14 Апреля 1745 – 12 Декабря 1792 гг. (47 лет)
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 2589.
Фонвизин Денис Иванович (1745–1792 гг.) – русский писатель, драматург, публицист, переводчик, представитель русского классицизма, создатель национальной бытовой комедии. Автор известной пьесы «Недоросль». Фонвизина называли «отцом русской комедии»: его театральные пьесы публика принимала с восторгом.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Детство и образование
Денис Иванович Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве в дворянской семье, происходившей из ливонского рыцарского рода. Начальное образование будущий литератор получил дома. В семье Фонвизина царила патриархальная обстановка.
С 1755 года Денис Иванович обучался в дворянской гимназии при университете в Москве, затем на философском факультете Московского университета. В 1760 году Фонвизин в числе «избранных учеников» уезжает в Петербург, где знакомится с Ломоносовым и Сумароковым.
Начало творческого пути
С 1760-х годов Денис Иванович создает свои первые произведения. Раннее творчество Фонвизина отличалось острой сатирической направленностью. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство» в 1933 году. Параллельно писатель занимался переводами. В 1761 году Фонвизин перевел на русский басни Хольберга. В 1762 году – произведения Террасона, Вольтера, Овидия, Грессе, Руссо.
С 1762 года Фонвизин работает переводчиком, а с 1763 – секретарем кабинет-министра Елагина в коллегии иностранных дел. В 1769 году Денис Иванович переходит на службу к графу Панину в качестве личного секретаря.
В 1768 году писатель создает сатирическую комедию «Бригадир». Пьеса получила широкий резонанс, и Фонвизина, биография которого была еще неизвестна в высших кругах, приглашали в Петергоф для чтения произведения самой императрице Екатерине II.
ФОНВИ́ЗИН
ФОНВИ́ЗИН Денис Иванович [3(14).4.1743 или 1745, Москва – 1(12).12.1792, С.-Петербург], рус. писатель, драматург, переводчик; чл. Рос. академии (1783). Из дворянского рода нем. происхождения (фамилия до сер. 19 в. писалась фон Визин). В 1755–60 учился в гимназии Моск. ун-та, в 1761–62 – на филос. ф-те того же ун-та, тогда же начал лит. деятельность: перевёл «Басни нравоучительные» Л. Хольберга (1761; 2-е изд., 1765), трагедию Вольтера «Альзира, или Американцы» (1761 или 1762, опубл. в 1888) и др.; несколько мелких переводов Ф. появились в университетских журналах «Полезное увеселение» (1761–62) и «Собрание лучших сочинений» (1762).
Во 2-й пол. 1762 поступил на службу в Коллегию иностр. дел, с дипломатич. поручением выезжал в Германию. Летом 1763 переехал в С.-Петербург, стал секретарём кабинет-министра И. П. Елагина, вошёл в его литературно-театральный кружок, где, соперничая с В. И. Лукиным, занялся переделкой иностр. пьес («склонением» их «на наши нравы»): стихотв. комедия «Корион» (пост. в 1764, опубл. в 1835) на основе пьесы Ж. Б. Л. Грессе «Сидней». В 1769 в приложении к одному из переводов опубликовал ставшую очень популярной стихотв. сатиру «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». Из переводов Ф. наибольший успех имел перевод поэмы в прозе П. Ж. Битобе на библейский сюжет «Иосиф» (1769). В окт. 1768 – апр. 1769, находясь в отпуске в Москве, написал комедию «Бригадир» (пост. в 1772, опубл. в 1786), явившуюся первой рус. оригинальной «комедией нравов». Поведение и манера речи персонажей представлены как обусловленные их жизненным опытом и обществ. положением, и, хотя всё действие комедии заключается в комич. любовных объяснениях с последующим разоблачением неверных мужей, в результате складывается социально и исторически определённая картина нравов. В особенности Ф. высмеивает галломанство молодых дворян, чьё презрение к России и претензия на превосходство над старшим поколением, основанные на мнимой приобщённости к европ. культуре, – оборотная сторона домашнего «скотства».
