Джулия Ламберт и ее муж
В романе «Театр» (Моэм Сомерсет — автор) главная героиня – Джулия Ламберт, знаменитая британская актриса. Добившись успеха благодаря своему таланту в молодые годы, она удерживала пальму первенства и в сорок шесть лет. «Блестящая, знаменитая, красивая, талантливая», – эти эпитеты она слышит каждый раз по окончании спектакля. Джулия успешна, ее жизнь удалась. У нее множество поклонников, а лорд Чарльз Тэмери и вовсе безнадежно любит ее всю жизнь, совершенно не рассчитывая на взаимность.
Муж великой актрисы – Майкл, «самый красивый мужчина в Лондоне», как говорит о нем Джулия. Она полюбила его страстно еще в девятнадцать лет, он стал поклонником ее таланта. В молодости они вместе играли в одной труппе, но слабый темперамент не сделал из него актера, да и в жизни он отличался спокойным и очень ровным характером. Они хотели пожениться, но родители Майкла были против брака. Только благодаря актерским талантам, пущенным в ход Джулией, ей удалось понравиться его родителям. В Первую мировую войну Майкл ушел на фронт, а Джулия неожиданно для себя поняла, что больше его не любит. Но муж по-прежнему был красив, практичен, спокоен, надежен и знал, что актер он никудышный. Это знание его не терзало, он верил в Джулию и, уходя на фронт, убедил ее не покидать сцену.
За душевными терзаниями прошло несколько лет, за это время в семье родился сын Роджер, имя Джулии Ламберт стало известным, она прославилась как актриса редкого таланта. Тайной актерского мастерства было то, что Джулия играла в жизни и жила на сцене.
Театр
Джулия Лэмберт — лучшая актриса Англии. Ей сорок шесть лет; она красива, богата, знаменита; занята любимым делом в самых благоприятных для этого условиях, то есть играет в собственном театре; её брак считают идеальным; у неё взрослый сын…
Томас Феннел — молодой бухгалтер, нанятый её мужем навести порядок в счётных книгах театра. В благодарность за то, что Том научил его снижать подоходный налог, не нарушая закона, Майкл, муж Джулии, представляет его своей знаменитой жене. Бедный бухгалтер невероятно смущается, краснеет, бледнеет, и Джулии это приятно — ведь она живёт восторгами публики; чтобы окончательно осчастливить юношу, она дарит ему свою фотографию. Перебирая старые снимки, Джулия вспоминает свою жизнь…
Продолжение после рекламы:
Она родилась на острове Джерси в семье ветеринара. Тётушка, бывшая актриса, дала ей первые уроки актёрского мастерства. В шестнадцать лет она поступила в Королевскую академию драматического искусства, но настоящую актрису сделал из неё режиссёр из Миддлпула Джимми Лэнгтон.
Играя в труппе Джимми, она встретила Майкла. Он был божественно красив. Джулия влюбилась в него с первого взгляда, но не могла добиться ответной любви — быть может, потому, что Майкл был начисто лишён темперамента как на сцене, так и в жизни; но он восхищался её игрой. Майкл был сыном полковника, окончил Кембридж, и его семья не слишком одобряла выбранную им театральную карьеру. Джулия чутко уловила все это и ухитрилась создать и сыграть роль девушки, которая могла бы понравиться его родителям. Она достигла цели — Майкл сделал ей предложение. Но и после обручения в их отношениях ничего не изменилось; казалось, Майкл вовсе в неё не влюблён. Когда Майклу предложили выгодный контракт в Америке, Джулия была вне себя — как он может уехать, оставив ее? Однако Майкл уехал. Он вернулся с деньгами и без иллюзий относительно своих актёрских способностей. Они обвенчались и перебрались в Лондон.
Брифли существует благодаря рекламе:
Первый год их совместной жизни был бы очень бурным, если бы не ровный характер Майкла. Не в силах обратить его практический ум к любви, Джулия безумно ревновала, устраивала сцены…
Когда началась первая мировая война, Майкл ушёл на фронт. Военная форма очень шла ему. Джулия рвалась за ним, но он не разрешил — нельзя позволить публике забыть себя. Она продолжала играть и была признана лучшей актрисой младшего поколения. Ее слава стала настолько прочной, что можно было позволить себе уйти со сцены на несколько месяцев и родить ребёнка.
Незадолго до конца войны она вдруг разлюбила Майкла и вместе с тоской ощутила торжество, словно мстя ему за свои прошлые муки, — теперь она свободна, теперь они будут на равных!
