Основные персонажи
Свой роман «Доктор Живаго», в кратком содержании представленный ниже, Пастернак писал не один год. Фактически на это ушло целое десятилетие – с 1945 по 1955 гг., поэтому здесь представлено много персонажей, каждому из которых отведена своя часть истории. Благодаря этому даже краткое содержание по главам читать интересно и просто.
Главные герои
Главными героями романа являются:
- Юрий Живаго – выходец из дворянской семьи. Его родственники обеднели, отец покончил с собой, промотав имущество, а мать скончалась от болезни. Сам он выучился на врача и в Первую мировую войну был послан на фронт;
- Тоня Громеко – профессорская дочь, жена Живаго;
- Лара Гишар (Антипова) – дочь француженки и инженера из Бельгии, еще до революции поселившихся в России, возлюбленная Юрия Живаго;
- Виктор Комаровский – юрист, виновник гибели отца Живаго и его расточительства, соблазнитель Лары Гишар;
- Миша Гордон – друг Живаго, проживавший с ним на одной квартире, а ранее видевший смерть его отца;
- Павел Антипов (Стрельников) – муж Лары, один из идейных борцов за революцию.
Судьбы главных героев в сюжете романа, рассказанного ниже по частям, тесно переплетены.
Второстепенные персонажи
Даже в кратком пересказе романа представлен широкий ряд второстепенных персонажей, таких как:
- Евграф Живаго – сводный брат Юрия, разыскавший его уже во взрослом возрасте и находившийся рядом с ним до самого конца;
- Николай Николаевич Веденяпин – дядя Юрия, заботившийся о племяннике после смерти его матери;
- семейство Громеко – семья, приютившая Юрия и Мишу;
- Ника Дудоров – друг Миши Гордона;
- Марина – жена Юрия;
- Татьяна – дочь Лары и Юрия.
Читать роман интересно и захватывающе. Описание главных героев в произведении представлено подробное, с каждым персонажем читатель знакомится как будто воочию.
История создания
Пастернак приступил к созданию своего романа практически сразу после начала войны. Шок от Великой отечественной войны, пережитые им события заставили его начать переосмысление судеб России, русского народа и русской интеллигенции, окунувшись в годы зарождения советского государства. О написании романа «Доктор Живаго» известны весьма интересные факты:
- Литературоведы и биографы сходятся на том, что прототипом главного героя – доктора Живаго, послужил врач Дмитрий Авдеев, с которым Пастернак познакомился в годы войны и поддерживал отношения уже после.
- Сам Пастернак говорил, что Живаго – это образ, в котором слились он сам, Есенин и Маяковский. Его сестра отмечала схожесть Лары и ее судьбы с историей второй жены самого Пастернака.
- В советских журналах публиковать роман Пастернака отказывались, и в итоге он был опубликован в Италии, потом в других европейских странах, а после роман распространился по всему миру. Он даже попал в центр внимания ЦРУ, как возможное орудие информационной войны. Вот почему «Доктор Живаго» был запрещен в СССР.
- «Доктор Живаго» получил признание на Западе, а Пастернака номинировали на нобелевскую премию по литературе.
- В СССР это вызвало бурю негодования, а Пастернак несколько лет подвергался весьма жёсткой травле, однако от Нобелевской премии так и не отказался, за что и был исключён из Союза писателей СССР.
Краткое содержание по частям
Кадр из одноименного фильма
Книга 1
Часть 1. Пятичасовой скорый По зимним улицам идет похоронная процессия. Встретившие ее люди желают узнать, кого хоронят. Им отвечают, что хоронят Марью Николаевну Живаго. Любопытствующие понимающе кивают и уходят прочь, им хорошо известно это имя.
Мальчик выходит из толпы и встает у могилы. Кажется, будто он собирался сказать прощальное слово. Но малыш заходится плачем, умерла его мать. Маленького Юрия забирает дядя Николай Николаевич Веденяпин. Отец кутит и растрачивает имущество где-то в Петербурге, о сыне он не вспоминает и даже не явился на похороны. Новый опекун Юрия некогда был священником, но попросил освободить его от сана. Пользуясь старыми связями, он временно квартирует в монастыре, куда и забирает племянника. На следующее после похорон утро они отправляются в путь. Родня матери разорена, и оставаться в Москве не было смысла.
