Писателей всегда волновали нравственные темы, которые могли показать пороки людского общества: об этом говорили и Достоевский, и Толстой, и Бунин, и Булгаков. Однако самой важной является тема доброты и жестокости. В произведении «Юшка» А. Платонова она раскрыта как нельзя лучше и глубже. На ЕГЭ можно привести в пример именно этот рассказ, поэтому итоговое сочинение по «Юшке» есть в школьной программе.
Можно ли оправдать жестокость? (Произведение Платонова «Юшка») (Итоговое сочинение)
В каждом из нас живет жестокость, и это бессмысленно отрицать. Она может проявляться в чем угодно: в поступках, словах и даже в мыслях. Я уверена, каждый из нас хотел жестоко отомстить обидчику или же просто радовался неудаче другого человека. Каждый из нас порой намеренно обижал других людей. Несомненно, каждый из нас отчасти жесток. Но можно ли эту жестокость оправдать?
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Оправдывая жестокость, мы невольно становимся соучастниками жестоких поступков, неосознанно поддерживаем их.
Причин жестокого поведения людей очень много. Но я считаю, что самая несправедливая из причин – отличие человека от общепринятого портрета «нормального» человека, принятого в том или ином обществе. То есть, к человеку могут относиться плохо из-за самых разных причин: из-за его национальности, религии, интересов, внешности, одежды. Я считаю, что это неправильно и несправедливо.
Примеры жестокости мы можем найти как в реальной жизни, так и в литературных произведениях.
Жестокость людей мы можем наблюдать в рассказе Андрея Платоновича Платонова «Юшка». В этом рассказе Платонов поднимает проблему презрения и жестокости к непохожим на всех людям. А Юшка действительно не вписывается в рамки «стандартного» человека. Юшка не заботиться о собственном комфорте, довольствуется малым. Он любит окружающий его мир и не осуждает людей, которые плохо к нему относятся, считая, что они так своеобразно выражают свою любовь к нему.
Юшка постоянно подвергался насмешкам. Не оставались в стороне даже дети, которые, безусловно, не могут вызывать у читателя ничего, кроме отвращения. Они смеются над Юшкой, оскорбляют его, кидают в него песок и даже бьют. Молчаливая покорность Юшки только разжигала их гнев: дети не могли понять, почему Юшка не сопротивляется, почему он не защищает себя, как это делают все. В их детских душах прочно обосновались такие качества, как жестокость, презрение, высокомерие. Из них вырастут такие же моральные чудовища, как и их родители.
А что же взрослые? Они полностью лишены человечности. Сталкиваясь с проблемами и стрессом, они вымещают всю накопившуюся злость на бедного Юшку, потому что он отличается от «нормальных» людей, а значит, его не жалко.
Погиб Юшка, впервые за долгое время пытаясь защитить себя. Его убили, потому что он пытался донести до человека мысль о равенстве и справедливости.
Данный рассказ хорошо описывает сущность жестокости. Мы сочувствуем Юшке и презираем людей, обижавших его. Мы видим, насколько ужасна жестокость, и понимаем, что с ней не надо мириться. Отсюда и следует ответ на поставленный вопрос. Так можно ли оправдать жестокость? Можно ли оправдать людей, обижавших Юшку? Можно ли оправдать убийства, войны, геноцид? А дискриминацию, травлю? Я твердо уверена, что оправданий тому нет. Мы обязаны бороться с жестокостью, стараясь творить только добро.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id47694
Источник
Сюжет произведения
Рассказ «Юшка» — совсем короткий, на его прочтение уходит не больше 10 минут. Однако напомнить его основные события необходимо. Они таковы:
- Ефим Дмитриевич работал помощником кузнеца в небольшом городке. Он был этаким «чудиком» — слаб и болезнен, мал ростом, его глаза были светлыми, словно слепыми, постоянно слезились. Он ходил всё время в одинаковой одежде, прожжённой и порванной, а деньги, которые получал за работу, откладывал и не тратил.
- В городке его прозвали Юшкой. Дети и взрослые относились к нему жестоко: били, кидали в него землёй и палками, но сердечный Юшка относился к этому с кротостью, без агрессии, чем ещё больше распалял мучителей.
