«Бригадир» — краткое содержание и пересказ по действиям и явлениям комедии Д. И. Фонвизина


Система образов персонажей

Комедия «Бригадир» отличается типичностью образов персонажей. Все герои комедии, кроме Добролюбова и Софьи, обладают определёнными недостатками, которые высмеивает автор:

  • Иванушка и советница — подражатели французам, для них противно всё русское.
  • Бригадир — его образ выявляет ограниченность и жестокость некоторых военных.
  • Советник — типичный взяточник.
  • Бригадирша — её недостатками являются узость мировоззрения и зацикленность на деньгах.

У Добролюбова и Софьи нет пороков и недостатков, типичных для дворян. Эти положительные герои комедии противопоставлены другим персонажам. Они любят друг друга.

Все остальные персонажи, кроме бригадирши, влюблены, но их любовь, как говорит Добролюбов, «смешна, позорна и делает им бесчестие». Советник влюблён в бригадиршу, бригадир — в советницу, а советница и Иванушка влюбились друг в друга.

Театральная судьба одной комедии («Бригадир» Д. И. Фонвизина в русском театре)​


удк: 821.161.1.09-2 + 929 Фонвизин + 792.2(470)

М.С. Савенкова Саратовский государственный университет

Рассматривается театральная судьба первого оригинального русского драматического сочинения – комедии Д.И. Фонвизина «Бригадир» и делается попытка осмысления интерпретационного потенциала изучаемого произведения.

Ключевые слова: Д.И. Фонвизин, русская драматургия, русский театр, интрепретационный потенциал.

M.S. Savenkova

Тheatrical Fate of one Comedy («Brigadier» by D.I. Fonvizin in Russian theatre)

The article presents the theatrical fate of the first Russian original drama piece – the comedy «Brigadier» by D.I. Fonvizin. There is an attempt to analyze the interpretation potential of the literary work in question.

Key words: D.I. Fonvizin, Russian drama, Russian theatre, interpretation potential.

Многие читатели и зрители знают Дениса Ивановича Фонвизина (1745–1792) как автора одной пьесы – «Недоросль» (1782). Однако его первое драматургическое сочинение «Бригадир» (1769) ничуть не уступает более знаменитой комедии о Митрофанушке. После «Бригадира» Фонвизина стали называть первым русским драматургом, написавшим первую истинно русскую комедию. В отличие от многих переводных или, как было тогда принято говорить, «переложенных» на русский язык французских пьес «Бригадир» стал «живым» изображением русской действительности. Возможно, именно «живость», приближенность к реальности, к русским характерам, к отношениям между людьми и стали причиной долгой жизни (литературной и театральной) первой фонвизинской комедии. В конце XVIII в. «Бригадир» ставился на сцене так же часто, как и «Недоросль», и пользовался большой популярностьюсреди поклонников театра.

Изучение литературной и театральной судьбы «Бригадира» приводит к выводу: комедия былаочень востребована в XVIII столетии, в XIX и XX вв. она практически не появлялась в театре, в конце же XX – начале XXI в.наблюдается возрождение зрительского интереса к «Бригадиру». В связи с этим в данной статье речь пойдет об истории театральных постановок пьесы и осохранившихся зрительских мнениях по поводу различных сценических версий «Бригадира».

Можно считать, что театральная судьба комедии началась задолго до её первой постановки – с авторского чтения пьесы для друзей, знакомых и даже для Екатерины II. Фонвизин так вспоминал об этой «премьере»: «Никогда не быв столь близко государя, признаюсь, что я начал было несколько робеть, но взор российской благотворительницы и глас её, идущий к сердцу, ободрил меня; несколько слов, произнесенных монаршими устами, привели меня в состояние читать мою комедию перед нею с необыкновенным моим искусством. Во время же чтения похвалы ее давали мне новую смелость, так что после чтения был я завлечен к некоторым шуткам и потом, облобызав ее десницу, вышел, имея от нее всемилостивейшее приветствие за мое чтение»1. После такого признания Фонвизин часто читал комедию друзьям и новым знакомым, среди которых были и граф Никита Иванович Панин, и его брат Петр Иванович, и Шуваловы, и Строгановы, и многие другие. И всегда чтение пьесы имело большой успех. Граф Н. Панин, например, восхищался мастерством драматурга-психолога: «Я вижу, что вы очень хорошо нравы наши знаете, ибо Бригадирша ваша всем родня… Это в наших нравах первая комедия, и я удивляюсь вашему искусству, как вы, заставя говорить такую дурищу во все пять актов, сделали, однако, роль ее столько интересною, что все хочется ее слушать…»2

