Биографии известных русских писателей и поэтов XIX — XX вв.картотека по литературе на тему


Фото: UGC Биография Лермонтова полна интересных жизненных поворотов, несмотря на то что поэт всего несколько месяцев не дожил до 27-летия. Он успел поучиться в университете, послужить в армии, стать личным врагом царя и заслужить славу второго после Пушкина гениального поэта. Расскажу о жизни и творчестве Лермонтова подробнее.

М. И. Глинка (1804-1857 гг.)

Великий русский композитор, который сыграл огромную роль в развитии русской классической музыки. Обобщив достижения своих предшественников, он заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки. Творчество Глинки отразило передовые устремления времени. С вольнолюбивой поэзией Пушкина и декабристов его искусство сближают гуманизм, идеи патриотического служения народу.

Наибольшее значение имеют оперы Глинки, правдиво воссоздающие героику исторического прошлого, романтику национального эпоса. В тонкой лирике романсов раскрывается исполненный красоты мир чувств. Живописность и красочность свойственны его симфоническим произведениям. Открыв в народной песне неистощимый источник поэзии, Глинка сотворил подлинно демократическое национальное искусство.

Создание оперы «Иван Сусанин» (1836 г.) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора — «Руслан и Людмила» (1842 г.). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом. В годы работы над «Русланом и Людмилой» были написаны также музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1840 г.) и многочисленные романсы.

Доклад о Пушкине

О Пушкине, гении русской литературы, “солнце русской поэзии”, написаны бесчисленные исследования. Пушкин родился 26 мая 1799 г. в Москве, в Немецкой слободе.
Его отец Сергей Львович Пушкин (1770—1848) был светским острословом и поэтом-любителем. Мать Пушкина — Надежда Осиповна (1775—1836), внучка Ганнибала.


Кажется, о нём известно всё. О его происхождении — в роду его были важные исторические личности; о дядюшке Василии Львовиче Пушкине, который дружил с виднейшими литераторами; о том, что Саша был нелюбимым ребёнком в семье, и воспитанием его занималась в основном нянюшка Арина Родионовна.


Известно о том, что в семье говорили по-французски, и первые свои стихи будущий великий поэт, рано научившийся читать и сочинять, тоже сложил по-французски. Языком этим он владел столь великолепно, что во время учебы в лицее товарищи называли его “Француз”. В то время дворяне жили в России, как в чужой стране: детей воспитывали на европейский лад, моду перенимали чужую, писателям иноземным подражали… Не случайно о любимой своей героине, Татьяне из романа в стихах “Евгений Онегин”, Пушкин говорит: «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой…”. Казалась чужой более всего потому, что была “русская душою”. Конечно же все знают и о том, что талант поэта сполна раскрылся еще в Царскосельском лицее, где “старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил”.


Известно и о лицейских друзьях Пушкина, самых талантливых юношах того времени, будущих знаменитых военачальниках, министрах, писателях, декабристах:


Иване Ивановиче Пущине, Антоне Антоновиче Дельвиге, Вильгельме Кюхельбеккере. Как ни уберегали декабристы поэта от участия в антигосударственных делах, на вопрос царя, где бы он был 14 декабря 1825 года, Пушкин дерзко ответил, что был бы на Сенатской площади.

Бурная жизнь, постоянное безденежье, ссылки, больше похожие на заточение, оскорбления со стороны процветающих бездарностей, и при этом — верные друзья, жена – Наталья Николаевна Гончарова — первая европейская красавица — и вдохновенное творчество…


Пушкин так быстро прошел период ученичества и так стремительно стал неповторимо оригинальным, с такой внешней лёгкостью создавал НОВОЕ, до него небывалое, что далеко обогнал своё время. А это и есть знак гениальности! “Руслан и Людмила”, “Полтава”, “Сказка о рыбаке и рыбке” и другие сказки, “Повести Белкина”, “Пиковая дама”, “Капитанская дочка”, “Евгений Онегин”, “Медный всадник” — всё это великие новаторские произведения. Творчество Пушкина – это великое русское наследие. Величие Пушкина и в том, что лучше любого правителя он объединил русский народ, заставив его, прежде всего, говорить на одном языке. Он был смелым и безупречно чутким преобразователем родного языка, в устах его героев прежде сухая и во многом устаревшая речь ожила, засияла и вошла в обиход каждого человека. Пушкин — поэт, которого действительно читают. Чтобы почувствовать волшебство, заключённое всего в двух строчках, разжигающих воображение и волнующих бесконечно: Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты.. Дуэль Пушкина с Дантесом произошла 27 января 1837 года на Чёрной речке. Выстрел смертельно ранил поэта, и он скончался 29 января.