Летом 1769 Ф. с успехом читал «Бригадира» в домах знатных вельмож и перед имп. Екатериной II, заслужив её одобрение. Тогда же обратил на себя внимание канцлера Н. И. Панина, к которому в дек. 1769 перешёл на службу. По мнению некоторых исследователей, в 1772 Ф. сотрудничал в журнале Н. И. Новикова «Живописец» (Ф. приписываются «Письма к Фалалею» и др.). В 1777–78 совершил путешествие во Францию, где написал цикл писем, адресованных П. И. Панину (брату канцлера), в которых сатирически изобразил нравы и обществ. жизнь предреволюц. Франции (опубл. в 1830). В 1781 назначен членом Публичной экспедиции для почтовых дел. В марте 1782 вслед за попавшим в опалу Н. И. Паниным вышел в отставку (получив чин стат. сов.). «По мыслям» и под рук. Н. И. Панина написал предисловие к его предназначавшемуся для наследника престола конституционному проекту, известное под загл. «Рассуждение о непременных государственных законах» (в нач. 19 в. оно распространилось в списках, декабристы использовали его в агитац. целях; опубл. в 1861 А. И. Герценом в Лондоне по одному из списков, в России по автографу – в 1907). Ф. – автор апологетич. биографического очерка «Жизнь графа Никиты Ивановича Панина» (опубл. в пер. на франц. яз. в 1784, на рус. яз. – в 1786).
В 1-й пол. 1782 завершил своё главное произведение – комедию «Недоросль», работу над которой начал не позднее 1779 [существует рукопись незавершённой пьесы с тем же названием, т. н. ранний «Недоросль», приписывавшийся Ф. и датировавшийся сер. 1760-х гг. (опубл. в 1933); совр. исследователи полагают, что принадлежит он не Ф., а его неизвестному современнику, жившему в Твери, и сочинялся, возможно, уже после выхода комедии Ф.]. «Недоросль» впервые был поставлен в С.-Петербурге в театре К. Книппера 24.9.1782 в бенефис актёра И. А. Дмитревского и имел огромный успех (опубл. в 1783). В комедии, поднимающей проблему воспитания молодого дворянина, сатирич. картина нравов провинц. дворянства, неисправимого в своих пороках и невежестве, несмотря на все законодательные и просветительские усилия правительства, осложнена критикой столичных и придворных нравов. В ней чётко противопоставлены две группы персонажей – порочных и добродетельных; справедливость в пьесе вершит правительств. чиновник Правдин, однако рупором авторских идей является не он, а добровольно оставивший двор и отказавшийся от карьеры Стародум, т. е. человек, оппозиционно настроенный к существующей власти. Монологи Стародума, обличающего падение нравов рос. дворянства после Петра I, звучали политически остро и злободневно. Современники Ф. оценивали их высоко, но в позднейших постановках «Недоросля» эти монологи, как правило, сокращались.
В 1783 Ф. по приглашению Е. Р. Дашковой сотрудничал в ж. «Собеседник любителей российского слова»; его «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание», адресованные Екатерине II, были опубликованы в журнале с её ответами (автором она поначалу считала И. И. Шувалова); от высочайшего обвинения в «свободоязычии» Ф. пришлось оправдываться в особой статье, позднее он испытывал затруднения с публикацией своих сочинений. В 1788 цензура не разрешила издание сатирич. журнала в форме переписки героев «Недоросля» и других вымышленных им лиц («Друг честных людей, или Стародум», опубл. в 1830); тогда же Ф. не смог издать уже объявленное для подписки «Полное собрание сочинений и переводов в пяти частях» (рукопись не сохр.). Поздние выступления Ф. в печати были в осн. анонимны: перевод с нем. яз. «Рассуждения о национальном любочестии» И. Г. Циммермана (1785), оригинальная повесть о философе, пострадавшем от Александра Македонского за правдивые речи («Каллисфен. Греческая повесть», 1786), стихотв. басня «Лисица-Кознодей» (1787, вольный пер. басни Х. Ф. Шубарта) и др.
