Главные герои рассказа мороз красный нос. Анализ поэмы «Мороз, Красный нос» (Н

Каждый писатель стремится создать в своих произведениях тип женщины, в котором бы выразились его представления об идеальной героине. Таковы пушкинская Татьяна Ларина, тургеневские девушки: Лиза Капитана, Наталья Ласунская, Елена Стахова. Эти замечательные героини, которых воплотились лучшие черты русского характера, порождены дворянской средой. Некрасов вводит в свои стихи и поэмы новую героиню — крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.

В ранних стихотворениях поэта мы видим как бы первые наброски будущего яркого и выразительного образа «величавой славянки». Первое же стихотворение Некрасова, принесшее ему славу, «В дороге» посвящено судьбе крестьянской девушки Груши, которую погубили господа своей кажущейся добротой. Дав ей дворянское воспитание и образование, они затем вернули ее в крестьянскую среду, от которой она совершенно отдалилась. Эта драматическая судьба образованной девушки из народа, зависящей от прихоти барина, предстает перед нами в рассказе ее мужа, ямщика. Судьбы русских крестьянок удивительно схожи друг с другом тем, что до краев наполнены горем, обидами, унижениями, непосильным трудом. Поэтому в стихотворении «Тройка», рисуя обаятельный портрет «чернобровой дикарки», автор с грустью предвидит ее будущую жизнь, которая превратит это очаровательное, полное жизни существо в рано состарившуюся женщину, в лице которой «появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг». Таким образом, рисуя образы женщин-крестьянок, автор настойчиво утверждает мысль о том, что невыносимые условия жизни, бесправие, рабство губят их судьбы, калечат душу, в которой бесполезно гаснут силы, убиваются желания и стремления. О тяжкой женской доле повествует стихотворение «В полном разгаре страда деревенская». Основу жизни безымянной героини этого стихотворения составляет бесконечный каторжный труд, который изматывает ее силы, не дает ей передохнуть.

Бедная баба из сил выбивается, Столб насекомых над ней колыхается, Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую, Баба порезала ноженьку голую — Некогда кровь унимать!

Эта реалистически нарисованная картина дает яркое представление о жизни свободной крестьянки, ибо стихотворение было написано в 1862 году, то есть после отмены крепостного права. Судьба русской женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые условия закаляют женский характер, заставляя стойко переносить жизненные испытания.

На долю Дарьи из поэмы «Мороз, Красный нос» выпадает страшное горе — смерть мужа, кормильца, опоры и надежды семьи. Но не только грозящая в недалеком будущем нищета иссушает Дарью. Самое страшное для нее — утрата горячо любимого мужа. Гордость заставляет ее сдерживать подступающие слезы, которые все же проливаются на «холст гробовой». Мужественный и стойкий характер Дарьи проявляется в том, что она сама сшивает саван умершему мужу, заботливо отводит детей к соседке, едет за дровами в лес сразу после похорон. Картины предсмертного сна Дарьи с особенной силой раскрывают ее высокие моральные качества — преданную любовь к мужу и детям, трудолюбие, силу воли. Чтобы выразить свое глубокое сочувствие героине, автор пользуется для создания ее образа такими эпитетами, как «горькая вдовица», «молодая вдова», ласково называет ее «Дарьюшкой». Поэт очень неожиданно использует здесь метафору. Слезы плачущей Дарьи то проливаются дождем, то истекают перезревшими зернами, то застывают жемчужинами. Мысленно говоря с мужем, бесконечно тоскуя о нем, Дарья мужественно встречает беду, заботясь о детях. Но она настолько привыкла делить свои радости и горести с Проклом, что и после его смерти, думая о предстоящей свадьбе сына, обращается к умершему мужу, как к живому

Я ли о нем не старалась? Я ли жалела чего? Я ему молвить боялась, Как я любила его!

Сколько нежности, любви, заботы, ласки и тепла заключено в этих простых, безыскусных словах! Даже тяжелый крестьянский труд окрашивается светлыми, радостными тонами в картине предсмертного сна героини, потому что в нем рядом с ней те, кто для нее дороже всего: заботливый трудолюбивый муж, проворный сынишка Гришуха, красивая Маша-резвушка. Эта светлая, праздничная картина — последнее, что видит замерзающая Дарья. Только в смерти обретает она покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только беспросветную нужду и горе. Значит, в беде Дарьи отразилась трагедия многих крестьянских женщин: жен, сестер, матерей. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ «величавой славянки», которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

. Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит, Всегда терпелива, ровна. Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна!

