«И умерли в один год». Какой была реальная пушкинская «Пиковая дама»

280 лет назад, 28 января 1741 г., родилась княгиня Наталья Петровна Голицына, урожденная Чернышева. Считается, что именно она стала прототипом княгини из повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Той самой, что посоветовала Герману якобы счастливую комбинацию «тройка, семерка, туз».

«Пиковая дама», выражаясь современным языком, посвящена проблеме игромании. Эта пагубная страсть доводит главного героя до сумасшедшего дома.

Главный персонаж Герман, в отличие от старой графини, не имел реального прототипа, однако судьба игроков, заканчивающих жизнь в сумасшедшем доме, — отнюдь не выдумка. Как и судьба тех, кто из-за долгов попадал в тюрьму, чьи семьи разрушались. Великий поэт и сам однажды серьезно споткнулся на карточной игре. Пушкин проиграл сумму, которую ему пришлось выплачивать в течение нескольких лет. Произошло это накануне свадьбы поэта с Натальей Гончаровой, что чуть не расстроило помолвку. В письме к другу Пушкин сетовал: «Московские сплетни доходят до ушей невесты и ее матери — отселе размолвки, колкие обиняки, ненадежные примирения…» Не исключено, что написанная позже повесть «Пиковая дама» стала своего рода предостережением для тех, кто покорился азартной страсти, стал игрушкой в ее руках, забыв об истинных ценностях жизни.

В гости к «Пиковой даме». Петербургские адреса литературных героев Подробнее

Идея и история создания Пушкиным «Пиковой дамы»

Точно неизвестно, но предполагается, что повесть «Пиковая дама» была Пушкиным задумана в 1828 г., закончена в имении Болдино Нижегородской губернии осенью 1833 г. В основу ее написания был положен рассказанный поэту князем Голицыным случай, о том, как ему, проигравшемуся в карты, удалось отыграться. Он поставил деньги на карты, предсказанные его бабушкой Н.П. Голицыной, бывшей влиятельной особой при дворе и фрейлиной при пяти императорах. По семейному преданию, в молодости Наталья Петровна Голицына, живя в Париже, свела знакомство с известным магом или авантюристом Сен-Жерменом[1], который ей рассказал некий секрет карточной игры. Пушкин к этой истории придумал занимательный сюжет с интересной интерпретацией[2].

Повесть «Пиковая дама» в пушкинской прозе занимает особое место. В отличие от иных его реалистических произведений, в «Пиковой даме» присутствуют астральные[3] силы, оказывающие влияние на судьбу человека. Тема судьбы и случая интересовали Пушкина, который считал, что ум человека может, исходя из общего хода вещей, делать «глубокие предположения, часто оправданные временем», но он не способен предвидеть случая, являющегося «мощным и мгновенным орудием провидения». К тому же поэт, не по слухам, а по личному опыту познал страсть к карточной игре, столь популярной в его время. Карты являлись своеобразным инструментарием в игре с судьбой, с их помощью гадали, стараясь предугадать будущее.

После публикации в 1834 г. повести в журнале «Библиотека для чтения», она получила множество положительных отзывов и стала настолько популярной, что игроки предпочитали делать ставки на магическую комбинацию: «тройку, семерку, туз». В своем дневнике Пушкин записал: «Моя «Пиковая дама» в большой моде».

Проблемы

  • Алчность. Имея коварный замысел нажиться за счёт секрета, Германн не удосуживается исполнить её посмертную просьбу, пренебрегает и тем, что она пришла к нему не по своей воле, а по указу, данному свыше. Не жалеет он и чувств Елизаветы Ивановны, которая успела довериться ему и проникнуться нежными любовными посланиями. Главная проблема произведения «Пиковая дама» заключается в расчетливости главного героя, которая оказывает отрицательное воздействие на его жизнь.
  • Лицемерие. Германну с его помощью удается обмануть не только легковерную девушку, но и весь свет, который принимает его успех за чистую монету. Все окружающие завидуют удаче игрока, желают ему поражения, однако сохраняют вид почтительности и доброжелательности. Этой ложью пронизан весь высший свет.
  • Зависимость людей от материальных благ. Герой ожесточенно добивается богатства ради признания окружения, ведь в мире салонов и балов ценятся только деньги. Проблема не в одном человеке, а в системе, где все имеет свой денежный эквивалент.

