Из середины XIX века — в последнее десятилетие ХХ-го. Роман «Обломов» в интерпретации режиссера Михаила Уманца превращается в мыльную оперу «Обломки». Полное погружение в мир телевидения 1990-х: спектакль начинается с показа заранее снятой музыкальной заставки и время от времени прерывается на рекламную паузу, разумеется, на самом интересном моменте. На экране крутятся специально снятые короткие ролики в духе магазинов на диване, которые хлынули на российское телевидение в 90-е вместе с сериалами.
В следующий раз посмотреть спектакль можно 17 и 18 января, а в ожидании ближайшего показа — узнать, каким он получился.
В чем основная причина бездеятельности обломова?
10 класс
Сочинения по русской литературе
В чем основная причина бездеятельности обломова?
«Обломов» появился в обстановке подъема демократического движения и имел большое значение в борьбе передовых кругов русского общества против крепостного права.
Гончаров в романе критиковал отсталые, косные и застойные нравы, присущие феодально-крепостническому порядку, породившему обломовщину: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель».
Сущность и происхождение обломовщины раскрываются в романе с антикрепостнической, демократической точки зрения. Автор стремится доказать, что Обломова превратила в кисель, в «квашню» крепостная среда.
Гончаров показал, что обломовщина сложилась на почве владения «крещеной собственностью», «тремястами Захаров», что Обломова взрастила дворянская усадьба с ее застойным бытом. Сам Илюша, как и большинство обитателей Обломовки, — незлой и добродушный человек.
Обратите внимание
Но, по словам Добролюбова, «гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства.
Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу».
Апатия и неподвижность отражены Гончаровым даже во внешнем облике Ильи Ильича Обломова — изнеженного, обрюзгшего не по летам человека, который «наспал свои недуги».
В детстве все внушали Обломову мысль о его исключительности. Он обучался в пансионе, но служить не смог. Герой мечтает о путешествии для созерцания шедевров, а свою исключительность демонстрирует убогому и примитивному Захару.
В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Герой погряз в эгоизме, который сметает все хорошие качества, развивать которые в себе Обломов не испытывает необходимости.
Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность и консерватизм его взглядов на жизнь. Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар от него.
Нравственное рабство Обломова заключалось в том, что, рисуя себе идеал ничем не нарушаемой и благородной праздности, беззаботной и привольной помещичьей жизни, обеспеченной трудом крепостных, он не видел ничего странного в получении оброка с крепостных крестьян и даже, несмотря на свое благодушие, «придумал новую меру, построже, против лени и бродяжничества крестьян». Но себе он не задавал вопросов о «своих отношениях к миру и к обществу», пользуясь правами, он не думал об обязанностях, поэтому «тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать». «Труд и скука были для него синонимы», и свою бездеятельность и никчемность Обломов довольно справедливо объяснял тем, что он дворянин.
Проявлением обломовщины была и болезненная мечтательность, выражавшаяся в маниловских фантазиях, одолевавших лежавшего на диване Обломова.
Важно
Непрактичность, беспомощность — характерные черты Обломова: «Я не знаю, что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый; не знаю, что значит четверть ржи или овса, что она стоит, в каком месяце и что сеют и жнут, как и когда продают… я ничего не знаю». Это незнание было типичной чертой большинства дворянской интеллигенции 40-х годов.
Вся жизнь Обломова — это страшный, удручающий процесс постепенного духовного и морального оскудения человеческой личности, превращение живого человека в мертвую душу. Детские годы привили Обломову сибаритство и пассивность.
Он учился в университете, интересовался литературой, потом служил, даже задумал научный труд, посвященный России, но все это закончилось обломовщиной. «Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе. Его познания были мертвы… Голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий…
Это была как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных томов по разным частям знаний».
Если человек воспитан «тремястами Захаров», то это обязательно будет иметь отрицательные последствия. Именно так воспитан Обломов, это ярко показано в главе «Сон Обломова». Помещичье-усадебная жизнь, с которой было связано детство Ильи Ильича, рисуется не только отрицательными красками, в Обломовке жили «добрые» и «счастливые» люди.
