Одна из главных проблем, которые Пушкин затрагивает в произведении «Дубровский» — месть и великодушие. Автор показывает, что даже лютая ненависть проходит, если вмешивается любовь. Это случилось с центральным персонажем, который хотел уничтожить врага своего отца. Но чувства, возникшие к дочери недруга, смягчили сердце Владимира и он прощает Троекурову его подлость и ложь.
Текст сочинения
В романе Пушкина «Дубровский» главный герой становится свидетелем смерти отца от сердечного приступа. Ведь пожилой человек не смог выдержать предательства лучшего друга, который не только прилюдно оскорбил, но и подкупил чиновников, чтобы нечестным путём отобрать имение.
Владимир Дубровский решает отомстить Троекурову, так как считает, что нельзя оставлять безнаказанными:
- безвременную кончину отца;
- удар, нанесённый чести всего рода Дубровских.
Молодой человек поджигает дом, но присущая мягкость характера не позволяют уничтожить страшной смертью лживых чиновников, и он приказывает оставить дверь открытой. Несмотря на верность и преданность слуг, они в этот раз ослушались и оставили дом запертым.
После гибели приказчиков Владимир вместе с крестьянами организовал шайку. Скрывались они от закона в лесу. Слухи о великодушии разбойника Дубровского прослыли по всей округе. Честных и бедных Владимир и его шайка не трогают. Опасаться стоило коррупционерам, чья жадность не знала границ, а подлые поступки рушили судьбы невиновных людей.
Во многих произведениях как русской, так и зарубежной литературы, проблема борьбы с бесчинствующим дворянством решалась с введения в повесть героя — благородного разбойника, отбирающего деньги у богатых и отдающего бедным.
Этот приём использовал и Пушкин в своём романе. Он наделяет главного героя благородством, но ставит его в ситуацию, из которой не получается выйти иным путём, как только став разбойником. И Владимир начинает свою месть Троекурову, действуя строго по плану:
- Напугать своего врага тем, что в округе появляется шайка.
- Заставить подлого богача застыть в ожидании и недоумении, почему именно его имение разбойники обходят стороной.
- Троекуров расслабляется, считая, что его охрана работает безупречно, вызывая страх у шайки.
- В это время Дубровский проникает в дом под видом французского учителя Дефоржа, чтобы понять, как лучше осуществить свою месть.
Своенравный Троекуров решает подшутить над «слабым» учителем и закрывает Владимира в одной комнате с медведем. Но выстрел, прозвучавший неожиданно для всех, становится весомым аргументом, чтобы окружающие поменяли мнение о Дефорже. Барин увидел в парне смелость, а его дочь тут же влюбляется в неустрашимого человека. Владимир оказывается перед выбором между любовью и местью. Он великодушничает и сменяет гнев на милость.
Проявление жестокости и человечности в романе «Дубровский» (А.С. Пушкин)
Авторы Литероведа предлагают сочинение по творчеству А.С. Пушкина на тему «Проявление жестокости и человечности в романе «Дубровский» (А.С. Пушкин)», в котором расскажут, в каких поступках и действиях героев произведения проявляются жестокость, а в каких – человечность.
Романом А.С. Пушкина «Дубровский» зачитывается уже не одно поколение читателей, которые сопереживают героям, радуются с ними, сочувствуют им, в чем-то поддерживают или осуждают за их дела и поступки. Те нравственные проблемы, которые поднимает писатель в произведении, не остались в далеком прошлом, они и в сегодняшнем мире волнуют людей, и сегодня человек задумывается о жестокости и человечности, жадности и щедрости, зависти, бескорыстии, великодушии.
Перед читателями романа проходят герои, проявляющие разные душевные качества. Кирила Петрович Троекуров – один из главных героев произведения — человек жестокий, бессердечный, эгоистичный, о таких обычно говорят «самодур». Его жестокость распространяется не только на крепостных, но и на соседей, знакомых и даже на собственных детей. Слепая месть этого барина не знает границ: он довел до смерти своего соседа и друга Андрея Гавриловича, отобрав у него небольшое единственное имение Кистеневку. Дубровский остался нищим. Не выдержав этой несправедливости и вседозволенности, он умер, а его единственный сын Владимир остался и без родителя, и без родного гнезда.