Основное содержание «Пиковой дамы», композиция произведения, смысл названия, эпиграфа

Жанр «Пиковой дамы» Пушкин определил, как повесть. Хотя Белинский и многие другие критики считали это произведение рассказом, ограниченным одной сюжетной линией и небольшим количеством действующих лиц. В сюжете «Пиковой дамы» переплетены черты романтизма и реализма, позже повесть стали относить к направлению мистического реализма. На чертах и некоторых поступках главного героя присутствует романтический налет, в тоже время он, прикоснувшись к потусторонней тайне, использует ее для воплощения своих меркантильных житейских планов.

Произведение наполнено фантастическими образами и мистическими событиями, между которыми существует определенная взаимосвязь,отмеченная в названии повести и эпиграфе. В названии «Пиковая дама» указана разрушившая жизнь главного героя игровая карта, в эпиграфе ее символическое значение в гадании как «тайная недоброжелательность». Композиция «Пиковой дамы» состоит из 6 частей и лаконичного эпилога из 5 предложений. В первой части происходит завязка сюжета, в третьей – кульминационная сцена смерти старой графини, в шестой – развязка дана в сцене проигрыша главного героя.

В основе сюжета «Пиковой дамы» история молодого военного инженера Германна, имя которого выдает в нем обрусевшего немца. Знакомство с героем происходит в самом начале произведения. Долгой зимней ночью, окончив под утро карточную игру у конногвардейца Нарумова, ее участники разговорились. Князь Поль Томский поведал историю своей бабушки графини Анны Федотовны, которой довелось узнать от известного в Париже оккультиста[4] Сен-Жермена выигрышную комбинацию карт. Этим секретом она воспользовалась дважды. Один раз сама, чтобы отыграться, во второй раз помогла из жалости некоему молодому человеку Чаплицкому с условием никогда более не играть, что, видимо, тот не сделал и умер в нищете, промотав миллионное состояние. Но ни одному из своих четырех сыновей, которые были отчаянными игроками, ни внукам своей тайны не раскрыла.

Игроки рассказ Томского восприняли несерьезно, только не принимавший участия в игре Германн заинтересовался этой «сказкой». В его голове зарождаются коварные мысли и начинает выстраиваться план получения от старой графини тайны заветных карт. Он ходит к дому графини, стоит под ее окнами. Начинает писать ее воспитаннице Елизавете Ивановне любовные послания, добивается взаимности и уговаривает на ночное свидание. Проникнув благодаря Лизе в дом, Германн пытается сначала уговорами, потом угрозами выпытать тайну у графини. Старуха, не вынеся страха, умирает.

После с Германном начинают твориться странные вещи: на похоронах ему чудится, что лежавшая в гробу старуха насмешливо прищурилась, мерещится ночью у себя дома ее призрак, раскрывающий карточную комбинацию. Его воображение полностью поглотила идея воспользоваться открывшейся ему тайной. Вскоре ему представился случай: в Петербург приехал известный опытный игрок Чекалинский. Два раза Германн у него выигрывает, в третий раз, перепутав карту, проигрывает все. Глядя на карту у него в руках, ему кажется,что «пиковая дама» усмехнулась. Разорившийся молодой человек попадает в психиатрическую лечебницу.

Интересна сущность игры, называемой «фараон», в которой участвуют два игрока. Один из своей колоды вытаскивает карту и делает на нее ставку. Другой из своей колоды начинает метать карты в две кучки. В чью сторону выпадает загаданная карта, тот и выигрывает. В этой простой и совершенно непредсказуемой игре невозможны шулерские трюки и просчет карт. Игроки полагаются только на везение и случай. Сам процесс игры в карты в повести не показан до последнего эпизода. С первой страницы карточная игра становится только темой для разговоров, поначалу в виде безобидного и забавного анекдота про графиню. На последней странице окажется, что связанная с игрой история невеселая и роковая. Игра в сюжете наделена таинственными, фантастическими возможностями. «Три верных карты» овеяны тайнами кабалистики (история с Сен-Жерменом), мистикой загробного откровения (явление призрака умершей графини).К концу первой главы для Германна игра воспринимается как «сказочная» возможность разбогатеть, после она начинает демонически овладевать его сознанием.

