Рецензии на книгу «Герой нашего времени» Михаил Лермонтов
«Я глупо создан: ничего не забываю, — ничего!»
«Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова… прощайте!..»
Есть у меня несколько любимых книг из школьной программы, которые люблю регулярно перечитывать, и «Герой нашего времени» — одна из них, пожалуй, даже самая любимая…
Много об этой книге написано великолепных отзывов и критиков, и литературоведов, и здесь на ЛайвЛибе на эту прекрасную книгу отзывов предостаточно — к чему повторяться? Поэтому моя рецензия — исключительно личные впечатления (без подробного анализа произведения), так сказать, несколько мыслей на тему…
«И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлеченной мысли. И к чему это ведет?.. В первой молодости моей я был мечтателем, я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость
, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге»
.
Роман (или повесть? путевые записки? мемуары Печорина?), отношение к которому практически не меняется со временем. Удивительное дело: ты меняешься, взрослеешь, но по-прежнему стрепетом читаешь страницы, посвящённые жизни Григория Александровича Печорина.
— Зачем же подавать надежды? — Зачем же ты надеялся? Желать и добиваться чего-нибудь — понимаю, а кто ж надеется?
Образ как собрание пороков (из предисловия книге) превратился для меня наоборот в собрание достоинств. Сила и благородство, решительность и смелость (повторяю, что я пишу исключительно о личных впечатлениях после прочтения), дальновидность и ум, стремление к независимости от всего и от всех (в особенности от женщин, которые никогда не имели над ним власти), фатализм…
«За что они все меня ненавидят? — думал я. — За что? Обидел ли я кого-нибудь
? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательство?»
Продолжать можно бесконечно — Печорин вдобавок один из моих любимых литературных героев (бывает так, что книга нравится, а герой нет, например, как «Доктор Живаго», в «Герое нашего времени» мне нравится всё). Он никогда не опустится до мести женщине, он не мелочен и не злопамятен, даже амбиций в нем как будто и нет (по крайней мере, в книге на этом акцента автор не делает).
«Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!»
Он не обидчив. Он может быть серьезным противником другому мужчине, но женщине — никогда. Оттого, наверное, всем прекрасным особам в книге он так симпатичен и все вспоминают его чуть ли не с благоговением. Он ничего никому из них не обещает, его равнодушие каким-то образом становится необычайно притягательным. Для всех. Едва ли не самая красивая книга в русской литературе о любви…
«Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных
; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что
я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия
: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться»
.
Интересно наблюдать, как с годами меняются предпочтения именно в отношении частей произведения. В юности, помню, когда в первый раз прочла его, мне безумно понравилась «Бэла» (оно и понятно — глава казалась мне верхом романтизма), потом, спустя пару лет, читая роман, что без ума от «Фаталиста» (тоже верю в предопределение). А вот сейчас, как ни странно, мне больше всего понравилась «Тамань» (в школе мне эта глава отчего-то совсем была не по душе). Такая удивительная книга для всех возрастных периодов жизни…
Если говорить о личных впечатлениях, то как обойти стороной экранизации?
Смотрела лет 8 назад (не помню точно время) российский мини-сериал, снятый по Лермонтову с Игорем Петренко в главной роли:
Ну что тут сказать…Не впечатлил как-то. Актер, конечно, красивый, кто ж спорит? Но ведь рисуя нам образ Печорина, Лермонтов никогда не делал акцент на красоте. Печорин — это удаль, харизма, обаяние. некая отрешенность…
Зато как-то еще смотрела другую экранизацию (вернее даже. театральную постановку) с Олегом Далем в главной роли.
Это режиссерское видение моего любимого литературного героя понравилось мне куда больше: оно, на мой взгляд, ближе к истине.
«Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало:
к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…
Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились
. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив.
Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть
. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И
тогда в груди моей родилось отчаяние
— не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но
холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой
«.
Книга на все времена. Закрывая последнюю страницу, уже жду новой встречи))
Перечитано в рамках игры «Назад в прошлое»
Рецензия на книгу «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)
(367 слов) Все мы слышали про выражение «потерянное поколение», появившееся в 20-х годах прошлого века в Америке. В России было похожее явление ещё в 19 веке. Появлялись люди, имевшие достаток, не нуждающиеся ни в чём и не имевшие цели в жизни. Они тратили своё время на развлечения, при этом не находя в этом смысла и постоянно скучая. Такое явление называется «русской хандрой», и оно было описано многими знаменитыми писателями. Классическим произведением в этом направлении является «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова.
Ироническое название говорит о том, что главный герой не является выдающейся личностью, наоборот — он типичный представитель своего времени. Григорий Александрович Печорин образован и умён, но в то же время он чувствует, что тратит своё время впустую. Герой постоянно находится в поиске самого себя, он быстро чем-то увлекается и так же быстро к этому остывает. Григорий несчастен, он словно ощущает некую высшую силу судьбы, которая управляет им. Это ярко подтверждается в последней главе «Фаталист», где главной темой повествования становится предопределённость судьбы человеческой.