Жестокость Троекурова проявляется и в некоторых его развлечениях. Своих новых гостей он своеобразно «испытывал», заперев их одних в небольшой комнатке с сидящим на цепи медведем. Не каждый человек оставался хладнокровным, находясь в тесном помещении с глазу на глаз с разъяренным медведем, поэтому многие выходили из этой комнаты крайне напуганными. Хозяина все это только веселило.
Кирила Петрович остается глухим, равнодушным и к собственным детям. Марья Кириловна умоляла отца не выдавать ее замуж за старого и нелюбимого князя Верейского, но родитель не внял мольбам дочери. Его не тронули ни ее слезы, ни ее слова. Он не задумался ни на минуту о чувствах и переживаниях своей дочери, о ее будущем.
В произведении есть и положительные герои, которых автор наделяет добрым сердцем, душевной чуткостью, милосердием, человечностью. К таким героям относится и Владимир Дубровский – сын умершего Андрея Гавриловича Дубровского. Чуткость, понимание, человечность молодого человека проявляются в его поступках и принятых им решениях. Когда он, не желая, чтобы дом его родителей достался убийце отца, отдает указание сжечь родное гнездо, просит не запирать двери снаружи, чтобы пьяные приставы могли выбраться из огня. Дубровский заботится о людях, которые не виноваты в сложившихся обстоятельствах. Однако кузнец Архип решил по-другому: он закрыл дверь, поэтому люди погибли в огне.
Человечность Дубровского видна и в его отношениях с Машей Троекуровой. После смерти отца Владимир решил отомстить его врагу и в образе Дефоржа, француза-гувернера, попал в дом к Троекурову. Однако, полюбив всем сердцем Марью Кириловну, он отказывается от мести, так как не желает причинять боль, страдания и неприятности своей возлюбленной. Он сам знает, насколько тяжело остаться без родительской заботы.
В сердце молодого человека нет места жестокости, злобе, черствости. Он чувствует ответственность за крестьян, которые отказались переходить к Троекурову, а остались верны своему молодому барину. Занимаясь разбоем, шайка Дубровского грабит только тех, кто добывает деньги нечестным способом, и отдает бедным, нуждающимся. Ни один богач, ограбленный крестьянами Дубровского не получил никаких физических увечий, не был избит. По-моему, это тоже проявление человечности, когда «разбойник» заботится о своих жертвах.
Владимир Дубровский пытается спасти Марью Кириловну от замужества. Он любит ее всем сердцем, знает, что она отвечает взаимностью ему, поэтому спешит ей на помощь. Но, к сожалению, опаздывает.
Таким образом, герои произведения способны и на жестокие поступки, и на проявление человечности. Кирила Петрович Троекуров, человек крайне эгоистичный и деспотичный, не способен проявить человечность, в то время как Владимир Дубровский, совестливый, великодушный, порядочный герой, не приемлет жестокость и равнодушие к людям.
Работа с произведением
При изучении романа Пушкина школьники получают задание написать сочинение. Повесть «Дубровский» затрагивает множество проблем. Месть и проявление великодушия — тема для сочинений на экзамене.
Очень важно, чтобы ученики понимали:
- не всегда месть приносит душевное облегчение;
- гнев не делает человека благородным и правым;
- за любое действие нужно нести ответ;
- бороться нужно законными способами.
Великодушие, которое проявил Владимир по отношению к врагу, очистило его душу. Именно прощение превращает человека в сильного и благородного, а неосуществлённая месть Дубровского Троекурову скорее напомнит о его проделках и не даст молчать совести всю жизнь.
Ведь он очень удивился, что парень смог подобраться так близко к нему, перечеркнув тем самым его непоколебимую веру в собственных охранников. Вряд ли сможет нечестный богач забыть, что он сделал с бывшим другом.
Ученики также должны разобраться, чем отличается великодушие от благородства. В первом случае это проявление добра, отсутствие злопамятства. Во втором — самоотверженность, честность и высокая нравственность.