После войны, получив оставшееся от родителей Майкла небольшое наследство, они открыли собственный театр — при финансовой поддержке «богатой старухи» Долли де Фриз, которая была влюблена в Джулию ещё со времён Джимми Лэнгтона. Майкл стал заниматься административной деятельностью и режиссурой, и это получается у него гораздо лучше, чем игра на сцене. Вспоминая о прошлом, Джулия грустит: жизнь обманула её, её любовь умерла. Но у неё осталось её искусство — каждый вечер она выходит на сцену, из мира притворства в мир реальности.
Продолжение после рекламы:
Вечером в театре ей приносят цветы от Томаса Феннела. Машинально написав благодарственную записку, ибо «публику обижать нельзя», она тотчас забывает об этом. Но наутро Томас Феннел звонит ей (он оказывается тем самым краснеющим бухгалтером, имени которого Джулия не помнит) и приглашает на чай. Джулия соглашается осчастливить бедного клерка своим визитом.
Его бедная квартирка напомнила Джулии пору, когда она была начинающей актрисой, пору её юности… Внезапно молодой человек начинает пылко целовать её, и Джулия, удивляясь себе, уступает.
Внутренне хохоча от того, что сделала несусветную глупость, Джулия тем не менее чувствует себя помолодевшей лет на двадцать.
И вдруг с ужасом понимает, что влюблена.
Не открывая своих чувств Тому, она всеми средствами старается привязать его к себе. Том сноб — и она вводит его в высший свет. Том беден — она осыпает его дорогими подарками и платит его долги.
Джулия забывает о возрасте — но, увы! На отдыхе Том так явно и естественно предпочитает её обществу общество её сына Роджера, своего ровесника… Месть её изощрённа: зная, как больнее уколоть его самолюбие, она запиской напоминает о необходимости оставить прислуге чаевые и вкладывает деньги в конверт.
Брифли существует благодаря рекламе:
На следующий день он возвращает все её подарки — ей удалось его обидеть. Но она не рассчитала силы удара — мысль об окончательном разрыве с Томом повергает её в ужас. Сцену объяснения она проводит блестяще — Том остаётся с ней.
Она переселила Тома поближе к себе и обставила его квартирку — он не сопротивлялся; они раза по три в неделю появляются в ресторанах и ночных клубах; ей кажется, что она совершенно подчинила Тома себе, и она счастлива. Ей и в голову не приходит, что о ней могут пойти нехорошие слухи.
Джулия узнает об этом от Майкла, которому открыла глаза обуреваемая ревностью Долли де Фриз. Джулия, обратясь к первоисточнику, старается выведать у Долли, кто и как о ней судачит, и в ходе разговора узнает, что Том обещал некоей Эвис Крайтон роль в их театре, ибо Джулия, по его словам, пляшет под его дудку. Джулии едва удаётся сдержать свои эмоции. Итак, Том не любит её. Хуже того — считает богатой старухой, из которой можно вить верёвки. И самое гнусное — он предпочёл ей третьеразрядную актрису!
Реклама:
Действительно, скоро Том приглашает Джулию посмотреть молодую актрису Эвис Крайтон, которая, по его мнению, очень талантлива и могла бы играть в театре «Сиддонс». Джулии больно видеть, как сильно Том влюблён в Эвис. Она обещает Тому дать Эвис роль — это будет её местью; соперничать с ней можно где угодно, только не на сцене…
Но, понимая, что Том и этот роман недостойны её и оскорбительны, Джулия все же не может избавиться от любви к нему. Чтобы освободиться от этого наваждения, она уезжает из Лондона к матери, погостить и отдохнуть, привычно думая, что осчастливит старушку и украсит собою её беспросветно скучную жизнь. К её удивлению, старушка не чувствует себя осчастливленной — ей совершенно неинтересна слава дочери и очень нравится беспросветно скучная жизнь.
Вернувшись в Лондон, Джулия хочет осчастливить своего давнего поклонника лорда Чарлза Тэмерли, связь с которым ей приписывали так давно, что она стала для света вполне респектабельной. Но Чарлз не хочет её тела (или не может им воспользоваться).
Ее вера в себя пошатнулась. Не потеряла ли она привлекательности? Джулия доходит до того, что прогуливается в «опасном» квартале, сильнее обычного накрасившись, но единственный мужчина, обративший на неё внимание, просит автограф.
