Жанровое своеобразие поэмы «Анна Снегина» Есенина С.А.


Поэма «Анна Снегина» является знаковой в творчестве Сергея Есенина. Во-первых, это произведение было во многом автобиографичным, а во-вторых — оно было написано в январе 1925 года – незадолго до гибели поэта. Перед своей кончиной он много размышлял о событиях, оказавших колоссальное влияние на историю России. Поэма «Анна Снегина» является, по сути, плодом переосмысления Есениным Октябрьской революции и ее весьма неоднозначных последствий для простого народа. В своем произведении он выступил не столько в качестве стороннего наблюдателя, рассказчика, сколько в роли простого, «маленького» человека, ставшего заложником роковых обстоятельств.

История создания

В ХХ век Россия вступила как страна с очень низким уровнем всеобщей грамотности. Этот факт не мог долгое время оставаться незамеченным, и вскоре в стране стали формироваться политические партии, простой народ постепенно стал принимать участие в общественной жизни страны. Этот период был очень непростым для Российской империи, которая в течение нескольких лет (1914-1918гг.) принимал участие в Первой Мировой войне. Сразу после ее окончания в стране началась уже Гражданская война, ознаменовавшая крушение старой жизни и формирование нового миропорядка.

Сергей Есенин был прямым свидетелем всех глобальных перемен, царивших в стране. Он не мог остаться безучастным к судьбе своей родины, и описал собственные переживания в поэме «Анна Снегина». Переломный момент в истории России он описал сквозь призму судьбы «маленького» человека. Поэту удалось подчеркнуть драматизм эпохи при помощи особого размера стиха – трехстопного амфибрахия, который так любил использовать Некрасов в своих произведениях обличительного характера.

События поэмы охватывают временной промежуток с 1917 по 1923 годы. Есениным было описана реальная местность в России: «Село, значит, наше Радово…», и выбор этот был неслучаен: в поэме Радово стало прообразом Константиново – родины писателя. Реально существует и село Криуша, название которого автор изменил на Криуши. Оно находится в Клепиковском районе Рязанской области, неподалеку от Рыбновского района, где расположено село Константиново.

Сергей Есенин приступил к работе над поэмой в 1924 году, во время своей поездки на Кавказ. Этот период был очень плодотворным в творчестве поэта, который работал с большим увлечением и радостью. Плодом его трудов стала лироэпическая, во многом автобиографическая поэма. Она интересная своим своеобразием, поскольку соединила в себе сразу два рода литературы: эпос (исторические события) и лирику (любовные переживания героя).

О чем поэма?

Поэма «Анна Снегина» состоит из пяти глав, и каждая глава отображает определенный период в истории России. Особенность композиции произведения заключается в ее цикличности: поэма начинается и заканчивается описанием приезда главного героя в родное село.

  1. В первой части повествование начинается с описания Первой мировой войны, в которую оказалась втянута и Россия. Рассказчик с горечью описывает драму простых солдат, оказавшегося в роли «пушечного мяса», в то время как их семь вынуждены работать до седьмого пота, чтобы прокормить армию. Герой возвращается на родину, и, разговорившись с возницей, сообщает, что дезертировал и вернулся в родные места, чтобы немного отдохнуть от скитаний и испытаний.
  2. Вторая часть представляет собой развернутый комментарий к важным историческим событиям в стране. Герои – мельник, его супруга и Сергей – сетуют на страшные перемены, что произошли в России, и предсказывают еще более темные времена для страны. Сергей вспоминает об Анне Снегиной, в которую был когда-то влюблен. Теперь девушка стала женой местного дворянина, призванного на фронт. Он решает встретиться со своей бывшей возлюбленной, и герои целый день обсуждают свои душевные переживания.
  3. Третья часть полностью посвящена отношениям главных героев, которых все еще связывали былые нежные чувства. Между тем происходит революция, и крестьяне принимаются требовать у помещиков землю. Разыгравшаяся драма еще более усиливается известием о гибели супруга Анны. В сердцах молодая женщина обвиняет Сергея в трусости и дезертирстве. Герои крупно ссорятся, между ними происходит разрыв.
  4. В четвертой части происходит примирение Анны и Сергея. Тем временем в их краях разворачивается полномасштабная национализация дворянских земель. Анна Снегина в поисках безопасного места переезжает к добросердечному мельнику, где встречает Сергея. Молодая женщина делится с ним своими чувствами и переживаниями, просит прощения за несправедливые обвинения в его адрес, которые были сказаны в минуту сильного отчаяния. В итоге Сергей отправляется в Петербург, чтобы из достоверных источников узнать, что происходит в стране.
  5. В пятой части описывается окончание Гражданской войны. Рассказчик глубоко потрясен, как изменилась его страна: пережив мясорубку братоубийственной войны, Россия погрязла в нищете и распоясавшемся криминале. Он решает вновь вернуться в Радово, где узнает об эмиграции Анны. Несмотря на сильное чувство, герой не может последовать за ней, так как всем сердцем любит свою родину.

Сочинения

Анна Снегина — это последнее крупное произведение, написанное Есениным. В ней писатель отразил свои воспоминания о прошлом, своей любви, осмыслил революционные события и поделился своим видением с читателем.

Анна Снегина краткий анализ

Анализируя поэму Сергея Есенина Анна Снегина, мы видим, что она состоит из пяти глав. Каждая часть относится к определенному этапу жизни страны, где на фоне безответной любви мы наблюдаем войны и революции.

