи.

Тихон собирается в дальний путь. Сестра и жена собирают ему вещи. Варвара передает Катерине весточку от Бориса и просит ночевать её в саду после отъезда брата. Появляется Кабанова с сыном, требуя от него изложить жене, как она должна жить в отсутствие супруга.

Обиженная Катерина, оставшись с супругом наедине, просит забрать её с собой в поездку, но получает отказ и сталкивается с равнодушием мужа. Кабанова возвращается, требуя от невестки кланяться ему в ноги, и отправляет сына в дорогу.

Варвара уходит в город, при этом передает колеблющейся Катерине ключ от калитки, настояв на ночлеге в саду.

Действие третье

Читателю открывается сцена у ворот дома Кабановых. Вдова беседует с Феклушей о больших переменах в обществе. Странница жалуется на приход тяжелых времен, высказывает свое мнение о железнодорожных путях, сетует о распущенной жизни в столичных городах.

Женщинам наносит визит Савел Прокофьевич, полный злобы и обиды на членов своей семьи. Выпустить пар на Кабанихе ему не удается, но купчиха уводит его к себе домой выпить.

Спустя время в поисках дяди к Кабановым приходит Борис. Узнав всё что нужно, попутно интересуется Катериной. Варвара обещает ему встречу и просить направиться ночью к калитке за садом поместья.

Наступает ночь. Варвара в оговоренном месте встречи велит Борису ждать, сама же отправляется на свидание с Кудряшом. Катерина встречает за калиткой племянника Дикого и признается ему в любви. С проснувшимися чувствами девушка совладать не может и изменяет Тихону.

Действие четвертое

Автор переходит к старому зданию с галереей, расписывающей подземный мир. Спасаясь от дождя, в помещение заходят Кулигин и Дикой. Механик просит помещика дать денег на постройку солнечных часов и громоотвода. Богач же осыпает мещанина бранью и отказывает в помощи, уверенный, что защищаться от посланного с небес наказания – грешное дело.

В опустевшую галерею заходят Борис и Варвара. От девушки раздаются плохие новости: Тихон вернулся, Катерина подавлена, Кабаниха подозревает неладное. Племянник Дикого просит уговорить Тихонову жену сохранить тайну и удаляется.

Появляется Кабаниха с сыном и его супругой. Катерину мучают мысли о каре за грех. Гроза в небе, крики сумасшедшей незнакомки об адских муках и страх перед свекровью доводят девушку до крайнего отчаяния. В слезах и на виду у всех она признается Тихону и его матери в неверности, приводящей к печали мужа и злорадству вдовой купчихи.

Действие пятое

В саду на приволжском побережье Тихон ищет поддержки у Кулигина, с грустью сообщая о признании жены и проклятиях матери. Товарищ предлагает простить супругу, так как обманутый муж все ещё любит её. Тихон же отвечает, что мать не допустит случиться такому.

От него же становится известно, что Борис по требованию дяди направляется в сибирскую даль, в Кяхту. Беседу прерывает Глаша с тревожной новостью: Катерина пропала. Все трое боятся, что девушка наложит на себя руки, и отправляются искать беглянку.

На передний план выходит Катерина, начинающая причитать о своей нелегкой доле, о тоске по возлюбленному, отчаянно призывая Бориса к себе. Возлюбленный навестил несчастную, но с грустью сообщает, что уезжает в Сибирь и не может забрать её с собой.

После расставания Катерине предстают мысли о смерти и невыносимости жизни. В отчаянии она идет к обрыву, прощается с отбывшим Борисом и бросается в Волгу.

Публика оживленно говорит о девушке, покончившей с собой. Тихон бежит к ней, но падает на колени под угрозами матери о проклятии. Появляется Кулигин с телом Катерины. Оставив её Кабановым, он упрекает их семью в жестокости и уходит.

Кабаниха теряет контроль над сыном: никакие угрозы не помогают вернуть власть. Тихон обвиняет мать в гибели жены и сожалеет о том, что остался один в этом полном тягот мире.

Характеристика Катерины

В патриархальном мире можно сохранить человечность, веру в добро — это показывает и характеристика героев. «Гроза» — пьеса, в которой идет противостояние между новым и старым миром, только вот персонажи произведения отстаивают свою точку зрения по-разному. Катерина с радостью вспоминает свое детство, ведь она выросла в любви и взаимопонимании. Она принадлежит к патриархальному миру и до определенного момента ее все устраивало, даже то, что родители сами решили ее судьбу и отдали замуж. Но вот роль униженной невестки Катерине не нравится, она не понимает, как можно постоянно жить в страхе и неволе.

