Сочинение по картине художника Валерия Иосифовича Хабарова «Портрет Милы»


Немного о художнике

Валерий Иосифович Хабаров родился 4 августа 1944 года в селе Заворонежеское. Его мать работала медсестрой, на войне погиб ее муж, поэтому мальчик воспитывался без отца. Бабушка и дедушка много времени уделяли внуку.

У Валерия с ранних лет обнаружились способности к рисованию. В школьном возрасте его приняли в кружок в городе Мичуринске. Руководитель тоже высоко оценивал способности ученика. Замечал это и основатель первой в городе художественной школы. Именно он уговорил маму Валерия отправить ребенка в специальное училище.

Хабаров благополучно заканчивает учебное заведение, после чего юноша уходит в армию. В 1967 году он вернулся и поступил в институт имени Сурикова. Там он обучился искусству станковой живописи. Его наставником был Е. А. Кибрик и именно он отметил высокие способности студента, сравнив их с мастерами эпохи Раннего Возрождения.

Когда Валерий окончил институт, то отправился на стажировку в Академию Художеств. Свои первые работы он написал с использованием темперы и левкас. После успешного завершения обучения художник начал активно рисовать портреты.

Самая известная его работа — «Портрет Милы». Для него позировала Мила Холдевич. Другие картины Хабарова тоже пользуются популярностью у коллекционеров. У него были выставки в разных странах и одно время он писал иконы для Ильинской церкви города Мичуринск.

Биография художника Хабарова содержит разные моменты из жизни. Она позволяет лучше понять личность Валерия. На настоящий момент времени он живет в Москве и продолжает творческую деятельность.

Особенности работы

Точная история создания картины «Портреты Милы» неизвестна. Художник нарисовал ее в 1970 году и точно передал дух эпохи. Прямоугольный холст был выбран неслучайно, так как он позволял расположить яркое синее кресло в центре. Светловолосая девочка увлеченно читает книгу и ни на что не обращает внимания.

Много интересных деталей спрятал в картине художник Хабаров. В «Портрете Милы» описание внешности девочки можно увидеть детально:

  • распущенные волосы светлого цвета;
  • кожа белая;
  • телосложение стройное.

Мила сидит в кресле, поджав ноги, ее руки крепко держат книгу, а лицо напряжено и задумчиво. Ей не терпится дочитать до конца. Она так торопилась предаться любимому делу, что забыла снять тапочки. На девочке обычные брюки и белая футболка. Мила — типичный ребенок, который живет беззаботной жизнью.

Художник не зря выбрал определенные цвета для создания картины. Большое синее кресло круглой формы сразу привлекает внимание. Паркетный пол сверкает, отражаясь в электрических лучах. А два белых пятна — светильник сверху и белые коньки снизу, оттеняют теплые оттенки комнаты и подчеркивают контраст синего кресла.

Светлая девочка сияет по-особенному на темном фоне. Она представлена безмятежным, увлеченным и трогательным человеком. Хабаров через свою картину хотел запечатлеть определенный временной период, когда дети очень любили читать. «Портрет Милы» передает уютную атмосферу, домашнюю обстановку, спокойствие и умиротворение.

Со стихом

На картине В.Хабарова «Портрет Милы» нарисована читающая девочка. Мила сидит в кресле, подобрав ноги, и с интересом смотрит в книгу. Вглядимся в её лицо. Оно сосредоточенное, задумчивое. Нос у читательницы красивой формы. Губы слегка приоткрыты. Волосы русые, рассыпанные по плечам. Мила сидит в круглом синем кресле, возле которого лежат коньки. Вероятно, она пришла с катка. Одета девочка в белую футболку с жёлтыми и синими полосками на рукавах. Синие брюки. Рассмотрев портрет Милы, я почувствовала, как ей тепло и уютно дома. Несомненно, с ней интересно друзьям, потому что она начитанная девочка. Мне даже захотелось составить про неё стихотворение:

Мила за день всё успела, Ведь она у нас умна: Подружилась с кошкой Симой, Посидела у окна. Позвонила всем подружкам, Пригласила танцевать, Поиграть, повеселиться И нисколько не устать. Дом прибрать, сварить обед, Папу с мамой подождать. Не забыла наша Мила Книгу взять и почитать.

