Эссе. Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?


Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

Великий русский критик В. Г. Белинский назвал поэзию М. Ю. Лермонтова «совсем новым звеном в цепи исторического развития нашего общества». Связано это было, прежде всего, с тем, что М. Ю. Лермонтов создавал свои произведения в эпоху, когда поэтическое в жизни отходит на второй план, в эпоху политической реакции, наступившей после неудавшегося восстания декабристов. Те идеалы свободы, которыми жило пушкинское поколение, оказались поверженными. В русском обществе наступает период рефлексии, отказа от активной общественной деятельности,
пора «безвременья». Лермонтов, безусловно, человек своего поколения, а потому он стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, «иль пусто, иль темно». Лермонтова можно с полной уверенностью назвать патриотом своего отечества. Но поэту был глубоко чужд показной патриотизм, а потому он не прием лет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия — почти идеальное государство. Россия Лермонтова предстает в другом виде, это: .немытая Россия, Страна рабов, страна господ. Именно о России говорит поэт в стихотворении «Жалобы турка», называя ее страной, где «стонет человек от рабства и цепей». Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Тяжелы и безрадостны размышления поэта о судьбе поколения 30-х годов XIX века. Что же М. Ю. Лермонтов может противопоставить современности? Прежде всего славное прошлое России, в котором поэт видит сильных, мужественных людей, наделенных исключительными характерами, людей, которые не прием лют неволи. В своем творчестве М. Ю. Лермонтов делает попытку решить проблему положительного героя. И если среди современников Лермонтов искал и не находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были. В истории отечества М. Ю. Лермонтова интересуют прежде всего переломные моменты, поскольку именно они выявляют самые сильные черты характера человека. Эпохе царствования Ивана Грозного посвящена историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», настоящим героем которой становится не царь Иван Грозный, а молодой русский купец, чей образ близок образам героев русского народного эпоса, былинным богатырям. Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего Поступка, не склонил своей гордой головы. Герой поэмы воплощает честь и достоинство, изначально присущие русскому человеку. «Богатырским» назовет Лермонтов и поколение «детей двенадцатого года». В стихотворении «Бородино» поэт воспевает подвиг российских солдат, «богатырей», победивших в Отечественной войне. Участники сражения вызывают восхищение поэта: Да! Были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Это героическое поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое «толпой угрюмою и скоро позабытой» пройдет, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Главное отличие своих современников от людей прошлого Лермонтов видит в их бездеятельности. Неспособность, а чаще и нежелание найти применение своим силам в жизни — вот главная беда человека в России того времени. В стихотворении 1841 года «Родина» Лермонтов подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него отчизна. «Странную любовь» поэта к России не может победить рассудок, потому что она идет от сердца. Поэт влюблен в красоту русской природы, «огни печальных деревень», простые избы, безудержную русскую «пляску с топаньем и свистом», пьяных мужичков — словом, все то, что не укладывается в рамки официального патриотизма. Русская природа приближает поэта к постижению великой мировой гармонии — единственного, что может быть отрадно сердцу поэта в жизни. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен.» лирический герой Лермонтова рвется из мира «приличьем стянутых масок» на волю, к проникнутым покоем полям, аллеям. Родные просторы, природа излечивают израненную душу поэта, он чувствует свое единение с Богом: Тогда смиряются души моей тревоги, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога. «Свобода и покой» — вот к чему стремится М. Ю. Лермонтов, и только русская природа помогает ему примириться с жизнью.

«Странная любовь» к родине в лирике М. Ю. Лермонтова

Коллекция сочинений: “Странная любовь» к родине в лирике М. Ю. Лермонтова

Размышления Лермонтова о Родине неразрывно связаны с его думами о своем поколении. И это закономерно: люди творят историю, сохраняют преемственность традиций, пере­давая следующему поколению историю своей страны и про­славляя своими делами Родину. Но, по признанию Лермон­това, его окружают не люди, а “образы бездушные», “приличьем стянутые маски». Вот почему он не видит друзей и еди­номышленников среди соотечественников, чье “грядущее иль пусто, иль темно». Поэт страдает от мысли, что его поколение “состарится в бездействии», потому что у него “ровный путь без цели», потому что оно отказалось от борьбы, от “мыслей благородных», от искусства и поэзии и превратилось в “пре­зренных рабов». Естественно, что такое поколение не имеет будущего и никогда не сможет продолжить славной истории своей отчизны:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Вот почему прошлое для него ужасно: разгром декабрис­тов, их казнь и ссылка; но и будущее тоже безотрадно:

Гляжу назад — прошедшее ужасно;

Гляжу вперед — там нет души родной!

