- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Описание дома и усадьбы Манилова (поместье, интерьер)
Автор романа «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь дает описание поместья помещика Манилова во второй главе. Описанию предшествует рассказ о блуждании Чичикова с целью найти Маниловку.
Манилов дал Чичикову несколько приукрашенное представление о своем поместье и расположилось оно дальше по расстоянию, чем было сказано хозяином имения. Подъезжая к поместью, Чичиков увидел стоявшее одиноко здание большого каменного дома. Он находился на возвышенности и был окружен клумбами с сиренью выдержанных в английском стиле.
Здесь же около дома расположился пруд, в котором гость с удивлением увидел двух баб, вылавливающих сетями рыбу. Чичикова поразил и тот факт, что в окрестностях совсем не было растительности, только стояли избы из дерева. Во всем пейзаже сквозила непрактичность и бесхозяйственность и в то же время присутствовали строения «как у всех».
На крыльце каменного дома Манилов ожидал гостя, раскрыв в гостеприимном жесте руки и сладко улыбаясь Чичикову.
Гость заметил и зеленую беседку, на которой значилась надпись «Храм уединенного размышления». Беседка заросла и обветшала, но Манилов гордился своим храмом, который отображал его тонкое душевное строение. Таким же бесполезным на взгляд Чичикова был и пруд, который помещик завел как дань моде.
Маниловы – глубокие мечтатели. При этом их быт был совершенно не устроен. Были одни рассуждения о том, что надобно закупить мебель. Судя по интерьеру, который состоял из необитых кресел, на которых была только рогожа, незаконченность обстановки дома длилась уже несколько лет. Обстановка выдавала лень и непрактичность хозяев усадьбы, при этом помещики Маниловы имели хорошие доходы.
Наряду с красивыми и дорогими предметами в интерьере дома были дешевые и неприглядные.
В доме был даже хозяйский кабинет, опять как дань моде, так как Манилов не обращал внимание на управление поместьем, предоставляя ведение дел в распоряжение слугам. Помещик использовал кабинет, чтобы проводить время в раздумьях за трубочкой табака. Манилов любовно расскладывал кучки табака аккуратными рядами в моменты длительных размышлений.
На столе кабинета лежала книга с закладкой в том месте, которое хозяин кабинета читал уже второй год.
В описании имения Манилова отображено само существование подобных людей – пустота, бездеятельность, мечтательность и лень.
Сочинение Дом Манилова
В этом описании и, говорят, везде в жизни дома похожи на своих хозяев. Поместье, как расширенный дом. Тут хозяйственной части уделяется мало внимания (и автором, и самим Маниловым), но есть храм уединенных размышлений – беседка. Зеленый купол, голубые колонны – красота!
Беседка, понятно, самое главное место тут – именно здесь хозяин может мечтать на свежем воздухе. И приятно, и полезно! На территории усадьбы есть заросший пруд, довольно унылый лес… Зато слащавости было достаточно в самом хозяине, в его отношениях с женой. Они даже говорили сладкими голосами.
Малое внимание к хозяйственной части приводит к тому, что крепостные ленятся и пьют. Но что-то, конечно, делается. Чичиков видит двух баб, которые несут улов: раки и рыба. Люди не фантазиями питаются! Также упоминается, что Манилов на все предложения приказчика своего отвечает, покуривая трубку, согласием. То есть хозяин, в принципе, не против того, что нужно в поместье что-то делать. Но получается, что всё зависит от этого приказчика – есть ли ему дело до поместья, не ворует ли он… Вот кухарка их ворует, мужики обманывают, только Маниловы внимания не обращают! Сам помещик в поля не ездит совсем.
Хотя говорится, что крестьянских домов довольно много тут. Чичиков даже обращает внимание, что они вполне крепкие, но нет никакой зелени вокруг домов – хоть бы одно деревце! Везде только бревна, господский же дом каменный – двухэтажный. В доме Маниловых не смущает, что уже несколько лет никак не закажут обивку для двух кресел, которые портят вид гостиной. А хозяин продолжает предупреждать гостей, что кресла не готовы.
