Актерский состав новой «Анны Карениной»: сравнение с советской экранизацией

Почему Долли, выходя замуж, ничего не знала о семейной жизни, что останавливало Каренина от дуэли, мог ли Вронский жениться на Анне и стать законным отцом своим детям?

Тайна невинности Долли

Анна Каренина и Долли Облонская. Иллюстрация Михаила Щеглова к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1914 год

После скандала из-за измены Стивы в дом Облонских приезжает Анна, чтобы помирить супругов. Подав­ленная ситуацией Долли оправдывает свой отказ простить мужа:

«— Изволь, — вдруг сказала она. — Но я скажу сначала. Ты знаешь, как я вышла замуж. Я с воспитанием maman не только была невинна, но я была глупа. Я ничего не знала. Говорят, я знаю, мужья расска­зывают женам свою прежнюю жизнь, но Стива… — она поправилась, — Степан Аркадьич ничего не сказал мне. Ты не по­веришь, но я до сей поры думала, что я одна женщина, которую он знал. Так я жила восемь лет. Ты пойми, что я не только не подозревала неверности, но что я считала это невозможным, и тут, представь себе, с такими понятиями узнать вдруг весь ужас, всю гадость… Ты пойми меня. Быть уверен­ной вполне в своем счастии, и вдруг…»

Почему Дарья Облонская была так наивна — причем не только до замужества, но и после? В ту эпоху сексуальное образование мужчин и женщин очень отличалось. В традицион­ной дворянской семье первой половины XIX века вопрос о теории сексуальных отношений не поднимался ни учителями, ни тем более родителями, которые, как правило, дистанцировались от детей. Принято было воспитывать «нравственно чистого» человека, поэтому подростковый интерес к сексу всячески подавлялся: не поощрялось обсуждение телесных изменений во время полового созревания, ограничивалось общение с противо­по­лож­ным полом и т. п. В основном эти запреты касались девушек. До вступ­ле­ния в брак они признавали единственно возможной лишь платоническую любовь, о которой они знали благодаря художественной литературе. Почти каждая барышня шла под венец, не имея никакого представления о сексе и зная только, что «между ней и ее женихом только такая разница, что у него есть растительность на лице, а у нее нет; что он шьет платье у портного, а она — у портнихи…» .

Совсем иначе дело обстояло с юношами. Ответы на многие вопросы полу­чались практическим путем. До отмены крепостного права к молодому чело­веку приставляли крепостную девку (ее семейное положение при выборе не учитыва­лось — важны были только опыт и здоровье), позже обязанность «сексуального просвещения» перешла к дворне и прислуге. Нередко отцы отводили сыновей в публичные дома, причем в довольно раннем возрасте. Согласно «Половой переписи студен­чества», проведенной в 1904 году, первое знакомство с женщиной у большинства опрошенных (69 %) состоялось в воз­расте 14–17 лет .

Анна Каренина


Татьяна Самойлова и Светлана Ходченкова. Фото: Кадры из фильмов про Анну Каренину
Роль Анны Карениной, доброй и упитанной женщины с темными кудрями, досталась… Светлане Ходченковой (на фото — кадр из фильма «8 первых свиданий»). А почему нет? Сюжет нового проекта напоминает «Бандитский Петербург», поскольку крутится вокруг альковных, криминальных и политических дел питерской элиты.

В этой интерпретации Ходченкова играет светскую львицу и жену будущего губернатора Петербурга Алексея Каренина. В романе Анне было порядка 25 — 28 лет (на 20 лет моложе мужа), Светлане существенно больше — 38. А вот в советском фильме визуальное соответствие было повыше: брюнетке Татьяне Самойловой на момент съемок было 32 года.

Тайна Рима

Сцена на скачках. Иллюстрация Александра Самохвалова к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1952–1953 годы © Александр Самохвалов / Издательство «Наука»

После того как лошадь Вронского сломала спину и упала вместе с наездником, ошарашенные зрители несколько раз повторили фразу:

«Недостает только цирка со львами».

«Анна Каренина» — не только любовный, но и острый социальный роман. Толстой говорил: «Наша цивилизация также идет к своему упадку, как и древняя цивили­зация…» . В то время как в российских деревнях люди умирали от голода, в городах процветали разного рода развлекатель­ные заведения. Толстой неоднократно сравнивает в романе Россию второй поло­вины XIX века с Римом эпохи упадка. Так, упомянутые выше красносель­ские скачки Каренин называет «жестоким зрелищем», а Вронский предстает перед читателями как один из последних «гладиаторов». Гладиатором же зовут коня, выигравшего скачки, а одна из зрительниц произносит: «Если б я была рим­лянка, я бы не пропустила ни одного цирка». Анна общается с Сафо, светской львицей, а Вронский посещает «афинские вечера».