Александр Сергеевич Пушкин был похоронен на территории Святогорского монастыря в поселке Пушкинские горы, который находится недалеко от родового поместья поэта – села Михайловское. В августе 1841 года на могиле было установлено белоснежное надгробие работы скульптора Александра Пермагорова.

Другие интересные работы по этому предмету:

Презентация «Алиса в стране чудес в переводе В. Набокова»

Наша презентация рассказывает о прекрасном переводе Владимира Набокова «Алисы в стране чудес». В своем переводе Набоков привнес в сюжет книги русский колорит – даже имена героев русские – Алиса превратилась в Аню, Чеширский Кот стал Масляничным Котом, а пародии на произведения английских классиков стали пародиями на русских.

Доклад о Максиме Горьком

А. П. Бородин (1833—1887 гг.)

Выдающийся композитор, видный ученый-химик, неутомимый научно-общественный деятель.

Его музыкальное наследие невелико, но разнообразно по содержанию. Интерес композитора к богатырям из русского героического эпоса отразился в опере и двух симфониях, впечатляющих мощью, силой, величавым размахом. Бородин создал неувядаемые образцы вокальной лирики. Его музыкальный стиль отмечен гармонической ясностью, тяготением к монументальности и классической завершенностью.

Щедрый мелодический дар композитора питался как русской народной песней, так и восточной музыкой. Исполнение Первой симфонии (1869 г.) принесло композитору общественное признание. Тогда же были задуманы два монументальных сочинения — опера «Князь Игорь» и Вторая симфония, которую критик В. В. Стасов впоследствии метко назвал «Богатырской» (завершена в 1876 г.).

М. П. Мусоргский (1839—1881 гг.)

Великий композитор-реалист, создатель яркого самобытного новаторского искусства. Его художественные взгляды сложились под воздействием революционно-демократических идей 1860-х гг. Музыкант видел свою цель в правдивом изображении жизни угнетенного народа, в обличении социальных уродств самодержавно-крепостнического строя. Эту цель он преследовал и при обращении к переломным периодам русской истории. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — говорил Мусоргский. Он обладал даром исключительно глубокого и чуткого проникновения в психологию народа, позволившим ему создать галерею живых, неповторимо своеобразных национальных характеров.

Новизна замыслов заставляла Мусоргского искать оригинальные формы и средства музыкальной выразительности, обогатившие мировое искусство. Вершиной творчества композитора стала музыкальная драма «Борис Годунов» (1868—1872 гг.). Над операми «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю) композитор работал до конца жизни. В 1870-х гг. были созданы также баллада «Забытый» на сюжет одноименной картины В. Верещагина, цикл «Песни и пляски смерти» на слова А. Голенищева-Кутузова и фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874 г.).

Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908 гг.)

Выдающийся композитор, музыкально-общественный деятель и педагог; оставил огромное творческое наследие. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита «Шехерезада» 1888 г. и «Испанское каприччио» 1887 г.), многочисленные романсы и другие произведения.

Римскому-Корсакову принадлежат также два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства. Скрупулезное изучение русской народной песни позволило композитору создать знаменитые оперы «Майская ночь» (по Гоголю, 1879 г.) и «Снегурочка» (по Островскому, 1881 г.), отразившие глубокую увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.

И. Ф. Стравинский (1882—1971 гг.)

— русский композитор, дирижер и пианист, ключевая фигура музыкального модернизма, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX в. Гражданин Франции (1934 г.) и США (1945 г.). Ранние балеты — «Петрушка» (1911 г.), «Весна священная» (1913 г.) — связаны с русским фольклором, обрядностью. Творчество Стравинского при образно-стилистической многоплановости отличается целостностью и органической связью с традициями русской музыкальной культуры. Среди произведений этого композитора следует о (1914 г.), «Мавра» (1922 г.), «Похождения повесы» (1951 г.), хореографическую кантату «Свадебка» (1923 г.), пантомиму с пением «Байка про лису, петуха, кота да барана» (1916 г.), балеты «Жар-птица» (1910 г.), «Орфей» (1947 г.), «Агон» (1957 г.), а также «Симфонию псалмов» (для хора и оркестра, 1930 г.).

