Что такое благородство?
Благородство – это совокупность качеств, характеризующих нравственное, моральное и духовное развитие человека, а также его отношение к другим людям и всем живым существам вообще. У благородной личности присутствуют такие черты как честность, великодушие, верность, преданность и принципиальность.
Главная особенность благородства заключается в том, что человек абсолютно искренне ведёт себя определённым образом. Он приходит на помощь нуждающимся, всегда честен с окружающими, верен своим близким, открыт и учтив в общении не потому, что от него этого ожидают, а потому что ему самому хочется вести себя именно так. Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы следовать правилам, принятым в обществе. И всё же благородство определяется только внутренними мотивами и побуждениями.
Слово «благородство» образовано от слов «благой» и «род», что соответствует его устаревшему значению. Однако сегодня им принято характеризовать поведение личности по отношению к окружающим. Так что в современном понимании благородный человек – это тот, кто создаёт благо для других.
Примеры благородства
Благородство может проявляться по-разному, но практически всегда это подразумевает, что человек бескорыстно совершает доброе дело, часто жертвуя ради этого собственными интересами. То есть, он не ждёт поощрения или благодарности, а просто старается сделать мир лучше.
Благородное поведение это не только бескорыстные поступки. Это ещё и умение достойно вести себя в обществе, не вымещая злость или обиду на других, не отвечая на хамство, уважительно относясь ко всем людям, независимо от их социального статуса.
Много интересных примеров благородства можно найти в сказках. К примеру, Незнайка (сказка Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе») мечтал встретить волшебника и каждый день совершал добрые дела. Но это «не засчитывалось», поскольку его мотивы были корыстными. И всё же его желание сбылось, когда он забыл о своей цели и просто так помог незнакомому человеку, совершив тем самым благородный поступок.
Другая известная сказка о благородстве – «Цветик-Семицветик» советского писателя Валентина Катаева. Главная героиня совершенно нерационально распорядилась волшебной силой цветка, потратив первые шесть лепестков на игрушки, сладости и другие сиюминутные желания, которые не принесли ей радости. Но когда у неё оставался последний лепесток, она проявила благородство и попросила у цветка вылечить ногу её нового друга, чтобы они могли вместе играть.
В реальной жизни благородство часто проявляется через благотворительность и меценатство. Конечно, многие знаменитости занимаются этим показательно, чтобы к ним более благосклонно относилось общество. Однако большое количество людей занимается благотворительностью именно для того, чтобы сделать мир лучше, не выставляя свою деятельность напоказ и не задумываясь о том, как она сказывается на их имидже.
Готовые сочинения на окраине села возле издолблённой по тексту Астафьева В.П
ПОДЕЛИТЬСЯ
6 готовых уникальных сочинений по тексту Астафьева В.П (на окраине села возле издолблённой), для варианта №26 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.
Примерный круг проблем:
- Проблема тягот войны. (Что испытывают люди в годы войны?) Авторская позиция: В годы войны люди чувствуют безмерную усталость и скорбь, осознавая, сколько горя несёт война, и поэтому пробуждают в других стремление к победе.
- Проблема влияния войны на людей. (Как война влияет на людей?) Авторская позиция: Война старит людей, оставляет глубокие следы в жизни тех, кто видит, сколько людей погибает в сражениях, кто чувствует ответственность за жизни других людей.
- Проблема проявления благородства в годы войны. (В чём проявлялось благородство в годы войны?) Авторская позиция: В годы войны были люди, которые служили примером благородного поведения, проявляли человечность даже по отношению к врагам.
- Проблема отношений между руководителем и подчинёнными. (Каким должны быть отношения между руководителем и его подчинёнными?) Авторская позиция: Руководитель должен быть примером для своих подчинённых, должен быть честным по отношению к ним — такому начальнику люди будут верить, будут с уважением относиться к нему.
Готовое сочинение ЕГЭ №1
Что испытывают люди во время войны? Что несёт с собой это трагическое событие и какое воздействие оказывает на человека? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного советского русского писателя В. П. Астафьева.