- Он страдал тяжёлым недугом — чахоткой. Каждый год летом Юшка собирал накопленные деньги и куда-то уходил — все считали, что к каким-то дальним родственникам. Через месяц следовало его возвращение, и его жизнь в городке с постоянными издевательствами возобновлялась.
- Но вот он ослабел настолько, что не смог отправиться в своё «путешествие». Вместо этого он снова побрёл на работу в кузницу. По дороге над ним кто-то посмеялся, и Юшка, «наверное, в первый раз в жизни», вспылил. И тот человек толкнул его. Он упал и больше не поднялся, а под вечер его нашли мёртвым.
- Глубокой осенью в городок пришла девушка. Она искала Ефима Дмитриевича. Оказалось, что она — сирота, о содержании которой заботился Юшка, которую посещал каждый год и которой был как отец. Она выучилась на врача и пришла, чтобы помочь своему благодетелю вылечиться, но, к сожалению, опоздала.
- С тех пор она работала в городе и всю свою жизнь посвятила бескорыстной помощи людям, как когда-то сделал и главный герой рассказа Платонова «Юшка».
Детская жестокость
Отношение к главному герою повести можно объяснить тяжелой жизнью. Взрослые устают от тяжелого труда, беспросветной нищеты. Но у старшего поколения есть много способов излить злость. Они пьют, дерутся, ругаются. Дети живут в таком окружении и впитывают с молоком матери жестокость к людям. Наследственность, по мнению автора, основная причины детской злобы. Сложно с ним в это не согласиться. Страшно только, что это дети целого города. Ни какой-то небольшой деревушки, с 2-3 домами. Город – это тысячи людей. Представить количество злых, читая сцены унижения Юшки в произведении, становится сложно. Сколько их обижающих больного старика. По каким улицам идет Ефим с работы и на работу? Сколько компаний мальчишек кидает в него камни и комья земли? Гадости по отношению к старшим должны быть замечены. Привычное поведение – получить отпор. Юшка – пример другого отношения к детям. Он молчит, не обижается, закрывает лицо, не гонится за обидчиками. Детская жестокость у Юшки вызывает радость. Он счастлив, что один страдает от них. Нет кого-то еще, кому бы они причинили боль. Такая самоотдача и самопожертвование вызывают тревогу. Согласиться с Ефимом Дмитриевичем, что это особое проявление любви, значит признать главенствующее право жестокости в этом мире.
Сочинение: Почему люди были жестоки с Юшкой? (А.П. Платонов)
(455 слов) Жестокость людей друг к другу – это целый феномен, уходящий вглубь психологии и в недра человеческого сердца, в духовное измерение, в котором человек существует наравне с измерением материальным. Причины жестокости иногда могут быть неявны или сокрыты другими причинами. Иногда – они могут быть слишком простыми, лежащими на поверхности. Но, конечно, в любом случае, восприятие и переживание жестокости – очень сложный процесс. Отчего же вообще человек может так относиться к другому человеку?
Небольшой рассказ Платонова «Юшка» рассказывает о нестаром ещё, но больном чахоткой человеке, которого все так и зовут – Юшкой, не задумываясь даже, какое его настоящее имя. Юшка живёт бедно, но и непритязательно – он работает помощником кузнеца, тихо живёт в его доме, ходит круглый год в одной одежде и, бережно откладывая зарплату за свой труд, раз в год куда-то уходит, очевидно, относя туда же и свои сбережения. Характера он незлобивого и миролюбивого. Когда дети встречают его на улице и всячески задирают – он только молчит или удивляется в ответ, размышляя: отчего он им так нужен? Юшка лишен даже малейшего проявления зла, и ему кажется, что и все обижающие – тоже любят его. Но люди вокруг него действительно злы. Не только для детей, но и для взрослых скромный, тихий Юшка становится своеобразной «отдушиной», с помощью которой окружающие его люди могут выплёскивать из себя всю свою злобу, гнев, ярость. Однажды именно это и приводит к трагическим последствиям: случайный прохожий, люто разозлившись на Юшку, сильно ударяет его и – уходит. От ударов Юшка умирает прямо на улице.
А дальше автор сообщает: «Без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло».
