Образ Петра I по историческим и литературным источникам: сравнительный анализ

Образ Петра I по историческим и литературным источникам: сравнительный анализ

 Данная работа посвящена исследованию образа Петра I по историческим и художественным источникам. В работе представлены взгляды известных историков и литераторов, их отношение к данной персоне, а также черты сходства и различия исторического и художественного образа Петра Великого.

Ключевые слова: Петр I, литературные источники, исторические источники.

Чтобы достоверно изучать ту или иную эпоху, известную личность, бытовую обстановку, историки обращаются к смежным дисциплинам: к археографии, археологии, дипломатике.

В основном в качестве источника историки изучали древние литературные тексты. Художественная литература считалась очень субъективной, в ней часто искажали события действительности. Большую роль автор произведения уделяет своим героям, наделяя их запоминающимися чертами и сопереживанием. Отсюда, вымышленные герои часто взаимодействуют с реальными, ход событий может перемещаться из одного века в другой, бытовая обстановка осовременивается автором. Все эти критерии вызывают огромную сложность для утверждения достоверности того или иного события.

Авторы художественных произведений часто обращаются к историческим событиям и персоналиям. Для своих будущих произведений они обращаются к русскому фольклору, изучают личные мемуары, документы, обстановку. Так они могут и передать дух времени, и выразить свое отношение. Такие произведения очень интересно анализировать с точки зрения истории.

Одной из ярких исторических личностей, вызывающей наибольший интерес как среди историков, так и литераторов является Петр I. Отношение к самой фигуре Петра Великого и к его реформаторской деятельности неоднозначно. С одной стороны, его воспевали как великого императора, который создал могучую державу, а с другой стороны, считали жестоким деспотом и антихристом, который разрушил русскую самобытность.

По мнению Василия Осиповича Ключевского «Петр Великий по своему духовному складу был один из тех простых людей, на которых достаточно взглянуть, чтобы понять их» [2]. В отличие, от прежних царей, Петр не только рассылал указы, но и активно участвовал в жизни государства. Он был трудолюбивым человеком и при любой свободной возможности занимался рукотворными делами, которые помогали сформировать сноровку и находчивость. Император всегда стремился осмыслить новое дело, прежде чем в нем появится необходимость. Любовь Петра к ручному труду вызвала у него некую боязнь и ненависть ко всякому церемониалу. Когда он работал руками, то чувствовал свою власть, независимость от обстоятельств, но при аудиенциях возникало чувство беспомощности. Он старался жить проще, как обычный человек. Свою душевную простоту Петр показывал и в общении к другим. Приходя в гости, Петр не искал почётное место, а садился за любое свободное; когда ему становилось жарко, он мог скинуть свой кафтан при всех, а также, при употреблении пищи, мог обойтись без ножа и вилки. Так же он мог играть в шахматы с людом, курить трубки и пить пиво, не обращая внимания на других. Он очень любил вести непринужденные беседы с веселыми собеседниками. Его привычка поступать во всем просто и прямо требовала и от других людей такой же отдачи.

Образ Петра, описанный Ключевским, во много схож с образом, который описывал Соловьев. В своих публичных чтениях он подчеркивает, что именно любознательность Петра и его любовь к ручному труду помогала русскому народу избавиться от зависимого положения. Император, усваивая опыт иностранцев, всячески пытался обучить свой народ, дабы не приходилось звать иностранцев и не дать им делать то, чего они хотят. На примере отношения к войне и дипломатической борьбе можно увидеть, что Петр был патриотом своей Родины. Несмотря на искушения иностранцев о том, что лучше всего дипломатией и войной нужно заниматься подготовленным иностранцам, чем обучающимся русским, Петр назначал русских, считая, что нужно учиться на своих ошибках. Даже в управленческом аппарате, на первое место ставился русский человек, а второе место мог занимать иностранец. Конечно, иностранцам давались определенные льготы и ему были рады, но принижать русский народ и властвовать над ним он не мог. Патриотизм Петра связывал его с народом. «Петр был сам чистый русский человек, сохранявший крепкую связь со своим народом…» [3].