Сад маниловский называется английским, то есть сделанным на такой манер. Наверное, модный. Всё немного чахлое, не совсем ухоженное. Есть несколько клумб, несколько березок, сирень. Газон подстрижен! Дом стоит на яре, то есть открыт всем ветрам – не совсем крепко всё, больше красиво. Думаю, что это как раз отражает характер владельца. Дом как бы отдельно от всех этих грубых крестьян, а ещё и выше – точно описание Манилова. Он точно сторонился своих простых крестьян, чувствовал себя выше их. Хорошо, что он не задумал, как в одном фильме, учить их латыни! Хотя, думаю, что Манилову вполне достаточно было своих мечтаний. Вот только сыновей назвал он своеобразно. Одного, помню, Алкидом!
Я думаю, что у Манилова мало энергии – уходит на пустые фантазии. И с мотивацией проблемы…
Господский дом Манилова – образ, привычки героя
Бывший офицер был признан обществом культурным, высокообразованным человеком. Каждый выход в свет для него своеобразный тест. Он изучает привычки состоятельных господ, перенимая себе их качества. Основные факты о герое:
- Персонаж постоянно курит трубку, ссылаясь на армейскую привычку;
- Мужчина счастливо женат на Лизоньке. Их браку почти девять лет, при этом люди сохранили нежность и взаимное уважение. В семье два сына практически одного возраста – 6, 7 лет;
- Лень мешает герою добиваться в жизни своих целей. Судьба преподносила ему урок, однако Манилов не готов заниматься бытом, решать проблемы, покидать привычный мир грез;
- Персонаж представлен типичным богатым господином. Внешне добрый, заискивающий, симпатичный герой в общении скучный, неинтересный. Отсутствие внутреннего стержня делает его ведомым, бесхарактерным;
- У помещика отсутствует желание спорить, доказывать свою правоту. Лучшее средство борьбы с проблемами – уход в собственную реальность, мечты;
- Для персонажа характерно пребывании в прострации, он абстрагируется от реальности, мечтая о своих несбыточных проектах.
Описание дома
Первое, что бросилось в глаза Чичикову, — это зеленая беседка, которая выдаёт все естество хозяина. На ней виднелась надпись «Храм уединенного размышления». Беседка немного обветшала, но Манилов ею очень гордился, ведь он серьезно считал, что это строение подчеркивает его тонкую натуру. Еще одной деталью, характеризующей хозяина, являлся пруд. Образован он здесь был в дань моде, но никакой пользы не приносил. Как говорит автор, такие пруды в то время не являлись редкостью в имениях. «Всё, как у всех» — скрытый девиз хозяина Маниловки.
Однако у этой семьи была одна отличительная черта: утопая в забавах и мечтах, супругам так и не удалось надлежащим образом оформить свое жилище. Об этом говорит годами поднимающаяся тема о приобретении необходимой мебели, которую планировалось купить еще после свадьбы. Но все заканчивалось обсуждением и не имело дальнейшего развития. В гостиной стояла красивая мебель вместе с парочкой кресел, обтянутых рогожкой, годами ждущих, когда всё-таки их доделают. Такая незаконченность проглядывалась во всем интерьере.
Характеристика окружающей обстановки дает понять, что у хозяев хорошее материальное положение, но они не приспособлены к жизни, никак не используют то, что у них есть, на практике. Наверное, основным моментом является их лень.
В доме встречались и дешёвые неприглядные, и дорогие красивые предметы. Например, на столе могли одновременно стоять античный восхитительный подсвечник и медный засаленный инвалид. Это не смущало хозяев.
Обстановка говорила только об отсутствии вкуса, а не о том, что Маниловы настолько возвышенны и тонки, что могут позволить себе не обращать внимания на такие бытовые мелочи.
Усадьба как средство характеристики Манилова
Описание усадьбы как средство характеристики помещика в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя Читать далее: Усадьба как средство характеристики Ноздрева
1. Усадьба как средство характеристики Манилова
Гоголь уделял большое внимание социально-бытовой обстановке, тщательно выписывал материальное окружение, материальный мир, в сфере которого живут его герои, потому что бытовая среда дает яркое представление об их облике. Эта обстановка описывается с помощью экстерьера и интерьера. Экстерьер – это художественное и архитектурное внешнее оформление усадьбы. Интерьер – описание внутреннего убранства помещения, несущее эмоциональную или содержательную оценку.