Школьникам необходимо понимать словосочетание «благородная месть», они должны уяснить, что Дубровский не имел желания обогатиться, он отбирал награбленное богатство нечестным путём. Исключительно коррупционеров и лжецов наказывал Владимир, чтобы вышестоящая власть обратила внимание на происходящее и задумалась, почему шайка действует таким избирательным образом.
Тезисы по проблеме «Месть и великодушие»
- Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.
- Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.
- Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.
- Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.
- Месть как чувство и действие.
- Кровная месть как социально-историческое явление
Поведение персонажей
Не только Владимир мстит в романе. Необходимо учитывать, что и Троекуров мстил Дубровскому-старшему за отказ подчиняться и слушаться. Но никакого удовольствия этот процесс ему не приносит, богач мучается угрызениями совести.
А также крестьяне мстят за нечестный и подлый поступок по отношению к их старому хозяину. Они не хотят мириться с произволом, с тем, что Троекуров решил распоряжаться жизнями других, не учитывая ничьего мнения.
Слуги боятся проявления самодурства нового барина:
- Он мог девушек забирать к себе в гарем, а потом выдавать их замуж, за кого ему вздумается.
- Бил провинившихся, по его мнению, до смерти на конюшне.
- Крестьяне чахли от непосильного труда и больших налогов.
Мстит и сам Владимир, но его месть не дошла до завершения. Он проявляет великодушие, которое сыграло с ним злую шутку. Ведь Мария так и не стала его. Но нравственность главного персонажа спасает жизнь Верейскому.
Ещё пример великодушия в повести подаёт кузнец, который спас кошку из пожара, хотя перед этим безжалостно запер дверь в горящий дом, где погибли чиновники.
Таким образом, в романе остро стоит проблема проявления мести и великодушия. Она присуща всем участникам рассказа. Возможно, Пушкин хотел показать, что гнев не приводит к душевному исцелению, он отравляет разум. Сам Дубровский в конце произведения говорит: «Я отказался от мщения, как от безумства».
Готовимся к итоговому сочинению. Направление «Месть и великодушие»
Направление «Месть и великодушие»
МЕСТЬ
, мести, мн. нет. жен. Намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Жажда мести. Кровная месть..|| Желание отомстить. «И пишет боярин всю ночь напролет, перо его местию дышит.» А.К.Толстой. Оклеветать из мести.
Синонимы
:мщение, ответка, отдача, отместка, отмщение, отплата, расплата
ВЕЛИКОДУШИЕ
мн. нет, ср. Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами.
Великодушие
— -я; ср. Наличие высоких душевных качеств; щедрость души, благородство, снисходительность. Проявить в. В порыве великодушия.
Синонимы
:бескорыстность, благородность, благородство, великосердие, величие души, возвышенность, нравственное величие, щедрость
Тезисы по направлению «Месть и великодушие»
Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.
Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.
Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.
Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.
Месть как чувство и действие.
Кровная месть как социально-историческое явление
Месть
– это сила, которая руководит действиями человека обиженного, претерпевшего жестокость и несправедливость в свой адрес. В большинстве случаев поводом для мести служат трагические события в жизни. Проявления несправедливости могут быть самыми разными и ограничиваются лишь уровнем человеческого сознания. Желание отомстить во что бы то ни стало подчас закрадывается в сердце человека, не знакомого ранее с душевной злобой. Жизнь сама по себе сложна, и каждый борется за нее изо всех сил, нанося в этой борьбе ближнему порой самые жестокие обиды. И немногие находят в себе силы великодушно простить, желание ответить злом на зло оказывается сильнее. И возникает вопрос: почему человек, посвящает свою жизнь тому, чтобы «наказать» другого. Наверное, большинство просто находит в своей мести успокоение, которое иногда так тяжело обрести. Возмездие доставляет наслаждение именно за счет утоления своего гнева, душевной боли. Переступить через свою боль, прервать цепь зла и не наносить обид в ответ может только поистине великодушный человек. Что такое великодушие? Если прочитать определение этого слова в любом словаре, мы увидим, что это качество трактуется как положительное, присущее сильным и мудрым людям.
