Героизм на ВОВ
«Судьба человека» М.А. Шолохов
. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – это печальная, страшная и невероятно тяжёлая страница в истории нашего государства (и не только нашего). Однако именно на войне всегда есть место подвигу – а вместе с ним и героизму. Одну из таких историй (а в действительности подобных было очень и очень много) запечатлел Михаил Александрович Шолохов в своём рассказе «Судьба человека». Главный герой – Андрей Соколов. До фашистского вторжения у него была замечательная семья, но война отняла у мужчины всё самое ценное. Однако кое-что у Соколова всё-таки осталось – сила духа, непоколебимая воля, доброе сердце, храбрость и человечность. В какой-то момент мужчина попадает в плен к фашистам. Когда комендант концлагеря Мюллер предлагает герою выпить «за победу немецкого оружия», Андрей отказывается и пьёт вместо этого «за свою погибель и избавление от мук». Примечательно и то, что оказался у коменданта Соколов за свои смелые и дерзкие высказывания – его чуть было не расстреляли. В этот момент пришло известие о том, что немецкие войска заняли Сталинград – в честь этого пленного помиловали и даже выдали буханку хлеба и кусок сала. Андрей Соколов и тут проявил себя как герой – разделил еду с товарищами. Таким образом, главный герой рассказа «Судьба человека» – это яркий пример того, что достойные, благородные люди даже на войне остаются настоящими Людьми и совершают подвиги. Их не страшат ни угроза смерти, ни пытки, ни лишения – они готовы стойко защищать свою родину и свои принципы. Такие герои служат примером для будущего поколения.
«А зори здесь тихие…» Б. Васильев
. Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» – это история о трагических судьбах пятерых девушек во время Великой Отечественной войны. Героизм не имеет пола. Пятеро девушек, Рита, Лиза, Галя, Соня и Женя, которые должны были оказаться в тихом и безлюдном месте, где не было боев, по воле случая отправляются на сложное задание в лес – выслеживать врага. Командует небольшим отрядом старшина Васков. Во время похода героини проявляют невероятную силу духа: хоть их и страшат пули и ножи, пугают затаившийся враг и опасность, которая кроется повсюду, они побеждают свои страхи и сомнения. Каждая из них выполняет свой долг и одерживает нравственную победу над собой. В конце повести весь отряд, кроме командира, погибает – героически и самоотверженно. Молодые женщины приносят себя в жертву, чтобы спасти Родину, и им это удается: отряд диверсантов остановлен. Таким образом, Б. Васильев доказал, что героизм – это внутреннее состояние человека, которое не зависит от обстоятельств или пола. Повесть «А зори здесь тихие…» запечатлела на долгие годы эту страшную страницу в истории нашего государства и пример настоящего подвига настоящих людей, чтобы грядущие поколения помнили о героизме предков и стремились быть столь же храбрыми и достойными личностями.
«Василий Тёркин» А.Т. Твардовский
. Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин» воодушевляла многих бойцов во время Великой Отечественной войны. Главный герой произведения – солдат Василий Тёркин стал собирательным образом всех советских воинов – храбрым, оптимистичным, простым, добрым, скромным. Он в одиночку переплывает ледяную реку, чтобы доставить важное сообщение на другой берег, и как будто бы даже не замечает, что произошло что-то необычайное. Сам автор пишет так: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Эти слова описывают отношение Василия Тёркина к своим подвигам – он совершает геройские поступки не ради славы и признания, а из искреннего стремления защитить родину и людей. Василий Тёркин регулярно проявляет смелость, великодушие, самоотверженность. Таким образом, истинному героизму чужды притворство, тщеславие, алчность. Настоящие герои действительно добры, самоотверженны, нравственны и благородны, и именно желание помогать другим побуждает их совершать подвиги.
Герои – вокруг нас
Сегодня в обывательской психике, к сожалению, преобладает искаженное понятие о героизме. Современные люди с головой погружены в свои проблемы, в свой маленький эгоистичный мирок. Поэтому для их сознания принципиально важны свежие и нетривиальные аргументы по проблеме героизма. Поверьте, нас окружают герои. Мы просто их не замечаем из-за того, что наши души близоруки. Не только мужчины совершают подвиги. Присмотритесь – женщина, по приговору медиков, неспособная родить в принципе — рожает. Героизм может проявиться и проявляется нашими современниками у постели больного, за столом переговоров, на рабочем месте и даже у кухонной плиты. Нужно просто научиться это видеть.
