- Сочинения
- По литературе
- Горький
- На дне как социально-философская драма Горького
Пьеса «На дне» М. Горького – одно из лучших произведений автора, оно поражает своей глубиной и драматизмом. Это произведение успешно прошло испытание временем, оно до сих пор популярно как в России, так и за границей.
Пьеса Горького и по сей день вызывает бурю споров и рассуждений по поводу философского смысла и характеров героев. Пьесу «На дне» называют новаторской, так как Горький впервые поднял такие философские вопросы о простом человеке, а именно: какова его роль в мире, где его место, что для него важно, что нужнее. Горький – творец совершенно нового типа социальной драмы. Ему удалось нарисовать среду обитателей ночлежки убедительно, реально и правдиво. Он изобразил особую категорию людей, которые сильно разнятся своими личными трагедиями и судьбами.
Герои пьесы обитают в грязной ночлежке, похожей на пещеру. Речь в произведении идет о людях, которые оказались по тем или иным причинам на самом дне общества. Здесь есть и проститутка, вор и шулер. Хозяева такого заведения тоже далеки от соблюдения моральных принципов, у них отсутствуют нравственные ценности.
Жизнь ночлежки будто выпадает из общего течения событий, происходящих в мире, здесь будто все замерло. Герои произведения, сначала принадлежавшие к совершенно разным слоям общества, теперь находятся в одном положении, у них нет будущего, нет перспектив, у них развилась апатия к жизни, они чувствуют, что бессильны изменить свою жизнь.
Речь героев у всех индивидуальна, связано это с их происхождением. Так Актер часто разговаривает различными цитатами из литературы. Речь Сатина полна иностранных слов. Странника Луку отличает размеренная, тихая речь.
Пьеса насыщена обилием конфликтов и сюжетных линий. Они идут параллельно. Мы наблюдаем за конфликтами в сознании людей и с обстоятельствами. Несмотря на то что подробных сведений о каждом герое мы не находим, мы все равно знаем достаточно о каждом из них.
Некоторые герои с рождения попали на самое дно общества, это Настя, Пепел, другие попали туда из-за стечения обстоятельств – это Актер, Сатин. Интересно, что здесь нет главных героев, все находятся почти в одинаковых позициях.
Тут нет места состраданию и помощи, все привыкли, отсутствуют хоть какие-то связи между людьми. Для обитателей ночлежки жизнь уже кончена, они ни к чему не стремятся, ничего не хотят, они смирились и сдались.
Но герои поднимают и глубокие философские вопросы. Горький словно спрашивает у читателей, что полезнее для человека: сладкая ложь, способная дать утешение, или же горькая действительность. Идею сострадания продвигает Лука, он всех утешает. Лука осознает, что вера очень важна для человека, она способна дать ему силу на борьбу, она дает надежду на будущее. Ключевым событием является рассказ Луки о спасении беглых каторжников. Горький подводит читателей к мысли, что только добром можно спасти человека. Контрастная точка зрения на философский вопрос есть у Сатина. Он выступает за правду, ложь – для рабов. Монологи Сатина – это крик отчаяния, это мечта о будущем.
Пьеса Горького поднимает острые социальные вопросы, которые необходимо решать обществу. Помимо этого в пьесе имеет место быть и вопросам философским, вечным, на которые каждый человек ответит по-своему.
Сочинение На дне как социально-философская драма
В замечательной работе Горького “На дне” поднимаются темы, которые до сих пор будоражат умы многих людей, даже далёких от литературы и прочих вещей.
В произведении нам повествуют о нелёгкой судьбе группы человек, которые по той или иной причине попали туда, где они находятся на момент повествования. Все эти люди объединены тем, что в прошлом у них было не очень честное прошлое. Кто-то занимался воровством, кто-то разбоем, а кто-то и убийствами. Все они рассуждают над смыслом жизни, рассказывают о том, что с ними произошло. Кто-то из них смирился со своим положением, а кто-то отчаянно борется за своё будущее. Но всё-таки всех их в конце ждёт только одно – забвение. В размышлениях об этом проходит почти всё произведение.