Предметом поэтического осмысления и отвержения вы­ступают не столько отдельные черты русской действительнос­ти, сколько вся Россия как социально-историческое целое. В стихотворении во главу угла поставлена действительно глав­ная черта самодержавно-крепостнической империи: рабство и господство. Поэт показывает и глубину своего понимания рабства. Оно для него не только характеристика внешнего положения народа, меры его угнетения и бесправия, но и печальная реальность внутреннего, духовно-нравственного состояния людей в царстве произвола.

Все это, вместе взятое: крепостное рабство, жандармский произвол и жалкая преданность ему — предстает в поэтичес­кой формуле Лермонтова как нечто единое, что в совокупнос­ти и составляет понятие “родина», чему он говорит решитель­ное “прощай!».

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Но не только в таком облике предстает Родина в лиричес­ких произведениях Лермонтова. Стихотворение “Родина», написанное незадолго до смерти поэта, — это раздумье о его отношении к отчизне.

Понимание реакционности, ничтожности обращает мысль Лермонтова к иным социальным силам — демократическим. Неудача выступления первых дворянских революционеров, трагедия, которая коснулась всего русского общества и кото­рую с такой болью переживает поэт, поставила перед ним вопрос об общественно-исторической роли народа в развитии страны. Подлинно народная Россия становится предметом идейно-творческих раздумий поэта. Отмечая это в его творче­стве и мировоззрении, Н. Добролюбов писал: “Лермонтов… умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути нахо­дится только в народе».

Поэт “непобедимым рассудком» привязан к простым кар­тинам родной природы и русской деревни.

В стихотворении “Родина» создан живой поэтический образ родины, основное содержание которого — широта ее просторов, русская природа и народная жизнь. В изображе­нии и того, и другого поражает сдержанность, экономия ху­дожественных средств. Поэт употребляет несколько эпитетов, точных, но не ярких: “печальные деревни», “желтая нива», “белеющие березы», “росистый вечер».

Образ Родины дается в стихотворении в развитии: от ши­рокого плана к более узкому. За начальными строками, в которых Лермонтов перечисляет официальные формы патри­отизма, следует изображение большого мира России:

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

Затем даются частные детали пейзажа, непосредственно связанные с народным бытом: “дымок спаленной жнивы», “ночующий обоз», “полное гумно», “изба, покрытая соло­мой», “с резными ставнями окно». Завершает образ Родины картина сельского праздника. Н. Добролюбов писал об этом стихотворении: “В удиви­тельном стихотворении “Родина» Лермонтов понимает лю­бовь к Отечеству истинно, свято и разумно».

Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»? (по лирике М.Ю. Лермонтова)

метки:

Лермонтов, Родина, Любовь, Сочинение, Стихотворение, Страна, Названый, Называть Любовь к родине — особое чувство, оно присуще каждому человеку, но при этом очень индивидуально. Возможно ли считать его «странным»? Мне кажется, что здесь скорее речь идет о том, как поэт сказавший о «необычности» своей любви к родине, воспринимает «обычный» патриотизм, то есть стремление видеть достоинства, положительные черты, свойственные его стране и народу.

В известной степени романтическое мировосприятие Лермонтова также предопределило его «странную любовь» к родине. Ведь романтик всегда противостоит окружающему миру, не находя в реальной действительности положительного идеала. Как приговор звучат слова Лермонтова, сказанные о родине в стихотворении «Прощай, немытая Россия…». Это «страна рабов, страна господ», страна «голубых мундиров» и преданного им народа. Беспощаден и обобщенный портрет своего поколения, нарисованный в стихотворении «Дума». Судьба страны оказывается в руках тех, кто «промотал» то, что составляло славу России, а грядущему им предложить нечего. Может быть, сейчас нам эта оценка кажется слишком жесткой — ведь к этому поколению принадлежал как сам Лермонтов, так и многие другие выдающиеся русские люди. Но становится понятнее, почему человек, высказавший ее, назвал свою любовь к отчизне «странной».

