М. В. Ломоносов — поэт эпохи классицизма
1. Отражение исторических событий и портреты великих людей. 2. Роль мифологических героев. 3. Особенности языка и стиля. 4. Воспитание гармонической личности. 5. Рациональное постижение окружающего мира.
Учитесь у всех — не подражайте никому. М. Горький Эпоха классицизма имела весьма строгие каноны, которым должен был неукоснительно следовать автор при создании произведения. Он не мог смешивать жанры разных стилей: высокого и низкого. Автор должен был создавать идеальный образ правителя или монарха посредством не только похвальных слов, но и с помощью мифологических персонажей, ставя тем самым простых смертных людей на одну ступень с древними героями. В основу любого произведения должно было быть положено рациональное зерно, которое и позволяло запечатлевать отдельные образы в качестве своеобразных исторических картин той или иной эпохи. Одним из ярких представителей эпохи классицизма является М. В. Ломоносов. Поэт в своих произведениях придерживается всех необходимых канонов данного направления. Центральное место в его творчестве занимает ода. И ему удалось в своих творениях поднять данный жанр на достаточно высокий уровень. Тем более что именно ода призвана освещать жизнь государства, исторические явления. Подобные события показываются через портреты монархов или великих людей (например, полководцев). Главным образом в наследии поэта является облик императрицы Елизаветы, на время царствования которой и прошлась его творческая деятельность. Но не меньшее место в его произведениях занимает образ другого великого государя Петра I. М. В. Ломоносов посвящает ему как отдельные тексты, так и вспоминает о нем в других одах. Так, Петр I становится образцом для подражания потомству. В «Похвальной надписи к статуе Петра» император предстает нам в облике «премудрого героя», который является образцовым государем. Он не жалеет себя для того, чтобы в его отечестве все процветало.
… Ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил…
И каков этот пример? Петр I не гнушается никакой работы: обучает солдат, сам участвует в сражениях. Но при этом никогда не оставляет свое государство без присмотра. Поэтому способен побежать «домашних и внешних сопостатов». Подобные деяния позволяют дать ему высокое звание «отечества отец». И как отмечает автор люди, живущие в таком процветающем государстве, остаются ему благодарны. И столько алтарей пред зраком сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.
К этой исторической личности автор возвращается и в «Оде на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Но центральным все равно остается облик Елисаветы Петровны. Ломоносов создает по канонам классицизма идеальный образ монахини. При этом используется прием «подражание природе», то есть автор олицетворяет заслуги человека с самой природой, показывая тем самым, что императрица делает все, согласовываясь со здравым разумом и рассудком. Вспомним, что самым главным принципом в эстетике классицизма был рационализм (от латинского гайо — разум).
Царей и царств земных ограда,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
В таком описании мы не находим индивидуальных черт показывающих, что это именно Елисавета. Определить, что это она, мы можем только по ее делам, которые императрица совершает в своем отечестве. Подобное описание исторического лица также становится элементом классицистического письма: портреты лишены индивидуальных черт. Вокруг тебя цветы пестреют И классы на полях желтеют Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Твое богатство по земли… Среди персонажей, появляющихся в одах, могут быть и мифологические герои, которые позволяют в аллегорической форме описать достоинства того или иного человека. В его произведениях появляются такие действующие лица, как Марс (бог войны), Нептун (владыка морского царства). В полях кровавых Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках, И с трепетом Нептун чудился, Взирая на российский флаг. В этом небольшом отрывке автор показывает нам, что даже боги боялись власти, которую имел русский император. Но когда ему приходилось вставать на защиту родины, то он способен был наводить страх даже на олимпийских богов. Образ же Елисаветы приобретает женственные черты. Она тоже показана сильной государыней. Но при использовании мифологических героев Ломоносов сравнивает ее дыхание с зефиром, легким теплым ветерком. Пусть такое толкование данного образа и появилось позже, но изначально оно соотносилось с образом бога западного ветра.
Но дух ее зефира тише, И зрак прекраснее рая. Ода относится к высоким жанрам, поэтому в ней используется патетические интонации и высокие слова, такие как «дерзают», «уста». Часть из них заимствована из старославянского языка: «зрак», «град», «класы», «хладный». В своих одах Ломоносов не допускает смешение стилей, как и должно было быть в эпоху классицизма. Поэтому в его произведениях нет простонародных выражений, даже когда повествование ведется от первого лица. Я россов счастьем услаждаюсь, Я их спокойством не меняюсь, На целый запад и восток. Таким образом в его одах запечатлеваются исторические лица не в их индивидуальной неповторимости. В них представлены устойчивые непреходящие со временем признаки того государя, который стоит у власти. То есть, взойдя на трон и получив от всевышнего царственный венец, он трудится на благо своего народа. Подобные достоинства Ломоносов находил в образе Петра I. Такие же он отмечает и в облике Елисаветы. Когда на трон она вступила, Как вышний подал ей венец, Тебя в Россию возрастила, Войне поставила конец… Создавая свои оды, он преследовал цель, которая была обязательна для классицистического произведения. Текст должен был воспитывать гармоничную личность. Поэтому автор с помощью исторических портретов показывает, какими должны быть молодые люди. При этом он и напрямую обращается к ним: им следует брать за образец дела Петра и его последователей. Следовательно, одно из главных мест в их жизни должны занимать науки. В качестве эталона в классицистической оде выступают античные образцы, такие как Платон, древнегреческий философ. Поэт подчеркивает, что науки помогают на всем жизненном пути, так как они остаются рядом с человеком в любой момент. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и труде. Так и формируется гармоничная личность, которая берет от великих исторических личностей жизненный опыт, а новые знания из книг, помогающих найти общий язык с любым народом в различных условиях. Мы уже говорили о том, что главное для классицизма — рациональное постижение действительности. То есть последователи этого направления не принимают мистическое объяснение различных природных явлений. Ведь каждому даже природному проявлению есть свое толкование, которое может быть описано рациональным путем. Ломоносов и к этому аспекту постижения действительности обращается в своих одах. Например, в «Вечернем размышлении о божием величестве при случае великого северного сияния». В оде представлен человек, который оказался пред лицом Вселенной один на одни. Он становится маленькой песчинкой в этом огромном, полном тайн мире. Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Автор не показывает нам черты главного героя. Он просто говорит о том, что тот полон различных мыслей. То есть герой не умозрительно, а с помощью различных теорий пытается разгадать тайну мира. Он снова выбирает рационалистический вариант постижения действительности. И чтобы понять законы природы, сам себе начинает задавать множество вопросов. С полночных стран встает заря! Не солнце ль ставит там свой трон? Не льдисты мещут огнь моря? Се хладный пламень нас покрыл! Се в ночь на землю день ступил! Человеку удается приблизиться к некоторым из тайн мира. Но не все свои карты раскрывает перед ним природа. Поэтому у него остается немало вопросов, на которые еще предстоит получить ответы. Скажи ж, сколь пространен свет? И что малейших дале звезд? Несведом тварей вам конец? Скажите ж, сколь велик творец? В одах М. В. Ломоносова сохраняются все особенности классицистических произведений. Писатель не отступает от принятых правил, тем более что он сам работал над основами стихосложения. Поэт создает произведения разумно организованные и логически выстроенные, как и должно было быть в иерархии классических жанров. Но и в этом однообразии поэт находит свои слова и краски для описания тех личностей, которых восхваляет в своих одах. И, несомненно, его поэтические творения не только воспитывали молодое поколение того времени, но и являются своеобразным эталоном и для нас, учеников XXI века, показывая, как нужно формировать в себе гармоничную и полноценно развитую личность.
Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова
В истории русской литературы восемнадцатый век отмечен прежде всего достижениями в области поэзии. К числу видных поэтов этой эпохи принадлежат Василий Кириллович Тредиаковский, Александр Петрович Сумароков, Гавриил Романович Державин и другие. Особое место среди них занимает Михаил Васильевич Ломоносов. Об этом выдающемся деятеле русской науки и культуры Александр Сергеевич Пушкин сказал, что он «сам был первым русским университетом». Универсальность талантов и знаний Ломоносова проявилась и в проведенной им реформе русского стихосложения, благодаря которой впоследствии Николай Васильевич Гоголь назвал его «отцом нашей стихотворной речи», и в собственных поэтических достижениях, связанных с литературным направлением, которое получило наименование классицизма.
Термин «классицизм» произошел от латинского слова «classicus», что значит «образцовый». В основе этого литературного направления лежали идеи просветителей, которые на первое место в жизни ставили достижения разума, а целью человеческой деятельности считали стремление к идеалу. Окружающий мир не соответствует идеалу. Он должен быть преображен в нужном для писателя направлении. Соответственно и героями произведений классицистов могли быть не рядовые люди, а те, в чьих деяниях это стремление к идеалу проявлялось наиболее ярко. То есть в первую очередь властители, цари.
В соответствии с требованиями классицизма Ломоносов разработал так называемую теорию «трех штилей», разделив все литературные жанры на три разряда: высокие, средние и низкие. В области лирической поэзии высоким жанром стала ода, причем та ее разновидность, которая называлась торжественной одой. Она была предназначена для воспевания и восхваления высших достижений человека, для выражения глубоких философских идей, а также для прославления лиц, стоящих на верхних общественных ступенях.
Примером философской оды может служить «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». В ней поэт восхищается величием Творца всего сущего, который поставил человека перед задачей разгадки тайн природы. Обращая свой взор к звездному небу, поэт восклицает, пораженный его непостижимым величием:
Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.
А затем высказывает предположение, что разумная жизнь существует не только на Земле:
Уста премудрых нам гласят: Там разных множество светов; Несчетны солнца там горят, Народы там и круг веков…
Образцом торжественной оды, обращенной к верховным властителям страны, является «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Форма торжественной оды была для поэта способом беседы с монархами и позволяла выразить собственные представления об их предназначении, об их делах, направленных на благо Российского государства.
Обращаясь к дочери Петра Первого Елизавете, поэт ставит ей в заслугу то, что она продолжает дело своего отца, которого славил в других своих произведениях, утверждая: «Несравненных дел Петра Великого человеческой силе превысить невозможно». Начало оды — это хвала божественной тишине, сопутствующей царствованию Елизаветы. Под тишиной подразумевается мирное развитие государства. Материал с сайта //iEssay.ru
Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.
Далее поэт подробно рассказывает об успехах, достигнутых Россией во время правления дочери Петра. Главным из них он считает развитие наук: «Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет». Воздав за это хвалы императрице, Ломоносов с еще большим жаром воспевает значение наук в жизни человека:
Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут…
А этой чеканной поэтической формуле Ломоносов предпосылает слова, выражающие его идеал патриота своей страны — умеренность в том, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».
Таким образом, формы классицизма в восемнадцатом иске позволяли Ломоносову выразить собственные представления о путях и целях развития Российского государства и давали поэту надежду повлиять на решения и действия власть предержащих.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
- жанры поэзии м.в.ломоносова
- что подразумевает ломоносов под тишиной воде
- сообщение классицизм ломоносов
- доклад ломоносов и классицизм
- черты классицизмы в оде ломоносова