Летом 1903 года Юра и его дядя отправляются в деревню, в поместье Ивана Ивановича Воскобойникова. Николаю Веденяпину предстоит обсудить правки, которые редактор требует внести в рукопись помещика, посвященную земельному вопросу. Юра, которому уже исполнилось одиннадцать лет, надеется, что в поместье будет некий Ника Дудоров, гимназист старше Юры на два года. Мальчик размышляет о том, как приятно жить с дядей, характером походящим на мать, он рад поездке, но подозревает, что Ника гостю не обрадуется. Николай Николаевич обсуждает с чернорабочим и сторожем издательства Павлом сложившуюся в стране ситуацию, бунты, недовольство мужиков жизнью.
Ника Дудоров хочет казаться взрослым, но все считают его ребенком, что злит мальчика. А еще его злит отсутствие рядом матери, которая по молодости лет связалась с его террористом отцом, теперь отбывающим пожизненную каторгу. Мать фактически бросила Иннокентия на чужих людей и каталась теперь по стране. Ника ненавидит всех, в особенности гостей и некую Надю. Девочке всего пятнадцать, и она надсмехается над ним. Он даже хочет убить Надю, отомстив ей, а затем сбежать и начать жить взрослой жизнью. Но после очередной ссоры ребята сваливаются вместе в пруд. После неожиданного купания, Ника забывает о своих планах, ему начинает нравиться Надя.
Из идущего на полном ходу поезда выбрасывается человек. Это происходит на глазах одиннадцатилетнего Миши Гордона и его отца, которые едут к сестрам и матери. За время путешествия самоубийца не единожды бывал в купе, дарил мальчику подарки и даже успел рассказать о том, что у него есть сыновья, один из них того же возраста, но от разных матерей, которых он бросил. Попутно мужчина жаловался на жизнь и советовался с новым знакомцем касательно разрешения финансовых вопросов. Вскоре он ушел, его ждали собутыльники. Позже выяснилось, что погибший был отцом Юры.
Часть 2. Девочка из другого круга Начинается революция. С Урала в столицу переезжает Амалия Карловна Гишар – вдова тридцати пяти лет. Ее дочь Лариса поступает в гимназию, а сын Родион в кадеты. Амалия не отличается умом, но красива. Женщина пользуется покровительством друга мужа адвоката Комаровского. Он часто приходит к ней в гостиницу «Черногория», советуя приобрести мастерскую швеи Левицкой.
Амалия Карловна приступила к руководству новым предприятием. Но, поскольку она была женщиной нервной и трусливой, все валилось у нее из рук. Особо сильно женщина боялась нищеты. Спасали положение только честность мастериц и помощницы Амалии – Фетисовой Фаины Силантьевны. Амалию уважали, а вот Комаровского и его бульдога Джека работницы ненавидели. Лара подружилась с Ольгой Деминой — простой, но хорошей девушкой.
На железной дороге зарплатный день. Тиверзин отправляется за зарплатой. По дороге в контору он пытается освободить от наказания мальчика Юсупку, которого избивает мастер Петр Худолеев. Начинается драка, и он убегает. На железной дороге начинается забастовка. Отец Юсупа благодарит Тиверзина за спасение сына от порки. Он же предупреждает, что дома рабочему лучше не появляться. Но, к счастью, все обходится. У Тиверзина поселяется сын его арестованного товарища Патуля Антипов.
Восстание набирает обороты, повсюду слышатся выстрелы. Семья Гишар переселяется из мастерской в гостиницу. Там Лара знакомится с Пашей Антиповым и Никой Дудоровым (знакомый ее подруги Нади). Юра живет у профессора Громеко. Здесь же обитает Миша Гордон, его одноклассник, и дочь хозяина Тоня Громеко. Николай Николаевич поселяется у Светницких, выделивших ему флигель.