Сын Роджер также заставляет Джулию задуматься. Он говорит, что не знает, какова на самом деле его мать, ибо она играет всегда и везде, она — это и есть её бесчисленные роли; и порой он боится заглянуть в пустую комнату, куда она только что вошла, — а вдруг там никого нет… Джулия не вполне понимает, что он имеет в виду, но ей становится страшновато: похоже, Роджер близок к истине.
В день премьеры спектакля, в котором получила роль Эвис Крайтон, Джулия случайно сталкивается с Томом и наслаждается тем, что Том больше не вызывает у неё никаких чувств. Но Эвис будет уничтожена.
Реклама:
И вот приходит звёздный час Джулии. Игравшая на репетициях вполсилы, на премьере она разворачивается во всю мощь своего таланта и мастерства, и единственная большая мизансцена Эвис превращается в триумфальное выступление великой Джулии Лэмберт. Ее вызывали десять раз; у служебного выхода неистовствует толпа человек в триста; Долли устраивает пышный приём в её честь; Том, забыв об Эвис, опять у её ног; Майкл искренне восхищён — Джулия довольна собой. «У меня в жизни больше не будет такой минуты. Я ни с кем не намерена её делить», — говорит она и, ускользнув от всех, едет в ресторан и заказывает пиво, бифштекс с луком и жареный картофель, которого не ела уже лет десять. Что такое любовь по сравнению с бифштексом? Как замечательно, что её сердце принадлежит ей одной! Неузнанная, из-под полей скрывающей лицо шляпы Джулия смотрит на посетителей ресторана и думает, что Роджер неправ, ибо актёры и их роли суть символы той беспорядочной, бесцельной борьбы, что зовётся жизнью, а только символ реален. Ее «притворство» и есть единственная реальность…
Она счастлива. Она нашла себя и обрела свободу.
Маленькая история отношений
Когда родители Майкла умерли и оставили в наследство небольшой капитал, он решил пустить его в дело и арендовал небольшой театр, звездой которого стала великая Джулия Ламберт. Соучредителем предприятия согласилась стать давняя поклонница таланта Джулии — состоятельная «старуха» и аристократка Долли де Фриз. Майкл стал администратором и режиссером театра, и это получалось у него гораздо лучше актерского ремесла. Дела у театра шли хорошо, благодаря положению в обществе Долли ввела в круг аристократии Джулию и Майкла. Сын вырос и учился вдалеке от матери. Джулии было скучно.
Книга «Театр» (Сомерсет Моэм — автор романа) писалась после Первой мировой войны, когда многие семьи постиг кризис и распад. Автор, как участник военных действий и знаток человеческой природы, отразил это в романе.
Но однажды Майкл познакомил ее с молодым клерком Томом Феннелом. Уильям Сомерсет Моэм разворачивает повествование в английском обществе, поделенном на классы. И если Джулии, дочери ветеринарного врача, удалось занять в аристократической среде свое место благодаря таланту, то у Тома шансов попасть в высшее общество крайне мало. Он был бухгалтером и помогал Майклу разбирать бумаги. Неожиданно для себя, в качестве легкой забавы («…мальчик запомнит это на всю жизнь и будет рассказывать своим внукам»), Джулия пригласила его на обед. Она не могла запомнить, как его зовут, но ей нравилась роль благородной Джулии Ламберт – великой актрисы, которую она играла на обеде.
Завязка романа
Во время обеда выяснилось, что Том смотрел все ее спектакли и был откровенно влюблен в Джулию. Это очень забавляло актрису, но она быстро забыла об этом эпизоде. Но однажды Том прислал ей букет после спектакля, а после позвонил и пригласил к себе на чай. Руководствуясь любопытством, Джулия приняла приглашение и в назначенный час оказалась в маленькой квартирке Феннела. Решив осчастливить визитом молодого человека, Джулия вдруг вспомнила, что очень похожее жилье снимала сама в начале своей карьеры. Маленькая, бедная комната, любезный хозяин и нахлынувшие воспоминания немного ослабили внутренний контроль. Тем неожиданней для нее были пылкие поцелуи и признания Тома, и, поддавшись легкомыслию, Джулия отдалась порыву.
Оказавшись в гримерке перед спектаклем и вспоминая с улыбкой произошедшее, она решила вычеркнуть из памяти этот милый эпизод. Но Том был настойчив и, получив еще одну аудиенцию, проявил такое обожание, что актриса, решившая категорически ему отказать, вновь не устояла. Роман закрутился и увлек ее за собой. Джулия Ламберт вдруг неожиданно поняла, что влюблена в юношу. Она делала ему дорогие подарки, проводила в его обществе много времени и совершенно не думала, что публичные появления в обществе в компании молодого человека могут ее скомпрометировать. Ее репутация была безупречна, долгие годы в браке с образцовым мужем создали ей имидж почти святой. Уильям Сомерсет Моэм писал роман в то время, когда репутация в обществе значила очень много, и, однажды сделав неверный шаг, можно было стать изгоем.
