Кратко «Бедность не порок» А. Н. Островский


Островский Александр — Бедность не порок

А это позволяет и нам становиться лучше и мудрее. Как отличить настоящее богатство, вечное богатство от бесполезного и гадкого. И не смотря на всю глубину пьесы, написана она в комедийном жанре, а потому слушать ее приятно и легко. Комедия написана в трех действиях. Первое действие застает нас в комнате молодого приказчика Мити, который верой и правдой служит Торцову Гордею Карпычу – богатому купцу. После разговора с Егорушкой, Митя остается в одиночестве и по всему видно, что на сердце у него печаль и тоска. А вызваны они теплыми чувствами к молодой и прекрасной дочери купца – Любви Гордеевной.

После гуляний вся семья Торцовых возвращается домой и сначала к Мите заходит добрая Пелагея Егоровна и приглашает Митю на чай. После этого к нему приходит молодежь – девушки и юноши. В их числе и Любовь Гордеевна. Мите удается остаться наедине со своей возлюбленной и прошептать ей на ухо несколько ласковых слов, что не остается без внимания подружек и юношей.

После того, как молодежь уходит, к Мите приходит Любима Карпыч – брат Гордея Торцова, и рассказывает историю своей жизни. Получив наследство от отца, он, в отличии от брата, не занялся делом, а уехал в Москву. Там он прогулял все свои деньги по трактирам, театрам, магазинам. Вернулся он ни с чем и теперь вынужден жить в бедности и выслушивать упреки родного брата.

Во втором действии слушатели переносятся в гостиную дома Торцовых. Здесь Пелагея Егоровна собирает молодых и начинаются настоящие гуляния. В это время возвращается Гордей Карпыч со своим новым товарищем – Коршуновым. Это старый, развратный богач любит почет и охотлив до молоденьких девиц. Перед столичным гостем хозяин дома старается показать свою образованность и изысканность, но получается у него это нелепо и наиграно.

Коршунов во время визита к Торцовым оказывает сильное внимание к молодой дочери Гордея Торцова. И при этом из разговора становится понятно, что отец уже пообещал свою дочь отдать в жены приезжему богачу. Он видит счастье своей дочери в том, что жить она будет, как барыня, кататься в каретах, посещать салоны. Он не понимает, что жить с немилым, старым мужем будет Любе безрадостно. Тем более, что перед этим она уже объяснилась с Митей и открыла ему свое сердце. Молодые намеревались обвенчаться.

Характер Любови Гордеевны заслуживает уважения. Даже тогда, когда отец объявил о свое решении отдать дочь за Коршунова, она не посмела идти против родительской воли. Ни слезы Мити, ни ее собственные страдания не смогли побороть то, что было в ней порядочного и ответственного. Девушка со скорбной покорностью приняла решение отца.

В третьем действии слушатели оказывают в кабинете Пелагеи Егоровны. Женщина занята подготовкой к свадьбе. Она понимает, что отдает дочь за нелюбимого, но перечить воле мужа она тоже не хочет. Митя принимает решение уехать из дома Торцовых к больной матери. На прощание он последний раз пытается уговорить Любовь убежать с ним, но девушка непоколебима. Воля отца для нее важнее собственного счастья.

Во время прощания молодых в комнату входят Гордей Карпыч и Коршунов. В это время появляется Любим Карпыч, который обличает Коршунова в нечестности. Именно он много лет назад обобрал в Москве Любима Карпыча. В гневе Коршунов покидает дом Торцовых, оскорбив на прощание и Гордея, и Любу.

Гордый Торцов, увидев истинное лицо Коршунова, не пожелал отдавать за него Любовь. И в это время Митя открыл свои чувства и попросил благословения отеческого по любви. Любим стал на сторону молодых, убеждая брата, что бедность не порок, а чистое сердце гораздо важнее денег. Растроганный Гордей Карпыч благословляет дочь и Митю.

