- Сочинения
- 9 класс
/
Выбирать между добром и злом в нашей жизни всегда очень тяжело, ведь нельзя предугадать к чему же, в конце концов, приведет этот выбор. Может все будет отлично и наши желания исполняться, а может случиться и так что наш выбор наоборот может испортить все, что только было. Чтобы такого не случилось, нужно выбирать не только с помощью ума, но и своих чувств и эмоций.
Нравственный выбор – это выбор не только головы, но и сердца. Если человек в первую очередь задумывается о совести и чести, то он скорей всего сумеет сделать правильный выбор, который приведет только к лучшему решению.
Этот выбор не должен быть масштабным или каким-то важным, обычные мелочи тоже относятся к совести. Это и ответить помощью на просьбу старика или пройти мимо, взять чужой кошелек или найти его владельца, обмануть близкого человека или рассказать горькую, но правду. Все это — мелкие бытовые проблемы, но даже они сильно связаны с нашей совестью.
Конечно, есть большой соблазн пойти против совести, чтобы себе любимому было хорошо. Это и забрать найденные деньги, соврать родителям, чтобы они не отругали, или пройти мимо, когда хулиганы обижают твоего одноклассника. Да, пойдя за этими соблазнами, сначала вы испытаете удовольствие, но, сколько после ещё ночей вас будет мучить совесть?
Да, даже иногда, казалось бы, самые честные и верные люди, могут пойти против своих чувств и эмоций, только ради выгоды. И это нормально, это сущность человека сначала защитить и обеспечить себя, а после подумать о других. Но если вы пойдете, за этими первобытными инстинктами будете ли вы счастливы? Станете ли богаче от того что забрали чужие вещи? Скорей всего нет, ведь получив временное удовольствие, после вы будете довольно долго размышлять, и мучатся о содеянном.
Нравственный человек, который дружит со своей совестью, а не воюет с ней, никогда не будет чувствовать себя плохо или грустно. Этот человек владеет лучшими качествами, которые очень пригодятся в их жизни, например как: честность, верность, самоотверженность и сдержанность. Эти все черты можно заполучить, но нужно будет отказаться от корысти и эгоизма, и только тогда вы сумеете стать по-настоящему счастливым и честным человеком
Верным человеком стать довольно тяжело, для этого придется бороться с самим собой, со своими отрицательными чертами характера и первобытными инстинктами, но если у человека получиться, его больше не будет съедать совесть и обида.
Сочинение с примерами из литературы
Ежедневно человек сталкивается с выбором. Он выбирает что одеть, скушать, обуть, куда пойти и с кем, какому фильму отдать предпочтение сегодня. Также, немало важен нравственный выбор. С ним человек может столкнуться не один раз в день. Это выбор поступка в пользу хорошего или плохого. И выбор этот показывает, какой человек в действительности. Нравственно чистые люди – порядочные и надежные, презирающие ложь в любом проявлении. Писателями и поэтами всего мира поднималась эта тема в их творениях.
Например, А. С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» ставит перед своими героями выбор: проявить верность присяге или примкнуть к самозванцу Емельяну Пугачеву. Понимая, что это сулит им смерть, многие делают выбор в пользу Родины и верности Отечеству. Родители Маши Мироновой, Петр Гринев и другие отказываются присягать на верность обманщику и понимают, что за этим последует казнь. Этот нравственный поступок можно назвать подвигом. В это время Швабрин идет по другому пути. Он, преследуя собственные корыстные цели и спасая свою жизнь, Становится на сторону Пугачева.
В. Быков в повести «Сотников» также описывал тему нравственного выбора, но на этот раз двух русских солдат. Во время войны персонажи открывают свое истинное лицо. Оказавшись в цепких лапах врага поведение Сотникова и Рыбака в корне разнится. Любовь и уважение к Родине Сотникова не дает ему даже подумать об измене. Он отказывается предоставлять врагам информацию, что подразумевает смерть. Рыбак делает иной выбор, в пользу предательства. Ему пришлось отречься от Родины и принять участие в казни боевого товарища.
В своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин также говорит о любви, предательстве, разочаровании, глупости и ошибках. От выбора Евгения Онегина жизнь его и Татьяны, которая не побоялась открыться. Причиной неправильного выбора стала излишняя самовлюбленность героя. Он подло и жестоко посмеялся над чувствами Татьяны, чем бесконечно ее обидел и унизил. Высоконравственный человек нашел бы нужные слова, чтобы мягко и менее болезненно объяснить все юной девушке.
Из вышесказанного видно, что люди, вынужденные делать нравственный выбор, сразу показывают свой внутренний мир, намерения и принципы. Истинный герой тот, кто находит в себе силы отказаться от собственного блага в пользу других, а не действует в своих интересах. Всегда нужно поступать так, чтобы нам и нашим близким не было стыдно за наши поступки.
Примеры и аргументы из литературы
Порой человек просто забывает о важности этого словосочетания, так как выбор приходится ему делать ежедневно. Он принимает нравственный выбор как данность. При этом он не задумывается о том, что выбор может существенно повлиять на жизнь и судьбу в целом.