Схожий образ правителя складывается у Карамзина. В книге «Записка о древней и новой России», автор подчеркивает, что Петр был очень усердным и готовым достигать своей цели несмотря ни на что. «Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую…» [1]. Однако Карамзин выделяет не только положительные черты правителя и его деятельности, но и отрицательные. За основу он берет навязывание европейских обычаев русскому народу. Вводя европейские манеры, россияне унижались в собственной стране, уподобляясь иностранцам. Карамзин считает, что благодаря Петру, россияне становились ближе к миру, но перестали быть русским народом. Виной этому он считает прививание Петру с самого детства всего иностранного. Так же автор обращает внимание на некое властолюбие Петра и крайность для достижения своих целей. Навязывание европейских обычаев проводилось жесткими методами. Всех несогласных наказывали или пытали. Достаточно вспомнить указ 29 августа 1698 года «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии» или Санкт-Петербург — новая столица в европейском стиле, построенная тяжким трудом.

Художественная литература также неоднократно обращается к образу Петра Великого. Наиболее ярко этот образ создан в произведениях А. С. Пушкина, А. Н. Толстого и Д. А. Гранина.

В творчество Пушкина петровская тема вошла лишь с конца 1826 г. Наиболее ярко она представлена произведениями: «Стансы», «Арап Петра Великого», «Полтава» и «Медный всадник». В этих произведениях автор раскрывает разные черты Петра Алексеевича. С одной стороны, это простой человек, трудолюбивый, любящий веселье, всесторонне развитый, беспокоящийся о благе своей страны и народа, но, есть у него и другая сторона. Пётр и деспот, крутой самодержец, разрушающий все старое, все народное, все то, в чем он видит помеху своим преобразованиям. В своем нетерпении он не считался с тяжелыми последствиями тех или иных реформ.

В поэме «Медный всадник» поэт не ставит перед собой задачу нарисовать образ Петра: для него важно представить великого царя как носителя идеи мощи и процветания государства. Сам царь остался в далёком прошлом, но его власть, воля, устремления персонифицированы в памятнике работы Фальконе. Интересно отметить, что ни имя Фальконе, ни слова «монумент», «памятник» в поэме не встречаются. Вместо них употребляются перифразы: «кумир на бронзовом коне», «кумир с простёртою рукою», «властелин судьбы», «державец полумира», «грозный царь», тот, «кто неподвижно возвышался во мраке медною главой». Если во вступлении живой царь лишён зримых деталей, то во второй части поэмы монумент наделён признаками живого человека. Во вступлении мы узнаём «великие думы» царя, но не видим его лица. В главной части эти думы отразились «на челе» скульптуры. Пушкин словно утверждает, что Петр продолжает участвовать в событиях настоящего. Его деяния оказывают влияние и на текущую жизнь, и даже на будущее. Медный всадник — другое «Я» Петра, как бы ответственное за всё, что тот совершил и передал потомству.

А. Н. Толстой впервые обратился к образу Петра в рассказе «День Петра» 1918 года. В этом рассказе Петр — это неопрятный мужчина, косолапо передвигающийся и завтракающий водкой с огурцом, но в то же время властный, пугающий и готовый на все, ради достижения своих целей. Так же интересно посмотреть на окружение Петра. По описанию его кабинета видно, что царь деятельный и разносторонний человек. Через окружающих его людей Толстой высмеивает европейскую моду, насильно навязанную русскому обществу.

Добиваясь своей цели, он не думал о жертвах, которые нужно будет принести, в том числе и человеческих. Это можно увидеть в описании постройки Санкт-Петербурга. Строительство происходило очень тяжело. Наводнения, пожары, голод и язвы уничтожали народ, который даже не понимал, с какой целью нужно строить царский город на болотах. Всех несогласных, увозили в Тайную канцелярию или в Преображенский Приказ, жестоко пытали и могли убить.

Более широко Толстой раскрыл образ Петра в своём романе «Пётр Первый». Здесь автор стремился показать необходимость преобразований, которые совершит император. Петр показывается не как идеализированный государь, а как обычный человек с его положительными и отрицательными чертами. При изучении образа Петра в романе Алексея Толстого, стоит внимательнее присмотреться к его стилю написания. Здесь автор смешивает исторические факты с вымышленными персонажами, смещает последовательность событий, некоторые исторические личности произносят то, что не говорили на самом деле. Автор старался написать именно роман, а не исторически точный трактат. Пусть где-то автор и приукрасил их, в основу он вкладывал реалистичные факты. Его Петр I — это и народный царь, и хищный зверь, и даже антихрист.