Кризис среднего возраста
Спасти положение и донести до Майкла слухи решила терзаемая ревностью Долли де Фриз. Поверил Майкл сплетням или нет, Джулия не смогла понять, но это ее отрезвило. Майкл шутливо сказал Тому, что он будет благодарен любому человеку, кто согласится ходить с его женой в клубы и рестораны, избавив его от этой обязанности.
Наступило лето, и семейство Ламбертов, ожидая в гости сына, перебралось за город. В качестве компаньона для Роджера был приглашен Том Феннел. Джулия надеялась, что роман на отдыхе расцветет, и жизнь заиграет новыми гранями, но с досадой поняла, что Том предпочитает ей общество сына. Так начались горькие открытия, Джулия стала подозревать, что стареет.
В романе «Театр» Моэм Сомерсет с точностью описывает тонкости женской психологии. Джулия, как сказали бы сейчас, переживала кризис среднего возраста.
Вернувшись с летнего отдыха, Том и Джулия некоторое время не виделись. Зато ее сын сдружился с Томом, и они вместе проводили много времени. Именно в этот период она узнает, что молодые люди развлекаются в обществе юных девушек – актрис. В ней проснулась ревность, а сын поверг ее в недоумение словами о том, что хочет узнать, что такое настоящая жизнь. Объясняя Джулии свое, как ей показалось, странное желание, он пояснил, что видит дома разыгрываемые отрывки из разных спектаклей, но не видит, каковы его родители и их отношения на самом деле. Актриса не на шутку испугалась, что ее обман вот-вот откроется, но Роджер вскоре после разговора уехал.
Джулия Лэмберт — лучшая актриса Англии. Ей сорок шесть лет; она красива, богата, знаменита; занята любимым делом в самых благоприятных для этого условиях, то есть играет в собственном театре; её брак считают идеальным; у нее взрослый сын…
Томас Феннел — молодой бухгалтер, нанятый её мужем навести порядок в счетных книгах театра. В благодарность за то, что Том научил его снижать подоходный налог, не нарушая закона, Майкл, муж Джулии, представляет его своей знаменитой жене. Бедный бухгалтер невероятно смущается, краснеет, бледнеет, и Джулии это приятно — ведь она живет восторгами публики; чтобы окончательно осчастливить юношу, она дарит ему свою фотографию. Перебирая старые снимки, Джулия вспоминает свою жизнь…
Она родилась на острове Джерси в семье ветеринара. Тетушка, бывшая актриса, дала ей первые уроки актерского мастерства. В шестнадцать лет она поступила в Королевскую академию драматического искусства, но настоящую актрису сделал из нее режиссер из Миддлпула Джимми Лэнгтон.
Играя в труппе Джимми, она встретила Майкла. Он был божественно красив. Джулия влюбилась в него с первого взгляда, но не могла добиться ответной любви — быть может, потому, что Майкл был начисто лишен темперамента как на сцене, так и в жизни; но он восхищался её игрой. Майкл был сыном полковника, окончил Кембридж, и его семья не слишком одобряла выбранную им театральную карьеру. Джулия чутко уловила все это и ухитрилась создать и сыграть роль девушки, которая могла бы понравиться его родителям. Она достигла цели — Майкл сделал ей предложение. Но и после обручения в их отношениях ничего не изменилось; казалось, Майкл вовсе в нее не влюблен. Когда Майклу предложили выгодный контракт в Америке, Джулия была вне себя — как он может уехать, оставив ее? Однако Майкл уехал. Он вернулся с деньгами и без иллюзий относительно своих актерских способностей. Они обвенчались и перебрались в Лондон.
Первый год их совместной жизни был бы очень бурным, если бы не ровный характер Майкла. Не в силах обратить его практический ум к любви, Джулия безумно ревновала, устраивала сцены…
Когда началась первая мировая война, Майкл ушел на фронт. Военная форма очень шла ему. Джулия рвалась за ним, но он не разрешил — нельзя позволить публике забыть себя. Она продолжала играть и была признана лучшей актрисой младшего поколения. Ее слава стала настолько прочной, что можно было позволить себе уйти со сцены на несколько месяцев и родить ребенка.
