«Над вечным покоем» — описание картины Исаака Ильича Левитана

Где писалась картина

Работа над произведением была окончена автором в 1894 году. Во время создания своего шедевра Левитан пребывал у озера Удомля в Тверской области. Увиденный им пейзаж был взят за основу, так как зацепил художника своим спокойствием и одновременной глубиной. Природа там просторная, насыщенная кислородом и травяным запахом.

Настолько тихо в отдаленном уголке России, что аж звенит в ушах. В своей работе Исаак Ильич хотел отразить собственные эмоции. Известно, что пейзажист был склонен к депрессии. Чувствительная и ранимая художественная натура не смогла пройти мимо таких видов, которые запечатлел Левитан в картине о вечном покое. Но создавалось произведение не под небесным сводом, а в студии мастера.

Смысл и значение произведения

Русские художники-пейзажисты XIX столетия постоянно рассказывали о своих идеях для сюжетов друг другу. Они писали об этом меценатам и товарищам. Исаак Ильич не был исключением. Первоначальное описание картины Левитана было озвучено им самим.

Вот что о своей работе рассказывал мастер:

  • писаться картина будет с высоты птичьего полета;
  • внизу виднеется кладбище, олицетворяющее вечный покой людей, ушедших из жизни;
  • покоящимся противоречит живая природа, символизирующая вечность;
  • вечность подается как нечто устрашающее, способное поглотить все вокруг;
  • природа доминирует над человеком, чья жизнь коротка, а сам он по себе слаб и недолговечен;
  • бескрайний простор разряжается небольшой церковью, где горит маленький огонек.

Стоит отметить, что церквушка не вымышлена, а срисована с натуры. Автора картины запечатлел строение в Плесе, после чего перенес на полотно. Вечность не пощадила постройку. Церковь ветхая. Интересно то, что спустя три года после кончины художника, она сгорела.

Неудивительно, что подобные депрессивные мысли посещали творца шедевра русского искусства XIX века. Левитан над покоем задумывался постоянно. Смерть ходила за ним попятам, так как у него был врожденный порок сердца. Но эмоции обозревателя могут не совпадать с размышлениями создателя.

Тогда считалось, что человек — это лишь малая песчинка в огромном мире. Сейчас же люди думают иначе. Поэтому современников произведение скорее вдохновляет и успокаивает, нежели пугает.

Над вечным покоем. Сочинение по картине Левитана

Фотография — современное искусство, которое может заменить живопись. Зачем, как Александр Андреевич Иванов писать «Явление Христа народу» 20 лет? Можно просто сфотографировать и дальше бежать по своим делам. Но только живопись может отразить в одном мгновении целую вечность.

Доказательством данного тезиса служит один величайший шедевр. «Над вечным покоем» — одна из известнейших картин великого русского художника Исаака Левитана, написанная им в 1894 году. Тогда Художник находился на пике своей карьеры, картина имела ошеломительный успех.

Давайте присмотримся поближе.

Небольшая церковь, огромное свинцовое небо, крохотное кладбище и бесконечный водяной простор. Эскиз полотна и по сегодняшний день находиться в Третьяковской Галерее. Посетитель, невольно останавливаясь перед картиной, задумывается о жизни, о себе, о своем месте в этом огромном быстротечном мире, ощущая себя лишь песчинкой в этом необузданном мире.

Размер картины составляет 150×206 см, что тоже говорит о её монументальности, она немного вытянута по горизонтали и такое соотношение пропорций позволило художнику добиться панорамности и ,самое главное, -глубины полотна.

Если говорить о цветовой гамме — то она достаточно мрачная, хотя эскиз картины, который был положен в основу полотна, написанный в 1893 году, является еще более мрачным. Цвета в картине преобладают, в основном холодные, но и присутствуют теплые цвета, создавая контраст.

На переднем плане церковь и кладбище являются единственным упоминанием о присутствии человека на полотне, мыс отчетливо выделяется на переднем плане, а на заднем разливается огромное озеро и сумасшедшее тяжелое небо. Но наш посетитель не разделяет картину на планы и не думает о цветовой гамме и тонах, у него есть время, чтобы вспомнить и коснуться вечности.

Сама картина отражает период жизни художника с 1888—1890г., его нахождение в городе Плёс на протяжении трех летних сезонов и отражает его тоску и одиночество на тот момент. Кладбище с покошенными крестами, маленькая церковь, взятая с этюда «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца» наводят на грустные мысли, но лишь маленький огонек в этой церквушке дает надежду.