Герои в мирной жизни
«Матрёнин двор» А.И. Солженицын.
Героизму есть место не только на поле битвы. Героизм – это сила духа, это воспитание, это нравственные ориентиры, это доброе сердце, сохраняющее отзывчивость, несмотря на испытания, лишения, неудачи. Доказательство этого утверждения мы находим в рассказе Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня, Матрёна, названа писателем «праведницей». На таких, как она, держится мир. Матрёна готова бескорыстно и самозабвенно помогать другим людям. Она с радостью приходит на помощь, поддерживает, выполняет даже тяжёлую работу без жалоб и ропота. Более того, героиня ничего не ждёт взамен. Она совершает добрые поступки не ради ответных действий, а по душевной доброте, чтобы порадовать окружающих, облегчить их нищенскую долю в послевоенной деревне. Ей доставляет истинное удовольствие счастье других. И эта самоотверженность Матрёны – проявление настоящего героизма в повседневной жизни. Таким образом, рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор» служит доказательством того, что героизм – это состояние души и показатель его нравственных ориентиров и внутренней силы.
«Человек на часах» Н.С. Лесков
. Главный герой рассказа Николая Семёновича Лескова «Человек на часах» – солдат Измайловского полка Постников. В описываемую писателем ночь Постников стоит на часах – то есть занимает пост часового. Но вдруг слышит крик о помощи. Согласно уставу, герой не имеет права покидать свой пост. За нарушение следует наказание. Тогда перед солдатом встаёт сложная нравственная дилемма: нарушить устав, но спасти чью-то жизнь или сохранить верность военному уставу, но, возможно, упустить возможность помочь человеку, который попал в беду. Дело в том, что нет уверенности, что крики о помощи настоящие, что это не чья-то злая шутка или хитрая уловка, чтобы выманить часового с поста. В конце концов, в душе Постникова побеждают нравственность, человечность, доброта – он покидает пост и спасает человека, который в самом деле оказался в опасности. Это яркий пример настоящего героизма, которому не страшны ни выговоры, ни наказания. Настоящий герой готов жертвовать своим удобствами и благами ради помощи другим людям. И далеко не всегда подвиги оценивают по достоинству. Например, для героя рассказа «Человек на часах» история закончилась весьма печально – он был наказан за нарушение устава, а его геройский поступок себе присвоил проезжавший мимо офицер. Таким образом, становится понятно, что героизм заключается вовсе не в количестве наград или медалей, а в реальных поступках и в личности человека.
Герои литературы: типы героев и примеры
Человеку свойственно болеть за кого-то в каждой истории, поэтому хорошей книге нужен настоящий герой: мужественный, храбрый и самоотверженно совершающий подвиги. Сразу приходит в голову, кто-то вроде короля Артура — выдающегося персонажа и защитника.
Героические подвиги не ограничиваются благородными рыцарями, убийцами драконов или фантастическими существами. Как и в реальной жизни, в этой роли могут выступать — обычный парень или девушка без видимых героических качеств.
Итак, давайте поближе познакомимся с миром литературных героев.
6 типов литературных героев
Добровольный герой
Примеры: Тарзан, Геркулес, Робин Гуд.
Преданы приключениям и не боятся рисковать или жертвовать собой для общего блага. Всегда смело идут вперед и обычно завершают свое путешествие героическим поступком. Добровольный герой самомотивирован и «питается» адреналином. Когда все остальные убегают, он остается или сразу бежит навстречу опасности.
Невольный герой
Примеры: Фродо Бэггинс, Китнисс Эвердин, Человек-паук.
Невольный герой часто оказывается без отличительных качеств. А если, и обладает сверхъестественными способностями, то либо он боится их использовать, либо просто не знает, как это делать.
Их путешествие начинается с неуверенности в себе и желания вернуться к нормальной жизни, поэтому они могут даже попытаться убежать от ситуации.
В отличие от добровольного героя, он не в восторге от приключений. Может быть, пассивен, и нуждаться в небольшом толчке со стороны. Но как только этот герой приступает к героическому долгу, то преодолеет препятствия и достигнет конечной цели.
Трагический герой
Примеры: Эдип, Макбет, Ромео.
Трагический герой — это персонаж, обладающий всеми героическими достоинствами, но у которого есть обычно недостаток характера (например, чрезмерная гордость).