Манилов был первым помещиком, которого навестил Чичиков. Его каменный дом в два этажа стоял «на юру, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть». Дом был окружен садом. Манилов имел тот тип сада, который назывался английским – он становился популярным с начала ХIХ века. Там находились извилистые дорожки, кусты сирени и желтой акации, «пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины» (с. 410). Под двумя березами находилась беседка с плоским зеленым куполом, голубыми деревянными колоннами, на которой была надпись «Храм уединенного размышления». Ниже находился пруд, весь покрытый зеленью.
Все детали поместья говорят о характере его владельца. То, что дом стоял на открытой ветреной местности говорит нам о том, что Манилов был непрактичен и бесхозяйственный, ведь хороший хозяин не построил бы свой дом в таком месте. Жиденькие деревья, позеленевший пруд показывают, что за ними никто не ухаживает: деревья растут сами по себе, пруд не очищают, что еще раз подтверждает бесхозяйственность помещика. «Храм уединенного размышления» свидетельствует о склонности Манилова рассуждать о «высоких» материях, а также о его сентиментальности, мечтательности.
А теперь обратимся к внутреннему убранству помещения. Гоголь пишет, что в доме Манилова вечно «чего-нибудь недоставало» (с. 411): возле прекрасной мебели в гостиной, обтянутой шелковой материей, стояли два кресла, обтянутые рогожей; в другой комнате мебели не было вовсе, хотя сразу после женитьбы было оговорено, что комната скоро заполнится. К ужину на стол подавался дорогой подсвечник из темной бронзы «с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом» (с. 411), а рядом с ним ставили какой-то медный инвалид, весь в сале. Но ни хозяину, ни его жене, ни слугам это не мешало.
Особенно детально Гоголь дает описание кабинета – места, где человек занимается интеллектуальным трудом. Кабинет Манилова представлял собой небольшую комнату. Стены были покрашены «голубенькой краской вроде серенькой» (с. 414). На столе лежала книга, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, «которую он постоянно читал уже два года» (с. 411). Но больше всего в кабинете было табаку, который был и в табачнице, и в картузах, и насыпан кучкою на столе. На окнах находились горки золы, выбитой из трубки, что были старательно расставлены «очень красивыми рядками» (с. 414).
Как же интерьер характеризует героя? Незавершенность, которая постоянно наблюдается у Манилова, еще раз говорит нам о его непрактичности. Хоть он и хочет всегда всем понравится, его не тревожит странный вид его дома. В то же время он выставляет претензии на утонченность и изысканность. Когда мы «входим» в его кабинет, то сразу замечаем, что автор постоянно выделяет голубой цвет, что символизирует мечтательность, сентиментальность, душевную бледность помещика. Известно, что недочитанная книга у Гоголя – это образ, сопутствующий пошлому человеку. А по разложенным кучкам золы сразу становится ясно, что «работа» помещика в его кабинете сводится к курению табака и размышлениям о чем-то «высоком»; его времяпрепровождение абсолютно бессмысленно. Его занятия никчемны, как и его мечты. На вещах Манилова лежит отпечаток его личности: в них или чего-то недостает (обитые рогожей кресла), или в них что-то лишнее (бисерный чехольчик на зубочистку). Он никому не доставил пользы и жил пустяками. Жизни он не знал, реальность заменялась пустыми фантазиями.
2. Усадьба как средство характеристики Коробочки
После Манилова Чичиков поехал к Коробочке. Она жила в небольшом домике, во дворе которого было полно птиц и всякой другой домашней твари: «индейкам и курам не было числа» (с. 420), между ними гордо расхаживал петух; тут же были и свиньи. Дворик «переграждал дощатый забор» (с. 421), за которым шли огороды с капустой, свеклой, луком, картофелем и другими овощами. По огороду были рассажены «кое-где яблони и другие фруктовые деревья» (с. 421), которые были накрыты сетками для защиты от сорок и воробьев; с этой же целью на огороде стояло несколько чучел «на длинных шестах с растопыренными руками» (с. 421), причем на одном их из них был надет чепец самой помещицы. Избы крестьян имели хороший вид: «изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились» (с. 421), а в крытых сараях стояла одна, а где и две запасные телеги.
Сразу видно, что Коробочка – хорошая хозяйка. Неутомимо хлопотливая, она противопоставляется Манилову. Ее крестьяне живут хорошо, «довольствуются», так как она заботится о них и о своем хозяйстве. Также она имеет хороший ухоженный огород, на котором стоят чучела, которые отгоняют вредителей. Помещица настолько заботится о своем урожае, что даже одевает на одного из них свой собственный чепец.
