Роль общения в жизни человека: основа для появления общественных и личных отношений


Роль общения в жизни человека сложно переоценить. Благодаря общению, начавшемуся вместе с первыми примитивными знаками, и дошедшему в своем развитии до полноценной речи, предки человека смогли улучшить свои способности и коммуникативные навыки. А это привело к формированию современных людей и дальнейшему развитию цивилизации.
Общение необходимо не только для передачи опыта, но и для установления новых социальных контактов, решения конфликтов и многих других вещей, без которых современный человек не смог бы назвать себя цивилизованным. Даже прогресс современной науки оказался бы невозможным без речи и умения сохранять информацию в виде письменности, которая создавалась на основе вербального общения.

Статьи по теме

  • Актуальная техника работы с подсознанием 20.09.2021
  • Самые главные направления воспитания 28.08.2021
  • Первоочередная цель воспитания детей в современном обществе 20.05.2021
  • Воспитание чувств — как человек реагирует на разные ситуации 20.05.2021

Роль общения в жизни человека: философия и психология


Философия рассматривает процесс общения как способ, благодаря которому происходит внутренняя эволюция социума и небольших групп. Это осуществляется посредством диалектического взаимодействия личности с обществом.

В психологии подход несколько иной. Здесь общение рассматривается как процесс взаимодействия, который необходим для того чтобы реализовать другие виды занятий человека.

Общение является одним из главных факторов самоформирования личности, что подтверждается выводами психологов.

Доклад-сообщение «Общение»

Общение — это процесс, в ходе которого люди устанавливают между собой контакты, вызванные необходимостью в совместной деятельности.

Этот сложный и многогранный процесс характерен только для людей. В этом состоит принципиальное отличие нас от животных. Главное, что нужно для общения — наличие социума, то есть общества.

Появление общения

Общение такое же древнее, как и сама цивилизация. Уже первобытные люди устанавливали между собой разного рода контакты. Так, к первым формам общения можно отнести жесты указывающие или изображающие что-либо.

В ходе эволюции с развитием интеллекта появляются всё более сложные виды общения. Человек становится разумным, эмоционально развитым, учится мыслить. Соответственно, и само общение становится более сложным, подчиняется особым законам. Например, появляются этикет, нормы морали.

Все эти изменения характеризуют человеческое общество в целом.

Развитие речи у ребёнка

Есть определённые особенности развития отдельного человека, индивида.

Так человеческое дитя уже в возрасте трёх месяцев способно эмоционально общаться. Ему свойственны элементарная мимика и жесты. Малыш ещё не понимает речи взрослых, не может говорить сам, но тонко чувствует малейшие изменения в голосе или настроении мамы. Этот этап развития называется довербальным (доречевым).

Затем появляются новые потребности, ребёнок начинает стремиться к знаниям. Около двух лет или даже раньше многие малыши способны говорить первые слова, а некоторые строят простые предложения. Этот этап характеризуется появлением речи.

С каждым годом ребёнок узнаёт всё больше информации, его словарный запас расширяется. Он овладевает разными видами общения, чему способствуют действия с предметами и игровая деятельность. На этом этапе развивается и усложняется речевое общение.

Средства коммуникации

Для общения характерны: обмен информацией, обмен действиями, восприятие и понимание собеседника.

К средствам общения можно отнести:

  • вербальные (речевые);
  • паравербальные (не являются словами, а только сопровождают речь);
  • невербальные (схожи со вторым пунктом, передают эмоции партнёра).

Как паравербальные, так и невербальные средства общения дополняют или замещают сам процесс говорения. К ним относятся: громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика и даже особенности почерка.

Речь как форма общения

Речь подчиняется определённым правилам и нормам языка. Она включает два компонента: слова и их значения, а также синтаксис, помогающий правильно строить предложения.

Речевая деятельность может быть как устной (говорение и слушание), так и письменной (письмо и чтение).

Типы общения

Выделяют три типа коммуникации:

  1. Императивное общение (здесь главным является приказ, требование что-либо выполнить; собеседника принуждают к определённым действиям, его не слышат, игнорируют).
  2. Манипуляция (на партнёра оказывается воздействие с целью достижения скрытых намерений; человеком управляют, как марионеткой).
  3. Диалог (самая человечная форма общения; к собеседнику проявляется интерес, уважается его личность и внутренний мир).