Аристотель считается первым, кто определил трагического героя в своей «Поэтике». Греческий философ считал, что хорошая трагедия должна вызывать страх и жалость. И именно недостатки и неудачи трагического героя делают их интересными и вызывают эмоциональный отклик.
Классический герой
Примеры: Гарри Поттер, Геракл, Король Артур.
Классический герой — давняя литературная концепция, очень похожая на добровольного героя. Просто откройте книгу по греческой мифологии, и вы найдете классических героев наделенными превосходными чертами: мужеством, силой, умом и решительностью.
Они всегда идут по добродетельному пути и хотят поступать правильно, и именно на них можно сделать ставку, ведь они никогда не терпят неудач.
Эпический герой
Примеры: Беовульф, Зигфрид, Одиссей.
Эпический герой отражает ценности и убеждения своей культуры и использует экстраординарные или сверхчеловеческие способности для достижения великих целей. В самом раннем виде эпический герой был главным героем эпической поэмы.
Его славные дела известны всем, но перед международной славой эпический герой должен быть легендой в своей культуре. Он бескорыстен, и предназначен для другой страны или народа.
Антигерой
Примеры: Гамлет, Билли Кид, Джек Воробей.
Антигерои далеки от образцов для подражания, которые мы ассоциируем с героями, но часто ими движет чувство справедливости. Этот персонаж, противоречив и имеет туманные моральные устои, и именно это делает его реалистичным, сложным и даже симпатичным.
Антигерой не злодей и со временем поступит правильно, доказав, что внутри него было всегда героическое сердце.
Запоминающиеся герои в литературе
Робин Гуд, Робин Гуд, М.Гершензон
Можно с уверенностью сказать, что все мы знакомы с этой историей: Робин Гуд — мятежник и благородный вор, крадет у богатых, чтобы отдать бедным. Но это не единственная причина, по которой герой-преступник пользовался популярностью; Робин Гуд и веселые человечки — герои народа, сражались за простых людей, и противостояли деспотичным нормандским лордам, что можно рассматривать как классический пример противостояния добра и зла.
Дон Кихот, Дон Кихот: гениальный джентльмен из Ла Манчи Мигель де Сервантес
На самом деле Дон Кихот — джентльмен средних лет, который настолько увлекается книгами о рыцарских романах, что убеждает себя, что он благородный рыцарь, преследующий идеалистические цели — сделать мир лучше с помощью рыцарства. Главный герой первого современного романа не убивал зверей и не выигрывал эпические битвы; он завоевал кое-что получше — сердца людей.
Фродо Бэггинс, Властелин колец , Дж. Р. Р. Толкиена
«Даже самый маленький человек способен изменить ход будущего», — писал великий Дж. Р. Р. Толкин, и Фродо Бэггинс действительно является его воплощением. Без каких-либо потусторонних сил, одаренный только здравым смыслом и добрым сердцем и обремененный неуверенностью в себе, его герой все же стал Хранителем Кольца, Хоббитом, который прошел через Средиземье, чтобы уничтожить источник зла. Единое кольцо.
4. Джо Марч, Маленькие женщины Луизы Мэй Олкотт
Джо — вторая по старшинству из сестер Марч, -откровенная, смелая и независимая девушка. У нее также есть авантюрный дух, острый язык, жестокий нрав и большая страсть к написанию рассказов. Чего нет у героини-сорванца, так это терпения к многочисленным ограничениям, наложенным на женщин ее времени. Джо не хотела ничего, кроме как сохранить свою семью.
Лисбет Саландер, Девушка с татуировкой дракона Стига Ларссона
Лисбет — культурная икона и очень сложный персонаж. Она героиня боевиков? Анти герой? Жертва? Мститель? Лисбет – совместила в себе все. Героиня с болезненным прошлым обладает обширными хакерскими навыками и неравнодушна к жертвам жестокого обращения, особенно к женщинам. Несмотря на изолированное существование она бросает вызов и помогает журналисту Микаэлю Блумквисту раскрыть мрачную тайну убийства.
Автор: Печерская М.А., главный библиотекарь Отдел развития информационной среды
Что такое героизм?
