Торжествует ли «правда» Бубнова в финале пьесы М.Горького «На дне»? Свое мнение обоснуйте.


Тема правды в пьесе Горького «На дне» – Лука

Образ странствующего человека в возрасте шестидесяти лет автор присвоил Луке. Он пришел в ночлежку недавно, другие герои пьесы уже живут здесь долгое время. На чем основана правда Луки:

  • Сострадание к ближнему;
  • Необходимость искренне верить в Бога;
  • Надежда на лучшее в любой ситуации;
  • Ложь во благо.

После знакомства с гостями ночлежки Лука вступает с ними в полемику. Он старается утешить каждого обездоленного, вселить веру в светлое будущее обреченным людям. Актер страдает от алкоголизма — Лука рекомендует ему лечебницу, где помогут решить его проблему. Пепел получает совет отправиться в Сибирь.

Правда Анны в пьесе «На дне» характеризует ее как затравленную, забитую женщину. Она умирает от тяжелой болезни, мечтает о смерти, чтобы освободиться от мучений. Лука пытается вселить ей веру в загробный мир, где она обретет покой, счастье. Главным оппонентом в споре с Лукой является Бубнов.

Голая правда Бубнова в пьесе «На дне»

Бубнов вдумчивый и меткий на слово, он отрицает возможность всякой маскировки: «Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется». Больше того, утверждает в себе и других «бедолагах», лишенных «приукрашиваний», обнажение человеческой сущности: «… все слиняло, один голый человек остался». Горький не случайно останавливается на этой мысли. В силу полной утраты какого-либо рода деятельности, разрыва связей между собой и всем миром «босяки» действительно обходят частности и тяготеют к каким-то общим понятиям. Драматург создает образы «философов поневоле».

Причем нисколько не преувеличивает и строго индивидуализирует их способности. «Невольная» философия персонажей и направляет внутреннее движение пьесы. В поисках Клеща, Пепла, Наташи, Актера, Насти, Татарина, Анны своеобразно сказались модные на рубеже веков «теории» достижения счастья. Буржуазные идеологи на разные лады перепевали спасительные якобы рекомендации: честную трудовую деятельность, поклонение сильной воле героя, служение искусству, любви, обогащение скудных дней человеческой совестью и верой. Вглядимся в героев «На дне». В них, хотя в очень сниженном варианте, проступали как раз такие иллюзорные побуждения. Разве не трудом своим хочет добиться успеха Клещ? Не к любви ли как к защите от реальных ужасов тянется Настя? Не к богу ли обращен взор Анны? А Наташа не героя ли ждет? Сами того не понимая, все они мечтают о том, что воистину должно составлять сущность нормальной жизни. Но в губящей красоту и правду действительности естественные порывы тоже обречены на гибель.

В рассуждениях, судьбе «босяков» — ответ на сложнейший вопрос о природе человека и общества. Горький развенчал ошибочные идеи своего времени как неспособность дать отдохновение несчастным при порочном мироустройстве. Для писателя Лука был неприемлем, потому что он тормозил своей ложью прозрение, мешал изживанию ошибок, насаждал пассивизм.

В 1928 году Горький писал: «Утешители, проповедники примирения с жизнью враждебны мне». В острых психологических коллизиях художник воплотил столкновение разных точек зрения на бытие и сознание, победу активного отношения к миру. Вот почему «На дне» является социально-философской драмой. Любые, самые обыденные поступки и речения обитателей костылевской ночлежки насыщаются большим смыслом. Вдова Квашня гордится тем, что она «сама себе хозяйка» Но в это понятие вкладывается не только радость освобождения от притеснений жестокого мужа. Важ

Урок по теме Три правды в пьесе М. Горького На дне 11 класс

Тема: «Спор о правде и назначении человека в пьесе А. М. Горького «На дне»

Цель 1. На основе анализа пьесы выявить три правды героев произведения.

2. Раскрыть проблему истинного и ложного гуманизма.

3. Выявить авторскую позицию в пьесе.

Ход урока

  1. Слово учителя. В интервью о пьесе «На дне» в 1903 году М. Горький так определил ее смысл: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский».1 В начале двадцатого века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества. В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судьбах людей, безжалостно выброшенных обществом за борт жизни.

— Есть ли в сюжете пьесы событие, которое сказывается на жизни ночлежников в целом?