Печорин очень тонко понимает людей. Он использует это в своих целях, для развлечения и манипуляции. Но, в конечном итоге, от этого же он и страдает. Читатель видит, что герой способен испытывать настоящую любовь. Но когда Григорий осознаёт это, то становится слишком поздно. На минеральных водах он встречает Веру, девушку, которая была влюблена в него долгое время и так же пострадала морально из-за этого. Она знает Печорина уже очень давно и видит его насквозь. В глубине души она даёт ему последний шанс стать счастливым. Но, в тот момент, когда герой понимает, что Вера — единственная женщина, с которой он мог бы провести свою жизнь, она уезжает.
Момент, когда Григорий пускается в погоню за каретой своей возлюбленной, становится знаковым для фигуры героя. Он сдаётся. Он боится, что, догнав Веру, он всё равно останется несчастным и тем самым разрушит её судьбу.
Несмотря на то, что главный герой кажется тем, кто разрушает человеческие жизни, он всё равно остаётся привлекательным для читателя. В Печорине словно живут два человека. Один совершает эгоистичные поступки, а другой осуждает его за это. Григорий пытается разобраться в себе, осознавая свою двойственную натуру и чувствуя огромное одиночество среди толпы. Но в то же время герой не в силах измениться, и в этих пороках он винит общество больше, чем самого себя.
Автор: Виктория Абросимова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Интересные темы
- Бажов — Синюшкин колодец
Простой парень Илья получил в наследство от покойной бабушки три перышка: белое, черное и рыжее. Он их носил в шапке как память. И еще одно наставление, чтобы он не гонялся за богатством,так - Трагедия доктора Старцева
А. П. Чехов — русский писатель, в центре произведений которого стоят неоднозначные герои. Автор множества повестей и рассказов дает психологические характеристики персонажей по мере развития - Толстой — Князь Серебряный
В произведении изложено об добропорядочном воеводе, князе Серебряном, по возвращении с Ливонской битвы встретился с озорничающей бандой опричников, осознал, то что в государстве делается что- - Чехов — Хамелеон
Герой рассказа, Очумелов, прогуливаясь центральной площадью город, он натыкается на толпу, во главе которой стоит прекрасный мастер, знаный всем городком, Хрюкин. Он то дело, машет рукой, те
Сочинение: Отзыв о романе «Герой нашего времени» для читательского дневника (М.Ю. Лермонтов)
«Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе. М.Ю.Лермонтов рассказывает читателям «историю души человеческой», полную противоречий и тайн. В психологическом романе в центре повествования находятся мысли и чувства главного героя. Так, на протяжении всего произведения читатели с разных сторон узнают Григория Печорина. Он предстаёт то хладнокровным, то безумно влюблённым. Особое впечатление у меня оставили те страницы романа «Герой нашего времени», на которых Печорин показывает свою тонкую ранимую натуру.
Вспомним, как равнодушно поступал главный герой с дикаркой – Бэлой. Он мучил бедную девушку своей нелюбовью, холодным отношением. Когда прошло его увлечение, угасли все чувства. Постепенно угасла и сама Бэла. Вспомним, как насмехался герой над чувствами юной княжны Мэри. Однако совсем другого Печорина мы видим, когда персонаж встречает свою прошлую любовь – Веру. Между ними раньше был роман, который резко оборвался. Эмоции Печорина оголяются после чтения письма, оставленного Верой. В нём она говорила о своей любви к герою, и о том, что вынуждена была уехать с мужем, который узнал о её настоящих чувствах. Мое отношение к Печорину в этом эпизоде сильно изменилось. Им словно что-то вдруг завладело, он, как безумный, «пустился во весь дух по дороге в Пятигорск» за девушкой. Мысль о том, что герой не успеет проститься с Верой, душила его, «молотком» била по разуму. Он гнался по каменистой дороге до последнего вздоха своего коня, пока окончательно не загнал до смерти животное. Печорин был в истерике. Он плакал, смеялся, а когда упал его конь, герой кинулся на землю и зарыдал, как ребёнок. Вся твёрдость, всё его хладнокровие – «исчезли как дым». Перед нами был не эгоистичный, высокомерный персонаж, а нежный, чуткий герой, страдающий из-за потери любимой. Эта сцена заставляет задуматься о том, как противоречива и таинственна душа человеческая! Чему учит нас автор? Видимо, тому, что мы и себя то не знаем в полной мере, что уж говорить о других?
Мое мнение о романе «Герой нашего времени» положительное, ведь каждая его страница становится литературным шедевром. Писатель особенно внимательно подходит к описанию природы, к изменениям во внутреннем мире человека. Каждый момент в романе имеет особое значение. Однако мне больше всего понравились страницы из главы «Княжна Мэри». Именно в этой части я увидела Печорина с другой стороны, лучше поняла его противоречивую натуру.
Предыдущая
СочиненияСочинение: Любовь в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)
Следующая
СочиненияСочинение: Характеристика Наполеона в романе «Война и мир» (+ таблица)