Здесь смешаны : и страх, и величие природы, и уход от суеты этого мира, и неизбежность повторения сценария человеческой жизни — все снова и снова. В одном из писем к П. М. Третьякову Левитан писал о своей картине: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!» Нельзя точно сказать, лето это или поздняя весна.

Сумерки и маленький огонек в церкви во всем этом величии и страхе одновременно направляет человека к Богу. Во всей суете мирской, давлении обстоятельств, даже самых страшных бедах, всегда остается лучик и тоненькая тропинка к Всевышнему, за помощью, советом. И даже в самом страшном и диком одиночестве человек все равно не один.

Именно об этом кричит картина. Но вот наш посетитель уже убегает, окунаюсь в суматоху проблем и дел нашей скоротечной жизни.

Источник: https://k-a-r-t-i-n-a.ru/nad-vechnyim-pokoem-sochinenie-po-kartine-levitana/

Живописное достоинство полотна

Смотря на картину «Над вечным покоем», сразу чувствуется своеобразный авторский стиль, просматривающийся в утонченности форм и умении остановить время на холсте. Тонкие мазки, миниатюрные стволы деревьев сразу выдают художника.

Растения не появляются в поле зрения зрителя крупным планом. Но утонченность формы, несомненно, присутствует — облако, плывущее против грозовых туч, островное ответвление, тропинка к церкви.

В качестве главного картинного героя выступает пространство. Озеро с небом отделяются горизонтальной полоской.

Небосклон выполняет тройную функцию — создает эффект необъятности просторов, объединяет сюжет, втягивает в сюжет.

Недружелюбие природной вечности автор пытается показать с помощью холодных оттенков.

Интересные факты о создании и продаже

Свою работу над картиной «Вечный покой» Левитан начал в 1893 году. В то время ему пришлось посетить немало мест — имение Гарино на речке Мсте, станция Троица, усадьба Ушаковых. Все увиденные художником пейзажи были взяты на основу композиции полотна. В ходе изучения истории написания «Над покоем вечным» можно выяснить несколько удивительных фактов создания и дальнейшей судьбы произведения:

  • Местность была полностью позаимствована авторов во время верховой поездки около озера Удомля, находящегося в нескольких километрах от Островно.
  • Во время создания своего шедевра автор писал графические варианты эскизов, живописные этюды.
  • Писалась картина маслом на холсте. Размер готовой работы составляет 150 на 206 сантиметров. Ныне шедевр русского искусства хранится в Государственной Третьяковской галерее (Левитанский зал).
  • Работа, начатая в усадьбе у озера, была продолжена художником в московской студии. Завершающим штрихом послужила авторская подпись в нижнем уголке.
  • Впервые картина экспонировалась на 22-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Санкт-Петербурге.
  • До петербургской выставки произведение, как и один из эскизов, были приобретены Павлом Третьяковым. Художник был доволен таким сотрудничеством не из-за прибыльности дела, а оттого что покупатель был первым человеком, оценившим однажды творческий талант Исаака Ильича.

Во время выставки полотно привлекло большое внимание зрителей и экспертов. Критики же в один голос твердили, что изображение вызывает смешанные чувства и недоумение. Философская идея сперва не была понята. Ее критиковали, говоря о завышенном значении и высокомерном переоцененном названии, слабости живописной композиции.

Другие же рассказывали о новаторстве художественных приемов, поиске нового пути. В журналах то и дело появлялись недружелюбные и хвалебные публикации.

«Над вечным покоем» Левитана – философский шедевр


Картина «Над вечным покоем» — пейзажное полотно Исаака Левитана, принадлежащее Государственной Третьяковской галерее. Выполнено маслом на холсте размером 150 х 206 см.

Автор картины

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) – великий русский художник, мастер поэтических пейзажей. Родился в Литве в образованной, но бедной еврейской семье, переезд которой в 1870-х годах в Москву позволил детям, в том числе Исааку, получить хорошее образование.

В Московском училище живописи, ваяния и зодчества преподавателями Исаака были Перов, Поленов, Саврасов. По воспоминаниям современников художника, Левитан с юных лет с упорством и большой выдержкой работал, овладевая художественным искусством, хотя учение давалось ему легко.