Этот яркий, выразительный портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Пожалуй, наиболее полно эти черты русской женщины из народа воплотились в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Но в ней есть еще и нечто новое, что отличает ее от других героинь Некрасова. Она протестует против своего рабского положения, активно борется за свое счастье. Собственно, вся жизнь Матрены Тимофеевны, о которой она рассказывает мужикам-правдоискателям, — это и есть бесконечная упорная борьба с горем, несправедливостью, унижением, беззаконием. Знакомя читателей со своей героиней, Некрасов дает ее портрет, в котором выразилось народное представление о женской красоте.

Матрена Тимофеевна, Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати восьми. Красива: волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла.

Весь облик некрасовской героини полон достоинства и спокойной сдержанности. В ее жизни короткие радости сменялись тяжелыми несчастьями, которые, однако, не сломили ее сильной натуры. Огромные духовные силы этой женщины помогли ей перенести страшную смерть первенца Демушки, они дали ей силы защитить от жестокого наказания второго сына Федотушку, добиться отмены незаконной отправки мужа в рекрутчину. Своего относительного благополучия она добилась сама, отважно борясь с бедами и невзгодами, защищая свое человеческое достоинство. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни венчает притча о ключах от женского счастья.

Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого.

В некрасовской поэме звучит оптимистическая мысль о том, что «ключи» должны найтись, ибо русская крестьянка достойна счастливой и свободной жизни, которая поможет реализовать ее богатые нравственные силы, найдя им достойное применение.

Русские крестьянки

Продолжаем описывать краткое содержание. Некрасова («Мороз, Красный нос») всегда привлекали русские крестьянки. В своих произведениях он восхищался их силой, выносливостью, смелостью. Есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, покоряться до гроба рабу и быть матерью раба-сына. Все это выпало на долю русской крестьянки. Однако, несмотря на страдания, в русских селениях есть женщины, к которым грязь будто не липнет. Эти красавицы цветут на диво миру, ровно и терпеливо вынося и холод, и голод, при этом оставаясь во всякой одежде красивыми, а в работе — ловкими. Они безделья не любят по будням, но в праздники их лицо озаряется веселой улыбкой и таким сердечным смехом, какого не купишь за деньги. Женщина на Руси войдет в горящую избу, остановит на скаку коня. В ней ощущается и строгая дельность, и внутренняя сила. Русская крестьянка уверена, что ее спасение заключается в труде. Поэтому она не жалеет гуляющего без дела убогого нищего. Ей сполна воздается за труд: семья крестьянки не ведает нужды, дети сыты и здоровы, хата всегда тепла, к празднику есть лишний кусок.

Другие персонажи

Прокл

– муж Дарьи, кормилец, умерший от сильного переохлаждения.

Родители Прокла

– пожилые люди, у которых умер единственный сын, их надежда и опора.

Маша и Гриша

– маленькие дети Дарьи и Прокла, ставшие круглыми сиротами.

Часть первая. Смерть крестьянина

Главы 1-5

Старые сани с гробом застряли в сугробе, и старуха пытается их высвободить. Она везет их домой, в бедную крестьянскую избу, где лежит покойник Прокл – глава семейства. Его маленькие, несмышленые дети шумят, а жена Дарья, тихонько рыдая, сшивает « на саван куски полотна ».

Судьба простой русской женщины незавидна – обвенчаться с рабом, « быть матерью сына раба », и до самой смерти быть покорной рабу. С течением времени все меняется, и лишь « суровую долю крестьянки » никто не в силах изменить.

А между тем, « в русских селеньях » есть немало прекрасных женщин – красивых, трудолюбивых, жалостливых, терпеливых, способных с большим достоинством переносить все тяготы судьбы.

Главы 6-10

За четыре версты от села находится церковь. Рядом с ней отец Прокла выбирает место для могилы – « чтоб крест было видно с дороги, чтоб солнце играло кругом ». Старику тяжело копать мерзлую землю, но он не останавливается. Завершив работу, он в печали возвращается домой.