Озвучил аудиокнигу диктор Станислав Иванов, который не первый раз радует слушателей качественным исполнением классических произведений. Каждый персонаж Станиславу удался, включая и женские роли. Слушать аудиокнигу приятно благодаря работе Станислава Иванова, и полезно благодаря таланту А.Н. Островского.

Бедность не порок

Сказка о коварном фабриканте и добром дядюшке

Долго ль до греха, не спросившись-то ума-разума

Давненько так я не читала пьес. Если быть точной, то с самой школы. И не потому, что они мне не нравятся, а просто как-то в руки не попадали. Хотя, помнится, в школе я всегда радовалась, завидев в учебнике отрывок из пьесы — всегда было интересно читать такую форму, даже если содержание шло не совсем гладко.

С Островским, надо сказать, я знакома весьма поверхностно. То есть я, конечно, читала по программе «Грозу» и «Бесприданницу», но это был тот случай, когда чтение было «вымученным», не лежала у меня к нему душа на тот момент. И если с «Бесприданницей» я позже познакомилась хотя бы по фильму «Жестокий романс», то «Гроза» окончательно и бесповоротно затерялась где-то в глубинах памяти до такой степени, что я даже не помню, в чем была суть. Надо будет это исправить при случае.

«Бедность не порок»

— это моя попытка заново познакомиться с автором. Судя по всему, не самый удачный выбор. Все говорит за то, что эта
пьеса более легкая и даже в каком-то смысле сказочная, чем остальные произведения Островского, несмотря на то, что ситуация в ней разыгрывается самая что ни на есть реалистичная и житейская
. Просто разрешается она как-то уж слишком легко и ненавязчиво. Все счастливы и довольны, вплоть до самых третьестепенных героев.

Что касается языка, то он вызывает просто непреодолимое желание выписывать все подряд

. Там же что ни фраза — то поговорка. Особенно это касается «дяденьки» Любима Карпыча — так он складно вещает, практически стихами, на любую тему, что прямо диву даешься. Думаю, зря он на жизнь жаловался, с таким талантом он бы и на улице не пропал, это уж точно.

Что до основного конфликта, то он классически прост. Есть разбогатевший купец, намеревающийся породниться с крупным фабрикантом, есть его дочка, влюбленная в молодого бедного приказчика, есть сам этот приказчик, влюбленный в дочку хозяина. Вопрос простой: отдадут ли красавицу Любовь Гордеевну за «старого и постылого» или любовь и справедливость восторжествуют?

Немножко офф-топ.
Что меня удивило в первом действии пьесы — это то, что весь народ толпился в приказчичьей комнате. Это не комната, а прямо проходной двор какой-то: то хозяйка зайдет поплакаться на горькую судьбину, то хозяйский племянник — поговорить по душам, то девушки забредут, потому что им скучно одним сидеть. А то и всей толпой завалятся, во главе с хозяином, хотя комната вроде заявлена как «небольшая». Все это, конечно, вполне объясняется тем, что приказчик Митя — своего рода «душа дома», для каждого найдет и доброе слово, и пару монет, хотя у самого негусто, вот все и тянутся к нему. Но все равно мне это тотальное паломничество в его комнату показалось слегка странноватым.
Герои у нас разные. Митя

, убедившись, что ему отвечают взаимностью, готов действовать: хоть увезти невесту тайно, хоть к ее родителям на поклон пойти, только бы не сидеть сложа руки, а делать что-то.
Любовь Гордеевна
, равно как и ее матушка, напротив, олицетворяют покорное подчинение судьбе. Если такова воля отца — значит, так д
о
лжно. Не то чтобы у них был какой-то особенный выбор — времена не те — но у них и желания нет что-либо изменить. Зато я живу по закону, и вообще, так испокон веков было.

Любопытно, что Любина любовь (надо же было выбрать именно это имя для героини) проистекает большей частью из жалости:

Больно уж он мне по сердцу, такой тихий и сиротливый.