Однажды профессора вызывают к больной женщине, которой оказывается Амалия Гишар. Миша и Юра отправляются с профессором. Там они узнают, что дама пыталась покончить с собой, выпив йода, знакомятся с Ларой, которая отчего-то постоянно переглядывается с мужчиной в летах. Выйдя на улицу, Миша рассказывает Юре, что этот мужчина некогда был другом его отца и его главным собутыльником.
Часть 3. Елка у Светницких Юра, Тоня и Миша оканчивают университеты. Юра становится врачом, хоть и чувствует склонность к искусству и пишет стихи, Миша филологом, проучившись на отделении философии, а Тоня пойдет работать юристом. Мать Тони Александра Александровна Громеко сильно ударяется спиной, с тех пор она постоянно болеет легочными заболеваниями. Во время очередного приступа кашля, едва оправившаяся от воспаления легких Александра Александровна советует Тоне и Юре пожениться. После этого молодые люди обращают друг на друга внимание. Однако Юру смущает отсутствие у него денег. Отец прокутил все состояние, а то, что осталось, сам Юра передал младшему брату и его матери.
Лара тяготиться связью с Комаровским. Весна 1906 года меняет ее жизнь. Девушка решает оставить любовника и семью, устроившись воспитательницей к Кологривовым. Проходит три года, она живет хорошо, планирует выйти замуж за Пашу Антипова, помогает его отцу и матери деньгами. Однажды к ней приходит брат Родион и просит, почти требует денег. Он проиграл средства, собранные всеми кадетами на подарок преподавателям, почти семьсот рублей. Родион советует Ларе поговорить с Комаровским, пообещавшим дать денег, если та согласится к нему вернуться. Однако девушка решает занять нужную сумму у Кологривовых. В обмен на деньги Лара требует у брата пистолет. Она учится стрелять, желая убить Комаровского и не найдя сил простить любовника за соблазнение. Девушка приезжает к юристу домой, но не застает его: тот отправился на елку к Светлицким. Лара возвращается в квартиру к Паше, говорит ему о своем желании выйти за него замуж и уходит.
Тоня и Юра также отправляются к Светницким. По дороге Юра видит свет в окне квартиры Паши и Лары, в его голове рождаются первые строки стихотворения. Лара находит Комаровского среди собравшихся, но стреляет не в него, а в прокурора, осудившего отца Паши и его товарищей. Юра узнает ее, но тут ему сообщают о болезни Александры Александровны. Попрощаться Тоня и Юра не успевают. Женщина умирает.
Часть 4. Назревшие неизбежности После выстрела с Ларой случается нервный припадок, у нее начинается горячечный бред. Светницкие выделяют ей комнату, но Комаровский снимает отдельные апартаменты на Арбате, куда и перевозят беспамятную девушку. К больной наведался Кологривов, Комаровский своим обществом не докучал, позволив еще раз переехать после выздоровления на новое съемное жилье. Благодаря ему с Лары сняли все обвинения. Паша стал ревновать девушку, и они вскоре поженились. В день свадьбы Лара рассказывает ему все о своей жизни, без утайки. Она видит в нем свою последнюю надежду. Оба уезжают на Урал.
Юра женился на Тоне, у них родился сын. Лара родила Паше дочь Катю. Оба они работали в гимназии. Однако вскоре Пашу стали тяготить отношения с женой, и он, окончив военное училище в Омске, уходит на фронт Первой мировой войны. Лара выучивается на медсестру, отвозит дочь к знакомым и бросается за мужем.
Юрий Живаго, которого все зовут доктором Живаго, и Миша Гордон встречаются на фронте. Пашу Антипова берут в плен, а документы его попадают к Галиуллину, он и сообщает Ларе о судьбе мужа. Женщина работает в госпитале, куда попадает раненный Юрий. Пока Юрий болеет, Гордон и Дудоров выпускают его произведение, не спросив разрешение автора. Книга, впрочем, всем понравилась.
В Петербурге начинается революция.