Точная дата написания комедии, как и время её первого сценического представления, неизвестны. В разных источниках даны разные варианты времени сочинения пьесы – от 1763 до 1769 г. П.Н. Берков убедительно доказывает, что Фонвизин написалпьесу к 1769 г. после длительного отпуска, проведенного в 1768 г. в Москве. Следовательно, и первые постановки комедии в театре должны датироваться не ранее 1769 г. Однако в некоторых источниках существуют свидетельства о более ранних театральных версиях «Бригадира». Это объясняется, очевидно, невнимательностью составителей первых хроник театральной жизни XVIII в. Несомненно одно – все постановки стали знаковым событием. Сохранилось немало положительных и даже восторженных отзывов о «Бригадире». Так, например, театрал А. Анненков в своем «Драматическом словаре» сообщает следующее: «Бригадир. Комедия, сочинение г. Фонвизина, нравящаяся публике, часто представлялась на театрах, как в Санктпетербурге, так и в Москве завсегда к отменному удовольствию зрителей и не выходящая изо вкуса»3 (1787 г.). Почему фонвизинская комедия была столь популярна в те времена? Объяснение можно найти в статье Б.В. Варнеке «Характерные для Екатерининского времени лица, выведенные в комедии “Бригадир”: «… Образованная часть столичного общества встретила с живым сочувствием “Бригадира”, и это является лучшим доказательством того, что лица комедии верны действительности и являются удачными выразителями характерных явлений того времени…»4 Фонвизинский «Бригадир» действительно стал одной из первых русских комедий, отразивших русскую жизнь, и не был «переложением» какой-либо иностранной пьесы. Причем мнение о неподдельной «живости» и жизненности характеров, представленных в пьесе, сохранилось на долгие годы и даже столетия.

В начале XX в. исследователь генезиса русской комедии Э.П. фон Берг, размышляя о Фонвизине, писал: «…Комедия “Бригадир” по глубине основной идеи, по жизненности и типичности выведенных лиц, которых можно встретить как в провинциальном захолустье, так и в столице, по неподдельному комизму является одною из лучших русских комедий…»5 Берг опирается на мнение русских исследователей о том, что точная дата премьерного спектакля по пьесе «Бригадир» неизвестна. Путаница с датами возникает при знакомстве с «Хроникой русского театра», составленной актером Иваном Носовым и изданной при Московском университете в 1883 г. Согласно этой хронике, «по именному Ее Императорского Величества повелению, на Петергофском театре, Российскими придворными актерами представлен 1-й раз «Бригадир» 30 июля 1763 года»6. Здесь же И. Носов сообщает, что в Московском театре «Бригадир» впервые был показан 12 ноября 1763 г. При этом авторвоспроизводит перечень действующих лиц и актеров, исполнявших роли. Если судить по более поздним исследованиям, актер Носов ошибся, вероятно, лишь с датами, но привел совершенно точное описание прошедших в 1769 г. читок и спектаклей.

Так, в «Истории русого драматического театра», изданной под редакцией Е.Г. Холодова в 1977 г., дан подробный перечень всех спектаклей, поставленных по «Бригадиру» в конце XVIII в. Наиболее раннее упоминание о появлении комедии на сцене относится к 1772 г., когда «Бригадир» был поставлен придворными фрейлинами и кавалерами. Сведения об этом литературоведынаходят в архивах Дирекции императорских театров и, опираясь на архивные данные, утверждают, что любительским придворным театром «Бригадир» ставился в Петербурге в 1772 г. один раз, а Вольным театром в последующие годы – по нескольку раз в год. На спектаклях по пьесе «Бригадир» в постановке Вольного театра следует остановиться подробнее. М.П. Троянский в книге «Театральное наследство» сообщаето том, что «Бригадир» в режиссерской версии И.А. Дмитревского впервые был показан через 11 лет после его написания: 27 декабря 1780 г. неизданная комедия появляется в сценической интерпретации молодой труппы первого частного театра в Петербурге – Вольного Российского театра, возглавляемого И.А. Дмитревским. Судя по зрительским отзывам, «Бригадир» с успехом идёт в театре в 1781 и 1782 гг. Однако в 1783 г. Екатерина II закрывает Вольный театр, и лишь в 1785 г. труппой Российского театра спектакль возобновляется. Тогда он был показан только узкому кругу придворных. Причем в те времена пьеса «Бригадир» ставилась придворным театром довольно часто. Об этом сделана запись в «Камер-фурьерском церемониальном журнале» в 1788 г.: «Ввечеру, на имеющемся при Эрмитаже театре в присутствии ее императорского величества представлена русская комедия, “Бригадир” называемая…»7 Хотя спектакль и был встречен всеобщим одобрением (в том числе и императрицы), уже в 1789 г. он подвергся серьезным цензурным поправкам.Его постановка в так называемом Деревянном театре (театр на Царицыном лугу) идет со значительными купюрами. Убраны многие диалоги и монологи, содержащие намеки на общественно-политическое устройство жизни страны и сатиру на различные слои общества; запрещены разговоры о мастерствечиновников толковать указы на 21 манер, вычеркнуты разговоры о дурном воспитании юношества и т.п. Однако Фонвизину удалось сохранить целостность комедии и сущность характеров, узнаваемых с первого взгляда. Очевидно поэтому «Бригадир» и был столь популярен среди простых людей. Показателен социальный состав зрителей, зафиксированный в единственном сохранившемся кассовом рапорте о спектакле1795 г. – на спектакле присутствовало 733 человека, на дорогих местах – 90 человек, на средних – 89, дешевые места переполнены – 554 билета.