(сочинение по картине написала ученица 7-го класса, русский язык).

Примерный план

Дети могут писать сочинение как в классе, так и дома. Текст нужно поделить на три части — вступление, основной блок и заключение. Вступление не должно быть большим, достаточно 2−3 предложений. Примерная конструкция: «Передо мной находится картина Валерия Иосифовича Хабарова «Портрет Милы».

В основной части можно рассказать о деталях картины. На переднем плане нарисована девочка, которая сидит, поджав ноги, в синем круглом кресле. Она увлеченно читает книгу и не отвлекается от этого занятия. Можно уделить внимание деталям картины, ее цветовой гамме.

Дальше описывается задний план. В картине Хабарова — это небольшое бра, на коричневом паркетном полу лежат белые фигурные коньки. Светлые стены и теплые цвета выделяют фигуру девочки, подчеркивая ее светлый образ.

В основной части можно подробно рассмотреть детали картины, которые выделяет автор сочинения. Например, книга в руках у Милы. Ее названия не видно, но коричневая обложка, потрепанные уголки и желтоватые страницы указывают на то, что произведение было неоднократно прочитано другими людьми.

Девочка сосредоточена, лицо ее задумчиво, а пальцы крепко держат книгу. Она почти прочитала весь текст и ей не терпится узнать конец. Мила читает по собственному желанию, и ей это нравится — об этом говорит тот факт, что она не сняла тапочки и так села в кресло. Ей не терпелось продолжить чтение и узнать, чем все закончилось.

Отдельно в сочинение рассматривается цветовая гамма. Холодные и теплые оттенки в картине играют свои роли и с помощью них художник выражает разные идеи. Девочка нарисована светлыми красками и это подчеркивает ее детский образ. Он особенно выделяется на темном фоне.

В заключение автор пишет о том, что ему понравилось в картине. Не нужно бояться выражать собственное мнение. В конце можно описать, что хотел сказать художник своей работой.

Каждая часть сочинения играет свою роль и поэтому нужно соблюдать план написания сочинения. После написания готовую работу нужно еще раз прочитать и после этого сдавать учителю.

Составление плана

Изложение мыслей должно быть логичным. Сделать текст структурированным поможет план. Его составление много времени не займёт, но позволит писать последовательно. Полезно занести пункты в черновик и отмечать те, что уже нашли отражение в работе. Так удастся избежать смысловых повторов.

Для сочинения «Портрет Милы» можно составить такой план:

  1. Введение.
  2. Основная часть: внешность девочки; описание ситуации; интерьер; цветовая передача.
  3. Заключение.

Для любой письменной школьной работы важно чётко выделить 3 главные части. А вот пункты второй можно переставлять.

Вводная часть

Сложнее всего — начать. Важно указать, о чём пойдёт речь (имя художника, название). В остальном возможны варианты:

  1. Короткий рассказ о художнике. Использовать этот приём надо с осторожностью. Сочинение должно быть о картине, а не о В. И. Хабарове. Рассказывать надо о том, что важно для понимания произведения. Например, дата создания, где и как работал мастер.
  2. Написать немного о «Портрет Милы». Это необычное произведение. Девочка не смотрит на художника. Перед зрителем застывшее мгновение, но творцу удалось показать и динамику. Поза напряжённая. Кажется, Мила вот-вот вскрикнет от удивления или с нетерпением перевернёт страницу.
  3. Рассказать о жанре полотна, о его особенностях.

Важно не забывать, что введение — самая маленькая часть сочинения. Не стоит растягивать его на целую страницу.

Основное содержание

Начинают описание с центрального объекта. Главный на портрете — человек. Что можно рассказать о герое картины? Это девочка лет четырнадцати со светлыми волосами и стройной фигурой. На ней домашняя одежда. В руках — книга. О чём она? Возможно, это приключенческий роман, а может, запутанный детектив. Или томик поэзии? Рот приоткрыт — настолько Мила погружена в историю. Книга не выглядит новой. Возможно, девочка читает её не в первый раз.