Биографии детских писателей. 1 часть.

Ханс Кристиан Андерсен

1805 ─ 1875

Ханс Кристиан Андерсен или «король сказок» – так называли писателя взрослые и дети. А родился мальчик 2 апреля 1805 года в старом датском городе Оденесе, в семье сапожника. В самом центре города, стоит дом, в котором и жила семья Андерсена. Здесь и прошло нелегкое его детство.

Кристиан рос в любви и заботе. Отец водил мальчика в лес, мастерил игрушки и даже сделал для него настоящий кукольный театр. И первые сказки услышал он от своего отца. Мальчик переделывал эти сказки по-своему и сам же их рассказывал. Самым хорошим слушателем сказок был старый кот по имени Карл. Но Карл часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Кристиан не сердился на старого кота и все ему прощал.

Однажды мальчик побывал в настоящем театре и полюбил его на всю жизнь. Но билеты были очень дорогие и часто ходить в театр Кристиан не мог. Он тогда подружился с человеком, который расклеивает афиши. А афиша – это объявления о спектакле. Кристиан помогал расклеивать объявления, а в награду получал новую афишу. Кристиан приносил афишу домой и, прочитав название пьесы, тут же придумывал свою.

У Кристиана был очень хороший голос: он пел и рассказывал стихи. Однажды будущий король Дании, молодой принц, захотел послушать мальчика. Кристиан спел для него, а потом сказал, что хотел бы учиться. Эти слова не понравились будущему королю. «Не забывай, что ты из бедной семьи и лучше тебе научиться ремеслу» – строго сказал он.

Пройдет немного времени и эти двое опять встретятся. Принц станет королем, а сын сапожника – известным сказочником.

В 14 лет Кристиан покинул родной дом и отправился в далекий Копенгаген. А Копенгаген – это главный город, или столица Дании, чтобы стать актером.

Актером стать не получилось, зато он стал известным писателем-сказочником.

С детства нам известны сказки: «Гадкий утенок», который превратился в прекрасного лебедя. Сказка о гадком утёнке – это описание жизни маленького Андерсена, ведь он также был не очень красив внешне и любил мечтать. И в детстве чувствовал себя так, как этот маленький утенок.

А вот принцесса на горошине. Одна из первых сказок, которую родители читают своим дочкам. В ней говорится о маленькой принцессе, которой даже сорок перин не помешали почувствовать горошинку.

А есть у Андерсена сказка «Снежная королева». Эта сказка про воспоминания с детства. Маленький Ханс дружил в детстве с соседской девочкой. Они часто вместе играли в зимние вечера, в ящике выращивали лук и петрушку. А Снежная королева почудилась мальчику, когда умер его отец.

Ханс Кристиан Андерсен всю свою жизнь был одинок. Он хотел любить, но у него не было семьи, детей. Поэтому многие его сказки о любви очень грустные.

Например «Русалочка». Это добрая история о сильной любви русалочки к принцу, которая готова отказаться от жизни в море, чтобы у нее была человеческая душа и любовь принца.

Или сказка про оловянного солдатика. У одного мальчика был солдатик. А у солдатика не было ноги. Мальчику солдатик нравился: он стоял на своей одной ноге так же твёрдо, как и другие солдатики и смотрел на прекрасную балерину, мечтая с ней познакомиться. А что было дальше можно прочитать сказку «Стойкий оловянный солдатик». И много других интересных сказок написал Ханс Кристиан Андерсен. Среди них «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Девочка со спичками».

Жители Дании очень берегут все то, что связано с именем Андерсена. В Дании созданы памятники писателю и его героям.

В Копенгагене всех восхищает статуя Русалочки. Грустная Русалочка, смотрит вдаль, словно ждёт появления своего любимого принца. Русалочка – это символ современной Дании.

День рождения Андерсена, 2 апреля, объявлен Международным днём детской книги. А еще, именем великого сказочника, назвали Международную премию – это золотая медаль. Премию Андерсена дают писателям, которые создали лучшие книги для детей.

А еще узнать о жизни великого сказочника можно посетив дом-музей в Копенгагене или Оденсе. Музеи расположены в домах, в которых жил сказочник. Перед входом расположен памятник Андерсену. Внутри музея можно увидеть кабинет, в котором, за столом, сидит восковая фигура Андерсена. Здесь выставлено огромное количество картин, рисунков и скульптур, связанных с героями любимых сказок.