Главная мысль

Повесть Александра Сергеевича Пушкина заставляет задуматься: стоит ли сомнительное везение неоправданного риска? Ведь ощутив себя любимцем фортуны однажды, человек начинает втягиваться в игру, ему становится сложно перебороть зависимость от постоянного ощущения азарта. Но это лишь одна грань произведения. Идея, которую преследовал Александр Сергеевич Пушкин – это ироническое воплощение типичного романтического героя, который не зря является именно немцем. Романтизм родом из Германии, и автор критически оценивал его. Например, он иронизировал по поводу его далеких от реальной жизни канонов даже в «Руслане и Людмиле». Поэт осуждает оторванность этого направления от действительности и непременное желание выставить ее в дурном свете. Прежде всего, он обрушает критику на романтического героя. Соответственно Германн, несмотря на мистический уклон и веру в магию трех карт, остается обычным мещанином с банальным набором ценностей. Возвышенно-показная его натура не меняется к лучшему от волшебства, ведь он применяет его в алчных целях. То есть, основная мысль «Пиковой дамы», что никакие внешние романтические атрибуты типа мистики, азарта и незаурядности характера не помогут персонажу избавиться от суеты и мерзости материального мира, а лишь оправдают его безнравственность, сделают возможным преступление, ведь суть романтического героя — это противостояние с обществом. Такую форму оно запросто может принять, в этом и опасность немецкого культа индивидуализма – веры в превосходство личности над социумом. Поэтому финал книги доказывает обратное: общество выше Германна, который нарушил его законы. Смысл «Пиковой дамы» состоит и в том, чтобы показать неизбежность наказания за совершённое преступление. Узнав три заветные карты, благодаря которым можно было в несколько раз преумножить своё состояние, игрок не смог совладать с собой, потерял рассудок.

Система образов в «Пиковой даме». Образ Германна

Суть проблемы человека и судьбы. Смысл символических и фантастических образов

Центральный герой повести «Пиковая дама» Германн посиживает ночи в компании игроков, но сам карт в руки не берет, хотя в душе страстный игрок. Ему нравилось следить за игрой других картежников, пытаясь разгадать систему выигрыша. Сам он не позволял себе рисковать деньгами, вел весьма скромный образ жизни, имея небольшой капитал и живя на скромное жалование. Он одержим манией обогащения.

Своими жизненными козырными картами Германн считал «расчет, умеренность и аккуратность». Он человек рациональный, не верящий в торжество случая. В рассказе Томского его убедила не столько история выигрыша графини, сколько ее повторение с Чаплицким, которому был открыт секрет. Однократный выигрыш мог быть случайностью, повторение случайностей становится закономерностью. Но расчетливый Германн просчитался самым зловещим образом. Думая, что желанная тайна послужит его целям, он сам очутился во власти этой тайны. Молодой человек не замечает собственную зависимость, которая начинает проявляться в его мыслях, поступках и снах.

Ему снится игра, в которой он беспрестанно выигрывает золото и ассигнации[5], просыпаясь, вдыхает о потере якобы своего фантастического богатства. Блуждая по Петербургу, он, словно неведомой силой направляемый, все время приходит к старинному особняку графини. Его сознание подчинено загадке чисел, смысл которых еще не ясен. Он мечтает о том, что мог бы «утроить, усемерить» состояние, доставив себе «покой и независимость». В его подсознании уже отпечатаны заветные карты: «тройка», «семерка» и олицетворяющий «покой и независимость» «туз», самая важная по статусу карта. Несмотря на эти странности, Германн планомерно продумывает способ обольщения Лизы и проникновения к графине.

Стоящий под окнами Лизаветы Ивановны Германн представляется ей героем из романа: лицо прячет в бобровый воротник, черные глаза его сверкают, бледные щеки вспыхивают румянцем. Томский, рассказывая Лизе о Германне, заметил, что тот обладает «лицом истинно романическим», с «профилем Наполеона» и «душой Мефистофеля».

Добившись свидания и получив в письме от Лизы подробное описание дома, он проникает в покои старой графини, пытаясь узнать желанный секрет. В своих убеждениях он приводит графине массу аргументов: от возможности его осчастливить, как человека бережливого и достойного, до готовности принять на свою душу ее грехи, но почитать «как святыню». Поняв, что старуха скончалась, Германн идет в комнатушку Лизы для объяснения,но не любовного, ведь в этом больше нет нужды. Лиза понимает, что в основе поступков ее «романического» героя была страсть, но не к ней, а к деньгам, которых «алкала его душа». В образе Германна Пушкин впервые показал зарождающийся буржуазный мир с измельчавшими страстишками, которым управляют деньги. Хотя в облике героя есть наполеоновские и демонические черты, его зло мелко, он просто хочет разбогатеть, думая бухгалтерским способом просчитать судьбу.

