Произведение И. С. Тургенева «Бежин луг» повествует о детях далёкого девятнадцатого века. На фоне яркого изображения окружающей природы автор рассказывает о жизни крестьянских мальчишек, соотносит особенности их внешности с чертами характера. Детальное описание каждого героя позволяет точно изобразить портреты из рассказа «Бежин луг» в сочинении для 6 класса, которое является обязательным в программе по литературе.
Образы мальчиков в произведении
Рассказ ведётся от лица заблудившегося охотника. Плутая по лесу, к ночи он выходит на луг, где местные мальчишки пасут табун. В темноте у костра они делятся друг с другом страшными байками и легендами, спорят о нечистой силе. Слушая истории, путник внимательно наблюдает за каждым рассказчиком и очень тонко подмечает особенности внешности и характеров маленьких пастухов.
Ребята трудятся с самого юного возраста, разделяют со взрослыми все повседневные заботы.
Осмысливая глубже весь разговор мальчиков, можно понять, что их устами отражены тяготы крестьянской жизни. Тем не менее детская непосредственность всё же проскальзывает в речи детей, в их жестах и мимике.
Краткое содержание очерка «Бежин луг»
Повествование «Бежин луг» начинается с того, что рассказчик выходит на охоту и любуется тем, как наступает утро. Уже поздней ночью он, возвращаясь домой, заблудился и выходит на Бежин луг, где горит огромный костер, а возле него сидят в ночном несколько крестьянских ребятишек. Объяснив, кто он, писатель тоже садится к костру.
После этого Иван Тургенев дает прекрасное описание ночи, которая ему очень нравится своей таинственностью и загадочностью. Он описывает и мальчиков, которых он увидел возле огня. Всего их было пять человек. Мальчики голодны, поэтому в котелке варят картофель. Через время автор ложится спать и уже вскоре претворяется, что спит. Это дает мальчикам возможность продолжить разговор. Тема разговора оказывается очень интересной – нечистая сила и все, что с ней может быть связано. Например, рассказ Илюши о домовом, который водится на бумажной фабрике.
Следующий рассказ Кости, который рассказывает случай, произошедший с местным потником, и который сделал из него такого угрюмого типа. Оказалось, что Гаврила повстречался с русалкой, которую полюбил. И снова звучит рассказ Ильи об утопленнике. В этот момент неожиданно с мест срываются собаки и с лаем куда-то мчаться. Но вскоре все снова успокаивается, и опять дальше продолжаются рассказы. Мальчишки рассказываю обо всем: об оборотнях, о волках, а затем темой их беседы становятся и покойники. Интересно, что детей интересуют и природные явления. Они говорят о солнечном затмении и пытаются объяснить его, с божественной точки зрения.
Позже возникает спор между мальчиками о том, какая нечисть водится в их местности. Вспоминают они не только водяного, но и тех людей, которые утонули. Им даже почудился голос Васи, мальчика, который совсем недавно утонул. Следует за этим описание ночи, а затем неба и леса, когда начинает подниматься солнышко. Вскоре рассказчик покидает ребят. А позже он узнает, что Павлуша погибнет, упав с лошади.
Портретная характеристика героев
Автор тонко передаёт яркую индивидуальность деревенских ребят. Точная словесная характеристика позволяет образно представить происходящее у костра:
- Центральный персонаж — двенадцатилетний Павлуша. Внешне мальчик выглядит неказистым и приземистым, но несмотря на это, создаёт приятное впечатление. Он деловит и спокоен. В его рассказе нет чертовщины, так как Павлуша меньше всех верит деревенским байкам. Пугающим ночным звукам он даёт научное объяснение. Мальчик очень смел — не сомневаясь ни минуты, бросается в сторону опасности. Павел импонирует рассказчику, который замечает, что в мальчике чувствуется ум и внутренняя сила.
- Четырнадцатилетний Фёдор — стройный мальчишка с приятными чертами лица. В общении ставит себя выше других, говорит мало. На протяжении беседы мальчик не рассказал ни одной истории. Федя хорошо одет и создаёт впечатление ребёнка из богатой семьи. Скорее всего, ночью в поле он оказался для развлечения.