По дороге старик догоняет свою жену, которая на санях везла гроб сыну. Внезапно перед супругами появляется « старинный знакомец Пахом » – блаженный, который успокаивает стариков тем, что Прокл уже отмучился в этой жизни.

Вернувшись домой, старики отправляют внуков – Машу и Гришу – к соседям, и принимаются готовить усопшего сына в последний путь. На родительские « рыданья и стоны » собираются соседи, чтобы в последний раз проститься с Проклом. « Всю ноченьку, стоя у свечки », дьячок читает молитвы над телом покойного.

Главы 10-15

Следующим утром « без лишних речей, без рыданий покойника вынес народ ». В запряженных санях стоит верный Савраска, которого Прокл купил еще жеребенком. Вместе с хозяином конь тяжело трудился и зимой, и летом, и теперь ему предстоит послужить Проклу в последний раз.

Именно Савраска стал невольным свидетелем того, как хозяин, полдня простоявший в сугробе, а затем трое суток шагавший за подводой, сильно заболел. Прокл « на срок торопился до места доставить товар », когда же вернулся домой – сразу слег. Ни горячая баня, ни окунание в ледяной проруби, ни настойки ворожей не смогли вернуть ему здоровья. Дарья отправилась « в монастырь отдаленной » за исцеляющей иконой, но к ее возвращению Прокл умер.

Небольшая похоронная процессия отправляется в путь. Соседям жаль Дарью и маленьких сироток, которых после смерти кормильца ждут « черные дни ». Вернувшись после похорон, Дарья хотела было приласкать детей, но изба не топлена, и несчастная женщина отправляется « в лес, по дрова ».

Часть вторая. Мороз, Красный Нос

Главы 16-24

В лесу тихо и уныло, ослепительно сверкает снег, все навевает « мертвый, могильный покой». Дарья дает волю своему горю и принимается рыдать – здесь никто ее не услышит. Наплакавшись, молодая вдова начинает рубить и колоть дрова. Она не перестает думать об умершем муже, с которым мысленно ведет диалог.

Женщина понимает, что теперь вся тяжелая работа, которую они делили пополам с Проклом, ляжет на ее плечи. Она переживает и за детей, оставшихся без главного защитника.

Главы 25-28

Дарья вспоминает, как ночью одна отправилась в монастырь, чтобы принести к умирающему мужу чудотворную икону. Ей пришлось отдать все скромные сбережения, которые « то по копейке, по грошику медному » они собирали с Проклом, но икона не исцелила мужа. Дарье было горько, ведь Богородица помогла многим людям, и только ее семью обошла своей милостью.

Главы 29-36

Дарья нагружает полный воз дровами и собирается уже в обратный путь, но вновь погружается в печальные думы. Тем временем « Мороз-воевода дозором обходит владенья свои ». Заметив Дарью, он принимается петь удалую, хвастливую песню о своем могуществе и несметных богатствах.

Мороз трижды спрашивает молодую женщину, теплой ли ей. Дважды она отвечает, что тепло, хотя с каждым разом мороз все больше крепчает, а она « сама холодеет, дрожит ».

На третий раз « седой чародей » оборачивается Проклом и принимается целовать Дарью « в уста ее, в очи и в плечи ». Женщине становится удивительно легко и хорошо, блаженная улыбка играет на ее лице. Она уже холодеет, но ей снится жаркое лето, счастливые родители, муж, дети. У Дарьи под сердцем бьется дитя, и жизнь обещает быть долгой и радостной.

У вдовы исчезают с лица « последние признаки муки ». Белка осыпает ее сверху снегом, но Дарья никак не реагирует – она потихоньку застывает « в своем заколдованном сне »…

Слезы Дарьи

Вы читаете краткое содержание поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». Это не текст самого произведения. Поэма Николая Алексеевича написана в стихах.

По пути через равнину, блестящую от снега, слезы показываются в глазах Дарьи — наверное, от солнца… И лишь когда она въезжает в лес с его могильным покоем, из груди девушки вырывается сокрушительный вой. Равнодушно лес внимает стонам вдовы, скрывая навеки их в нелюдимой глуши. Дарья, не отерев слез, принимается рубить дрова и думает о своем муже, говорит с ним, зовет его. Все это подробно описывает Некрасов Н.А. передает лишь основные события произведения.