Функции общения

Общение, как и любая деятельность, обладает рядом функций. К ним относятся:

  • контактная функция (установление контакта);
  • информационная функция (получение новой информации);
  • побудительная функция (побуждение к какому-либо действию);
  • функция понимания (для правильного общения необходимо понимать собеседника);
  • эмотивная функция (связана с эмоциями, которыми люди обмениваются в ходе общения);
  • функция установления отношений (для продуктивного общения надо наладить с собеседником хорошие отношения).

Формы общения

Когда общаются незнакомые люди, между которыми нет родственных отношений, — это анонимное общение. Например: пассажиры в транспорте, зрители в кинотеатре, болельщики на стадионе.

Формально-ролевыми являются контакты между людьми, выполняющими определённые роли, функции. Это могут быть покупатель и продавец, учитель и ученик, начальник и подчинённый.

Неформальным называется общение людей, не связанных деловыми отношениями. Сюда относятся контакты сослуживцев, но за пределами офиса, магазина. Например, совместное посещение ими концерта или спортзала. К особому виду неформального общения относится коммуникация между близкими людьми или членами семьи.

Таким образом, общение — важная составляющая жизни в социуме, среди людей. Без этого человек не может развиваться полноценно. Только благодаря разного рода коммуникациям общество развивается и совершенствуется.

Для чего нужно общение


Человеку нужно общаться. Это его естественная потребность, обусловленная постоянным нахождением в ячейке общества, вроде семьи, трудового коллектива или школьного, либо студенческого класса.

В жизни человека роль общения невероятно значима, так как занимает одну из главных позиций, влияющих на психику. Человек, лишенный возможности общаться с себе подобными никогда не сможет стать социальной личностью. У него не будет достаточно цивилизованности и культуры, только лишь человеческий внешний вид. Здесь примером могут послужить «люди-маугли», у которых организм развивается как обычно, однако психическое развитие сильно задерживается из-за отсутствия контактов с другими людьми.

И хотя общение для большинства людей кажется естественным, у некоторых все же могут возникать различные проблемы: страх, социофобия. Обычно причина проблемы скрывается в подростковом возрасте, когда происходит первый осознанный вход в общество. Если он оказывается неудачным, результатом могут стать трудности в нахождении контакта с другими людьми.

Особенности общения в современном мире. Уровни общения

Этот уровень общения напрямую связан с чувством юмора, он очень важен для любых неформальных отношений. Например, семейные отношения вряд ли будут достаточно гармоничными и постоянно обновляющимися без взаимной игры и юмора.

Бывает, что люди с определенным типом характера и темперамента применяют игровой уровень в разговорах, требующих совсем другого уровня общения. Вовсе не значит, что эти люди не способны к серьезным действиям, просто это следствие определенного склада психики. Такие люди принадлежат к психотипу гипертимов (жизнерадостные, энергичные люди). К слову сказать, если нас чрезмерно раздражают подобные оптимисты, может это нам стоит задуматься, не слишком ли мы серьезно относимся к жизни?

Духовный

Название показывает, что данный уровень общения характеризуется наибольшей степенью раскрытия своей личности и погружения в личность собеседника. Этот уровень требует порою немалых внутренних усилий, на которые далеко не все способны. Духовный уровень общения используется некоторыми особенно близкими родственниками, друзьями. Исповедь священнику, искренний рассказ о себе непременно потребует особенно глубокого духовного уровня общения. Особой чертой духовного уровня общения является неспешный темп речи, причиной которого является особое доверительное отношение к собеседнику, к общению с ним.

Ситуация: Она показывает Ему тетрадку своих школьных стихов, а Он, вместо того чтобы проявить заинтересованность, отпускает реплику: «Я-то думал, что ты о чем-то серьезном». Эта модель поведения в корне неверна. Она предлагает Ему общение на духовном уровне, Он же воспринимает это на уровне примитивно-деловом. «Хм, а у тебя получались неплохие сонеты» – должен сказать он, даже если это будет не совсем правдой.