- Илюше 12. Из его рассказов можно сделать вывод, что это терпеливый и трудолюбивый мальчик. Внешность автор характеризует как опрятную. Звук голоса — сиплый и слабый — соответствует выражению лица. Как будто переживая о чём-то, Илюша постоянно поправляет шапку, поджимает губы и имеет выражение болезненной заботливости. Мальчик хорошо знаком с народными поверьями, любит страшные истории, автором которых и является в рассказе. Именно он становится основным рассказчиком у костра.
- Костя — десятилетний паренёк маленького роста, с усеянным веснушками лицом и большими чёрными глазами, выражающими лёгкую грусть. Мальчик ещё довольно мал и очень впечатлителен, часто вздрагивает от резких звуков. Костя вызывает симпатию читателя. Истории других собеседников он воспринимает как детские сказки. В этой же форме преподносит и сюжет о русалке.
- Самому маленькому Ване 7 лет. Автором сказано о нём немного. В силу своего возраста мальчик трусоват. Путник даже не сразу замечает самого юного пастуха. Почти всё время он спал под рогожей. Лишь в какой-то момент мальчик «выставил своё свежее личико… и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза». В описании Вани охотник отмечает его кудрявые волосы и картавый говор.
По мере того как автор описывает особенности облика, речи и поступков каждого персонажа в рассказе «Бежин луг», портреты мальчиков становятся довольно живыми и убедительными.
«Бежин луг»: мистика в творчестве Тургенева, враждебная природа и роковая судьба
В чем суть?
«Бежин луг» — произведение на первый взгляд простое, однако, разбирая его, необходимо исключить неточности, которые иногда допускают ученики в сочинениях и устных ответах.
Кто главный герой?
Формально, «Бежин луг» — рассказ о детях. На самом же деле его главным героем является русская ночная природа, таинственная и сильная. Да и сами дети, пасущие коней в ночном и коротающие ночь у костерка за страшными историями – дети природы, к которым она до поры до времени благосклонна. А вот рассказчику стихия ночи предстает во всем ее ужасе и великолепии. Ночной пейзаж, полный мистической опасности, мощи и безразличия к заблудившемуся человеку. Это классический пример образа природы в творчестве Тургенева: необузданная сила, живущая своей жизнью, показывающая случайному путнику, что он ей чужой и готовая пожрать его в любую минуту.
Человек и природа.
Иногда в ученических сочинениях, реже в учебной литературе, можно встретить высказывания о том, что по изменениям, происходящим в природе, «видно, как меняется настроение рассказчика». Это не совсем точное утверждение: у Тургенева настроение рассказчика всегда меняется вслед за природой; это не отражение настроения человека, а наоборот, реакция человека на изменения во внешней среде. В данном случае, на рассказчика влияют надвигающаяся страшная необъятная темнота, ночные звуки и ночная тишина, неожиданные пейзажи, обманчивые холмы и петляющие тропы. Можно заметить, что природа для Тургенева олицетворяет путь в незнакомый, дикий, иной мир, в котором человек бесправен и немощен. Известно, что Тургенев был по убеждениям атеист, но в то же время он был мистик и обладал удивительной способностью тонко чувствовать страхи, волнения – как в природе, так и в душе человека.
Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. № 1.
Вопросы и задания, представленные в тетради, соответствуют содержанию входящего в систему «Алгоритм успеха» учебника (авторы Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова) с учетом структуры государственных аттестаций в 9 и 11 кдассаъ (ОГЭ и ЕГЭ). Учебный материал сопровождается красочными иллюстрациями, позволяющими активизировать работу над развитием речи учащихся. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (2010 г.).
Купить
Что взять для проработки?
День и ночь.
Тургенев действительно является непревзойденным мастером словесных пейзажей; даже Владимир Набоков, весьма требовательный читатель, который считал Тургенева «ничем не примечательным беллетристом», отдавал ему должное как певцу природы. Рассмотрите с учениками два отрывка: описание утра, с которого начинается рассказ, и описание вечера и ночи, когда рассказчик уже признается себе в том, что заблудился. Обратите внимание на художественные средства, которые использует автор. Можно создать два поля эпитетов и метафор: дневных и ночных. Самые выразительные отрывки, описывающие природу, можно заучить наизусть.