Раскрывая проблему тягот войны, автор знакомит нас со своим героем – лейтенантом Борисом Костяевым, который впервые в жизни увидел командующего фронтом. Это был ещё далеко не старик, но глаза у него были старческие, в которых была безмерная усталость. В словах командующего об убитом немецком генерале, который не сохранил в душе человечность, Борис Костяев почувствовал «такое запёкшееся горе, такую юдоль человеческую», что игра в благородство здесь неуместна. В спине командующего взводный почувствовал что-то скорбное, какую-то человеческую незащищённость. А рядом с командующим изображены солдаты окопники, мятые, сумрачно выглядевшие. Оба эти примера, дополняя друг друга, свидетельствуют о том, как тяжело было на фронте всем: от простых солдат-окопников до командующих фронтами.
Авторская позиция заключается в следующем: в годы войны люди чувствуют безмерную усталость и скорбь, осознавая, сколько горя несёт война, и поэтому пробуждают в других стремление к победе.
Мне близка позиция автора. Несомненно, война – это самое бесчеловечное из всех событий, которые только могут произойти, она бесчеловечна и противоположна всей человеческой природе. Война приносит много боли, страданий, утрат, но и наперекор всем тяготам и невзгодам возникает сильное желание победить коварного и жестокого врага, принести мир человечеству и своему народу. В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека», показано, как много испытаний пришлось вынести главному герою, война «исказнила» его, поэтому глаза героя словно присыпанные пеплом. На войне он потерял всю свою семью: жену, двух дочерей и сына. Фашистский плен – это ещё одно испытание на прочность героя, но он всё выстоял, совершил побег, прихватив важного немецкого генерала, обладающего ценными сведениями, и дошёл до Берлина.
В заключение хочу подчеркнуть, что война 1941 – 1945 годов – страшное испытание для всего советского народа, которое он вынес с честью и достоинством и принёс мир всем народам Европы. Будем помнить святой подвиг наших прадедов.
Готовое сочинение ЕГЭ №2
Теме войны посвящено много произведений художественной литературы. Это тема тяжёлая и неисчерпаемая. Текст Виктора Петровича Астафьева из повести «Пастух и пастушка», как мне кажется, посвящен проблеме тягот и горестей, которые несет людям война.
Автор описывает «сумрачно выглядевших солдат-окопников»; мы видим измученных людей с бледными, нездорового цвета лицами. Это люди, которые проводят очень много времени в окопах в бесчеловечных условиях. Они терпят холод и голод ради того, чтобы защитить родину от врага.
Не лучше их выглядят и командующий. Астафьев описывает его как глубокого старика, хотя и поясняет, что на самом деле он еще далеко не старик. Просто он тоже очень устал и измучился. Да, его бытовые условия лучше, чем у солдат на передовой, но ответственность за судьбу многих людей тяжким грузом ложится на его плечи.
Мне кажется, автор хочет сказать, что все воины, от рядового до генерала, отдавали все свои силы ради победы. Война принесла им много горя, много тягот. Они не воспринимали её как возможность совершить подвиг и прославиться в веках. Каждый из них предпочел бы мирную жизнь. Я полностью согласен с автором. Только несерьезные и недальновидные люди думают, что война — это что-то хорошее, то, что несёт доход, славу, почести. Любой человек, оказавшись в такой ситуации, вскоре поймет, что на самом деле война несет только горе.
Мне вспоминается роман Льва Толстого «Война и мир». Князь Андрей сначала тоже думал, что война — это то, что принесет ему славу. Причина, конечно, не в его глупости. Просто в то время многие так думали, это убеждение воспитывалось в юношах. Но участие в Аустерлицком сражении расставило для него все точки над и. Князь понял, что на самом деле война несет смерть, это преступление против человека.
Мне хочется верить, что человечество больше никогда не совершит такого ужасного преступления и войны исчезнут вообще.
Готовое сочинение ЕГЭ №3
Война приносит только страдание и боль. Это бессмысленное кровопролитие, в ходе которого погибают ни в чём не повинные люди. В предложенном тексте В.П. Астафьев поднимает проблему влияния войны на человека.