В конце жизни у Ф. усилились религ. и покаянные настроения, выразившиеся в автобиографич. соч. «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (1791–92; опубл. с сокр. в 1798; полн. публ. – 1830), примером для которого, по словам Ф., ему послужила «Исповедь» Ж. Ж. Руссо. Из задуманных 4 книг, посвящённых «младенчеству», «юношеству», «совершенному возрасту» и «приближающейся старости», написаны первые две и частично третья (каждая открывается эпиграфами из Псалтири). За день до смерти Ф. привёз Г. Р. Державину свою последнюю пьесу – комедию в трёх действиях «Выбор гувернёра» («Гофмейстер») (между 1790 и 1792), посвящённую проблемам воспитания.
Государственная служба. Зрелое творчество
С 1777 по 1778 год Фонвизин пробыл за границей, долгое время находился во Франции. Вернувшись в 1779 году в Россию, Денис Иванович поступает на службу советником канцелярии при Секретной экспедиции. В это же время писатель переводит книгу «Та-Гио».
В 1783 году Фонвизин создает одно из лучших произведений русской публицистики – «Рассуждение о непременных государственных законах».
С 1781 года Денис Иванович занимает место статского советника. В 1782 году выходит в отставку. Осенью этого же года состоялась премьера самого главного произведения драматурга – комедии «Недоросль» (дата написания – 1781 г.) в Петербурге. В 1783 пьеса была поставлена в Москве.
Популярные темы сообщений
- Храмы Кубани
Кубань относится к южным регионам нашей страны. Сегодня в ее состав входят: 2 края Ставропольский и Краснодарский и 3 республики Абхазия, Адыгея и Карачаево-Черкесская. - Зона лесов
Природные зоны России очень разнообразны, что объясняется большой протяженностью России с севера на юг и преобладанием равнинного рельефа. Наиболее крупной является зона лесов, которая занимает около 60% площади страны, - Город Челябинск
Челябинск – это город, расположенный на границе между Уралом и Сибирью по берегам реки Миасс. Город является крупным административным, экономическим, трудовым и культурным центром региона, а так же неофициальной столицей Южного Урала
Болезнь. Последние годы
С 1783 года Денис Иванович путешествует по Европе, посещает Италию, Германию, Австрию. В 1785 году у писателя случается первый апоплексический удар. В 1787 году Фонвизин возвращается в Россию.
В краткой биографии Фонвизина стоит отметить, что в последние годы своей жизни он страдал от тяжелой болезни – паралича, но не прекращал заниматься литературной деятельностью. Несмотря на запрет Екатерины II на издание пятитомного собрания сочинений, Денис Иванович в это время создает комедию «Выбор гувернера», фельетон «Разговор у княгини Халдиной», работает над автобиографией «Чистое признание» (осталась неоконченной).
1 (12) декабря 1792 года Денис Иванович Фонвизин умер. Похоронили писателя на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
О художественном мышлении Фонвизина
О Фонвизине спорили сто и двести лет назад; спорят и ныне. В литературно-методологической иерархии ему отводится место и где-то у подножия (классицист), и несколько ближе к солнцу (предреалист), и почти у самой вершины (просветительский реалист), и, наконец, там, где отчетливо слышен клекот орлов (реалист) .
Разноголосица в данном случае порождается, конечно, несовпадением исследовательских позиций, но главным образом – полимерностью и «переходностью» объекта.
Уже современники улавливали в творчестве Фонвизина нечто принципиально новое, связанное прежде всего с особым «родом письма», как выразился Плавильщиков, – особую художественную систему. Однако система эта во многом казалась какой-то странной. Искали «точку», «фокус», «место», искали главного героя (Простакова? Стародум?), к которому стягиваются все элементы комедийного действия .