Уровень масок

Каждый может насчитать у себя много масок. Собеседник поневоле надевает маску приветливости, серьезности, вежливости, так как иногда просто психологически невозможно вкладывать в общение все свои умственные ресурсы, обаяние. Также следует учесть контакты не только вербальные – ничуть не реже мы сталкиваемся с кем-то просто взглядом, молча жмем кому-то руку, на это тоже уходит энергия, и мы защищаемся при помощи масок (более подробно МирСоветов рассказывал об этом в материале «Невербальные средства общения»). Заметьте, что когда вы говорите не совсем искренний комплимент, вы одеваете маску, чтобы не получить травму от собственной неискренности. Такое понятие как ложь непосредственно связано с системой масок. В уровень масок входит также и понятия «Формального уровня», «Уровня поддержания контакта», «Уровня стандартной беседы» (по Бюдженталю). Формальный уровень характеризуется поддержанием о себе определенного впечатления и сохранением определенной дистанции. Уровень поддержания контакта – общение людей в более непринужденной манере, общение на уровне фактов и мнений. Уровень стандартной беседы представляет собой повседневный диалог между близкими и знакомыми людьми.

Чем характеризуется общение

Для начала стоит выделить содержание общения. Это может быть:

  • передача знаний или опыта;
  • восприятие собеседника;
  • взаимооценка друг друга собеседниками;
  • взаимовлияние;
  • взаимодействие;
  • управление действиями.

Это основные моменты, поясняющие роль общения в человеческой жизни.

Теперь стоит перейти к функциям общения, которые признаны в мировой науке:

  1. Инструментальная. Диалог требуется для того чтобы совершить определенное действие, также оно необходимо для управления информацией и ее передачи.
  2. Синдикативная. Диалог — средство объединения.
  3. Самовыражения. Диалог используется для взаимопонимания.
  4. Трансляционная. Диалог необходим для передачи определенных способов деятельности или оценок.

Также выделяют второстепенные функции:

  • экспрессивная —эмоциональные состояния и переживания взаимопонимаются собеседниками;
  • социального контроля — определение алгоритма поведения и действий;
  • социализации — прививание навыков по взаимодействию с обществом согласно общепринятыми правилами.

Если одна из указанных ранее функций будет нарушена или вообще окажется отсутствующей, то наладить контакт окажется очень сложно.

Разница в структуре общения

Существует определенная структура общения, обычно выделяется следующие стороны диалога:

  1. Коммуникативная. Это обмен информацией между собеседниками.
  2. Интерактивная. Обмен как знаниями, так и действиями.
  3. Перцептивная. Процесс восприятия друг друга во время разговора. Оценка внешности, характера и прочих черт.

Основным средством общения остается язык, однако также в диалоге могут участвовать жесты, различные знаки и прочие способы донести до собеседника свою мысль.

Виды и уровни общения

Если более точно характеризовать формы, то получим такое понятие, как «виды общения». Такая классификация описывает взаимосвязь, придавая ей яркие и специфические черты:

  1. Примитивное – когда люди смотрят на собеседника как на объект, на которого вешают ярлык «можно использовать / не нужен». И в соответствии с этим пробуют наладить отношения, или же уходят от диалога, избегают его.
  2. Формально-ролевое – когда установлен способ общения, его суть и содержание. Важную роль играет социальная функция человека в том или ином коллективе.
  3. «Контакт масок» — используется привычное лицемерие (что это?), неискренность или просто вежливость без желания понять собеседника. Связь образуется исключительно на поверхностном и формальном уровне.
  4. Деловое – во время беседы акцентируют внимание на деле, вопросе. Но при этом могут и обращать на некоторые черты партнёра, учитывать характер. Всё для того, чтобы достичь поставленной цели.
  5. Манипуляторное – используются разные методы, как получить от собеседника выгоду (показное безразличие, ложная спешка, заявление об авторитетности).
  6. Светское – люди высказывают не свою настоящую точку зрения, а просто говорят ни о чём. Как правило, цель такой болтовни – в знакомстве с выгодными людьми, показать себя другим.
  7. Духовное – когда собеседники хорошо знают личности друг друга. При общении учитывают интересы, предпочтения, могут предположить реакции на слова.

Виды дают более разнообразную характеристику общения. Уровни же описывают отношение людей в рамках коммуникации. Исследователь В.Н.Сагатовский выделяет:

  1. Уровень манипуляции – отношение и обращение с людьми, как с объектом для достижения поставленной цели.
  2. Уровень «рефлексивной игры» — человек в диалоге понимает, что оба имею планы друг на друга. Но пытаются показать, что у них просто обычное общение без подводных камней.
  3. Уровень правового общения – поведение собеседников согласовывается, учитывая конкретные правила и нормы.
  4. Уровень нравственного общения – взаимосвязь возникает на основе единения внутренних качеств.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]