Автор отмечает, что перед лицом смерти все равны. Именно поэтому командующий проявляет сочувствие к немецкому генералу. Герой В.П. Астафьева отдаёт приказ похоронить противника «со всеми воинскими почестями». Таких людей, как командующий, можно назвать по-настоящему благородными. Они живут согласно христианским заповедям и не делят окружающих на друзей и врагов. Погибший человек уже не воспринимается героем в качестве соперника.
Война не имеет ничего общего с притворством, «спектакли неуместны после того, что произошло <�…> на этой горестной земле». Командующий был искренен, но мы видим, что его слова не вызвали у других одобрения. Поступает предложение скормить немецкого генерала собакам, однако герой В.П. Астафьева считает такой поступок безнравственным. На войне люди становятся невольными жертвами, и нельзя допустить, чтобы твоё сердце ожесточилось. Конкретизируя данную мысль, автор подчёркивает: война калечит и ломает судьбы людей. Однако среди них были и те, кто проявлял человечность даже по отношению к врагам.
Итогом размышлений писателя становится такая позиция: война оставляет глубокие следы в жизни тех, кто видит, сколько солдат погибает в сражениях, кто чувствует ответственность за жизни других людей. Поэтому в словах командующего «просквозило такое запёкшееся горе».
Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, в военные годы люди чувствуют усталость и скорбь, ничто не проходит бесследно. Удивительно, что в таких условиях многие остаются людьми в полном смысле этого слова. Например, в повести В. Быкова «Сотников» главный герой поступил по совести и не смог предать товарищей. Хотя он прекрасно знал, что, сделав такой выбор, вынужден расстаться с жизнью. Рыбак же, напротив, выбирает жизнь и вместе с тем утрачивает лучшие человеческие качества. В. Быков задаётся вопросом: почему война не щадит таких сильных духом людей, как Сотников?
Таким образом, последствия войны необратимы. На всех она влияет тем или иным образом. Но даже в такой обстановке всё ещё можно жить по совести.
Готовое сочинение ЕГЭ №4
В чем проявлялось благородство в годы войны? На этот вопрос отвечает автор предложенного для анализа текста.
Чтобы раскрыть проблему, В.П. Астафьев рассказывает о том, как во время Великой Отечественной войны командующий фронтом приказал похоронить немецкого генерала, погибшего во время боя, «со всеми воинскими почестями: домовину, салют и прочее». Казалось бы, перед ним лежит поверженный враг, который не достоин этого. Но командующий видел в погибшем не просто врага, а такого же человека, как и любой другой. Человека, который заслужил достойного прощания. Автор замечает, что это была не игра в благородство или агитационная показуха. Мы понимаем, что командующий сохранил в себе человечность, которую проявлял даже к врагам.
Чтобы доказать, что быть благородным во время войны не просто, автор показывает противоположное мнение, расходящееся с решением командующего. Толпа офицеров и солдат, услышав приказ похоронить генерала, сдержанно засмеялась. Кто-то сказал: «Его собакам бы скормить за то, что людей стравил». В этих словах мы слышим не жестокость, а обиду и боль за смерть соотечественников. Но командующий фронтом не соглашается с этим мнением, потому что он понимает, что самое сложное в годы войны сохранить человечность.
Автор считает, что благородство в годы войны проявлялось в человеческом отношении ко всем пострадавшим людям, даже к врагам. Поверженный неприятель заслуживает милосердного отношения. Я согласен с мнением автора. Война поставила людей в условия жестокой борьбы друг с другом, но даже она не должна превращать нас в животных, у которых нет сочувствия к побежденным и уважения к мертвым.
Пример благородного отношения мы видим в повести Б. Васильева «В списках не значился». Герой Николай Плужников проявляет человечность по отношению к пленному немцу. Он узнает, что этот человек был недавно мобилизован и не хотел воевать, у него трое детей. Он понимает, что пленный не заслуживает смерти и отказывается выстрелить в него. Этот поступок показывает, что даже в военное время можно остаться благородным человеком.