То есть других его качеств она как бы и не замечала, а вот то, что он смотрит «глазами больной собаки», бедно одевается и терпит попреки от папеньки, девичье сердечко растопило. Впрочем, какая разница, что именно растопило, главное, чтобы она все остальное тоже разглядела со временем, раз уж автор был столь добр, что подарил ей такой шанс.

В пьесе отлично высмеиваются нравы общества, глупость и невежество, бездумное стремление следовать моде, пренебрежение к другим.

Много на страницах уместилось и бытовых деталей: ряженые, песни, пляски, святочные гадания. Это все замечательно, но вот сюжет и герои все же показались мне недоработанными, а местами даже вымученными. Особенно в заключительной сцене, явственно отдающей абсурдом, даже если вспомнить, что действие происходит на Святки, когда возможны всякие чудеса. Какие угодно чудеса, но в то, что у таких людей, как Гордей Карпыч, вдруг может объявиться сердце, я верю с трудом.

Итог

. Пока что повторное знакомство с Островским прошло не очень удачно, хотя в целом пьесу я оценила неплохо. Но надеюсь на то, что просто это я неправильно выбрала произведение. Планирую еще прочитать «Доходное место» и очень надеюсь, что с ним мне повезет больше.

Прочитано в рамках «Игры в классики»

, 6 тур (расширенная версия)

Действующие лица

Гордей Карпыч Торцов, богатый купец. Пелагея Егоровна, его жена. Любовь Гордеевна, их дочь. Любим Карпыч Торцов, его брат, промотавшийся. Африкан Савич Коршунов, фабрикант. Митя, приказчик Торцова. Яша Гуслин, племянник Торцова. Гриша Разлюляев, молодой купчик, сын богатого отца. Анна Ивановна, молодая вдова. Маша; Лиза, подруги Любови Гордеевны. Егорушка, мальчик, дальний родственник Торцова. Арина, нянька Любови Гордеевны. Гости, гостьи, прислуга, ряженые и прочие.
Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок.

Бедность не порок краткое содержание

Пьеса «Бедность не порок» Островского была написана в 1853 году и изначально имела другое название – «Гордым Бог противится». По замыслу писателя, пьеса была написана для осмеяния нелепой моды на западные веяния в укладе жизни русского купечества. Для лучше подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание по действиям.

Главные герои Гордей Карпыч Торцов – богатый купец, решивший изменить привычный жизненный уклад на западный манер. Африкан Савич Коршунов – богатый московский фабрикант, уверенный, что за деньги можно купить все, в том числе и любовь. Митя – приказчик Торцова, порядочный молодой человек с мягким сердцем. Любовь Гордеевна – дочь Торцова, умная и скромная девушка, воспитанная в патриархальном духе. Другие персонажи Любим Карпыч Торцов – брат Гордея Карпыча, простой и бесхитростный человек. Пелагея Егоровна – супруга Гордея Карпыча, женщина старой закалки. Яша Гуслин – молодой человек, дальний родственник Торцова, влюбленный в Анну Ивановну. Анна Ивановна – молодая вдова, бойка и веселая женщина. Гриша Разлюляев – сын богатого купца, беззаботный молодой человек. Краткое содержание

Действие первое Приказчик Митя узнает от Егорушки, что его хозяин, Гордей Карпыч Торцов, очень зол на родного брата. Захмелев на празднике, Любим Карпыч «начал разные колена выкидывать» при гостях, чем глубоко оскорбил брата. Спустя некоторое время приезжает супруга хозяина, Пелагея Егоровна, а также их дочь, Любовь Гордеевна. Торцова жалуется Мите на супруга, который связался с Африканом Савичем Коршуновым. Дружба с богатым московским фабрикантом, заядлым англоманом, серьезно повлияла на Гордея Карпыча – «теперь все ему наше русское не мило». Пелагея Егоровна переживает за судьбу дочери, которую уж пора замуж выдавать, вот только супруг все время твердит, что «нет ей ровни». По всей видимости, он планирует устроить судьбу Любочки в Москве. В приватной беседе Митя жалуется Гуслину на Гордея Карпыча, который «все бедностью попрекает», но при этом не прибавляет жалованья, невзирая на все старания своего молодого приказчика. Но хуже всего то, что Митя посмел влюбиться в купеческую дочь – Любовь Гордеевну. Гуслин советует приятелю выкинуть это из головы, поскольку «потом еще тяжельше будет». Тем временем к Торцовым приходят подруги купеческой дочери. Молодой купец Гриша Разлюляев веселит девушек, и вскоре гости пускаются в пляс, поют веселые песни. Незаметно парни и девушки покидают комнату, и Анна Ивановна запирает, оставляя Любовь Гордеевну и Митю наедине. Юноша понимает, что лучшего момента для признания в любви не будет, и читает Любе стихи собственного сочинения. Девушка пишет ему ответ и просит прочесть его только после ее ухода.