Между тем как раз главного героя в «Недоросле» и нет; драматургический центр тяжести перемещен здесь с уровня персонажного вовнутрь, в нижние, глубинные слои содержания. И это свидетельствовало о принципиальной новизне и свежести поэтического мышления Фонвизина. Не единичный человек, а предмет-ситуация – «жмущий до смерти» кафтан, «исследованием» которого открывается комедия, – общий знаменатель, ось и образный регулятор диалогических контактов фонвизинских персонажей. Внешне, тематически этот предмет-ситуация захватывает четыре с половиной явления первого действия; внутренне, структурно – все пять действий; со второй половины первого действия он исчезает с фабульной поверхности комедии, уходит вглубь, оборачивается скрытой динамической формулой, потаенным мыслительным стереотипом. «Недоросль»- знак прекращенного развития; «жмущий до смерти» кафтан – знак прекращаемого развития. Внутренне они едины. Человек – недоросль, кафтан – недоросль.
Этот-то пресловутый кафтан, этот антиперсонаж и выступает в качестве «главного героя» комедии.
«Жмущий, до смерти» кафтан разрастается до размеров всеобщего зловещего символа регламентации, ущемленного права, несвободы. В сущности, на каждом фонвизинском персонаже – свой «кафтан»: Софья – во власти Простаковой, Простакова – во власти собственного «злонравия», Милон и Правдин регламентированы службой, Стародум – обстоятельствами, вынудившими его пытать счастья в Сибири; Простаков – под жениным каблуком; Митрофана жмет «наука», учителей – нужда, Еремеевну – Простакова и т. д.
Отсутствие в «Недоросле» единого внешне-персонажного центра – знак новаторства, симптом освоения глубины, художественной ориентации на внутренние уровни творческого процесса. Тут обнаруживается вполне определенная закономерность: установка фонвизинской мысли на «внутреннее» была объективным следствием разочарования в «наружном». Обращение «К господам издателям «Собеседника», предпосланное «Повествованию мнимого глухого и немого» (1783), не оставляет на этот счет никаких сомнений. «…Ничто столь внимания нашего не заслуживает, – писал Фонвизин, – как сердца человеческие, кои час от часу лавиринту подобнее становятся, потому что ко всеобщим прежде бывшим причинам скрывать слабости и страсти, воспитание, bon ton и maniere de vivre прибавили еще в нас единообразие, кое соделывает наружность нашу так единаку, что каждый из нас ни на себя и ни на кого особенно не походит, а все вообще как будто из одной формы вылиты представляются» (2, 7).
Здесь великолепно уловлена двуслойность современной Фонвизину действительности: сходство людей, обусловленное их сословным «функционированием», оспаривается новым принципом различия людей как условия человеческого их общения. Эта двуслойность исторической действительности и предопределила особый вкус и интерес у писателей XVIII века к проблеме «внешнее-внутреннее». Разумеется, самими писателями интерес этот отнюдь не всегда осознавался в категориях масштабно-социальных. Например, когда в сумароковском «Опекуне» Чужехват и Ниса обмениваются репликами относительно заезжих французов, которые «убирают головы» воспитанников своих снаружи, а не «внутри», читателю ясно: речь идет о ситуации, так сказать, локально-тематической. И только. Не то – Фонвизин. Несовпадение, разноплоскостность «внешнего» и «внутреннего» приобретает у него методологический, мировоззренческий смысл.
Двуслойность как свойство социальной действительности становится в руках художника инструментом творческого познания и освоения самой действительности.
Человеческие дублеты – двойники, мертвые этические штампы, нивелирующий кодекс чести, бездна сословно-иерархических внеличностных установлений, – эта дубовая кора «единообразия», единой «формы», этот «жмущий до смерти кафтан» маскировали, утаивали от глаза пульсацию живого духа и все более усложняющиеся «лавиринты сердца». И дело тут не столько в самих этих «лавиринтах», сколько прежде всего в пристальном интересе вообще к потаенному, ненаружному состоянию мира – к «изнанке вещей», как выразился Герцен, сравнивая апологетический склад художественного сознания Державина с сатирическим умом Фонвизина.
