История персонажа
Произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» – классика русской литературы. Критики признавали серьезную роль сочинения, проводя его анализ, сравнивая образы и характеры главных действующих лиц. По-своему революционное, оно дало публике возможность познакомиться с новым типом героя, неизвестного до этого времени. Им оказался Григорий Александрович Печорин. Остальные персонажи оттеняют его, позволяя лучше разглядеть роль Печорина в романе, выявляя цель жизни героя на фоне происходящих вокруг событий.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Герой нашего времени.
Полное имя — Грушницкий.
Возраст — около 20 лет.
Род занятий — военнослужащий, в начале произведения юнкер, затем — офицер.
Семья — не указано, не женат.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из дворянского семейства.
Воспитание — традиционное для дворянских семейств.
Образование — традиционное для дворянских семейств.
Внешность — привлекательный, смуглый, черноволосый, носит усы, хорошо сложен, большой щеголь.
Характер — слабохарактерный, эгоистичный, сентиментальный, любящий быть в центре внимания, упрямый, хвастливый.
Положительные черты — большой романтик, сентиментальный, отличный оратор.
Отрицательные черты — самовлюблённый, эгоистичный, способный на большую подлость.
Произведение — «Герой нашего времени».
Автор — Михаил Юрьевич Лермонтов.
История создания
Писатель Михаил Лермонтов
Роман «Герой нашего времени» признан новым явлением в литературе 19 века и провоцирует массу дискуссий среди литературоведов. С течением времени описанный в произведении сюжет не теряет актуальности, демонстрируя специфику поколения, к которому принадлежит Печорин.
Первая половина 19 века богата на события. В книге описывается реакция народа на восстание декабристов 1825 года и его подавление.
Автор описывает персонажа, который имеет передовые мысли. Ввиду того, что не соответствует времени, он везде не к месту, хотя обладает талантами. Лермонтов обрисовывает в книге сложное положение, в котором оказались люди с живым и подвижным сознанием. Они угнетены сомнениями и неверием, а мораль, традиционная для поколения их отцов, отвергнута и попрана. Нравственные нормы и ценности требовали пересмотра, поэтому Печорин представлял страдальцев своего поколения. Люди его возраста не могут применить накопленные личностные ресурсы.
Восстание декабристов (1825 год)
Лермонтов изображал действительность, используя новые средства художественной выразительности. Привычное противостояние героя и его антипода в романе представлено благодаря Печорину и Грушницкому. Характеристики этих героев позволяют в полной мере оценить социальные особенности молодого поколения того времени. Раскрытие одного характера посредством других и стало главным инструментом Лермонтова в произведении.
Вывод
В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» все второстепенные персонажи призваны раскрыть сложную, многогранную личность главного героя, Григория Печорина. Не стал исключением и молоденький юнкер Грушницкий: черты его характера, отношение к людям, к любви оказались во многом созвучны Печорину.
Жизнь Грушницкого обрывается самым трагическим образом. Но виной тому не внешние обстоятельства, а та цепочка подлых поступков, что были обусловлены его характером. Краткий анализ роли героя в произведении, его цитатная характеристика позволят лучше подготовиться к уроку по литературе, написать доклад или сочинение на заданную тему.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
«Герой нашего времени»
Грушницкий (актер Леонид Губанов)
Грушницкий впервые появляется на страницах романа в главе под названием «Княжна Мери». Его внешность привлекательна и дает возможность сделать предположение о юном возрасте героя. Он смугл, высок, темноволос и обладает аккуратными модными усиками, делающими его старше. Солдатская шинель придает образу героя романтическую удаль. При этом он стал солдатом и потерял звание из-за дуэли.
Характеристика образа впечатляет читателя. Это эгоистичный самовлюбленный мужчина, любящий козырнуть парой французских реплик, неспособный выслушать собеседника. Приятно осознавать, что такую маску Грушницкий выбрал осознанно. В реальности он иной: милый и симпатичный мужчина, отнюдь не задира.
Печорин
Негативное восприятие Печорина формируется тем, что причина дуэли оказывается пустяковой. Так пожелали его приятели. Мелочность причины размолвки понимает даже секундант Печорина – Вернер. Миролюбивый Грушницкий был не прочь пойти на примирение, но друзья помешали сделать это. Он трусоват и нервозен. В ходе дуэли мужчина демонстрирует боязнь убийства. Он не может убить человека.