Великого сказочника, Ханса Кристиана Андерсена, уже давно нет. Умер он в 1875 году и похоронен в Копенгагене.

2

Д. Д. Шостакович (1906—1975 гг.)

Один из крупнейших композиторов современности, выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог. В его творчестве представлены все жанры музыкального искусства: опера и балет, симфония и концерт, инструментальный ансамбль и романс, песня и оратория, оперетта и музыка для кино и театральных постановок. Творениям Шостаковича свойственны высокая гражданственность, острота конфликтов, эмоциональная напряженность. Потрясающие, порой трагические противоречия современного мира, неутихающая борьба созидательных и разрушительных сил жизни, светлые гуманистические идеалы свободы и справедливости нашли в его лице талантливейшего толкователя.

Музыкальный стиль Шостаковича ярок и самобытен. Велико влияние на его творчество Мусоргского и Чайковского, а из зарубежных композиторов — Малера. Также огромную роль в творчестве играет творчески постигнутая русская народно-песенная традиция. Опера «Нос» (по Гоголю, 1927—1928 гг.), балеты «Золотой век» (1930 г.) и «Болт» (1931 г.), Вторая («Посвящение Октябрю», 1927 г.) и Третья («Первомайская», 1929 г.) симфонии, музыка для драматического театра и кино говорили о тяготении к злободневным темам и идеям, о стремлении к новизне музыкального языка. Наиболее крупные произведения — опера «Леди Макбет Мценского уезда» (1932 г.; во второй редакции — «Катерина Измайлова», 1956 г.), Концерт для фортепиано, трубы и струнного оркестра (1933 г.), Четвертая симфония (1936 г.).

Биографии известных русских писателей и поэтов XIX — XX вв.картотека по литературе на тему

Михаил Юрьевич

Лермонтов

(1814 – 1841)

Михаил Юрьевич Лермонтов появился на свет в 1814 году в семье отставного офицера Юрия Петровича и представительницы знатного рода Марии Михайловны, которая скончалась, когда мальчику было два года. Бабушка по материнской линии Е. А. Арсеньева забрала мальчика к себе в имение, в Пензенскую губернию, село Тарханы. Именно там прошло детство будущего поэта. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства владел французским и немецким языками. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству.

В десять лет Михаил Лермонтов впервые попал на Кавказ. С детских лет будущий поэт проникся особыми чувствами к этому краю. В нем рано проявились способности к стихосложению, сохранились стихи и даже поэмы, написанные им в 14-летнем возрасте.

В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Михаил Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского Благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Здесь в рукописном журнале увидела свет его первая поэма – «Индианка». В пансионе определяется преимущественная ориентация Михаила Лермонтова на А. С. Пушкина и байроническую поэму. В 1828 – 1829 гг. он пишет поэмы: «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата», «Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Демон». Уже в ранних произведениях Лермонтова проявляется, а затем становится все более очевидным, мотив бунтарства, «жажды свободы», стремления к борьбе. Поэт создает образ лирического героя, неудовлетворенного жизнью. Байронический мотив одиночества, разочарования, изгнанничества проходит через всю поэзию Лермонтова.

В сентябре 1830 года Михаил Лермонтов становится студентом Московского университета нравственно-политического, а затем словесного отделения, где учится менее двух лет. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой. С Сушковой связан лирический цикл 1830 года – «К Сушковой», «Нищий», «Стансы», «Ночь», «Подражание Байрону», «Я не люблю тебя: страстей…».

В Московском университете Лермонтов не выдерживает публичных экзаменов: преподаватели не простили ему дерзкого поведения, а потому, чтобы не оставаться на том же курсе второй год, Михаил вместе с бабушкой приезжает в Петербург, надеясь перевестись в местный университет. Однако учеба в Москве не была принята во внимание, и ему предложили снова поступать на первый курс.

Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой, дочери драматурга Ф. Ф. Иванова. В эти годы (1830 – 1832) происходит формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой самоутверждения поэта. Возникает жанр «отрывка» – лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа.

Следуя совету друга, М. Лермонтов 10 ноября 1832 года поступает в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, где проводит, по его собственному выражению, «два страшных года», заполненных разгулом, низменными увлечениями, в которые окунулся со всей силой своей мятежной души. Окончив в ноябре 1834 году школу в звании корнета лейб-гвардии, Лермонтов был приписан к гусарскому полку, расположенному в Царском Селе.