Наиболее глубокая форма отражения в творческом опыте Фонвизина двуслойности социального бытия – разъединенность метода и приема. Или иначе: коллизия внешнего «единообразия» и внутренней «лавиринтности», зародившаяся в лоне объективной исторической действительности, была эстетически реализована Фонвизиным как коллизия приема и метода. Уточним: классицизма, деградировавшего до степени приема, и реализма, заявившего о себе как о новом руководящем принципе художественного освоения жизни, то есть новом методе.
Что Фонвизин реалист, – это со всей решительностью подчеркивал еще Гончаров. Однако едва возникает потребность в более развернутом обозначении фонвизинского метода, как тотчас же являются из-за кулис пресловутые «черты» или «элементы» классицизма в реализме либо реализма в классицизме. Меж тем тут речь должна идти о том, что в силу особых социально-исторических и индивидуально-творческих обстоятельств реалистический метод в драматургии Фонвизина мог осуществить себя, свою специфическую природу преимущественно при посредстве своего антипода – классицизма.
С огромной силой и полнотой фонвизинский талант проявился прежде всего в создании образа застойной жизни. И это оказалось возможным благодаря тому, что в качестве внутреннего масштаба и регулятора творческого процесса, то есть метода, здесь выступил реалистический принцип саморазвития жизни. То, что Вяземский считал уязвимой стороною «Недоросля», – «недостаток изобретения и неподвижность события», – как раз является сильнейшей его стороною, ибо представляет собой адекватное воспроизведение «неизобретательности» и «неподвижности» современного Фонвизину общественного бытия и быта. Здесь обнаруживаем поразительную чуткость художника к логике объекта, стремление выразить объект на собственном его языке – как некую аномалию, социальную патологию, антидиалектику.
Один из эстетических симптомов расслоения метода и приема в художественном опыте Фонвизина – внутренняя театральность его комедий, их двойная сценичность – особая структура персонажа, выступающего не столько в своем непосредственном, так сказать, первичном обличье – как свойство характера, – сколько отраженно, в качестве «отношения», сознания – исполнителя свойств характера, то есть роли. В перебранке с Кутейкиным Простакова роняет фразу («Да коль пошло на правду, чему ты выучил Митрофанушку?»), о, истинность прежних ее замечаний насчет серьезности занятий сына. Она – не слепо любящая мать, но исполнительница роли слепо любящей матери. Подобным же образом «расслаиваются» и прочие лица: «глупость» Простакова – не более чем маска, под которой скрывается загнанный, затаенный иронический ум, – чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить недосказанно-язвительную его догадку относительно происхождения свинских симпатий Скотинина. Роль преданной «мамы Митрофановой» исполняет Еремеевна (ее подлинная «преданность» весьма наглядно обнаруживается в разговоре с учителями, а затем – в конце пятого действия), учителя грамоты – семинарист Кутейкин, учителя арифметики – отставной сержант Цыфиркин, «универсального» учителя – кучер Вральман, жениха – Скотинин, резонера – Стародум. Стародум «играет» именно отношение к резонерству – демонстрирует его ограниченность, линейность и пресность. Мы улавливаем эту ноту «сторонности» особенно четко в тех сценах, где, словно бы отодвигаясь от себя и надевая маску «роли». Стародум рассуждает об опасности «первого движения». Между тем в третьем явлении третьего действия, увидев дерущихся Простакову и Скотинина, «не могши удержаться от смеха», он как раз с удовольствием отдает себя во власть этого «первого движения», – маска снята, открылось живое, меняющееся лицо, Воспитав и развив в самом себе умение не повиноваться порывам, человек утратил нечто чрезвычайно важное именно в человеческом смысле, лишил себя дара непосредственного восприятия жизни – засушил свою добродетельную душу. Вот это-то и «играет» Стародум, в этом суть его сценического отношения к роли резонера.
