Каков смысл названия пьесы «На дне»?
Уважение к имени человеческому, бесконечная любовь к человеку за то только, что он человек, без всяких отношений к своей личности и к его национальности, вере и званию, даже личному его достоинству или недостоинству, — словом, бесконечная любовь и бесконечное уважение к человечеству, даже в лице последнего из его членов, должно быть стихией, воздухом, жизнью человека. В.Г.Белинский Горький придумал несколько вариантов заглавия для своей пьесы: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни», но выбрал самое лаконичное и удачное — «На дне». Первая авторская ремарка, описывающая ночлежку Костылёва, даёт понять, что в заглавии подразумевается «дно» общества, где оказались герои драмы. Это совершенно опустившиеся люди, которым уже некуда дальше падать: у них нет дома, семьи, нормальных человеческих привязанностей, у некоторых нет даже имени — все окружающие обращаются к ним по кличкам. Таким образом, название указывает на социальную проблематику пьесы. Драматург тщательно изображает нескольких ночлежников, а из разговоров на сцене читатель узнаёт их жизненные истории. Барон Дебиль был аристократом, служил где-то, но проворовался и попал в тюрьму. Теперь он сутенёр у грошовой проститутки Насти. Телеграфист Сатин, защищая любимую сестру, убил её мужа. После суда Сатин разозлился на весь свет, поэтому из тюрьмы у него была одна дорога — в ночлежку. Бубнов — бывший хозяин красильной мастерской и запойный пьяница — оставил всё своё имущество жене и ушёл из дома в никуда. Слесарь Клещ разорился из-за болезни жены, которую довёл до этой болезни своими побоями и пьянством. Актёра выгнали из театра за пьянство. Ваську Пепла отец-вор не смог научить ничему, кроме как воровать. Словом, ночлежники очень похожи в своём ожесточении против всего мира, в презрении к чужой и даже собственной жизни. Они равнодушны к своему прошлому, а главное — к настоящему и будущему. Здесь, как говорит Бубнов, «всё слиняло, один голый человек остался» (I). Но социальное содержание не исчерпывает пьесы, в ней есть весьма значимое философское содержание, которое закономерно вытекает из социального. Горький показывает, что даже на «дне» люди сохраняют способность мыслить. Ночлежники задаются «последними» философскими вопросами о человеке — правде — свободе. В пьесе практически каждый герой говорит о правде. Квашня упрекает Клеща за то, что он «заездил жену до полусмерти» (I). Клещ отвечает грубыми ругательствами, а торговка пельменями невозмутимо констатирует: «А — а! Не терпишь правды!» (там же). Василиса считает Луку не прохожим, а проходимцем: «Это ближе к правде-то» (там же). Пепел угрожает, что донесёт на Костылёва, который скупает краденые вещи, и доносу поверят, «потому — правда!» (II). Все эти рассуждения о правде не выходят за рамки бытовых («кухонных») разговоров. Но с приходом Луки жизнь в ночлежке «забродила», по словам Сатина. От отрывочных реплик о правде, высказываемых как бы походя, ночлежники переходят к целым философским концепциям о правде и человеке. События — привычное драматургическое действие (например, любовная история Васьки Пепла) — отходят на второй план, а на первом оказываются столкновения философских концепций, которые создают главный конфликт драмы «На дне».