Это также объясняет, почему Лермонтов, не находя идеала в современности, в поисках того, что действительно позволяет гордиться своей страной и ее народом, обращается к прошлому. Вот почему стихотворение «Бородино», рассказывающее о подвиге русских воинов, построено как диалог «прошлого» и «настоящего»: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!». Национальный характер раскрывается здесь через монолог простого русского солдата, чья любовь к родине абсолютна и бескорыстна. Показательно, что это стихотворение не относится к романтическим, оно предельно реалистично.

Наиболее полно зрелый взгляд Лермонтова на природу патриотического чувства отражен в одном из последних стихотворений, многозначительно названном «Родина». Поэт по-прежнему отрицает традиционное понимание того, за что человек может любить свою отчизну: «Ни слава, купленная кровью, / Ни полный гордого доверия покой, / Ни темной старины заветные преданья…». Вместо всего этого он трижды повторит другую, самую важную для него идею — его любовь к родине «странная». Это слово становится ключевым:

17 стр., 8321 слов

М. ю. лермонтов “узник”: анализ стихотворения

… к борьбе и действию. Здесь искали: анализ стихотворения узник лермонтов анализ стихотворения лермонтова узник узник лермонтов анализ Анализ стихотворения Лермонтова Узник Стихотворение «Узник» Михаил Лермонтов написал, находясь под арестом за публичное … было написано несколько особенно проникновенных произведений. Анализ стихотворения Лермонтова «Узник» поможет нам раскрыть душевные переживания …

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой…

Но я люблю — за что, не знаю сам…

Патриотизм нельзя объяснить рациональным путем, но можно выразить через те картины родной страны, которые особенно близки сердцу поэта. Перед его мысленным взором проносятся бескрайние просторы России, с ее проселочными дорогами и «печальными» деревнями. Эти картины лишены патетики, но они прекрасны в своей простоте, как и обычные приметы деревенской жизни, с которой поэт чувствует свою неразрывную внутреннюю связь:

«С отрадой, многим незнакомой, / Я вижу полное гумно, / Избу, покрытую соломой, /С резными ставнями окно…».

Только такое полное погружение в народную жизнь дает возможность понять истинное отношение автора к родине. Конечно, для поэта-романтика, аристократа странно, что именно так он чувствует любовь к отчизне. Но, может быть, дело не только в нем, но и в самой этой загадочной стране, о которой другой великий поэт, современник Лермонтова, потом скажет: «Умом Россию не понять…»? По-моему, с этим трудно спорить, как и с тем, что истинный патриотизм не требует каких-то особых доказательств и часто вовсе не объясним.

Примеры похожих учебных работ

М. ю. лермонтов “узник”: анализ стихотворения

… порывов к борьбе и действию. Здесь искали: анализ стихотворения узник лермонтов анализ стихотворения лермонтова узник узник лермонтов анализ Анализ стихотворения Лермонтова Узник Стихотворение «Узник» Михаил Лермонтов написал, находясь под арестом за …

А. Пушкин, «Поэт и толпа»: анализ стихотворения. В чём суть конфликта поэта и толпы …

… резких и местами грубых, но искренних стихотворениях. И как многие поэты он много рассуждал о конфликте поэта и толпы. … мире. Лермонтов описал состояние души и путь русского поэта “эпохи безвременья”. Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное …

Батюшков, «Мой гений»: анализ стихотворения. История любви, вдохновившая поэта

… Батюшков творил в эпоху расцвета романтизма. Его стихотворения проникнуты грустью и тоской. По жанру стихотворение «Мой гений» является элегией, … достойна стать его супругой. Впрочем, по воспоминаниям очевидцев, Константин Батюшков мог бы стать вполне …

История создания и анализ стихотворения «нищий» лермонтова. Нищий анализ стихотворения

… лавру. У ее порога сидел слепой нищий. И когда Лермонтов подал ему денег, тот рассказал, как … сочинений древнегреческого поэта Анакреона с добавлением в финале стихотворения двух строк собственного текста. Другие материалы по творчеству Лермонтов …

Проблема возникновения интереса и любви к истории своей страны

… ли быть счастливым, не зная истории своей страны? 9. Как связаны понятия «история» и «память»? 10. Почему писатели и поэты обращаются в своих произведениях к историческому прошлому страны? 11. Что вас интересует …

Россия – Родина моя: я другой такой страны не знаю

… Россией связаны все мои мечты, потому что мне небезразлично, как я завтра буду жить в родной стране. Когда я … мне придётся жить в другой стране, я всегда буду помнить о моей родине, моей России! Другие сочинения: ← Родная земля↑ РодинаМоя любимая …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]