Что касается внутреннего убранства помещения, то комнаты Коробочки были скромными и достаточно старыми, одна из них «была обвешана старенькими полосатыми обоями» (с. 419). На стенах висели картины с «какими-то птицами» (с. 419), а между ними висел портрет Кутузова и «писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире» (с. 420), между окон находились старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде «свернувшихся листьев» (с. 419), а за каждым зеркалом было заложено или письмо, или старая колода карт, или чулок. Также на стене были часы «с нарисованными цветами на циферблате» (с. 419).
Как видим, жизнь Коробочки буйная, насыщенная, но она низшая, так как находится на уровне животного (многочисленные птицы) и растительного (цветы на циферблате, «свернувшиеся листья» на зеркалах) мира. Да, жизнь кипит: гость проснулся из-за нашествия мух, часы в комнате испускали шипение, двор, наполненный живностью, аж гудел; утром индюк через окно что-то «заболтал» Чичикову. Но жизнь эта низкая: портрет Кутузова, героя, который висит на стене в ее комнате, показывает нам, что жизнь Коробочки ограничивается рутинной хлопотливостью; в лице генерала мы видим другой мир, полностью отличающийся от мелкого и ничтожного мира помещицы. Она живет замкнуто в своей усадьбе, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Коробочка стремится извлечь пользу из всего, очень боясь продешевить в каком-то незнакомом, неизведанном деле. Таким образом, она – обобщенный образ бережливых, а следовательно и живущих в довольстве, вдов-помещиц, туго соображающих, но умеющих не упустить свою выгоду.
Описание усадьбы как средство характеристики помещика в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя Читать далее: Усадьба как средство характеристики Ноздрева
Информация о работе «Описание усадьбы как средство характеристики помещика в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя»
Раздел: Зарубежная литература Количество знаков с пробелами: 37153 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Русь «помещичья», «Русь народная» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
51732
0
0
… побуждения. «Самоотвержение», терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижения поставленной цели. 1.2. Сатира на помещичью Русь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» «…гениальная меткость его сатиры была чисто инстинктивная … сатирическое отношение к русской жизни, без сомнения, объясняется … характером его …
Роль портретной и предметно-бытовой детали в создании образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
37716
0
0
… Г. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» в школьном изучении. М., «Просвещение»; 1982. Реферат Основная тема исследования – определение роли предметно – бытовой и портретной детали в создании образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Целью данной работы было исследование гоголевского метода характеристики героев, социального уклада через детали. Подробности быта героев привлекали …
Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
876679
0
0
… гнезда», «Войны и мира», «Вишневого сада». Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман «Евгений Онегин», Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества», и что в «Онегине» Пушкин «решился …
Творчество Н.В. Гоголя и поэма «Мертвые души»
24905
0
0
… за всем, «что ни делается на Руси», ибо все до последних мелочей «стало необыкновенно дорого и близко» ему. Больше всего времени и сил отдает он работе над поэмой «Мертвые души», которая станет главным итогом, вершиной его творчества. Сам Гоголь признавался, что был в его работе и личный мотив: долг перед памятью Пушкина. «Я должен продолжать мною начатый большой труд, который писать с меня взял …
Отношение к хозяйству Манилова
Персонаж, мягко говоря, не отличается практичностью, что ярко показано на примере описания его усадьбы.
Дом героя стоит на открытом пространстве, доступном всем ветрам, пруд зарос зеленью, деревня обеднела. Перед Чичиковым открываются жалкие, безжизненные виды. Повсюду царит ветхость и запустение.
Хозяйство Манилов не занимался, на поля он никогда не выезжал, не знал о количестве крепостных и скольких из них уже нет в живых. Ведение дел помещик поручил приказчику, а сам полностью устранился от решения насущных проблем.
Он никак не может взять в толк, зачем Чичикову могли понадобиться мертвые души, но в то же время он счастлив предаваться фантазии, как было бы здорово пожить рядом с ним на берегу реки. Приказчик, ведущий хозяйство Манилова, безнадежный пьяница, а слуги только и тем и занимаются, что спят и бездельничают.