В книге Д. А. Гранина «Вечера с Петром Великим» можно увидеть размышления автора об этой персоне и ее значении в истории России. Гранин в этой книге опирался на многочисленные исторические факты и документы, которые сам и изучал. Он по-новому осмысливает известные факты, раскрывает новые стороны жизни Петра, через своих персонажей дает свою оценку его личности и поступкам. Многие поставили Петра в пример идеального образа монарха. Именно этот правитель многое успел за свою жизнь и добивался поставленных целей. Он был человеком своего времени, способный понимать, что было необходимо. Например, часто встречается эпизод Стрелецкого бунта. В отличие от других авторов, здесь затрагивается не только психологическая травма Петра, но и становление его твердого и порой жесткого характера.

Автор отмечает смелость Петра за нарушение обычаев русского двора. Именно Петр много путешествовал за границу, изучал новое и пытался научить этому Россию. Многие винили Петра в том, что он не осуществил множество проектов, которые сам задумал, однако забывают о том, сколько лет он потратил на смуту и войны. И при этом, многие реформы выдвинули Россию на новую ступень развития.

Каждый автор, опираясь на общепризнанные факты, трактует их по-своему. Одни стараются акцентировать внимание только на положительных чертах Петра, лишь мельком упоминая отрицательные, другие стараются гиперболизировать негативные стороны. Но есть и те, кто в одинаковой степени рассматривает обе стороны Петра. Во многом, здесь играет роль мировоззрение авторов. Нельзя слепо верить тем или иным источникам. Ко всему нужно относиться объективно, изучая несколько источников. Никто не может достоверно понять необходимость тех или иных действий государя. Ведь очень тяжело понять человека другой исторической эпохи, когда твоя эпоха, имея другое мировоззрение, накладывает свой отпечаток.

Литература:

  1. Карамзин Н. М. «Записка о древней и новой России», М.: «Наука», 1991. С. 31
  2. Ключевский В. О. «Исторические портреты», М.: «Эксмо», 2008. С. 42
  3. Соловьев С. М. «Публичные чтения о Петре Великом». Чтение пятое. [Электронный ресурс], — URL: https://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_0150.shtml#05

Образ Петра Первого в романе А.Толстого «Петр I»

Урок по теме: «Образ Петра в романе А.Н. Толстого «Петр Первый»»

Цели урока:

  • дать представление об изменениях взглядов автора на роль петровских преобразований;
  • выявить идейно-художественную задачу А.Н.Толстого – показать Петра Первого как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью;
  • выявить роль художественных средств в создании образа Петра.

Оргмомент.

Важность темы для изучения творчества Толстого. Постановка целей урока. Звучание темы в творчестве других писателей. На данном этапе урока учащиеся обращаются к ранее изученному материалу, к лекционному материалу предыдущего урока, слушают выступление специально подготовленного ученика.

  • На предыдущих уроках мы говорили о творчестве А.Н.Толстого, особенностях его романа “Пётр Первый”, в центре которого находится образ Петра. Именно этому образу мы и посвятим наше занятие.
  • Запишите в тетради тему урока (/Презентация, слайд №2 /: Образ Петра в романе А.Н.Толстого “Пётр Первый”.)
  • Какие цели мы можем поставить перед собой, работая по данной теме? (слайд №3)
  • дать характеристику образа Петра в романе;
  • выявить художественные средства, использованные автором при создании образа Петра.
  • Личность Петра Первого и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней эта тема не сходит со страниц художественных произведений. Какие писатели к ней обращались, каким видели образ Петра?
  • Свыше 20 лет волновала эта тема и А.Н.Толстого. В 1917 году он написал рассказ “День Петра”, а над романом “Пётр Первый” он работал вплоть до самой смерти.
  • Сообщение ученика ( по рассказу “День Петра”, краткий комментарий к образу царя в нём.)
  • Как изображён Пётр в рассказе? Изменились ли взгляды Толстого на роль Петра к моменту написания романа? С чем это связано?
  • Посмотрите на доску. (Презентация, слайд №4)
  • Рассказ “День Петра” Роман “Пётр Первый”
    …сырой ветер гнал сильный туман с моря… сдувало гнилую

    солому с изб и клетей…

    Вздувшаяся

    река била в бревенчатые набережные…

    Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен

    , для какой
    муки
    ещё новой надо было
    обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами
    , — народ не знал.

    …Открытое море отсюда было – подать рукой. Ветер покрывал его весёлой

    зыбью.

