Какова роль второстепенных персонажей в комедии Фонвизина «Недоросль»?

Комедия «Недоросль» была создана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. Центральной проблемой произведения выступает порицание дворянского воспитания тех времен. Пьеса содержит признаки классического стиля. Типичной литературным приемом является употребление говорящих имен и фамилий, которые четко отражают характер персонажа. Название пьесы отражает суть указа Петра I, где и оговаривалась невозможность дворян, не имеющих образования, служить и жениться. Актуальность проблематики произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ.

Главные герои

Митрофанушка

В образе Митрофана, автор высмеивает грубость, невежество и застой российского дворянства. Главному герою шестнадцать лет от роду, живет он с родителями. Митрофан единственный ребенок в семье. Он абсолютно необразован. Все только хвалят Митрофанушку за отсутствие стремления к учебе. Персонаж предстает перед читателем как избалованный и не уважающий других молодой человек. Он не уважает собственного отца, льстит и пользуется расположением матери.
Подробная характеристика Митрофана.

Стародум

В “Недоросле” герой Стародум – это дядя и опекун Софьи. Его имя указывает на поколение придворных людей, которые несли свою службу честно и без заискивания перед «сильными мира сего». Он говорит словами автора. Персонаж характеризуется искренним прямодушием и отрицанием всякой несправедливости. Человек, обладающий полномочиями и властью не должен пренебрегать правами других людей – вот основной моральный принцип героя. Положительный герой, который выступает выразителем авторского замысла.

Подробная характеристика Стародума.

Простакова

Узловой отрицательный герой. Показана как необразованная и невежественная баба. Она концентрирует в своих руках власть в семье. Единственный человек, к которому она питает добрые чувства — ее сын. Основной характеристикой ее образа является безумное, и даже животное чувство любви к сыну. Она уверена в том, что все, что хорошо Митрофану – выгодно, а остальное – плохо. По ее мнению способ, которым достигается желаемое, не имеет особой важности, главное – результат.

Подробная характеристика Простаковой.

Правдин

Государственный служащий, который отправлен с целью проверки истинного положения дел в имении Простаковых. Человек порядочный и честный. Он отмечает все признаки произвола и самодурства. Дело Простаковых заботит его не только как дело государственной важности. Герой желает пресечь помещичий произвол. Правда возьмет верх и имение у жестокой и деспотичной жены будет изъято.

Подробная характеристика Правдина.

Какова роль второстепенных персонажей в комедии Фонвизина «Недоросль»?

Второстепенные персонажи в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

, к которым можно отнести Скотинина, Простакова, Кутейкина, Цыфиркина, Вральмана, Еремеевну и Тришку, выполняют важные функции, так как они, помимо участия в сюжете, занимают важное место в раскрытии поднятых автором проблем.

Образ Скотинина глубже раскрывает проблему барского произвола. Как Скотинин

, так и его сестра госпожа Простакова, уверены в том, что крепостные должны выполнять любую их прихоть. Скотинин с некой гордостью рассказывает о своем «обычае», заключенном в том, что «всякая вина виновата». Как и госпожа Простакова, Скотинин пользуется трудом своих слуг, не обращая внимания на их чувства и трудности, с которыми они сталкиваются. Госпожа Простакова хвалит своего брата за то, что он довольно ловко собирает с крестьян оброк, забирая у них даже лишнее. Д.И. Фонвизин указывает на ту жестокость, которая свойственна большинству дворян: Скотинин действительно уверен в том, что дворянин «волен поколотить слугу, когда захочет».

Образ Скотинина важен не только для демонстрации вседозволенности дворян по отношению к крепостным, но и для демонстрации пустого и бессмысленного существования, где нет места образованию, где главными жизненными ценностями являются деньги. Скотинина не интересует ничего, кроме свиней. Он не приносит никакой пользы обществу и тупо проживает свою жизнь. Скотинин говорит о том, что он «отроду ничего не читывал», утверждая, что чтение – это скука. Только из-за того, что он хочет обеспечить себе и своим любимым свиньям хорошую жизнь, он планирует жениться на Софье, получившей в наследство крупную денежную сумму.