Манилов – единственный, кто не стал продавать мертвые души, а решил отдать их даром. Кроме того, помещик берет на себя все расходы по оформлению купчей. Данный поступок наглядно демонстрирует непрактичность героя. Единственное, чем руководствуется Манилов – бессмысленное подхалимство перед Чичиковым, как и перед любым другим человеком.
Сочинение: Описание и характеристика дома Манилова в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь)
(354 слова) Чичиков – главный герой поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» — совершает визиты помещикам с целью осуществления своей сделки. Первым «на пути» у героя оказывается Манилов. Автор детально описывает его имение, территорию усадьбы, чтобы лучше раскрыть характер персонажа. Гоголь типизирует всех героев, обличая определенные общественные пороки.
Манилов – «человек ни то ни сё». Это пустой, бездуховный персонаж, в котором слишком много «приторности», сахара. Его нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным героем. Интерьер Манилова полностью передает характер героя. Так, в доме Манилова всегда что-то отсутствовало. Например, часть мебели была обтянута дорогой материей, а другая – рогожей. Вот уже на протяжении многих лет он говорил, что вскоре будет все выглядеть однородно, однако ничего не менялось. Во многих комнатах и вовсе не стояло мебели. Манилов – ленивый помещик, который не проявлял особого интереса к своему хозяйству.
Комната Манилова, как и сам персонаж, выглядела приятно. Стены выкрашены в голубую краску, которая была похожа но серую. Даже в этой детали нет определенности. На столе у Манилова всегда лежала книжка с закладкой на одной и той же странице. Это указывает на необразованность героя, его стремление выглядеть, а не быть умнее. Однако за этой красивой оболочкой невозможно что-то разглядеть. Даже имена детей Манилова говорят о безграмотности героя (в них присутствует смешивание частей слов из разных языков- греческого и латинского).
Манилов отличается от других помещиков своей мечтательностью. Он много времени проводит в размышлениях, часто фантазирует. Однако ни одна из его задумок так и не была воплощена. Мечтательность героя отражена и в интерьере его дома. В помещении можно увидеть старинные предметы: «щегольской подсвечник из тёмной бронзы». Однако рядом с ним стоит «медный инвалид». Неопределенность – одна из основных черт характера героя. Манилов часто придерживается чужого мнения, не способен самостоятельно принимать решения. Поэтому, и в его интерьере, и в его поступках всегда будет неоднозначность. Герой старается понравиться всем без исключения, поэтому он выглядит слишком «слащаво», ненатурально.
Таким образом, при создании своих героев Н.В.Гоголь использует такой прием, как типизация. Для более глубокого анализа характеров персонажей, читателям необходимо обращать внимание на каждую деталь: как в портрете, так и в интерьере. Обстановка помещения отражает наиболее важные черты героев, она становится воплощением внутреннего мира помещиков. Так, неопределенность, «сахарность» Манилова отражается в приятной комнате, в неоднородной мебели.
Автор: Анастасия Сметанова
Взаимоотношения Манилова и Чичикова
В отличие от других помещиков, Манилов встречает Чичикова с большим радушием и гостеприимством, проявляя себя как заботливый и внимательный хозяин. Он во всем старается угодить Чичикову.
В сделке с главным героем Манилов не ищет выгоды, всячески отказываясь принимать плату за мертвые души. Он отдает их даром, по дружбе.
Поначалу помещик недоумевает по поводу необычного предложения Чичикова, да так, что у него выпадает трубка изо рта и пропадает дар речи.
Свое отношение к сделке Манилов переменил после того, как Чичиков ловко оформил свою просьбу в красивые слова – помещик тот час же успокоился и согласился.
Главный герой, в свою очередь, не может поверить в то, что Манилов и приказчик не в состоянии дать ответ, сколько у них крестьян умерло с прошлой переписи.
Образ Манилова в поэме «Мертвые души»
Манилов – человек деловитый, сентиментальный. Поведение, внешность, включая приятные черты лица, обаяние этого героя настолько приятны, что кажутся приторными и становятся буквально отталкивающими.
За всей этой сахарной наружностью скрывается бездушие, черствость, ничтожность.
Мысли героя хаотичны и беспорядочны. Коснувшись одной темы, они тут же могут улетучиться в неизвестном направлении, уйти далеко от реальности.
Он не умеет думать о сегодняшнем дне и решать бытовые вопросы. Всю свою жизнь старается облечь в изысканные речевые формулировки.