Сочинение на тему «Образ героя» в любом произведении.


Имя героя произведения (персонажа)

Вопрос, который может показаться неожиданным: как зовут героя?

Не удивляйтесь, а лучше ответьте: знаете ли вы, как звали Печорина? А Чичикова? А Базарова? А Хлестакова? Если вам не удалось ответить на некоторые из этих вопросов, заметьте: речь идет о главных героях! Поэтому этот пункт не такой уж бессмысленный, как кажется на первый взгляд. Тем более, что в некоторых случаях имя носит не случайный характер, с ним могут быть связаны значимые контексты, которые следует помнить. Например, рассказ о детстве «Павлуши Чичикова» в поэме «Мертвые души». Или вспомните, насколько значимым для Пушкина было имя «Евгений»: во вступлении к поэме «Медный всадник» он пишет, что сознательно вновь обратился к выбранному им однажды имени. Возможно, это имя не случайно было выбрано и Тургеневым для главного героя романа «Отцы и дети» — в некотором роде «героя времени» (здесь сразу возникают ассоциации с образом Евгения Онегина как героя своего времени, с типом «лишнего человека»). Иногда такие смысловые контексты связаны с более-менее эпизодическими персонажами! Например, кто такой Зарецкий (не путать с Загорецким! Чем объясняется сходство их имен?)? (Вспомните, в каких произведениях есть специальные рассуждения и комментарии (от лица автора или самих героев), касающиеся имен и прозвищ.)

Кроме того, с именами связана еще одна проблема: некоторые абитуриенты умудряются писать их с ошибками. Уверены ли вы, что правильно помните написание таких имен, как Чацкий, Печорин, княжна Мери, Бэла, Сквозник-Дмухановский (кстати, чья это фамилия?), Симеонов-Пищик (а это кто?)?

Общие черты Пушкина и Онегина

Интересно, что создавая героя литературного произведения, Пушкин берет факты из своей биографии. Автор, как и персонаж, устал от суеты светского общества, он не видит в ней смысла и толчка к развитию. Классик занимается образованием, изучая историю и литературу страны. Безумная любовь к России, не дает ему права стать пессимистом, опустить руки и ждать, что все изменится само собой. Поэт пишет мрачные эпиграммы, создает тексты, помогающие современникам разобраться в сложных проблемах, призывает к активной позиции. Онегин обладает хорошими умственными задатками, его «резкий, охлажденный ум» не дает герою покоя. Он устает от пустого светского времяпровождения и уезжает в деревню. Онегин изучает экономические труды, пытается что-то изменить в полученном в наследство поместье.

Есть схожие факты в детстве вымышленного персонажа и автора романа. Отцы живут долгами, учат мальчишек французы-гувернеры. Молодость проходит в Петербурге, городе всех культурных новаций.

Характер героя произведения. Индивидуальные и типические черты героев.

1) Можно ли отнести героя к какому-либо известному в литературе разряду героев?

Например,

  • «герой-резонер» в классицистическом произведении
  • «лишний человек»
  • «новые люди» (в 1860-х гг. — разночинцы-демократы) и др.

2) Можно ли связать с каким-то социальным явлением более общего значения, с социально-психологическим типом?

Например,

  • Хлестаков и «хлестаковщина»
  • Обломов и «обломовщина»)? и др.

Если да, то объяснить, в чем суть этого явления или типа.

Черты различия характеров

Сделать героя полностью своей копией автор не смог. Онегин не увлечен литературой. Он не разбирается в ямбах и хореях. Его не привлекает написание поэм. Все, на что способен герой, – это письма и записки путешественника. Для Пушкина поэзия – высокая страсть. Различно отношение к природе, автор черпает из нее образы, получает эпитеты и новые ощущения. На природе поэт отдыхает, отвлекается, получает покой и удовлетворение. Евгений равнодушен к красоте лесов и полей. По-разному относятся мужчины к театру. Для Онегина это место встреч с незнакомыми красавицами, возможность произвести впечатление, стать покорителем новых женских сердец. Для Пушкина театр – волшебный край чувств и эмоций.

Место героя в системе персонажей

Какое место данный герой занимает в системе персонажей произведения?

  • главный
  • один из главных героев
  • второстепенный
  • эпизодический
  • «двойник» главного героя и т. д.

2) Какое участие принимает этот герой в конфликте произведения:

сюжетные ходы, в которых он участвует;

какая проблематика связана с ним (нравственная, философская и т. д.);

с кем он сталкивается, кто с ним спорит, чем заканчивается столкновение.