Таким образом, благородство во время войны проявлялось в человеческом, милосердном отношении ко всем людям, независимо от того, товарищ перед тобой или враг.
Готовое сочинение ЕГЭ №5
Способны ли участники военных событий проявлять благородство? На данный вопрос в своем тексте отвечает советский и российский писатель В.П. Астафьев.
Размышляя над проблемой благородства в военные годы, автор не случайно отношение офицеров и солдат к погибшему немецкому генералу противопоставляет отношению командующего к погибшему немецкому генералу.
Офицеры и солдаты довольно равнодушно отнеслись к смерти немецкого генерала. В словах «Его собакам бы скормить за то, что людей стравил» отразилась позиция большинства участников военных действий. В погибшем немецком генерале они видели только врага, из-за которого погибло много соотечественников, поэтому они нисколько не огорчились тому, что он погиб. Демонстрируя мнение многих офицеров и солдат, В.П. Астафьев подчеркнул, что в военных условиях тяжело оставаться благородным человеком.
Совершенно противоположную точку зрения имел прибывший командующий. Он дал приказ устроить похороны со всеми военными почестями. Борис Костяев, отмечая, что командующий давал «пример благородного поведения», подчеркивал, что поступок командующего, которого война отучила притворяться, был не «игрой в благородство», а примером настоящего благородства. Писатель показывает: командующий, несмотря на все тяготы войны, отнесся к погибшему немецкому генералу в первую очередь как к человеку, который заслуживает достойных похорон.
Через решение командующего автор выражает свою позицию: и в военные годы можно проявлять благородство, заключающееся в человечном отношении к окружающим, включая даже врагов.
Нельзя не согласиться с автором в том, что и в военные годы можно быть Человеком с большой буквы, проявляя благородство даже по отношению к тем, кто является военным противником. Данная мысль находит отражение во многих художественных произведениях отечественных писателей.
В одном из эпизодов написанного Л.Н. Толстым романа-эпопеи «Война и мир» ярко демонстрировано благородство русского народа. Русские солдаты, греясь ночью у костра, увидели двух французов. Представители русского народа не хотели пользоваться слабостью своих противников, поэтому помогли замершим и обессилевшим французам, которыми оказались офицер Рамбаль и его денщик Морель. Русские солдаты принесли французскому офицеру шинель, дали ему и денщику каши и водки, а после на руках отнесли его в избу, которую занимал полковник. Л.Н. Толстой показывает, что и в тяжелых военных условиях можно совершать благородные поступки.
Подобная мысль выражается в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая». Главная героиня Мария, семью которой убили немцы, увидев немецкого солдата, захотела убить его, тем самым отомстив за свою семью и за весь русский народ. Однако произнесенное немцем слово «мама» заставило ее задуматься над тем, что перед ней стоит такой человек, как и она, чей-то сын, из-за смерти которого будет плакать мать. Оставив врага русского народа в живых, Мария проявила благородство.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в военные годы, несмотря на все существующие тяготы, можно быть благородным человеком, даже по отношению к врагам проявляя гуманность.
Готовое сочинение ЕГЭ №6
Как война влияет на человека? Именно этим вопросом задается В.П. Астафьев в предложенном тексте.
Размышляя над проблемой, автор описывает командующего фронтом, лицо которого было » воскового цвета», а старческие глаза, «хотя он был ещё не старик», выражали безмерную усталость. Война – страшное испытание в жизни людей. Это время, когда им приходится сталкиваться со многими тяготами и лишениями. Война изнуряет людей, она отнимает у них жизненные силы, молодость, здоровье, поэтому те, кто бывал на войне, часто выглядят старше своих лет.
Углубляя свою мысль, автор обращает внимание на слова командующего фронта, в которых слышится «запекшееся горе». Война — событие, противоречащее всей человеческой природе.
Командир фронта был опытным военным, он не раз наблюдал смерть, боль и страдания людей, и эти кровавые военные картины навсегда запечатлелись в его памяти. Вот и теперь, когда он говорил о смерти немецкого генерала, ему вновь стало горько, он снова ясно почувствовал, насколько ужасна и беспощадна война. Этот пример показывает, что военные события оставляют глубокий след в душе человека.
