Замятин был далеко не первооткрывателем жанра антиутопий. Его опередил Роберт Хью Бенсон, который в 1907 году опубликовал книгу «Властелин мира». В книге представлена модель, в которой Земля управляется Антихристом, что само по себе несет оттенки тоталитаризма. Позже дистопии стали еще более политическими. В романе 1984 Джордж Оруэлл показал холодную, беспощадную, доминирующую в партии тиранию (1949). Дивный новый мир Олдоса Хаксли утверждал, что посредством утопии общество было одурманено(1932). Люди стали просто пассивной безынициативной массой, которую все устраивает.
При всей любви к вышеперечисленному, но антиутопический роман, наиболее соответствует нашему времени. Тем более, роман «Мы» Евгения Замятина, который предшествовал романам Хаксли и Оруэлла, очевидно, вдохновил следующих авторов на создание своих антиутопий. Роман написан в 1920 году, всего через 3 года после русской революции. Именно тут начинается история романа «Мы» и биография Замятина.
«Мы» — прямая критика обстановки в СССР того времени, а потому нельзя. В 1924 году роман был впервые опубликован в американском журнале. После этого Замятин был истерически осужден Союзом Советских писателей. Замятин покинул объединение, сказав: » Я считаю невозможным принадлежать к литературной организации, которая хотя бы косвенно принимает участие в преследовании соратника”. «Мы» были окончательно опубликованы в России в 1988 году.
История создания
Евгений Иванович Замятин задумался о создании романа «Мы» после возвращения из Англии в революционную Россию. Писатель считал, что смена режима изменила жизни множества людей. Он полагал, что необходимо следовать новому литературному течению неореализму. В своем произведении Замятин показал как машинизация и тоталитарный режим уничтожают индивидуальное мнение и мышление, способствуя развалу человеческого общества.
Во главе встает единый механизм, а люди становятся безвольными существами, которые действуют на основе программ. Вместо имен у них номера, и только первая буква выдает принадлежность к полу. Вся жизнь подчиняется строгим правилам и государство контролирует все вплоть до интимных встреч.
На создание произведения у Замятина ушло немного времени. В 1920 году он полностью написал роман. Через год он отправил рукопись берлинскому издательству. Книга была переведена на английский язык и опубликована в Нью-Йорке в 1924 году. Позже ее издали на французском и чешском языках.
Роман был написан в жанре антиутопия, он демонстрировал негативные проявления утопии. Писатель показал, как будет себя чувствовать человек в образцовом обществе. В СССР работа Замятина была воспринята очень негативно. Его критиковали, осуждали и травили. В «Литературной газете» открыто говорили, что такие писатели не нужны стране, они мешают строить социализм.
Сам же Замятин не стремился показать недостатки политической системы. Он лишь продемонстрировал жестокие перегибы и нездоровые тенденции. Евгения лишили права ставить пьесы в театре, ему не давали работать. Поэтому писатель попросил разрешения покинуть СССР.
Раскрытие проблем
Проблемы антиутопии романа многообразны и актуальны даже сегодня.
Замятин поднимает следующую проблематику:
- Тирания — она ужасна тем, что люди сами не осознают, что проживают в тиранической стране. Человек вполне доволен происходящим и не может себе представить, как можно жить иначе.
- Технократия — созданное общество представляет собой мир, который победил рационализм. Здесь все просчитано до минуты, все детали тщательно подогнаны, но писатель считает, что невозможно построить мир, опираясь только на бездушный разум.
- Угнетение индивидуальности — Замятин показывает, что насколько бы ни было жестоко устроено общество, у него не получится лишить человека свободомыслия. Человеческая природа все время будет пробиваться наружу, пока людей полностью не превратят в бездушную машину.
- Внутренне рабство — судьба главного героя показывает читателю, что люди часто боятся свободы. У них недостаточно силы воли, чтобы выжить, опираясь лишь на собственные жизненные принципы. И это, как считает Замятин, огромная трагедия для человечества, поскольку оно обретет счастье лишь тогда, когда освободится от своих неправильных привычек.