Портреты мальчиков.
«Бежин луг» дает нам классический пример литературного портрета. В УМК Т.Ф. Курдюмовой в учебнике для 6 класса изучение рассказа проходит именно в таком ключе; в электронной форме учебника изучение начинается с подробной мультимедийной презентации, посвященной литературному портрету. Затем дается виртуальный тест, где ученикам предлагается узнать персонажа по словесному портрету. Только после этого ученики приступают к разбору рассказа «Бежин луг», уже готовые подмечать все детали и делать выводы о творческом мастерстве Тургенева.
Писатель подробно описывает всех детей, а затем дает их образам раскрыться в полной мере – через манеру говорить, реакции, поведение. Обсудите в классе характер каждого персонажа, а затем попробуйте почитать диалоги по ролям, стараясь подчеркнуть особенности их образов. Ванечка будет больше всех напуган, Федя – брать на себя инициативу, стараться не подавать виду, что ему беспокойно, Павел – может быть даже будет относиться к некоторым страхам товарищей снисходительно. Ученики смогут доказать через манеру чтения свое видение персонажа.
Тема судьбы.
В рассказе есть занятная сюжетная линия: в какой-то момент детям нужно идти за водой. Это значит – отойти от спасительного теплого огня, шагнуть в темную бездну враждебной природы, подойти к воде (а в воде-то нечистая сила, о которой только что рассказывали!)… Принести воды решается Павел, самый волевой и смелый из всех детей. Он возвращается, гордый собой и тем, что высшие силы его не тронули. Затем, в финале, мы узнаем, что спустя год после описанного вечера Павел упал с лошади и разбился насмерть. Эту неслучайную деталь стоит обсудить особо: волевые персонажи присутствуют в романах Тургенева, они притягательны и интересны, но в финале судьба непременно находит таких и наказывает за то, что человек смел и готов действовать.
Что обсудить на классном часе?
Для юных героев рассказа «Бежин луг» бытовая мистика – народные поверья, домовые, русалки – неотъемлемая часть повседневной жизни, способ объяснить все необъяснимое. Но почему детям XXI века, имеющим доступ к любой научной информации, по-прежнему так нравятся «ужастики» — «Жуткий детский фольклор», собранный и обработанный Эдуардом Успенским, многочисленные триллеры Стивена Кинга, «аниматроники» и т.д.? Что можно найти для себя в мистической литературе – возможность «пощекотать нервы», привлечь внимание сверстников, или нечто большее? Может быть, в наши дни мы также склонны искать объяснения непонятным явлениям не в сфере науки, а в бытовой магии?
Литература. 5 кл. Раб.тетрадь В2-х частях. Ч.1. ВЕРТИКАЛЬ
Рабочая тетрадь входит в состав УМК по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и соответствует ФГОС основного общего образования. Также тетрадь может использоваться с учебником, соответствующим Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Помимо тетради в состав УМК входят электронное приложение к учебнику, методическое пособие и рабочая программа. Бесплатный доступ к электронному приложению и рабочей программе можно получить на сайте www.drofa.ru. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и др.) и личностных качеств учеников.
Купить
Что оставить на будущее?
Тургенев – писатель необыкновенно реалистичный. Он ничего не придумывает, а только наблюдает и описывает реальных людей, природу, события. Страшные истории из рассказа «Бежин луг» тоже не были придуманы писателем: это реальные бытовые легенды, бродившие по его родовому имению Спасскому-Лутовинову. Детство Тургенева было наполнено этими жутковатыми историями – скорее всего, это сыграло свою роль в его дальнейшем тяготении к мистике. Так пишет об этом Юрий Лебедев:
«…Все легенды об основателе Спасской усадьбы неизменно окрашивались в какие-то жутковатые тона. Погребен был Иван Иванович в фамильном склепе под часовней, им самим сооруженной при въезде в усадьбу, в углу старого кладбища. С этой часовней и расположенным невдалеке от нее Варнавицким оврагом связывали крестьяне страшное поверье. Два эти места считались в народе нечистыми: неспокойно лежалось усопшему барину в каменном склепе, мучила совесть, давила могила. Говорили, что по ночам выходит он из часовни и бродит по зарослям глухого Варнавицкого оврага и по плотине пруда в поисках разрыв-травы. Из поколения в поколение передавалась эта легенда, и не случайно звучит она в устах крестьянских ребят из «Бежина луга».