Фонвизинский «Недоросль» обильно уснащен разного рода представлениями и «сценами»; то и дело мелькают здесь диалогизированные импровизации, остроумные розыгрыши – «комедии в комедии», словно матрешки. Стародум и Правдин разыгрывают Скотинина, пустившегося в генеалогические разыскания; Софья – темпераментного Милона, утаивая от него свое насмешливое отношение к матримониальным поползновениям Митрофана; Правдин – Скотинина и т. п. Есть в пьесе даже в некотором смысле генеральная репетиция – седьмое явление третьего действия, где в присутствии «режиссера» – Простаковой Цыфиркин и Кутейкин задают Митрофану «зады», а тот осваивает их «для виду».
Отношение «сцена – зрительный зал» реализуется у Фонвизина непосредственно в драматургической материи – в структуре его комедии. Здесь можно выделить несколько основных типов подобного отношения. Это, во-первых, повернутость всей пьесы к «объективному», внешнему зрительному залу как точке приложения педагогических, просветительских усилий драматурга. Это, во-вторых, повернутость «порочных» персонажей к внутренней аудитории, внутреннему «зрительному залу» – персонажам добродетельным, наставляющим их на путь истинный. Наконец, в-третьих, это дифференциация, выделение «зрителей» и «зала» внутри лагеря добродетельных персонажей (например, воспитательные беседы Стародума с Софьей, Правдиным, Милоном). Углубляющаяся «театральность» комедии сопровождается различными «выходами» или апелляцией к внутреннему, незримому зрителю, с которым устанавливается эпизодический контакт и на сочувствие которого так или иначе рассчитывает говорящий.
Заметим, что «исполнительской» функцией снабжены не только персонажи «Недоросля», но отчасти и «Бригадира» и ряда других произведений Фонвизина. Так, в «Повествовании мнимого глухого и немого» молодой человек по совету отца, желающего сделать его «независимым», симулирует недуг – исполняет роль глухонемого, что позволяет оценить истинные качества и особенно меру искренности окружающих его людей.
Внутренняя сценичность «Недоросля» свидетельствовала, помимо прочего, о зарождении принципиально нового типа отношений между драматургом и его персонажами. В пользу этой концепции говорит и новизна взаимосвязей фонвизинской реплики и ремарки. У Фонвизина ремарка – явление неизмеримо более сложное и массовидное, чем у Сумарокова или, скажем, Лукина. И это глубоко симптоматично в методологическом плане: ощущается потребность в режиссерском воздействии на поведение персонажей, некая чрезвычайно важная с точки зрения специфики драмы неудовлетворенность чисто словесными формами их существования. Вот маленький режиссерский шедевр Фонвизина:
«Скотинин. Ба! Да этот (Милон. – С. В.) что тут равняется? (Тихо Стародуму.) А не отбивает ли?
Стародум (тихо Скотинину). Мне так кажется.
Скотинин (тем же тоном). Да где черту?
Стародум (тем же тоном). Тяжело».
Сначала Стародум имитирует интонацию Скотинина, а затем выходит из своей роли, чтобы вовлечь партнера в игру по правилам его роли. Ремарки создают в данном случае новую комедийную ситуацию, содержательность которой значительно превышает смысловой объем собственно диалогической речи.
Эволюция драматургической ремарки в XVIII веке просматривается достаточно отчетливо. На одном – дальнем – фланге она атавистически-повествовательно сращена с репликой (драма еще окончательно не оторвалась от эпоса), на другом – ближнем, фонвизинском – обретает самостоятельность и даже кое-где берет в свои руки бразды правления.
В общих чертах мы уже обратили внимание читателя на то, что важнейшее свойство реалистического метода – принцип самодвижения (саморазвития) образа – заявляет о себе в творчестве Фонвизина как непосредственно, прямо, так и косвенно, от противного – через прием-антагонист.