Диплома художника так и не получил, что никак не помешало ему создать сотни ярких и проникновенных полотен, которые выставляются в лучших музеях мира.

Пейзаж «Над вечным покоем», пожалуй, самый серьёзный и глубокомысленный из всех.

История возникновения замысла и начало работы

У Левитана было много друзей и знакомых, увлечённых живописью и с удовольствием предоставляющих художнику свои усадьбы в Тверской, Владимирской губерниях, где он мог жить и работать. На летние этюды художник также часто выезжал на «дачу» — снимал в хозяйских усадьбах комнаты.

В деревне одного такого владельца имения, Ушакова, в самой глубинке Тверской земли на озере Удомля в 1893 году художник и нашёл потрясающий и величественный вид, который поразил его так, что предпочитающий лирические пейзажи Левитан не мог ни откликнуться. С воодушевлением и одержимостью он погрузился в работу.

Натурные наброски потребовали всего несколько дней. Затем, закрывшись в комнате-мастерской помещичьей усадьбы, художник с головой ушёл в свой труд.

По воспоминаниям биографа и исследователя Левитановского творчества Евдокимова, обитатели усадьбы даже стали тише ходить и говорить — так чувствовалась важность, значительность работы мастера.

Дуэт кисти и фортепиано

У чуткого и вдумчивого зрителя картина «Над вечным покоем» рождает музыкальные ассоциации. Интересно, что художник работал над картиной под звуки симфоний: он просил свою спутницу Софью Кувшинникову непрерывно аккомпанировать ему – музыка давала дополнительное вдохновение.

В одной из двух снимаемых ими комнат усадьбы стоял старинный, но хорошо звучавший клавесин – на нём муза художника часами играла Листа, Шопена. Но чаще всего звучала Героическая симфония Бетховена, некоторые части которой своим эмоциональным накалом доводили впечатлительного гения до душевных страданий и слёз.

Предельная обострённость чувств помогала художнику передать их посредством кисти на полотно и отразить в нём особенный драматизм.

Грандиозная работа закончена

Всё лето 1893 года с утра до позднего вечера Левитан работал над полотном. Было создано несколько эскизов и этюдов к картине. Осенью холст перевезли в Москву. По завершении работы в начале 1894 года художник поставил автограф, и началась выставочная жизнь полотна, сразу приобретённого Павлом Третьяковым для своей галереи. Сам Левитан был очень горд и счастлив этим фактом.

Описание картины «Над вечным покоем»

Будто птица в полёте бросила взгляд – под таким ракурсом художник открывает зрителю широкую панораму. Значительную часть полотна занимает небо: его свет и голубизна всё более вытесняются клубами грозных, суровых туч, которые сгущаются, предвещая скорую бурю. Вдалеке у горизонта их напряжение уже пролилось дождём.

Залиты дальние луга и поля. В тех же свинцовых переливчатых тонах изображена водная стихия, что усиливает величественность и суровость картины. Поверхность воды только холодной рябью выдаёт своё настороженное ожидание неминуемой бури.

Растущий хаос в небе приносит неспокойность и на землю: ветер склоняет деревья, заставляя их неистово размахивать ветвями.

И среди этого столкновения трёх стихий – воздуха, воды и земли – явно возникает ощущение обречённой печали и безвыходности. И приходит понимание хрупкости человеческой жизни, её незащищённости перед волей стихий. Вот и покосившиеся от времени кладбищенские кресты напоминают, что исхода нет, и усиливают ощущение безразличия природы к человеческим страстям.

Сам мастер в минуты отчаяния остро чувствовал эту безысходность и приходил в ужас от безжалостного и равнодушного хода времени, когда в вечности тонут и тонут поколения за поколениями.

Но всё же картина «Над вечным покоем» не о беспросветности. Оптимизм и надежду вселяет старая деревянная, потемневшая от времени церковь, которая возвышается на зелёном холме, нависающем над водой. К намоленной церквушке, внутри которой теплится заветный живой огонёк, ведёт светлая тропинка, и небо здесь светлое. Так и душа человека тянется к свету и побеждает темноту и ужас перед смертью.

Последующие события

В 1989 году картина была представлена на выставке русских и финляндских художников. Проходила она сначала в Мюнхене, затем перекочевала в Берлин, Кельн, Дюссельдорф. Там экспонировались и другие произведения Левитана.

