Тургенев И. С. Отцы и дети, Почему И. С. Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»?


Почему И. С. Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»?

Почти полтора века прошло с тех пор, как был впервые издан роман Тургенева “Отцы и дети”. Автор писал его в нелегкое время- период подготовки и проведения крестьянской реформы. Теперь, когда историками описаны все события, развернувшиеся после 19 февраля 1861 года, много нового открывается нам в тургеневской позиции. Начиная с середины пятидесятых годов девятнадцатого века, всем становится ясна неизбежность проведения реформ. Происходит размежевание сил на либеральное дворянство и демократов — революционеров. Речь идет о том, каким образом осуществятся преобразования: “сверху” — путем постепенного введения в жизнь либеральных законов, или “снизу” — путем революционным. В этих условиях Тургенев пишет “Отцов и детей” — роман, законченный в июле 1861 года и напечатанный в следующем году в “Русском вестнике”. Судя только по названию, можно подумать, что речь в произведении идет о конфликте между поколениями. Однако это не так. Автор показывает противоречие мировоззрений, сословий, сталкивая “принсипы” Кирсанова с убеждениями Базарова. “- Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. Прощайте… И довольно! — промолвил он и опустился на подушку. — Теперь… темнота. Базаров заснул… Больше ему не суждено было проснуться. К вечеру он впал в беспамятство, а на следующий день умер”. Смерть главного героя, такая неожиданная, случайная, кажется странным завершением действия, развернутого Тургеневым на страницах романа. Это послужило поводом к возникновению многочисленных споров между критиками — опубликованные статьи Писарева, Страхова, Антоновича нередко противоречат друг другу в описании этого эпизода. Однако при более глубоком рассмотрении сюжета оказывается, что такой поворот событий является не случайным, а закономерным итогом развития действия. Ведь не зря Тургенев называет Базарова “лицом трагическим”. Тургенев старается показать главного героя максимально объективно, раскрыть его слабые и сильные стороны. Взгляды Базарова раскрываются в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, дядей его друга Аркадия. В этих спорах речь, безусловно, идет о революции, хотя Тургенев прямо об этом не говорит. “Он — нигилист”, — говорит Аркадий о политических взглядах Базарова (в десятой главе), определяя нигилиста как человека, не признающего никаких авторитетов и не принимающего ни одного принципа на веру. Но Тургенев пишет: “Если он называется нигилистом, то надо читать — революционером”. Убеждения Базарова еще более проясняются после следующей реплики: — Вы все разрушаете, да ведь надобно же и строить! — Это уже не наше дело. Сперва надо место расчистить. Тургенев понимает, что дни “отцов” уже сочтены, что отжившие свое аристократы не смогут играть ведущую роль в будущем, что будет построено новое общество с иными устоями, но он еще не знает, что это будет за новая сила. Именно поэтому так трагична судьба Базарова, так неожиданно он умирает. Иначе и быть не может — ведь для молодого нигилиста нет еще места в настоящем, не пришло еще его время. Базаров предстает перед нами как материалист, рационалист. Тургенев наделяет его самыми крайними взглядами, показывая это даже в его манерах поведения и внешнем виде (длинные волосы, издавна считавшиеся признаком вольнодумства, небрежный вид, речь, просьба “стащить в комнату чемоданишко да одежонку”). Однако автор показывает Базарова не только как нигилиста, но и как исследователя, медика и экспериментатора, интересующегося в основном естественными науками. Он воспринимает все явления исключительно с физиологической точки зрения, видит пользу только в том, что можно осознать с помощью пяти чувств, все остальное — лишь слабость. Поэтому герой отрицает искусство, религию, воззрения простого народа, даже науку вообще как понятие. Далее Тургенев подвергает убеждения Базарова испытанию любовью -именно с началом отношений с Одинцовой начинается трагический поворот в судьбе героя. Базаров испытывает новое чувство, доселе ему неведомое, противоречащее всем его воззрениям, которые уже стали частью его самого, и поэтому задевающее его за самое сердце. И все же у нигилиста не хватает силы воли, чтобы противостоять этой слабости, и он признается в любви Одинцовой. Базаров встречает отказ. Однако это не суть важно. Важно то, что с этой минуты в душе Базарова начинается кризис, замешательство. Он подвергает сомнению каждое свое убеждение. Доказательство этому — спор Базарова с Аркадием. Здесь мы видим, как меняются взгляды Базарова. Он задумывается о том, ради кого и ради чего он борется: “…Я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет—да и на что мне спасибо?” Теперь он говорит: “Я придерживаюсь отрицательного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста!” Эпизод с Фенечкой — попытка доказать уязвленному самолюбию, что не все еще потеряно. Но это не так. Базаров уже не тот титан, не склоняющийся ни перед какой сильной натурой. Душевный кризис, трагическое противоречие разрешается неожиданной смертью Базарова. Он умирает, заразившись трупным ядом, — неожиданно, случайно. В этом заметна какая-то ирония. Перед смертью в Базарове происходит перемена — он смягчается, открывается для любви. Смерть Базарова — логическое завершение трагического действия. Трагизм нигилиста в том, что он попадает не в свое время и не в свою среду -здесь он как в безвоздушном пространстве.