Гончаров противопоставляет тихую патриархальную деревню и шумную, черствую и холодную столицу, говорит о том, что у каких-то нравственных ценностей, сохранившихся в Обломове, не городской, а деревенский источник. Но «Сон Обломова» — это не сказка о райской жизни и не идеал бесхитростного, беззлобного и безмятежного существования.
Здесь ярко просматривается социальная и просто человеческая неприглядность обломовского бытия.
«Триста Захаров» убивают в мальчике всякую активность. Патриархальная замкнутость Обломовки, сначала умилительная, не пугающая, а весело удивляющая своей исключительностью, потом устрашает. Незлобивость Обломова в сложном мире социального неравенства оборачивается вполне реальным злом.
Помещичье начало осталось у Обломова не в одних бытовых привычках, в этом плане Илья Ильич больше похож на слугу Захара, чем на барина. В сознание Обломова глубоко проникла сословность. Его мечтания и планы бесплодны, но в них присутствует социальная сторона: Обломов «придумал новую меру, построже, против лени и бродяжничества крестьян».
Ничегонеделание Обломова — совсем не невинная вещь. Добролюбов заметил: «Да пока лежит один, так еще ничего; а как придет Тарантьев, Затертый, Иван Матвеич… какая отвратительная гадость начинается около Обломова.
Совет
Его объедают, опивают, спаивают… разоряют его именем мужиков… Он все это терпит безмолвно». Критик делает вывод: «Нет, нельзя так льстить живым, а мы еще живы, мы еще по-прежнему Обломовы.
Обломовщина никогда не оставляла нас».
В истории жизни Обломова много драматического: он не до конца лишен духовной и нравственной жизни, в нем были заложены некоторые хорошие стремления и качества, недаром Ольга полюбила героя за его «голубиную кротость» и нравственную чистоту.
В своих суждениях Обломов часто проявляет критическое отношение к бюрократизму чиновников, к пустоте светского общества. Сам Гончаров с немалой долей сочувствия относится к своему герою, когда в Обломове пробуждается сознание своего постепенного падения.
Гончаров передает его внутренний монолог: «Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото, в недрах горы, и давно пора бы этому золоту быть ходячей монетой.
Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором».
Тоскливое настроение, охватывающее порой Обломова, свидетельствовало, что в нем есть настоящие человеческие чувства, иногда сопротивляющиеся неумолимой обломовщине.
В своем романе Гончаров раскрывает тлетворное влияние страшной, засасывающей человека тины крепостных нравов, отсутствия труда, дела, духовных интересов, паразитического бытия помещичьего класса.
Обломов и обломовщина (по роману И. А. Гончарова «Обломов») (Второй вариант)
Началось с неуменья надевать чулки,
а кончилось неуменьем жить.
И. Гончаров. Обломов
«Обломов» — лучший роман И. Гончарова, над которым автор работал на протяжении десяти лет.
В этом романе Гончаров не только ярко отобразил проблемы современной ему жизни, но и сделал вывод о причинах этих проблем, выразил свои убеждения и надежды.
Благодаря глубине этого произведения имя главного героя со временем стало нарицательным, а само слово «обломовщина» стало выражать вполне определенное, почти философское понятие.
Сам Обломов в романе — не кукла, не механизм, а живой человек со своими достоинствами и недостатками.
Обратите внимание
Молодой, умный, образованный, глубоко порядочный, добрый, мягкий человек стал жертвой «обломовщины» — воспитания, общественной среды, — и именно из-за этого его судьбу можно назвать трагичной. Обломов задает себе вопрос: «Отчего я…
такой», — и ответ можно найти в детстве героя, в его прошлом, поскольку в настоящей его жизни не случается практически ничего неожиданного, кроме напряженной внутренней борьбы Обломова с самим собой, в которой он в конце концов терпит поражение.