Действие второе Митя находит Любовь Гордеевну и просит подтвердить достоверность написанных ею слов. Если же Митя «принят в насмешку» купеческой дочерью, то не жить ему на этом свете. Любовь Гордеевна признается ему в любви, и молодые люди решают идти на следующий день к Гордею Карпычу и просить его отцовского благословения. Пелагея Егоровна созывает соседских девушек. В доме Торцовых собираются Любовь Гордеевна с подругами, Анна Ивановна, Яша Гуслин, Митя, Разлюляев, и вскоре начинается веселье. Радушная хозяйка угощает молодых людей сладостями и вином – ей приятно наблюдать за песнями и плясками молодежи. Однако веселье быстро гаснет, когда в доме появляется хозяин вместе с Коршуновым. Гордей Карпыч крайне не доволен тем, что супруга устроила святочный вечер «на мужицкий манер». Он приказывает слугам зажечь свечи и принести шампанского, предлагает пройти столичному гостю в гостиную, где «совсем другой ефект будет».

Тем временем Коршунов любуется девушками, и предлагает в честь праздника целоваться, поскольку он «до этого охотник». Оставшись наедине с Любовью Гордеевной, Африкан Савич преподносит ей в подарок бриллиантовые сережки и просит любить его, поскольку он человек хороший, веселый, и, что самое важное – небедный. Гордей Карпыч рассказывает жене о своих планах перевезти все семейство в Москву, поскольку в родном городе «одно невежество и необразование». А поможет им устроиться на новом месте «зятюшка Африкан Савич», за которого он уже сосватал дочь. Узнав о своей скорой свадьбе с Коршуновым, Любовь Гордеевна бросается отцу в ноги и просит разорвать помолвку, но тот настроен решительно.

Действие третье Пелагея Егоровна расстроена известием о помолвке дочери с богатым стариком Коршуновым. Она понимает, что девушке нужна чистая любовь – «хоть бедненького, да друга милого». В расстроенных чувствах появляется Митя – узнав о предстоящей свадьбе Любови Гордеевны, он собирается покинуть дом Торцовых и приходит попрощаться с хозяйкой. Пелагея Егоровна жалуется молодому человеку, но тот не понимает, как можно добровольно отдавать дочь за нелюбимого человека, и намекает, что родителям за подобное преступление «надоть будет богу ответ дать». После Митя признается, что любит Любовь Гордеевну, и это чувство взаимно. Митя предлагает своей возлюбленной бежать, но девушка отказывается – она никогда не «посмеет такой грех на душу взять». Молодые люди прощаются. Коршунов находить Любовь Гордеевну и принимается ей описывать преимущества брака с таким солидным человеком как он. Африкан Савич признается, что он не любил покойную жену, да и она не любила его. Любовь Гордеевну же он обещает «на руках носить» и исполнять все ее желания.