Сослуживец главного героя, Грушницкий вместе с Печориным оказывается на водах. Грушницкий дублирует характеристику своего оппонента. Единственный недостаток: ему не везет с женщинами. Герой видит свою схожесть с Печориным и воспринимает его как противника. Охота за дамскими сердцами тоже нередко напоминает поведение прототипа Грушницкого. Это вызывает недовольство со стороны мужчины.
Грушницкий и княжна Мери
Героя нельзя назвать определенно отрицательным или положительным героем, потому что его характер чище, но изобилует склонностями к порокам. Искренность делает ему честь. Отношение к женщинам у героя позитивное. Он представляется храбрым человеком и создает верный образ в соответствии с ситуацией. Он хочет возвыситься и теряет индивидуальность в желании играть выбранную роль.
Грушницкий чересчур самоуверен. Это сильно мешает ему в борьбе за любовь княжны Мери. Девушка не выбирает его, и в отместку он готов распускать слухи и сплетни. Он пытается подставить Печорина на дуэли – подкладывает тому пистолет без заряда.
Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого
Разница между двумя яркими образами в романе «Герой нашего времени» просматривается невооруженным глазом. Но между ними как будто нет отличий в вопросе благородства. Грушницкий и Печорин схожи тем, чтоб оба играют людьми, живут чувствами. Оба грешны.
Арт к произведению Лермонтова – «Герой нашего времени»
Грушницкий любил княжну Мери, а Печорин пользовался ею, чтобы мстить оппоненту. Самоуверенность и отсутствие мыслей о будущем переполняют душу Грушницкого. Юнкер ревнует и негодует, видя в поступках Печорина попытку уколоть его и обойти.
Различия между Печориным и Грушницким заметны с первой встречи. Печорин аккуратен и выглядит приятно. Аристократ, он не имеет серьезных отношений и в дружбе. Дерзость и загадочность совмещаются в облике. Такие черты без труда увлекают представительниц прекрасного пола. В отличие от Печорина, Грушницкий происходит из простой семьи без особого достатка. Парень хотел выбиться в люди и заслужить лучшую долю. Он зациклен на произведении впечатления, любит выглядеть эффектно и угождать дамам.
Печорин уверен в себе и рассудителен, разбирается в людях, демонстрирует аналитические способности, циничность и склонность к манипулированию от безделья, ради веселья. Грушницкий, в свою очередь, не замечает манипуляций, хотя и не глуп. Романтик, он всегда в приподнятом настроении, привык драматизировать и преувеличивать. Он любит думать, что является страдальцем и человеком, разочаровавшимся в жизни.
Иллюстрация к роману «Герой нашего времени»
Хотя у героев разные биографии, они – как две стороны одной души. Печорин делает все не напоказ. Он настоящий, хотя его натура противоречива и сложна. Грушницкий же – мелкий человек и себялюбец, лелеющий злобу и ненависть. Между «быть» и «казаться» он выбирает второй вариант.
Отношения героев с социумом тоже различны. Печорин разочаровался в идеалах уходящего, но не смог найти или придумать альтернативу. Он неприкаян и бесполезен. Одиночество, усталость и апатия прогрессируют на фоне таких мыслей. Герой противопоставлен обществу и столичной аристократии. Он замечает чужие пороки.
Грушницкий же любит жизнь и предпочитает унынию романтику. Поэтому мужчина востребован среди молодежи. Он не обрел положительных черт Печорина, поэтому стал карикатурой на масштабный образ. Благодаря Грушницкому раскрывается глубина характера Печорина.
Отношения Печорина и Грушницкого
Эти люди познакомились в действующем отряде, затем встретились в Пятигорске, куда юнкер приехал лечить раненую ногу. Наружно они были в дружеских отношениях, но не любили друг друга:
- Грушницкий — за то, что Печорин понял его старание казаться существом, обречённым на тайные страдания;
- Печорин презирает Грушницкого за все его отрицательные качества, которые он прекрасно видел. Впрочем, он замечает, что когда тот «сбрасывает трагическую мантию», то бывает «довольно мил и забавен».