Горький предлагает по меньшей мере четыре точки зрения на правду в человеческой жизни. Это точка зрения Костылёва, который выступает вообще против правды, так как она только будоражит простой народ и угрожает спокойствию «порядочных людей». Бубнов считает, что нужна правда без прикрас и мечтаний, она должна просто фиксировать реальное положение дел в мире. Лука выступает против правды Бубнова: правда, утверждает старик, — это то, во что веришь. Лука полагает, что лучше утешать людей, манить их мечтой, чем повторять безнадёжные «бубновские» рассуждения о том, что все люди на земле лишние. Наконец, Сатин формулирует высокое понимание правды, которое помогает человеку жить, его правда призывает к творческому труду: «Человек — вот правда! (…) Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека! …Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга!» (IV). Доказывая, что даже на «дне» общества человек остаётся человеком, Горький одновременно изображает слабость людей «дна». Они не случайно оказались в ночлежке, ибо все они слабовольные, озлобленные, больные люди, которые, по словам драматурга, «страшны прежде всего отчаянием своим, тем, что сами себя отрицают, извергают из жизни». Иными словами, ночлежники сами безразличны к собственной судьбе, а винят в своих несчастьях всех, кроме себя. Они называют Луку «шарлатаном» (IV): он поманил их красивой мечтой о лучшей жизни и сбежал сразу после убийства Костылёва. Но дело не в Луке, а в духовной слабости самих ночлежников, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-нибудь для того, чтобы подняться со «дна». Подводя итог, следует признать, что свою пьесу о босяках автор озаглавил очень удачно, так как название получилось многозначным. Образы босяков, столь интересные для Горького, раскрыты в драме разносторонне и связаны с философскими размышлениями о человеке — свободе — правде. На «дне» люди живут в нечеловеческих условиях (ночлежка похожа на пещеру), но даже в этих условиях люди могут думать о высоком — о правде и свободе. В таком изображении босяков проявился гуманизм автора. В своих первых рассказах о босяках («Челкаш», «Коновалов», «Бывшие люди») Горький представил их людьми «необыкновенными»: они не жадны, не душат друг друга из-за вещей, не копят денег, то есть отличаются от «порядочных» мещан чувством внутренней свободы, особым великодушием. В пьесе этого романтического взгляда на босяков нет: драматург уже не облагораживает своих героев, а отмечает их беспомощность, анархизм, неспособность к действию и самовоспитанию. Горький признаёт теперь: босяки, несмотря на решительное отрицание законов несправедливого общества, ничего не могут изменить в окружающей жизни, поэтому он будет искать настоящих героев-борцов среди сознательных пролетариев и демократической интеллигенции. Изображению таких героев писатель посвятит роман «Мать» (1907).
Писатель Максим Горький для заглавия знаменитой пьесы придумал сразу несколько названий. Он думал назвать её «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», или даже «На дне жизни». Однако автор остановился на варианте «На дне» – он ему показался наиболее лаконичным. Понять, что «дно» в заглавии – это дно общества, где оказались персонажи пьесы, можно из первой ремарки автора, где рассказывается о ночлежке и ее обитателях. Те, кто там живут, – это опустившиеся люди, которым даже некуда падать. Они потеряли дом, работу, семью, человеческие привязанности. В итоге мы понимаем, что заглавие является как бы указанием на то, что пьеса имеет социальную проблематику.
Автор прописал характеры нескольких обитателей ночлежки. Жизненные истории зрители узнают из разговоров на сцене. Так, барон Дебиль был когда-то аристократом, который впоследствии служил в банке, но за воровство его посадили в тюрьму. После выхода из заключения он стал сутенёром проститутки Насти.
Сатин, телеграфист, также совершил преступление: он заступился за сестру и в результате убил человека, за что отсидел в тюрьме 4 года и 7 месяцев. Судя по тому, что срок сравнительно небольшой, видимо, были смягчающие обстоятельства и убийство было за дело. После выхода из тюрьмы Сатин озлобился на жизнь, так как ночлежка была единственным местом, куда теперь ему была открыта дорога. В его суровом сознании жизнь потеряла все ценности, перестала иметь значение, не случайно он говорит: «… дважды убить нельзя».
Бубнов некогда заведовал красильной мастерской. Но жена связалась с мастером-любовником, и задумали они убить его. Он хотел было тем же ответить, но одумался. А так как мастерская была записана на жену, оставил всё имущество жене и покинул дом. Клещ – слесарь и пьяница. Его привела к нищете болезнь жены, причиной которой стал он сам: он все время избивал женщину.
Актера тоже погубило пьянство, из-за которого его выгнали из театра. Васька Пепел – потомственный вор. Этому позорному мастерству научил его отец, а больше ничего в этой жизни Пепел делать не умел. Обитателей ночлежники объединяет их ненависть к миру обывателей и пренебрежение к чужой и даже собственной жизни. Этим людям безразлично собственное прошлое, а также и настоящее, и будущее. Бубнов говорит об этом так: «…всё слиняло, один голый человек остался». Социальной темой Горький не ограничился – автор заложил весомое философское содержание, закономерно вытекающее из социального. В пьесе Горький показывает, что люди могут сохранить способность ясно мыслить даже на «дне». Обитатели ночлежки размышляют о человеке – правде – свободе. Почти все персонажи пьесы так или иначе говорят о правде. Квашня упрекает Клеща за то, что он «заездил жену до полусмерти». В ответ на обвинения он отвечает руганью, на что Квашня парирует: «А – а! Не терпишь правды!». Василиса Костылева называет Луку не прохожим, а проходимцем: «Это ближе к правде-то». Васька Пепел заявляет, что донесёт на Костылёва, скупающего краденное. Он убежден, что донос будет принят, «потому – правда!». Однако рассуждения о правде остаются за рамками бытовых, «кухонных» разговоров. Хотя с появлением Луки жизнь в ночлежке, как выразился Сатин, «забродила». У ночлежников происходит развитие от отрывочных реплик о правде, которые они высказывали словно походя, к настоящим философским концепциям о человеке и правде. Драматургические действия (например, любовный конфликт Пепла) – остаются на втором плане. Столкновения философских концепций выходят на первый план – это и образует ключевой конфликт пьесы «На дне».