— Да, это приход Луки. Он не только поселился рядом. Но и каким — то образом вошел в жизнь каждого из обитателей подвала.

— Что изменилось в ночлежке с приходом Луки? Чем притягивает Лука к себе людей?

— С его приходом стало теплее и уютнее. Он притягивает доброжелательностью (примеры из текста), неподдельным интересом к людям, общительностью.

— Как Луку характеризует его речь?

— Лука — опытный психоаналитик, умеет внимательно слушать людей, точно их оценивать. Не придумывает для ночлежников никаких рецептов, а лишь умело поддерживает в каждом из них мечту. Отзывается на просьбу Анны поговорить с ней. Понимает Настю, которая мечется в тоске, поддерживает ее иллюзии, защищает от насмешек Барона. Актера убеждает в том, что можно начать все сначала. Пепла удерживает от убийства, которое могло испортить ему жизнь.

— Докажите, что Наташа, Настя, Анна, Пепел благодарны Луке.

Л. Н. Толстой после прочтения нескольких сцен пьесы заметил: « Старик у вас несимпатичный, в доброту его не веришь». Что в поведении Луки могло насторожить Толстого?

— Настораживает его поведение в эпизодах: «Избиение Наташи», «Убийство Костылева».

— В чем правда Луки, как раскрывается она в притче о «праведной земле»?

— Он рассказывает притчу, чтобы доказать, что надежда, пусть даже иллюзорная, дает человеку силы переносить невзгоды. Бывает так трудно, «что хоть ложись да помирай», а вспомнит человек о «праведной земле» и приободрится: «Ничего! Потерплю! Еще несколько — подожду… а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю…» А когда узнал, что праведной земли нигде нет, рухнула надежда — и человек удавился. Правда оказалась для него губительной.

— Как относится к этой истории Наташа?

— Наташа считает, что губительна не правда, а обман.

— Рассмотрим отношение к человеку Бубнова. Он принижает человека, признает его бессилие. Его правда не лучше лжи.

Согласен ли автор с Лукой и Бубновым? Как проявляется в пьесе авторская позиция?

— Авторская позиция открывается в изображении судеб людей, которых старик «поманил куда — то, а дороги не указал».

— Как судьба Актера раскрывает авторскую позицию?

— Горький уверяет, что ложная надежда может привести человека к петле. Но все — таки автор далек от того, чтобы возлагать всю вину за гибель Актера на Луку. Актер обвиняет Луку в том, что он не оставил адреса бесплатной лечебницы.

— Многие герои сходятся на том, что Лука их обманул. Разве он обещал вывести их со дна жизни? Он просто поддерживал их веру в то, что выход есть. Прочной ли оказалась вера в себя у ночлежников? Только ли виноват Лука в их трагедии? К кому автор адресует главное обвинение? Конечно, обитателям ночлежки, которые не смогли противопоставить свою волю действительности. Они не борются с обстоятельствами, а плывут по течению. Кто из героев выражает позицию Горького? В чем эта позиция проявляется?

— Уважение к человеку, вместо жалости.

Итак в пьесе три правды: правда Бубнова, унижающая человека, признающая его бессилие; правда Луки, основанная на иллюзорной мечтательности, и правда Горького, стоящая на уважении человека, признающая его силу и величие. Почему монолог о человеке Горький доверяет произнести Сатину?

— Среди людей дна он выделяется умом и способностью рассуждать. Барон ищет у него справедливости, Бубнов называет его умницей, Клещ говорит о том, Сатин «умеет не обижать».

— Таким образом, со спорами о правде связана проблема истинного и ложного гуманизма.

Лука, жалея людей, не верит в их возможности изменить жизнь и сеет иллюзии, уводящие от правды. Горький верит в человека, в его силу, разум, волю, способность воздействовать на ход жизни.

Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «Чья правда вам близка и почему?»

1</<sup> Бялик Б. А. А. М. Горький — драматург. — с 55.

Конспект урока по литературе «Три правды в пьесе М. Горького «На дне».

Конспект

Тема урока: Три правды в пьесе М. Горького «На дне».

Цели:

Образовательная: выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин);

Развивающая: формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания.

Ход урока

1.Проверка домашнего задания.

1группа (герои, смирившиеся со своим существованием)-Бубнов( убежден, что все люди на земле лишние), Квашня, Барон(живет своим прошлым), Сатин, Алешка, Кривой Зоб , Татарин.