Незадолго до конца войны она вдруг разлюбила Майкла и вместе с тоской ощутила торжество, словно мстя ему за свои прошлые муки, — теперь она свободна, теперь они будут на равных!
После войны, получив оставшееся от родителей Майкла небольшое наследство, они открыли собственный театр — при финансовой поддержке «богатой старухи» Долли де Фриз, которая была влюблена в Джулию еще со времен Джимми Аэнгтона. Майкл стал заниматься административной деятельностью и режиссурой, и это получается у него гораздо лучше, чем игра на сцене. Вспоминая о прошлом, Джулия грустит: жизнь обманула её, её любовь умерла. Но у нее осталось её искусство — каждый вечер она выходит на сцену, из мира притворства в мир реальности.
Вечером в театре ей приносят цветы от Томаса Феннела. Машинально написав благодарственную записку, ибо «публику обижать нельзя», она тотчас забывает об этом. Но наутро Томас Феннел звонит ей (он оказывается тем самым краснеющим бухгалтером, имени которого Джулия не помнит) и приглашает на чай. Джулия соглашается осчастливить бедного клерка своим визитом.
Его бедная квартирка напомнила Джулии пору, когда она была начинающей актрисой, пору её юности… Внезапно молодой человек начинает пылко целовать её, и Джулия, удивляясь себе, уступает.
Внутренне хохоча от того, что сделала несусветную глупость, Джулия тем не менее чувствует себя помолодевшей лет на двадцать.
И вдруг с ужасом понимает, что влюблена.
Не открывая своих чувств Тому, она всеми средствами старается привязать его к себе. Том сноб — и она вводит его в высший свет. Том беден — она осыпает его дорогими подарками и платит его долги.
Джулия забывает о возрасте — но, увы! На отдыхе Том так явно и естественно предпочитает её обществу общество её сына Роджера, своего ровесника… Месть её изощренна: зная, как больнее уколоть его самолюбие, она запиской напоминает о необходимости оставить прислуге чаевые и вкладывает деньги в конверт.
На следующий день он возвращает все её подарки — ей удалось его обидеть. Но она не рассчитала силы удара — мысль об окончательном разрыве с Томом повергает её в ужас. Сцену объяснения она проводит блестяще — Том остается с ней.
Она переселила Тома поближе к себе и обставила его квартирку — он не сопротивлялся; они раза по три в неделю появляются в ресторанах и ночных клубах; ей кажется, что она совершенно подчинила Тома себе, и она счастлива. Ей и в голову не приходит, что о ней могут пойти нехорошие слухи.
Джулия узнает об этом от Майкла, которому открыла глаза обуреваемая ревностью Долли де Фриз. Джулия, обратясь к первоисточнику, старается выведать у Долли, кто и как о ней судачит, и в ходе разговора узнает, что Том обещал некоей Эвис Крайтон роль в их те атре, ибо Джулия, по его словам, пляшет под его дудку. Джулии едва удается сдержать свои эмоции. Итак, Том не любит её. Хуже того — считает богатой старухой, из которой можно вить веревки. И самое гнусное — он предпочел ей третьеразрядную актрису!
Действительно, скоро Том приглашает Джулию посмотреть молодую актрису Эвис Крайтон, которая, по его мнению, очень талантлива и могла бы играть в театре «Сиддонс». Джулии больно видеть, как сильно Том влюблен в Эвис. Она обещает Тому дать Эвис роль — это будет её местью; соперничать с ней можно где угодно, только не на сцене…
Но, понимая, что Том и этот роман недостойны её и оскорбительны, Джулия все же не может избавиться от любви к нему. Чтобы освободиться от этого наваждения, она уезжает из Лондона к матери, погостить и отдохнуть, привычно думая, что осчастливит старушку и украсит собою её беспросветно скучную жизнь. К её удивлению, старушка не чувствует себя осчастливленной — ей совершенно неинтересна слава дочери и очень нравится беспросветно скучная жизнь.
Вернувшись в Лондон, Джулия хочет осчастливить своего давнего поклонника лорда Чарлза Тэмерли, связь с которым ей приписывали так давно, что она стала для света вполне респектабельной. Но Чарлз не хочет её тела (или не может им воспользоваться).
Ее вера в себя пошатнулась. Не потеряла ли она привлекательности? Джулия доходит до того, что прогуливается в «опасном» квартале, сильнее обычного накрасившись, но единственный мужчина, обративший на нее внимание, просит автограф.