Жанр и композиция

Следя за рассказом героя, мы попадаем в родное село молодого поэта Сергуша. Его утомили бурные события в Петербурге, связанные с революцией, поэтому он решает от всего этого отдохнуть. Приехав в село, поэт попадает в другое место, не похожее на то, что он покидал. Герой наблюдает за непосильной ношей, что легла на плечи простых людей, которым теперь приходилось кормить солдат. Из-за этого везде царит разруха и разобщение между жителями.

В поэме мы видим и других героев, мельника и мельничиху, которые вместе с Сергушей сетуют на бедствия, делясь своими мрачными прогнозами. Лирический герой увидел насколько сильно влияет на людей политическая обстановка, меняя их. Вспомнил герой и о своей прошлой любви, помещице Снегиной, что вышла замуж за другого. Ее муж сейчас на фронте, а вот Сергуше вдруг захотелось встречи.

Изучая поэму Анна Снегина, и представляя ее краткий анализ, хочется упомянуть об отношениях героев и их взаимной симпатии. На фоне всего этого автор показывает народные волнения. В деревне Криуша бунт. Крестьяне требуют земли помещиков. Явились они и к Анне, заставив ее отдать свои владения. Как раз в это время женщина узнает о гибели мужа. Это известие сломило Анну Снегину, она начинает обвинять Сергушу в трусости, который в отличие от ее мужа бежал с фронта.

А между тем национализация продолжается. Снегиной приходится переехать к мельнику, где у них с Сергушей наступает примирение. Но вместе им быть не суждено. Женщина уезжает за границу, герой же возвращается в Петербург.

В конце поэмы мы видим завершение гражданской войны и те последствия, что она после себя оставила. Сергей вновь возвращается в деревню Радово, которую стало не узнать. Там он получает известие о благополучной эмиграции возлюбленной, однако сам поехать за ней не готов. Сердце его принадлежит родным краям, Родине, которую он любит и не готов покидать.

Как мы видим, композиция поэмы циклична. При этом Есенин создает сюжет в жанре лироэпической поэмы, хотя многие исследователи заявляют о том, что произведение вполне может быть новеллой в стихах, либо стихотворной повестью.

В анализе поэмы Анна Снегина, нужно упомянуть и о темах, которые затронул писатель. Это темы любви, Родины, тема революции и войны. Раскрывая тематику поэмы Анна Снегина, автор показывает такие проблемы, как социальное неравенство, проблему предательства, жестокости, верности и чувства долга.

История создания

Поэма увидела свет в период, когда Есенин был на Кавказе. В тот момент поэту легко удавалось писать свои произведения, поэтому и Анна Снегина была написана на одном дыхании. Произошло это в 1924 году. Эту работу можно считать автобиографической, и она представляет собой размышления поэта о времени, переломном и драматичном.

Смысл названия поэмы Есенина

Как мы уже говорили, в работе Анна Снегина Есенин обратился к смутному времени, где с 1917 по 1923 гг. в стране рушится привычная жизнь. Народ находится в самом центре потрясений. Писатель пытается размышлять над его судьбой, выражая свое отношение к происходящему, и веря в то, что духовные и нравственные ценности невозможно заменить социальными. Главная цель поэмы — показать тему судьбы человека, а образ Анны Снегиной стал символом утраченной юности. Ее имя воплощает в себе нечто светлое и чистое, словно снег, где сама героиня стала заложницей той роковой эпохи.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Главные герои и их характеристика