Мила любит читать. Уютное кресло, лампа за спиной — всё говорит, что девочка много времени проводит с книгами.

Под креслом — коньки. Значит, за окном зима. Сейчас вечер, и комнату освещает тусклый свет лампы. Эти детали придают картине уют. Сразу представляется, как за окном темно и холодно, а Мила сидит в любимом кресле в тепле и комфорте.

На картине выделяется кресло. Синий — цвет спокойствия и гармонии. На его фоне лицо девочки особенно эффектно. Сразу бросаются в глаза приоткрытый рот и внимательный взгляд.

Моменты в заключении

В последнем абзаце, как правило, пишется об эмоциях, мыслях, вызванных увиденным. При взгляде на Милу возникает желание перечитать любимую книгу. Возможно, картина чем-то удивила: девочка-подросток прогулке и катанию на коньках предпочла чтение. Можно написать, почему картина понравилась: возможно, сцена знакома, и автор сочинения тоже любит проводить вечера за чтением?

Рекомендации для учителя

Работа в классе предполагает несколько этапов. Первый — это знакомство с картиной. Желательно показать детям оригинал, но это доступно только для жителей Москвы или Санкт-Петербурга. Поэтому приходится использовать репродукции.

Второй этап — это рассказ о художнике. Ученики должны не только рассмотреть картину, но и представлять личность, которая смогла нарисовать ее. Небольшое количество информации о создателе позволяет лучше понять место работы в творческой деятельности.

На уроке проводится беседа по картине. Задача учителя правильно построить последовательность вопросов. Необходимо начинать с того, какие эмоции вызывает портрет, какое настроение появляется от ее просмотра и первые ассоциации от увиденного. Далее стоит уделить внимание деталям картины. Описание «Портрета Милы» нужно начинать не с характеристики девочки, а с важных особенностей работы:

  1. Под креслом лежат фигурные коньки, но Мила так увлечена чтением, что ей не хочется на них кататься.
  2. Книга прочитана больше, чем наполовину и скоро девочка закончит ее читать.

Ученики должны не только описать, что именно изображено на картине, но и собственные ощущения. Они могут представить себя рядом с девушкой, попробовать поставить себя на ее место. Успех проведения беседы зависит от нескольких факторов:

  1. Последовательности вопросов и их формулировки.
  2. Учета индивидуальных особенностей учащихся.
  3. Содержания и жанра картины.
  4. Обстановки и настроения в классе.

Сочинение по картинам можно писать не только на уроках русского языка, но и на ИЗО. Задача учителя научить детей составлять краткий план текста, который позволит правильно написать работу. В дальнейшем можно использовать картины других художников, например, Валентина Серова. Учитель может предлагать разные темы для работ и использовать не только портреты, но и пейзажи, натюрморты.

Еще один вариант работы — это сочинение в форме диалога. Тогда ученику нужно представить, что он беседует с героиней картины. Это нетрадиционный подход, который потребует от ребенка проявления творческих способностей. На написание работы может уйти много времени, но такое сочинение поможет развить воображение.

Подготовка к сочинению

Перед школьником В. И. Хабаров «Портрет Милы». Сочинение-описание в 7 классе — сложная работа. Сразу брать в руки ручку и тетрадь не лучшее решение. На первом этапе ни то ни другое не понадобится. Следует рассмотреть картину и ответить на вопросы:

  • Какова тема изображения?
  • Кто или что в центре сюжета?
  • Чем сцена привлекла внимание художника? Почему этот момент он решил увековечить?
  • Отличается ли картина от других этого же жанра?

На картине кресло, в котором с ногами устроилась девочка-подросток. Она главный герой. Первое, что бросается в глаза — лицо. Мила сосредоточена на чтении. Обычно портреты пишутся на заказ, выбирают эффектную обстановку и позу. Здесь же сцена бытовая: момент жизни обычного ребёнка. Особенной Милу делают эмоции. Таким лицом хочется любоваться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]