Сын Роджер также заставляет Джулию задуматься. Он говорит, что не знает, какова на самом деле его мать, ибо она играет всегда и везде, она — это и есть её бесчисленные роли; и порой он боится заглянуть в пустую комнату, куда она только что вошла, — а вдруг там никого нет… Джулия не вполне понимает, что он имеет в виду, но ей становится страшновато: похоже, Роджер близок к истине.
В день премьеры спектакля, в котором получила роль Эвис Крайтон, Джулия случайно сталкивается с Томом и наслаждается тем, что Том больше не вызывает у нее никаких чувств. Но Эвис будет уничтожена.
И вот приходит звездный час Джулии. Игравшая на репетициях вполсилы, на премьере она разворачивается во всю мощь своего таланта и мастерства, и единственная большая мизансцена Эвис превращается в триумфальное выступление великой Джулии Лэмберт. Ее вызывали десять раз; у служебного выхода неистовствует толпа человек в триста; Долли устраивает пышный прием в её честь; Том, забыв об Эвис, опять у её ног; Майкл искренне восхищен — Джулия довольна собой. «У меня в жизни больше не будет такой минуты. Я ни с кем не намерена её делить», — говорит она и, ускользнув от всех, едет в ресторан и заказывает пиво, бифштекс с луком и жареный картофель, которого не ела уже лет десять. Что такое любовь по сравнению с бифштексом? Как замечательно, что её сердце принадлежит ей одной! Неузнанная, из-под полей скрывающей лицо шляпы Джулия смотрит на посетителей ресторана и думает, что Роджер неправ, ибо актеры и их роли суть символы той беспорядочной, бесцельной борьбы, что зовется жизнью, а только символ реален. Ее «притворство» и есть единственная реальность…
Она счастлива. Она нашла себя и обрела свободу.
Жизнь на сцене, театр в жизни
Книга «Театр» (Моэм Сомерсет) повествует об освобождении от иллюзий, ложных представлений и о свободе выбора. Движимая «лучшими чувствами» (или страхом потерять прибыль), Долли де Фриз решила открыть Джулии глаза на ее юного любовника. Она рассказала, что он пообещал молодой актрисе Эвис Крайтон протекцию в театре, упомянув, что «старуха» Ламберт сделает для него все. Действительно, Том обратился к Джулии с просьбой дать Эвис роль в новом спектакле. Этого актриса простить не могла. И дело было не в попранном женском тщеславии, и тем более не в любви (к этому моменту Том Феннел был уже не любим). Но он предал талант и искусство в ее лице. Этого простить было невозможно!
Эвис Крайтон получила роль, но ее карьера погибла в день премьеры. Игравшая в половину силы на репетициях, великая Джулия Ламберт дала развернуться всей мощи своего таланта на премьерном спектакле. Это был ее триумф, ее месть, ее слава и счастье! Весь мир снова оказался у ее ног, а незадачливая актриса была разбита. Случайно встретившись с Томом возле гримерки, она увидела в его глазах еще большее восхищение, но ей было уже все равно. В романе «Театр» Сомерсет Моэм раскрыл характер не просто талантливой актрисы, но и умной женщины. Проходя через кризисы, предательства и трудности, мы становимся сильнее, а слабый пол иногда опаснее.
Роман показывает срез общества и взаимоотношений внутри него, а также концентрированно рассказывает об особенностях женского взгляда на мир, автор выступает как знаток душ и характеров. Возможно, вас увлечет полное повествование, тогда к вашим услугам книга — Сомерсет Моэм, «Театр». Краткое содержание вам уже известно, теперь черед за прочтением полной версии романа.