Сам Тургенев всячески избегал родового склепа Тургеневых на Спасском кладбище и ни за что не хотел быть там похоронен: с детства эти места вызывали у него страх. Еще одно «нечистое место» в Спасском-Лутовинове – заброшенная усадьба на Ивановском поле. От дома, сада и парка остались только канавы, пересохший пруд и три высокие ели, росшие близко одна от другой. «В 1847 году одна ель упала во время бури на вал канавы так, что вершина ее осталась над землей и служила забавными качелями для крестьянских ребят, пока однажды ель не скатилась и не захлестнула вершиной мальчика и девочку», — рассказывает Юрий Лебедев.
Отголоски этой истории впоследствии прозвучали в романе «Рудин»; зловещий пейзаж Ивановского Тургенев использовал как одну из декораций к действиям романа.
«Авдюхин пруд, возле которого Наталья назначила свидание Рудину, давно перестал быть прудом… Тут же существовала усадьба. Она давным-давно исчезла. Две огромные сосны напоминали о ней; ветер вечно шумел и угрюмо гудел в их высокой, тощей зелени… В народе ходили таинственные слухи о страшном преступлении, будто бы совершенном у их корня; поговаривали также, что ни одна из них не упадет, не причинив кому-нибудь смерти; что тут прежде стояла третья сосна, которая в бурю повалилась и задавила девочку».
Итак, Тургенев был мистиком; его привлекали сюжеты, связанные с необъяснимыми силами, будь то судьба, рок или бытовые поверья. Наиболее мистические свои произведения Тургенев писал в конце жизни; их создание принято связывать с тем, что в последние месяцы жизни Тургенев мучился от рака спинного мозга, не мог жить без морфия и часто жаловался на кошмарные сны. Самые поздние произведения Тургенева не входят в школьную программу, их можно оставить «на вырост» наиболее заинтересованным ученикам.
Литература. 7 класс. Рабочая тетрадь
Рабочая тетрадь входит в УМК по литературе для 7 класса (авт. Г.В.Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л.Ерохина). Предназначена для самостоятельной работы учащихся, но может быть использована и на занятиях в классе.
Купить
Персонажи глазами художников
Визуальная характеристика внешнего вида ребят сподвигла многих живописцев нарисовать сюжет произведения. Природа передаёт ощущение тёмной ночи у костра. Благодаря полноте восприятия, карандаш художников ложится на бумагу естественным и красивым рисунком.
Образы крестьянских детей и тема «Ночное» часто проходят сквозь творчество живописцев. Деревенские ребята привлекают своей непосредственностью и близостью к природе. Под впечатлением рассказа Тургенева «Бежин луг» рисунки создавали многие известные художники:
- Пахомов Алексей Фёдорович.
- Быковский Владимир Афанасьевич.
- Лебедев Клавдий Васильевич.
- Белюкин Анатолий Иванович.
- Ермолов Владимир Алексеевич.
- Давыдова Анна Аркадьевна.
- Кондратьев Александр Васильевич.
- Конашевич Владимир Михайлович.
- Куприянов Сергей Алексеевич.
- Рачков Николай Ефимович.
На полотнах художников запечатлён один сюжет — мальчики, стерегущие табун, и случайный путник у ночного костра — но каждый автор привносит в него новые краски, свои неповторимые нюансы и мотивы.
Рисунки к рассказу «Бежин луг» таинственны, как и состояние деревенских мальчишек, рассказывающих страшные поверья. Яркие, удивлённые лица детей, изображённых на картинах, не оставляют равнодушным и запоминаются надолго.
Серия иллюстраций А. Ф. Пахомова
Лучшими и по праву новаторскими картинами к рассказу «Бежин луг» можно считать работы А. Ф. Пахомова, в которых он изобразил главных героев — Павлушу, Илюшу, Федю, Ваню, Костю, и заблудившегося охотника. Прелести летней ночи у костра знакомы Пахомову не понаслышке. Ребёнком ему не раз доводилось бывать в ночном. Близкие сердцу воспоминания детства, облики друзей-мальчишек с их рассказами про разную чертовщину, чувство дружбы он и стремился передать в своих работах.