  1. Рассказчик – главный герой в поэме, молодой мужчина по имени Сергей. Это умный, думающий, наблюдательный человек, имеющий много общего с самим Есениным: так, родом он был из простой крестьянской семьи, но смог выбиться в люди, уехав в столицу и став известным поэтом. Сергей вернулся в родное село знаменитым, всеми уважаемым человеком, однако он так и не смог избавиться от юношеских комплексов: он никак не мог забыть тех унижений, которые он испытал из-за своего незавидного происхождения. Многочисленные обиды ожесточили его душу, стали причиной потери веры в людей. Именно по этой причине Сергей поначалу избегал общения с Анной: он считал, что его знатная и богатая возлюбленная хотела лишь потешить собственное самолюбие, приблизившись к столичной литературной богеме. Главный герой искренне любит и тонко чувствует природу, и с большим удовольствием воспевает красоту родного края в своих произведениях. Будучи гуманным человеком, Сергей ужасается происходящим событиям: он отрицает войну с ее беспощадностью и бессмысленным кровопролитием, и потому сбегает с фронта. Он возмущается несправедливостью, царящей в стране. Ведь пока простой народ проливал свою кровь, богатые и знатные люди отсиживались в безопасных местах и только рассуждали о патриотизме. По своей сути Сергей является бунтарем, но его протест – не просто эмоциональный всплеск, а обдуманный, осмысленный поступок человека, способно анализировать и рассуждать. В то же время главный герой отличается мягким, лирическим нравом. Устав от пугающих перемен, он мечтает укрыться от реальности в светлых воспоминаниях и мечтах. Погрузившись в ностальгию, Сергей будто со стороны наблюдает за происходящими в стране социальными и политическими переменами, которые, словно декорации в театре, сменяют друг друга. Молодого человека откровенно пугают эти перемены, и он находит пристанище в мечтах о более счастливой, безмятежной жизни. При описании героя автор намеренно использует антитезу «тогда – сейчас». Сергей очень хочет разобраться в сложившейся ситуации, и потому постоянно сравнивает прошлое и настоящее. В попытке самостоятельно сделать переоценку новых обстоятельств, герой не задумывается о будущем: он словно течет по течению жизни, наблюдая, анализируя и делая собственные выводы о происходящем.
  2. Анна Снегина — молодая красивая девушка, представительница дворянского сословия. Анна была первой большой любовью Сергея, и ее прототипом была Лидия Ивановна Кашина – девушка, сыгравшая большое значение в жизни Есенина в его юные годы. В силу внешних обстоятельств их отношения так и не смогли развиться, и молодые люди вновь встретились уже в самый разгар революции. Эта случайная встреча имела большое значение для поэта. В реальности Лидия Кашина не эмигрировала, а, передав поместье крестьянам, переехала в Москву и стала работать машинисткой. Образ этой женщины Есенин не просто так ввел в произведение – он стал для него воплощением разрыва главного героя с прошлым, которое не имело никаких шансов на реализацию в настоящем. Именно поэтому Анна покидает Россию – по многим причинам герой попросту не смог бы построить с ней счастливую жизнь в условиях обновленной России. Но что представляет собой Анна Снегина? Это была красивая молодая женщина, дворянка, получившая прекрасное воспитание и образование. В юности она была наивной, открытой миру девочкой, но с возрастом осознала свое сословное превосходство. Эта понимание еще больше укрепилось после выгодного замужества. Увидев Анну после долгой разлуки, Сергей не сразу смог распознать в нарядно одетой даме с манерами светской львицы ту девочку, в которую был когда-то страстно влюблен. Анна же была весьма польщена близким знакомством с известным поэтом, и в ее поведении невольно проскальзывают нотки кокетства. Встреча с Анной пробуждает в рассказчике былую влюбленность, которая все это время жила лишь одними воспоминаниями. Фамилия героини – Снегина – также выбрана неспроста: она олицетворяет собой белоснежную чистоту и непорочность снежных покровов, и этот эффект усиливается благодаря убранству Анны (белое платье, белые перчатки и шаль).
  3. Эта белизна так и остается для героя незапятнанной кровопролитием, раздирающим страну. Она слепит его и дает желанное забытье. Однако в выборе между белым и красным Сергей отдает предпочтение последнему, ведь его крестьянское происхождение когда-то девушке в белой накидке сказать «да». О своем неприятии заявляет и сама Анна, обвиняя гостя в дезертирстве. В финале они мирятся, поведав друг другу о своих чувствах, но социальное неравенство вновь разделяет их: Снегина уезжает, так как не находит себе места в новых реалиях. Она – символ прошлого России, которое так любит автор.
  4. Прон Оглоблин
    – большевик, крестьянин, отрицательный герой поэмы «Анна Снегина». Его прототипом стал Пётр Яковлевич Мочалин, односельчанин Есенина. Он был убежденным представителем левых сил, после революции остался в живых и занялся партийной работой в регионах. Прон же отличается от своего вдохновителя: он более агрессивен и нахален, у него явная склонность к насилию, ведь на каторгу он угодил за убийство. Так описала персонажа мельничиха: «Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, С утра по неделям пьян». Был на каторге, но после ряда революционных событий вернулся в Радово и стал пропагандировать социализм среди крестьян. Он одержим идеей бунта и раздела дворянских владений. В заключении он еще больше утвердился в мысли, что восстание спасет страну. В его образе автор изобразил революционера-романтика: он действительно искренне верит, что только радикальные перемены помогут народу обрести справедливость и равенство. Свою идею он подкрепляет действиями, поднимая односельчан на бунт, вселяя в них «революционную сознательность». За свою деятельность он идет на смерть, его расстреляли белые во время гражданской войны.
  5. Лабутя
    – брат Прона. Участвовал в русско-японской войне 1904-1905 года, здесь поэт упоминает «о сдавшемся Порт-Артуре» с осады которого и начались первые боевые действия, в ночь японцы напали на русских без объявления войны, что говорит об их трусости. Лабутя был награжден двумя медалями, но, даже имея их на груди, он остается «дьявольским трусом». Именно он едет первым описывать снегинский дом — «в захвате всегда есть скорость». Он – противоположность своему брату, хоть и принимает революцию. В этом образе поэт рисует бунтовщика-прагматика, который берет от идеологической борьбы только выгодные для себя привилегии, но не разделяет ее идеи. Он трусливо прячется в стоге сена, когда белые расстреливают Прона, зато потом требует орден за мужество. Образы героев в поэме «Анна Снегина», связанных с революционным переворотом, используются Есениным для того, что охарактеризовать случившееся в России неоднозначно: раз переворот осуществляли такие разные люди, он не мог получиться либо хорошим, либо плохим. Он разносторонен, как и его участники.
  6. Мельник
    – оптимист и весельчак. Этот человек мужественно и достойно воспринимает удары судьбы, но не придает им большого значения, все сводя к шутке. Он не разделяет людей на белых и красных, одинаково радушно принимает и крестьян, и Снегиных. Его отличает хлебосольство: он угощает рассказчика, дает приют Анне и ее матери и т.д. Все главные герои поэмы Есенина находят у него утешение и возможность развеяться. Это подлинный национальный характер в лучших своих проявлениях – в милосердии, в доброте, в христианской любви к ближнему.
  7. Мать Снегиной
    – рассудительная и хладнокровная женщина, нрав которой ожесточился в соответствующих условиях. Она принимает смерть зятя стоически и приводит дочь в чувства, совсем не теряя самообладания.