    Желанное, возлюбленное

    здесь было место. Хорошо, конечно, на Азовском море, белёсом и тёплом, добытом с великими трудами, хорошо на Белом море… но не сравняться им с морем Балтийским –
    широкой дорогой к дивным городам, к богатым странам

    Вашему вниманию представлены эпизоды, в которых описывается строительство Петербурга. Слева – выдержки из рассказа, а справа – из романа. Предлагаем сравнить их. Что отличает эти два описания друг от друга?

    Итак, взгляд Толстого на роль преобразований Петра Первого претерпевал изменения. После возвращения на родину в 1922 году Толстой пришёл к выводу о необходимости преобразований.

    3. Изображение Петра в романе. Становление личности Петра. Необходимость преобразований. Художественные средства изображения Петра.

    Реализация домашнего задания, работа с текстом.

    Теперь мы обратимся к образу Петра в романе.

    Когда мы говорили о композиции романа, то отметили, что она была продиктована целью показать становление личности Петра. Чем изображение Петра Толстым отличается от пушкинского? (у Пушкина Пётр – сложившаяся личность)

    • Расскажите, как Толстой изображает становление личности Петра? (Презентация, слайд №5)

    Ответы учащихся.

    • Докажите примерами из текста, что Россия нуждалась в преобразованиях. Отразил ли Толстой противоречивость преобразований Петра? (Презентация, слайд № 9)

    Ответы учащихся. (Возможно использование слайдов №6-8 (Презентация, слайды6-8), иллюстрирующих необходимость преобразований).

    • Почему именно Пётр, а не Голицын смог стать преобразователем России? (Презентация, слайд № 10)

    Ответы учащихся.

    • Говоря о Петре, нельзя не обратить внимания на художественные средства, использованные автором. Какие средства, по вашему мнению, играют наиболее важную роль? (Презентация, слайд № 11)

    (приём контраста, речевая характеристика).

    • Приведите примеры использования приёма контраста в тексте.
    • Каковы особенности речи Петра?

    (лаконизм, эмоциональность, образность, близость к народной). (Презентация, слайд №12)

    • Обратите внимание на небольшой отрывок из текста (Презентация, слайд №13): “Пётр рванул дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…”

    Что помогает автору передать горячность, вспыльчивость Петра? (обилие глаголов). (Презентация, слайд № 14)

    • Толстой признавался: (Презентация, слайд №15): “В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест этот мне показывает глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию”.

    Итак, важным средством раскрытия образа Петра является “внутренний жест”, приём, заключающийся в использовании глаголов с целью передачи психологического состояния героя.

    • Запишите в тетради основные художественные средства, использованные автором для создания образа Петра (Презентация, слайд № 16)

    4.
    Обобщение материала. Подведение итогов. Домашнее задание.
    Пришло время подвести итоги нашего занятия. Расскажите кратко о результатах нашей работы (Презентация, слайд № 17).

    • интерес к образу Петра Толстой пронёс через всё творчество;
    • взгляды автора на роль петровских преобразований претерпевали изменения;
    • в романе “Пётр Первый” Толстой показал становление личности Петра и необходимость преобразований;
    • в романе отражена противоречивость деятельности Петра;
    • наиболее значимыми при создании образа Петра стали следующие художественные средства: “внутренний жест”, приём контраста, речевая характеристика. (Ученики делают запись в тетради)

    Домашнее задание

    к уроку по теме “Образ Петра в романе А.Н.Толстого “Петр Первый”.

    Книга 1, глава 7, 4.

    Какую роль в данном эпизоде играет описание пейзажа? Перечислите художественные средства, с помощью которых достигается создание подобного фона.
    Каким предстает Петр в данной сцене?
    Какую роль данный эпизод играет в тексе?
    Охарактеризуйте речь Петра.

    Образ Петра Первого

    А. Н. Толстой шел к роману “Петр Первый” постепенно и издалека. Сначала, еще в 20-е годы, он пишет рассказы “Первые террористы”, “Наваждение”, “День Петра”, а затем “Повесть смутного времени” и пьесу “На дыбе”. И лишь в завершение всего этого принимается за работу над романом “Петр Первый”. Сам писатель отмечал: “Работа над „Петром» для меня прежде всего — вхождение в историю через современность… Результат тот, что история стала раскрывать мне нетронутые богатства”.