Великодушие
— это способность думать не только о себе и ставить чужие интересы выше своих. Это качество характера, которое выражается в уступчивости, снисходительности и внимательном отношении к людям. Издавна все ценили и уважали великодушных людей как тех, у кого есть большое любящее сердце. Даже само это слово сложное, оно состоит из двух частей: «великая душа». Какого человека можно назвать великодушным? Великая душа у того, кого трогают проблемы других людей, кто сочувствует горю ближнего, кто способен быть благородным по отношению к своему обидчику. Великодушный человек не злопамятен, он умеет прощать и принимать несовершенство людей, умеет жертвовать своими интересами. Ребенок, который чувствует любовь родителей, видит их великодушные поступки, может стать таким в будущем. Быть великодушным очень сложно, и человек, который научится думать не только о себе, но и о других, получит любовь и уважение всех вокруг. Понятия «мести» и «великодушия» диаметрально противоположны, но зачастую в литературных произведениях они проявляются в поступках одного и того же героя.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
В романе «Евгений Онегин» Пушкин поднимает проблему мести и великодушия на примере поступков главного героя. Евгений Онегин решил отомстить своему приятелю Ленскому, уговорившему его приехать на бал в честь рождения Татьяны. Онегин не любил сборищ своих деревенских соседей и уступил уговорам приятеля только потому, что Ленский уверял: будут только свои. Отомстить товарищу Онегин решил через легкомысленную Ольгу. Влюблённый Ленский был взбешён, когда увидел свою невесту, танцующую с Онегиным. Он вызвал недавнего друга на дуэль. Тут Онегин мог бы проявить великодушие: поговорить с Ленским, объяснить причину своего поведения, но страх оказаться предметом насмешек не позволил ему этого сделать. Онегин принял вызов и убил друга.
А.С.Пушкин «Дубровский»
В произведении «Дубровский» А.С.Пушкин задумывается над проблемой мести и великодушия на примере двух семейств: Троекуровых и Дубровских. Конфликт между отцами начался из-за глупой шутки одного из псарей Троекурова и закончился тем, что в отместку за гордость у Дубровского было отнято имение. Сын Дубровского решил мстить богатому соседу после смерти отца. Лишившись родного дома, Владимир вместе со своими людьми становится разбойником и грабителем. Только любовь к Маше Троекуровой заставило его отказаться от мести. Он великодушно исчезает из родных мест, оставив всё как есть.
М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
В «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов рассказал о жестоких нравах времён Ивана Грозного, когда власть опричников царя была безграничной, поэтому бесчинство слуг царя было обычным явлением. Купец Калашников в произведении Лермонтова решился отомстить Кирибеевичу за нанесённое его жене оскорбление. Эта месть оправдана, так как тесно связана с проявлением великодушия, в основе которого лежит стремление защитить свою семью от позора и поругания. Только царь такого же великодушия не проявляет, и казнь Калашникова становится местью за победу купца в честном бою с опричником Кирибеевичем. Народ же считает Калашникова своим героем.
Н.В.Гоголь «Страшная месть»
В рассказе Гоголя речь идёт о природе человеческой мести – сюжет всего произведения связан с этим явлением. Колдун – последний потомок Петра, убившего брата и племянника, родился ужасно некрасивым, ему всегда казалось, что над ним смеются, в отместку он убивал людей, и на его совести множество злодеяний. Пётр, убил двух людей, а его потомок — бессчетное количество. Зло растёт и множится. Сам Петр страдает под землёй, растёт вместе со злом, которое творит его потомок, и испытывает жуткие страдания. Иван, так страшно отомстивший брату, тоже мучается, так как вынужден наблюдать последствия своей кары. А ведь всё началось с зависти брата к брату: если бы Петро не убил Ивана, ничего бы не произошло. Все бы жили и наслаждались бы жизнью, колдун родился бы нормальным человеком и не вызывал бы мертвецов из их могил, причиняя им жуткие страдания. Но не было в душах братьев великодушия, которое только одно и способно прощать ближним и радоваться их счастью и успеху.