Анна Снегина

Действие происходит на рязанской земле в период с весны 1917 по 1923 г. Повествование ведётся от имени автора-поэта Сергея Есенина; изображение «эпических» событий передаётся через отношение к ним лирического героя.

В первой главе речь идёт о поездке поэта в родные места после тягот мировой войны, участником которой он был. Возница рассказывает о житье своих односельчан — зажиточных радовских мужиков. У радовцев идёт постоянная война с бедняцкой деревней Криуши. Соседи воруют лес, устраивают опасные скандалы, в одном из которых дело доходит до убийства старшины. После суда и у радовцев «начались неуряды, скатилась со счастья вожжа».

Продолжение после рекламы:

Герой размышляет о бедственной судьбе, вспоминая, как «за чей-то чужой интерес» стрелял и «грудью на брата лез». Поэт отказался участвовать в кровавой бойне — выправил себе «липу» и «стал первый в стране дезертир». Гостя радушно встречают в доме мельника, где он не был четыре года. После самовара герой отправляется на сеновал через заросший сиренью сад — и в памяти возникают «далёкие милые были» — девушка в белой накидке, сказавшая ласково: «Нет!»

Вторая глава повествует о событиях следующего дня. Разбуженный мельником герой радуется красоте утра, белой дымке яблоневого сада. И снова, как бы в противовес этому, — мысли о безвинно изуродованных войной калеках. От старухи мельничихи он вновь слышит о стычках радовцев с криушанами, о том, что теперь, когда прогнали царя, везде творится «свободы гнусь»: зачем-то открыли остроги и в деревню вернулись многие «воровские души», среди которых — убийца старосты Прон Оглоблин. Мельник, вернувшийся от помещицы Снегиной — старой знакомой героя, — докладывает, какой интерес вызвало его сообщение о приехавшем к нему госте. Но лукавые намёки мельника не смущают пока души героя. Он отправляется в Криушу — повидать знакомых мужиков.

Брифли существует благодаря рекламе:

У хаты Прона Оглоблина собрался мужицкий сход. Крестьяне рады столичному гостю и требуют разъяснить им все животрепещущие вопросы — о земле, о войне, о том, «кто такое Ленин?». Поэт отвечает: «Он — вы».

В третьей главе — события, последовавшие через несколько дней. К простудившемуся на охоте герою мельник привозит Анну Снегину. Полушутливый разговор о юных встречах у калитки, о её замужестве раздражает героя, ему хочется найти другой, искренний тон, однако приходится послушно разыгрывать роль модного поэта. Анна укоряет его за беспутную жизнь, пьяные дебоши. Но сердца собеседников говорят о другом — они полны наплывом «шестнадцати лет»: «Расстались мы с ней на рассвете / С загадкой движений и глаз…»

Лето продолжается. По просьбе Прона Оглоблина герой отправляется с крестьянами к Снегиным — требовать землю. Из помещичьей горницы слышны рыдания — это пришла весть о гибели на фронте мужа Анны, боевого офицера. Анна не хочет видеть поэта: «Вы — жалкий и низкий трусишка, он умер… А вы вот здесь…» Уязвлённый, герой отправляется с Проном в кабак.

Основное событие четвёртой главы — известие, которое приносит в избушку мельника Прон. Теперь, по его словам, «мы всех р-раз — и квас! в России теперь Советы и Ленин — старшой комиссар». Рядом с Проном в Совете оказывается его брат Лабутя, пьяница и болтун, живущий «не мозоля рук». Именно он едет первым описывать снегинский дом — «в захвате всегда есть скорость». Мельник привозит хозяек усадьбы к себе. Происходит последнее объяснение героя с Анной. Боль утрат, невозвратность прошлых отношений по-прежнему разъединяют их. И опять остаётся только поэзия воспоминаний о юности. Под вечер Снегины уезжают, а поэт мчится в Питер «развеять тоску и сон».

Продолжение после рекламы:

В пятой главе — эскизный набросок событий, происшедших в стране за шесть послереволюционных лет. «Чумазый сброд», дорвавшись до господского добра, бренчит на роялях да слушает патефон — но «гаснет удел хлебороба», «фефёла! Кормилец! Касатик!» за пару измызганных «катек» даёт себя выдрать кнутом».

Из письма мельника герой поэмы узнает, что Прон Оглоблин расстрелян казаками Деникина; Лабутя, пересидев налёт в соломе, требует себе за храбрость красный орден.

Герой опять навещает родные места. С прежней радостью встречают его старики. Для него приготовлен подарок-письмо с лондонской печатью — весточка от Анны. И хотя внешне адресат остаётся холодным, даже чуть циничным, все же след в его душе остаётся. Финальные строки снова возвращают к светлому образу юношеской любви.