Возможно, человек так устроен, что в нём, в его эмоциональной жизни часто накапливается злоба. Это может быть и пустяковое раздражение. Это может быть и что-то сильнее, яростнее и опасней. От бытовых мелочей, от личных неурядиц, от крушений собственных планов и ожиданий, от многого-многого другого. Возможно даже, так устроен не сам человек – но что-то в нём, какой-то его «духовный механизм» имеет такой дефект. И, конечно, просто так оставаться внутри, словно разъедающий яд, злоба не может. Она будет искать выхода наружу. И по горькой трагичности жизни чаще всего от неё могут пострадать именно те, кто меньше всего того заслуживает, кто никак не причастен к ней, кто сам носит в себе только свет и добро.
Очевидно, люди были жестоки с Юшкой из-за того, что не могли, не умели или даже не знали, как сдерживать этот внутренний напор зла в себе, как избывать его иначе, чем посредством крика, обиды, драки. А Юшка, которого все считали недалёким человеком, возможно, знал один из главных секретов нашего мира – о том, что люди не злы сами по себе, но – «не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».
Автор: Степан Самарин
Победа добра
Автор не может завершить рассказ на тему добра простой гибелью персонажа. Он показывает, к чему приводит бесчувственность. У семей горожан нет будущего. Вряд ли дети будут заботиться о старших, проявлять к ним уважение, получив такой урок бессердечия. Духовность воспитывается с младенчества. Ефим помогает маленькой девчонке, оставшейся сиротой. Он копит на ее образование, складывает копеечку к копеечке целый год. Мужчина никогда не позволяет себе расслабиться, купить что-то для собственного удовольствия. Даже жестокость («Юшка») – пример истинной любви к жизни. Породивший добро Ефим помогает горожанам и после смерти. Девушка приезжает к отцу, но не застав его, остается там, где он жил и трудился для ее благополучия. Жестокость остается, но рядом, как и прежде, живет доброта. Оптимистичный финал успокаивает читателя. Есть надежда, что родители начнут учить своих детей на другом примере, извлекут урок из судьбы Юшки.
Источник
Аргумент для итогового сочинения
Многие выпускники используют из рассказа «Юшка» аргументы для сочинения на тему доброты. Можно привести пример: «В рассказе „Юшка“ Андрея Платонова главный герой терпит побои от жителей города, но не мстит им в ответ, так как видит только хорошие черты характера в каждом человеке.
Он верит, что дети любят его, поэтому обижают, так как не знают, как выразить любовь по-другому. В прошлом Ефим Дмитриевич проявил милосердие к сироте и приютил её.
Он сильно любил девушку, поэтому оплачивал её учёбу и экономил на одежде и пропитании. После смерти его дочь приехала в деревню и стала работать в больнице для чахоточных. Так проявилась её доброта к людям».
Автор учит любить и уважать других людей и неравнодушно относиться к чужим проблемам.
Источник
Детская жестокость
Отношение к главному герою повести можно объяснить тяжелой жизнью. Взрослые устают от тяжелого труда, беспросветной нищеты. Но у старшего поколения есть много способов излить злость. Они пьют, дерутся, ругаются. Дети живут в таком окружении и впитывают с молоком матери жестокость к людям. Наследственность, по мнению автора, основная причины детской злобы. Сложно с ним в это не согласиться. Страшно только, что это дети целого города. Ни какой-то небольшой деревушки, с 2-3 домами. Город – это тысячи людей. Представить количество злых, читая сцены унижения Юшки в произведении, становится сложно. Сколько их обижающих больного старика. По каким улицам идет Ефим с работы и на работу? Сколько компаний мальчишек кидает в него камни и комья земли? Гадости по отношению к старшим должны быть замечены. Привычное поведение – получить отпор. Юшка – пример другого отношения к детям. Он молчит, не обижается, закрывает лицо, не гонится за обидчиками. Детская жестокость у Юшки вызывает радость. Он счастлив, что один страдает от них. Нет кого-то еще, кому бы они причинили боль. Такая самоотдача и самопожертвование вызывают тревогу. Согласиться с Ефимом Дмитриевичем, что это особое проявление любви, значит признать главенствующее право жестокости в этом мире.