Показывая нам этих персонажей, Горький рассуждает над теми же темами, над которыми рассуждают персонажи. Он говорит о теме жизни и смерти, правды и лжи, добра и зла. Через некоторых персонажей он проносит либо что-то хорошее, либо что-то плохое, из-за чего у читателя есть время поразмыслить над той или иной вещью. Показывая нам как страдают эти люди, он показывает к чему может привести такая распутная жизнь, которую вели некоторые герои произведения.
Также Горький говорит о намерении персонажей что-то изменить, но, несмотря на огромное желание, они не в силах справиться с гнётом окружающего мира и его давлением. Каждый окружающий их человек старается сбить их с истинного пути, что у них неплохо получается. Именно схождением с пути Горький объясняет смерть моральную и этическую. Он говорит о том, что если человек изменяет своим идеалам, то от этого умирает та часть человека, которая преследовала эти идеалы. Такой моральную смерть видел Горький. Он хотел, чтобы читателю стало жалко его героев из-за их ничтожности и невозможности ничего изменить.
В своём сочинении я анализировал произведение Горького “На дне” пытаясь раскрыть тему трагедии и философема в произведении. Из произведения видно, что автор достаточно размышлял на философские темы, описывая их в своих произведениях. Это моё субъективное мнение, оно основано на личных убеждениях и не претендует на право называться истинно верным.
Для 11 класса
Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма — Сочинение по произведению М. Горького «На дне»
Поднимая социальные проблемы, случай “На дне” одновременно ставит и решает философские вопросы: почто есть правда? нужна ли она людям? не грех ли обрести счастье в реальной жизни? В пьесе годится.
Ant. нельзя обнаружить два конфликта. Первый — социальный: между хозяевами ночлежки и босяками, следующий — философский, затрагивающий основные вопросы бытия, — разворачивается средь обитателями ночлежки.
Он-то и является основным. Космос ночлежки — это мир “бывших людей”. Раньше они принадлежали к разным слоям общества: после этого и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка, и мошенник. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь “всплыть” в поверхность. Каждый из них хочет вернуться в (мiр) “настоящих людей”.
Герои полны иллюзий о временности своего положения. И чуть только Бубнов и Сатин понимают, что выхода “со дна” в помине (заводе) нет — это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообольщение.
И все равно в этом страшном мире отверженных сии люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы. (языко вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств—открытый кипа, терпение, основанное на сладкой лжи, или погаситься? Вот это три основные позиции, которых придерживаются персонажи пьесы.
Самый туча тучей мыслитель в ночлежке — Бубнов. Он неприятен Горькому, благодаря этому что в его репликах отражена циничная правда факта. Долголетие в оценке Бубнова лишена всякого смысла. Она однообразна и течет в области законам, которые человек не может изменить.
“Все скажем: родятся, поживут, умирают. И я помру, и ты. Чего печалиться?” Мечты для него — стремление человека казаться превыше или, как сказал Барон, “у всех людей — души серенькие, кончено подрумяниться желают”.
Философия Бубнова — философия безысходности, царящей “на дне”. С появлением Луки обстановка в ночлежке меняется. Странник Лука, по-моему, самый наворотный и интересный персонаж в пьесе.
Старик с каждым находит неизбежный тон: Анну утешает небесным счастьем после смерти, толкует, по какой причине в загробной жизни она обретет покой, которого маловыгодный чувствовала до сих пор.
Ваську Пепла уговаривает укатить в Сибирь: там найдется место для сильных и целеустремленных людей. Настю успокаивает, притворяясь, якобы верит в ее рассказы о неземной любви.
Актеру обещает излечивание от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное нет слов всем этом то, что Лука лжет за прекрасные глаза. Он жалеет людей, старается дать им надежду наравне стимул к жизни.
Изначально его идеи основаны бери неверии в возможности человека: для него все человеки слабы, мелки, а потому нуждаются в сострадании и утешении. Луканя полагает, что правда может быть “обухом” во (избежание слабого. Иногда лучше обмануть человека вымыслом и вызвать в него веру в будущее.