Оба примера помогли автору ответить на волнующий его вопрос. Позиция В.П. Астафьева заключается в том, что война может изменить до неузнаваемости как внешность, так и душу человека. Она калечит судьбы многих людей, приносит несчастье в их жизни.
Я согласна с позицией Виктора Петровича и считаю, что война оказывает большое влияние на людей. Война способна перевернуть сознание человека, кардинально изменить его представления о жизни. Она разрушает ложные идеалы и цели, раскрывает истинную сущность людей, заставляет их переосмыслить свою жизнь. Аргументировать свои слова я могу примером из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский пошел на войну, потому что мечтал о славе, хотел быть героем. Ему надоела жизнь, наполненная светскими вечерами, сплетнями, балами. Его идеалом был Наполеон, он хотел быть похожим на него. Но, когда князь Андрей оказался на настоящем сражении, когда он увидел, сколько жертв и разрушений несет война, и понял, как сильно он заблуждался, выбирая этот жизненный путь.
В заключение хочется сказать, что война сильно меняет людей, поэтому те, кто так или иначе был связан с войной, начинают смотреть иначе на многие вещи. Война не щадит никого и приносит в жизни людей только горе и страдания.
Полный тест В.П. Астафьева о войне:
(1) На окраине села, возле издолблённой осколками, пробитой снарядами колхозной клуни, крытой соломой, толпился народ. (2)У широко распахнутого входа в клуню нервно перебирали ногами тонконогие кавалерийские лошади, запряжённые в крестьянские дровни. (3)И откуда-то с небес или из-под земли звучала музыка, торжественная, жуткая, чужая. (4)Приблизившись к клуне, пехотинцы различили, что народ возле клуни толпился непростой: несколько генералов, много офицеров и вдруг обнаружился командующий фронтом.
— (5)Ну занесла нас нечистая сила… — заворчал комроты Филькин.
(6)У Бориса Костяева похолодело в животе, потную спину скоробило: командующего, да ещё так близко, он никогда не видел. (7)Взводный начал торопливо поправлять ремень, развязывать тесёмки шапки. (8)Пальцы не слушались его, дёрнул за тесёмку — с мясом оторвал её. (9)Он не успел заправить шапку ладом. (10)Майор в жёлтом полушубке, с портупеей через оба плеча, поинтересовался, кто такие. (11) Комроты Филькин доложил.
— (12)Следуйте за мной! — приказал майор.
(13) Командующий и его свита посторонились, пропуская мимо себя мятых, сумрачно выглядевших солдат-окопников. (14)Командующий прошёлся по ним быстрым взглядом и отвёл глаза. (15)Сам он хотя и был в чистой долгополой шинели, в папахе и поглаженном шарфе, выглядел среди своего окружения не лучше солдат, только что вылезших с переднего края. (16)Глубокие складки отвесно падали от носа к строго сжатым губам. (17)Лицо его было воскового цвета, смятое усталостью.
(18) И в старческих глазах, хотя он был ещё не старик, далеко не старик, усталость, всё та же безмерная усталость. (19)В свите командующего слышался оживлённый говор, смех, но командующий был сосредоточен на своей какой-то невесёлой мысли. (20) И всё звучала музыка, хрипя, изнемогая, мучаясь.
(21) По фронту ходили всякого рода легенды о прошлом и настоящем командующего, которым солдаты охотно верили, особенно одной из них. (22)Однажды он якобы напоролся на взвод пьяных автоматчиков и не отправил их в штрафную, а долго вразумлял. — (23)Вы поднимитесь на цыпочки — ведь Берлин уж видно! (24)Я вам обещаю: как возьмём его — пейте сколько влезет! (25)А мы, генералы, вокруг вас караулом стоять будем! (26)3аслужили! (27)Только дюжьте, дюжьте…
— (28)Что это? — поморщился командующий. — (29)Да выключите вы музыку!