Тем временем к Торцовым приходит Любим Карпыч и заводит перепалку с братом. Он оскорбляет Коршунова, обвиняя его в грязных махинациях. В результате Гордей Карпыч ссорится с московским гостем, и тот разрывает помолвку. В тот момент Торцов готов отдать замуж за кого угодно, лишь бы не за Коршунова. Заметив в дверях Митю, он предлагает ему жениться на Любе, и тот, не веря своему счастью, просит благословить их «по-родительски, с любовию», поскольку они давно любят друг друга. Опомнившись, Гордей Карпыч отрезвляет и молодого человека, который, по его мнению, совершенно не дотягивает до роли завидного жениха. Однако он уступает горячим просьбам дочери и супруги, и в итоге соглашается на этот брак.

Заключение В своей пьесе Островский демонстрирует конфликт отцов и детей – патриархального и молодого прогрессивного общества. Также он поднимает вопрос о ценности моральных качеств человека, а не его состояния и положения в обществе. Краткий пересказ «Бедность не порок» будет особенно полезным для читательского дневника.

Действие первое

Лица:

  • Гордей Карпыч Торцов, богатый купец.
  • Пелагея Егоровна, его жена.
  • Любовь Гордеевна, их дочь.
  • Любим Карпыч Торцов, его брат, промотавшийся.
  • Африкан Савич Коршунов, фабрикант.
  • Митя, приказчик Торцова.
  • Яша Гуслин, племянник Торцова.
  • Гриша Разлюляев, молодой купчик, сын богатого отца.
  • Анна Ивановна, молодая вдова.
  • Маша; Лиза, подруги Любови Гордеевны.
  • Егорушка, мальчик, дальний родственник Торцова.
  • Арина, нянька Любови Гордеевны.
  • Гости, гостьи, прислуга, ряженые и прочие

Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок.

«Бедность не порок» — читательский дневник по пьесе А. Островского

Пьеса «Бедность не порок» Александра Островского была написана в 1853 году, а опубликована в 1854 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор:

Островский Александр Николаевич
Название произведения:
«Бедность не порок»
Жанр:
пьеса (комедия)
Год написания:
1853
Издательство:
АСТ
Год издания:
2010

Главные герои и их краткая характеристика

Гордей Карпыч Торцов – богатый купец, решивший изменить привычный жизненный уклад на западный манер. Африкан Савич Коршунов – богатый московский фабрикант, уверенный, что за деньги можно купить все, в том числе и любовь. Митя – приказчик Торцова, порядочный молодой человек с мягким сердцем. Любовь Гордеевна – дочь Торцова, умная и скромная девушка, воспитанная в патриархальном духе. Любим Карпыч Торцов – брат Гордея Карпыча, простой и бесхитростный человек. Пелагея Егоровна – супруга Гордея Карпыча, женщина старой закалки. Яша Гуслин – молодой человек, дальний родственник Торцова, влюбленный в Анну Ивановну. Анна Ивановна – молодая вдова, бойка и веселая женщина. Гриша Разлюляев – сын богатого купца, беззаботный молодой человек.

Время и место действия

Действие пьесы происходит во второй половине XIX века в одном из уездных городов России, в доме купца Торцова, во время Святок.

Краткое содержание и сюжет

Богатый купец Гордей Карпыч Торцов решает выдать свою дочь Любовь Гордеевну замуж за богатого старого вдовца Африкана Савича Коршунова. Юная Любовь Гордеевна не любит своего пожилого жениха.

Девушка влюблена в бедного, но доброго парня Митю, который служит приказчиком у ее отца. Митя отвечает девушке взаимностью и надеется жениться на ней. Любовь Гордеевна просит отца не выдавать ее замуж за нелюбимого человека. Но суровый и гордый Торцов остается непреклонен.

Митя предлагает Любови бежать из дома, чтобы тайно венчаться. Но девушка отказывается, так как не хочет выходить замуж против воли отца. Любовь Гордеевна и ее мать Пелагея Егоровна смиряются с решением главы семьи. Митя понимает, что не может ничего изменить.

Помочь влюбленным решает брат Гордея Карпыча, добродушный пьяница Любим Карпыч. Он просит брата не отдавать дочь за подлеца Африкана: не так давно тот обманул и разорил Любима, сделав из него нищего попрошайку. Обиженный Африкан требует извинений и предупреждает, что иначе не женится на Любови Гордеевне.