Печорин относится к Грушницкому снисходительно, с иронией. Он характеризует его как романтического фанатика, желающего стать героем романа. Характер Грушницкого был неприятен Печорину из-за того, что юнкеру было присуще такое качество как фразёрство и показная храбрость («он в деле махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза»).
Конфликт между ними начался с того, что Грушницкий обиделся на приятеля, сказавшего при княжне Мери, что он стал в мундире моложавее, хотя знал, что тот хочет казаться немолодым человеком. Ещё больше он обиделся, когда узнал, что Печорин будет танцевать мазурку с Мери. Дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной, когда Грушницкий рассказал своим приятелям, что Печорин ночью посещал княжну Мери.
Убийство Грушницкого было неизбежным для Печорина, так как тот согласился на подлое предложение драгунского капитана, который был его секундантом, не заряжать пистолет Печорину. Печорин ждал, что противник проявит великодушие и признается в этой подлости своего секунданта, но этого не случилось. Совесть всё же помешала Грушницкому сразу выстрелить в безоружного противника, но он выстрелил после того, как капитан назвал его трусом. Пуля только оцарапала колено его противника. Тот сказал своему секунданту доктору Вернеру, чтобы он зарядил его пистолет, так как эти господа не положили в него пулю. Затем он предложил Грушницкому отказаться от своей клеветы и обещал в этом случае его простить. Но тот воскликнул, что если противник его не убьёт, то он зарежет Печорина ночью из-за угла. Тогда Печорин выстрелил.
Таким образом, причина дуэли Печорина и Грушницкого — обострение их конфликта, о котором можно рассказать в нескольких словах:
- Печорин смеётся над псевдоромантизмом юнкера, вызывая его раздражение и злость.
- Затем он ухаживает за княжной Мери и добивается её расположения, этим окончательно дискредитируя Грушницкого.
Экранизации
Роман «Герой нашего времени» неоднократно экранизировали. В 1927 году режиссер Владимир Барский снял фильмы по трем отдельным главам: «Княжна Мери», «Бэла», «Максим Максимыч». Это было черно-белое кино, отображающее события, описанные в произведении. Георгий Давиташвили сыграл роль Грушницкого.
В 1955 году Исидор Анненский снял художественный фильм «Княжна Мери». Роль Грушницкого исполнил Леонид Губанов.
Андрей Миронов в образе Грушницкого
К произведению вернулся Анатолий Эфрос в 1975 году. Режиссер поставил фильм-спектакль «Страницы журнала Печорина» по мотивам романа. В роли Грушницкого – Андрей Миронов.
Александр Котт в 2006 году пригласил к работе над многосерийным проектом Юрия Колокольникова, а Роман Хрущ в 2011 году в ленте «Печорин» снял Илью Щербинина.
Образ Грушницкого
Грушницкий — натура романтическая, страстная, склонная к драматизации. Очень любит находиться в центре внимания, демонстрируя при этом не подлинную свою натуру, а маску героя пошлого романа.
Отличительная черта Грушницкого — фразёрство. Он любит говорить длинными, красивыми, пышными фразами, за которыми, по сути, ничего стоит. Внешний лоск он ценит куда больше содержимого и в общении буквально погружает собеседника в пучину своих витиеватых речей.
Грушницкий полностью зациклен на собственной персоне и потому плохо разбирается в людях, психологии человеческих взаимоотношений. Он становится лёгкой жертвой манипуляций Печорина, так как отличается болезненным самолюбием и тщеславием. Недалёкий, самодовольный Грушницкий не замечает ни иронии, ни презрения со стороны Печорина, однако моментально реагирует на известие о его романе с княжной.
В этот момент в Грушницкий демонстрирует тёмные стороны своей души. Он самым подлым образом распространяет слухи о княжне, а затем соглашается оставить пистолет Печорина незаряженным во время дуэли. И даже в самую решительную, судьбоносную минуту самолюбие не позволяет Грушницкому признать свою вину и раскаяться, что влечёт за собой трагическую гибель.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Герой нашего времени»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
- для самых занятых — Читательский дневник «Герой нашего времени»
- для самых крутых — Читать «Герой нашего времени» полностью