Некрасов, «Мороз, Красный нос»: главные герои

Дарья — та самая славянка, которой восхищается в первой части своего произведения автор. Поэма «Мороз, Красный нос» Н. Некрасова подробно описывает этот образ.

Испробовав все способы спасти от горячки умирающего мужа, она идет в дальний монастырь за чудотворной иконой. Эта дорога не проста — десять верст лесом, где есть и волки. Но даже икона, за которую она заплатила последние деньги, не вернула ей любимого друга. После его похорон, усталая, она уходит в лес за дровами, где никто не увидит ни ее горя, ни слез — она по-прежнему горда. Душа, истомленная тоской, у нее надрывается. В ней происходят перемены. Забывая о детях, она думает только о муже. Замерзая с улыбкой в счастливом сне, она видит летний солнечный день, когда они с мужем дружно работали.

Прокл, который только что ушел из жизни, был кормильцем и надеждой семьи.

Трудолюбивый и предприимчивый, он трудился весь год: весной, летом, осенью — на земле, а зимой — на извозе. Его, статного, самого сильного, приветливого и дружелюбного, внимательного к жене, детишкам и родителям, уважала вся деревня.

Вещий сон

Девушка вспоминает сон, который видела перед Стасовым днем. Несметная рать обступила ее. Вдруг она превратилась в ржаные колосья. Дарья взывала о помощи к мужу, но тот не вышел. Крестьянка осталась одна жать рожь. Она понимает, что этот сон оказался вещим, и просит помощи у мужа в непосильном труде, ожидающем ее. Дарья представляет себе зимние ночи без Прокла, бесконечные полотна, которые она будет ткать к женитьбе своего сына. Вместе с мыслями о сыне возникает страх, что Гришу отдадут беззаконно в рекруты, так как заступиться за него будет некому.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 213.

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промёрзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьёт саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу — все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздаётся сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.

Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдаётся наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершён, наступает время для причитаний.

Суровым зимним утром савраска везёт хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретён, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у неё нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы — должно быть, от солнца… И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовёт его, с ним говорит…».

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днём. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.

Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в своё царство, обещает приголубить и согреть…

Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у неё бьётся ребёнок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша…

Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.

Белка роняет на неё ком снега, а Дарья стынет «в своём заколдованном сне…».

Мороз-воевода

«Мороз, Красный нос» Некрасова в кратком изложении продолжается тем, что Дарья, сложив на дровни дрова, отправляется домой. Но затем, взяв машинально топор и прерывисто, тихо воя, подходит к сосне и под нею застывает. Тогда к ней подбирается обходящий владения свои Мороз-воевода. Он машет ледяной булавой над Дарьей, зовет ее в свое царство, говорит, что согреет и приголубит вдову…

Сверкающим инеем покрывается Дарья, ей снится недавнее жаркое лето. Девушка видит во сне, что она у реки, на полосах копает картофель. С нею дети, под сердцем бьется малыш, который к весне должен родиться. Дарья, заслонившись от солнца, смотрит, как воз уезжает все дальше. В нем сидят Гриша, Маша, Прокл…

Рассуждения и выводы

Безусловно, эта поэма в оригинале сильно отличается от своего краткого содержания. «Мороз, красный нос» Некрасова по праву можно считать одним из величайших произведений на все поколения.

«Последняя песнь» — так автор называет своё творение. В нём заключается вся боль простого народа, его страдания и тяготы. Несмотря на то что повествование очень красиво и поэтично, а название напоминает детскую сказку, сама поэма — это трагедия.

Трагедия страны, где существуют законы, позволяющие собственному народу терпеть лишения и заниматься непосильным трудом, для того чтобы выжить. Трагедия простых крестьянских семей, где потеря взрослого мужчины была равносильна голодной смерти для всей его семьи.

И Мороз здесь вовсе не сказочный добрый старик. Автор реалист. Его Мороз скорее символизирует смерть. Ужасную, несправедливую смерть, казалось бы, вполне ещё молодых и здоровых людей, просто по чьей-то прихоти названных крестьянами и поэтому вынужденных влачить жалкое существование.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]