    В своем романе А. Толстой создал целостную картину России — от императорского дворца до убогой крестьянской избы; нарисовал жизнь страны на широком европейском фоне. Но история выступает у писателя не как фон. Подлинные события русской истории в ее движении, борьбе образуют основу сюжета в романе. И это одно из больших завоеваний автора.

    Центральным лицом, к которому сходятся нити исторического движения эпохи в романе, сюжетным центром всего повествования у А. Толстого является Петр I. Силу Петра, его заслугу и значение писатель видит в том, что он понял объективные закономерности и требования своей эпохи, подчинил им свою деятельность. Преобразование России, осуществление широких политических замыслов — дело всей жизни Петра. В изображении А. Толстого Петр прежде всего крупнейший государственный, национальный деятель. Он сын своего века, горячий патриот России и в то же время личность многогранная, наделенная всеми главными чертами переходной эпохи.

    В основу композиции произведения наряду с движением “большой истории” положено развитие характера Петра, его мужание. Писатель показывает постепенное превращение непослушного, настойчивого, горячего, норовистого мальчика, “волчонка”, по словам царевны Софьи, угловатого подростка, длинного беспокойного “вьюноши” в непреклонного правителя, гениального реформатора, грозного военачальника, мудрого дипломата, большого государственного и политического деятеля.

    А. Толстой наделил своего героя человеческими чувствами и страстями, создал живой образ Петра с его ненасытной любовью к жизни, бурным темпераментом, неукротимой дерзкой волей, “диким, жадным, встревоженным умом”, острой любознательностью, жестким, крутым нравом.

    Юность и молодость Петра были полны острых, драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. В нем рано, с детских лет, заговорила непримиримая ненависть к консервативной, душной старине, к неподвижному укладу старой Москвы, к медлительной и утомительной скуке пышных дворцовых церемоний, к спесивым и чванливым боярам, способным только лениво дремать на своих лавках. Из личного чувства этой ненависти выросли со временем его принципы, давшие толчок его страстной деятельности, превратившиеся в неиссякаемый источник энергии, побуждающий уничтожать старое, неугодное, искать и круто проводить в жизнь новое.

    Жадный и пытливый ум Петра, свойственная ему практическая хватка, дальновидность дают ему возможность раньше многих уловить и почувствовать задачи, стоящие перед Российским государством. Со всей силой своего характера и темперамента принимается Петр за ломку и искоренение отсталых порядков, за создание армии, флота. Он бреет боярские бороды, одевает боярских дочерей в платья “со шлепами” и учит их “политесу”, а сыновей их посылает за границу обучаться разным наукам и одновременно с этим ведет упорную борьбу за выход России к морям, способствует развитию русской торговли с Западом, строит заводы, основывает новый город Петербург. Мысли Петра постоянно обращены к родине, к своей стране. Петр испытывает острую обиду и боль за нищету и скудость, которые он видит у себя на Руси: “Что за Россия, заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?”

    Он бросает боярам гневные слова: “Во всех христианских странах,— а есть и такие, что и уезда нашего не стоят,— жиреет торговля, народы богатеют, все ищут выгоды своей… Лишь мы одни дремлем непробудно. Скоро пустыней назовут русскую землю”. С горечью он восклицает: “Черт привел родиться царем в такой стране!” Как современно звучат сегодня все эти слова!

    Петр становится самодержавным правителем и, преодолевая сопротивление боярства, решительно вступает в борьбу с Русью старой за Русь новую. Многозначительными словами заканчивается первая книга романа: “Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей”.

    Петр у А. Толстого — очень земной человек, сын своей эпохи. Своего Петра А. Толстой часто изображает с тачкой на стройке, с топором на верфи или с кувалдой в кузнице. Он прост, трудолюбив, деятелен, не чуждается людей “подлого звания”. Чаще всего Петр показан не в царских одеждах, а либо в военном кафтане, либо в “холщовой запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть”, либо в матросской куртке. Толстой подчеркивает и “мужицкие” манеры Петра, и его пристрастие к крепким словечкам. В гостях у немецких курфюрстин, дам и воспитанных, и образованных, он “вытирал руки о скатерть, чавкал громко, ввертывал матросские словечки, подмигивал круглым глазом и для выразительности пытался не раз толкнуть локтем Софью-Шарлотту”.