(30) Следом за майором стрелки вошли в клуню, проморгались со свету…
(31) На снопах белой кукурузы, засыпанной трухой соломы и глиняной пылью, лежал погибший немецкий генерал в мундире с яркими колодками орденов, тусклым серебряным шитьём на погонах и на воротнике. (32)В углу клуни, на опрокинутой веялке, накрытой ковром, стояли телефоны, походный термос, маленькая рация с наушниками. (33)К веялке придвинуто глубокое кресло с просевшими пружинами, а на нём — скомканный клетчатый плед, похожий на русскую бабью шаль.
(34) Возле генерала стоял на коленях немчик в кастрюльного цвета шинели, в старомодных, антрацитно сверкающих ботфортах, в пилотке, какую носил ещё Швейк, только с пришитыми меховыми наушниками.
(35) Перед ним, на опрокинутом ящике, хрипел патефон, старик немец крутил ручку патефона, и по лицу его безостановочно катились слёзы…
(36) Командующий с досадой шмыгнул носом. (37)Повелительно приказал:
— Схоронить генерала, павшего на поле боя, со всеми воинскими почестями: домовину, салют и прочее. (38)Хотя прочего не можем, — командующий отвернулся, опять пошмыгал носом. — (39)Панихиду по нему в Германии справят. (40)Много панихид. (41)Кругом сдержанно посмеялись.
— (42)Его собакам бы скормить за то, что людей стравил. (43)3а то, что Бога забыл. — (44)Какой тут Бог? — поник командующий, утирая нос рукавицей. — (45)Если здесь не сохранил, — потыкал он себя рукавицей в грудь, — нигде больше не сыщешь.
(46)Борису нравилось, что сам командующий фронтом, от которого веяло спокойной, устоявшейся силой, давал такой пример благородного поведения, но в последних словах командующего просквозило такое запёкшееся горе, такая юдоль человеческая, что ясно и столбу сделалось бы, умей он слышать: игра в благородство, агитационная иль ещё какая показуха, спектакли неуместны после того, что произошло вчера ночью и сегодняшним утром здесь, в этом поле, на этой горестной земле. (47)Командующий давно отучен войной притворяться, выполнял он чей-то приказ, и всё это было ему не по нутру, много других забот и неотложных дел ждало его, и он досадовал, что его оторвали от этих дел. (48)Мёртвых и пленных генералов он, должно быть, навидался вдосталь.
(49) Командующий что-то буркнул, резко отвернулся, натянул папаху на уши и, по-крестьянски бережно подоткнув полы шинели под колени, устроился в санях.
(50) Что-то взъерошенное и в то же время бесконечно скорбное было в узкой и совсем не воинственной спине командующего, и даже в том, как вытирал он однопалой солдатской рукавицей простуженный нос, виделась человеческая незащищённость.
(51)Так и не обернувшись больше, он поехал по полю. (52)Сани качало и подбрасывало на бугорках, полозьями обнажало трупы.
(53)Кони вынесли пепельно-серую фигуру командующего на танковый след и побежали бойчее к селу, где уже рычали, налаживая дорогу, тракторы и танки. (54)И когда за сугробами скрылись лошади и тоскливая фигура командующего, все долго подавленно молчали.
Смотрите также на нашем сайте:
ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П тексты для сочинений по русскому языку 36 вариантов
Из чего состоит благородство?
Благородство нельзя считать одним качеством личности, поскольку это целый комплекс качеств, ни одно из которых нельзя исключить. В этот комплекс входят такие качества как:
- Доброта. Благородный человек одинаково добр со всеми и никогда не проявляет жестокости (даже по отношению к тому, кто совершил нехороший поступок и заслуживает порицания).
- Самопожертвование. Человек бескорыстно тратит своё время и прочие ресурсы, чтобы помогать другим. При этом он никогда не жалеет о собственных затратах и потерях, но переживает, если не смог помочь другому.
- Скромность. Благородство не допускает хвастовства и высокомерия. Человек должен быть предельно искренним, простым, скромным и прямолинейным.
- Ответственность. Благородный человек верен своему слову, поэтому всегда выполняет данные обещания и условия договорённостей. И это не потому, что он боится кого-то расстроить. Просто он даже в мыслях не допускает, что можно дать обещание и не сдержать его.
- Справедливость. В современном мире представления о справедливости сильно искажены. Но благородный человек прекрасно понимает, что справедливо, а что нет. Он не поддаётся эмоциям и никогда не судит предвзято. И если в какой-то ситуации неправым оказывается тот, кто ему ближе, это не помешает ему воспринимать ситуацию адекватно.
- Смелость. Иногда обстоятельства могут быть опасными для тех, кто добивается справедливости. Но благородный человек верен своим принципам и не отказывается от них, даже если ему что-то угрожает.
- Бескорыстность. Это качество завершает список, поскольку является самым важным из всех перечисленных. Что бы ни делал человек, чтобы его поступок мог считаться благородным, он должен быть абсолютно бескорыстным.
Примеры из жизни для сочинения 15.3 на тему: Благородство (ОГЭ по русскому языку)
Благородство – положительное качество, в котором сочетаются честность, порядочность и самоотверженность. Примеры благородства можно найти не только в книгах, оно есть и в обычной жизни людей настоящего и прошлого. И эти ситуации помогут вам написать сочинение ОГЭ по русскому языку.
- Русская история: Князь Святослав был скорее воином, чем правителем. Он был неприхотлив в быту, делил трудности длительных походов со своим войском: спокойно спал на земле с седлом под головой и ел конину. Благородство Святослава выражалось в том, что он никогда не нападал на врагов без предупреждения, сначала посылал к ним гонца со словами: «Иду на Вы». Это и позволяло бороться сразу со всем войском, а не отдельным отрядом, а также подчеркивало прозрачность намерений князя. Благородные поступки позволили Святославу остаться в веках.
- Русская история: Полководец Александр Васильевич Суворов не проиграл ни одного из проведенных сражений. И это было не только из-за его способностей, но из-за умения понять каждого солдата, позаботиться о нем, разделить его судьбу. Полководец отличался скромностью и благородством, не пытался выдвинуться по карьерной лестнице, если требовалось ставить солдат под удар. Один из наиболее благородных поступков – личное содержание Суворовым пожилых солдат и инвалидов в своем поместье и выплата им пенсий.
- Русская история: Блокада Ленинграда – страшные страницы истории. В это время многие горожане умирали от голода, падали от истощения и сходили с ума. Во Всесоюзном институте растениеводства голод не стал причиной гибели уникальных коллекций растений. Истощенные ученые просто не могли съесть дело всей своей жизни, так сохранились образцы семян, клубней, зерен, которые позже помогли восстановить все советское сельское хозяйство после Великой Отечественной войны.
- СМИ: Благородство проявляет каждый человек, когда помогает собирать деньги на операции больным детям, истории которых размещают в газете «Аргументы и факты». Там, где государство оказывается бессильным, помогают обычные люди, которые часто и сами небогаты. Такие добрые дела делают жестокий мир, где болеют дети и их не могут с легкостью вылечить, чуть-чуть лучше.
- СМИ: Мать-одиночка из Хабаровска заплатила за одиннадцать билетов на двоих детей-инвалидов, чтобы перевезти их на лечение (они занимали в самолете много стандартных мест из-за особенностей размещения). Для семьи это был огромный финансовый удар. Но представитель одной из авиакомпании, узнав о случившемся, полностью компенсировал матери стоимость всех билетов. Никто его не просил об этом, однако такой благородный поступок, возможно, стал спасением для семьи.
- Личный опыт: Поисковые отряды «Лиза Алерт» совершают по-настоящему полезные и нужные дела, помогают пропавшим людям вернуться домой. За это организация не получает деньги, дело построено на благородстве его участников. Волонтеры печатают листовки, прочесывают город и часто находят пропавших гораздо быстрее сотрудников полиции. Такое деятельное благородство возвращает тысячи людей домой.
- Личный опыт: Благородство можно проявить даже в самых обычных ситуациях: помочь пожилой соседке принести сумку из магазина, подержать дверь перед входящей женщиной с коляской, уступить место в транспорте. Благородство заключается в мелочах, не стоит отговариваться отсутствием временем и денег, минуты может хватить, чтобы бесплатно помочь человеку в какой-то мелочи, которая оказывается для него важной.