Попадая в сон героя, мы имеем возможность перенестись в его детство, познакомиться с его родителями, с образом жизни в благодатной Обломовке прошлого.
Мы видим Илюшу Обломова не таким, каким стал Илья Ильич, целые дни проводящий на диване. Любопытный и внимательный мальчик наблюдает за всем, что делается в доме, «напитывает мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».
И то, что он видел вокруг, «был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти». Никто никуда никогда не спешил и не торопился в Обломовке, не прилагал усилий даже к выполнению самых насущных и необходимых дел: «жизнь, как покойная река, текла мимо них».
Бесконечное стремление Илюши к познанию окружающего мира всегда пресекалось нянькой, которая была обязана следить, чтобы с ребенком ничего не случилось, и которая не спускала с него глаз.
Лишь во время послеобеденного сна Илюша освобождался из-под чужого контроля, поскольку все вокруг спали, но никто не мог и не желал объяснять ему что-либо, заинтересовавшее его пытливый ум, так как важными в доме считались лишь хорошая еда да крепкий сон.
Илюшино стремление к самостоятельности не только не поощрялось, но и гневно пресекалось родителями, ведь многочисленные васьки, ваньки и захарки всегда были к его услугам.
Важно
Мысль о труде, о самостоятельном действии, об инициативе всегда претила обломовцам, потому что труд был их главным врагом, наказанием, наложенным «еще на праотцев наших».
Используя любую малейшую возможность, в Обломовке избавлялись от работы, «находя это возможным и должным».
Так любопытный, энергичный, ловкий ребенок рос в атмосфере гиперопеки, как оранжерейный цветок, научаясь у окружающих спокойной и ленивой, апатичной и бездеятельной жизни.
Так он сам начал неприязненно относиться к новому, а основание для собственной непрактичности и бездеятельности окружающих находил не в реальной жизни, которая была закрыта от него, а в нянюшкиных сказках о Емеле-дураке, ничего самостоятельно не делающем, а получающем от волшебной щуки исполнение различных желаний.
Сказки, предания, суеверия так глубоко укоренились в сердце Обломова, что он, повзрослев, часто грустил о том, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
Чрезмерная забота родителей, беспокоящихся о том, чтобы Илюша хорошо и вовремя поел, не перетрудился во время обучения, не перенапрягся от самостоятельных усилий, отсутствие необходимости хоть что-то делать самому, а не командовать и покрикивать на слуг сформировали трудную на подъем, апатичную, ленивую и нерешительную натуру Ильи Обломова. Его бедой стало то, что он сам не знал, что он делать умеет, а что — нет, и это незнание делало его беспомощным при решении даже бытовых незамысловатых вопросов.
Обломовщина искалечила судьбу главного героя, она же и погубила его, поскольку не дала проявить себя ни в дружбе, ни в любви.
И это было очень мучительно для самого Обломова, который «болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее…» Материал с сайта //iEssay.
ru
Совет
И все же мне кажется, что Обломов сумел подняться над обломовщиной хотя бы тем, что, оставаясь ее жертвой, он был думающей жертвой, оценивающей и самокритичной, с развитыми чувствами и богатой душой.
Чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, привлекавшие к главному герою и Ольгу, и Штольца, не оставляют безразличными и нас. И все же беда Обломова в силе привычки, в том, что в его жизни «никогда не загоралось никакого, ни спасительного, ни разрушительного, огня». А может, он просто не заметил этого пламени, погасив божью искру, дарованную ему свыше?
Заслуга Гончарова, а после и Добролюбова с его статьей «Что такое обломовщина» в том, что они показали типичность обломовщины, которая жива по сегодняшний день.
Поэтому прав будет и Илья Ильич, делясь своими мыслями со Штольцем: «Наше имя легион».
Я думаю, что каждый человек должен сам победить в себе это ядовитое явление обломовщины, заглушающее волю и силу духа ради спокойствия и безмятежного благополучия.