Часть 5. Прощанье со старым Выздоровевший Юрий отправляется домой. Его мысли тревожны, он думает о Тоне, сыне и революции, но более всего о Ларе Антиповой. Жена подозревает Юру в измене, советуя ему не возвращаться в Москву, а ехать вместе с Антиповой на Урал. Но Юра был к этому не готов, он убеждает жену в своей любви, пишет ей длинные письма.
Революция накрывает страну, повсюду ведутся бои, люди бегут из больших городов. Для Живаго начинается странная жизнь.
Часть 6. Московское становище Прибыв в Москву, Юрий узнает, что дома его ждет не только маленький сын Саша, которого он увидит впервые (мальчик родился, когда он был на фронте), но и Николай Николаевич. Приезду дяди Юрий очень рад.
Лето и осень прошли, на улицах строят баррикады, повсюду стреляют. В довершении всех бед начинается голод и тиф, Антонина берется печь хлеб на продажу, но у нее ничего не выходит, семья бедствует. Живаго вызывают к больной женщине, где он встречает мать Юсупа Галиуллина и Олю Демину, напомнившую ему о Ларисе и сообщившую, что брата ее расстреляли, а вот Амалию ей, Оле, удалось выручить.
Вскоре Живаго заражается тифом. На помощь семье приходит его сводный брат — Евграф Живаго. Все уезжают на Урал, подальше от революции, и поселяются около города Юрятина, где обитает Лара.
Часть 7. В дороге Живаго отговаривает семью ехать в Варыкино, там их не ждут, но его не слушают. На вокзале выясняется, что мест в пассажирских поездах нет, приходится ехать грузовыми. На одной из станций доктора арестовывают красноармейцы, но их беспартийный командир по фамилии Стрельников, более известный, как «Расстрельников», отпускает мужчину. Они искали другого. Стрельников приглашает Живаго к себе на чай. Он сын рабочего, сумевшего пробиться в люди и окончить университет, но жизнь разочаровала его, а революция позволила отомстить обидчикам.
Стрельников издевается над Живаго, пытаясь запугать его, но отпускает ни с чем, позволив вернуться к своим.
Книга 2
Часть 8. Приезд Тоня, Юрий, Александр Александрович и Саша добираются в имение на телеге, предоставленной им местным стариком. Проживающий там Аверкий Степанович Микулицын, дальний родственник, гостям не рад. Он боится, что за ними всеми придут и расстреляют. Но семья все же селится в выделенной им комнате.
За столом хозяйка Елена Прокловна демонстрирует удивительные познания в физике. Гости поражены. Женщина рассказывает, что ее знания – заслуга местного учителя математики Антипова. Он ушел на фронт и якобы был убит. В округе ходят слухи о том, что прибывший и уже успевший напугать всех в округе Стрельников и есть Антипов.
Часть 9. Варыкино Юрий вновь начинает работать над книгой. Он мечтает написать солидный научный труд. Его жена беременна. В библиотеке Живаго встречает Лару. Она приглашает его домой на разговор и чай. В ходе беседы, Лариса рассказывает новости. Юсуп Галиуллин стал важной шишкой, чехи его ценили. Он помог ей спасти множество раненных солдат, а Стрельников – это действительно ее муж Пашка, которого Лариса, несмотря ни на что, все еще любит.
Живаго изменяет Тоне с Ларисой, все чаще наведывается к ней и даже остается с ночевкой. В один из визитов по дороге его задерживает патруль. Доктора вновь призывают в армию, стране нужен медицинский персонал.
Часть 10. На большой дороге Лавочница Галузина возвращается от заутреней, ей стало плохо. По дороге женщина размышляет о непутевом сыне Терешке и его отце Власушке, воспитаннице Ксюше. Мысли ее горьки. Все оставили ее, разбредясь на праздники кто куда.
Терешка гуляет с товарищами и попадает под облаву, ловят политических. Его принимают за одного из них, и парню едва удается скрыться. Подслушав разговор одного из обыскивающих дома, Терешка понимает, что ему одна дорога – в партизаны, к красным.