На сцене русского театра рубежа XVIII– XIX вв. комедии Фонвизина занимали особое место. Как известно, в этот период классицистическая эстетика и поэтика претерпевали значительные изменения. Но в фонвизинских текстах, даже в первой пьесе, уже присутствуют жанровые изменения. Обилие реалистических черт в произведениях драматурга позволяло говорить о новом типе комедии и конфликта. Кроме того, в общественной обстановке начала XIX в. фонвизинские произведения сохранили свою актуальность – сатира на крепостное право, на отсталость мелкопоместных провинциальных дворян, на слепое подражание иностранной моде звучала со сцены театра очень злободневно. Интересен следующий факт: на рубеже веков количество постановок «Бригадира» и «Недоросля» в столичных театрах было почти равным, т.е. они воспринимались публикой как близкие по тематике и злободневности. Так, за период с 1801 по 1825 г. «Бригадир» в Петербурге ставился 39 раз, «Недоросль» – 48 раз; за тот же период в Москве «Бригадир» шел 27 раз, «Недоросль» – 26 раз.

На следующем этапе истории русского драматического театра происходит так называемая демократизация театра, в связи с чем значительно меняется и репертуарная политика. Из русской классики ставятся лишь «Горе от ума» и «Ревизор». Классицистические трагедии не встречались в репертуарных театрах, а комедии ставились мало. «Бригадир» за это время был показан только два раза в Московском Малом театре в 1833 г. – один раз весной и один раз осенью. При этом на сценах провинциальных театров в 30-е гг. обе пьесы продолжают идти с непременным успехом у зрителей.

Интерес к Фонвизину возобновляется в 50-е гг. XIX в. Пьеса «Недоросль» инсценируется и в московских, и в петербургских театрах, а для «Бригадира» наступает период забвения. В 1859 г. «Бригадир»выдерживает три представления в Александринском театре и семь в Малом театре. В 60–80-е гг. пьесу забывают совсем и вычеркивают из репертуаров провинциальных и столичных театров.

В конце XIX в. в связи с юбилейной датой (100 лет со времени написания комедии «Недоросль») в Москве возобновляются обе фонвизинские пьесы – в 1882 г. «Недоросль», в 1892 г. «Бригадир». Как отмечали критики тех лет, оба спектакля «продемонстрировали уважение к авторскому тексту, были торжественными и академичными, но острота сатиры оказалась несколько сглаженной»8. Однако возобновление постановок сыграло важную роль в театральной судьбе произведений и, в частности, комедии «Бригадир». В конце XIX в. она ставилась в Малом театре (Москва), в Русском Драматическом театре (театр Ф.А. Корша), в частном любительском театре актера и режиссера М.В. Лентовского, тяготевшего к зрелищным постановкам для простого народа. В дальнейшем пьеса оказалась в тени «Недоросля», и театральная судьба ее складывалась не столь удачно, до тех пор пока на рубеже XX–XXI вв. вновь не возродился интерес к ней в театральной среде.

В начале XX в. «Недоросль» вытесняет «Бригадира» со сцены. В столичных и провинциальных театрах ставится бессмертная комедия о Митрофанушке, в то время как первая фонвизинская пьеса почти забыта. На протяжении XX столетия в репертуар почти каждого театра (и столичного, и провинциального) включена программная постановка «Недоросля». Исследование исторической, литературной и театральной судьбы комедии «Бригадир» свидетельствует о возрождении к ней интереса на рубеже XX – XXI вв. Ситуация с «Недорослем» не изменилась – почти в каждом городе России, где есть театр, эта пьеса ставилась. Но за последнее десятилетие повторилась история самых первых лет существования обеих комедий, которые в конце XVIII столетия были одинаково популярны и ставились в театре приблизительно с одинаковой периодичностью.