На этой странице материал по темам:
- обломов и обломовщина сочинение заключение
- сочинение обломов и обломовщина
- обломов очень добрый человек примеры из текста
- сам обломов в романе не кукла
- сочинение им нам легион островский обломов
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/g/goncharov/sochineniya/oblomov/oblomov-i-oblomovshhina-po-romanu-i.-a.-goncharova-oblomov-vtoroj-variant
Штольц, Ольга, Захар и компьютер
Обычная городская квартира — немного запущенная и не очень уютная. Мебели минимум, самое важное — диван и компьютер — в центре комнаты. Все обмотано пузырчатой пленкой, очевидно, не снятой после давнего переезда из-за лени. Здесь живет бездельник Илья Обломов. Он не работает, не учится и не очень беспокоится по поводу окружающего его бардака. Где-то далеко есть имение, но заниматься им Илье тоже лень. Да и некогда: дни и ночи напролет он играет в тетрис.
Эта игра — тоже один из символов времени — в какой-то момент становится и частью декораций. Обломки, вынесенные в название спектакля, — это фигуры, которые игрок должен выстроить в ряд.
«Из этих узнаваемых фигур, частей и обломков состоит стена, которую очень легко разрушить, как и жизнь самого Обломова. Этому способствуют, конечно, бесконечные советчики Ильи, которые почему-то знают, как для него лучше. Если бы не это вмешательство в его жизнь, может, все было бы совершенно иначе», — объясняет Михаил Уманец.
Вместе с Обломовым живет добродушный Захар — уже не слуга, а просто сосед, и не старик, а ровесник. Он то ли дальний родственник главного героя, то ли друг, который выполняет работу по дому за возможность бесплатно жить в квартире.
Поставить спектакль «Обломки» — идея Михаила Уманца, не только режиссера, но и одного из ведущих актеров «Школы драматического искусства». После «Путешествия Пушкина в Африку», премьера которого состоялась в прошлом сезоне, Уманец решил снова обратиться к русской классике.
«Мне захотелось перечитать “Обломова”, — говорит он. — В школе этот персонаж мне категорически не нравился. Я считал его лентяем, который ждет, когда кто-то приедет и все решит и сделает за него. А сейчас мне показалось, что в нем есть что-то большее, чем просто лень».
Уманец сохранил в постановке оригинальный сюжет, но добавил к нему небольшую детективную линию. Артист Аркадий Кириченко играет двух персонажей: католического пастора (в него превратился безликий человек из романа по фамилии Алексеев) и главного злодея Ивана Мухоярова, который заставляет Обломова подписать роковое заемное письмо. Изменения коснулись образов возлюбленной Обломова Ольги, а также его друга Штольца. В спектакле у них появляется профессия.
«Я вспомнил, что в сериалах похожий на Штольца герой чаще всего является каким-нибудь доктором. А потом понял, что Ольга должна работать в его клинике. Алине Ходжевановой, которая играет ее, я предложил воплотить не тонкую натуру, которая вырисовывается в романе, а строгую целеустремленную женщину-врача, знающую, что она хочет от жизни. Наша Ольга не витает в облаках», — говорит режиссер.
Почему Обломова нельзя назвать отрицательным персонажем?
Сочинения › Гончаров И.А. › Обломов
Готовые Домашние Задания
Илья Ильич Обломов – главный герой романа И.А.Гончарова – является собирательным образом русских помещиков. В нем представлены все пороки дворянского общества времен крепостничества: не просто лень и безделье, но принятие этого как должное.
Илья Ильич целые дни проводит в бездействии: он даже не имеет государственной службы, не выбирается в театр не ходит в гости. Казалось бы, что человека, живущего столь бесполезной жизнью, иначе как отрицательным героем и не назовешь.
Но еще в начале романа Гончаров дает нам понять, что это не так: Обломов упоминает Андрея Штольца – его друга детства, который не раз выручал Илью Ильича и улаживал его дела.