Главная героиня пьесы постепенно меняется, в ней просыпается сильная личность, способная сделать свой выбор, что проявляется в любви к Борису. Катерину погубило ее окружение, отсутствие надежды толкнуло на самоубийство, ведь жить в домашней тюрьме Кабанихи она бы не смогла.

Гроза (Островский А. Н., 1859)

Действие второе

Комната в доме Кабановых.

Явление первое

Глаша (собирает платье в узлы) и Феклуша (входит).

Феклуша

. Милая девушка, все-то ты за работой! Что делаешь, милая?

Глаша

. Хозяина в дорогу собираю.

Феклуша

. Аль едет куда свет наш?

Глаша

. Едет.

Феклуша

. Нбдолго, милая, едет?

Глаша

. Нет, не нбдолго.

Феклуша

. Ну, скатертью ему дорога! А что, хозяйка-то станет выть аль нет?

Глаша

. Уж не знаю, как тебе сказать.

Феклуша

. Да она у вас воет когда?

Глаша

. Не слыхать что-то.

Феклуша

. Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то!

Молчание.

А вы, девушка, за убогой-то присматривайте, не стянула б чего.

Глаша

. Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете, что вам ладно-то не живется? Уж у нас ли, кажется, вам, странным, не житье, а вы все ссоритесь да перекоряетесь; греха-то вы не боитесь.

Феклуша

. Нельзя, матушка, без греха: в миру живем. Вот что я тебе скажу, милая девушка: вас, простых людей, каждого один враг смущает, а к нам, к странным людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено; вот и надобно их всех побороть. Трудно, милая девушка!

Глаша

. Отчего ж к вам так много?

Феклуша

. Это, матушка, враг-то из ненависти на нас, что жизнь такую праведную ведем. А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю. Ну, так что ж! По немощи моей Господь посылает.

Глаша

. А ты, Феклуша, далеко ходила?

Феклуша

. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать — много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!» А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.

Глаша

. Отчего ж так, с песьими?

Феклуша

. За неверность. Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность. Прощай покудова!

Глаша

. Прощай!

Феклуша уходит.

Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли.

Входят Катерина и Варвара.

Явление второе

Катерина и Варвара.

Варвара
(Глаше)
. Тащи узлы-то в кибитку, лошади приехали.
(Катерине.)
Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще.

Глаша уходит.

Катерина

. И никогда не уходится.

Варвара

. Отчего ж?

Катерина

. Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!

Варвара

. Ну, а парни поглядывали на тебя?

Катерина

. Как не поглядывать!

Варвара

. Что же ты? Неужто не любила никого?

Катерина

. Нет, смеялась только.

Варвара

. А ведь ты, Катя, Тихона не любишь.

Катерина

. Нет, как не любить! Мне жалко его очень.

Варвара

. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь одного человека.

Катерина
(с испугом)
. Почем же ты заметила?

Варвара

. Как ты смешно говоришь! Маленькая я, что ли! Вот тебе первая примета: как ты увидишь его, вся в лице переменишься.

Катерина потупляет глаза.

Да мало ли…

Катерина
(потупившись)
. Ну, кого же?

Варвара

. Да ведь ты сама знаешь, что называть-то?

Катерина

. Нет, назови! По имени назови!

Варвара

. Бориса Григорьича.

Катерина

. Ну да, его, Варенька, его! Только ты, Варенька, ради Бога…

Варвара

. Ну, вот еще! Ты сама-то, смотри, не проговорись как-нибудь.

Катерина

. Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу.

Варвара

. Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Я вчера гуляла, так его видела, говорила с ним.

Катерина
(после непродолжительного молчания, потупившись)
. Ну так что ж?

Варвара

. Кланяться тебе приказал. Жаль, говорит, что видеться негде.

Катерина
(потупившись еще более)
. Где же видеться! Да и зачем…

Варвара

. Скучный такой…

Катерина

. Не говори мне про него, сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу! Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю! Я и думать-то не хотела, а ты меня смущаешь.

Варвара

. Да не думай, кто ж тебя заставляет?