2 группа (герои, которые хотят выбраться «со дна»)- Наташа, Васька Пепел, Настя, Актер, Клещ.

Лука- герой, который держится особняком.

2. В пьесе одновременно происходят два конфликта. Назовите их.

1-это любовный конфликт между Костылевым, Василисой, Васькой Пеплом и Наташей)

2- это конфликт героев, спорящих о предназначении человека ( Бубнов, Сатин, Лука)-

Действия какого конфликта происходят за пределами сцены?

( Любовного. Драка Василисы и Наташи, месть Василисы – опрокидывание кипящего самовара на сестру, убийство Костылева совершаются за углом ночлежки и зрителю почти не видны).

Второй же конфликт наоборот постоянно разворачивается на сцене.

Что является основным лейтмотивом пьесы?( Лейтмотив – это. выразительная деталь, конкретный художественный образ, многократно повторяемый, упоминаемый, проходящий сквозь отдельное произведение или все творчество писателя).Кто из персонажей первым формулирует основной вопрос драмы «На дне»?

Спор о правде – смысловой прозвучит уже на первой странице пьесы, в реплике Квашни: «А-а! Не терпишь правды!»

( найти и зачитать диалог Квашни и Клеща).

Первые слова о правде принадлежат Квашне, но все же основными персонажами, спорящими о значении правды, будут являться Бубнов, Сатин и Лука.

Давайте еще раз вспомним значения их имен и запишем это в тетрадь. ( слайдовая презентация)

Сатина и Бубнова мы видим сразу с начала пьесы, а как появляется Лука? ( его приводит Наташа, фрагмент фильма на 21:30 мин.)

Рассказывает ли что- нибудь о себе Лука? (Ничего, кроме того, что он странник, фрагмент фильма на 21мин.)

Как относятся к нему жители ночлежки? ( Наташа ведет себя с ним ласково, уважительно, указывает ему место, где он может расположиться, Барон называет его кикиморой, Васька Пепел ругает его за то, что он плохо поет).

Обижается ли на кого- нибудь из них Лука? ( Нет, потому что он мудрый и к каждому старается найти подход).

После своего появления Лука старается утешить обитателей ночлежки и дать им совет. Кого он утешает и что при этом советует?

1.утешает Актера, рассказывая о лечебнице для пьяниц( фрагмент фильма на 6 мин.)

2.утешает умирающую Анну( фрагмент фильма на 03:50 мин.)

3.советует Ваське пеплу идти в Сибирь, в «золотую сторону» (фрагмент фильма на 09:39)

4.утешает Настю, когда никто из ночлежников не верит в ее историю любви.

Вспомните историю из жизни, которую рассказывает старик, когда он служил сторожем под Томском. Какую мораль он вынес из этой истории?( Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает! Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!)

Давайте вспомним историю о праведной земле, которую рассказал старик. Какой смысл в этой истории? ( Мораль такова, что человеку нужно во что- то верить, пусть даже это будет неправдой, иначе жизнь потеряет смысл).

Бубнов является антиподом Луки, кем он был до того, как скатился «на дно»? ( Скорняком, красил меха, работал в мастерской)

Что отвечает Бубнов, когда у него спрашивают есть ли у тебя совесть? (На что совесть? Я – не богатый…)

Во время разговора Васьки Пепла и Наташи, Бубнов несколько раз повторяет протяжно фразу: а ниточки то гнилые, что выражают эти слова? ( недоверие, сомнение в серьезных намерениях Васьки Пепла).

Какой поговоркой характеризует жизнь в ночлежке Бубнов? (Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье)

На протяжении всей пьесы Бубнов произносит такие фразы: «Все люди на земле лишние…» «Все сказки…» «Все так: родятся, поживут и умирают. И я помру… И ты…». Что этими фразами он хотел сказать? ( Все люди обречены на страдания, поэтому незачем врать людям о лучшей жизни, пусть все останется как есть)

Как относится Бубнов к Луке? (Мм… Любят врать люди… Ну, Настька… дело понятное! Она привыкла рожу себе подкрашивать… вот и душу хочет подкрасить… румянец на душу наводит… А… другие – зачем? Вот – Лука, примерно… много он врет… и без всякой пользы для себя… Старик уж… Зачем бы ему?)