«Старуха Изергиль» М. Горький
. Героиня рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» повествует об истинном герое. Старуха Изергиль делится с путником легендой о Данко. Некогда очень и очень давно одно племя прогнало другое, более слабое племя людей в глубь леса. Но настал момент, когда из-за участившихся болезней и недостатка ресурсов для жизни люди решили выбраться из чащи – это было необходимо. Однако с одной стороны их окружал сильный враг, а с другой – непроходимые дебри деревьев и других растений. Тогда нашёлся среди них смельчак по имени Данко. Он предложил отправиться сквозь густой лес под его предводительством. Соплеменники поверили Данко и пошли за ним. Тяжёлый и долгий путь утомил людей. Но признаваться в собственном бессилии и усталости они не желали, так что начали упрекать храброго Данко в том, что он предложил неверное решение. Более того, путники захотели убить юношу. Но в сердце героя продолжал гореть огонь доброты, отзывчивости, благородства, самоотверженности и невероятного сочувствия к своим соплеменникам. Он искренне желал помочь им и облегчить их страдания. Тогда он «разорвал руками себе грудь», достал оттуда своё ярко пылающее сердце и осветил им оставшийся путь. Вскоре густой лес закончился, и люди увидели прекрасную степь. Данко радостно засмеялся и умер. Это пример необычайного героизма – самоотверженного и искреннего. Несмотря на ненависть народа, на его подлые мысли, слова и намерения, Данко поистине хотел помочь людям, спасти их, уменьшить их боль.
«Тарас Бульба» Н.В. Гоголь.
В центре внимания Николая Васильевича Гоголя в произведении «Тарас Бульба» донские казаки, которые защищают родину от польского вторжения. Тарас Бульба – по имени которого названа повесть – настоящий герой. В битвах Тарас проявляет недюжинную храбрость и силу духа. Героический поступок он совершает даже перед смертью – когда оказывается в плену врага, прикованный железными цепями к дереву, когда костёр вот-вот отнимет у него жизнь, Тарас Бульба успевает крикнуть своим товарищам, куда двигаться, чтобы избежать опасности и скрыться от недругов, – ведь с высоты, на которой он находится, ему виднее путь отхода. Козакам удаётся оторваться от неприятели и спастись. Таким образом, не остаётся сомнений, что героизм – это состояние души, он не бывает временным. Герой найдёт способ помочь другим, даже когда сам находится в шаге от неминуемой гибели.
«Бородино» М.Ю. Лермонтов.
Примеры героизма можно найти не только в прозе, но и в лирических произведениях. Например, стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» посвящено событиям Отечественной войны 1812 года и её героям. Поэт пишет: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы!». Далее автор описывает подвиг солдат, которые долгое время защищали Москву, а потом приняли тяжёлое, но необходимое решение покинуть столицу. Вспомним следующие строки: «И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой». Таким образом, героизм заключается в бескорыстном стремлении защищать своё отечество, свой народ и всех тех, кто нуждается в этой защите и помощи. Героя не пугает даже угроза смерти – как, например, и солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова. Безусловно, война – не единственное место, где человек может совершить героический подвиг. Однако такие поступки точно входят в историю, потому что на кону жизни огромного количества людей и судьба целого государства. Это большая ответственность, взять которую на себя – тоже героизм. А покинуть Москву было тем более трудным и крайне ответственным решением. Но об исходе сражения поэт гордо заявляет: «не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана».
Аргументы Генрика Сенкевича
Образ Иисуса в ореоле мужества возникает и в романе Генрика Сенкевича «Камо Грядеши». Яркие находит польский литературный классик оттенки для создания неповторимой сюжетной ситуации в своем известном романе.
Апостол Петр уже после того, как Иисус был распят и воскрес, пришел в Рим, следуя своей миссии: обратить Вечный Город в христианство. Однако он, незаметный путник, едва прибыв, становится свидетелем торжественного въезда императора Нерона. Петр потрясен поклонением римлян императору. Он не знает, какие найти данному явлению аргументы. Проблема героизма, мужества человека, идейно противостоящего диктатору, освещается, начиная с опасения Петра, что миссию выполнить не удастся. Он, разуверившись в себе, удирает из Вечного Города. Однако, оставив позади городские стены, апостол увидел Иисуса в человеческом обличье, идущего навстречу. Пораженный увиденным, Петр спросил Мессию, куда тот следует: «Камо грядеши?» Иисус ответил, что, поскольку Петр оставил его народ, то ему остается одно – пойти на распятие вторично. Настоящее служение безусловно предполагает мужество. Потрясенный Петр возвращается в Рим…
Истинный и ложный героизм
«Сотников» В.В. Быков.