Понятие «близости» героя, или Мой любимый персонаж

Иногда герой произведения или кино становится настолько близким и любимым, что мы пытаемся подражать ему, быть похожим на него. Такое случается не просто так, и не зря выбор падает именно на этого персонажа. Часто любимым героем становится образ, уже чем-то напоминающих нас самых. Возможно, сходство это в характере, или пережитом и героем, и вами. Или же этот персонаж находится в ситуации, подобной вашей, и вы понимаете и сочувствуете ему. В любом случае это не плохо. Главное, чтобы вы подражали только достойным героям. А их в литературе предостаточно. Желаем вам встречаться только с хорошими героями и подражать лишь позитивным чертам их характера.

Особенности изображения героя (приемы и средства)

Какие приемы и средства использует писатель при изображении этого героя:

Портрет героя или отсутствие портрета

1) Портрет (например, Лермонтов в романе «Герой нашего времени» создает психологический портрет Печорина).

2) Может быть значимое отсутствие портрета. Например, чиновники в поэме «Мертвые души» максимально обезличены. У Татьяны Лариной, в отличие от Ольги, в романе «Евгений Онегин» нет портрета. Это объясняется тем, что Пушкин переносит внимание на внутренний мир героини (то же можно сказать об Онегине, по сравнению с Ленским; последний вполне укладывается в рамки определенного типа, который легко узнать по портрету; характер Онегина заслуживает более глубокого анализа).

Композиционные средства:

— например, главный герой во враждебном окружении — типичная композиция романтического произведения;

— сопоставление с другими героями (у кого из персонажей есть «герои-двойники»?);

— противопоставление другим героям, т. е. антитеза: Печорин и Грушницкий, Базаров и Ситников, Онегин и Ленский, Чацкий и Молчалин. Заметьте, что антитеза может проявляться в отдельных аспектах образа, например в портрете: сравните приведенное выше наблюдение о героях романа «Евгений Онегин»: здесь вполне можно говорить об антитезе в портрете (Онегин — Ленский; Татьяна — Ольга).

Речевая характеристика героя (внутренние монологи, письма, споры героев, индивидуализация речи, авторская характеристика героя)

Речевая характеристика

— одно из важнейших средств характеристики героя: что он сам о себе «сообщает»? В некоторых случаях герой сообщает нечто о себе в прямом смысле: например, самохарактеристика героя в классицистической драме (элементы этого приема используются у Грибоедова). В некоторых случаях размышления героя о себе становятся для читателя основным источником информации о его внутреннем мире: например, самоанализ, рефлексия Печорина, Раскольникова. Но и в других случаях, независимо от степени «разговорчивости» героя в произведении, всегда обращайте внимание, в каких формах представлена его речь:

  • монологи;
  • внутренние монологи, размышления
    (исключительную роль эти приемы играют у Толстого, Достоевского при создании образов рефлектирующих героев);
  • письменная речь (письмо, дневник).
    Характерна для произведений, где автор ставит задачу психологического анализа («Герой нашего времени»). Здесь тоже открывается обширное пространство для разного рода рассуждений и сопоставлений: например, композиционно симметричные письма Онегина и Татьяны: чем они похожи, чем отличаются, что можно сказать о душевном состоянии их авторов и т. д. С другой стороны, еще одна полезная для сочинений идея, которую можно извлечь из этих писем, — Пушкин приводит их в переводе, говорит, что письмо Татьяны лежит перед ним, — это придает тексту больше документальности, достоверности (какие еще приемы использует поэт с той же целью?). Заметьте, что у Толстого тот же прием доведен до предела: в его тексте письма передаются не только прозой (то есть по определению более реалистично, чем в «романе в стихах»), но и в оригинале, по-французски, вследствие чего (в сочетании с другими приемами, направленными на создание эффекта «жизненности») появляется иллюзия правдивости, документальности романа. Раскольников пишет статью, которая не приводится в тексте, но пересказывается, имеет определенный резонанс, о ней говорят другие герои. Эта статья несомненно характеризует Раскольникова, его умонастроение;
  • диалоги.
    Герой в диалоге с другими персонажами, в спорах с ними. (Это, например, одно из важнейших средств раскрытия характеров в романе «Отцы и дети»);
  • индивидуализация речи:
    само по себе наличие этого факта свидетельствует о том, что данному писателю доступен реалистический метод. Более ранние литературные направления еще не требовали реалистически изображать индивидуализированную речь, речь разных социальных групп и т. д. Вспомните, например, «Бедную Лизу», где все герои, представители разных сословий, говорят языком самого Карамзина. Сравните это произведение с комедией «Горе от ума» и станет ясно, почему говорят о переходе Грибоедова к реализму в то время, когда на сцене еще господствовал классицизм. При анализе индивидуализированного языкового образа героя обращайте внимание, какую лексику он выбирает (просторечные слова, архаизмы, «ученая» лексика, различные иностранные слова в речи героя и т. д.), какие у него интонации: разговорные, высокопарные, ораторские; сложное или примитивное построение фразы, правильная литературная речь или он неграмотен, косноязычен. Так же, как и в случае с портретом, значимым может быть отсутствие речи. Вспомните, какой комический эффект производят реплики князя Тугоуховского: «А-хм?», «Э-хм?», «И-хм?», «У-хм?» — на фоне всеобщего многословия. Вспомните также персонажа комедии «Ревизор» доктора Гибнера, который не произносит на сцене ни слова по причине полного незнания русского языка.
  • Авторская характеристика героя.