    Проявляется и свойственная Петру насмешливость, лукавый юмор. Автор рисует своего героя-царя подчас в далеко не героические минуты: в состоянии панического страха и растерянности или неудержимого гнева, в моменты его внутреннего смятения, подавленности и горя, в смешных семейных ссорах с женой, в любовных сценах с Анной Монс. Но все это, однако, не заслоняет основного и главного в Петре — его государственной деятельности. Писатель стремится показать Петра в обстановке его дел, принимаемых решений, в гуще совершающихся событий.

    В третьем томе романа перед нами Петр уже окончательно сформировавшийся: и как человек, ставший сдержанным и рассудительным, и как государственный муж, глубоко осознавший огромную ответственность за судьбу России. И не случайно автор называет его теперь не просто Петром, а Петром Алексеевичем.

    Однако А. Толстой нигде не стремится представить Петра фигурой идеальной, сделать его более человечным и гуманным, чем он был на самом деле. Создавая образ Петра, писатель в то же время не забывал, что был он самодержец, крепостник. Петровские реформы часто носили характер крутой, решительной и жестокой ломки. Петр в романе задает себе нетерпеливый вопрос: “Какими силами растолкать людей, продрать им глаза?.. Указ, что ли, какой-нибудь дать страшный? Перевешать? Перепороть?” Он насильно отрезает боярам бороды, участвует в жестоких пытках своих врагов, “дубиной” гонит в науку дворянских недорослей, устраивает поругание княжеских и старых боярских фамилий на святках. Это при нем, царе-крепостнике, стонет народная, крестьянская Русь от непосильных поборов и оброков. Это при нем неимущих засекают насмерть батогами, загоняют крепостных на верфи, учат палками солдат, обманом заманивают вольных людей на суконные, полотняные, шелковые заводы и бумажные фабрики, воздвигаемые по приказу царя.

    “Петр Первый” — это произведение о великой эпохе с ее государственными деятелями и народными массами, с ее противоречиями и конфликтами, с трудностями и победами. Герои романа выдвинуты историей, но в то же время они сами ее участники и творцы. Главная идея романа А. Толстого — идея мощи великого русского народа. Это делает книгу заметным явлением национального самосознания.

    В 1920-е—1930-е гг. XX в. в советской литературе ясно обозначился возросший интерес к исторической тематике, к прошлому нашей родины. Это стало определяющим фактором успешного развития и распространения исторического жанра в нашей литературе этого периода. Главной темой всех этих романов стало нарастание народного протеста и усиление освободительной борьбы народных масс. Не менее важной была и тема формирования российской государственности. Роман «Петр Первый» был назван А. М. Горьким «первым в нашей литературе настоящим историческим романом». Сам А. Толстой признавался, что личность Петра Первого привлекала его внимание на протяжении всей жизни. Его интересовал не только Петр Первый как политический деятель, но и как личность, обычный человек.

    В течение всей жизни автор обращался к этому образу. Петр Первый появлялся то в рассказе «День Петра», то в пьесе «На дыбе». Со временем образ царя менялся. В более ранних произведения Петр Первый — царь-антихрист, вызывающий ненависть народа. В «Петре Первом» нет однозначной отрицательной оценки деятельности Петра.

    С одной стороны, Петр Первый в романе — крупный национальный деятель. Он — человек одаренный, патриот, в нем заключены лучшие черты русского национального характера — стойкость, упорство, целеустремленность. Но вместе с тем в романе автор не абсолютизирует величия Петра. В произведении показаны и теневые стороны его деятельности. В романе показана борьба Петра с варварством, показано, какой непосильной тяжестью ложились издержки реформ на плечи простого народа. Немало страниц уделено яркому изображению бедственного положения крестьянства, эксплуатируемого, задавленного поборами, замученного рекрутчиной. Петр же представлен как царь, использующий суровые крепостнические приемы эксплуатации угнетения. «Казна строга, денег нет — снимай шубу». Особенность образа Петра в том, что он выступает в романе готовой, уже сложившейся личностью. Толстой показывает весь процесс становления личности царя. От главы к главе пополняется его образ новыми чертами. На глазах Петр из молодого и угловатого юноши превращается в зрелого государственного мужа. Таким мы видим Петра в начале книги: «Играть Петр был горазд — мог сутки без сна, без еды играть во что ни попало, было б шумно, весело, потешно». Но по прошествии некоторого времени Петр — значительно изменившийся, серьезный, целеустремленный человек, готовый отдать всего себя делу. «Постоянно теперь видели Петра, объезжающего лагеря на косматой лошаденке. По худым его ногам хлестала трава».