Произведение Василя Быкова «Сотников» поднимает сложный, но важный вопрос о мнимом и настоящем героизме. По сюжету, два солдата – Рыбак и Сотников – отправляются на задание в период Великой Отечественной войны. Сотников не сообщил начальству о своём плохом самочувствии, но в пути мужчине становится только хуже, он боится стать обузой для товарища. И кажется, что Рыбак совершает настоящий подвиг, не бросая друга в беде, возвращаясь за ним. Сотников же напротив – без злого умысла, однако всё-таки выдаёт и себя, и товарища врагу, громко закашлявшись. Но истинные намерения, настоящая сущность этих двух героев раскрывается только в конце книги, когда оба попадают в плен к неприятелю. Недаром же произведение названо именно «Сотников», а не «Рыбак», например. Это уже зарождает в читателе мысль о том, что персонажи окажутся вовсе не такими, какими они показались изначально. В плену, ожидая своей участи, Сотников уверен в своих принципах, он твёрдо знает, что ни за что не выдаст партизан, не скажет ничего, что могло бы помочь врагу одержать победу. Иначе повёл себя Рыбак: он решил сотрудничать с неприятелем, согласился служить вражеской полиции. Наутро Сотников был казнён. Но погиб он как герой. Таким образом, героизм – это способность оставаться верным себе и своим принципах, даже когда угрожает опасность. Героизм – это всеми силами и до последнего вздоха защищать свою родину, своих людей, свои интересы и отстаивать свои принципы. Для настоящего героя даже смерть не страшна, если речь идёт о судьбе его отечества и народа.
«Война и мир» Л.Н. Толстой.
Проблема ложного и настоящего героизма встречается и в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» (хотя, вероятно, трудно найти тему, которую писатель не затронул бы в этом поистине значительном произведении русской классической литературы). Читатель видит Жеркова – трус и предатель он настоящий, а вот герой – нет. Он гонится за орденами и наградами, за похвалой и славой, но совершать подвиги вовсе не стремится. Да и в бой совсем не рвётся. Его даже выгнали из одного полка, но Жерков удивительным образом сумел устроиться ординарцем к самому Багратиону. Другое действующее лицо, которое привлекает внимание, – ротный командир Тимохин. Он скромен и прост. Но своими храбрыми поступками Тимохин вдохновляет солдат своей роты на героические свершения – они атакуют французов и отбрасывают неприятеля на некоторое расстояние, выигрывая время. Таким образом, героизм не всегда проявляется в количестве наград. Истинный героизм заключается в поступках, в подвигах, в стремлении безвозмездно защищать и помогать. Блеск и звон настоящего героя часто вовсе не в сияющий орденах, а в клинках, которые бьются друг о друга на поле боя.
Автор: Мария Сербина
Литературный образ Бога как камертон. Пастернак и Булгаков
Жертвенность отличает настоящий героизм. Многие гениальные литературные классики пытаются повлиять на убеждения своих читателей, поднимая планку для осознания сути героизма максимально высоко. Они находят творческие силы, чтобы уникально донести до читателей самые высокие идеалы, по-своему рассказывая о подвиге Бога, сына человеческого.
Борис Леонидович Пастернак в «Докторе Живаго», предельно честном произведении о своем поколении, пишет о доблести как о высшей эмблеме человечества. По мнению писателя, не в насилии, а в добродетели раскрывается проблема истинного героизма. Аргументы свои он высказывает устами дяди главного героя, Н. Н. Веденяпина. Тот считает, что зверя, дремлющего в каждом из нас, не в состоянии остановить укротитель с хлыстом. Но это по силам проповеднику, жертвующему собой.
Классик русской литературы, сын профессора богословия, Михаил Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» преподносит нам свою оригинальную литературную интерпретацию образа Мессии – Иешуа Га-Ноцри. Проповедь Добра, с которой Иисус пришел к людям – дело опасное. Слова правды, совести, идущие вразрез с устоями общества, чреваты гибелью для произнесшего их. Даже прокуратор Иудеи Понтий Пилат, который, не колеблясь, может прийти на помощь Марку Крысобою, окруженному германцами, боится сказать истину (при этом он тайно согласен со взглядами Га-Ноцри.) Мирный мессия мужественно следует своей судьбе, а закаленный в боях римский военачальник трусит. Убедительны булгаковские аргументы. Проблема героизма у него тесно связана с органичным единством мировоззрения, мировосприятия, слова и дела.