Катерина

. Не жалеешь ты меня ничего! Говоришь: не думай, а сама напоминаешь. Разве я хочу об нем думать; да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак. Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал. Ведь я было из дому ушла.

Варвара

. Ты какая-то мудреная, Бог с тобой! А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Катерина

. Не хочу я так. Да и что хорошего! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится.

Варвара

. А не стерпится, что ж ты сделаешь?

Катерина

. Что я сделаю?

Варвара

. Да, что сделаешь?

Катерина
(решительно)
. Что мне только захочется, то и сделаю.

Варвара

. Сделай, попробуй, так тебя здесь заедят.

Катерина

. А что мне! Я уйду, да и была такова.

Варвара

. Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена.

Катерина

. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!

Молчание.

Варвара

. Знаешь что, Катя! Как Тихон уедет, так давай в саду спать, в беседке.

Катерина

. Ну зачем, Варя?

Варвара

. Да нешто не все равно?

Катерина

. Боюсь я в незнакомом-то месте ночевать.

Варвара

. Чего бояться-то! Глаша с нами будет.

Катерина

. Все как-то робко! Да я, пожалуй.

Варвара

. Я б тебя и не звала, да меня-то одну маменька не пустит, а мне нужно.

Катерина
(смотря на нее)
. Зачем же тебе нужно?

Варвара
(смеется)
. Будем там ворожить с тобой.

Катерина

. Шутишь, должно быть?

Варвара

. Известно, шучу; а то неужто в самом деле?

Молчание.

Катерина

. Где ж это Тихон-то?

Варвара

. На что он тебе?

Катерина

. Нет, я так. Ведь скоро едет.

Варвара

. С маменькой сидят, запершись. Точит она его теперь, как ржа железо.

Катерина

. За что же?

Варвара

. Ни за что, так, уму-разуму учит. Две недели в дороге будет, заглазное дело! Сама посуди! У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано.

Катерина

. И на воле-то он, словно связанный.

Варвара

. Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей.

Входят Кабанова и Кабанов.

Явление третье

Те же, Кабанова и Кабанов.

Кабанова

. Ну, ты помнишь все, что я тeбe сказала? Смотри ж, помни! На носу себе заруби!

Кабанов

. Помню, маменька.

Кабанова

. Ну, теперь все готово. Лошади приехали, проститься тебе только, да и с Богом.

Кабанов

. Да-с, маменька, пора.

Кабанова

. Ну!

Кабанов

. Чего изволите-с?

Кабанова

. Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя.

Катерина потупила глаза в землю.

Кабанов

. Да она, чай, сама знает.

Кабанова

. Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь, спросишь, так ли все исполнила.

Кабанов
(становясь против Катерины)
. Слушайся маменьки, Катя!

Кабанова

. Скажи, чтоб не грубила свекрови.

Кабанов

. Не груби!

Кабанова

. Чтоб почитала свекровь, как родную мать!

Кабанов

. Почитай, Катя, маменьку, как родную мать!

Кабанова

. Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!

Кабанов

. Работай что-нибудь без меня!

Кабанова

. Чтоб в окны глаз не пялила!

Кабанов

. Да, маменька, когда ж она…

Кабанова

. Ну, ну!

Кабанов

. В окны не гляди!

Кабанова

. Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя!

Кабанов

. Да что ж это, маменька, ей-богу!

Кабанова

.
(строго)
. Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит.
(С улыбкой.)
Оно все лучше, как приказано-то.

Кабанов

(
сконфузившись)
. Не заглядывайся на парней!

Катерина строго взглядывает на него.

Кабанова

. Ну, теперь поговорите промежду себя, коли что нужно. Пойдем, Варвара!

Уходят.

Явление четвертое

Кабанов и Катерина (стоит, как будто в оцепенении).

Кабанов

. Катя!

Молчание.

Катя, ты на меня не сердишься?

Катерина
(после непродолжительного молчания, покачав головой)
. Нет!

Кабанов

. Да что ты такая? Ну, прости меня!

Катерина
(все в том же состоянии, слегка покачав головой)
. Бог с тобой!
(Закрыв лицо руками.)
Обидела она меня!

Кабанов

. Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай. Ну, прощай, Катя!

Катерина
(кидаясь на шею мужу)
. Тиша, не уезжай! Ради Бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя!

Кабанов

. Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!

Катерина

. Ну, бери меня с собой, бери!

Кабанов
(освобождаясь из ее объятий)
. Да нельзя!