За последние десять лет известны несколько постановок «Бригадира»9, и одна из самых первых состоялась в 1998 г. в Москве в театре на Перовской, руководители которого – братья Кирилл и Андрей Панченко – часто выбирают для постановок старинные пьесы, что, по их мнению, помогает зрителям почувствовать себя причастными к традициям русской культуры, истории, приобщиться к русскому национальному театру. «Бригадир», поставленный в театре на Перовской, имел большой успех у публики, что подтверждают многочисленные положительные отзывы о спектакле в средствах массовой информации.

Культурным событием1998 г.стала интерпретация комедии «Бригадир» (под названием «Привет вам, господа!») в Саратовском ТЮЗе по сценарию Ю. Кима в режиссерской версии Леонида Эйдлина. Это было первое в современном театре музыкально-стихотворное воплощение пьесы Фонвизина. Спектакль оказался весьма популярен у публики. Результаты социологического опроса зрителей показали, что постановка оставила в их памяти неизгладимое впечатление. «Привет вам, господа!» как «комедия на музыке» (жанровое определение спектакля, данное режиссером Л. Эйдлиным), полная лирических и развлекательных музыкально-танцевальных элементов, не только веселила зрителей, но и заставляла задумываться над извечными проблемами, заявленными Фонвизиным в его сочинении ещё в конце XVIII в. С. Рассадин, исследователь творческого наследия драматурга, назвал этот спектакль «чудом воскресения»10 старинной классической пьесы на современной сцене.

Спектакль «Бригадир» в Театральном представляет собой вариацииразмышления режиссера Ованеса Петяна по мотивам фонвизинского сочинения. Пьеса была максимально приближена к современности, и в спектакле весьма сложно услышать голос самого Фонвизина среди жаргонных словечек, слетавших с уст героев, одетых по моде середины XX столетия.

На наш взгляд, одной из самых удачных современных сценических версий пьесы «Бригадир» является спектакль «Амуры в снегу», поставленный в театре им. В.В. Маяковского (режиссер Екатерина Гранитова, авторы либретто Леонид Эйдлин и Юлий Ким). Что касается музыкальных эпизодов, спектакль повторяет версию Саратовского ТЮЗа, но автором музыки был композитор Г. Ауэрбах (все музыкальные номерак саратовскому спектаклю сочинял Ю. Ким).Изменилась и режиссерская интерпретация. По словам режиссераЕ. Гранитовой, в жанровом отношении постановка приближена к фарсу, но в нем присутствуют и философские размышления. В этой версии, за исключением вставных эпизодов, персонажи произносят фонвизинский текст, однако изрядно перекроенный.

Пьеса «Бригадир» становится популярной и востребованной у публики и в начале нового тысячелетия. Персонажи комедии интересны и понятнынашим современникам. Реакция зрительного зала убеждает, что фонвизинские идеи вызывают живейший отклик у публики, авторские мысли понятны и очевидны, темы злободневны.

Анализ хронологии сценических воплощений комедии Д. Фонвизина «Бригадир» позволяет сделать вывод о том, что интерпретационный потенциал пьесы велик и по-разному раскрывается в зависимости от исторического времени. Современная социальная и духовно-нравственная ситуация в нашей стране оказалась созвучной идеям фонвизинской комедии, и возможности многоаспектного истолкования её текста реализовались на отечественной сцене в большом количестве вариантов.

Примечания

  1. Фонвизин Д.И.Комедии. Прозаические произведения. М., 2003. С. 197.
  2. Фонвизин Д.И. Две комедии (с биографией Д.И. Фонвизина, его портретом и объяснительным словарем к его комедиям). СПб., 1894. С. 9–10. удк: 821.161.1.09-31 + 929 достоевский
  3. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. М.; Л., 1977. С. 39.
  4. Варнеке Б.В. Характерные для Екатерининского времени лица, выведенные в комедии «Бригадир» // Покровский В. Денис Иванович Фонвизин. Его жизнь и сочинения: сборник историко-литературных статей. М., 1908. С.100.
  5. Берг Э.П. Русская комедия до появления А.Н. Островского. Варшава, 1912. С. 135.
  6. Носов И. Хроника русского театра. М., 1883. С. 250.
  7. Цит. по: Троянский М.П. К сценической истории комедий Д.И. Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» в 18 веке // Театральное наследство. Сообщения. Публикации. М., 1956. С. 8.
  8. История русского драматического театра. В 7 т. М., 1982. Т. 6. С. 72.
  9. Это спектакли в Московском театре на Перовской (1998 г.), в Саратовском театре юного зрителя (1998 г.), в Театральном (2006 г.), в Русском театре Эстонии (2007 г.), в театре им. В.В. Маяковского (2008 г.). Отметим, что основным объектом нашего исследования является сценическая интерпретация пьесы Саратовским театром.
  10. Рассадин С.Б. Саратов – Москва: Простодушные просветители // Новая газета. Саратов, 1999. № 14.