- Массовое сознание — вначале нумеры описываются как послушная серая масса, они не знают, что такое сомнение. Но к финалу произведения читатель понимает, что это только иллюзия, и некоторые люди готовы отречься от порядков общества и бороться за новый мир.
- Нравственный выбор — сталкиваясь со сложностями, люди нередко вынуждены сделать трудный выбор, и в этом случае все будет зависеть лишь от них, а не от мнения окружающих.
- Тотальный контроль власти — Замятин порицает вмешательство правительства в личную жизнь людей, описывая абсурдность этого порядка.
В своем произведении автор выступает против культа технократии и вульгарных материалистичных идей, он отстаивает важность духовного свободного развития, ценности конкретной личности и нематериального существования.
Право каждого на свободу суждения и индивидуальность он считает обязательным требованием для нормальной жизни. В этом и заключается смысл романа «Мы».
Композиция
Роман «Мы» написан в стиле конспекта рабочего. В произведении Евгений Замятин создал два мира и их разделил цветовой гаммой. Единое государство имеет серую и голубую палитру, а пространство за Зелёной стеной пестрит изобилием красок. Преобладает розовый оттенок, как будто это иллюзорный мир. Это как раз и подчеркивает то, что вне рамок возможности намного шире, чем в них. Жизнь как будто играет новыми красками и сияет во всех своих проявлениях.
Если же говорить о жанровом своеобразии романа, то произведение считается романом-антиутопией. Основная идея этого жанра — это растворение собственного «Я» ради общих интересов. Роман является антиутопией во всех своих проявлениях. В романе содержится любовная линия. В конце произведения девушку казнят в Газовом Колоколе, а парня лишают фантазии, проводя операцию. Замятин постарался явно показал жизнь в таком закрытом государстве и за его пределами.
У героев нет имен, фамилий или прозвищ. Каждому присвоен свой номер. Такой прием создан, чтобы показан тоталитарный режим их государства. Они нужны лишь для общего дела, никто не рассматривает жителей как личностей. Это место, где все друг другу равны.
Государство в антиутопии
В Едином Государстве живут всего несколько процентов от общей массы людей – в революции город одержал победу над деревней. Правительство обеспечивает их жильём, безопасностью, комфортом. За идеальные условия граждане лишаются индивидуальности, получают номера вместо имён.
Жизнь в государстве – это механизм. Свобода и счастье здесь несовместимы. Идеальная несвобода заключается в том, что все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, разве что не учитываются духовные потребности. Искусство заменяют цифры, в государстве действует математическая этика: десять погибших – ничто по сравнению с множеством.
Сам город окружён Зелёной Стеной из стекла, за которой находится лес, о котором никому ничего не известно. Главный герой однажды случайно узнаёт, что по другую сторону живут предки, покрытые шерстью.
Номера живут в одинаковых комнатах со стеклянными стенами, словно в доказательство того, что режим государства абсолютно прозрачен. Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, расписание определяется Часовой Скрижалью.
Любви нет, так как она порождает ревность и зависть, поэтому в там действует правило о том, что каждый номер имеет равные права на другой номер. Для граждан существуют определённые дни, в которые можно заниматься любовью, причём можно делать это исключительно по розовым талонам, которые выдаются в зависимости от физических потребностей.
В Едином Государстве есть Хранители, которые занимаются обеспечением безопасности и соблюдением правил. Для граждан честь рассказать в Бюро Хранителей о нарушениях. Преступников наказывают помещением в Машину Благодетеля, где номер расщепляется на атомы и превращается в дистиллированную воду. Перед казнью у них отбирают номер, что является высшей карой для гражданина государства.
Единое Государство в романе Замятина «Мы»
Единое государство — это абсолютно безопасное существование со всеми удобствами жизни. Что же тогда не так? За свое равенство и безопасность люди заплатили страшную цену – потерю индивидуальности. То, что люди готовы включить такие социальные парадигмы (например, фашизм в Германии), также является увлекательной пищей для размышлений. Книга сопоставляет две параллели и задает читателю вопрос: готов ли ты пожертвовать самым сокровенным, чтобы обрести стабильность.