    Как автор создает образ Петра и других действующих лиц? Известны многие способы в литературоведении — самораскрытие героя в сюжете, портретная характеристика, внутренний монолог, развернутая авторская характеристика. Из всего этого многообразия А. Толстой выбрал всего несколько, но довел их до совершенства. В первую очередь герой раскрывается в сюжете, вместо авторской характеристики используется восприятие одного персонажа разными действующими лицами; вместо подробного описания внешнего облика в тексте повествования разбросаны отдельные повторяющиеся детали облика, из которых и складывается динамичный, психологически достоверный портрет героя. В романе Петр характеризуется «как жердь», неуклюжий, будто одетый «не по росту», «с журавлиными ногами», «тонкими и худыми, с косолапыми ступнями»; но с взглядом «надменным, гордым, бешеным».

    Впервые мы встречаемся с испуганным ребенком в съехавшей на бок мономаховой шапке, когда по требованию бунтующих стрельцов царица и Матвеев показывают его с крыльца народу. Автор описывает юность Петра, его молодость, полную драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. Петр постепенно набирает силы, накапливает опыт, проходит через неизбежную стадию первых неудач и поражений, намечает пути осуществления задуманных им преобразований.

    В третьей книге, когда А. Толстой рисует приезд его в только что отстроенный Петербург или когда Петр показан в остановке победного штурма Нарвы, в сцене официальной капитуляции шведов, — он как будто вырастает на голову, в нем подчеркивается величавая осанка, властное спокойствие, уверенность в себе повелителя одного из сильнейших европейских государств.

    Художественная убедительность образа Петра вытекает из того, что он показан не только в одной своей государственной деятельности, но и в простом, человеческом аспекте, причем с большой проникновенностью раскрывается внутренний душевный мир героя. Петру не чужды многие человеческие слабости. Подчас автор рисует его в далеко не героические минуты. Например, у Переяславского озера мы видим его полуодетого, мирно похрапывающего в лодке, с босыми грязными ногами, которыми он пошевеливает во сне, отбиваясь от мух. Толстой показывает Петра и в момент его внутреннего смятения, горя, когда он глубоко потрясен кончиной матери или смертью своего любимца Лефорта.

    Рисуя Петра, множество других героев, их судеб, событий, автор подчеркивает активное, динамичное, деятельное начало, свойственное бурной петровской эпохе. Эта динамика сказывается и на судьбе России. Представители одних слоев поднимаются быстро вверх, другие оказываются отброшенными резко назад. Судьба страны — сумма судеб народа.

    Через весь роман проходят картины нищеты, забитости, народного угнетения и бесправия. Тягостное положение социальных низов в России в конце XVII и начале XVIII вв. обрисовывается А. Толстым во всей его неприглядности. Мы видим крестьян, дворовых холопов, солдат, разорившихся посадских, беглых людишек, которые «мотаются меж двор», страдают от поборов, налогов, бесчисленных мобилизаций, притеснений со стороны начальствующих и сильных.

    Россия находилась в период ломки прежних государственных устоев и становления новых.

    В это время в народной массе не умерла память о недавнем разинском восстании. Автор показывает этот глухо бурлящий в народе протест, нарастающий и усиливающийся. Тем самым он готовит читателей к эпизодам открытого выступления народной массы, которых он хотел дать при изображении движения булавинцев.

    Итак, Россия в петровскую эпоху, с одной стороны, новая, молодая, возродившаяся страна, устремленная к лучшему, но, с другой стороны, страна, в которой жизнь для народа неприглядна, тягостна. Народ в изображении А. Толстого — это неисчерпаемый источник энергии, ума, таланта. Именно народ — суть России. Именно усилиями народа, его повседневным трудом создавались величие и мощь Русского государства.

    Весь этот процесс подробно и эмоционально отображен в романе «Петр Первый».

    Материалы рубрики

    29 сентября, 14:12

    Последние эшелоны на запад. Почему СССР снабжал Германию?

    29 сентября, 10:03

    Из тел убитых планировали варить мыло. Массовые расправы нацистов в Бабьем Яру

    23 сентября, 14:36

    Лучшие по тарелочкам. Как побеждали ленинградские стрелки

    23 сентября, 10:23

    Кабель жизни. Как была прорвана энергетическая блокада Ленинграда

    21 сентября, 12:02

    Петербуржцы рассказали о плачевном состоянии мемориала на улице Пестеля
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]