В ответ Гордей отказывается извиняться и объявляет, что теперь назло выдаст дочь за какого-нибудь бедняка, например, Митю. Влюбленные Митя и Любовь радуются этому решению. Увидев их радость, Гордей тут же берет свои слова обратно. Вся семья уговаривает Гордея сдержать слово и отдать дочь за Митю.

В конце концов Гордей смягчается и благославляет влюбленных. Он благодарит брата за то, что тот наставил его на ум. Гордей также признается, что теперь стал другим человеком. Семья Торцовых и их гости радуются и отмечают Святки.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Приказчик богатого купца Гордея Торцова Митя влюблён в его дочь Любовь Гордеевну, но понимает, что отец никогда не даст согласие на их неравный брак. В тот день ему удалось остаться с ней наедине, и они всё же решили броситься в ноги папеньки, и просить его благословения. Вскоре отец возвращается домой вместе с Африканом Коршуновым, богатым фабрикантом, который в своё время обманул и разорил его брата — Любима Торцова. Несмотря на этот факт, он представляет его женихом дочери. Митя в шоке, он встречается с Любовью и предлагает ей ночью уехать и тайно повенчаться, но без благословения отца она не согласна на это. Тут приходит Любим Торцов и начинает оскорблять Африкана Коршунова, обвиняя его в своём разорении, а брата просит не отдавать за него дочь. Коршунов требует вывести Любима из дома, и говорит несколько обидных слов Гордею. Они ссорятся и свадьба расстраивается. Воспользовавшись этим, Митя и Любовь бросаются в ноги к отцу и заявляют, что они любят друг друга. Их горячо поддерживают Пелагея Егоровна, мать Любови и Любим. Гордей, после некоторого колебания, даёт им своё благословение.

План пересказа

1. Ссора братьев Гордея Карпыча и Любима Карпыча Торцовых. 2. Разговор Гуслина с приказчиком Митей. 3. Гуслин поет песню, сочиненную Митей. 4. Гордей Карпыч упрекает Митю в вечном отсутствии денег и бранит Разлюляева. 5. К молодым людям приходят девушки. 6. Разговор Мити и Любови Гордеевны. 7. Любим Карпыч рассказывает Мите свою историю. 8. Митя узнает о том, что Любовь Гордеевна его тоже любит. 9. Вечеринка в доме Торцовых. 10. Гордей Карпыч приводит Коршунова и разгоняет все общество. 11. Коршунов сватает Любовь Гордеевну. 12. Митя хочет тайно повенчаться с любимой, но она не может идти против воли отца. 13. Коршунов говорит с Любовью Гордеевной. 14. Любим Карпыч обвиняет Коршунова в недостойном поведении. «Жених» уезжает. 15. Гордей Карпыч, горячась, кричит, что выдаст дочь за Митю. 16. Глава семьи благословляет молодых людей.

Основная мысль

Д

еньги не всегда всесильны, честь и достоинство у умного человека стоит превыше любых материальных благ.

Чему учит

Пьеса учит тому, что нельзя считать бедность пороком и судить людей по материальному состоянию.

Отзыв и что понравилось

В своей пьесе Островский демонстрирует конфликт отцов и детей – патриархального и молодого прогрессивного общества. Также он поднимает вопрос о ценности моральных качеств человека и показывает, что бедность не может быть пороком.

Вывод и мое мнение

Русский человек не идеален, он ошибается, тратит свою жизнь на грехи и беспутство, но он способен признать ошибки и стать на путь истинный. В этом сила русского человека. Никакие новомодные мировоззрения не могут ужиться в русской душе, если они противоречат народной мудрости, сердцу, здравому смыслу.

Пословицы

  • Любовь за деньги не купишь.
  • Деньги — прах, одежа тоже, а любовь всего дороже.
  • Милее всего кто любит кого.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]