С началом Великой Отечественной войны экспонаты Третьяковской галереи были вывезены в Новосибирск, где полотна хранились в неполноценно отстроенном театральном здании. Шедевры русского искусства были возвращены на родину только в ноябре 1944 года.

За все это время полотно было не только частью экспозиции Третьяковской галереи, но и побывало на многих выездных выставках:

  • в Москве;
  • в Ленинграде;
  • в Киеве;
  • в Минске;
  • на Крымском валу;
  • в Ватикане.

Сейчас полотно является частью постоянной экспозиции «Левитанского зала», находящейся в главном здании Третьяковки на Лаврушинском переулке.

Описание кратко

Чтобы написать хорошее сочинение по картине Исаака Левитана «Над вечным покоем» следует вооружиться репродукцией, которую можно скачать из интернета и распечатать. Это позволит поближе рассмотреть детали. На картине зритель видит гигантский разворот водного озерного пространства с бескрайними берегами. На первый взгляд кажется, что перед обозревателем открывается разливающаяся река. Ветер еще не стих, он беспечно гонит по небу клубящиеся облака и грозовые тучи.

Горизонт условно разделяет полотно на две части — сверху открывается небесный пейзаж, а внизу виднеется мыс с церковью. Возвышенный берег украшают ветхие покосившиеся кресты на могилах, поросших густой травой. Кладбище угнетает зрителя. Рядом стоит церквушка, вписавшаяся гармонично в пейзаж. Мягкими движениями и мазками художник ярко расписал живую природу — разросшиеся деревья с сочной зеленью. Старое здание не пустует, о жизни в нем говорит маленький огонек, виднеющийся в окне. Это говорит о покорности человека, неспособного совладать с вечностью покоя.

Небрежная асимметричность рисунка уравновешивается противопоставлением направленности движения каждой части изображения. Композиция, увиденная художником воочию, требовала необычного живописного решения. Это помогло максимально ярко и остро передать необъятность и мощь открывающегося пространства. Одному из лучших художников-пейзажистов с большой буквы России XIX столетия удалось передать свои мысли зрителям.

Неизбежность смерти сразу ощущается и осмысляется, при этом жизнь продолжается, и нужно радоваться каждому мгновению, пока это возможно.

Сочинение по картине Левитана «Над вечным покоем»

Полотна Исаака Левитана просты, понятны, но в то же время ярки и притягательны. Зритель привык видеть на них буйство красок, движение или же некое понимание того, что все вокруг живет и дышит.

Но есть у художника одна картина, которая занимает в его творчестве особое место. Это полотно «Над вечным покоем». В нем Левитан не старался использовать притягивающие взор цвета. Он хотел, чтобы картина, в первую очередь, привлекала своим смыслом.

Это произведение буквально вывернуло наизнанку душу автора.

Впервые в своих работах художник выбрал для изображения природы исключительно холодные оттенки. Благодаря этому зритель может ощутить некую тяжесть и сокрушение. Озеро спокойно и тихо. Но из-за этого его безмолвия делается еще мрачнее.

Кажется, что над картиной висит образ смерти. Но слабый огонек в окне церквушки придает полотну жизнь. Он доказывает, что всегда есть выход. И даже в тех, ситуациях, когда уже опускаются руки, стоит верить, что не все еще потеряно. Всегда нужно верить и стремиться вперед.

Да, жизнь быстротечна, ход часов не остановить.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Те люди, что погребены в этом забытом теперь месте, некогда жили здесь, трудились, создавали семьи, рожали детей любили и были любимыми.

Они наслаждались своей жизнью, а ныне здесь почти никого не осталось — некому толком присмотреть за их последним пристанищем.

Остался лишь тот, кто зажег свет в окне церкви, и пока он жив, будет жива и память о тех людях, и будет каждый день загораться свет в память об ушедших.

Картина заставляет переосмысливать собственные поступки, размышляя о том, какой след останется после тебя в этом мире.

Смотря на безграничное небо и вековое озеро, противопоставленные почти исчезнувшим от старости с лица земли церквушке и крестам, понимаешь, что важно не сколько ты прожил, ведь в рамках Вселенной это всего лишь миг, а то как, что смог оставить о себе в пользу иных поколений.

Ведь именно память об уже ушедшем человеке будет незримо летать над крестами таких сменяющих друг друга со временем церквей у облаков такого же вечного неба.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/03/sochinenie-po-kartine-levitana-nad-vechnym-pokoem.html

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]