Теперь давайте поговорим о правде жизни Сатина.

Кем он был в молодости? ( работал телеграфистом, читал книги и был образованным человеком по его словам)

Как он попал в ночлежку? ( убил человека за свою сестру, после тюрьмы оказался в ночлежке).

Найдите в тексте монолог Сатина, прочитайте его. Какова жизненная позиция Сатина? (Вся сила заключена в человеке, что на земле только одна правда- это сам человек, все на Земле- это творение его рук)

Сатин мыслил абсолютно противоположно Луке, но почем уже, когда Барон назвал старика шарлатаном, Сатин заступился за него? (Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! 02:13 мин )

Чем заканчивается пьеса? ( самоубийством Актера)

Почему Сатин говорит такую реплику: Эх… испортил песню… дур-рак!( Потому, что в тот момент, когда все ночлежники пели песню, они почувствовали себя единым целым, почувствовали надежду на что- то лучшее, а самоубийство Актера снова вернуло их в то же самое дно, фрагмент фильма на 12:30 мин.).

3.Итак, мы выяснили с вами все три правды пьесы. Скажите, какой точки зрения придерживаетесь вы? Может ли быть ложь спасительной, утешительной или нужно всегда говорить только правду, даже если она горькая и жестокая? На чью сторону встанете вы? На сторону Бубнова, Луки или Сатина? Актуальна ли пьеса «На дне» для нашего времени? Или она давно устарела, и ее не стоит показывать на сцене?

Три «правды» в пьесе М. Горького «На дне»

Сочинение по пьесе Максима Горького «На дне» по теме:

Три «правды» в пьесе М. Горького «На дне»

Название пьесы Максима Горького удивительно точно отражает её содержание. Герои произведения действительно находятся на самом дне жизни, причем не только в плане образа их существования (они живут в ночлежке, пьют, многие не имеют работы), но и в душевном аспекте: люди потеряли надежду и веру.

В пьесе есть три героя-идеолога с четко выраженными позициями в отношении правды. Сатин, первый из них, видит правду в человеке, человека в качестве самой правды. Он говорит: «Что такое – правда? Человек – вот правда! Ложь – религия рабов и хозяев … Правда — бог свободного человека!» По концепции Сатина люди живут для чего-то лучшего, а истина заключена в них самих. Человек свободен, он выше всего, его нужно уважать, а не унижать жалостью, несмотря на то что он вор или аферист.

Позиция второго героя, странника Луки, во многих вопросах схожа с позицией Сатина. Для него тоже важен человек, то, во что он верит. «Человек должен уважать себя, во что веришь, то и есть». Говорить, что Лука лжет, пожалуй, не совсем верно. Он дает героям надежду, веру, мечту, возвращает способность не сдаваться на пути к своей цели. Благодаря рассказам Луки даже Актер, несмотря все же на печальный финал, на какое-то время перестает пить и встает на путь исправления. Позицию Луки раскрывает и история «о праведной земле», которую он рассказывает в ночлежке. Мораль её в том, что не надо искать эту праведную землю на картах и глобусах, её надо искать в себе, она есть в каждом из нас.

Третья правда в пьесе — правда Бубнова. Его позиция — это правда факта, правда как отсутствие лжи. По его мнению, «люди все живут как щепки по реке плывут» — они не в силах что-то изменить, все люди рождены для смерти. «А я вот не умею врать. Зачем? По-моему, вали правду, как она есть! Что стесняться», — говорит Бубнов. «Как человека ни раскрашивай все сотрется», человек неизлечим и не стоит ему пытаться что-то в себе изменить, он полностью зависит от среды, из которой ему не выбраться- смысл убеждений Бубнова.

Сталкиваясь и взаимодействуя друг с другом, три правды удивительно органично показывают читателю внутренний мир ночлежки. В том раскрывается и позиция самого Горького, которая является резким противником позиции непротивления злу Толстого и смирения Достоевского. «Человек — это звучит гордо», — говорит Горький устами Сатина. Однако позиция автора сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Собственное мировоззрение М. Горького — это соединение утешительной правды Луки и правды — человека Сатина.

Пьеса «На дне» до сих пор есть в репертуарах многих театров, потому что она актуальна во все времена, её проблемы вечны, а взгляд Горького на человека как на того, кто «сам должен стать Богом, если Бог умер» привлекает зрителей своей решительностью и мощью.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]