Поделиться

Главные герои комедии и их краткая характеристика

  • Бригадир (Игнатий Андреевич) — ему около 60 лет, он грубоват, крутого нрава, часто ругает жену.
  • Иванушка — сын бригадира. Этому повесе 25 лет, он легкомыслен, смешлив, дурачлив. Воспитывался он в России в пансионе у французского кучера, затем жил в Париже. Молодой человек презирает всё национальное, русское, хочет выглядеть образованным французом, постоянно наполняя свою речь французскими словами, но выглядит просто недоучкой.
  • Бригадирша (Акулина Тимофеевна) — жена бригадира, невежественная женщина, все её мысли только о домашних заботах и деньгах. Она страдает от грубого обращения к ней мужа, терпит несправедливые упрёки.
  • Советник (Артамон Власьич) — отставной судейский чиновник. Этот хапуга был отставлен от службы за взятки. Он ханжа и лицемер, постоянно поминает Бога, а сам грешит, стараясь соблазнить жену бригадира.
  • Советница (Авдотья Потапьевна) — жена советника. Она, как и бригадирша, невежественна, но хочет казаться образованной дамой, знающей французский язык и следующей французской моде. Советница кокетлива и безнравственна, она заводит роман с Иванушкой, женихом своей падчерицы Софьи.
  • Софья — дочь советника, добропорядочная девушка. Она видит недостатки Иванушки, которого отец прочит ей в мужья. Девушка любит Добролюбова, но понимает, что должна повиноваться отцу, и только открывшийся роман её мачехи и Иванушки и изгнание семейства бригадира избавили её от нелюбимого жениха.
  • Добролюбов — молодой человек, сын друга советника. Он любит Софью, но её отец не желал видеть его мужем дочери, так как у него бедное состояние. Добролюбов смог честно, без взяток выиграть судебный процесс, обратившись к высшему правосудию. Его состояние увеличилось, и отец Софьи согласился выдать за него дочь.

Главная комедия Фонвизина

Денис Фонвизин прослужил у Никиты Панина до 1782 года, был одним из его доверенных лиц и близким помощником, разделял его оппозиционные взгляды по отношению к императрице России. На основании идей Панина Фонвизин создал одно из лучших произведений русской публицистики — «Рассуждение о непременных государственных законах». Этот трактат написан для будущего императора Павла Петровича. Долгое время «Рассуждение» оставалось популярным, но под другим названием — «Мысли покойного Дениса Ивановича Фонвизина о необходимой нужде в непременном законоположении для Российской империи».


Сцена из спектакля «Недоросль». Государственный академический Малый театр. Москва. Фотография: maly.ru

В 1782 году Фонвизин закончил свою главную комедию — «Недоросль». Правительство и дворянство враждебно встретили пьесу — они были против сатирической постановки. Цензуру помог обойти Никита Панин. Премьеру затягивали, но вскоре сочинение поставили в двух столицах. 24 сентября 1782 года в театре Книппера пьесу представили петербургской публике, а 14 мая 1783 года в театре Медокса — московской.

Режиссировал спектакль и распределял роли сам Фонвизин: Стародума играл талантливый актер Иван Дмитревский, а Правдина — артист Плавильщиков. Зрители приняли пьесу с восторгом, а вот Екатерине II она не понравилась: из-за резкой сатиры на дворянские традиции Фонвизин до конца жизни оставался у императрицы в немилости.

Проблематика произведения: темы, идея, чему учит

Темы

Центральной темой комедии «Бригадир» является воспитание. Кроме того, автор раскрыл следующие темы:

  • нравственная необразованность общества;
  • невежество старшего поколения;
  • поверхностное европейское полуобразование нового поколения;
  • любовь;
  • отношения родителей и детей.

Идея

Основная мысль (идея) в комедии «Бригадир» — это мысль о воспитании. Автор уверен, что нельзя воспитывать молодёжь так, чтобы она презирала национальную культуру, рабски следовала заграничным модам, которые ей кажутся иностранной культурой. Фонвизин высмеивает тех, кто коверкает русский язык, наполняя его французскими словами и фразами. Он уверен, что нужно ценить свой родной язык, прививать к нему любовь.

Ещё одна важная мысль — не следует мириться с духовным упадком, лихоимством тех, кто обладает властью над людьми.

Чему учит

Первая русская национальная комедия «Бригадир» учит ценить культуру своей страны, а не подбирать крохи иностранной культуры и моды.

Секретарь «для некоторых дел»

После окончания университета, Фонвизин поступил на службу переводчиком в коллегию иностранных дел. Через год, в 1763 году, он переехал в Петербург, где его назначили «быть для некоторых дел» при кабинет-министре Иване Елагине.