Но это философия рабской покорности, нет дыму без огня Сатин называет ложь “религией рабов и хозяев”: “одних возлюбленная поддерживает, другие — прикрываются ею”. Советы странника никому безграмотный помогли: Васька убивает Костылева и попадает в тюрьму, актеришка кончает жизнь самоубийством.
Прямой вины Луки в этом, очевидно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей. Да косвенно он виноват, точнее, не он, а его идеи: они внесли изменения в дни ночлежников и в их мировоззрения, после которых поверившие ему сейчас не могли нормально продолжать жить. Против этой вредоносной лжи выступает Сатин.
В его финальном монологе красиво требование свободы и гуманного отношения к человеку: “Надо иметь слабость человека! Не жалеть, не унижать его жалостью… ценить надо!” Герой убежден в следующем: необходимо не помирить. Ant. поссорить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать получай человека. “Все — в человеке, все — для человека”.
Сатин, разумеется, симпатичен автору. В отличие от большинства ночлежников некто в прошлом совершил решительный поступок, за что и поплатился: цифра года провел в тюрьме.
Но он не жалеет об этом: “Человек — волен, он за все платит сам”. Таким образом, соловей утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а отнюдь не подстраиваться под них.
Кажется, устами Сатина либреттист осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника.
Однако Горький не так прост и прямолинеен; • он дает случай читателям и зрителям самим решить: нужны ли подобные “примиряющие” философы в реальной жизни али они несут зло. Поразительно, как с годами менялось благодушие общества к этому персонажу.
Если в период создания пьесы “На дне” Луканя с его безграничной жалостливостью к людям был почти отрицательным героем, затем что “потакал” их слабости, то в наше жестокое сезон, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, богомолец получил “вторую жизнь” и воспринимается как истинно (веро)терпимый персонаж. Он жалеет живущих рядом людей, черт с ним машинально, не тратя на это все приманка душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а сие уже немало. Пьеса “На дне” относится к тем произведениям, которые маловыгодный стареют, и каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям.
В этом великая Силка дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.
На дне, Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма
Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме На дне, Пьеса М.
Горького “На дне” как философская драма!!! =>>>
Поднимая социальные проблемы, драма «На дне» одновременно ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье в реальной жизни? В пьесе можно обнаружить два конфликта.
Первый — социальный: между хозяевами ночлежки и босяками, второй — философский, затрагивающий основные вопросы бытия, — разворачивается между обитателями ночлежки. Он-то и является основным.
Мир ночлежки — это мир «бывших людей». Раньше они принадлежали к разным слоям общества: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка, и вор. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир «настоящих людей». Герои полны иллюзий о временности своего положения.
И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» нет — это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. И все равно в этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы.
Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств—открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смириться? Вот это три основные позиции, которых придерживаются персонажи пьесы.
Самый мрачный мыслитель в ночлежке — Бубнов. Он неприятен Горькому, потому что в его репликах отражена циничная правда факта. Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить.
«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру, и ты. Чего жалеть?» Мечты для него — стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон, «у всех людей — души серенькие, все подрумяниться желают».
Философия Бубнова — философия безысходности, царящей «на дне».
С появлением Луки атмосфера в ночлежке меняется. Странник Лука, по-моему, самый сложный и интересный персонаж в пьесе. Старик с каждым находит верный тон: Анну утешает небесным счастьем после смерти, толкует, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор.
Ваську Пепла уговаривает уехать в Сибирь: там найдется место для сильных и целеустремленных людей. Настю успокаивает, притворяясь, будто верит в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом то, что Лука лжет бескорыстно.
Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Изначально его идеи основаны на неверии в возможности человека: для него все люди слабы, мелки, а потому нуждаются в сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть «обухом» для слабого. Иногда лучше обмануть человека вымыслом и вселить в него веру в будущее.
Но это философия рабской покорности, недаром Сатин называет ложь «религией рабов и хозяев»: «одних она поддерживает, другие — прикрываются ею».