Аргументы из литературы:
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Главный герой романа стоит перед нравственным выбором, когда Татьяна признаётся ему в любви. От решения Евгения Онегина зависит не только его личная судьба, но и жизнь Татьяны. Но он принимает неправильное решение, Онегин смеётся над её чувствами. Любовь Татьяны Лариной жестоко отвергнута, уничтожена и растоптана. С одной стороны Евгения можно поддержать, он не обманывает девушку, ведь он на самом деле не испытывает к ней пылких чувств. С другой — герой обращается с ней очень жестоко, чего Татьяна вовсе не заслуживает. После долгих лет, Татьяна уже непросто милая девушка, она привлекательная барышня. Евгений Онегин влюбляется в неё при встрече и говорит ей об этом. Но Татьяна делает свой выбор не в его пользу. Теперь пришла её очередь. И она не ошибается, она верна мужу, для неё семья превыше всего. Ларина отвергает Онегина. Вот так два героя, которых связала любовь, смогли принять два разных решения.
- «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Швабрину предстоит сделать нелёгкий нравственный выбор. При захвате Белгородской крепости он колеблется продолжать ему или же примкнуть к бунтовщикам Пугачёва. Герой выбирает второй путь и ошибается. Показывая своё малодушие и слабость, человек сам выбирает свою судьбу. Итог — он изменник Родины, его награда за неправильный выбор — кандалы.
Два примера показывают, что принять нравственное решение непросто. Но стоит помнить, что какой бы ни сделал человек выбор, общество всегда будет иметь на этот счёт своё мнение.
Для написания эссе или изложения в старших классах, можно использовать толковый словарь Ожегова и комментарии для пояснения некоторых качеств человека.
Подводя итог, следует сказать, что нравственный выбор может выражаться исключительно исходя из личностных качеств, взглядами на жизнь и индивидуальными моральными принципами человека. Поэтому можно сказать, что нравственное решение является одним из самых трудных в жизни человека.
Сочинение Что такое нравственный выбор (15.3 ОГЭ)
Любой человек рано или поздно сталкивается в своей жизни с тем, что ему предстоит принять решение в непростой ситуации, требующей нравственного выбора. Но что же такое нравственный выбор и как сделать его правильно?
Нравственный выбор – это выбор, основанный на нормах морали и не противоречащей общепринятым установкам и совести человека.
Человек сталкивается с ситуациями, требующими принятия решений, каждый день своей жизни. Однако зачастую этот выбор диктуется не только желаниями человека или внешними обстоятельствами, а заложенными в человеке моральными установками. Люди руководствуются ими в самых различных ситуациях: от мелких бытовых инцидентов до глобальных, где на кону могут стоять жизни людей.
Обратимся к примеру из литературы. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» такой выбор стоит перед одной из героинь, Татьяной Лариной. Девушка влюбляется в Евгения, однако получает отказ. Однако спустя время, она выходит замуж за генерала и становится известным лицом в московском дворе. Встретив её вновь, Евгений понимает, что влюблён. Он едет к Татьяне, уже замужней женщине, и открывается в своих чувствах. Перед девушкой встаёт непростой выбор: она по-прежнему любит Евгения, который теперь влюблён в неё тоже, однако теперь она принадлежит другому человеку. Татьяна отвечает, что останется навеки верна своему мужу. Она переступает через свои чувства ради морального долга и уважения к мужу. Это был её нравственный выбор, и девушка смогла сделать его правильно.
Рассмотрим пример из жизни. Недавно я посмотрела фильм о войне «Буду помнить». Во время войны, как мы знаем, был геноцид евреев, которых отлавливали на улицах и убивали. Семья главного героя, мальчика Вадьки, укрывает еврейского мальчика в своём доме. Периодически, их дом проверяют полицейские, но жители дома, рискуя собственной жизнью, прячут евреев, хотя им грозит обвинение в укрывательстве. Отец Вадьки даже занимается нелегальной переправой евреев через границу, рискуя собственной жизнью. Во время одной из таких операций он и погибает. Сам Вадька, даже будучи тринадцатилетним подростком, ставит на кон свою собственную жизнь, помогая тому мальчику, который жил в их доме. Выбор героев этого фильма действительно непростой – ведь это своя жизнь против чужой жизни, но даже война не делает их малодушными , и они остаются верны своему моральному долгу.
Таким образом, любая ситуация может потребовать от человека нравственного выбора. Он редко бывает лёгким, а потому очень важно не пойти на поводу у своих страхов и желаний, чтобы сделать его правильно.
Текст для сочинения 9.3 «Что такое НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?»
(1)Началась эта мука в далёкие годы, в классе пятом или шестом.
(2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам застила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.
(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.
(9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа.
(12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.
(16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь.
(17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.
(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества. (По Ю. Трифонову)* * Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981) – русский советский писатель, мастер «городской» прозы.