Денис Фонвизин. Изображение: wikipedia.org

Тогда же поставили первую комедию Фонвизина «Корион» — перевод повести французского писателя Жан-Батиста-Луи Грессе «Сидней и Силли, или Благодеяния и благодарность». Первую оригинальную комедию — «Бригадир» — Фонвизин закончил в 1769 году. Пьеса так понравилась публике, что писателя сравнивали с Мольером, основателем классической комедии. Издатель Николай Новиков писал: «…Столько по справедливости разумными и знающими людьми была похваляема, что лучшего и Молиер во Франции своим комедиям не видал принятия и не желал…» Дениса Фонвизина даже пригласили в Петергоф, чтобы он лично прочитал произведение императрице Екатерине II.

В 1769 году Фонвизин оставил службу у Елагина и стал секретарем государственного деятеля Никиты Панина. Там он вел переписку с российскими дипломатами при европейских дворах, под влиянием графа Панина он составил проект государственных реформ.

Словарь незнакомых слов

  • Бригадир — военное звание выше полковника и ниже генерала, которое существовало в русской армии 18 века.
  • Советник — звание чиновника (статский советник).
  • Дезабилье — модное утреннее платье.
  • Корнет — чепец.
  • Полшлафрок — халат.
  • Спицрутен — наказание палками.
  • Тамбур — барабан, который использовали для вышивки.

Очень краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)

Сюжетная линия в комедии «Бригадир» прорисована слабо, это произведение — набор комических положений, в которые попадают её герои.

1-е действие начинается с того, что советник и бригадир, заехавший к нему с женой и сыном Иванушкой по дороге из Петербурга, решают поженить своих детей. Дочь советника Софья считает будущий брак с Иванушкой своей погибелью, да и он не желает жениться на русской, так как считает себя по духу французом и презирает всё русское. Но родители уже назначили число, когда будет свадьба.

Иванушка, который жил некоторое время в Париже и презирал всё русское, и жена советника, тоже большая поклонница всего французского, влюбились друг в друга. Софья и сын друга советника Добролюбов любят друг друга, но советник против их брака, так как Добролюбов небогат.

Во 2-м действии советник, влюблённый в бригадиршу, стал перед ней на колени, а Иванушка, увидев это, захохотал и зааплодировал. А советница сообщила своему любезному Иванушке, что его отец ухаживает за ней.

В 3-м действии советник узнаёт от Добролюбова, что тот выиграл судебный процесс и что состояние его увеличилось.

В 4-м действии Добролюбов сообщает Софье, что её отец обрадовался, узнав о его удаче.

В 5-м действии советник и бригадир застают Иванушку на коленях перед советницей и с яростью начинают их ругать. Советник заявил, что сдерёт с сына бригадира за бесчестье деньги. Тогда Иванушка и советница обличили его самого в ухаживании за бригадиршей. Бригадир пригрозил советнику за это изувечить его. Он обещал побить и сына, тогда советница его самого обвинила в том, что он ухаживал за ней. Советник, разъярившись, упрекает бригадира, а тот объявил сыну и жене, что они уезжают отсюда сию минуту.

Когда семейство бригадира уехало восвояси, советник пожалел Софью, которая лишилась жениха. Добролюбов попросил у него руки его дочери, и советник согласился отдать за него Софью.

Советник горюет, что ему придётся жить с изменщицей-женой. Обращаясь к зрителям, он говорит, что узнал теперь, что жить без совести хуже всего.

Потомок рыцарского рода

Денис Фонвизин родился в Москве, в семье богатого дворянина Ивана Фонвизина. Их род пошел от ливонских рыцарей: фон Визиных приняли на русскую службу еще во времена Ивана Грозного. Будущего писателя назвали в честь предка, ротмистра, награжденного за военную доблесть во время Смуты.

По стопам предков-военных Фонвизин не пошел. Он с четырех лет начал изучать грамоту, а с десяти поступил в дворянскую гимназию при Московском университете.

Во время учебы на философском факультете в журнале «Полезное увеселение» Михаила Хераскова юноша публиковал первые сатирические произведения. Там же вышла и переводная статья «Правосудный Юпитер».

А здесь читайте биографию другого знаменитого россиянина — Михаила Ломоносова

В 1760 году Дениса Фонвизина и его младшего брата Павла как лучших студентов направили в Санкт-Петербург, чтобы представить основателю Московского университета графу Ивану Шувалову. В столице начинающий писатель познакомился с Михаилом Ломоносовым и первым руководителем русского театра Александром Сумароковым. Тогда Фонвизин впервые увидел спектакль — пьесу «Генрих и Пернилл» датского писателя Людвига Хольберга. «Действия, произведенного во мне театром почти описать невозможно: комедию, виденную мною, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актеров — великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие», — написал он позже.