Краткое содержание: Театр
Джулия Лэмберт — самая успешная актриса Англии. Она достигла возраста сорока шести лет, знаменита, богата и сама просто красавица. Она занимается любимым делом в самых приятных для этого условиях — у нее свой собственный театр. Ее брак считается образцово-показательным. Ее сын уже взрослый. Ее муж нанял молодого бухгалтера, Томаса Феннела, чтобы он навел порядок в театральных счетных книгах. Том научил его понижать подоходный налог, при этом не нарушая закона и Майкл, муж Джулии, желая отблагодарить молодого человека, познакомил его со своей знаменитой супругой. Бухгалтер очень смущен, покраснел, потом побледнел. Джулия это польстило, она ведь обожает внимание публики. Окончательно осчастливив юношу, она подарила ему свою фотографию. Пересматривая старые фотографии, Джулия предается воспоминанием о своей прошедшей жизни. Родилась она в семье ветерана на острове Джерси. Тетка, бывшая актриса, преподает ей первые занятия по актерскому мастерству. Затем, в шестнадцатилетнем возрасте она поступила в Королевскую академию на драматическое искусство. Но истинную актрису из нее вылепил Джимми Лэнгтон, режиссёр из Миддлпула. Играя в его труппе, она познакомилась с Майклом. Он был невероятно красивым. Для Джулии это была любовь с первого взгляда. Но не смогла добиться от него ответного чувства, Майкл был полностью лишен темперамента не только на сцене, но и в жизни. Но ему нравилась ее игра. Майкл — сын полковника, закончил Кембридж. Его семья неодобрительно относилась к выбранному им поприщу карьеры актера. Джулия каким-то чутьем сразу обо всем догадалась и умудрилась слепить и сыграть роль такой девушки, которая непременно понравилась его семье. Ее расчеты оправдались — Майкл предложил ей стать его супругой. Но и после помолвки их отношения остались прежними. Казалось, что Майкл к ней ничего не чувствует. И вот Майклу предложили великолепный контракт заграницей. Джулия не верила, что он сможет уехать и оставить ее. Но Майкл все же уезжает в Америку. Он возвратился с гонораром и отставив иллюзии на свой счет — он понимает, что профессия актера не для него. Они поженились и переехали в Лондон. Первый год супружеской жизни мог бы стать весьма бурным, если бы не спокойный характер Майкла. Так и не сумев заставить его практический ум любить себя, Джулия ревновала его как сумасшедшая и устраивала истерики. Во время Первой мировой войны Майкл уходит на фронт. Ему к лицу военная форма. Джулия хочет следовать за ним, но он не разрешает — ей непозволительно позволять зрителям забывать о себе. Она осталась играть на сцене и ее признают лучшей актрисой молодого поколения. Ее известность становится настолько большой, что она может позволить себе покинуть сцену на несколько месяцев для рождения ребенка. Перед окончанием войны она внезапно разлюбила Майкла и вместе с сожалением ощущает торжество, как будто мстя ему за прошлые свои мучения. Теперь она освобождена, теперь они могут говорить на равных. В послевоенный период, воспользовавшись небольшим наследством, оставшемся от родителей мужа, они открывают собственный театр. Им финансово помогает Долли де Фриз, богатая пожилая дама, которая безумна от Джулии еще с тех пор, когда та выступала в труппе Джимми Лэнгтона. Майкл стал административным руководителем и режиссёром. Это удается ему гораздо лучше, чем карьера актера. Воспоминания о прошлом заставляют Джулию грустить. Жизнь себя не оправдала, любовь исчезла. Но ее искусство по-прежнему с ней -всегда из мира реальности можно окунуться в мир притворства. Вечером, после спектакля ей принесли букет цветов от Томаса Феннела. Совершенно автоматически, как она делает всегда, чтобы не обидеть зрителя, Джулия пишет благодарственную записку и забывает об этом случае. Но Томас Феннел позвонил ей рано утром и пригласил на чай. Тогда Джулия вспоминает, что он именно тот молодой бухгалтер, который краснел и заикался. Актриса согласилась снизойти до визита к несчастному клерку. Его небогато обставленная комната напоминает Джулии то время, когда она сама была еще начинающей артисткой, напоминает ее молодость. Неожиданно молодой человек кинулся к ней и стал страстно целовать. Актриса, удивляясь сама себе, отвечает на его ласки. Посмеиваясь про себя за подобную немыслимую глупость, Джулия меж тем ощущает себя помолодевшей на несколько десятков лет. И внезапно ужасается, понимая, что влюбилась. Не признаваясь в своих чувствах Тому, она любыми способами пытается привязать его к своей персоне. Том — изрядный сноб и она ввела его в высший свет столицы. Том небогат и она одаривает его недешевыми подарками и оплачивает его долги. Джулия позабыла о своем возрасте. Но реальность быстро ее отрезвила. Отдыхая вместе с ней, Том особо не скрывая, предпочитая проводить время со своим ровесником, ее сыном, забывая о ее обществе. Месть ее утончена и коварна. Зная все больные мозоли его самолюбия, она