Большое значение имеет образ Простакова, мужа госпожи Простаковой и отца Митрофанушки. Он не позволяет себе высказывать собственное мнение, он в принципе не имеет собственного мнения. Д.И. Фонвизин показывает, что дворяне, подобные госпоже Простаковой, с каждым днем убеждаются в своей вседозволенности и безнаказанности, в результате молчаливости таких, как Простаков

, которые мирятся с жестокостью и безнравственностью других дворян и ничего не делают для борьбы с несправедливостью.

Образы учителей Митрофанушки Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана помогают в раскрытии проблемы образования. Д.И. Фонвизин задается вопросом: какие знания могут получить молодые дворяне, если их учителя – малообразованные люди? Вральман, не имея ничего общего с педагогической деятельностью, в прошлом работая кучером, постоянно срывает занятия Митрофанушки, ничего не делая для его обучения, только взимая с Простаковых плату. В комедии показано, что жестокий Митрофанушка, берущий пример с собственной матери, становится более опасным общественным явлением под воздействием таких учителей, которых, ничего не понимая в образовании, наняла госпожа Простакова, поскольку наличие учителей считалось обязательным в дворянском обществе того времени.

Образы слуг Еремеевны, няни Митрофанушки, и Тришки, который выступает в ходе действия в роли портного, важны для раскрытия проблем барского произвола и крестьянской покорности. Д.И. Фонвизин показывает, что крепостные вынуждены терпеть издевательства и даже побои со стороны своих хозяев. Еремеевна признается, что она получает «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». Тришка

вынужден выслушивать претензии госпожи Простаковой, хоть он и не является профессиональным портным. Автор комедии жалеет слуг, однако он указывает и на их вину в отсутствии справедливости в обществе, так как и Еремеевна, и Тришка, и другие слуги в доме Простаковых мирятся с беспределом и ничего не делают для того, чтобы изменить свое бесправное положение.

Таким образом, с помощью образов второстепенных персонажей автор «Недоросля» рисует наиболее широкую картину общественной жизни, раскрывая важные и актуальные проблемы современного ему российского общества.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Люди или нравы являются объектом осмеяния в комедии Фонвизина «Недоросль»?

Тарас Скотинин, брат Простаковой,— типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Выросший в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению, он отличается невежеством, умственной неразвитостью, хотя от природы сообразителен.

Услыхав о взятии в опеку имения Простаковых, он говорит: «Да этак и до меня -доберутся. Да этак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову». Все его мысли и интересы связаны только со своим скотным двором. Гоголь говорит о нём: «Свиньи сделались для него то же, что для любителя искусств картинная галерея! Теплоту и нежность он проявляет только» к своим свиньям. Скотинин — свирепый крепостник, мастер «сдирать» с крестьян оброк. Скотинин жаден. Узнав, что Софья принесёт своему мужу состояние, дающее десять тысяч доходу, он готов уничтожить своего соперника — Митрофана. С большой художественной силой нарисована Еремеевна, няня Митрофана. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым — Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, «заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки», как указывал Фонвизин, кричит: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю». Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (т. е. жизни) не жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе, трепещет перед своей свирепой госпожой. «Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» — с отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!» И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верную службу. Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана. Отставной солдат Цыфиркин — человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,— говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь — «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы. В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.

Похожие материалы:

  • Анализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль» — .
  • Добро и зло в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» — .
  • Идеи русского просвещения в комедии «Недоросль» — .
  • Изображение дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» — .
  • Образ Мирофанушки в комедии «Недоросль» — .

Сочинение: Роль второстепенных персонажей в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

Второстепенные персонажи в комедии «Недоросль» играют важную роль в создании атмосферы. Читатель четче понимает характер главных героев. Второстепенные персонажи необходимы для более глубокого и полного понимания картины. Такими героями в пьесе являются воспитатели.