Темы:

  • Тема родины.
    Подъезжая к селу Радово, герой поэмы «Анна Снегина» абстрагируется от былых негативных мыслей связанных с войной и начинает описывать всё, что с ним происходит, в частности природу. Сергей любит и тонко чувствует ее: «Луна золотою порошею осыпала даль деревень». Для него родимый край – это красота русских просторов, которой он не только восхищается, но и живет. В ней же он ищет спасения от жестоких исторических реалий. Однако ощущение патриотизма у него возникает именно в глуши, далекой от политических интриг. Например, Москва в произведении упоминается лишь один раз во время разговора с мельником, однако поэт никак не характеризует город: «Сим летом грибов и ягод у нас хоть в Москву отбавляй». Он равнодушен к нему, зато трепетно относится к своей малой родине. Хоть он и бежал с фронта, не чувствуя, за что воюет, он не оставил Россию в ее кровной борьбе, не подался за Анной в Лондон. В этом мужественном поступке – остаться с родиной до конца – и проявляется истинный патриотизм героя.
  • Тема войны.
    Есенин не принимает войну, чувствует неприязнь к ней, как и крестьяне, для него это народное бедствие. Солдат ощущает себя «игрушкой» в чужих руках, это не его война, он не видит в ней смысла.
  • Тема революции.
    Отношение к ней в поэме «Анна Снегина» весьма негативное. Именно поэтому мирное прошлое идеализируется. Революция и новая власть в произведении представлены, как фатальная демоническая сила, разрушающая судьбы людей. Послереволюционная Россия стала похожа на своеобразный цирк, где «чумазый сброд» очень неуклюже и карикатурно выглядит в глазах лирического героя, играя во дворах на роялях и слушая патефон. В стране творился хаос и беззаконие.
  • Тема любви.
    Сергей и Анна Снегина, безусловно, любят, но не понимают, что именно: прошлое или настоящее друг в друге? Они вроде и хотели бы начать все заново, но их чувства живы лишь воспоминаниями. Кроме того, их разделяют идеологические баррикады. Рассказчик идет лишать помещицу ее земли, а она получает известие о гибели мужа – на том самом фронте, откуда бежал бывший возлюбленный. Эта ситуация все поставила на свои места: героиня хоть и тешит себя иллюзиями, но все равно уже давно изменилась, и по отношению к ухажеру времен юности ведет себя иначе, чем могла бы любящая женщина. Образы девушки в белой накидке, помещицы, которая упрекает Сергея, и Анны, которая пишет из эмиграции, живут как бы отдельной жизнью. С тремя разными женскими ликами связаны тематические линии поэмы — прошлое, настоящее и будущее время, которые формируют трехмерное пространство — цветущий сад, революционная деревня, чужой Лондон. Так вот, рассказчик навсегда остается в цветущем саду, избегая других граней пространства. Любит он только прошлое, ведь настоящее он без сожаления упустил, а к будущему в Англию не поедет. Зато юношеские годы, проведенные у калитки, он готов проживать снова и снова.
  • Лейтмотив дороги
    . «И вот я опять в дороге», — говорит рассказчик. Образ пути является одним из самых старейших в мировой литературе, примером тому служат произведения: «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Мёртвые души». Мотив дороги помогает лучше раскрыть внутренний мир рассказчика, ведь именно путь помогает ему размышлять о смысле жизни, заставляет почувствовать красоту окружающего пейзажа.
  • Эпическая тема
    раскрывается в поэме «Анна Снегина» в ретроспективной манере изложения. Сергей вспоминает о юношеской влюбленности, о времени, когда жизнь была беззаботна. Подобный ретроспективный взгляд сохраняется с первых до последних строк. Для автора и для лирического героя очень важно прошлое. Минувшее рассматривается как нечто абстрактное, но, даже, несмотря на это, оно не теряет своей значимости: имеет принципиальное значение событие, факт, а не конкретная дата. На это указывает часто употребляемое в тексте обстоятельственное неопределенное наречие «когда-то», которое встречается в произведении 4 раза. Обстоятельственное наречие времени «недавно» встречается реже — 1 раз. А неизменяемое наречие «нынче» создаёт антитезу наречию «когда-то». Всё это говорит о том, что время неконкретно, а скорее метафорично. Оно абстрагировано от реальности. Воспоминания для рассказчикаценны. Это прошлое, которое оставило след на его душе: «Я сейчас вспоминаю…». Флешбэки — это способ персонажа объяснить себе реальность. Чтобы показать уникальность минувших дней, автор использует незамысловатое слово «быль», указывая тем самым на подлинность событий: «милые были», «я знала б счастливую быль».

Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическ ое в поэме Есенина. — презентация


Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме Есенина.

Вы самостоятельно прочитали поэму. Поде литесь своими впечатлениями. О чем эта поэма?

В действительности, это наиболее яркое и крупное произведение Есенина не только о первой любви. Основное действие происходит с весны до поздней осени 1917 года, в период русской революции. «Мужицкие войны» двух соседних сел, зажиточного Радова и обделенного землей Криуши, причины деревенских «не урядов», захват усадьбы помещицы Снегиной и другие события даются здесь в оценке разных персонажей по-разному. Знаменательно и то, что поэма о революции рассказывает о любви, не получившей взаимности. Это придает произведению особую многозначность и помогает Есенину впервые в литературе 20-х годов подойти к теме революции, эмиграции и разобщенности русской интеллигенции с позиций национальных и общечеловеческих ценностей.

Поэма «Анна Снегина» была написана в начале 1925 года. В своих комментариях к поэме С.А.Толстая-Есенина подчеркивает: «Анна Снегина» в значительной степени автобиографичная… лето 1918 года Есенин провел в Константинове и, конечно, был очевидцем явлений, происходивших в революционной деревне. Связь этого произведения с реальной действительностью легко проследить даже по ряду деталей. Например, названия деревень Криуши и Радово… Две деревни с такими названиями существуют в округе села Константиново.