оставляет для него записку, в которой напомнила, что прислуге необходимо оставить чаевые и оставила для него деньги в конверте. Том на следующий день вернул ей все ее подарки, так как ей действительно удалось его обидеть. Но она не рассчитывала на такой эффект. Одна мысль о расставании с Томом приводит ее в ужас. Но она актриса и отыгрывает сцену с объяснением великолепно — Том остался с ней. Она поселила Тома ближе к себе и полностью выбрала обстановку для нее. Он не возражал. Они появляются в ночных клубах и ресторанах не меньше трех раз в неделю. Она уверенна, что до конца покорила Тома и совершенно счастлива. Ей не приходило в голову, что о ней уже поползли нелицеприятные слухи. Джулии рассказал об этом Майкл, которому в свою очередь все рассказала страшно ревнующая Долли де Фриз. Джулия обратилась напрямую к Долли, чтобы сразу узнать, кто осмелился о ней судачить и распускать слухи. И в результате узнает, что Том пообещал какой-то Эвис Крайтон помочь получить роль в ее театре и похвастал, что Джулия выполняет любой его каприз. Джулия едва смогла удержать свои эмоции и не выдать обуреваемых ее чувств. Так вот оно что. Том ее не любит. Но что еще хуже — он принимает ее всего лишь за старуху с деньгами, которой он может легко манипулировать. Но что делает эту ситуацию совсем гнусной — он третьесортную актрису предпочитает ей. И действительно, вскоре Том пригласил Джулию на просмотр молодой актрисы Эвис Крайтон. Он разглагольствует о том, какая она талантливая и что она достойна играть в ее театре «Сиддонс». Джулии невыносимо наблюдать как сильно молодой человек влюблен в эту актрисульку. Она пообещала Тому, что возьмет девушку и даст ей роль. Это станет ее местью. С ней можно соперничать где угодно, но никогда на сцене. Осознавая, что Том и их любовная связь для нее оскорбительны и не стоят ее, Джулия все же слишком слаба, чтобы пересилить свою любовь. Чтобы забыться, она покидает столицу и уезжает к матери, отдохнуть у нее в гостях. Дочь пребывает в уверенности, что своим визитом осчастливит старушку-мать и скрасит ее унылые скучные дни. Но, к ее изумлению, старушка не в особом восторге от визита дочери, ее не впечатляет ее известность и ей нравится ее унылая скучная жизнь. Возвратившись в Лондон, Джулия решает осчастливить своего давнишнего обожателя сэра Чарльза Тэмерли. Ее настолько давно записали к нему в любовницы, что в глазах света они уже выглядят вполне респектабельно. Но Чарльз то ли не хочет ее, то ли уже не в состоянии хотеть. Вера ее в себя подорвана. Но действительно ли она потеряла былую красоту? Джулия дошла до того, что совершила прогулку по опасному кварталу, нанеся больший, чем обычно слой макияжа. Но единственный из мужчин, обративший на нее свой взор, попросил у нее автограф. Роджер, ее сын, заставил Джулию крепко задуматься. Он заявил ей, что понятия не имеет, какая она на самом деле мать, потому что она даже в жизни постоянно играет. Она вся состоит из множества своих ролей. Иногда он боится заходить следом за ней в комнату. Вдруг она окажется пустой? Джулия не до конца понимает смысл его упреков, но все же ощущает страх. Похоже на то, что Роджер прав. В премьерный показ спектакля, роль в котором она дала Эвис Крайтон, случайно Джулия сталкивается с Томом Фенеллом и с большим наслаждением понимает, что молодой человек больше для нее ничего не значит. Но она все равно собирается уничтожить Эвис. И вот наступил звездный час для Джулии. На репетициях она позволяла себе играть лишь вполсилы. На премьере спектакля она развернулась на всю мощь своего мастерства и таланта. Единственная значимая для Эвис мизансцена превратилась в площадку для триумфальной игры несравненной Джулии Лэмберт. Ее вызывали на бис десять раз. Толпа с триста человек неистовствует у служебного входа. Долли устроила с честь своего кумира роскошный прием. Том забывает об Эвис и склоняется у ее ног. Майкл как никогда восхищён ее игрой. Джулия радуется за себя. Она говорит себе, что эта минута никогда больше не повторится в ее жизни и она не собирается ее ни с кем делить. Она ускользнула с приема от всех и поехала в ресторан. Там она заказала бифштекс с луком, жаренной картошкой и пивом. Такой еды она не ела больше десяти лет. Что стоит любовь в сравнении с таким бифштексом? Ее сердце принадлежит только ей и это самое замечательное. Никем не узнанная из-за широких полей своей шляпы, Джулия рассматривает посетителей ресторана и размышляет о том, что ее сын был неправ. Актрисы и их роли в пьесах и есть символы бесцельной, беспорядочной борьбы, которую все называют жизнью. Лишь символ реален. Ее так называемое притворство единственно возможная реальность. Теперь, обретя свободу и найдя свое место, она счатлива. Краткое содержание романа «Театр» пересказала Осипова А.С.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Театр». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.