Победа добра
Автор не может завершить рассказ на тему добра простой гибелью персонажа. Он показывает, к чему приводит бесчувственность. У семей горожан нет будущего. Вряд ли дети будут заботиться о старших, проявлять к ним уважение, получив такой урок бессердечия. Духовность воспитывается с младенчества. Ефим помогает маленькой девчонке, оставшейся сиротой. Он копит на ее образование, складывает копеечку к копеечке целый год. Мужчина никогда не позволяет себе расслабиться, купить что-то для собственного удовольствия. Даже жестокость («Юшка») – пример истинной любви к жизни. Породивший добро Ефим помогает горожанам и после смерти. Девушка приезжает к отцу, но не застав его, остается там, где он жил и трудился для ее благополучия. Жестокость остается, но рядом, как и прежде, живет доброта. Оптимистичный финал успокаивает читателя. Есть надежда, что родители начнут учить своих детей на другом примере, извлекут урок из судьбы Юшки.
Тема произведения на первый взгляд проста. Нужно жить, принося пользу людям. Написать сочинение «Жестокость («Юшка») станет легче, если взять за основу предложенный материал. Есть высказывания, которые потребуется доказать, тогда информация станет основой для дискуссии.
Источник
Качества характера
Человек от природы рождается добрым. Сложно представить злобного малыша. Главный герой любит все вокруг себя. Он трепетно рассматривает цветы, гладит листву. Мужчина старается не наполнять дыханием воздух, любуясь растениями. Он трогает кору деревьев, жалеет погибших бочек и жучков. В насекомых он чувствует живую душу и вглядывается в их «лица». Вокруг Юшки, вышедшего за пределы деревни, все живет. Может ли человек без души заметить такое многообразие жизни: работящих кузнечиков, пение птиц, сладость воздуха? Направление мысли автора покоряет, несколькими штрихами он раскрывает богатый внутренний мир героя. Тема доброты и жестокости становится центром сюжета.
Жестокость
В повести много жестокости и бездушности, но больше всего пугает детская злоба. Игра превращалась в гонение бедного больного мужчины. Детей удивляет, что Юшка ведет себя не так, как другие взрослые. Не ругается, не бьет чем попала, не гоняется за ребятами, чтобы наказать их. Автор рассказывает об ощущениях детей: они проверяли, живой ли Юшка. Доброта и жестокость живут по соседству. Для детей действует закон: «…пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете…». Мужчина был исключением из правила, которое не устраивало подростков. Они причиняли боль, на которую Юшка отвечал спокойно и смиренно: «…Вы, должно быть, любите меня!». Где в жестокости любовь? Как заметить эту грань между двумя противоположными качествами? Терзать, чтобы любить – убеждение доброго человека ставит в тупик. Рассуждение пьяных и злых взрослых реальны и понятны. Они ищут виноватых в своей судьбе среди тех, кто слабее. Становятся еще более озлобленными, жестокость превращает человека в животного. Взрослые, не дождавшись ответа, бьют, прячась от своего горя за кулаками.
Доброта
Столяр попросил прощения у Юшки за всех людей. Но это было посмертное извинение. В словах столяра сквозит неподдельная доброта и горечь: «…кто тебе судья!». Рабочий понимает, что чистое сердце Юшки нельзя считать браком. С телом прощались все, кто «…мучил его при жизни…». Доброта умирает вместе с Юшкой, а злоба обретает все большую силу.
Автор не позволяет закончиться рассказу на такой тяжелой ноте. Не должно зло стать главенствующим качеством. Девушка с грустными серыми глазами продолжила дело приемного отца. Она осталась там, где издевались над Ефимом, и стала уменьшать страдания обездоленных. Ее считали «дочерью доброго Юшки», и никто не пытался опровергать это родство.
Источник
Проявление доброты
Истинная доброта проявляется в самопожертвовании и самоотречении, в любви к людям и в готовности всегда прийти на помощь. Юшку можно назвать добрым человеком, так как он никогда не показывал свою гордость и не мстил обидчикам. Он видел в них только хорошие качества и не понимал, почему его обижают.
Ефим Дмитриевич смирился со своей судьбой, так как жил не ради себя, а ради дочери, которую он взял под опеку. Мужчина, несмотря на маленькое жалованье, оплачивал её учёбу, чтобы она стала врачом и смогла вылечить его от чахотки, но, к сожалению, девушка не успела.
После того как дочь Юшки приехала в город, чтобы его повидать, то расстроилась из-за того, что не успела ему помочь, но решила остаться, чтобы лечить жителей города. Она стала работать в больнице для больных туберкулёзом, а также лечила людей вне больницы.