Знание латинского и немецкого, а позднее французского позволило Денису Фонвизину проявить себя профессиональным переводчиком. В этот период он перевел на русский более 200 басен Хольберга, «Метаморфозы» Овидия, произведения Террасона и Вольтера.

Краткий пересказ по действиям и явлениям (более подробный, чем краткое содержание)

Действие 1

Явление 1

Действие происходит в комнате деревенского дома советника.

К советнику, по дороге из Петербурга домой, заехал бригадир с женой и сыном Иванушкой. Они добрые соседи, узнали друг друга недавно. Советник хочет выдать свою дочь Софью за сына бригадира.

Советница, которой дочь советника приходится падчерицей, говорит: «Ах, сколь счастлива дочь наша! Она идёт за того, который был в Париже».

В ходе разговора советник хвалит разумность бригадиршы, а бригадир — советницы. Советник говорит Иванушке, что и из него толк будет, нужно только для этого быть прилежным да больше читать указы и уложение. Бригадир посоветовал сыну читать артикул и военный устав, бригадирша сказала, что неплохо бы, чтобы сын просмотрел её расходные тетради, чтобы плуты его не обманули. А советница посоветовала не читать ничего кроме «любезных романов». Иванушка сказал, что он ничего и не читал, кроме романов.

Явление 2

Слуга объявил, что приехал господин Добролюбов. Софья взволнована: «Боже мой! Он приехал, а я невеста другому». Все, кроме советницы и Иванушки, пошли навстречу Добролюбову, чтобы вместе с ним погулять по саду.

Явление 3

Иванушка и советница, беседуя, часто используют вместо русских слов французские и то и дело чертыхаются. Они обсуждают родителей Иванушки и мужа советницы, считают их глупыми людьми. Иванушка даже назвал родителей животными, советника тварью, а советница своего мужа — уродом. Советница недовольна, что советник привёз её жить в деревню, где она умирает от скуки. Он ушёл в отставку после того, как вышел указ о лихоимстве, так как на службе стало уже опасно брать взятки.

Иванушка говорит, что не хочет жениться на Софье, что его сердце пылает страстью к советнице. Та сообщает ему, что Софья и Добролюбов влюблены друг в друга.

Явления 4–5

Входят Добролюбов и Софья. Из их беседы с Иванушкой и советницей видно, что Софья считает будущий брак с Иванушкой своей погибелью, да и он не горит желанием жениться на ней.

Добролюбов и Софья заметили, что Иванушка и советница влюбились друг в друга. Когда те ушли, Софья сказала, что жалеет батюшку, но Добролюбов сказал, чтобы она не тужила о советнике, так как тот «с отменною нежностью глядит на бригадиршу».

Из разговора Добролюбова и Софьи ясно, что они любят друг друга и что малый достаток молодого человека — причина того, что её отец не согласился на его брак с Софьей.

Действие 2

Явление 1

Советник спрашивает у дочери, почему она печалится. Софья отвечает, что не желает выходить замуж за «такого дурака, который набит одними французскими глупостями». Она говорит, что жених не любит её, что он не будет почитать и её отца. Советник уверяет дочь, что у жениха зато есть хорошее достоинство — большие деревни. Он хочет управлять деревнями будущего зятя и говорит, что дочь обязана выйти замуж за того, за кого он велит.

Явление 2

Оставшись один, советник признаётся, что любит жену бригадира и выдаёт дочь за её сына только, чтобы чаще видеться с «возлюбленною сватьею».

Явление 3

Входит бригадирша. Советник начинает намекать ей о своей любви, но она мало что понимает из его речей. Тогда советник становится на колени и прямо говорит, что любит её.

Иванушка, который вошёл незаметно для них, захохотал и стал аплодировать.

Явление 4

Когда советник вышел, Иванушка насилу растолковал матери, которая не поняла, о чём хотел просить её советник, что тот признался ей в любви. «Ах, он проклятый сын! Да что он это вздумал?» — возмущённо говорит о советнике бригадирша.

Явление 5

Вошла советница, Иванушка со смехом объяснил ей, что её муж признался в любви его матушке. Советница отвела его в сторону и что-то стала ему шептать. Бригадирша хочет пойти нажаловаться мужу на советника, но Иванушка уверил её, что он пошутил. Успокоенная мать уходит.

Явления 6–7

Иванушка обещает увезти советницу в Париж. Она говорит, что отец не согласится отпустить его снова во Францию. Иванушка хочет и отца увезти с собой, чтобы он просветился и стал похож на человека.

Советница сообщила Иванушке, что его отец ухаживает за нею, и тот решил драться с отцом на дуэли.

Входит бригадир и говорит сыну, чтобы он шёл к своей невесте, так как может наскучить советнице своей болтовнёй. Советница говорит, что они весело проводили время, подаёт руку Иванушке и выходит с ним.