Катерина

. Отчего же, Тиша, нельзя?

Кабанов

. Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной.

Катерина

. Да неужели же ты разлюбил меня?

Кабанов

. Да не разлюбил; а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина, всю-то жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?

Катерина

. Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?

Кабанов

. Слова как слова! Какие же мне еще слова говорить! Кто тебя знает, чего ты боишься! Ведь ты не одна, ты с маменькой остаешься.

Катерина

. Не говори ты мне об ней, не тирань ты моего сердца! Ах, беда моя, беда!
(Плачет.)
Куда мне, бед — ной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!

Кабанов

. Да полно ты!

Катерина
(подходит к мужу и прижимается к нему)
. Тиша, голубчик, кабы ты остался, либо взял ты меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего милого!
(Ласкает его.)
Кабанов

. Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь.

Катерина

. Тиша, на кого ты меня оставляешь! Быть беде без тебя! Быть беде!

Кабанов

. Ну, да ведь нельзя, так уж нечего делать.

Катерина

. Ну, так вот что! Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную…

Кабанов

. Какую клятву?

Катерина

. Вот какую: чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком, кроме тебя.

Кабанов

. Да на что ж это?

Катерина

. Успокой ты мою душу, сделай такую милость для меня!

Кабанов

. Как можно за себя ручаться, мало ль что может в голову прийти.

Катерина
(падая на колена)
. Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я…

Кабанов
(поднимая ее)
. Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!

Голос Кабановой: «Пора, Тихон!»

Входят Кабанова, Варвара и Глаша.

Явление пятое

Те же, Кабанова, Варвара и Глаша.

Кабанова

. Ну, Тихон, пора! Поезжай с Богом!
(Садится.)
Садитесь все!

Все садятся. Молчание.

Ну, прощай! (Встает, и все встают.)

Кабанов
(подходя к матери)
. Прощайте, маменька!

Кабанова
(жестом показывает в землю)
. В ноги, в ноги!

Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью.

Прощайся с женой!

Кабанов

. Прощай, Катя!

Катерина кидается ему на шею.

Кабанова

. Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!

Катерина кланяется в ноги.

Кабанов

. Прощай, сестрица!
(Целуется с Варварой.)
Прощай, Глаша!
(Целуется с Глашей.)
Прощайте, маменька!
(Кланяется.)
Кабанова

. Прощай! Дальние проводы — лишние слезы.

Кабанов уходит, за ним Катерина, Варвара и Глаша.

Явление шестое

Кабанова
(одна)
. Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта. Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего.

Входят Катерина и Варвара.

Явление седьмое

Кабанова, Катерина и Варвара.

Кабанова

. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.

Катерина

. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!

Кабанова

. Хитрость-то не великая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах только. Ну, я Богу молиться пойду; не мешайте мне.

Варвара

. Я со двора пойду.

Кабанова
(ласково)
. А мне что! Поди! Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься!

Уходят Кабанова и Варвара.

Явление восьмое

Катерина
(одна, задумчиво)
. Ну, теперь тишина у нас в доме воцарится. Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это.
(Молчание.)
Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка.
(Задумывается.)
А вот что сделаю: я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня Богу помолят. Вот и засядем шить с Варварой, и не увидим, как время пройдет; а тут Тиша приедет.

Входит Варвара.

Явление девятое

Катерина и Варвара.

Варвара
(покрывает голову платком перед зеркалом)
. Я теперь гулять пойду; а ужо нам Глаша постелет постели в саду, маменька позволила. В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть, понадобится.
(Подает ключ.)
Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке.

Катерина
(с испугом, отталкивая ключ)
. На что! На что! Не надо, не надо!

Варвара

. Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя.

Катерина

. Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты? Что ты! Что ты!

Варвара

. Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне. Мне гулять пора.
(Уходит.)
Явление десятое

Катерина
(одна, держа ключ в руках)
. Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь.
(Подумав.)
Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так, очертя голову, и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется.
(Молчание)
. А горька неволя, ох как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь? — живу — маюсь, просвету себе не вижу! Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня.
(Задумывается.)
Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны.
(Задумчиво смотрит на ключ.)
Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою.
(Прислушивается.)
Ах, кто-то идет. Так сердце и упало.
(Прячет ключ в карман.)
Нет!.. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала… Ну, уж знать там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел. Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь, что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]