Советы странника никому не помогли: Васька убивает Костылева и попадает в тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой вины Луки в этом, конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей.
Но косвенно он виноват, точнее, не он, а его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников и в их мировоззрения, после которых поверившие ему уже не могли нормально продолжать жить. Против этой вредоносной лжи выступает Сатин.
В его финальном монологе звучит требование свободы и гуманного взаимоотношения к человеку: «Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью… уважать надо!» Герой убежден в следующем: нужно не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. «Все — в человеке, все — для человека».
Сатин, несомненно, симпатичен автору. В отличие от большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом: «Человек — свободен, он за все платит сам». Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться под них.
Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. Но Горький не так прост и прямолинеен; • он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли подобные «примиряющие» философы в реальной жизни или они несут зло. Поразительно, как с годами менялось отношение общества к этому персонажу.
Если в срок создания пьесы «На дне» Лука с его безграничной жалостливостью к людям был почти отрицательным героем, поскольку «потакал» их слабости, то в наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, странник получил «вторую жизнь» и воспринимается как истинно добрый персонаж.
Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это все свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало. Пьеса «На дне» относится к тем произведениям, которые не стареют, и каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям.
В этом великая сила дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.
Сочинение опубликовано: 02.01.2011 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!
На дне, Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма
Анализ пьесы “На дне” как философской драмы
Сочинения › Горький М. › На дне
Готовые Домашние Задания
Максим Горький – всему миру известен, как великий русский писатель и драматург, живший и творивший в годы «бунтующей» России. Его произведения прославились образом деклассированного персонажа, автор называет их «босяками». От творчества Горького веет революционными тенденциями, ведь всем известно, что яркий прозаик находился в острой оппозиции царскому режиму.
Образы людей, лишенных солнечного тепла, прослеживаются и в социально-философской пьесе «На дне», по сюжету все они являлись обитателями ночлежного дома для неимущих. Максим Горький незаметно вводит читателя в гадкий мир, опустившихся «на дно» жизни людей, среди них: барон, проститутка, актер, картузник и вор.
У всех жильцов ночлежки есть общая недосягаемая цель – вернуться в мир «настоящих» людей. Каждый герой по-своему интересен и мерзок, но еще более привлекает внимание концепция пьесы.
В произведении обнаруживается два конфликта: первый – социальный, между хозяевами злополучного дома и его душой нечистыми обитателями, второй – философский, разворачивающийся на почве понимания бытия. Философский конфликт является основополагающим.
Философскую направленность пьесе задают романтизированные герои, живущие пустыми мечтами, в противовес им стоят лишь картузник Бубнов и безработный Сатин. Последние двое тонули без криков о помощи, понимая безвыходность своего положения.
Автор наделил Бубнова мерзкой циничностью реалиста, чего только стоит реплика: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру, и ты. Чего жалеть?».
Заметна некая антипатия Горького к Бубнову, которая подкрепляет меланхоличность всего происходящего.
Напряжение философское нарастает с каждой прочитанной страницей. Пик философского конфликта выпадает на момент появления странника Луки. Этот самый блудящий старик обладает своим ярким пониманием действительности, выбирая «ложь во благо».
Сущность его теории заключается в следующем – обманув, заставив поверить в свои фантазии, ты принесешь огромную помощь слабому человеку.
Устами Сатина автор осуждает и опровергает действия Луки, таким образом, разжигая кульминационные столкновения мировоззрений.
«На дне» – пьеса Максима Горького без философских ответов, без особых умозаключений, каждый читатель в праве сам решить чье мировоззрение поддержать, а чье осудить. Одно сказать могу точно, горьковский философский коктейль имеет сильную побудительную энергию, которая просто необходима «настоящим» людям.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как сбросить вес? лучше не худеть, а стройнеть!
Сочинения по теме:
- Спор о человеке и его возможностях в пьесе М.Горького “На дне” сочинение
- Краткое содержание и анализ пьесы М. Горького “На дне”. сочинение
- Анализ Луки по пьесе “На дне” М. Горького. сочинение
- Роль героя и автора в пьесе “На дне” М. Горького. сочинение