В.А.Закруткин «Матерь человеческая»
Гимном великодушию русской женщины можно назвать повесть В.А.Закруткина «Матерь человеческая». В этом произведении повествуется о женщине, у которой война отняла самое дорогое – любимых людей: мужа и сына. Зверства фашистов настолько бесчеловечны, что Мария, увидев немца, схватила вилы и готова была убить врага, чтобы отмстить за всё зло, которое ей причинили фашисты. Но слово «Мама» остановило её. Великодушие этой женщины настолько безгранично, что она находит в себе силы и к этому вояке отнестись по-матерински.
А. И. Куприн. «Поединок».
Главному герою повести А. И. Куприна «Поединок» мечтательному и благородному Ромашову трудно ужиться в обществе пустых и равнодушных людей. Его тяготит служба в полку, он устал от отношений с авантюристкой Раисой. При очередной встрече Георгий ей сообщает, что хочет расстаться, но получает в ответ угрозы. Раиса решает скомпрометировать подпоручика перед лицом поручика Николаева, обвинив его в связи с Александрой Петровной, женой Владимира Ефимыча. Клевета приводит к дуэли соперников, в которой Ромашов погибает. Месть повлекла за собой трагическую развязку: убит невиновный человек, и вернуть его невозможно.
Л. Н. Толстой «Война и мир»
В романе-эпопее Толстого главному герою, Андрею Болконскому, только пройдя сложный духовный путь, суждено было избавиться от эгоизма, который уничтожал великодушие в его сердце и порождал злость. Чувствуя себя униженным и оскорблённым после проступка Наташи Ростовой, Андрей отправляется на войну: единственное его желание – найти Анатоля Курагина и убить его. В борьбе чувств победу одерживает патриотизм: князь Андрей отказывается от службы в штабе Кутузова и становится командиром полка. Он сумел стать справедливым наставником и даже другом для своих подчинённых, а во время сражения никогда не прятался за их спинами. Кульминацией переживаний Андрея Болконского является Бородинское сражение, во время которого он, несмотря на опасность, находится на линии огня, чтобы поддержать своих солдат, и в результате этого получает тяжелое ранение. Уже во время операции он вспоминает Наташу и осознаёт, что любит её сильнее прежнего, и не только её, а весь мир. Заметив на соседнем столе Курагина, Андрей не находит в своём сердце былой ненависти и жажды мести. Он испытал «восторженную жалость и любовь» к своему поверженному врагу. Размышляя о Курагине, князь Андрей пришел к выводу, что самое главное в жизни — то, чему раньше учила его княжна Марья и чего он не понимал: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — … та любовь, которую проповедовал Бог на земле…». В этот момент происходит его окончательное нравственное прозрение.
Цитаты и афоризмы про великодушие и месть:
Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке. Джордж Бернард Шоу
Этот человек гнетёт меня своим великодушием. А.П. Чехов
Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. Махатма Ганди
Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. А. Дюма
Человек, терзаемый своими демонами, совершенно бессознательно мстит ближнему. Франц Кафка
Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение. Александр Иванович Герцен
Прощение — это дорога с двусторонним движением. Прощая кого-нибудь, мы прощаем в этот миг и самих себя. Пауло Коэльо
Месть — это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества — присущи только людям с великой душой, помните это! Луи Жаколио
Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья. Ницше Фридрих
Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить. Ф. Достоевский
Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести. Сенека
Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. Аристотель
«Месть — это блюдо, которое нужно есть холодным» Английская пословица.
«Месть — это слабых душ наследство. В груди достойного ему не место» (Карл Кёрнер). «Сладчайшая месть — это прощение» (Исраэл Фридман).
«Справедливость всегда приправлена щепоткой мести» (Жорж Вольфром).
«Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести» (Сенека). «Месть сладка, но не слишком питательна» (Мейсон Кули).
«Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении» (Фукидид).
Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-mest-i-velikodushie/tsitatyi-i-aforizmyi-po-napravleniyu-mest-i-velikodushie.html