У Анны Снегиной есть прототип. Сестра поэта А.А.Есенина называет Лидию Ивановну Кашину, «молодую, интересную и образованную женщину», и пишет: «Она явилась прототипом Анны Снегиной…


слова в поэме «Анна Снегина»: Приехали. Дом с мезонином Немного присел фасад. Волнующе пахнет жасмином Плетневый его палисад – относятся к имению Лидии Кашиной».

С Лидией Ивановной Кашиной поэта связывала дружба. Отцу девушки принадлежали имение в Константинове, родном селе Есенина, хутор Белый Яр, леса за Окой, тянувшиеся на десятки километров в глубь Мещеры, а также ночлежные дома в Москве на Хитровом рынке. В книге «Москва и москвичи» В. Гиляровский писал, что владельца главной трущобы Москвы с его миллионами «вся полиция боялась», потому что «с Иваном Петровичем генерал- губернатор за ручку здоровался».


Л. Кашина была красивой и образованной женщиной. В 1904 г. с отличием окончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками. Есенин часто бывал в ее доме, где устраивались литературные вечера и домашние спектакли.

«Матери нашей, – вспоминала сестра поэта, – не нравилось, что Сергей повадился ходить к барыне… «Мне, конечно, нет дела, а я вот что тебе скажу: брось ты эту барыню, не пара она тебе, нечего и ходить к ней»… Сергей молчал и каждый вечер ходил в барский дом… Мать больше не пробовала говорить с Сергеем. И когда маленькие дети Кашиной приносили Сергею букеты из роз, только качала головой. В память об этой весне (1917 г.) Сергей написал стихотворение Кашиной «Зеленая прическа…»

Однако образ и судьба хозяйки константиновского имения расходятся в главном – в отношении к революции. Если героиня поэмы не принимает революцию, покидает Россию, то Кашина в 1917 году сама передала дом крестьянам и переехала в Москву, где работала переводчицей, машинисткой и стенографисткой.

Но Есенин писал свою героиню не только с Лидии Кашиной. Происхождение имени и фамилии героини также имеет свою историю. Имя Анна, что означает «богатая, чудесная, грация, миловидность», не случайно совпадает с именем Анны Алексеевны Сардановской, внучатой племянницы священника села Константиново. Ею в юности также был увлечен поэт. Анна Сардановская напоминает «девушку в белой накидке» именем, возрастом, запоминающейся чертой внешнего облика – смуглой кожей («смуглая рука») и даже тем, что любила белые платья и белые цветы.

Кроме того, она и была той девушкой, которая полюбила другого и ласково сказала поэту «нет». Ранняя смерть Сардановской (скончалась в родах 7 апреля 1921 года) потрясла Есенина и романтизировала ее образ как образ единственной настоящей любви. И. Грузинов вспоминал, что весной 1921 года Есенин говорил ему: «У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю».

Но самые удивительные совпадения имеются с третьей женщиной, которая «дала» есенинской героине фамилию. Эта женщина – писательница Ольга Павловна Сно (1881– 1929), которая подписывала свои произведения «О. П. Снегина», «Ольга Снегина», «Снежинка» и др. Знакомство Есенина и О. Снегиной состоялось в апреле 1915 года в ее литературном салоне. Известна дарственная надпись Снегиной на книге «Рассказы» (1911): «Весеннему Есенину за его «Русь». Полюбите Лизу из Морошкино и меня. 1915, апрель. Ольга Снегина».

Речь идет о маленькой поэме Есенина «Русь» и героине повести «Село Морошкино», помещенной в подаренной Есенину книге и высоко оцененной М. Горьким в письме к автору. Любопытно, что псевдоним «Снегина» – перевод фамилии мужа, литератора, англичанина по происхождению Е. Сно (snow – в переводе с английского – снег). Так вот откуда появилось у Есенина в поэме упоминание «лондонской печати» на письме Снегиной! Эту печать он мог видеть на письмах, которые присылали ее родственники из Англии.


Как вы определили жанр произведения?


Сам Есенин определил жанр «Анны Снегиной» как лироэпическая поэма. Как вы понимаете это определение?


Но есть и другие взгляды. В. Турбин, к примеру, называет произведение «повестью в стихах» и находит сходство с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина.


Еще одно определение предложил Квятковский, утверждая, что это стихотворная новелла, то есть повествование с напряженным романным сюжетом и неожиданной концовкой.


Все эти определения указывают на различные особенности произведения, среди которых ярче выделяются лирическое и эпическое начала, что определяет тему сегодняшнего урока.

Главный персонаж носит имя автора, но здесь Сергей Есенин не автор, а герой, в прошлом крестьянин, а ныне знаменитый поэт, приехавший в «бардовские поместья» отдохнуть и поохотиться. С ними связан лирический сюжет поэмы.


Осмыслим развитие лирического сюжета произведения, идя вслед за автором.


Работа в парах.


Работа в группах. Уровень 1. Перечислите средства, с помощью которых поэт запечатлел черты непростого времени Уровень 2. Как вы понимаете смысл названия поэмы. Покажите взаимосвязь темы родины и темы времени. Как это выражается в узко хронологическом смысле?

Уровень 1. образы героев, их реплики, стилистические особенности речи, судьбы отдельных людей, отношение их к войне и революции. Уровень 2. Название говорит о том, что все основное сосредоточено в поэте и Анне Снегиной и в тех отношениях, которые складываются между ними. Снегина – символ чистоты, утраченной юности. В рассказе одного из уголков русской земли с 1917 до 1923 года угадывается жизнь всей России: война, революции.