Степень величия человека определяется, по Фонвизину, степенью его самоактивности, самодеятельности, независимости от заданного режима сословных связей, предрассудков, традиционной системы воззрений – от той или иной «одинаковости». «Друг свободы», естественно, превыше всего ценит в людях дух свободы – не знатность, а личные, собственной волей выкованные качества. В «Опыте российского сословника» он чрезвычайно тонко и глубокомысленно разграничивает именно по уровню и полноте проявления принципа самоактивности понятия беспорочности, добродетельности и честности. В первом случае достоинства как бы навязаны человеку, принудительно сформированы в нем либо воспитанием, либо выгодой, либо законом. Во втором случае они зачастую – следствие «рассуждения», то есть преднамеренной рационально-отборочной операции, результат предпочтения, опоры не только на внутренний, но и на внешний, чужой опыт. И лишь в третьем случае они целиком принадлежат индивидуальному человеку, являются делом его ума, сердца и рук, – «в своей добродетели» он «сам на себя твердо полагается» (1, 228).
- См., например, дискуссию о просветительском реализме в «Филологических науках» (1966 – 1968), сб. статей «Проблемы типологии русского реализма» («Наука», М. 1969).[]
- »Сочинения Петра Плавилыцикова», ч. IV, СПб. 1816, стр. 67. []
- См., например: В. Ключевский, «Недоросль» Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы), в кн.: В. Ключевский, Очерки и речи. Второй сборник статей, М. 1913, стр. 296; Д. Д. Благой, Денис Иванович Фонвизин, в кн. «Классики русской литературы», Детгиз, М.-Л. 1953.[]
- Д. И. Фонвизин, Собр. соч. в 2-х томах, т. 1, Гослитиздат, М.-Л. 1959, стр. 107. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте.[]
- А. П. Сумароков, Избранные драматические произведения, СПб. 1893, стр. 113.[]
- А. И. Герцен, Собр. соч. в 30-ти томах, т. VII, Изд. АН СССР, М. 1956, стр. 188 – 189.[]
- И. А. Гончаров, Собр. соч. в 8-ми томах, т. 8, Гослитиздат, М. 1955, стр. 105.[]
- См. «Фонвизин в русской критике», Учпедгиз, М. 1958, стр. 104.[]
- В принципиально другой связи и в другом контексте о лицах – «людях» и лицах – «ролях» писал, имея в виду «Недоросль», В. Ключевский: «Фонвизин заставил печально-дурных и глупых людей играть забавно-веселые и часто умные роли», – «Фонвизин в русской критике», стр. 120.
Нам же представляется, что дело обстоит как раз наоборот: умные, интеллектуально тонко организованные натуры часто играют «глупые» роли, вернее, играют отношение к этим самым «глупым» ролям.[]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Получить доступ
Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.
Интересные факты
- Во время поездки в 1760 году в Петербург Фонвизин впервые присутствовал на театральном представлении. Это была пьеса Хольберга «Генрих и Пернилл». Происходившее на сцене произвело на писателя неизгладимое впечатление, а пристрастие к театру он сохранил на всю жизнь.
- Успех «Недоросля» во время премьеры был настолько велик, что зрители, по принятому в то время обычаю, забросали сцену кошельками с деньгами.
- Фонвизин особое внимание уделял внешнему виду, за что был признан франтом. Писатель украшал одежду живыми цветами, носил соболий сюртук и обувь с большими пряжками.
- Денис Иванович был женат на Катерине Ивановне Роговиковой, дочери богатого купца.
Связь классицизма и реализма в творчестве Фонвизина
Черты классицизма и реализма тесно переплетаются и связаны друг с другом во всем творчестве Фонвизина, и эта связь имеет следующие особенности:
✓ классицизм не разрушен основательно, но и реализм также не развился в полной мере;
✓ присутствует и уже заметна борьба этих двух направлений, которая оказала существенное влияние не только на многих литераторов второй половины XVIII в., например Радищева, но и на писателей первой половины XIX в.;
✓ наблюдается тесное переплетение этих двух направлений, и именно благодаря этому была подготовлена почва для развития в литературе XIX в. последующими поколениями русских литераторов, в частности А.С. Пушкиным, реализма как ведущего литературного направления этого периода;
✓ переплетение классицизма и реализма выражается в художественном методе.