Даже решив покаяться на отпевании старухи за то, что стал виновником ее смерти, он делает это из боязни, что дух покойницы способен дурно повлиять на его жизнь. Склонившись над гробом старухи, ему чудится ее недобрая усмешка, и он теряет сознание. От пережитого нервного потрясения и выпитого вина ночью ему является то ли наяву, то ли во сне призрак старухи и сообщает заветные карты: «тройка, семерка, туз», обещая свое прощение, если он женится на ее воспитаннице. После этого Германном полностью овладела игра разума с судьбой, всюду преследовала «идея фикс[6]» трех карт, названия которых шевелились на его губах. Все, что его окружало, напоминало эти карты, в которые он стал вкладывать смысл символических образов. Статная девушка представлялась ему как «червонная тройка», пузатого мужчину он сравнивал с «тузом», если его спрашивали о времени, то отвечал: «Без пяти минут семерка». В фантастических образах тревожных снов «туз» ему кажется пауком, «семерка» готическими воротами, «тройка» – пышным цветком.

Решив подать в отставку и уехать за границу, Германн ищет подходящего случая для игры, но случай сам его находит, избавляя от лишних хлопот. С появлением в Петербурге крупного игрока Чекалинского решается его участь. Во время игры Германн по-прежнему сдержан и расчетлив, уверен, что владеет «закономерностью» случая. Соблюдая наставления старухи, он ставит за вечер только одну карту, выигрывает два раза подряд. Удивительно, что старуха его не обманула: выиграли все три карты. Закономерность была доказана. Но Германн сам неосторожно «обдернулся», поставив даму вместо туза. А значит, доказана и непредсказуемая власть случая. Его капитал, «утроенный, усемеренный» за два вечера до 94 тысяч, достается «тузу» Чекалинскому. У Германна остается в руках только «пиковая дама», с прищуренным глазом повторившая усмешку покойницы графини. Двусмысленно звучат слова Чекалинского, обращенные к проигравшему сопернику: «Дама ваша убита». Они, означающие на языке картежников результат игры, представляют также выражение, относящееся к реальному, хотя и невольному убийству старухи.

Образ пиковой дамы перекликается с образом графини Анны Федотовны, богатой старой дамы, бывшей красавицы и светской львицы, азартной картежницы в молодости. По слухам, она является хранительницей тайны «трех карт», открытой ейво время пребывания в Париже известным мистиком. В доме 87-летней графини время словно остановилось, предметы интерьера и туалеты старой дамы по моде XVIII в. подчеркивают старомодность и ветхость их хозяйки. Характер у Анны Федотовны сварливый, своими причудами и капризами она изводит не только слуг, которые втихаря обкрадывают полоумную старуху, но и свою бедную воспитанницу Лизавету Ивановну. Графиня, казавшаяся еще при жизни уже омертвевшей, после смерти словно оживает. Ее призрак, как порождение темных сил, является к Германну, шаркая тапочками, и готов заключить сделку с человеком, ставшим жертвой собственной алчности. Мертвая старуха сообщает ему«против своей воли»демоническую тайну, но проявляет личную милость, обещая простить свою смерть с условием женитьбы на Лизе. Возможно, проигрыш Германна, не выполнившего условия, был мистической местью старухи. Ведь ранее и Чаплицкий, нарушив запрет графини больше не играть, умер нищим. Графиня в образе пиковой дамы, издеваясь над героем, смеется над ним, лишив всего, доведя до безумия.

Лизавета Ивановна живет в доме своей «благодетельницы» на униженном положении. Вынужденная сопровождать свою хозяйку на прогулках и балах, она не могла не понимать своего жалкого положения в «большом свете». Несмотря на то, что она была миловиднее многих ее ровесниц, успехом она не пользовалась, кавалеры крутились около богатых невест. Это задевало ее самолюбие. Молодые люди ее приглашали только тогда, когда не было пары, дамы замечали, лишь когда им требовалась помощь. Но она ждала, что когда-нибудь появится ее «избавитель». Не имея возможности «достойного» знакомства, она стала обращать внимание на военного инженера под своими окнами, со временем отвечать на его любовные письма. Став невольной соучастницей Германна, она после злополучного свидания понимает его истинные намерения. Но в отличие от ее расчетливого несостоявшегося возлюбленного, она устроила свою судьбу, удачно вышла замуж, хотя при своем положении не могла рассчитывать на счастливый брак.

Чему учит?

Прочитав «Пиковую даму», читатель невольно задумывается о негативном влиянии желания постоянной наживы. Огромные суммы денег так и манят человека вновь и вновь возвращаться за карточный стол. Исходя из негативного примера Германна, можно сделать вывод о том, что не стоит гнаться за легкими деньгами, тем самым искушая судьбу. Путь к цели, даже если эта цель – благосостояние, должен быть честным и достойным.