Первая на очереди — няня Митрофана, Евремеевна. Она как вторая мама постоянно ухаживает и воспитывает Митрофана. Через образ Евремеевны показана покорность и терпимость. На протяжении сорока лет, в которые няня усердно работала, она получала лишь «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Она настолько привыкла к этому дому и к своему образу жизни, что не уходит, а наоборот, продолжает оберегать и защищать Митрофана. Из обычной няни она превратилась в рабыню, которая не имеет чувства собственного достоинства. Она сама превратила свою жизнь в рабство, а ее хозяева не способны компетентно оценить ее работу. Ее образ вызывает сочувствие.

Другие учителя в комедии показаны воплощениями невежества и безграмотности. Вспомним, кто обучал Митрофана математике. Бывший солдат Пафнутьич Цыфиркин с одной стороны, любил трудиться и не признавал жизнь в свое удовольствие, но с другой, он взялся за дело, в котором ничего не смыслит. Цыфиркин отказался от денег, так как он не смог обучить своего подопечного элементарной арифметике. Он — плохой учитель, но зато добрый и честный человек. Это вызывает уважение в глазах положительных героев.

Учитель русского и церковнославянского языков, Сидорыч Кутейкин обучал Митрофана грамотной речи. Но сам Кутейкин так и не доучился в семинарии, так как попросил освободить его от обучения. Кутейкин — расчетливый и хитрый. В отличие от Цыфиркина, он отличается жадностью к деньгам. В речи Кутейкина проскальзывают церковнославянские слова, которые остались еще со времен обучения. Митрофана он не любил за его глупость и лень.

Не обошлось и без учителя истории Вральмана. По его словам, помимо истории он может обучить недоросля многими иностранным языкам. О его характере сразу может сказать интересная и с виду немецкая фамилия. Вот только первый слог «врал» указывает на его натуру. На самом деле, Вральман никакой не учитель, а лишь кучер, который работал у Правдина три года. Вральман попал на эту работу лишь из-за глупости семьи Простаковых, которые не увидели в нем обычного обманщика, а лишь слепо следовали модной тенденции нанимать иностранных учителей.

Таким образом, через второстепенных персонажей показан колорит всего общества в пьесе «Недоросль». Только им Простакова говорила правду, что больше вызывало у читателя негативное отношение к ней. А Митрофан, в подражании матери, постоянно ругает своих учителей и чуть ли не поднимает руку. Они по нелепой случайности оказались в этом доме и вынуждены терпеть все происходящее. Они страдают, но не уходят, так как им некуда больше податься.

Предыдущая

СочиненияИтоговое сочинение: Что война делает с людьми?

Следующая

СочиненияСочинение: Хрустальная душа Обломова в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Сочинение на тему: Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»

_________________________________________________________________________________________________ Сочинение. Образ второстепенных героев в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Тарас Скотинин, брат Простаковой,— типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Выросший в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению, он отличается невежеством, умственной неразвитостью, хотя от природы сообразителен. Услыхав о взятии в опеку имения Простаковых, он говорит: «Да этак и до меня -доберутся. Да этак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову». Все его мысли и интересы связаны только со своим скотным двором. Гоголь говорит о нём: «Свиньи сделались для него то же, что для любителя искусств картинная галерея! Теплоту и нежность он проявляет только» к своим свиньям. Скотинин — свирепый крепостник, мастер «сдирать» с крестьян оброк. Скотинин жаден. Узнав, что Софья принесёт своему мужу состояние, дающее десять тысяч доходу, он готов уничтожить своего соперника — Митрофана. С большой художественной силой нарисована Еремеевна, няня Митрофана. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым — Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, «заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки», как указывал Фонвизин, кричит: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю». Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (т. е. жизни) не жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе, трепещ ет перед своей свирепой госпожой. «Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» — с отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!» И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верпую службу. Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана. Отставной солдат Цыфиркин — человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,— говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии1, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь — «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы. В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]