Благодарные люди стали называть девушку «дочерью доброго Юшки». Благодаря воспитанию отца, героиня пошла по его стопам и проявила милосердие к людям.
Аргументы к сочинению и анализ
Эссе по произведению А. Платонова должно обязательно содержать основанные на тексте аргументы и быть написано в стиле рассуждения. Желательно ответить на все вопросы, которые возникают или могут возникнуть во время прочтения. Также важно многосторонне раскрыть тему и мотивы, которыми руководствуются персонажи.
Причины жестокости к герою
Ефим Дмитриевич относится к категории персонажей, резко выделяющихся «из толпы». Его внешность была совершенно непритязательной, даже отталкивающей, образ жизни — полностью подчинён работе, а на оскорбления и жестокость он реагировал добротой и даже радостью, веря, что на самом деле его любят, просто так выражают свою любовь.
Объективных причин для жестокости по отношению к Юшке у людей не было: он никому не делал ничего плохого, просто жил своей тихой и скромной жизнью. Но ему не повезло в том, что он не соответствовал общепринятым нормам. Дети «трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают», а еще «радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает».
То есть, младшие жители городка издевались над главным героем всем коллективом по двум причинам: они не понимали его и чувствовали свою безнаказанность. Такую картину в детской и подростковой среде можно увидеть очень часто: в классе или в группе может быть ребёнок, непохожий на других или ведущий себя как-то иначе. С большой долей вероятности он подвергается травле и издевательствам, ведь для человека понятия «странный» и «достойный унижения» — синонимы. Так получилось и с Юшкой.
Старшие тоже обижали Ефима Дмитриевича. Они говорили ему: «Да что ты такой блажно́й, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?» Юшка отвечал молчанием, внимательно слушая человека. И на это недовольный злился ещё сильнее: «Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага. Ну ладно!» — и бил несчастного мужчину.
Причина такого поведения от взрослых и, казалось бы, разумных людей проста и указана в тексте: «злое горе», «лютая ярость», обида. Противоположные им молчание Юшки и кротость в его глазах убеждали людей, «что он во всём виноват». Да, им жилось нелегко. Поэтому они искали кого-то, на ком можно отыграться за все невзгоды.
Юшка подходил идеально — безответный, непохожий на других, его можно было бить без причины, не подвергаясь осуждению, которого люди так боятся. А попробуй они сделать то же более «рядовым» жителям городка, так, наверное, хорошо получили бы в ответ. А Юшку и защитить было некому, да и сам он этого делать не умел.
Назидание для людей
Доброта и жестокость в «Юшке», как и в других литературных произведениях (рассказах «Кусака» Л. Андреева и «Телеграмма» К. Паустовского, повести «Людочка» В. Астафьева), показаны открыто и правдиво. Пример главного героя наглядно демонстрирует несколько вещей:
- То, как часто люди судят лишь по внешности, не принимая во внимание внутренние качества.
- То, как люди, непохожие на других, становятся изгоями в обществе.
- То, как жестоки могут быть «нормальные» люди.
- То, как самый непритязательный человек, «божье чучело» может на самом деле иметь большое и доброе сердце.
Рассказ, несомненно, учит важным вещам — доброте, жертвенности, принятию окружающих. Он словно призывает нас между строк: жестокость не должна быть нормой. Не стоит быть как все — видя несправедливость, нужно восставать против неё. А ещё Платонов показывает, что доброта — это проявление духовной силы, а её противоположности злость и жестокость — слабости. И правда, Юшка был намного сильнее тех, кто обижал его.
Сегодня эта проблема всё так же остра, хотя к ней привлекают максимальное внимание. Всё ещё есть люди — как взрослые, так и дети, которые подвергаются насилию и унижениям только за то, что выглядят, говорят, живут «как-то не так». Хотя теперь принятие людей, которые отличаются от других, может происходить быстрее, всё же мир стал таким разнообразным, что нормой является почти что угодно.
Мнения на этот счёт могут быть разными, но верно одно — никто не имеет права на жестокость. Её необходимо искоренять в зародыше. Нужно быть добрее по отношению друг другу, воспитывать в себе нравственные качества, и тогда мир станет намного светлее и приятнее, и будет двигаться в верном направлении.