Уровень 3. Подтвердите текстом, что Есенин не идеализирует крестьянство, подчеркивает его неоднородность.


Выпишите авторские характеристики, комментирующие отношения Анны и Сергея.


Объясните цель повтора. 1 глава: Далекие, милые были – Тот образ во мне не угас… Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас… Концовка поэмы: Далекие, милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но значит, любили нас.


Повтор подчеркивает важность любовного сюжета и то, что прошлое и настоящее взаимосвязаны; он как бы соединяет времена, подчеркивая их неотделимость от судеб родной земли.


Объясните причины, по которым исторические события показаны эскизно, без глубины.


Особый интерес представляет не само изображение эпических событий, отношение к ним поэта. Есенин высказывает концепцию жизни — свой взгляд на мир, на события, на то, что остается вечным, незыблемым.

Уровень 4. Проанализируйте эволюцию черт характера русского мужика на примере соответствующих образов. Проанализируйте причины, по которым главные герои не могут быть вместе. Укажите причины, по которым Есенин показывает разные типы крестьян, принявших революцию.


Автор поэмы словно предупреждал, на что будут способны дорвавшиеся до власти Проны и оказавшиеся около власти Лабути. Есенин первым заговорил об этом.


Уровень 5. Что вы думаете о роли мельника в поэме? (Он воплощает лучшие черты русского национального характера: доброту, близость к природе, милосердие и человечность, постоянно соединяет людей.)


Уровень 5. Медьник воплощает лучшие черты русского национального характера: доброту, близость к природе, милосердие и человечность, постоянно соединяет людей.


Уровень 6. Выскажите свое отношение к лирическому герою. Дайте оценку образу Анны Снегиной.

Уровень 6. Лирический герой имеет много общего с автором в строе мыслей, настроениях, в отношении к войне и крестьянам. Через отношение к ней раскрывается образ автора. У героини поэтическая, возвышенная натура, что делает ее образ привлекательным. Отъезд из России – трагедия Анны Снегиной.


Сделайте вывод о том, что включил в понятие «Родина» в поэме С.Есенин.


Родина для поэта – это не столько государство, территория, история и современность, сколько богатая русская душа, «прямо соответствующая народным идеалам». Их выразителем для нас является сам С.Есенин.


Авторы монографии о Есенине Куняевы утверждают, что «Анна Снегина» — «самая анти крестьянская поэма Есенина». Согласны ли вы с этим? Напишите сочинение- миниатюру, приводя как аргументы текст поэмы.

Проблематика:

  • Проблема войны
    . Солдаты не чувствовали, за что воевали, этим обусловлен проигрыш России в Первой мировой войне. Главный герой хоть и является патриотом, но все равно дезертирует, ведь понимает, что это не его борьба, что его просто используют. Кроме того, автор освещает вопрос более глобально, говоря, что любая кровавая распря – трагедия для страны и ее жителей. Особенно драматизм военных потерь ощущается, когда Снегины получили известие о гибели Бориса.
  • Социальное неравенство
    в поэме Есенина «Анна Снегина» является основной проблемой. Именно оно послужило плодородной почвой для революционных настроений, которые привели к гражданской войне. Оно же разлучило главных героев, озлобило рассказчика, довело от исступления крестьян.
  • Проблемы чувства и долга.
    Анна Снегина чувствует симпатию к рассказчику, но не может предать мужа, а потом и память о нем. С теми же противоречиями сталкивается поэт, когда выбирает между защитой интересов крестьян и помощью бывшей возлюбленной.
  • Нравственно-философская проблема
    выбора проявляется в нечеткой позиции рассказчика: он не понимает, какую сторону баррикад занимает, и надо ли ему это. Обе стороны внушают ему сомнение, ведь цель не оправдывает средства, и справедливость не оправдывает насилие. То же самое он испытал на фронте, когда, любя родину, отказался от участия в войне государства.
  • Проблема трусости и предательства
    . Лабутя хоть и с готовностью выучил революционные лозунги, но все равно в глубине души им не соответствовал. Такие люди были во всех движениях и партиях, именно они оставались в живых, пока их честные и отважные товарищи боролись за идею и погибали за нее.
  • Проблема жестокости
    . Хоть большевики и хотели водрузить на пьедестал общественной морали справедливость и равенство, они не смогли не замарать руки в жестокости. Например, они выселяют из дома вдову погибшего на войне белогвардейца, им наплевать, что станется с беззащитной женщиной, испытавшей такое горе.
  • Проблема власти
    . Поэт в книге «Анна Снегина» приходит к выводу, что любая власть – это подавление личности, это насилие, чуждое народу. Она четко разграничивает эти понятия: «Раз — власти, на то они власти, А мы лишь простой народ».

Смысл:

Есенин, прежде всего, расставил для себя приоритеты: с чем ему по пути? Анализируя обстановку, сложившуюся под влиянием социальных катаклизмов, он выбирает для себя старое доброе прошлое, где не было такой оголтелой вражды между родными и близкими людьми. Таким образом, основная мысль произведения «Анна Снегина» заключается в том, что поэт не находит в новой агрессивной и жестокой реальности места человеку. Борьба отравила умы и души, брат идет на брата, а жизнь измеряется силе нажима или удара. Какие бы идеалы за этим превращением не стояли, они того не стоят – вот приговор автора послереволюционной России. В поэме явно обозначился разлад официальной партийной идеологии и философии творца, и этого несовпадения Сергею Александровичу так и не простили.