Часть 11. Лесное воинство Партизаны помогали Красной Армии воевать с Колчаком. Юрий Живаго второй год был в отряде, три раза пытаясь бежать, но был возвращен. Наказания не последовало, поскольку командовал отрядом сын Аверкина Степановича Микулицына – Ливерий. В одной из деревень он встречает старую знакомую по поезду Пелагею Тягунову. Женщина рассказывает, что сына ее Васю забрали в армию, сама она поселилась у сестры Ольги Галузиной, которую разорили, и она теперь нищенствует.
В отряде неспокойно, был даже организован заговор, но его раскрыли. Живаго все чаще думает о Тоне, гадая, кто же у них родился.
Часть 12. Рябина в сахаре Зимой в партизанском отряде многие заболели цингой. Доктору отказывают в выдаче транспорта для перевозки раненных. Медикаментов не было, большинство людей ходило полураздетыми, стали гнать самогон для согрева и медицинских целей. Расстреляли Терешку Галузина.
Колчака победили, но война продолжается. Не видя в ней смысла, поскольку обе стороны «хороши», Живаго покидает лагерь партизан в очередной раз. Он думает о семье и Ларе, обещая к ней вернуться.
Часть 13. Против дома с фигурами Из города изгнали белых. Юрий Живаго выжил и приходит в дом к Ларе. Но там он пусто, оставлена записка. В ней женщина сообщает, что получила известие о том, что он жив и отправляется с дочерью в Варыкино ожидать его приезда. Юрий заболел, у него нет сил, чтобы вновь отправиться в путь. Он остается в квартире Ларисы и впадает в беспамятство. Очнувшись, он видит перед собой Ларису, которая ухаживает за ним несколько дней.
Тоня родила дочь Машу, и семья вернулась в Москву. Стрельников бросился в бега, Лариса признается Живаго, что мужа все еще любит. А тот рассказывает ей о подлости Комаровского, спаивавшего его отца и присвоившего большие деньги. Тоня в письме сообщает о том, что семья уезжает за границу, предположительно, в Париж. Она также сообщает о своем знакомстве с Ларисой, говорит, что она хорошая женщина, хоть и полная ей противоположность.
Часть 14. Опять в Варыкино В город приезжает Комаровский, он настаивает на встрече с Юрием и Ларисой, утверждая, что им грозит опасность от Стрельникова и Тиверзина. Он предлагает вместе с ним уехать Ларисе и дочери на Дальний Восток, в зарождающуюся Дальневосточную Республику: оттуда по морю Юрий попасть к своей семье. Но Живаго не согласен, ведь Лариса беременна. Вместе с Катей они все возвращаются в пустующее Варыкино. Здесь Живаго вновь начинает писать стихи.
Комаровский не отстает, он сообщает, что Стрельников казнен. Юрий видит, что выхода нет и, обманув Лару, сказав, что приедет к ним позже, убеждает ее ехать с юристом. Она уезжает. Оставшийся один доктор постепенно сходит с ума. Однажды на его пороге оказывается живой Стрельников. Они говорят по душам, Юрий рассказывает Павлу, что его жена все еще любит его. На следующее утро Павел застрелился.
Часть 15. Окончание Живаго остается в России и постепенно опускается на дно общества. Девять лет он ничего не пишет, почти не занимается медицинской практикой. У него болит сердце. В начале НЭПа доктор приезжает в Москву, здесь он почти нищенствует. Живет в старом доме, по хозяйству ему помогает дочь знакомого дворника, ранее служившего у них, Марина Щапова. Девушка становится сожительницей Живаго, рожает ему дочерей – Капку и Клашку.
Возобновив знакомство с Гордоном, Живаго рассказывает ему, что получил письмо из Парижа от Тони. Вскоре он исчезает, Марине приходит большая сумма денег. Живаго ее дал брат Евграф. Он же устроил доктора на работу. В трамвае Юрию становится плохо с сердцем, он умирает. На прощании, проходящем в бывшей квартире Антипова, появляется Лариса, от Евграфа она узнает о судьбе Стрельникова. Она помогает сводному брату Юрия разбирать бумаги покойного, просит помочь в розыске пропавшего ребенка, отданного ею в чужие руки. Спустя несколько дней Лариса пропадает, больше о судьбе ее Евграф ничего не знает, скорее всего, ее забирают в концлагерь.