- Личный опыт: Одна моя знакомая, когда училась в школе, постоянно помогала своим одноклассникам в учебных делах. Они знали, что у нее можно спросить все, что угодно, и она поделится информацией, поможет написать контрольную или сочинение. Знакомая за свою помощь ничего не просила, она считала, что если может облегчить чью-то жизнь, то уже вознаграждена.
- Личный опыт: Моя бабушка всегда учила меня, что если на улице кто-то внезапно упал, то благородный человек обязательно подойдет и узнает, что произошло. Это может оказаться алкоголик или наркоман, но может быть, что кому-то действительно стало плохо, и счет идет на секунды. Не стоит бояться или стесняться подходить к людям в такой ситуации. В этом, по ее мнению, и заключается истинное благородство.
- Личный опыт: Мой троюродный брат однажды спас котенка. Животное забралось на дерево и не могло вернуться обратно на землю. Несмотря на то, что брат шел на работу в офисном костюме, он залез на дерево, снял котенка и вернул его радостной хозяйке. Мой родственник может сказать, что тот день прожит не зря, и на его счету спасенная жизнь.
Многомудрый Литрекон может привести и другие аргументы из жизненного опыта, и если Вам не хватило этой подборки, напишите ему об этом в комментариях.
Автор: Мария Блинова
Как развить в себе благородство?
Каждый человек, независимо от происхождения и прочих особенностей, может выработать и развить в себе благородство. Главное – правильно понимать, что оно собой представляет и какие качества личности подразумевает. Конечно, придётся приложить немало усилий. Но результат того стоит, ведь благородство в человеке чувствуется, и очень скоро вы заметите, как меняется отношение окружающих к вам.
Вот несколько простых принципов, с которых стоит начать:
- Отказ от осуждения. У каждого человека есть право на самореализацию, а также право самому нести ответственность за собственные ошибки. Тем не менее, люди любят осуждать других за всё, что им не нравится: внешность, поведение, интересы, вкусы в музыке, выбор партнёра и прочее. Благородство подразумевает одинаково толерантное отношение ко всем людям, как бы они ни выглядели и чем бы ни занимались.
- Ответственность за собственные слова. Необходимо выполнять каждое данное обещание и делать это в срок. Многие люди не придают должного значения данному принципу, полагая, что их оправдывают обстоятельства. Однако даже мелкая необязательность приводит к безответственности в более серьёзных делах, поэтому нужно вообще исключить ситуации, в которых не соблюдаются хотя бы незначительные обещания.
- Обдуманность обещаний. Часто причиной нарушенных обещаний становится то, что человек обещает заведомо больше, чем способен сделать. Ситуации бывают разными, но чаще всего люди просто боятся расстроить того, кому дают обещание, и говорят то, что, как им кажется, он хочет услышать. Поэтому важно научиться ответственно относиться к своим словам уже на этапе обещания.
- Бескорыстная помощь окружающим. Умение жертвовать своим временем и усилиями для того, чтобы совершенно бескорыстно помочь другому человеку (часто чужому) – важнейшая составляющая благородства. Целенаправленно приучая себя к этому, со временем можно научиться помогать другим совершенно непринуждённо.
- Сопереживание. Не обязательно обладать развитой эмпатией, чтобы сопереживать другим. Действительно, многие люди стараются не думать о чужих страданиях, но это не делает их чёрствыми личностями или социопатами. Это просто защитная реакция психики, помогающая избежать эмоционального дискомфорта. Для того чтобы стать благородной личностью, нужно позволить себе сопереживать тем, кто попал в непростую ситуацию, и по возможности помогать им.
- Честность. Благородство подразумевает абсолютную честность. На самом деле, нет ничего сложного в том, чтобы всегда говорить правду. Достаточно просто не создавать условий, в которых приходилось бы врать. При этом нужно быть честным абсолютно со всеми, как с близкими, так и с совершенно чужими людьми.