Похожие статьи:

Тургенев И.С. → Моё первое знакомство с Базаровым и сегодняшнее мнение о нём

Тургенев И.С. → Нужны ли Базаровы России?

Тургенев И.С. → Мой обвиняемый Евгений Базаров

Тургенев И.С. → Что я люблю и чего не принимаю в Базарове

Тургенев И.С. → Мое мнение о Базарове

Сочинение на тему: Евгений Базаров как трагический герой

Тип работы:Сочинение
Дата добавления:25.04.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

«Отцы и дети» И. С.; Тургенева — произведение, отражающее все аспекты русской жизни пятидесятых годов XIX века, особенности предыдущих десятилетий. Фон одного из персонажей романа, его портрет добавляет необходимые детали к описанию эпохи. Однако не все персонажи производят одинаковое впечатление на читателя. Главный герой романа — Базаров. Именно этот персонаж вызвал наибольшие споры в обществе и литературную критику девятнадцатого века. «Базаров» также называется и статья, созданная Д. И. Писаревым, лучше всех в свое время сумела понять сложный характер Тургенева. Определение, которое критик дал персонажу («трагическое лицо»), до сих пор остается одним из наиболее часто используемых в статьях о Базарове. Но содержание трагедии понимается по-разному.

Первое, что поражает нас при чтении романа — это контраст между героем и окружающим обществом. Базаров — нигилист, то есть человек, который врывается в мир обыденности с совершенно не привычным для собеседников, например, братьев Кирсановых, с желанием разрушить основы существующего мироустройства. Позиции простых людей и землевладельцев непримиримы. Их отличие — источник постоянных ссор между Базаровым и Павлом Петровичем, причина неудачных попыток Николая Петровича понять молодежь.

Но Евгений не только далек от Кирсанова. Не меньше залив отделяет его от Кукшины и Ситникова, которые кричат о своей приверженности нигилизму. Это люди, которые неизбежно тривиализуют любые идеи и проповедуют их ради моды. Они не подходят Базарову ни по интеллекту, ни по духовной глубине, ни по нравственной силе.

Даже «нежный, либеральный Барич» Аркадий не стал союзником Евгения. Он и в начале романа говорит о нигилизме, чаще дает оценку Базарову, реже говорит о своих убеждениях. Судьба молодого Кирсанова — лучшее доказательство того, что Аркадий — всего лишь копия его отца. Он «сделал гнездо» для себя, отрекаясь от «горькой, суровой, нищей жизни».

Бессмысленная смерть стала причиной еще одной трагедии. Незадолго до заражения крови Базаров стал слушать людей, чувствовал свое беспокойство, сожалел о том, что у него нет семьи. Это сожаление можно услышать в его последнем разговоре с Аркадием.

Независимый Базаров не мог иметь жену и детей, «гнездо» не только потому, что не было достойной его женщины, но и потому, что он «не был создан» для семьи. Он не был ни мужем, ни сыном.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]