Направление и жанр
«Мы» можно отнести к литературному направлению модернизма. Автор, пользуясь новаторским инструментарием, стремится отражать не саму реальность, но строить предполагаемое будущее человечества, для чего активно используются нестандартные образы и новые формы повествования.
Произведение Замятина является романом-антиутопией. За основу берётся отдалённое и неприглядное будущее человечества, атмосфера которого разбирается по косточкам за счёт многочисленных деталей и персонажей. Автор стремится рассказать полноценную историю, разворачивающуюся на фоне масштабных и важных событий.
Жанр антиутопии появился в качестве полемичного ответа модернистов писателям прошлого. Издавна человечеству был известен жанр утопии — милой сказки, где люди, наконец, объединились, полюбили друг друга и начали жить счастливо. Яркий пример — Эльдорадо Вольтера, где прямо под ногами людей раскиданы драгоценности, и все живут в богатстве. Но 20 век с его войнами, кризисами и революциями показал грошовую цену этих мечтаний. Поэтому зародилась антиутопия — сценарий мрачного будущего, где перемены к лучшему привели нас к наихудшему из всего возможного.
Смысл названия
Название произведения «Мы» отображает главный страх Замятина перед грядущим – вопрос отдельной личности в человеческом обществе. «Мы» единого государства — это не люди, а механизмы одной машины, которые синхронно трудятся с одной и той же целью, имеют одну и ту же роль. Такое дикое упрощение личности до шестеренки возмущает писателя и выносится им в емкое, но содержательное заглавие.
Писатель крайне опасался, что человечество, движимое идеями коллективизма и общего блага, в итоге уничтожит в людях осознание ценности отдельного индивида. Человек с яркой индивидуальностью будет обречён либо слиться с общим потоком, либо погибнуть.
Суть названия
Заглавие романа отражает страх автора перед будущим — проблема конкретного человека в общественном устройстве. «Мы» — это не люди, а детали единой машины, работающие синхронно, имеющие одну задачу, играющие одинаковую роль. Это ужасное упрощение человека до шестеренки возмутило Замятина и вынеслось им в краткое, но содержательное название.
Автор сильно переживал, что люди, которые движимы идеями коллективизма и общего благополучия, в результате уничтожат собственное сознание ценностей. Человека с выраженной индивидуальностью обрекают или на слияние с общим потоком, или на гибель. Непосредственно название произведения имеет полемический характер относительно пролеткультовской теории и практики творческой деятельности.
Главные герои и их характеристика
Система образов в антиутопии «Мы» отличается глобальным упрощением, заложенном в замысле автора. Все люди одинаковы, их отличают друг от друга лишь номера и функции.
д-503 Н
ичем не примечательный номер, главный инженер на строительстве «интеграла». На протяжении всего повествования переживает тяжелейшую внутреннюю борьбу, которая приводит его на грань безумия. Это ведомый человек, не наделенный сильной волей, но не до конца порабощенный рабскими понятиями того общества, где он живет. В конце смиряется со своей судьбой и без сопротивления позволяет лишить себя воображения.
I-330
Крайне привлекательная и непохожая на остальных девушка. Занимает одну из ключевых должностей в организации мефи. Уже неоднократно покидала город и наладила контакты с существами, которые живут в окружающих лесах. В своей борьбе готова идти до конца, даже использовать двигатели космического корабля против города. Обладает невероятной силой воли, не сломалась даже под пытками. Ее живой ум пленяет главного героя и заставляет его стремиться к свободомыслию.
0-90
Привлекательная пышнотелая женщина. Была давним партнёром главного героя по «сексуальным часам». Это женщина-мать, покорная, милая и чувствительная. Искренне любила его, и вопреки запретам захотела ребёнка от д-503. Предстала перед судом, который приговорил её к смерти. По всей видимости в конце романа смогла сбежать с ребёнком за пределы города.
Суть: о чём?
Перед нами предстаёт далёкое будущее. В рамках отдельного города было построено Единое Государство — общество, возведшее в абсолют идеи коллективизма. Одинаковая одежда, одинаковые дома, идеально рассчитанный распорядок дня и даже самой жизни, включая удовлетворение сексуальных желаний граждан, имена людей упразднены и заменены на сочетание букв и чисел, слово «человек» заменено на «нумер».