Первый прозаический опыт Михаила Юрьевича Лермонтова – роман «Вадим», написанный в 1832 – 1834 гг. и представивший широкую панораму крестьянского восстания 1774 – 1775 гг.

В 1835 году выходит поэма «Хаджи Абрек» – первое выступление М. Лермонтова в печати. Рукопись отнес дальний родственник поэта Н. Д. Юрьев в журнал «Библиотека для Чтения» втайне от автора. Поэма была встречена читателями тепло, но недовольный М. Лермонтов еще долго отказывался публиковать свои стихи.

Первые романы Лермонтова довольно тонко передают переживания молодости писателя с выдающимся талантом.

В – конфликт между офицером Григорием Печориным и чиновником Красинским. Здесь верхушка общества изображена более критично, чем это было принято в светской литературе того времени. Одновременно Лермонтов работает над драмой «Маскарад» (1835 – 1836) – первым произведением, которое он считал достойным обнародования, трижды подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал, однако, драма была запрещена.

В 1835 – 1836 гг. Лермонтов создает «Боярина Оршу» – первую оригинальную и зрелую поэму. Орша – первая попытка Лермонтова создать исторический характер – феодала эпохи Ивана Грозного, живущего по законам боярской чести. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1838) продолжила эту тему в творчестве Лермонтова. Своего рода аналогом «Песни…» было «Бородино» – отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837).

Написанное в 1837 году на смерть А. С. Пушкина стихотворение «Смерть поэта» стало переломным моментом в его биографии. Общественности был явлен выдающийся литературный талант, а обличительный пафос произведения был воспринят как воззвание к революции. Следствием этого стала высылка в действующую армию на Кавказ, в Нижегородский драгунский полк. Кавказский период знакомит автора с новыми людьми и жизнью, совершенно отличной от столичной светской. Пребывание в полюбившихся краях подействовало на Лермонтова плодотворно, помогло ему обрести душевное равновесие, даже подумывал выйти в отставку и остаться здесь. Но уже в октябре этого года он возвращается в большой свет и активно начинает печататься в журналах «Современник» и «Отечественные записки». Издаются и повести Лермонтова, которые позже вошли в роман «Герой нашего времени».

1840 год – трагический для Лермонтова. Его тайные враги вручили сыну французского посла эпиграмму, которую поэт написал несколько лет назад и адресовал другому лицу. Но Баранта уверили в том, что это сделал Лермонтов. Состоялась дуэль. Лермонтова признали виновным и предали военному суду. По указанию царя его перевели в пехотный полк на Кавказ. Лермонтова послали на верную гибель. Летом и осенью 1840 года он участвовал в кровопролитных боях. В перерывах между боями писал стихи.

В 1841 году Лермонтову дали кратковременный отпуск. Он едет в Петербург. Но Николай I распорядился немедленно выслать Лермонтова из столицы. Прощаясь с Петербургом, он пишет знаменитое стихотворение «Прощай, немытая Россия».

Михаил Юрьевич Лермонтов уехал к месту назначения, путь лежал через Пятигорск, где Лермонтов задержался. Он очутился в среде аристократов, которые поссорили Лермонтова с отставным майором Мартыновым. 15 июля 1841 года у подножия горы Машук между ними состоялась дуэль; Лермонтов был убит. Позднее его бабушка Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы и погребла в родовом склепе, рядом с могилами предков.

«Перчатка». Баллада написана в 1829 г., представляет собой сокращенный перевод одноименной баллады Ф. Шиллера (1797). Главная мысль, которую утверждает поэт, – это мысль о том, что истинной любви не нужны доказательства и что любовь можно уничтожить необдуманным поступком.

«Ангел». Стихотворение религиозно-философского содержания о связи земной и неземной жизни. Написано в 1831 г.

Стихотворение «Желание» написано в 1831 г. под впечатлением семейной легенды о шотландских предках Лермонтовых.

«Она не гордой красотою…». Стихотворение написано в 1832 г. и обращено к В. А. Лопухиной; проникнуто признательностью за те чувства, что подарены поэту. Лермонтова привлекает неброская красота любимой, скромная ее простота.

В 1837 г. Лермонтов оказался под арестом за стихи на смерть А. С. Пушкина. Поэт был помещен в одной из комнат верхнего этажа Главного штаба. К нему пускали только камердинера. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу. На этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал стихи «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Сосед», «Узник».

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» поэт говорит о своей безграничной любви к родному краю, о красоте природы России, мечтает о мирной и спокойной жизни, о счастье на земле.