Кроме того, благородство человека измеряется не полнотой кошелька, а богатством души. Только тот, что воспитывает в себе подлинную добродетель, достоин уважения и счастья. Любовь, искренность и дружбу не купишь на карточный выигрыш, каков бы он ни был.

Образ Петербурга. Роль эпилога

В «Пиковой даме» Пушкиным впервые был представлен образ Петербурга как города абсурда, в котором стираются грани между реальностью и фантастикой. Северная столица показана не как центр культуры государства, а как место, в котором опошляются моральные принципы, мельчают чувства, мысли и поступки. Петербург с его «ненастными днями», «долгими зимними ночами» изображен как город игроков, занимающихся «делом», готовых поставить на карту все ради низменных желаний и целей.

Петербург, словно невидимый призрак или видение, подчиняет своей власти жителей. В «Пиковой даме» встречаются якобы «случайные» моменты, связанные с городом. Так, Германн, блуждая по Петербургу, погруженный в свои мысли о тайне графини, «случайно» очутился у дома «старинной архитектуры» на одной из центральных улиц и узнает, что это ее особняк. Его привело к этому дому какой-то «неведомой силой». Город, враждебный человеку, делает его жизнь призрачной, нелепой, наполненной фальшью, корыстью, лишает его ума. Отрытая Пушкиным тема Петербурга будет продолжена в творчестве Гоголя, Достоевского и др.

В эпилоге, состоящем всего из пяти предложений, становится известно, что несостоявшийся «Наполеон» и «Мефистофель» в одном лице, пребывает в Обуховской психиатрической клинике, бормоча одно и то же: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама». Лизавета Ивановна замужем за обеспеченным сыном бывшего управляющего старой графини, в ее доме воспитывается некая бедная родственница. Внук графини и приятель Германна Томский произведен в ротмистры[7], удачно женился. Из этого лаконичного заключения следует, что провидение распорядилось судьбами героев по-своему, спутав карты, нарушив планы, преподнося нежданный выигрыш. У Германна судьба отняла разум, с помощью которого он намеревался ее обхитрить. Лиза, не ждавшая от жизни ничего хорошего, обрела благополучие и семью. «Праздный счастливчик» Томский незаслуженно все более богатеет, получив чин, наследство и приданое богатой невесты.

Темы

Основная тема повести – судьба

. Автор ставит вопрос: может ли человек управлять ею с помощью тайных знаний? Видимо, нет, ибо герой, который дерзнул сразиться с неумолимым роком, с треском проиграл ему и, более того, был наказан за свою дерзость. Люди, по мнению Пушкина, не должны пытаться покорить то, что не находится в их ведении.

Тема справедливости

. Что посеешь, то и пожмешь – там можно обозначить вывод из этой истории. Ведь если проследить за героями, то нам без особых размышлений становится понятно, Германн в наказание за свои темные помыслы проигрывается в карты и сходит с ума, а та же Елизавета, «бедная воспитанница» графини, терпит все издевательства только ради денег, а не из чистых помыслов. Как следствие, внутри неё зарождается зло. Уже после обретения своей собственной воспитанницы Лиза вступает на путь того же внутреннего очерствения, что и старуха-мучительница.

Мистическая тема. Пушкин описывает колдовскую силу карт, погружая читателя в иллюзию. Он до конца не знает, заключается ли магия в загадочной комбинации, или все это лишь игра больного воображения Германна, немецкого романтика, который и не такое мог бы выдумать? Даже в финале нет прямого ответа, автор выдерживает интригу до конца, позволяя мечтателям думать, что персонаж и вправду был наказан самой судьбой.

Жанровая композиция

«Пиковая дама» по своему литературному жанру определяется как повесть. Это подразумевает небольшой объем, один главный сюжет и участие в произведении второстепенных героев. Исследователи утверждают, что эта книга являлась первым сочинением Александра Сергеевича, которое открыло цикл последующих размышлений о пороках людей и грядущим за этим наказанием.

Основное направление — романтизм, при котором происходит появление воображаемого мира в реальном, и даже очень проницательный читатель не может точно узнать, было ли волшебство в действительности либо автор просто описал сон героя. В повести Пушкина также не ясно, кто смог довести Германна до потери рассудка: большой проигрыш или карточная магия. Так или иначе, тяга этого персонажа к обогащению любыми способами высмеяна и наказана.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]