По мнению М. Горького, существует как минимум четыре точки зрения на правду. Эти концепции представляют разные персонажи. Отказ признавать существование правды – такова позиция Костылева. По его мнению, правда лишь наводит смуту в народе и создает угрозу спокойному существованию «порядочных людей». По мнению Бубнова, правда должна быть без прикрас и мечтаний. Ее основная задача – обозначать реальное положение дел в мире. Лука противник правды Бубнова. То, во что ты веришь – это и есть правда. По мнению Луки, необходимо утешать людей, вселять в них веру в мечту. «Бубновские» рассуждения о том, что люди на земле лишние, старик считает неправильными и безнадежными. К высокому осознанию правды приходит Сатин: «Человек – вот правда! (…) Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! …Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга!». Такая правда дает человеку помощь, настраивает его жить и идти вперед.
В пьесе автор доказал, что есть такие люди, которые способны остаться людьми, находясь даже на самом «дне» общества. Вместе с тем в своем произведении Горький показал, насколько слабо общество «дна». Персонажи пьесы неспроста оказались в ночлежке, ведь каждый из них озлоблен на жизнь и слабоволен. Эти люди больны, они «страшны прежде всего отчаянием своим, тем, что сами себя отрицают, извергают из жизни». Если говорить кратко, обитатели ночлежки винят в своих бедах кого угодно, кроме самих себя, при этом сами они совершенно безразличны к своей судьбе. Они обвиняют Луку в шарлатанстве, так как тот дал им надежду на лучшую жизнь, а сам при этом исчез сразу после убийства Костылева. Однако Лука совсем не виноват; все дело в том, что духовно ночлежники слабы и беспомощны. Они не могут и не хотят сделать свою жизнь лучше, предпринять хоть какие-то попытки, чтобы с этого самого «дна» наконец подняться.
В заключение хочется сказать, что Горький нашел самое подходящее название для своей пьесы о несчастных нищих людях. В драме автор подробно раскрыл образ каждого босяка, через многих персонажей показал противоположные друг другу философские концепции о человеке, свободе и правде. На «дне» люди не живут, а существуют или обитают, ибо эти условия нечеловеческие (автор сравнивает ночлежку с пещерой), хотя даже в таких условиях некоторые люди способны рассуждать о высоком: о свободе и правде. Изображая босяков, которым не чужды столь серьезные рассуждения, Горький проявил свой гуманизм.
Первые рассказы, посвященные босякам («Челкаш», «Коновалов», «Бывшие люди»), написаны таким образом, что эти люди изображены «необыкновенными». Персонажи этих произведений не наделены таким пороком, как жадность. Они не способны душить друг друга из-за вещей и не собирают деньги, иными словами они наделены великодушием и ощущением внутренней свободы, которой нет у «порядочных» мещан. Если же говорить о пьесе «На дне», то тут уже нет и следа того романтического представления о босяках: в этой драме автор не стал облагораживать героев и наделять их подобными качествами. Горький делает акцент на беспомощности ночлежников, анархизме, отсутствии желания изменить жизнь к лучшему и способности к действиям. Мнение Горького о босяках изменилось: босяки – это слабые, беспомощные, озлобленные люди, которым суждено погибнуть на этом дне, так как они не могут и не желают выбраться из него. Отныне автор ищет героев-борцов среди демократической интеллигенции. Подобным персонажам Горький посвятил роман «Мать».
Читаемое в разделе:
- Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»
- Финал четвертого акта. Анализ по пьесе Горького «На дне»
- Неоромантизм и раннее творчество Максима Горького
- Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
- Рассказ М. Горького «Макар Чудра». Жизненная позиция героев
- Реалистическое и романтическое в рассказе «Старуха Изергиль»
- Жизнь ночлежников до появления Луки. Анализ по пьесе «На дне»
Ранее опубликованные в разделе:
- Тема любви в пьесе Горького «На дне»
- Реалистическое и романтическое в рассказе «Старуха Изергиль»
- Рассказ М. Горького «Макар Чудра». Жизненная позиция героев
- Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»
- Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
- Неоромантизм и раннее творчество Максима Горького
Новые материалы раздела:
- Путь духовного возрождения Ниловны. По роману «Мать»