Обратите внимание
Если бы Обломов ничего не представлял из себя как личность, то при таком образе жизни он бы едва ли сохранил такую тесную дружбу со Штольцем.
«Обломов есть в каждом»
Впервые фрагменты «Обломков» показали на фестивале молодой режиссуры «Три ступени лаборатории», который проходит в «Школе драматического искусства» каждый год. Самые успешные постановки из программы фестиваля входят в репертуар театра. Работа над спектаклем, включая показы на «Трех ступенях лаборатории», длилась больше года.
«Мне было очень интересно разбирать и прорабатывать с ребятами психологические линии всех персонажей, выяснять их отношения между собой», — рассказал Михаил Уманец.
По его словам, не обходилось и без споров. Прежде всего, они касались характеров героев. Сыграть Ольгу — давняя мечта Алины Ходжевановой. Актриса видела свою героиню мечтательной и ранимой.
«Она очень чувственный, верный, преданный человек, у меня с ней много общих черт, — говорит она. — Она идеалистка и расплачивается за это. Режиссер увидел ее по-другому, железной, строгой. А для меня это очень сложно. На репетициях я проделала огромную работу, а Михаил следил, чтобы я не отходила от заданного образа».
В Андрея Штольца, оберегавшего Обломова, перевоплотился Сергей Мелконян.
«К Штольцу я отношусь с симпатией, несмотря на то, что он не дает Илье спокойно жить, пусть и из лучших побуждений, — рассказывает он. — Он берет на себя ответственность за всю его жизнь и мучается оттого, что не может ему помочь. Я думаю, мой герой в глубине души несчастный человек, недолюбленный отцом, и эту недополученную любовь он переносит на Обломова».
Актер Максим Маминов, сыгравший главную роль, убежден, что Обломов есть в каждом из нас.
«Любой человек может погрузиться в некую прокрастинацию. Мы думаем: “Вот это я могу сделать, но потом, а сейчас хочу развлечений”. Илья такой же. Это хороший и добрый человек, только очень ленивый. Думаю, на его месте я начал бы двигаться хоть немного, а он совсем опускает руки и не может выбраться из этого состояния», — рассказал он.
Сочинение по роману Обломов
Сочинение по роману «Обломов»
Автор: Гончаров И.А.
Сочинение по роману «Обломов»
«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необ¬ходимостью, как у больного или как у челове¬ка, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».
И. А. Гончаров.
Роман “Обломов” был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. “Обломов” является социально-психологическим романом, изображающим губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века, которую наблюдал с самого детства.
Главным героем романа является Обломов Илья Ильич – это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.
Сюжет романа – это жизненный путь Ильи Ильича, с детских лет и до самой его смерти.
Совет
Основная тема романа – это «обломовщина» – образ жизни, жизнен¬ная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя, но главное – это отсутствие труда, практическая бездеятельность.
Понятие «обломовщина» применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений.
В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обломовцев, и потому «обломовщину» можно назвать “господству¬ющей болезнью” того времени.
Суть «обломовщины» раскры¬вается Гончаровым посредством изображения жизни Обло¬мова, большую часть которой герой проводит, лежа на ди¬ване, мечтая и строя всевозможные планы.
Воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формирова¬нии его характера и мировоззрения.
Родился Илья Ильич в Обломовке – этом “благословенном уголке земли”, где “нет ничего грандиозно¬го, дикого и угрюмого”, нет “ни страшных бурь, ни разру¬шений”, где господствуют глубокая тишина, мир и невозму¬тимое спокойствие. В имении Обломовых традиционным был полуденный “все¬поглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти”.
И маленький Илюша рос в этой атмосфере, был окружен заботой и вниманием: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка ребёнка сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.
Таким образом, Илья Ильич все больше «пропитывался обломовщиной», в его сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, детская мечтательность.
Обратите внимание
Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать – любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительно¬сти, которую он был не в состоянии принять.
Но привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство.