Петербургский период творчества Пушкина: характеристика, анализ основных произведений


«Вольность»

«Вольность» (1817), одно из замечательных произведений русской политической лирики, перекликается с одноименной одой Радищева, хотя политические взгляды Пушкина более умеренные. Поэт воспевает закон, ограничивающий самодержавие, утверждает равенство перед законом царя и народа, обеспечивающие Вольность, т.е. Свободу. Соблюдая закон, царь перестает быть тираном, а народ получает реальные права. Нарушение закона и со стороны царя, и со стороны народа ведет к преступлениям. Ода содержит политические намеки на события недавнего прошлого: падение Наполеона, убийство Павла I, организованное с ведома его сына Александра, и т.д.

Доклад: жизнь Пушкина в Петербурге с 1817 по 1820 годы

После окончания лицея Пушкин был зачислен коллежским секретарем в Коллегию иностранных дел и переселился в Петербург, где жил почти безвыездно до 1820 года.

В Петербурге ему нравилось все, за исключением двух вещей: жизни в родительском доме и службы.

Пушкины всегда жили неуютно, а в Москве вообще вели кочевой образ жизни: каждый год переезжали с места на место.

Родители Александра не стремились обустроить дом, создать уют и поддерживать порядок. Отец, bel esprit — блестящий остроумец в молодости — с годами утратил былое остроумие и «гвардейство».

Мать никогда не занималась хозяйством, ей было все равно, что происходит в доме: она могла целый день бродить по полутемным комнатам и не обращать внимание на засохшие тарелки с вчерашним ужином на столе.

Если к этому добавить, что Александр был нелюбимым ребенком – не очень красивым, не с тем характером и не оправдавшим надежд, то станет понятно, почему Пушкин предпочитал проводить значительное время вне дома. Да и пригласить кого-либо домой он не мог – беспорядок был просто удручающим, и тонко чувствующий Пушкин старался избегать отрицательных эмоций.

Работой Пушкин манкировал, как тогда говорили. Да и что было делать гению в присутственном месте? Только присутствовать – мысли его были всегда далеко. И он отправлялся туда, где были его мысли и куда вели его чувства.

Да и жалование ему было положено небольшое — всего семьсот рублей в год. А, если к этому добавить, что Пушкин по нескольку раз в год писал прошение об отпуске, то станет ясно, что особого дохода эта работа не приносила.

От родителей денежных поступлений ждать тоже не приходилось: из одежды довольствовался тем, чем было. Развлекался, преимущественно, в домах своих более обеспеченных друзей на их деньги.

Но это вовсе не обременяло Пушкина – забота о хлебе насущном и деньгах его не интересовала.

Пушкин многое унаследовал от деда, и, в частности, повышенную чувственность. Еще в лицее он считался самым чувственным из мальчиков.

С годами, темперамент, полученный от предка-африканца, взял свое: Пушкин, оказавшись в Петербурге с его соблазнами, с головой погрузился в жизнь, любовь и разгул в кругу тогдашней «золотой молодежи».

И его чувственные пристрастия поддерживала дворянская распущенность нравов: куртаги, посещение салонов, карты и сердечные увлечения тогда были обычным времяпрепровождением. К тому же, он был знатоком поэзии, которая развратила его воображение.

И Пушкин, «веселый, юный эпикуреец», развлекается от души: участвует в веселых пирушках, попойках и нецензурных представлениях («Погибель Содома и Гоморры», «Изгнание Адама и Евы»). Влюбляется и предается многочисленным любовным утехам. Именно в это время распутства Пушкин пишет свою «Гаврилиаду».

А частые «любови» Пушкина породили многочисленные лирические произведения, посвященные предметам любви: Лиде, Наденьке, Лаисе, Ольге, Дориде.

Тогдашний приятель Пушкина, Всеволжский, придал этому разврату некоторую организованность, объединив «золотую молодежь» в общество «Зеленой лампы». Начинаются споры, идущие под влиянием умеренно радикальных идей.

Именно здесь, между пирами и развлечениями, Пушкин создает произведения, в которых «воспевает свободу миру» и верит в светлое будущее: «Вольность», «К Чаадаеву», «Сказки», «Деревня» и другие.

Одновременно Пушкин начинает тяготеть к романтизму и экспрессивной эмоциональности. В таком духе написаны «Торжество вакха», «Там, у леска, за ближнею долиной», «Жуковскому».

Это время – время блестящих эпиграмм, в которых он клеймит царя и его приближенных: Александра I называет «кочующим деспотом», Аракчеева – «всей России притеснителем».

Многие эпиграммы у Пушкина позаимствуют для агитации декабристы – настолько они будут хороши. А после небольшого пасквиля на князя Голицына, известного, как «Напирайте, бога ради, на него со всех сторон…», он приобрел еще одного врага – именно Голицын буде настаивать на ссылке Пушкина в Испанию.

Эти произведения не издавались, а передавались написанными от руки. В то время многие увлекались написанием эпиграмм. И большинство эпиграмм, ходивших по Петербургу, не принадлежало Пушкину, а только приписывалось ему. И это позже, перед ссылкой, сослужит ему дурную службу: в полиции, куда его пригласили для беседы, эпиграммами был забит целый шкаф.

Еще в лицее Пушкин задумал написать поэму. Сюжет – обычный: со свадебного пира красавицу-невесту похищает злой Колдун. И, естественно, жених Руслан отправляется искать возлюбленную.

Пушкин выбирает необычный стиль написания: живой, остроумный – настоящий разговор с читателем. Так тогда никто не писал, и вокруг поэмы начались нешуточные споры.

Кого-то восхищал прекрасный русский язык и плавность повествования. Кто-то находил в поэме уйму безвкусицы и называл ее «мужиком в лаптях» в благородном собрании.

Летом 1820 года вышло отдельное издание поэмы. «Руслан и Людмила» — одно из первых произведений Пушкина, получивших известность и признание на западе.

К середине 1820 года тучи над головой Пушкина уже сгустились: было твердо решено, что его следует выслать, решалось только – куда. И скоро Пушкин вынужден будет покинуть любимый Петербург и начать новый период своей жизни – необычный, романтический и плодотворный, как и положено настоящему гению.

«Деревня»

«Деревня» (1819) отразила антикрепостнические настроения поэта. В стихотворении три части, отличающиеся по лексике, ритмико-интонационному рисунку, изобразительным средствам, идейной направленности. Начинается стихотворение с идиллического изображения деревенской природы, на лоне которой поэт мечтает погрузиться в изучение трудов великих мыслителей. В этой части заметно ощущаются традиции сентиментальной литературы. Следующая часть — страстные публицистические рассуждения автора о «барстве диком», присвоившем «насильственной лозой, и труд, и собственность, и время земледельца», и «рабстве тощем». Концовка стихотворения — риторический вопрос-призыв — выражает надежду автора на отмену рабства. В основе поэтики — принцип контраста, для стихотворения характерны приподнятый тон, ораторский строй речи, использование славянизмов и античных образов.

Поэма «Руслан и Людмила»

Поэма потребовала много времени на создание: Пушкин задумал ее еще в лицее, а закончил только в 1820 году.

Поэма не имела никакого отношения к политике, это история о любви.

Однако произведение получилось само по себе новаторским и бунтарским в мире литературы того времени.

Пушкин смог изменить традиции и сделать повествование в несколько ином, более легком жанре, чем это делалось до него в подобных произведениях.

Выход поэмы наделал много шума в литературных кругах. Читатели были от нее в восторге и скупали книги. Критики же обрушили на поэта шквал возражений. Поэт в это время уже был отправлен в ссылку на юг, и не смог получить признание.

Можно сказать, что Пушкин отступил от традиций и произвел революцию в литературном жанре.

В заключение можно сказать, что в первый Петербургский период (с 1817 года по 1820) Александр Пушкин по-настоящему верил в идею свободы, поэтому она так искренне выражалась в его произведениях.