«Поэт». Стихотворение написано в 1838 г. Поэт сравнивает отделанный золотом дорогой кинжал из булатной стали и творчество поэта, его назначение. Кинжал когда-то верно служил хозяину, не одну порвал кольчугу, «звенел в ответ речам обидным». Ныне же отделанный золотом, он висит на стене золотой игрушкой. Лермонтов задумывается, не утратил ли поэт в нынешний век свое назначение, как этот кинжал: не так благородны мысли, не так весомы и сильны слова. В стихотворении слышится отзвук декабристских представлений о поэте, как о народном вожде.

«Дума». Стихотворение написано в 1838 г. Содержит укор той части дворянской интеллигенции, которая не способна служить обществу. Лермонтов встречался со ссыльными декабристами на Кавказе и со многими из них разошелся в оценке деятельности самих декабристов и политики Николая I. Измученные каторгой, ссылкой, солдатчиной, некоторые участники восстания примирились с самодержавием, признали борьбу бесполезной. Эти настроения Лермонтов называет «поздним их умом».

«Как часто пестрою толпою окружен…». Стихотворение написано под впечатлением новогодних празднеств под новый 1840 год. На одном из балов в Дворянском собрании Лермонтова видел И. С. Тургенев. Он вспоминал, как на балу поэту не давали покоя, приставая к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другой, а он почти не сходил с места и «молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза».

Поэма «Мцыри» написана в 1839 г. и повествует о жизни монаха. Первоначальное название «Бэри» (из груз., в значении «монах») потом было заменено Лермонтовым на «Мцыри», что означает, во-первых, «неслужащий монах, нечто вроде послушника» и, во-вторых, «пришелец, чужеземец». В «Мцыри» отражены обычные лермонтовские мотивы, связанные с бегством романтического героя, из родимых мест, где он не понят, не признан, в далёкие неведомые края. Но в «Мцыри» развивается обратная ситуация. Здесь герой бежит наоборот, на родину, и вместе с тем загадочную и неизвестную для него, так как слишком юным он был вывезен оттуда, чтобы в его памяти сохранились ее ясные картины.

«Герой нашего времени». Роман написан в 1838 – 1839 гг. Первоначальное название – «Один из героев начала века». Роман о «современном человеке», представителе молодого поколения 30-х гг. 19 в. На вопрос, почему умные и энергичные люди не находят применения своим способностям, Лермонтов отвечает историей Печорина, главного героя.

Роман состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Каждая повесть представляет собой самостоятельное художественное произведение; объединены они образом Печорина. События разварачиваются на Кавказе: туда ссылались критически мыслящие, неугодные правительству люди. Бесцельность существования, духовная опустошенность приводят героя к тому, что он становится «лишним человеком» в обществе.

П. И. Чайковский (1840—1893 гг.)

Великий композитор, чье имя символизирует целую эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Его жизнь — образец непрерывного, настойчивого труда. Плодотворную работу композитора Чайковский сочетал с деятельностью педагога-воспитателя, критика-публициста, дирижера. Его творчество глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел славное героическое прошлое России. Чуткий реалист-психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников.

Основная идея его творчества — протест и страстная борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. Программные симфонические произведения «Ромео и Джульетта» (1869 г.) и «Буря» (по Шекспиру, 1873 г.), а также «Франческа да Римини» (по Данте, 1876 г.) наметили ту трагическую линию, которая выявилась особенно ярко в последние годы жизни композитора. К 1878 г. Чайковский закончил Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин» — гениальные произведения, которые ознаменовали расцвет его творчества и сыграли решающую роль в последующем развитии русской оперы и симфонии.

Поделиться ссылкой

Популярные темы сообщений

  • Достопримечательности Китая
    Территория Китая занимает достаточную часть суши. Именно здесь зародилась богатая культура и уникальные природные достопримечательности. Мы знаем о Китае не только благодаря возникшему конфуцианству, изобретению пороха,
  • Азовское море
    Азовское море, омывающее берега Украины и России, простирается на юге Русской равнины и является самым маленьким и мелководным морем в мире. Половина акватории Азовского моря имеет глубину около 5 метров. Максимальная глубина составляет всего лишь 15 м.
  • Отто фон Бисмарк
    В истории немало великих личностей, результаты дел которых, поражают не только величием, но и неоднозначностью. Одним из таких был видный политический деятель Германии Отто фон Бисмарк.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]