Рассуждение
Человек — это уникальная личность, которая со всех сторон окружена большим количеством потребностей и необходимых для ее жизни вещей, а также личность подчиняется как физическим и социальным требованиям той нации, где она живет, ее требованиям, правилам и нормам, принципам в поведении и менталитета данного общества, обрядам, традиционным действиям, а еще человек не может пренебрегать потребности и необходимости экономического плана. И отсюда следует такой вопрос: а действительно человек свободен в своих действиях, в своем нравственном выборе?
Моральный выбор, это необходимая составляющая условия, обязательная для того чтобы реализовать собственно человеческие потребности. Проблемы, которые существуют в моральном выборе дают уникальную возможность развернуто открыть мораль, посмотреть на нее со стороны принципов, моральных ориентаций и ценностей человека, норм, бушующие в обществе, в межличностных отношениях.
Моральный выбор является необходимой составляющей даже в таких ситуациях, когда у человека складываются такие обстоятельства, как заставляют его принять только один выбор (решение), при этом имея несколько вариантов. Каждый выбор оценивается как с позиции добра, так и с позиции зла. Кроме этого, необходимо смотреть на факторы объективные и субъективные, которые влияют на ситуацию выбора, но при этом решение, которое принял человек не может завершить весь процесс выбора
Вообще говоря о моральном выборе человека, который перед ним стоит, необходимо отметить о целях, которые используются личностью. Спектр целей, которые определяют выбор человека, его содержание, очень широкий и уникальный.
Стоит сказать, что каждый человек практически всегда самостоятельно делает свой выбор. Итак, следует отметить, что человек сам выбирает цель, за него это сделать нельзя. Цель, которую предложил другой человек, можно считать правильной и гармоничной только в том случае, когда человек, который делает выбор соглашается не только поверхностно, но и внутренне с предложенным вариантом решения выбора, нравственного выбора.
Также к фатальным последствиям можно отнести и такую особенность личности как отказ от решимости, когда человек имеет страх ошибиться, но стоит учесть, отказ от выбора — это форма такого выбора, которая является не лучшей.
Что касается мотивации, то она является основой нравственного выбора, она определяет суть цели или человек мотивирована к добру, или к злу, что ей больше присуще и, что более описывает ее внутреннюю картину. Итак, мотивация определяет цели, а отсюда и соответственно пути ее достижения.
В возможности выбора человека существует большой спектр выбора как между добром так и между злом. А само определение моральных ценностей личности, то почему она предпочитает, чем интересуется и чем живет.
Когда человек совершает свой нравственный выбор, то он сознательно или бессознательно отдает предпочтение тем или иным типам поведения, здесь он руководствуется собственными (то есть личностными) представлениями о ценностях в области морали.
Человек на протяжении всей своей жизни может включать в себя ряд различных ситуаций. В этих ситуациях формируются и моральное окружение личности и собственно личность человека. Также рассказывая о моральном выборе стоит отметить, что каждый человек определяет собственные приоритеты по одной и той же ценности. Кто-то выбирает одно, а кому-то по душе другое. У кого одна ценность превалирует над другой, а у кого наоборот.
Осуществляя моральный выбор следует не забывать о также такое разнообразие: нормы и стереотипы (принципы), обычаи, обряды и разнообразие традиций, влияющих на выбор личности ежедневно. Также моральная норма проявляется в толерантности, вежливости, уважительном отношении к старшим и тому подобное.
Человек также может нравственный выбор осуществлять в своих мыслях, то есть фантазировать над ними, мечтать о героических уступки, о том, как она делает что-то хорошее для других и для себя. Но не стоит забывать, что выбор (особенно моральный, совершенный на благо общества) будет считаться действительным и успешным только в том случае, если он был явным, только тогда, когда его можно оценить и увидеть.
Моральный поступок глубоко влияет на нравственный выбор не только того лица, которое его совершила, но и на моральный выбор других людей. Он может изменить жизнь другого человека на совсем немного, или же коренным образом, а может даже и не поколебать другого (возможно из-за чрезмерной равнодушие или бессовестность, то есть ее отсутствие). Влияние нравственного поступка может колебаться весьма не предсказуемо и колоссально.
В завершение хочется сказать, что моральный выбор каждая личность (человек) трактует по-своему. Кто-то, например, уступить свое место в общественном транспорте обычное дело, а для другого это будет выглядеть как целый подвиг, он сделай большое дело, этот человек настоящая, совестливый, высоконравственный. Поэтому делайте свои выводы и всегда обдумывайте свои поступки. Желаю не ошибаться в осуществлении своего нравственного выбора !!!
Другие темы: ← Что такое дружба?↑ 9 классМораль →
`
Популярные сочинения
- Смысл жизни человека — сочинение рассуждение
Маленькие дети всегда просыпаются утром и радуются всему происходящему, без особой причины. Конечно, никто из них не отказался бы от большого количества игрушек и сладостей. - Как я убираю квартиру или комнату сочинение
Мало найдется людей, которые любят убираться. Я отношусь к таким людям. Комнату привожу в порядок раз в неделю. - Сочинение Честь и долг в романе Капитанская дочка Пушкина
Одной из основных проблем романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является вопрос чести и долга. На протяжении произведения автор следит за судьбами героев, попадающих в ситуацию нравственного выбора.