Источник

«К Чаадаеву»

«К Чаадаеву» (1818) написано в форме обращения к другу. Композиция трехчастная: первая часть — воспоминание о «юных забавах» и обманутых александровской действительностью надеждах, во второй говорится о стремлении героя к «вольности светлой», в третьей в перспективе возникают образы тех, чьи имена войдут в историю освободительной борьбы России. Основная мысль стихотворения — призыв к современникам посвятить Отчизне «души прекрасные порывы». Стихотворение призывало к подвигу, который воспринимался как революционное действие. Социально-публицистическое, гражданское сочетается в стихотворении с интимно-лирическим, Пушкин использует слова высокого стиля, общественно-политические термины, употребляемые в речи дворянских революционеров, для синтаксиса характерны стройность, простота, энергичность в изложении мыслей.

Петербургский период творчества (1817–1820)

Петербургский период творчества (1817–1820)

Полный творческих замыслов, Пушкин вступил в новую пору своей жизни. Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский прочили ему поэтическую славу. Поэт – участник завершающего свое существование «Арзамаса» и по-прежнему противник «Беседы любителей русского слова». Однако он внимательно присматривается к ней и сближается с прежними литературными антагонистами – Грибоедовым, Катениным, Шаховским. Пушкин хочет, как он объяснил впоследствии в письме Катенину, избежать «односторонности в литературных мнениях», ибо всякая «односторонность есть пагуба мысли».

Если лицейская лирика связана с усвоением поэтических принципов психологического течения в русском романтизме, то в петербургский период ориентация отчасти меняется, и Пушкин направляет свои взоры к только что народившемуся гражданскому, или социальному, течению русского романтизма. Многие дружеские и творческие нити связывают его с Союзом Благоденствия и близкими к нему обществами и кружками – Вольным обществом любителей российской словесности, «Зеленой лампой», домашним кругом Н.И. Тургенева. В «Зеленой лампе» политическое и религиозное вольнодумство соединено с эротическими и вакхическими поэтическими мотивами, а в кружке Тургенева преобладали установки на социально-философскую лирику. В обществах и кружках вырабатываются основы гражданской поэзии, типологические черты которой хорошо известны – предпочтение философско-публицистичес-ких тем и жанров темам и жанрам интимной лирики, обращение к героическим и трагическим эпизодам национальной истории, непосредственно соотнесенным с современностью, поучительность (исторические «уроки»), установка на ораторский, декламационный стиль, аллюзионность и широкое употребление метафорических слов-сигналов.

Михайловское

Возвращение в отчий дом для поэта обернулось очередной ссылкой. Собственный отец надзирал за родным сыном, и такая жизнь для свободолюбивого Александра Сергеевича была просто невыносима. В результате серьезного конфликта с отцом вся семья, включая мать, брата и сестру, покинула Михайловское и перебралась в столицу. Пушкин остался один в компании Арины Родионовны.

Несмотря на подавленное состояние и уныние, на протяжении двух лет, проведенных в Михайловском, поэт много и плодотворно работал. Пушкину были чужды обычные «помещичьи» забавы. Он много читал, восполняя пробелы в домашнем и лицейском образовании. Поэт постоянно выписывал книги из столицы, которые досматривались полицией, его письма также вскрывались и прочитывались.

Восстание 14 декабря 1825 года

В этих условиях были написаны «Кавказский пленник», «Борис Годунов», «Граф Нулин», множество стихотворений (в том числе «Зимнее утро», «Наполеон», «Песнь о вещем Олеге»), ряд статей, несколько глав «Евгения Онегина».

Известно, что во время ссылки в Михайловском к Пушкину приезжал его давний и лучший лицейский друг – Пущин. Также поэт общался с семейством Осиповых — помещиками, которым принадлежало соседнее село Тригорское.

Известие о восстании 14 декабря 1825 года, в организации которого участвовали многие из друзей и знакомых поэта, застало Александра Сергеевича врасплох. Вероятность того, что опальный Пушкин принял бы участие в восстании, была настолько велика, что друзья обманули его, назвав неверную дату готовящегося переворота и сохранив для Родины великого поэта. Многие участники мятежа были сосланы в Сибирь, а главные зачинщики — повешены.