Может быть представлена в большей или меньшей степени в зависимости от литературного рода и жанра.

Например, в лирике

может вообще не быть других персонажей, кроме самого лирического героя, и тогда нет смысла учитывать этот пункт.

В эпических жанрах

этот прием используется в наибольшей степени, однако здесь необходимо учитывать индивидуальную изобразительную манеру данного автора. Например, И. С. Тургенев говорит, что писатель должен быть «психологом, но тайным». Поэтому в его романах не найдется таких обширных комментариев и объяснений, как, например, у Л. Н. Толстого, который в высшей степени дидактичен. У Тургенева информацию о героях читатель получает больше из сюжетных коллизий, монологов и диалогов, портретов и др. На основе этой информации он сам должен сделать вывод о том, что происходит с героем. Автор почти не участвует в этом процессе, лишь изредка давая собственные характеристики героям («Да он и был мертвец» — о Павле Петровиче).

В драматическом произведении

автор достаточно скован в выражении своих характеристик, в передаче настроения. Однако он все же имеет возможность вводить красноречивые ремарки, в которых восполняет то, что невозможно передать в речи героя. Например, у Чехова в пьесе «Вишневый сад»:

Ф и р с {сердито). Леонид Андреич!

Ф и р с (укоризненно). Леонид Андреич…

Аня (спокойное настроение вернулось к ней, она счастлива). Какой ты хороший, дядя…

  • Характеристика со стороны других персонажей
    . Иногда этот прием приобретает особое значение. Например, в комедии «Горе от ума», где мотив сплетни и злословия — один из главных элементов интриги, и герои на протяжении всего действия обмениваются злобными перекрестными характеристиками. Подумайте, какую роль этот прием играет в поэме «Мертвые души».

Поступки и действия героя как его характеристика.

Поступки и действия героя, характеризующие его. Разумеется, этот прием имеет смысл в основном в произведениях эпических и драматических. Особые случаи: отсутствие или невозможность совершения поступка (например, в пьесах А. П. Чехова принципиально ничего не происходит, герои страдают от пустоты и бессмысленности жизни, от собственной пассивности, — в этом, по мысли автора, есть некое знамение времени). В романе «Герой нашего времени» проблема поступка, действия возникает в разных контекстах: это в первую очередь несоответствие внешне неблаговидных, предосудительных в глазах общества поступков и их сложных мотивов, известных только самому герою. Кроме того, в романе можно наблюдать неожиданные последствия поступков, анализировать разные причины, ведущие к тому или иному действию героя (вплоть до влияния судьбы, предопределения), и т. д. Заметим, что в этом романе средства изображения героев, связанные с поступками, вообще приобретают большое значение в силу его остросюжетности.

ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ — КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 7 класс — Сочинение по русской литературе —

7 класс

Сочинения на свободную тему

ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

1 вариант

Я очень люблю поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Мцыри — мой любимый литературный герой. Он очень любил свободу и стремился к ней.

Его совсем маленьким привезли в монастырь:

Он был, казалось, лет шести;

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Мцыри, привыкший к свободе, постепенно привыкает к своему плену. Он «. уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет», но вдруг осенней ночью юноша исчез. Он не мог жить спокойно — грустил по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски «по стороне своей родной». Мцыри решился бежать из монастыря. Темный лес закрывает ему путь в родные места. Побег — шаг в неизведанный мир. Что же ждет там Мцыри?

Это «чудный мир тревог и битв», о котором герой мечтал с детства, в который вырвался «от келий душных и молитв». Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, «где люди вольны, как орлы».

Утром он увидел то, к чему стремился: «. Пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев», шумящих, как «братья в пляске круговой».