Алексей Вронский


Василий Лановой и Роман Васильев. Фото: Кадры из фильмов про Анну Каренину/ Facebook Романа Васильева
Образ офицера-сердцееда Алексея Кирилловича Вронского (23 года) доверили молодому Роману Васильеву (26 лет), у которого в послужном списке лишь пара небольших ролей в сериалах и озвучка.

В «Анне К.» Вронский — наследник алюминиевой империи, в которого влюбляется жена питерского воротилы Каренина. Ну а в 1967 году партию флигель-адъютанта Вронского исполнил элегантный Василий Лановой.

Алексей Каренин


Николай Гриценко и Федор Бондарчук. Фото: Кадры из фильмов про Анну Каренину
Кто у нас в кино самый импозантный, стильный и частенько играющий чиновников? Конечно, Федор Бондарчук (на фото — в фильме «Спящие»). С литературным героем актер почти ровесник: высокопоставленному государственному деятелю Каренину было 48, Бондарчуку сейчас 54. Его герой в современной телеадаптации романа занимается политикой.

В советской версии роль сановника-рогоносца исполнял один из ведущих артистов театра Вахтангова Николай Гриценко.

Тайна детей Карениных

Алексей Каренин с новорожденной Анной. Иллюстрация Михаила Щеглова к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1914 год Магазин антикварной книги «Русский библиофил»

Анна не готова к разводу, и Вронский просит о помощи Долли. Главный его аргумент в пользу развода — это дети:

«Моя дочь по закону — не моя дочь, а Каренина. Я не хочу этого обмана! — сказал он с энергическим жестом отрицания и мрачно-вопросительно посмотрел на Дарью Александровну. Она ничего не отвечала и только смотрела на него. Он продолжал: — И завтра родится сын, мой сын, и он по закону — Каренин, он не наследник ни моего имени, ни моего состояния, и как бы мы счастливы ни были в семье и сколько бы у нас ни было детей, между мною и ими нет связи. Они Каренины».

В законодательстве XIX века, как и сегодня, существовала так называемая презумпция законности, согласно которой младенец, появившийся на свет у родителей, состоявших в законном браке (как Анна Каре­нина и ее супруг), указывался в метрике как законнорожденный. Ребенок числился законным до тех пор, пока путем особого церковного или судебного разби­рательства не было доказано обратное. Именно поэтому маленькая Аня получила фамилию «отца по закону».

При желании Каренин мог начать процесс по признанию «прижитой» супругой девочки незаконной, но шансов выиграть дело было мало. Единственным аргу­ментом в пользу истца была невозможность его встреч с Анной Аркадьев­ной в то время, когда был зачат ребенок (по законам того времени — 306 дней). Это можно было доказать при условии, если бы чета Карениных жила все это время в разных городах или если бы один из супругов находился под особым надзо­ром (в больнице или тюрьме). Но Каренины жили вместе, а значит, малень­кая Аня в этом случае не имела шансов стать Вронской. Единственной возможно­стью Вронского узаконить свою дочь был развод Карениных. Но, к сожалению, с ним ситуация была не менее сложной.

Единственным поводом для развода Анны и Алексея Александровича могло быть прелюбодеяние: российское законодатель­ство второй половины XIX — начала XX века называло это «оскорбление святости брака» и фактом «половой связи одного из супругов с лицом посторон­ним, все равно — состоя­щим в браке или свободным». После болезни Анны, едва не приведшей к смерти, Каренин по-христиански простил ей измену и согла­сился отпустить, сфальсифицировав развод, то есть взяв вину прелюбодеяния на себя. Таким образом, он позволил Анне сохранить репутацию, в дальнейшем выйти замуж за Вронского и дать его фамилию маленькой Ане (после удочерения). Именно на такой исход и надеял­ся Вронский. Но сама Каренина, а затем и ее муж отказа­лись от такого решения проблемы.

Разорвать отношения с мужем Каренина смогла бы, только взяв вину на себя. Но в этом случае рождение маленькой Ани стало бы следствием преступной связи, а таких детей нельзя было узаконить или усыно­вить. Подтвердив свою измену в суде, Каренина обрекла бы себя на пожиз­нен­ное безбрачие (это было отме­нено лишь в мае 1904 года), не смогла бы официально выйти замуж за Врон­ского, а их будущие дети считались бы незаконнорож­денными и не имели бы права носить фамилию отца.