Часть 16. Эпилог В 1943 г. младший лейтенант Гордон прибывает в город Орел, где встречает своего друга Дудорова. Они вспоминают невесту Ники, павшую смертью храбрых и причисленную к лику святых. Девушка проникла в хорошо укрепленную немцами конюшню, взорвала ее, но была поймана и повешена.
Евграф Живаго становится генерал-майором. В части Гордон встречает девушку-сироту Таню, он считает, что она – дочь Ларисы и Юрия.
После войны Миша и Ника Дудоров вновь встречаются и читают напечатанные Евграфом записи Живаго. Они рассуждают о том, что ожидаемое просветление и свобода не наступили, но все к этому идет, вместе вспоминают былое.
Главные герои
Юрий Живаго | Талантливый молодой человек, живёт в семье приёмных родителей (Громеко). После скитаний со своим дядей знакомые передают мальчика будущей семье. Он счастлив, имеет любящих родителей, много друзей. Рано начинает писать стихи, но повзрослев, выбирает профессию врача. После свадьбы с Тоней работает врачом, у них рождается сын. Вскоре Юрия забирают на фронт. Всю свою жизнь Юрий пытается понять себя, своё предназначение, его волнуют перемены в обществе, жизнь стремительно меняется. Он влюбляется в Ларису, живёт с ней. Потом долго приживается в когда-то родном городе. Умирает от сердечного приступа на остановке. |
Тоня, его жена | Дочь тех людей, что приютили его ещё мальчиком, стала женой Юрия. Она благородна, терпима, относится к своей судьбе по-философски. Растит сына, а после и дочь фактически одна. Семья часто терпит нужду, заработков отца не хватает даже на необходимое. Он пропадает из её жизни, Тоня выезжает за границу, оставляя Юрию письмо о том, что не осуждает его. Она знает о другой жизни – его и Лары. Тоня обещает воспитать детей с уважением к отцу. |
Лариса Антипова | Женщина с трудной судьбой. Очень красива и очень несчастна. Выходит замуж, чтобы избавится от Комаровского, который исковеркал её жизнь ещё в начале пути. Рассказывает молодому мужу свою историю, он не может прийти в себя. Она умная, смелая женщина, всю жизнь боролась за себя и за ребёнка одна. Не боится жизненных трудностей, все восхищаются ею. Лариса уезжает с Комаровским, обманутая, думая, что её преследуют. Она появляется на похоронах Юрия Живаго, а потом исчезает. |
Виктор Комаровский | Адвокат, влиятельный, очень богатый человек. Он некоторое время живет с Ларисиной мамой, после склоняет Ларису к отношениям. Влюбляется в неё, преследует в течение всей жизни. Деловой человек, хитрый, скользкий, везде ищет выгоду. Имеет отношение к смерти отца Живаго. |
Основная идея романа
Роман затрагивает важный исторический период, в нем подняты проблемы революции, интеллигенции, сметенной этой революцией, и простых людей, вынужденных жить в тяжелые времена. Основная идея состоит в том, чтобы на примере главного героя показать читателям, что жизнь, какой бы она ни была, продолжается и когда-нибудь все же станет лучше.
Всегда нужно оставаться самим собой, что бы ни случилось и какой бы тяжелой ни была судьба.
Произведение, представленное в кратком пересказе выше, важно читать в полной версии. Несмотря на достаточно тяжелые сцены, описанные в романе, читать его легко и интересно.
Композиция и конфликт
Одной из особенностей композиции данного произведения является постоянное повторение сцен похорон, которые следуют за главным героем. Это символизирует путь самого Живаго, показывая его постепенную духовную смерть.
Основной конфликт произведения по своей сути трагичен, он раскрывает нам как противостояние одного маленького человека неудержимому колесу истории, так и судьбу целого поколения интеллигентов, заставших и эпоху монархии, и советскую власть. Революция и интеллигенция — это неравный бой, который стал основным конфликтом в романе «Доктор Живаго». Образованные и утонченные люди не вписались в диктатуру пролетариата и стали рудиментами эпохи.