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев.

Мцыри тонко чувствует, понимает и любит природу. Он отдыхает после мрака монастыря и наслаждается природой.

Юноша отправился в путь: «цель одну — пройти в родимую страну — имел в душе», но вдруг «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал». Мцыри был в ужасном отчаянии — лес, красотой деревьев и пением птиц которого он наслаждался, становился «страшней и гуще каждый час». Юноша оказался во враждебной ему стихии: «миллионом черных глаз смотрела ночи темнота. »

Меня восхищает героический характер Мцыри. Во время схватки с барсом в минуту опасности юноша почувствовал в себе навыки бойца, которые были у его предков на протяжении столетий. Мцыри победил и несмотря на раны продолжал путь. Но утром он понял, что заблудился и пришел опять к своей «тюрьме». Мир природы не спас человека, насильно оторванного от нее на долгие годы.

Мечте Мцыри не суждено было сбыться, раны от битвы с барсом были смертельны, но он не жалел о случившемся.

Дни, проведенные вне монастыря, он прожил настоящей, свободной жизнью, — той, к которой он стремился. Мцыри— «цветок темничный», на нем «тюрьма оставила печать», и поэтому он не отыскал путь к свободе. Природа, с которой стремился слиться герой, — не только прекрасный мир, но и грозная сила: совладать с ней очень непросто.

Мцыри умирает. Перед смертью он просит перенести его в сад, потому что в последние минуты жизни для него нет ничего ближе природы, оттуда ему будет виден милый сердцу Кавказ. Мцыри стремился познать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как сама природа, как вольный его народ.

2 вариант

Мой любимый литературный герой — Маленький принц из одноименной сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

«Необыкновенный какой-то малыш» со взъерошенными волосами, трогательный и одинокий, — так выглядит главный герой произведения. Он живет один на крохотной планете, которая «вся-то величиной с дом», и по утрам убирает ее, выпалывая семена баобабов.

Автор практически не дает нам описания внешности своего героя. Ведь принц — еще ребенок, и выглядит, как и все другие дети. Его внешность пока еще ничего не может сказать о нем как о личности. Зато поступки Маленького принца, его реплики дают нам возможность познакомиться с ним. Маленький принц очень любознателен, как и все дети. Из него так и сыплются вопросы, ему интересно все. Он способен на чистую и преданную дружбу.

Однажды к нему на планету занесло зерно, из которого выросла прекрасная роза. Малыш старательно ухаживает за ней, но роза постоянно капризничает. Он покидает ее и отправляется в путешествие. Мальчик путешествует с планеты на планету, встречает короля, которому некем править, пьяницу, который пил, чтобы забыть, что ему стыдно пить, ученого, не видящего из-за книг жизни.

И в конце концов принц понял, что нет ничего лучше, чем его планета и его роза. Малышу открывают секрет, что «зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Маленький принц умеет любить, испытывать к другому существу нежность. Он понимает, что он « навсегда в ответе за всех, кого приручил». Мальчик понял, что самое главное — это отдать кому-то частичку своего сердца. Это — секрет человеческого счастья.

Маленький принц очаровывает своей непосредственностью, простодушием, добротой, наивностью и умом.

Он постоянен в своих привязанностях, сердце у него чистое и открытое. Его нравственные качества заставляют нас мысленно снова и снова возвращаться к этому удивительному образу.

Вывод

Анализируя эти (и другие, которые, возможно, остались неназванными) приемы и средства, попробуйте обобщить свои наблюдения: смысл любой научной работы, даже самой мелкой (каковой является сочинение) как раз и состоит в том, чтобы, собрав разные факты, обобщить их, выйти на более абстрактный уровень. Обобщение может касаться, например, литературного метода, которому следует писатель: какими будут по преимуществу приемы — реалистическими или классицистическими, или же герой скорее изображен как персонаж романтического произведения и т. д. Здесь могут быть сложные варианты: например, Печорин в значительной степени показан как человек романтического мироощущения, но в романе явно присутствуют элементы реалистического метода и полемики с романтизмом. Другой вариант обобщения, выводящий за пределы данного произведения, а иногда и за пределы творчества данного писателя, в общелитературный контекст: есть ли предшествующая литературная традиция изображения подобных характеров; может быть, другие писатели пользовались подобными приемами. Играли ли у них эти приемы ту же роль, или вы можете указать различия? Если такие параллели существуют, это будет хорошим материалом для заключительного обобщения. В конце можно также указать на традицию, которая, наоборот, начинается с этого героя и будет продолжена другими писателями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]