Внешнее описание персонажей художник сопоставил с их действиями и разговорами, тем самым оживив черты мальчиков в своих картинах. Читателю кажется, что именно так он и представляет каждого героя.
Известному советскому художнику удалось глубоко и психологически насыщенно передать образы простодушных деревенских детей и атмосферу всего произведения в серии картинок.
Описание природы в рассказе способствует наиболее полному художественному восприятию картин А. Ф. Пахомова. Произведение наполнено пейзажными зарисовками, которые дополняют переживания и облики персонажей, определяют внутреннее напряжение происходящего.
«Бежин луг» является воплощением авторского восприятия связи природы и человека в картинах разных художников.
Герои тургеневского рассказа «Бежин луг»
В необычном рассказе автор решил использовать домыслы о домовых, леших и даже русалках, которые уже давно стали поэтическими героями народного фольклора. Те рассказы, которые он услышал из уст ребят, он смог использовать ничего не придумывая, а только грамотно изложить на бумагу, сохранив крестьянский колорит. Автор был поражён смелостью и одарённостью детей, которые живут в бедных крестьянских семьях. Поэтому именно детей разных возрастов и решил показать автор в своем рассказе.
Он подробно описывает мальчиков. Их в произведении пять человек:
♦ Федя. ♦ Павлуша. ♦ Илюша. ♦ Костя. ♦ Ваня.
Прежде всего, знакомство читателя со своими героями автор начинает с того, что детально описывает их внешность, причем рассказывает все до такой мельчайших подробностей. Например, про Федю автор пишет, что на вид ему было около четырнадцати лет, но он был очень худ и казался от этого стройным. Привлекало и лицо ребенка, которое было красивым. И эта красота создавалась за счет его тонких и мелких черт лица. Прекрасны были и его белокурые волосы, которые природа создала так, словно это были настоящие кудри. На его лице всегда была какая-то странная улыбка, то ли веселая, то ли рассеянная. И все это прекрасно гармонировало со светлыми глазами.
Но если Федя был из зажиточной семьи, и он проводил время с крестьянскими детьми ради интереса и развлечения, то Павлуша был полной противоположностью. По описанию волосы его черные всегда были всколоченные. На лице выделились широкие скулы и серые глаза. Само лицо у мальчика было бледное и рябое, а рот от этого казался большим. Но тут же автор, пытаясь оправдать свое такое описание, пишет о характере ребенка, который выглядел прямо, в глазах его виделась мысль и все его разговоры показывали, что он умный мальчик. Но особый интерес представлял его голос, в котором слышалась сила.
Третий крестьянский мальчик – Илюша. Это по описанию был совсем другой тип. Так, лицо не представляло собой ничего интересного: нос с горбинкой, овал лица вытянутый. Он был немного подслеповат, поэтому все время щурился, словно от огня. Выражение лица у мальчика было какое-то заботливое. Казалось, что эта забота доходила уже до какой-то болезни или тупости. Брови у ребенка всегда были сдвинуты, а губы он сильно сжимал и, глядя на них, казалось, что они никогда не шевелились.
Костя, четвертый герой тургеневского рассказа, был непохож на предыдущих мальчиков. На вид ему можно было дать лет десять, не больше. Все его лицо было в веснушках, оно было невелико и очень уж худенькое. Книзу лицо было немного заостренное, словно у белочки. Губы у мальчика были настолько тонкими, что на лице едва их можно было различить. Но особое и странное впечатление придавали ему глаза, которые на его худеньком лице казались непросто большими, а огромными. Глаза у Кости большие и блестящие, они, казалось, хотели сказать то, чего невозможно было выразить словами.
Последний герой, пятый мальчик – Ваня был совсем малыш, лет семь. Подробного описания этого ребенка автор не дает, так как при их встрече он лежал под рогожей, словно спал. Так, тихо и спокойно он слушал рассказы ребят, и лишь только иногда, в самых интересных местах, он выставлял свою голову, и тогда можно было рассмотреть, что волосы у него были русые и кудрявые. Все герои тургеневского очерка «Бежин луг» овеяны грустью, печалью и сочувствием.