Главный герой – Д-503 — занимает должность главного инженера на стройке космического корабля «ИНТЕГРАЛ», который должен донести до других цивилизаций информацию об идеальном обществе, построенном на Земле.
Но однажды он встречает некую женщину под номером I-330. Она очень выделяется на фоне окружающих. Первоначальный интерес Д-503 к этой женщине меняется на раздражение, потом на гнев, потом на страх, и в итоге главный герой понимает, что влюблён в I-330, что недопустимо для нового общества.
I-330 оказывается одним из лидеров восстания против Единого Государства и привлекает на свою сторону Д-503. Мятежники намереваются захватить «ИНТЕГРАЛ» и использовать его в качестве оружия против властей, однако план терпит крах.
Общество Единого Государства дрожит до основания. Напуганный этими грандиозными событиями Д-503 совершенно сбит с толку. Он начинает сомневаться в трезвости своего рассудка и искренности I-330. Его тревоги прекращает Единое Государство, которое решается на крайние меры – лишить своих граждан воображения, убив последние остатки свободомыслия.
После операции Д-503 избавляется от сомнений, сдаёт властям всех мятежников и равнодушно наблюдает за пытками, которым подвергается I-330. Однако любовница героя, О-90, будучи беременной (что тоже строго контролировалось государством), успевает сбежать за пределы государства — туда, где живут свободные люди.
Подробное краткое содержание романа Мы Замятина
Написанный в холодном и голодном Петрограде 1920-го года роман «Мы» был опубликован спустя пять лет за рубежом, а на родине автора – только в 1988-м году. Основная причина негласного запрета на публикацию романа – страстный протест против «расчеловечивания» человека, против превращения его в «нумер». Это предупреждение о том, куда может завести наука, оторвавшаяся от нравственного начала. Если человек называется «предрассудком», который должен быть преодолен, — это путь в никуда. Роман Замятина погружает любого потенциального читателя в мир т.н. Единого Государства.
Оно возникло в результате Двухсотлетней войны, что велась между городом и деревней. Как результат – выжило только 0,2 % населения. Во многом потому, что была изобретена нефтяная пища, которая впрок пошла не всем. Зато власть научилась контролировать все сферы жизни. Природные катаклизмы полностью исключены. Все материальные людские запросы решены. Что касается Счастья, то оно подведено под математические формулы, стерильно и безукоризненно.
Никто в этом мире не одинок, потому что он – часть единого целого. Роман открывается очередным парадом «нумеров». Настроение – приподнятое, восторженное, форма одежды – стандартная, одинаковая. И так повторяется каждое утро. Вот она – «фабрика счастья».
Замятин изображает жандармское, насквозь тоталитарное государство, на вершине которого – Благодетель, а всеми делами ведает некое Бюро Хранителей. Здесь господствует неусыпный полицейский контроль над всеми «нумерами», пресекаются все отклонения от официальных ритуалов, система слежки, сыска и доносительства функционирует исправно. Жилища «нумеров» нарочно сделаны из стекла – считается, что никому нечего скрывать. На всех городских проспектах установлены скрытые мембраны, способные записывать все уличные разговоры, чтобы затем передавать их куда надо. Нормой является перлюстрация писем. Одна из самых сильных сцен в книге – казнь ослушника самим Благодетелем. Так Единое Государство приучает людей к повседневной жестокости и круговой поруке. Важно, чтобы все чувствовали свою сопричастность, соучастие, вовлеченность в вынужденное палачество. Чувство долга надлежит отделить от совести и сострадания. Высшая степень изуверства заключается в том, что в первых рядах на месте казни должны находиться женщины и дети.
Наука в Едином Государстве возведена в ранг непогрешимой субстанции. Изобретена космическая сверхмашина под названием Интеграл. Ее глобальная цель – распространить принудительное коллективное счастье дальше по Вселенной. Искусство тоже введено в жесткие государственные рамки. Учрежден Институт государственных поэтов и писателей.