«Современник»

В этих условиях он находит выход, разом решающий многие проблемы. Он основывает журнал, названный «Современником». В нём печатались произведения Николая Гоголя, Александра Тургенева, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского. Тем не менее читательского успеха журнал не имел: к новому типу серьёзного периодического издания, посвящённого актуальным проблемам, трактуемым по необходимости намёками, русской публике предстояло ещё привыкнуть. У журнала оказалось всего 600 подписчиков, что делало его разорительным для издателя, так как не покрывались ни типографские расходы, ни гонорары сотрудников. Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части, анонимными. В четвёртом томе «Современника» был, наконец, напечатан роман «Капитанская дочка». Тем же устремлением к будущим поколениям вдохновлено и итоговое стихотворение Пушкина, восходящее к Горацию, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (август 1836).

Двойственность

Во многих произведениях А. С. Пушкина Петербург воспевается. Знаменитые строки из поэмы «Медный всадник» выражают авторское отношение: «Люблю тебя, Петра творенье».

Но Петербург оценивается А. С. Пушкиным неоднозначно. В стихотворении «Город пышный, город бедный» (1828) говорится о том, что в Петербурге витает «дух неволи», там наблюдается «скука, холод».

А. С. Пушкин описывает не только величественный Петербург, но и Петербург низкий.

Такое противоречивое отношение к Петербургу связано с тем, что А. С. Пушкин после Южной ссылки и Северной ссылки вернулся в Петербург (1827 г.) и стал свидетелем совершенно другой обстановки. А. С. Пушкин чувствовал себя несвободным.

Читайте также

Петербургский протокол

Петербургский протокол В решении греческого вопроса государь Николай Павлович пошел навстречу рвущейся удружить Британии.23 марта 1826 г. в Петербурге русскими и английскими представителями был подписан протокол, предусматривающие фактическое восстановление греческой

Санкт-петербургский университет

Санкт-петербургский университет При воцарении Николая I петербургский университет фактически не функционировал.Император сразу обратил внимание на печальное состояние столичного университета. В ноябре 1830 г. ему были переданы здания Двенадцати коллегий. Для его

Петербургский тракт

Петербургский тракт Петербургский тракт, по которому тащился возок Татьяны, был одним из первых замощён булыжником. Это произошло всего лишь за десять лет до поездки Татьяны в Москву.Вдоль тракта на десятки вёрст тянулся заснеженный лес. Лишь изредка попадались

Петербургский период украинской культурной деятельности

Петербургский период украинской культурной деятельности Только после Крымской войны, доблестной для армии, в которой одинаково боролись все народы России и которая выявила недостатки режима, началась политическая “оттепель”. Даже наиболее тяжело наказанный член

Поздний период творчества Мурильо

6. Поздний период творчества Мурильо В период расцвета своего стиля Мурильо достигает неоспоримой высоты в выполнении портретных изображений. Его бытовые картины менее точны, чем у Веласкеса, но более эмоциональны. Ученики Мурильо внесли весомый вклад в испанскую

Поздний период творчества Рембрандта

7. Поздний период творчества Рембрандта В 40-е годы окончательно сформировались основное направление творчества Рембрандта и его характерный стиль. Он все чаще пишет портреты пожилых людей с тщательной проработкой черт лица и освещения, зачастую в полный рост. Ландшафт и

Петербургский стиль

Петербургский стиль И у меня опять возникло сильное чувство, что Ленинград чем-то отличался от остального Советского Союза, что он ощущал себя на уровне несколько более высоком, чем средний. Александр Верт. Пять дней в блокадном Ленинграде Из чего сложилась в Петербурге

Петербургский миф по проекту Фальконе

Петербургский миф по проекту Фальконе В 1770 году возникает серьезный архитектурный повод для сравнения двух царствований, связанный с работой Этьена Фальконе над проектом конной статуи Петру. В конце сентября огромный Гром-камень, задуманный как пьедестал для статуи,

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]