Однако и в эмигрантской доле автор не нашел себя. Показывая пренебрежение к письму Анны, он обозначает пропасть между ними, ведь ее нравственного выбора он никак не может принять. Есенин любит родину и не может оставить ее, тем более в таком состоянии. Снегина уехала безвозвратно, как уходит прошлое, и для России исчезновение дворянства – исторический факт. Пускай и поэт новым людям кажется пережитком прошлого со своим сопливым гуманизмом, но он останется в родном краю наедине со своей ностальгией по вчерашнему дню, которому он так предан. В этом самопожертвовании выражается идея поэмы «Анна Снегина», а в образе девушки в белой накидке перед мысленным взором рассказчика появляется мирная патриархальная Россия, в которую он до сих пор влюблен.

Анализ 3

Поэма не просто показывает события, но и, в первую очередь, передаёт чувства героев. Речь идёт не столько о революции, но о встрече Есенина с его первой любовью.

Начинается всё с рассуждений поэта о Первой мировой, на которую его отправили, вот почему он и стал первым, как он себя называет, дезертиром. И вот, сбежав от ужасов войны за ненужные ему идеи и материальные ценности, Сергей возвращается в родные места. Тут же он удивляется поведению мужика, который подвозит его до мельницы, и с жадностью требует за доброе дело побольше денег. Жизнь в этих местах стала очень тяжелой.

Мельник со старухой очень рады Сергею. Старик становится причиной того, что Анна узнаёт о визите поэта, зовёт его в гости. Несколько раз в поэме приводится воспоминание о разговоре с Анной, точней, о признании ей в любви. Но она отказала ему. Окажется, что она вышла по любви за военного, но какая-то нежность и, может быть, чувство вины остались у неё перед Есениным. Они оба думают, как жизнь могла бы сложиться, будь они вместе… Но получилось, что он стал известным поэтом, она – важной дамой. В принципе, оба довольны. Он не влюблен ни в кого, а она счастлива в браке.

Когда они видятся, то оба испытывают смущение, оба восхищаются друг другом. Особенно легко Анне хвалить Сергея. Герой признаётся, что образ той любви в нём до сих пор не угас. В то же время он понимает, что отношения невозможны, в том числе по политическим причинам. Он за Ленина, за революцию, а Снегина, оказывается теперь врагом народа.

Скоро Есенин становится свидетелем революционных событий. Видит, как простой народ, обиженный судьбой, хочет просто отобрать имение Снегиной. А у той горе – муж погиб, она даже упрекает Есенина, что поэт «трусливо» жив.

Есенин уезжает, а когда вновь возвращается в эти края, то мельник передаёт ему письмо от Анны. Она за границей, даже восхищается новой страной, скучает по родной земле, всегда помнит Есенина как первую любовь.

Анализ стихотворения Анна Снегина по плану

Критика:

Впервые фрагменты из произведения «Анна Снегина» были изданы в 1925 году в журнале «Город и деревня», но полномасштабная публикация была лишь в конце весны этого года в газете «Бакинский рабочий». Сам Есенин ставил книгу очень высоко и говорил о ней так: «По-моему, это лучше всего, что я написал». Это в своих воспоминаниях подтверждает и поэт В. Ф. Наседкин: «Своим литературным друзьям он охотнее всего читал тогда эту поэму. Было видно, что она нравилась ему больше, чем другие стихи».

Критики боялись освещать столь красноречивый укор новой власти. Многие избегали высказываться в печати о новой книге или отозвались равнодушно. Зато у рядового читателя, судя по тиражу газеты, поэма вызвала неподдельный интерес.

По данным газеты «Известия» от 14 марта 1925 за номером 60, мы можем установить, что в Доме Герцена на встрече группы литераторов под названием «Перевал» прошло первое публичное чтение поэмы «Анна Снегина». Реакция слушателей была отрицательной или равнодушной, во время эмоционального декларирования поэта они молчали и никак не проявляли заинтересованности. Кое-кто даже попытался вызвать автора на обсуждение произведения, но он резко отклонил подобные просьбы и покинул зал в расстроенных чувствах. Мнение о работе он спросил лишь у Александра Константиновича Воронского (литературного критика, редактора журнала «Красная новь»). «Да, она мне нравится», — отозвался он, может, поэтому ему посвящена книга. Воронский был видным членом партии, но боролся за свободу искусства от государственной идеологии. За это его расстреляли при Сталине.

Конечно, некрасовская прямолинейность, простота слога и витиеватость содержания, столь не свойственные Есенину, вызвали у советских критиков предположение, что поэт «исписался». Они предпочитали оценивать лишь форму и стиль скандального произведения «Анна Снегина», не вдаваясь в подробности в виде деталей и образов. Современный публицист, Александр Тененбаум, иронично замечает, что «осудили Сергея критики, имена которых сегодня уже затёрлись донельзя».

Есть некая теория, что чикисты поняли антиправительственный подтекст поэмы и расправились с Есениным, инсценируя самоубийство доведенного до отчаяния творческого человека. Фраза, которая трактуется некоторыми людьми, как похвала Ленину: «Скажи, Кто такое Ленин? Я тихо ответил: Он — вы», — на самом деле означает, что вождь народов – предводитель бандитов и пьяниц, как Прон Оглоблин, и трус-перебежчик, как его брат. Ведь революционеров поэт отнюдь не хвалит, а выставляет в карикатурном виде.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]