Выборы Благодетеля в Едином государстве – чистой воды фикция, видимость всенародной поддержки и единомыслия. Здесь всё предопределено заранее и никаких форс-мажорных ситуаций быть не может.
Главное «оружие» Единого Государства – это стандартизация и уравнительность. «Нумера» — самые надежные кадры. Любое индивидуальное, личное сознание объявляется «болезнью», а душа подлежит тому, чтобы быть вырезанной в срочном порядке. Любые проявления личностного начала трактуются как преступление, как проявление гордыни. Чтобы соответствовать государственным стандартам, надо переступить и через совесть, и через честь, и через память, и через себя. Главная гражданская добродетель – это управляемая безличность. Живое человеческое существование вредно, поэтому в идеале его надлежит заменить производством роботов из пробирок.
Но можно отгородиться Зеленой стеной от дикой природы, а как отгородить человека от того, что происходит у него внутри? Главный герой книги Замятина – строитель Интеграла Д-503 – человек эмоциональный от рождения, чутко реагирующий на классическую музыку. Перелом в его сознании наступает после посещения т.н. Древнего Дома и знакомства с членами МЕФИ, антиправительственной организации. Только в этом кругу он свободен и опьянен этой свободой.
Казалось бы, разломан лед в душе, наступило весеннее возрождение, сбалансированное существование нарушено. Но отторжение от привычного климата, от государства Д-503 переживает как «болезнь». Он испытывает мучительное раздвоение: восторг самообретения, готовность к подвигу ради свободы и почти тут же соскальзывание к предательству. Эта раздвоенность приводит героя на грань духовного самоубийства. Он принимает решение повиниться и наносит визит в Бюро Хранителей, но ему просто неслыханно везет, что тот, перед кем он исповедуется, — один из заговорщиков, агентов МЕФИ среди Хранителей.
МЕФИ все же поднимают восстание, сломав Зеленую стену. Власти Единого государства принимают решение подвергнуть всех, у кого еще осталась душа, Великой операции по удалению фантазии. Д-503 тоже подвергают этой операции. Его заключительные слова: «Разум должен победить» — глубоко трагичны. Ведь за победу такого разума отдельная личность, как и все человечество, вынуждены будут заплатить слишком большую цену. Покорить человека можно только уничтожив его, но уничтожая человека, Единое Государство ставит под угрозу и свое собственное существование. Таков главный вывод из книги Замятина.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Темы
- Будущее – роман наполнен страхом писателя перед грядущим. Для него будущее человечество наполнено страхом и отчаянием. Однако в то же время остаётся и надежда, что найдутся те, кто не позволит человечеству окончательно потерять себя.
- Любовь – любовь в романе показана, как самое светлое и прекрасное чувство, но в то же время показано, что не каждый человек способен выдержать его, ведь помимо счастья любовь несёт глубочайшие сомнения и ежедневно испытывает нас.
- Семья – Замятин отрицает общество Единого Государства из-за отсутствия семьи. Стремление к семейному счастью, обретению большей близости с тем, кого любишь, которое продемонстрировала О-90, писатель превозносит.
- Творчество – на фоне однообразного, такого идеального, но мёртвого города Единого Государства мы понимаем, как важно, чтобы в будущем люди продолжали творить и воображать.
- Историческая память – номера Единого Государства начисто забыли о своём прошлом, живя лишь настоящим и будущим. Именно незнание людей об альтернативных моделях общества, которые существовали в прошлом, и делает Единое Государство, владеющее всей информацией, таким могущественным. Люди просто не знают и не могут представить, как можно жить иначе, чем говорят им власти.
- Природа – Единое Государство полностью закрылось от внешнего мира. Оно отгородило своих граждан от живой природы, подарив им бездушный суррогат. Людей, которые не знают, как устроен мир, очень просто контролировать.
Основная тематика
Тема антиутопии у разных писателей всегда была интересна для мыслящих людей.
В своем романе Замятин поднимает следующие тематики:
- Любовь — она в произведении описана как самое светлое и высокое чувство, но при этом автор указывает на то, что не все люди могут выдержать ее, поскольку кроме счастья она также несет в себе глубокие сомнения и каждый день испытывает человека.
- Будущее — произведение переполнено страхом Замятина перед будущим. Для автора оно наполнено безысходностью. Но при этом есть и надежда, что отыщутся люди, которые не позволят людям полностью потерять себя.
- Творчество — на фоне монотонного, такого идеально созданного, но мертвого общества, читатель осознает, насколько важно, чтобы в будущем человек продолжал творить и свободно мыслить.
- Семья — писатель отрицает общество идеального города, поскольку в нем нет семьи. Попытку найти семейное счастье, что показала О-90, Замятин воспевает.
- Природа — город полностью закрыт от окружающего мира. Он загородил людей от природы, подарил взамен бездушный суррогат. Граждан, не знающих, как устроен мир, проще контролировать.
- Историческая память — нумера полностью забыли о собственном прошлом, они живут только настоящим. Именно незнание человека о других возможных моделях устройства общества, существовавших в прошлом, и сделало Единое Государство. Граждане просто не знают, как можно жить по-другому.
Проблемы
- Технократия – Единое Государство представляет собой мир победившего рационализма. Всё рассчитано до секунды, все детали подобраны идеально, но мир, созданный на одном лишь разуме, походит больше на карикатуру, нежели на рабочую общественную модель. По мнению Замятина, нельзя строить мир, опираясь на один лишь бездушный разум.
- Тирания – тирания, изображённая в романе, ужасна тем, что граждане сами не понимают, что живут в тираническом государстве. Они вполне довольны текущим положением вещей и просто не смеют представить, что можно жить как-то по-другому.
- Массовое сознание – в начале нумеры Единого Государства показаны послушной серой массой, которой не ведомы сомнения. Однако к концу романа мы понимаем, что всё это было лишь иллюзией, и множество номеров готовы отринуть порядки Единого Государства и сражаться за новый мир.
- Исчезновение индивидуальности – писатель показал, что как бы ни было жёстко общественное устройство, ему не удастся лишить людей индивидуальности. Человеческая природа всегда будет пробиваться наружу до тех пор, пока человека физически не превратят в бездушного робота.
- Тотальный контроль государства над личностью – писатель решительно осуждает вмешательство государства в личное пространство человека, показывая абсурдность такого порядка вещей.
- Нравственный выбор – сталкиваясь с трудностями, человек зачастую вынужден делать непростой выбор, и в этой ситуации всё зависит только от него, а не от внешних сил.
- Внутренне рабство – судьба Д-503 показывает нам, что человек зачастую боится свободы. У него может не хватить силы воли, чтобы жить, опираясь только на свои собственные ориентиры. И это, по мнению писателя, большая трагедия для всего человечества, которое сможет обрести счастье только после того, как освободится от своих собственных дурных привычек.
Евгений Замятин «Мы»
Описанные Замятиным, а вернее его героем Д-503, происходят спустя столетия, где наши времена лаконично именуются «древние». Века потребовались людям, чтобы осознать, что один человек — грамм на весах, если на другой чаше общество. Так появилось Единое Государство, окруженное Зеленой стеной от дикого мира — социум вконец отделевшийся от природы, из которой вышел. Чтобы общество жило, у индивида должны быть только обязанности, жизнь его принадлежит обществу и тратить ее на что-то другое — преступление. Шаг в сторону — и Хранители позаботятся, чтобы вышедший из строя винтик не повредил механизма. Для этого болезни нужно предупреждать заранее. Проявление чувств здесь вообще считается недугом, с которым надо бы бороться. Однако, внешний идеализм вовсе не такой на деле. Как заявляет сам Д-503, их общество не идеально, но подошло к идеалу как никакое другое. У людей по-прежнему есть чувства, с ними ничего не сделали, только ввели такую мораль, что их проявление должно быть на уровне физиологических потребностей, не нарушая жизненного уклада. Сексуальные отношения принимают специфическую форму, и в отличии от социалистов или коммунистов, Замятин зрит в суть проблемы — чтобы создать общество равенства и благоденствия, нужно чтобы никто ни на кого не претендовал. Однако чувство собственности в людях осталось, но о нем не говорят, когда само его проявление преступно и создается иллюзия, что его нет. В конце концов, если проявить настойчивость и убедить всех, что работа на благо Единого Государства и есть высшее счастье, то так оно и будет.
Главный носитель идеи в книге — Благодетель. Однако, до единственного диалога с Д-503 в конце он не раскроется как персонаж. Благодетель здесь обожествлен. «Его огромные, чугунные руки — на коленях. Эти руки давили Его самого, подгибали колени. (…) Лицо — где-то в тумане, вверху, и будто вот только потому, что голос Его доходил ко мне с такой высоты, — он не гремел как гром, не оглушал меня, а все же был похож на обыкновенный человеческий голос». Образ Благодетеля без сомнения важен, его появление — идейная кульминация, где он опускается до своего чада, чтобы объяснить всю систему. Идет сравнение с библейской «иерархией», где Бог жесток — он сжигает в адском пламени непокорных ему. И Бога этого веками славят, как бога любви. На этом противоречии и построена идея Единого Государства — «любовь к человечеству — непременно бесчеловечна», а «в раю уже не знают желаний, не знают жалости, не знают любви, там — блаженные». Путь в рай, ко всеобщему счастью для Благодетеля лежит через удаление людской фантазии (души), цель которой навсегда уничтожить личность. Таким образом перед героями-людьми стоит выбор — прийти к счастью и навсегда забыть о желаниях, или же продолжать бороться за личность. Палка о двух концах — в конечном итоге люди с удаленной фантазией обрели счастье.
Каждому персонажу в книге присвоено число-буквенное значение. С позиции Государства именно таким образом люди потеряют личность, но Замятин показывает, что даже одна буква может сказать о человеке достаточно, повлиять на характер. С психологической точки зрения он верно расставил характеры в соответствии с именами, что лишний раз доказывает — личность живет в каждом, как бы сильно его не уверяли в обратном. К тому же Д-503, убежденный фанатик Единого Государства замечает за людьми забавные особенности, как круглый ротик О, или сгорбленность Хранителя S. Так что даже присуждение серийного номера — еще не полная потеря индивидуальности.
Надо сказать, что Замятин избрал очень верную позиция для описания будущего — «ничего конкретного». Читатель не узнает, ни подробных описаний действующего мира, ни уровень используемых технологий, ни точной даты происходящего. Новейший транспорт здесь именуется аэро, он летает и делает это по спирали. И еще у аэро есть окно. Все. Удивительно, но спустя почти век, произведение не кажется технологически отсталым, хотя некоторых моментов избежать не удалось. Чего стоят хотя бы кляксы от чернил. И все же на это можно закрыть глаза, ведь автор сделал мудрейший ход — вместо того, чтобы вникать в подробности, он надавил на фантазию и воображение читателя, поэтому каждый увидет в мире из четко выверенных математических значений нечто свое. Само произведение к научной фантастике и не относится не коем образом — это социальная притча, лучше даже сказть трактат. История мира, от лица его обывателя, по-традиции, думающего, и даже немного сомневающегося. Сомнения вызывает только цели данного трактата — Д-503 пишет его для потомков, но потомков, которые будут походить на предков, потому что время движется по спирали, и то, что поймут люди будущего, будет понятно и далеким предкам. Данная теория о развитии общества весьма сомнительна, но Замятин использует ее только как повод для написания книги от лица жителя Единого Государства, и не доказывает конечную правоту.
В собственной стилистике автор разошелся особенно, в сравнении с ранними произведениями. Стиль хорош, можно сказать, слишком хорош, чтобы понять его сразу. Многочисленные метафоры, зашкаливающая образность, десятки других литературных приемов, малопопулярных в современной литературе. И не спроста — от чтения Замятина можно получить массу эстетического удовольствия, но простому читателю книга может показаться бредовой.
Итог: бесспорный родоначальник жанра как утопии, так и антиутопии, и десятков поджанров, не потерявший актуальность спустя почти век после написания. Это история о мире, где личность теряет значение перед массой, «Я» не значит ничего перед лицом государства, но в ответе за это именно люди, позволившие сделать такое с собой. Поэтому здесь не говорят «я» — только «мы».