Дарья Облонская


Ия Саввина и Юлия Александрова. Фото: Кадры из фильмов про Анну Каренину
Жену Стивы, Долли Облонскую, сыграет жена режиссера Жоры Крыжовникова Юлия Александрова (на фото — в фильме «(НЕ)идеальный мужчина»). Ей достался образ измученной шестью детьми и безденежьем барышни 33 лет. Самой Юлии — 39, у нее один ребенок. В советском фильме эту роль блестяще отыграла Ия Саввина.

Долли Облонская образ и характеристика

Долли Облонская образ и характеристика по плану

1. Общая характеристика. Дарья Александровна Облонская (Долли) — одна из женских героинь романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Это жена Степана Аркадьевича, любящая и заботливая мать шестерых детей.

В начале произведения в жизни Дарьи Александровны происходит трагедия: она узнает об измене мужа.

Под влиянием Анны Карениной женщина прощает супруга, но в их отношениях с этого времени появляется заметная трещина.

2. Внешний вид. В прошлом Дарья Александровна была очень красивой женщиной. Частые роды и семейные заботы заметно сказались на ней. Многодетная мать похудела, ее лицо осунулось, «густые и прекрасные» некогда волосы поредели.

Прежнюю красавицу можно узнать, когда ее лицо озаряет «насмешливая улыбка». Измена мужа нанесла еще один удар по внешности Долли: на потерянном и страдающем лице резко выделяются «испуганные глаза».

3. Отношение к мужу и детям. Дарья Александровна получила домашнее воспитание и совершенно не знала жизни. Когда ее выдали замуж, она была абсолютно убеждена в святости брака. Восемь лет счастливой супружеской жизни только утвердили женщину в ее наивном убеждении.

Дарья Александровна очень сильно любит Степана Аркадьевича, поэтому воспринимает его связь с гувернанткой так близко к сердцу. Она даже боится себе признаться, что эта любовь не позволит ей уйти от мужа. Долли вступает в борьбу с ненавистью к жестоко обманувшему ее человеку. Неразрешимость проблемы она очень точно выражает в разговоре с Анной: «Я люблю свою прошедшую любовь к нему…».

Другим препятствием разводу становится для Дарьи Александровны забота о детях. Она считает, что после случившегося они «погибли». С одной стороны, Долли не хочет оставлять детей без отца; с другой — опасается за их нравственность под влиянием развратного человека. При этом постоянный уход за детьми позволяет женщине на время забывать о своем несчастье.

Анна Каренина очень верно угадывает, какой довод больше всего повлияет на Долли для прощения мужа: «ему стыдно детей». Дарья Александровна с готовностью соглашается примириться с мужем. Для этого ей было нужно только участие близкого человека. Но в ее душе остается горький осадок. Примирение оказывается непрочным.

Познав обман, Долли постоянно испытывает подозрения и муки ревности. Родив уже шестого ребенка, она понимает, что красота и привлекательность давно утрачены. Сильный и здоровый Степан Аркадьевич по-прежнему нравится женщинам и вполне может испытать новое увлечение.

4. Роль в произведении и значение образа. Дарья Александровна Облонская выступает в романе в роли хранительницы домашнего очага. Закрыв глаза на неверность мужа, она стремится сохранить семью и выполнить главную (по убеждению Л. Н. Толстого) женскую функцию — родить и воспитать детей.

Пережив несчастье, Долли не хочет, чтобы ее судьбу повторила сестра. Зная, как относится к Китти Левин, она всеми силами способствует их сближению. Это стремление объединяет ее с мужем: Степан Аркадьевич со своей стороны также уговаривает лучшего друга объясниться с любимой девушкой. В браке между Китти и Левином (идеальной семьей) лежит огромная заслуга Облонских

Степан Облонский


Юрия Яковлев и Гоша Куценко. Фото: Кадры из фильмов про Анну Каренину
Роль Стивы — родного брата Анны Карениной — доверили непотопляемому Гоше Куценко (на фото — в фильме «Курьер из «Рая»). Степан Аркадьевич Облонский — один из важнейших персонажей романа, списанный Толстым с друга, помещика и чиновника Василия Перфильева. Ему 34 года, и он, как о.

Красив ли Куценко, который к тому же старше Стивы ровно на 20 лет, решать вам. В экранизации Зархи этот образ воплотил Юрий Яковлев, которого некрасивым точно не назовешь.

Константин Левин


Борис Голдаев и Юрий Борисов. Фото: Кадры из фильмов про Анну Каренину
Образ Левина воплотит невероятно актуальный сейчас Юрий Борисов (на фото — в сериале «Мир! Дружба! Жвачка!»), два фильма с которым прогремели недавно в Каннах. Его персонажу, помещику-идеалисту с неспокойной совестью, по книге 32 года, самому Борисову — 28. В старой «Анне Карениной» за образ Левина отвечал Борис Голдаев.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]