Действие 3

Явления 1–2

Иванушка говорит отцу, что не желает жениться на русской, так как хотя он родился в России, но дух у него принадлежит Франции. Он заявил, что отец не имеет права над ним властвовать. Бригадир стал угрожать ему, а пришедшую на шум жену стал укорять, что разбаловала сына.

Явления 3–5

Пришла советница и начала восхвалять достоинства Иванушки. А главное достоинство, по её мнению, — это то, что он был в Париже.

Когда Иванушка и бригадирша ушли, бригадир начал намекать, используя военные термины, на свою любовь к ней. Но пришли советник и Добролюбов и помешали бригадиру признаться советнице в любви.

Добролюбов сказал советнику, что он выиграл процесс и сейчас имеет 2 тысячи душ и ни на ком не хочет жениться, так как советник не согласен отдать ему в жёны свою дочь.

Действие 4

Явления 1–2

Добролюбов говорит Софье, что, возможно, их желание пожениться сбудется, так как её отец обрадовался, что молодой человек выиграл процесс.

Входит, отирая слёзы, бригадирша. Добролюбов с участием спрашивает её, о чём она плакала. Оказалось, её муж ни за что, ни про что отругал её.

Явления 3–7

Иванушка, Добролюбов и советница играют в карты, а бригадир и советник — в шахматы. Бригадирша некстати, по простоте душевной, вмешивается в карточную игру, мешая и игрокам в шахматы. За это она получает выговор от мужа, а советник и Иванушка заступаются за неё. Советник превозносит её достоинства, но бригадир твёрдо уверен, что жена его дура.

Действие 5

Явления 1–2

Бригадирша уговаривает сына жениться, но он говорит, что насмотрелся на неё и на батюшку и получил отвращение к женитьбе.

Когда бригадирша вышла, советница предупредила Иванушку, чтобы их любовь скрывать от его отца и её мужа. Иванушка, не видя, что зашли бригадир и советник, кидается на колени перед советницей.

Явления 3–4

Бригадир и советник с яростью упрекают и ругают Иванушку и советницу.

Входят бригадирша, Добролюбов и Софья.

Советник сказал бригадиру, что за своё бесчестие сдерёт с его сына деньги.

Софья заявила отцу, что после такого поступка жениха она за него не выйдет.

Советница и Иванушка стали обвинять советника за то, что он становился перед бригадиршей на колени.

Возмущённый бригадир упрекает жену в том, что она не сказала ему, что советник за ней волочился. Бригадирша уверяет его, что не ведала об этом, что потом добрые люди ей об этом сказали.

Бригадир угрожает советнику, что изувечит его, тот, струсив, просит его простить. Бригадир угрожает и сына побить. Тогда советница объявляет, что он сам признался ей в любви. Советник начинает яриться, упрекая бригадира, что он приехал в его дом искушать его жену.

Бригадир командует жене и сыну сию минуту собираться домой. Иванушка и советница кидаются друг к другу. Иванушка просит у неё прощения, а она прощается с ним. Бригадир и советник разнимают их.

Советник, идя за бригадиршей, просит у неё прощения.

Явление 5

«О господи! Наказуешь нас по делам нашим», — говорит советник и жалеет Софью, которая лишилась жениха.

Добролюбов просит у него руки его дочери. Советник и советница, узнав, что Софья согласна выйти за Добролюбова, тоже согласились на их брак. Добролюбов и Софья счастливы.

Советник горюет, что за свои грехи наказан тем, что приходится жить с женой-изменщицей и, обращаясь к публике, произносит: «Говорят, что с совестью жить худо: а я сам теперь узнал, что жить без совести всего на свете хуже».

Путешествие по Европе

В конце 1774 года Денис Фонвизин женился на Екатерине Роговиковой, дочери богатого купца. Свадьбу сыграли в Москве, а жить молодожены вернулись в Петербург, в дом на Галерной улице. Через три года жена Фонвизина заболела. Чтобы поправить здоровье, они поехали во Францию — это было первое заграничное путешествие писателя. По пути супруги побывали в Варшаве и Дрездене, Лейпциге и Лионе, Страсбурге и Мангейме. Когда жене стало лучше, они посетили южные французские провинции.

По ссылке — воспоминания русских писателей, побывавших за границей

Во время путешествия Фонвизин писал письма сестре Феодосии Аргамаковой, графу Никите Панину и дипломату Якову Булгакову. Он описывал им французскую действительность, культуру, рассказывал про достижения в науке и литературе.

Через 6 лет Фонвизины снова побывали в Европе — они отправились в Германию. Фонвизин посетил Лейпциг, Мемель, Франкфурт, Нюрнберг. Писатель гулял по городу, ходил в музеи и картинные галереи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]